Чем отличаются чистоговорки от скороговорок
Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.
Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.
Звук «с»
Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.
Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.
Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.
Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.
Звук «з»
За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.
Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.
Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.
Звук «ц»
Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.
Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.
Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.
Звук «ш»
Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.
Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.
Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.
Уш-уш-уш – принимали утром душ.
Звук «ж»
Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.
Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.
Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.
Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.
Ож-ож-ож – на родителей похож.
Звук «ч»
Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.
Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.
Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.
Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.
Звук «р»
Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро – я принес домой перо.
Ар-ар-ар, ар-ар-ар – слышу как гудит комар.
Ир-ир-ир, ир-ир-ир – папа выпил весь кефир.
Научиться говорить четко и правильно – сложная задача. Для достижения результатов нужно выучить 200 скороговорок для развития дикции – простых и сложных, длинных и коротких. Заниматься следует несколько раз в день, практикуя четкое произношение различных звуков.
Алгоритм разучивания скороговорки
- Взрослый читает текст потешки медленно, четко выговаривая все звуки.
- Обсуждает с ребенком содержание при помощи вопросов:
- О чем говорит скороговорка?
- Какие герои там действуют (если текст о людях или животных)?
- В нашей жизни так бывает (встречаются ли такие события)?
- Спросить у дошколенка, какие слова непонятны, объяснить их значение.
- Рассказать, что потешку произносить нужно по-разному, начиная с медленного темпа и заканчивая очень быстрым. Показать малышу, как правильно это сделать.
- Несколько раз повторить вместе текст скороговорки, стараясь сделать это в разном темпе.
- Чтобы облегчить понимание скороговорочного ритма, предложить хлопать ладошками в такт словам, сначала медленно, затем все быстрее.
- Заинтересовать дошколенка можно игровым моментом: повторять потешную фразу, легонько подбрасывая мячик то вверх, то из руки в руку.
- Для того чтобы скороговорка стала интересной забавой, организовать в семейном кругу игру с фантами «Кто быстрее расскажет? У кого лучше всех получилось? Кто припомнит больше всех прибауток?»
Методика разучивания
Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.
Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.
Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.
Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.
Детские смешные скороговорки
В этом разделе вы найдете прекрасный материал для игрового обучения
Совместное заучивание веселых скороговорок для детей создадут позитивный настрой и привлекут внимание даже самого непоседливого малыша
Попугай
Говорил попугай попугаю: Я тебя, попугай, попугаю. Отвечает ему попугай: Попугай, попугай, попугай!
Кощей
Тощий немощный Кощей Тащит ящик овощей.
Мышка
Мышка залезла под крышку, Чтобы под крышкой сгрызть крошку, Мышке, наверное, крышка — Мышка забыла про кошку!
Карасёнок
Карасёнку раз карась Подарил раскраску. И сказал Карась: «Раскрась, Карасёнок, сказку!» На раскраске Карасёнка — Три весёлых поросёнка: Карасёнок поросят перекрасил в карасят!
Сорок сорок
Хитрую сороку поймать морока, А сорок сорок — сорок морок.
Черепаха и чай
Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Обжора Жора
Обжора Жора на обед съел сто блинов и сто котлет. Болит живот у Жоры. Опасно быть обжорой!
Жаба, журавль и желтый жучок
Жаба, журавль и желтый жучок В гости к ежихе шли на лужок, Чтобы пришила на место портниха Буковку Ш и в лесу стало тихо.
Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.
Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к
- Бобры добры ушли в боры.
- Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
- Баран-буян залез в бурьян.
- Бублик, баранку, батон и буханку.
- Пекарь из теста испёк спозаранку.
- Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
- Водовоз вез воду из-под водопровода.
- Вылили мыло в ванну.
- И вымыли мылом Ваню.
- Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
- Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
- Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
- Гули-голуби гуляли, голубику собирали.
Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.
Дровоколорубы рубили дубы.
- Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
- Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
- В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
- Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
- Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
- Жутко жуку жить на суку.
- Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
- Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
- Розовые розы замерзают в морозы.
- Зимним утром от морозе.
На заре звенят берёзы.
Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.
Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.
- Коси, коса, пока роса
- Около кола колокола, около ворот коловорот.
Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
- Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
- В голубятне голуби, а на дубе желуди.
- Мыла Мила мишку мылом,
Мыло Мила уронила,
Уронила Мила мыло —
Мишку мылом не домыла.
- Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
- На мели мы лениво налимов ловили.
И меняли налимов вы мне на линя.
О любви не меня ли вы мило молили,
И в туманы лимана манили меня.
Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.
- Пекарь Пётр пёк пироги.
- Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
- Повар Пётр и повар Павел,
Пётр пёк, а Павел парил,
Парил Павел, Пётр пёк,
Смотрите еще:
- Как побороть страх
- Как развить память
- Упражнения для развития речи и дикции
Повар Пётр и повар Павел.
Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!
Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!
Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.
- Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
- Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
- На горе Арарат рвала Варвара виноград.
- На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
- Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
- Слон сломал случайно стенку.
- Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
- Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
- Ткет ткач ткани на платки Тани.
Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ
- Филипп к печке прилип.
- Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
- Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
- Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
- Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
- Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
- Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
- Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
- В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.
- На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
- Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
- Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
- У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
- Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Наварила щука щей, угощала двух лещей.
- Щуку тощую с реки притащили рыбаки.
Развитие дикции скороговорки для тенировки
Учитесь, проговаривайте эти строчки с детьми и вы обязательно добьетесь успеха. Ваши детки будут говорить чисто и правильно.
***
Покатился колобок,
На дороге — коробок.
Удивился Колобок,
Закатился в коробок.
***
Заклинатель ловок был.
Кобру в торбу посадил.
Спрячь-ка торбу, будь так добр.
Не люблю я этих кобр.
***
Тида-рида-рида-да
Пляшет в чайнике вода.
Чайник весело поет.
Чай с вареньем пить зовет.
***
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
Петушок прыг на порог
— Подари пекарь пирог!
***
Нил поймал линей:
Один мал, два длинней.
***
Прохор ехал в Харьков,
А Захар из Харькова.
***
Повтори без запинки:
На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром.
***
В аквариуме у Харитона
Четыре рака, да три тритона.
***
Яшка в фуражке
Едет на черепашке.
***
На окошке крошку мошку
Ловко ловит лапой кошка.
***
Шила Саша шапку скоро.
Шов строчила шелком споро.
***
Шестнадцать шли мышей
И шесть нашли грошей,
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.
***
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
***
Играл Егорка с Игорьком,
Скатились с горки кувырком.
***
Баркас примчался в порт Мадрас,
Матрос принёс на борт матрас,
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
***
Гриша грыз коржик.
Орешек грыз Жоржик,
А Гарик — сухарик.
***
Турка курит трубку, курка клюет крупку.
Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
***
Карлик лекарь Карл у карлицы крали Клары украл кораллы.
А карлица краля Клара у карлика лекаря Карла украла кларнет.
Если бы карлик лекарь Карл у карлицы Клары-крали не крал кораллы,
То карлица краля Клара у карлика лекаря Карла не крала бы кларнет.
***
Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
А когда сбежал под горку,
Позабыл скороговорку.
И теперь в скороговорке
Нет ни горки не Егорки.
***
На воротах — сорока,
На заборе — ворона,
На дороге — воробей.
***
Взял Валерка тарелку
Взял Валерка поднос.
На подносе тарелку
Мне Валерка принес.
***
Мороза моржи не страшатся —
Моржи на морозе резвятся.
***
Хлещет, хлещет дождь,
Скрылся волк под хвощ.
Хвост под хвощём,
А сам под дождём.
***
Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
***
В шалаше шуршит шелками
Желтый дервиш из Алжира и,
Жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.
***
Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
Голосовая гимнастика
Суть методики довольно проста и заключается в 3 постулатах.
- При сжимании грудной клетки вдохи носом должны быть короткими, но резкими.
- Упражнения по методике задействуют все части тела.
- Усиленное дыхание внутренних тканей указывает на повышенное усвоение кислорода организмом.
Каждая манипуляция направлена на расслабление мышц гортани и контроль дыхания, что способствует развитию и улучшению речевых способностей.
Эффективная дыхательная гимнастика для речевого развитие детей состоит из 4 шагов.
- Положите ребенка на спину и расположите у него на животике небольшую подушку или мягкую игрушку. Расскажите малышу, что при вдохе живот следует надуть и предмет поднимется кверху. Затем проделайте плавный выдох, произнося звук «пфф». Дыхательная гимнастика от заикания проводится по 2—3 минуты от 5 до 10 раз в день. Дышать во время сеанса стоит равномерно и спокойно.
- Сделайте шарики из ваты и положите на ровную поверхность. Покажите малышу, как с помощью воздуха сдвинуть их с места. В дальнейшем усложните задачу, заменив гладкую поверхность шероховатой. Например, положите шар на махровое полотенце. В процессе у ребенка выработается спортивный интерес, и он начнет сдувать ватные комки продолжительнее, захватывая больше воздуха.
- Выдувая мыльные пузыри, ребенок будет весело проводить время, разрабатывая мышцу речевого аппарата.
- Устройте джакузи в чашке, используя для игры соломинку. Опустив её, предложите ребенку подуть, чтобы вода забурлила. В это время нужно сохранять молчание, чтобы жидкость не попала в рот.
Еще одной из эффективных методик признают артикуляционную гимнастику. Варианты тренировки мышц ротовой полости:
- После вдоха надуваем щёки, при выдохе выпускаем воздух. Повторять следует несколько раз поочередно надувая каждую щеку отдельно.
- Делаем «рыбку», прихлопывая губами одну об другую.
- Надавливаем языком по очереди на внутреннюю часть щек.
- Набираем воздух и закрываем рот. Затем нажимаем пальцами (или кулачками) по щекам создавая звуки при выдохе.
- Проводим языком по зубам, как будто чистим их зубной щеткой.
- Покусываем по очереди нижнюю и верхнюю губу.
Как вариант: попросите ребенка зевнуть или покашлять с открытым ртом. Не забывайте соблюдать системность и проводить манипуляции комплексно.
При разговоре заикающийся человек испытывает нехватку воздуха, это провоцирует напряжение в мышцах лица, шеи и спины вне зависимости от причин заболевания.
Мышечная гимнастика заключается в таких упражнениях:
- В положении стоя максимально глубоко вдохните, при каждом последующем наборе воздуха, увеличивая объем грудной клетки. Выдох постарайтесь сделать быстрым и ритмичным, произнося звук «хуу». Один цикл составляет 10–15 повторений, а за день нужно делать 10–20 подходов.
- Задержите дыхания на 25–30 секунд. Это поможет улучшить вентиляцию легких и мышечный тонус.
- Ежедневные кардиотренировки по 15 минут повысят способности организма к адаптации и улучшат кровоток в легких.
- Йога — отличный вариант мышечной гимнастики, но подходящий только взрослым.
При помощи голосовой гимнастики проводите домашние спектакли для родных и друзей. Это метод преодоления страха перед публикой, а также коррекции и постановки голоса.
Для гиманастики помогает:
- Напевание песен, в которых преобладают гласные звуки: А О Е И. Во время пения старайтесь постепенно повышать голос или делать его все тише.
- Пение тех же песен, но в другой манере воспроизведения. Для этого попросите кроху изменить интонацию с веселой на грустную, а далее на ласковую или сердитую.
- Бросать мячик и на каждый удар правильно выговаривать слоги: «мА-мЕ-мО» или «шО-шА-цА» или слова с «ш, с, р».
Чем быстрее человек осознает нужность работы над правильностью разговора и цену собственных усилий, тем скорее его настигнет положительный результат.
Чтобы разнообразить упражнение замените стук хлопками в ладошки, проговаривая простые легко запоминающиеся стишки и скороговорки: «НАша ТАня ГРОмко ПЛАчет…», «ЗАЙку броСИла ХОзяйКА». Скороговорки выбирайте легкие, постепенно усложняя словами со звуком «р» или «ш».
В упражнениях логоритмики часто применяют элементы ЛФК: прыжки, наклоны и повороты.
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
В основном нарушение произношение наблюдается среди детей возрастом 3-4 лет. При этом дети выговаривают этот звук, но получается он искаженным. Часто слышится «в» вместо «л». Например, вось, вместо лось. Это связано с неправильной артикуляцией и постановкой языка, губ. В таком случае большую пользу приносит артикуляционная гимнастика, нежели скороговорки. Ниже представлены скороговорки, для исправления звука «л».
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Скороговорки для развития речи и дикции у детей на звук и букву Л
Длинные
После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.
Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!
Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.
Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.
Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол, не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.
У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.
Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.
Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу
Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!
Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!
В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!
С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.
Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.
Скороговорки на букву “В”
- Ай, вы львы, не вы ли выли у Невы?
- Иван болван молоко болтал, да не выболтал.
- Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
- Веселей, Савелий, сено пошевеливай.
- Проворонила ворона вороненка.
- Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
- Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула. - Соломы воз возница вез.
- Валин валенок провалился в прогалинок.
- Фаня в гостях у Вани.
У Вани в гостях Фаня. - Водовоз вёз воду из водопровода.
- Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
- Верзила Вавила весело ворочал вилами.
- Волховал волхв в хлеву с волхвами.
- Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.
- Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке. - Воробья врачи спасли,
в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами,
волновал траву с цветами. - Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
- Вместо рубахи не носите брюк вы,
Вместо арбуза не просите брюквы,
Цифру всегда отличите от буквы,
И различите ли ясень и бук вы? - Водовоз вёз воду из-под водопровода.
- Дорого вовремя время.
- Я нарвал овце овса. Ешь скорей овёс овца.
- Свиристель свиристит свирелью.
- Ворон рвал ревень во рву.
- В субботу на работу, в воскресенье на веселье.
- Вылили мыло в ванну и вымыли мылом Ваню.
- Ворона воровала цыплят, а Варвара караулила.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Около кола вьюн и хмель вьются на плетень. Вьются, плетутся, заплетаются, расперезавиваются.
- Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала, всех цыплят поворовала – проворонила Варвара.
- Я во двор вела вола, вол за холм увёл меня.
- Варвара варила, варила, да не выварила.
- Дело было в Вавилоне. Расчувствовавшаяся вавилонка Варвара расчувствовала нерасчувствовавщегося вавилонца Вавилу Вавилонского — вавилонянина.
- Волк-то на воле, да и воет доволе.
- Подарили Валеньке маленькие валенки.
- Верзила Вавила весело ворочал с сеном вилы.
- Волк вальсировал с волчицей:
«Нам волочиться не годится». - Два воеводы на одной подводе.
- Торговать — не горевать.
- Влас, не лазь в лаз!
- Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
- Как-то из-под выподверта зайчик приподвыподвернулся.
Правила использования скороговорок
Сегодня у многих детей дошкольного возраста наблюдаются речевые ошибки, которые тормозят их развитие, мешают овладевать навыками связной речи. Родители обращаются к помощи логопедов, хотя сами смогут устранить некоторые речевые нарушения своих детишек, если воспользуются такими доступными средствами, как скороговорки и прибаутки
На что надо обратить внимание, прежде чем разучивать их с ребенком? Специалисты советуют соблюдать следующие правила при отборе шуток — прибауток для домашних занятий:
- Учитывать возраст малыша и соответственные особенности его речевых навыков: например, в раннем возрасте трудно даются звуки . У средних дошкольников идет становление и шипящих. Главным у старших ребятишек является формирование четкой дикции, связной речи. Для тех деток, у которых проблема с шипящими долго сохраняется, работа с этими звуками не прекращается.
- Определить, какие звуки недостаточно сформированы, тяжело даются ребенку, например, самыми сложными считаются . Значит, материал лучше выбирать в расчете на отработку трудных для произношения звуков.
- Знакомство начинать с простых коротких скороговорок, постепенно переходя к сложным.
- Хорошо знать алгоритм разучивания шутливой фразы, чтобы быстро и непринужденно научить этому своего малыша.
Сложные скороговорки
По-другому их называют трудноговорки. Суть заключается в том, что вам нужно отработать три или более звуков в одной комбинации. Такой вариант подойдет для профи, которые щелкают короткие и длинные скороговорки как орешки.
- Построй параллелограмм по противоположным углам.
- В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведра ядра кедров.
- На мели мы налима лениво ловили,Меняли налима лениво на линя.
- Дима дарит Дине дыни, Дина Диме дырку чинит.
- Королева кавалера пригласила в каравеллу.
- Четверть четверика гороха без червоточинки.
- У того, кто не банкрот, полон банкомат банкнот.
- Шарики шарикоподшипника шарят по подшипнику.
- Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями.
- Наш Полкан из Байкала лакал. Лакал Полкан, лакал, да не мелел Байкал.
- Кристалл кристаллизовался, кристаллизовался да не выкристаллизовался.
- Дефибриллятор дефибриллировал дефибриллировал да не выдефибриллировал.
- Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
- Груня с грустью собирала грузди,Сгрызли гусеницы грузди.
- Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
Самые эффективные скороговорки
Оказывается, детские стихотворные скороговорки самые эффективные для улучшения дикции взрослых. Они замечательно тренируют дикцию, и в результате произношение становится правильным и чистым. Хотя, безусловно, вряд ли все получится сразу, так что главное, дать себе время на тренировку и не отступать при первых же неудачах.
***
У пчелы, у пчёлки Почему нет чёлки? Отвечаем почему: Чёлка пчёлке ни к чему.
***
Мы чаёк горячий Будем пить на даче, Пить с печеньем, с калачом, Пирог с черникой испечём.
***
Уж пожаловал ежам Новых дюжину пижам. Прежние пижамы Исколоты ежами.
***
Жук жужжит в железной банке, Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука.
***
Тучи гуще, гуще, гуще, Дождик пуще, пуще, пуще, Даже щуки и лещи Ищут шляпы и плащи.
***
Сова советует сове: «Спи, соседка, на софе: На софе так сладко спится – О совятах сон приснится!»
***
Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.
***
За деревней, за просёлком Пела песни перепёлка. Перепёл прилетел, Перепёлку перепел.
***
Посмотрите на Иринку: Ест Иринка мандаринку. Съест Иринка мандаринку, Бросит корочки в корзинку.
*** Были галчата в гостях у волчат. Были волчата в гостях у галчат. Ныне волчата галдят, как галчата. И, как волчата, галчата молчат.
***
В четверг четвёртого числа В четыре с четвертью часа Четыре чёрненьких курчавеньких чертёнка Чертили чёрными чернилами чертёж.
***
Мяч скучал на чердаке. Мячик ищут в сундуке. Тщетно ищут мячик Девочка и мальчик.
***
Белый снег. Белый мел. Белый сахар тоже бел. А вот белка не бела. Белой даже не была.
***
Мы режем, режем, режем, Бумагу всю изрежем, Вырежем жука – желтые бока. И как станет жук жужжать, Все должны мы убежать! Ж-ж-ж-ж-ж…
***
Над Жорой жук жужжа кружит. От страха Жора весь дрожит. Зачем же Жора так дрожит? Совсем не страшно жук жужжит.
***
В огороде Фёкла ахала и охала, Уродилась свёкла не на грядке – около. Жалко Фёкле свёклу, жалко свекле Фёклу, Жаловалась Фёкла: «Заблудилась свёкла!»