Скороговорки на «г»
Скороговорки на звонкие звуки необходимы человеку для успешной коммуникации.
Они позволяют совершенствовать свои речевые навыки. Необходимо в перечень ежедневных занятий обязательно включить произнесение фраз с этими звуками.
Короткие скороговорки нужно говорить на выдохе. Линии текста делят на информационные части, устанавливая паузы между ними. Также хитросплетенные рифмы можно украсить различным тоновым режимом:
«Груша грушеньку растила груша груши ей дарила. Бицепс эксгибициониста. А мне не до недомогания.»
Если по какой то причине скороговорки трудно произносить, то можно поступить гораздо проще.
Есть словосочетания и звукосочетания, которые по своей трудности не уступают ни одной скороговорке, особенно если их произносить несколько раз подряд. Эти словосочетания можно найти в любых текстах. Но есть одно условие.
Несколько согласных звуков должны находиться рядом:
«Всех всполошил крик. Впредь не вспоминать. Впору запасаться впрок. Взгляд в прошлое.»
Сочетаются подряд 4 согласные «двпр».
Это очень полезное упражнение. В этой скороговорке подряд идут 4 согласные. Суть таких словосочетаний в том, что их нужно произносить с активным языком и губами.
Скороговорки с именами
Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
У Андрейки брат Матвейка.
У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.
У Танечки — угощение для Анечки.
Купила бабуся бусы Марусе.
У сыночка Санечки — маленькие саночки.
Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке.
Миша что-то шепчет Маше.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Отважный Миша бежит от мыши.
Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом.
Шапка и шубка — вот и весь Мишутка.
Саша на суше сушит суши.
У Сани нос в сметане.
Усатый Саня сел на сани.
Грянул рядом с Ромой гром.
Наша Даша лучше вашей.
Саша шапкой шишку сшиб.
Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля.
У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины.
Полинка и Маринка любят рвать малинку.
У Влада— брат, Влад брату рад.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.
У Никиты — моток ниток.
У Матвея— билет на балет.
У Тимки и Димки новые ботинки.
На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка.
У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры.
Кто прокатит Катю на катере.
Дина на льдине, а Динка на льдинке.
Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне.
Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель.
У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Осип охрип, а Архип осип.
У фонтана — Ваня в кафтане.
Боря любит Олю, а Оля любит Борю.
У Тани — тайна, это Танина тайна.
У Игната — ягнята.
Гена моргал, а Егор подмигивал.
Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия.
Испугали Люсю бабусины гуси.
Настя и Костя отправились в гости.
Полина и Лёня лепили из пластилина.
Как улучшить речь ребенка
Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.
А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.
Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких
Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много
Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.
Правила произношения
Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.
Принципы эффективных занятий:
Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).. Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное
По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи
Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи
- Дай кирку Киркорову корки откалывать.
- На ура у гуру инаугурация прошла.
- Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.
Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок. Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Скороговорки на Р и Л
Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.
***
Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.
***
Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.
***
Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.
***
Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.
***
Валин валенок провалился в прогалинок.
***
Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.
***
В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.
***
Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.
***
Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.
***
Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.
***
Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.
***
Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.
https://youtube.com/watch?v=XhlhekEhOU4
Как работать со скороговоркой, чтобы было легко выговорить
Шаг 1. Начать с проработки отдельных звуков.
Для этого читать скороговорки, в которых преобладает только одна согласная или группа согласных. Классический вариант следующий:
- отработка сонорных («р», «л», «м», «н»);
- отработка звонких и глухих шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»);
- отработка сложных в произношении глухих согласных («ц», «т», «п»).
Шаг 2. Теперь можно начинать работать со скороговоркой в целом.
- Сначала нужно медленно отчитать скороговорку, произнося все слова и звуки четко.
- Постепенно увеличивать темп и остановиться на той скорости, когда начинаете запинаться. Этот момент нужно отработать, и только после этого переходить на более быстрые темпы и скорость.
- Необходимо «почувствовать» скороговорку. Скорее всего, вы освоили быстрый темп и теперь тараторите сложноговорку. Но вам нужно научиться произносить скороговорку с разной интонацией: удивление, размышление, восхищение и прочее, что придумаете.
- Нужно научиться произносить скороговорку шепотом. При этом у вас остается четкая артикуляция согласных при сильном вдохе на гласных и при разомкнутых связках. Голос не должен надрываться, иначе вы рискуете травмировать горло.
И, конечно же, не забывайте о темпе. Везде он есть, и всегда он разный: у слога в слове, у слова в фразе, у фразы в вашей мысли.
Шаг 3. Усложнение задачи. Для этого вам понадобятся орешки или камешки.
Необходимо положить их в рот и начать читать скороговорки, постепенно набирая темп. При этом не забывайте об интонации!
При работе со сложноговорками важна регулярность занятий. Чтобы добиться красивой и понятной речи, достаточно уделять 15-20 минут в день 2-3 раза в неделю. Примерно через месяц вы уже увидите результат, который вас поразит.
Теперь у вас есть 250 вариантов скороговорок для дикции с проработкой всех сложных звуков в русском языке. Желательно заниматься постановкой речи с детского возраста, еще до школы. Однако и взрослый человек, который хочет научиться внятно и понятно произносить слова и предложения, сможет это сделать с помощью скороговорок. Главное – желание и регулярность занятий.
Если ребенок только учится говорить
Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам.
Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук
Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре
Скороговорки с шипящими
Шипящие – это еще одна категория согласных, сложных в произношении. К ним относятся «ж», «ш», «ч», «щ». После сонорных нужно заняться данными звуками. Далее мы предлагаем вам 15 вариантов, направленных непосредственно на проработку звонких и глухих шипящих.
- Жираф жевал жасмин на ужин, жасмин на завтрак тоже нужен.
- Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
- Жемчуга нужны жирафу, их жираф наденет к графу.Граф журавль его ждет, тоже в жемчугах придет.
- Жонглер жонглировал ножами, в зале зрители дрожали.
- У Сашки в кармашке шишки и шашки.
- Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
- Сушит уши мышь на суше.
- Чайные чашки в печали, скучно чашкам без чая.
- Чебурашка черепашкуПопросил раскрасить чашку.
- В четверг четвертого числаВ четыре с четвертью часа.
- Течет речка, печет печка.Печет печка, течет речка.
- Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
- Прищепкой прищепили вещи,Вещи на ветру трепещут.
- Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
- Мощный щит – защитит,Враг увидел мощный щит, испугался, трепещит.
Интонации произношения скороговорок
Ни в коем случае не читайте фразы монотонно! Вспомните наставления своих школьных учителей, когда вы изучали стихотворения. Нужно говорить с чувством, с толком, с расстановкой, эмоционально, следить за артикуляцией.
Начните тихо с холодными эмоциями, с недовольством. Затем проговорите в веселом, радостном настроении, излучая счастье. Потом можно читать нежно и таинственно. Таким образом, ваш мозг будет лучше усваивать информацию, и произношение будет все четче.
- На мели мы налима лениво ловили.
- Меняли налима вы мне на линя.
- О любви не меня ли вы мило молили.
- И в туманы лимана манили меня.