Скороговорки на р, л и шипящие

Скороговорки для развития дикции

А

А мне не до недомогания. Архип осип, Осип охрип.

Б

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Брит Клим брат,Брит Игнат брат,Брат Игнат бородат.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

В

Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Проворонила ворона вороненка.

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Г

Как на горке, на пригорке
Стоят тридцать три Егорки.

Гонец с галер сгорел.

Собрала Маргарита маргаритки на горе,
Потеряла Маргарита маргаритки во дворе.

Д

Два дровосека, два дроворуба, Два дровокола отточили топоры, Топоры остры-то до поры, До поры остры топоры, до времени.

Дед Додон в дуду дудел,
Димку дед дудой задел.

Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.

Скороговорки — упражнения для дикции

Е

Ест Федька с водкой редьку,
Ест редька с водкой Федьку.

Неделю Емеле прясть короб кудели, А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

Ж

Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.

У ежа — ежата, у ужа — ужата.

З

Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.

Все озера — зеркала Из зеленого стекла.

Соня Зине принесла бузину в корзине.

И

Инцидент с интендантом.

Ишак в кишлак дрова возил,
Ишак дрова в траву свалил.

К

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Карл у Клары украл коралл,
Клара у Карла украла кларнет.
Королева Клара строго карала
Карла за кражу коралла.

Коваль ковал коня, Конб копытом коваля, Коваль кнутом коня.

Л

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски,
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

М

Вы малину мыли-ли? Мыли, но не мылили.

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину звала по калину.

Н

Не мы ли на Ниле налима ловили?

Наш Наум себе на уме.

П

Павел Павлушку пеленовал,
Распелёнывал, да перепелёнывал.

Пётр первый пошёл погулять,Поймал перепёлку пошёл продавать.

Променяла Прасковья карася
На три пары чистокровных поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.

Р

Рыла свинья, тупорыла, белорыла, Полдвора рылом из-рыла, Вырыла, подрыла, до норы не дорыла. На то хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.

С

Сух сук нес барсук.

Старый Семён сказал своим сыновьям:
«Скосите стог сена».
Сыновья скосили стог сена.
Старый Семён сказал сыновьям: «Спасибо».

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках;Санки хлоп, Санька — вбок,Сонька — скок, Сеньку с ног.

Скороговорки — прекрасный способ для тренировки речи

Т

Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что тут долго объяснять?
Таня любит танцевать.

Под деревом тетерев тетерева встретил:«Тетерев, тетерев!Как твои тетеревята?» Тетерев тетереву в ответ:«Мои тетеревята — здоровые ребята, Твоим тетеревятам от них привет!»

Три сороки, три трещётки
Потеряли по три щётки:
Три сегодня, три вчера,
Три ещё позавчера.

У

Стала утка на пруду учить своих утят, Утята плавать на виду у мамы не хотят. Ужасно утка мучится:«Ну что из них получится?»

Уголёк в уголок принеси,
В уголке уголёк погаси!

Утят учила утка-мать Улиток на лугу искать. Улитки на лугу без шуток Учились прятаться от уток.

Ф

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Фока фантазировал, Фёдор фокусничал, Феофан фехтовал с Феоктистом.

У Филина Фили два филинёнка —
Филька и Филимонка.

Х

Хохотушка буква Х Рассмеялась: Ха-ха-ха!

Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали: ха, ха, ха.

Хвастун похвалялся-хвастался, Похвалялся-хвастался, да и выхвалился, Да и выхвастался.

Ц

В цветнике цветут цветы.

Куцая лисица в платьице из ситцаМучицу из пшеницы сеет через ситце.

Ценит цепь косец по косовице.

Ч

Четыре черненьких чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж. Чрезвычайно чисто!

Чок, чок, каблучок,
Наскочил на сучок,
Оторвался, поломался,
Чок, чок, каблучок.

Чики-чики-чикалочки.Едет гусь на палочке.Уточка — на дудочке,Курочка на чурочке,Зайчик на тачке,А мальчик на собачке.

Ш

Шесть смешинок из шести корзинок
И три смешка из пушистого мешка.

Прошкина Шавка укусила Пашку;Бьёт Пашка шапкой Прошкину Шавку.

Щ

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Щёголь-щегол над чащобой щебечет.

Щеголиха у щегла щеголихою была.

Ю

Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была, Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Я

Ящерка на ялике
Яблоки на ярмарку
В ящике везла.

Яхта легка и послушна моя, Я бороздить на ней буду моря.

Ярослав и Ярославна
Поселились в Ярославле.
В Ярославле живут славно
Ярослав и Ярославна.

Основные принципы скороговорения

Неправильным будет думать, что заниматься скороговорками легко и просто. Нельзя «взять и прочитать», здесь также требуется запастись терпением, как и в любом другом деле.

Первое, что необходимо сделать: медленно и даже желательно по слогам произнести скороговорку, тщательно артикулируя

Важно следить за тем, чтобы каждый звук был проговорен четко, чисто и внятно. Торопиться здесь не следует. Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку)

Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток

Несколько раз тщательно прочитав скороговорку, следует выучить ее наизусть – это под силу человеку даже с «куриной» памятью, объем скороговорок сравнительно небольшой (особенно если он составляет всего одну строчку). Чтобы заучивание прошло легче, можно воспользоваться так называемыми шпаргалками – руками: например, загибать пальцы на каждое слово, или сжимать в кулаки, или отстукивать ритм. Такой метод особенно хорош для маленьких деток.

Вторая фаза – отточить артикуляцию. Для этого понадобятся помощник и запас терпения как с его стороны, так и со стороны самого тренируемого. Ассистента необходимо посадить напротив себя, а затем раз за разом медленно, четко рассказывать ему скороговорку – но без звука. Это упражнение необходимо выполнять до той поры, пока помощник не сможет без проблем прочитать по губам каждую букву и сложить скороговорку воедино.

Когда получилось узнать фразу по губам, можно переходить к следующему этапу, еще более сложному: проговаривание шепотом. Речь должна быть настолько четкой, чтобы шепот был легко понимаем и различим. В качестве образца можно взять речь театрального суфлера – вот уж кто оттачивает свой шепот до филигранной ясности!

Следующий пункт – прибавление громкости. Теперь все то же самое нужно проделать громко и с выражением. Как будто в школьные годы на уроке литературы, рассказывая наизусть заданное на дом стихотворение.

И, наконец, последний этап – смена интонации. Вызубренную уже к этому моменту скороговорку нужно рассказывать на разный лад: громко и потише, детским голосочком и старческим дребезжанием, нараспев и речитативом – интонаций миллион. Самое главное, что каким бы образом скороговорка для развития речи не произносилась, делаться это должно быстро. И, разумеется, не теряя четкости.

Конечно, не нужно думать, что все это можно провернуть за один день. Тренировка дикции требует достаточно больших временных затрат и терпения – пройдет минимум несколько недель, прежде чем что-то начнет получаться. Этому нужно посвящать не менее тридцати-сорока минут ежедневно. Главное, не сдаваться на полпути. Кстати, специалистами рекомендуется все данные упражнения осуществлять в движении – можно ходить, бегать, заниматься зарядкой и так далее, правда, при этом придется еще и следить за правильным дыханием.

Еще один немаловажный фактор: для того чтобы все получалось правильно, нужно не просто механически оттарабанивать вызубренный урок, а представлять в воображении все то, о чем в скороговорке рассказывается. Если речь идет о том, как «мама мыла Милу», следует как можно более живо нарисовать в своей голове эту картину. Вот мама моет Милу, вот уронила мыло, вот Мила обрадовалась… Только тогда можно будет найти верные интонации.

И напоследок хороший совет: если читать книги вслух, это не только будет способствовать выработке правильных, чистых интонаций и тренировке дикции, но и разовьет фонематический слух.

Скороговорки с шипящими звуками [ж], [ш], [ч], [щ]

К скороговоркам с шипящими , , , родители и учителя обращаются чаще всего. Эти звуки тяжелее всего даются детям.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

В шалаше

В шалаше шуршит шелками Жёлтый дервиш из Алжира И, жонглируя ножами, Штуку кушает инжира.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка Чертили черными чернилами чертеж.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Рыжий кот

Лежебока рыжий кот, Отлежал себе живот.

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке, Щиплют щетку в уголке.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка Ёж с ежихой и с ежонком, Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке Живут старушки-болтушки. У каждой старушки лукошко, В каждом лукошке кошка, Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб.

Мышата

Мышонку шепчет мышь: “Ты все шуршишь — не спишь” Мышонок шепчет мыши: “Шуршать я буду тише”.

Ёжик

Лежит ежик у елки, у ежа иголки, А внизу, похожие на маленьких ежат, Шишки прошлогодние на траве лежат.

Обруч

Обруч я верчу, кручу, циркачом я стать хочу.

Скороговорка на букву Ч

На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча. Грач кричал, грач горячился… А сосед не огорчился.

Что такое скороговорка?

Скороговорка (определение для детей) — это шуточное народное творчество, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов.

Скороговорка (определение из толкового словаря) — это специально придуманная фраза с труднопроизносимым набором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.

Как развивать речь с помощью скороговорок?

Способов улучшить речь — масса, но многие (такие как голосовые тренинги) стоят денег. Скороговорки — самый простой, доступный и бесплатный способ. Чтобы обычные скороговорки преобразились в скороговорки для развития дикции, достаточно следовать 6 шагам:

  1. Правильно выучить
    Для начала стоит проговорить текст медленно. То, что скороговорки нужно говорить сразу очень быстро — критическое заблуждение. Этим вы только портите дикцию. Сначала проговаривайте скороговорку или сложное слово медленно, по слогам. Главная задача на этом шаге – правильно выучить скороговорку. Для примера возьмем: «На дворе трава, на траве дрова». Основные сложные буквы здесь – это Р, Д, Т, для кого-то и В. Разбиваем скороговорку на слоги и медленно произносим, чётко выговаривая сложные буквы: «На ДВо-Ре ТРа-Ва, на ТРа-Ве ДРо-Ва». Но часто, забывая про гласные звуки, начинают произносить «На двАре трава, на траве дрАва». Наша цель научиться правильно и красиво говорить, чтобы люди понимали каждое слово. И отрабатывая каждый звук в скороговорках, вы добьётесь лёгкости в произношении слов в повседневной речи.
  2. Шёпот
    Когда вы сможете выговорить чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте артикуляцию: произнесите текст шёпотом. Звуки, которые вы произносите, должны быть тихими, но четкими. Представьте себя суфлёром в театре, ваш шепот должен быть слышен и понятен на другом конце сцены.
  3. Растягивать
    Проговаривайте скороговорку растягивая трудные буквы в разных сочетаниях: «На дво-ррррр-е т-ррррр-ава, на т-ррррр-аве д-ррррр-ова»; «н-ааааа дв-ооооо-ре тр-аааааа-в-ааааа»; «н-ааааа т-ррррр-ааааа-ве д-ррррр-ооооо-вааааа». Именно таким способом и прорабатываются труднопроизносимые буквы. Короткие согласные звуки, которые нельзя растянуть, можно многократно повторять: «на д-д-д-д-д-воре т-т-т-т-т-рррррр-а-ва» — похоже на заикание, но это упражнение для развития речи.
  4. Интонации
    Когда вы полностью выучили и проработали текст, можете произнести его с разной интонацией, повышая и понижая громкость голоса. Попробуйте проговаривать скороговорки как стихотворение: плавно и напевно. Смотрите эталонный пример такой работы в скороговорке-загадке от диктора Сергея Вострецова.
  5. Скорость
    Только после первых 4 шагов можно увеличивать скорость скороговорки, не потеряв качество произнесения звуков.
  6. Музыка (дополнительно)
    Включите музыку, бит, метроном комфортного темпа и проговаривайте текст, стараясь попасть в ритм мелодии. Мозгу гораздо легче запомнить скороговорку, воспринимая её как песню. Меняя темп музыки, добиваемся достойной скорости произношения.

Скороговорки для детей школьного возраста

С помощью чистоговорок можно, развлекая, обучать малышей, тренировать их формирующийся речевой аппарат.

Применяются следующие виды речевых фраз:

От 7 до 8 лет

В этой возрастной группе используются самые распространенные скороговорки:

  1. «У Любаши — юбка, у Павлушки — шлюпка. У Полюшки — плюшка, у Илюшки — клюшка».
  2. «Бежит боровок, белорыл, белоног. Перерыл весь дворок».
  3. «Минеральная вода пузырится иногда. Коль ее взболтаешь — пузырьков прибавишь».

От 10 до 12 лет

Для этой группы подходят следующие скороговорочные фразы:

  1. «Собирал Олег орешки, а Алеша сыроежки».
  2. «Смешно с шестом и с мешком идет дед пешком».
  3. «Купи кипу пик, кипу пик купи, пик кипу купи».
  4. «Мяч скучaл на чердaке, мячик ищут в сундуке — тщетно ищут мячик девочкa и мaльчик».

Скороговорочная фраза для детей 10 лет.

При картавости у детей

Чтобы начать эффективную борьбу с картавостью у ребенка, нужно выяснить причины отклонения. Самая часто встречающаяся причина этого – неправильная уздечка. Также могут иметь место генетическая предрасположенность, травмы языка, неправильный прикус. Правильно поставить диагноз сможет только врач-логопед.

Но начать исправлять проблему в детском возрасте можно самостоятельно, заучив с ребенком несколько простых коротких скороговорок:

***

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.

***

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

***

Проворонила ворона воронёнка.

***

Раз, два, три, повтори:
Враг не друг, у ног нет рук…

***

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

***

Бородач боронил бороной борозду.

***

Баран-буян залез в бурьян.

***

Разъярённый крокодил
Раздражён и нелюдим.

***

Грянул гром – гроза в разгаре.

***

Макара укусил комар.
Прихлопнул комара Макар.

***

У репки да редьки корень крепкий.

***

Боря Ире дал ириску,
Ира Боре – барбариску.

***

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Тридцать три трубача трубят тревогу.

***

Красный краб кричит «Ура!»
Резать торт пришла пора.

Скороговорки на сонорные Л-Р

Маланья-болтунья молоко болтала,

Болтала, да не выболтала.

(Кто болтал молоко?)

****

В зимний холод всякий молод.

Всякий молод в зимний холод.

(Кто и когда молод?)

****

Кот молоко лакал,

А Витя булку в молоко макал.

(Что делал кот? Что делал Витя?)

****

Вкусная халва – мастеру хвала.

Мастеру хвала – вкусная халва.

(За что можно хвалить мастера?)

****

Вы малину мыли ли?

Мыли, но не мылили.

(Что вы делали с малиной?)

****

Уголек в уголок принеси,

В уголке уголек погаси.

(Куда принести уголек? Что нужно погасить?)

****

Трое трубачей трубят в трубы.

(Кто во что трубит?)

***

Рыбы в проруби – пруд пруди.

(Рыбы много или мало?)

****

Прохор и Пахом едут верхом.

Едут верхом Прохор и Пахом.

(Кто едет верхом?)

****

Ворона на воротах,

Сорока на пороге,

Воробей на дороге.

(Кто, где сидит?)

****

У Аграфены и Арины

Растут георгины.

(У кого растут цветы? Как они называются?)

****

Боря Ире даст ириску,

Ира Боре – барбариску.

(Что дадут друг другу дети?)

****

Тридцать три старушки в ряд

Тараторят, говорят.

(Сколько старушек? Что они делают?)

****

Ел Валерик вареник.

А Валюшка ватрушку.

(Кто ел вареник? Что ела Валюшка?)

****

Валя варежки вязала,

Варя валенки валяла.

(Что делали дети?)

****

Ловит рыбу рыболов,

В реку весь уплыл улов.

(Кто ловит рыбу? Куда она делась?)

****

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок,

Сорок орлов напугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.

(Кто воровал горох? Что сделали вороны? Сколько было орлов? Кто разогнал орлов?)

****

Чтобы говорить правильно и красиво, повторяйте скороговорки на дикцию у детей ежедневно. Не забывайте, что коррекцию звука начинают только после полной его постановки в изолированном варианте. На эти процессы может уйти немало времени, потому не торопите ребенка. Один звук может устанавливаться, а затем автоматизироваться 1-2 месяца. Это нормальные сроки формирования именно физиологической привычки у нормального ребенка. У детей с особенностями развитияэти рамки могут расширяться.

Не забывайте о том, что мы идем от простого к сложному, т.е. сначала ставим простые звуки, а потом переходим к сложным. Вы не поставите и не автоматизируете звук Р, если у вас отсутствуют или искажены свистящие, шипящие и другие звуки речи. Осилив простое, ребенок видит результат и внутренне мотивируется таким успехом, потому более сложное уже не вызовет отторжения!

Если вам не знакомы какие-то термины, используйте словарь научных терминов и узнавайте больше полезной информации!

Молчал, да вымолчал

Короткие скороговорки с буквой Ч для детей 1 класса.

***

Пекарь пёк калачи в печи. Горячи калачи, калачи горячи.

***

У нас в печурочке золотые чурочки.

***

На верхушке каланчи день и ночь кричат грачи.

***

Синичка, синичка — воробью сестричка.

***

Рябина-рябиночка, родима кровиночка.

***

Чёрной ночью чёрный кот прыгнул в чёрный дымоход.

***

У барана рога кручены-перекручены верчены-переверчены

***

Ходит квочка около дворочка, водит деток — около клеток.

***

Точь и в точь, как мать в дочь.

***

Молчал, да вымолчал.

***

Пират чертёнка видит из бочонка.

***

Сетчатый сачок зацепился за сучок.

***

Человек часто смотрел на часы, стрелки часов показывали час.

***

Течёт речка,
Печёт печка.

***

На крючке – червячок,
Ловись плотвичка и судачок.

***

Скачут белочки-девчонки,
Скачут хвостики и чёлки.

***

В печи калачи, как огонь, горячи для кого печены?
Для Галочки калачи, для Галочки горячи.

***

Идёт по клеверу бычок.
Его бочок, как кабачок.

***

Вьётся недалечко реченька-река.
Маленькая речка — меньше ручейка.

***

Я ручку куплю у волшебника лично —
Такую, что пишет диктант на «отлично».
М. Пляцковский.

***

Чу! В чулане есть сверчок!
Чётко слышно: «Чок-чок-чок

***

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
Чертили чёрными чернилами чертёж.

***

Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.

***

Галдят грачата на галчат,
Галдят галчата на грачат.

Посмотрите весёлое видео вместе с ребёнком. Вы услышите, как отрабатывать в речи звук «ч», с помощью известной скороговорки. Это небольшое стихотворение и спеть можно.

Скороговорки на буквы

Овладение всеми звуками языка у малыша происходит постепенно. К 3,5 годам в речи ребёнка появляются свистящие звуки (з,с,ц), следом за ними идут шипящие (ч,ж,ш,щ). Ближе к 5 годам вводятся звуки {р} и {л}. Не все звуки получаются сразу,  и это не страшно. Своевременно начатые тренировки труднопроизносимых звуков помогут быстро устранить все речевые дефекты.

Незаменимым помощником в этом деле стали скороговорки, которые используются как в домашних условиях, так и на занятиях с профессиональным логопедом. Современные скороговорки насчитывают сотни вариантов для оттачивания правильного произношения любого звука. Родителям остаётся лишь выбрать из них те, которые соответствуют возрасту малыша по сложности. При этом стоит учитывать, что длинная скороговорка – не всегда значит сложная.

Скороговорки на «б» и «д»

Для отработки произношения звуков «б» и «д» можно использовать следующие фразы:

У Бобы винт, у Вити бинт.

Краб крабу сделал грабли.

Бык тупогуб, у быка губа тупа.

Белые бараны били в барабаны.

Бобры для бобрят добры.

На дуб не дуй губ, Не дуй губ на дуб.

Добыл бобыль бобов.

Брёл по речке Боря в брод, Уронил свой бутерброд.

Скороговорки на «т» и «д»

Научиться различать и чётко произносить звуки «т» и «д» помогут такие варианты:

По дороге топал тополь. Тополь топал в Севастополь.

Тридцать три вагона вряд. Тараторят, тарахтят.

На дворе трава, на траве дрова.

Дятел выдолбил дупло, Дятлу в том дупле тепло.

Деликатный кот не доел деликатес.

Скороговорки на «р»

Именно с этим звуком у малышей часто возникают трудности. Его произношение непросто даётся даже некоторым взрослым. Скороговорки со звуком {р} очень важны в работе над чистой речью и хорошей дикцией. Для начала следует выбирать короткие и простые варианты, а для закрепления полученного навыка перейти к более сложным выражениям.

Враг не друг, у ног нет рук.

Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.

Боря Ире дал Ириску, Ира Боре – барбариску.

У королевы был кавалер. У кавалера была королева.

У Кондрата куртка коротковата.

Крута гора, в горе  — дыра.

Скороговорки на «л»

{Л} – это ещё один труднопроизносимый для детей звук. Работу над его произношением не следует откладывать.

Пол мыла лара, Лиля Ларе помогала.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Вкусна халва, халве хвала!

Лань лизнула Лину в лоб.

Скороговорки на «р» и «л»

К скороговоркам повышенной сложности относятся прибаутки, в которых встречаются одновременно оба трудных для малышей звука – {р} и {л}.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Варила, Варвара, варила, да не выварила.

Кроль – орёл, орёл – король.

Протокол по протоколу протоколом запротоколировали.

Кто колпак переколпакует и первыколпакует?

Скороговорки на «г»

Прибауток для тренировки звука {г} тоже много. Они также представлены простыми и более сложными вариантами.

Пал град на пять гряд.

Гордится графиня гранёным графином.

Груша гусениц не любит, грушу гусеницы любят.

Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.

Где горы в городе Гагры?

Скороговорки на шипящие

Шипящие звуки – настоящее испытание для многих детей, да и взрослых тоже. Регулярное проговаривание тренировочных фраз позволит ребёнку незаметно для себя правильно выговаривать шипящие звуки.

Шишки на сосне, шашки на столе.

Шесть мышат в камышах шуршат.

О чём ты плачешь, чучело? Быть чучелом насучило.

На соседа, на грача, Накричал грач сгоряча.

Не живут ужи, где живут ежи.

Скороговорки на «п»

Наш Полкан попал в капкан.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

Полпогреба репы, полколпака гороху.

Купи кипу пик.

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

Скороговорки на «с»

Свистящие звуки также заставляют малыша потрудиться, прежде чем он научится их дифференцировать с шипящими.

У лисы усы для красы.

У киски в миске сливки скисли.

У Сени с Саней в сенях сом с усами.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Использование скороговорок для детей для развития их речи и дикции – отличный способ в игровой форме развить речевой аппарат ребёнка, помочь ему в овладении трудных для произношения звуков. Регулярные занятия сделают речь внятной и выразительной, а это один из важнейших факторов для успешного обучения детей  в школе.

Скороговорки на дифференциацию З-Ж

Дрозд, дрозд, просто, прост:

Кованый нос, железный хвост.

(Что есть у дрозда?)

****

Волк на лужайке –

Задрожали зайки.

(Почему задрожали зайки?)

****

У Зины много забот –

Заболел у зайки живот.

(Что случилось с зайкой? Как зовут хозяйку?)

****

Утро брезжит, а дождик – брызжет.

(Что происходит с утром и дождем?)

****

Заржавел железный замок в нежилом замке.

(Что произошло с замком? Где? Из чего сделан замок?)

****

Зажглась зеленая звезда.

Запустят звездолет туда.

(Что со звездой? Что запустят к звезде?)

****

Змея шипит,

Жук жужжит.

Жук жужжит,

Змея шипит.

(Кто шипит, а кто жужжит?)

****

Жили-были линь да язь –

Жили в иле, не ленясь.

(Кто жил в иле? Как?)

****

Методика разучивания

Например, можно рассказать о том, зачем грека ехал через реку, как он увидел рака и сунул руку в воду и так далее.

Затем следует медленное внятное выговаривание текста с акцентированием на сложных звуках. Многим нравится совмещение этого процесса с игрой в мяч, когда они ловят игрушку одновременно с проговариванием каждого слова, другие отмечают слова прихлопыванием в ладоши. После этого фраза проговаривается громким шепотом, потом вслух. Лучше, если взрослый также на равных участвует в процессе, то есть и сам заучивает и повторяет скороговорку таким же образом вместе с ребенком.

Когда малыш запомнит и научится проговаривать все звуки правильно и четко, темп речи нужно постепенно убыстрять. На этой стадии появляется соревновательный момент: кто быстрее проговорит фразу, ни разу не сбившись. Чтобы подбодрить сына или дочь, родители могут специально ошибаться почаще, чтобы показать, что в этом нет ничего страшного. Можно применить призовую систему: ни разу не ошибившись в произнесении всех звуков, победитель соревнования (конечно же, ребенок) получает конфету, яблоко, апельсин и т. д.

Заучив одну фразу — для начала пусть они будут короткие — можно приступать к следующей. Когда 4–5 текстов на разные звуки твердо отложатся в памяти, попросите ребенка повторить их подряд без больших пауз. Такие занятия необходимо проводить регулярно, чтобы не утрачивать полученный навык. Они тренируют дикцию, стимулируют память и помогают маленькому человеку с проблемами речевого характера преодолеть психологический зажим.

Современные скороговорки

Современные детские скороговорки — это те же упражнения для развития речи, только кроме тренировки артикуляционного аппарата, здесь отрабатывается еще и темп речи.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно.

Лото

Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни не играл бы в лото.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры В квартире был пир: Факир ел зефир и Кефир пил Факир. А Фира и Кира Не пили кефира, Не ели зефира — Кормили факира.

Не банкрот

У того, кто не банкрот полон банкомат банкнот, у того же, кто банкрот в банкомате нет банкнот.

Караси

У рыбаков снасти, У карасей пасти. На снасти караси. Карасей не спасти.

Скороговорки со звуком «Ш»:

Шила в мешке не утаишь.

Шутил, да вышутил.

Луша у душа мыла шею и уши.

Маланья вышла в поле не для гулянья.

Метил в лукошко – попал в окошко.

Наш Филат не виноват, И ваша Ната не виновата.

Не найду я ушки У нашей лягушки.

Пыхтит как пышка Наш пухлый Мишка.

Я по камешкам пошел, Шубу шелкову нашел.

Тимошкина шавка тявкнула на Пашку. Бьет Пашка шапкой Тимошкину шавку.

Ваша Парашка, Да наша на ней рубашка.

Времена шатки, Береги шапку.

Макар да кошка, Комар, да мошка.

Наш Гришка не берет лишка.

Работай до пота – Так и поешь в охотку.

Тимошка Трошке Крошит в окрошку крошки.

Кошка на окошке Шьет рубашку для Ермошки.

По ремешку, по брёвешку Боком проведу кобылку.

Вашему пономарю Нашего пономаря Не перевыпономарить, Не выпономарить.

На окошке крошку-мошку Ловко ловит лапой кошка.

Наша река широка, как Ока, Так, как Ока, широка наша река.

Скороговорки для автоматизации звука Ш при помощи мнемодорожек — это веселая и безобидная игра, четкое проговаривание и повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Вам также будет интересно:

  1. Автоматизация звука Р
  2. Автоматизация звука Л
  3. Дифференциация звуков
  4. Автоматизация свистящих звуков
  5. Развитие речи
  6. Обучение грамоте
  7. Дидактические игры

Желаем всем успехов и позитивного настроения!!!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: