Скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых

Скороговорки на «г»

Скороговорки на звонкие звуки необходимы человеку для успешной коммуникации.

Они позволяют совершенствовать свои речевые навыки. Необходимо в перечень ежедневных занятий обязательно включить произнесение фраз с этими звуками.

Короткие скороговорки нужно говорить на выдохе. Линии текста делят на информационные части, устанавливая паузы между ними. Также хитросплетенные рифмы можно украсить различным тоновым режимом:

«Груша грушеньку растила груша груши ей дарила. Бицепс эксгибициониста. А мне не до недомогания.»

Если по какой то причине скороговорки трудно произносить, то можно поступить гораздо проще.

Есть словосочетания и звукосочетания, которые по своей трудности не уступают ни одной скороговорке, особенно если их произносить несколько раз подряд. Эти словосочетания можно найти в любых текстах. Но есть одно условие.

Несколько согласных звуков должны находиться рядом:

«Всех всполошил крик. Впредь не вспоминать. Впору запасаться впрок. Взгляд в прошлое.»

Сочетаются подряд 4 согласные «двпр».

Это очень полезное упражнение. В этой скороговорке подряд идут 4 согласные. Суть таких словосочетаний в том, что их нужно произносить с активным языком и губами.

Скороговорки с именами

Дети очень любят и легко запоминают скороговорки, в которых встречаются их имена. Практически любую скороговорку вы сможете легко переделать, подставив имя своего ребёнка.

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

У Андрейки брат Матвейка.

У Риты — маргаритки, У Ромы — ромашки, у Розы — розы.

У Танечки — угощение для Анечки. 

Купила бабуся бусы Марусе.

У сыночка Санечки — маленькие саночки. 

Сонечка и Сенечка сидели на скамеечке. 

Миша что-то шепчет Маше. 

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Отважный Миша бежит от мыши. 

Арина грибы мариновала, Марина малину перебирала.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а  Борис Ларису угостил ирисом.

Шапка и шубка — вот и весь Мишутка. 

Саша на суше сушит суши.

У Сани нос в сметане. 

Усатый Саня сел на сани. 

Грянул рядом с Ромой гром.

Наша Даша лучше вашей. 

Саша шапкой шишку сшиб.

Стоит Юля на стуле, на стуле стоит Юля. 

У Марины и Кристины — две красивые корзины, в корзинах— картины. 

Полинка и Маринка любят рвать малинку. 

У Влада— брат, Влад брату рад. 

Боря Ире дал ириску, Ира Боре барбариску.

У Никиты — моток ниток. 

У Матвея— билет на балет. 

У Тимки и Димки новые ботинки. 

На корабле, кроме Ромки, Артур и Артемка. 

У Гриши в огороде — репа, редька, помидоры. 

Кто прокатит Катю на катере. 

Дина на льдине, а Динка на льдинке. 

Сеня во сне сидит на сосне, сидит на сосне Сеня во сне. 

Валерий припрятал проигрыватель и громкоговоритель. 

У Митрофана— фортепьяно, у Полины — пианино. 

В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. 

Осип охрип, а Архип осип.

У фонтана — Ваня в кафтане. 

Боря любит Олю, а Оля любит Борю. 

У Тани — тайна, это Танина тайна. 

У Игната — ягнята. 

Гена моргал, а Егор подмигивал. 

Георгий — брат Григория, Григорий — брат Георгия. 

Испугали Люсю бабусины гуси. 

Настя и Костя отправились в гости. 

Полина и Лёня лепили из пластилина.

Как улучшить речь ребенка

Об улучшении речи ребенка в 4 года и старше я в свое время писала много статей. И сейчас это действительно проблема многих родителей. Мы не будем обсуждать причины, механизмы и разные нюансы этой темы, эта статья не об этом. Просто скажу, что нужно хорошо постараться, чтобы улучшить устную речь дошкольников и подростков. Для этого есть логопеды.

А в домашних условиях ваша задача состоит в том, чтобы научить малышей выговаривать все звуки, а школьников – формулировать свои мысли и общаться полными предложениями.

Правильное произношение звуков – задача для многих не из легких

Здесь на помощь придут артикуляционные упражнения, гимнастики, массажи, песенки и развитие мелкой моторики рук – это, кстати, еще и развивает память и внимание. Способов на самом деле очень много

Уже к 5 годам малыши должны выговаривать все звуки. Старшим детям уже нужна помощь логопеда или психолога. Улучшить речь ребенка в 6 лет и старше в смысле запаса слов, высказываний своих мыслей вы сможете только книгами и общением. Ведь никакие гаджеты не заменят живое общение, внезапные вопросы и их разъяснения, представления героев из художественных книг и их описание вслух.

Правила произношения

Вначале занятий нужно медленно по слогам повторять нужную скороговорку. Постепенно темп проговаривания ускоряется, а текст – учится наизусть. В самом начале занятий текст следует записать на листах бумаги и развесить в видных местах. Чтобы они постоянно попадались на глаза. Это облегчит появление привычки проговаривания, ускорит заучивание фразы или четверостишия.

Принципы эффективных занятий:

Все звуки произносятся максимально отчётливо, слова – медленно и по слогам.
Усвоению текста скороговорки помогает чёткое произношение шёпотом или стоя перед зеркалом.
Произносить текст разными голосами и с различной интонацией, эмоциональной окраской.
В первую очередь концентрируется внимание на правильном произношении звуков, и лишь затем текст повторяется в быстром темпе.
Достижению результата способствует проговаривание текста в течение десяти минут от пяти до десяти раз в день.
Чистоговорки следует менять каждую декаду. Это позволит артикулярному аппарату развиваться равномерно, а привыкание к новым звукам будет проходить легче.
Усложнить произносимый текст позволит одновременное выполнение физических упражнений (бег, прыжки).. Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное

По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи

Особенность человеческой природы – обращать внимание и запоминать всё смешное и необычное. По этой причине скороговорки служат оптимальным средством для улучшения и развития речи

  • Дай кирку Киркорову корки откалывать.
  • На ура у гуру инаугурация прошла.
  • Хироманты и хирурги характеризуют хвори рахитов хрупкостью хрящей и хроническим хромосомным харакири.

Скороговорки представляют собой древнейший и наиболее доступный метод улучшения произношения. Упражняться при помощи потешных стишков с труднопроизносимыми звуками можно на специальных курсах и дома самостоятельно. Повторяя подобный текст, вы улучшите дикцию и поднимете себе настроение. Неслучайно в далёком прошлом люди собирались по вечерам и развлекались проговариванием вслух шуточного текста скороговорок. Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

https://youtube.com/watch?v=XhlhekEhOU4

Как работать со скороговоркой, чтобы было легко выговорить

Шаг 1. Начать с проработки отдельных звуков.

Для этого читать скороговорки, в которых преобладает только одна согласная или группа согласных. Классический вариант следующий:

  • отработка сонорных («р», «л», «м», «н»);
  • отработка звонких и глухих шипящих («ж», «ш», «ч», «щ»);
  • отработка сложных в произношении глухих согласных («ц», «т», «п»).

Шаг 2. Теперь можно начинать работать со скороговоркой в целом.

  1. Сначала нужно медленно отчитать скороговорку, произнося все слова и звуки четко.
  2. Постепенно увеличивать темп и остановиться на той скорости, когда начинаете запинаться. Этот момент нужно отработать, и только после этого переходить на более быстрые темпы и скорость.
  3. Необходимо «почувствовать» скороговорку. Скорее всего, вы освоили быстрый темп и теперь тараторите сложноговорку. Но вам нужно научиться произносить скороговорку с разной интонацией: удивление, размышление, восхищение и прочее, что придумаете.
  4. Нужно научиться произносить скороговорку шепотом. При этом у вас остается четкая артикуляция согласных при сильном вдохе на гласных и при разомкнутых связках. Голос не должен надрываться, иначе вы рискуете травмировать горло.

И, конечно же, не забывайте о темпе. Везде он есть, и всегда он разный: у слога в слове, у слова в фразе, у фразы в вашей мысли.

Шаг 3. Усложнение задачи. Для этого вам понадобятся орешки или камешки.

Необходимо положить их в рот и начать читать скороговорки, постепенно набирая темп. При этом не забывайте об интонации!

При работе со сложноговорками важна регулярность занятий. Чтобы добиться красивой и понятной речи, достаточно уделять 15-20 минут в день 2-3 раза в неделю. Примерно через месяц вы уже увидите результат, который вас поразит.

Теперь у вас есть 250 вариантов скороговорок для дикции с проработкой всех сложных звуков в русском языке. Желательно заниматься постановкой речи с детского возраста, еще до школы. Однако и взрослый человек, который хочет научиться внятно и понятно произносить слова и предложения, сможет это сделать с помощью скороговорок. Главное – желание и регулярность занятий.

Если ребенок только учится говорить

Когда ребенок заговорит? — Вопрос, волнующих многих родителей. Когда он начнет говорить правильно? — Следующий вопрос. Педагоги советуют сначала произносить скороговорки медленно и негромко. Или вовсе попробовать такой логопедический прием: говорить с ребенком лицом к лицу самым тихим шепотом, почти одними губами, слово общаешься с тем, кто умеет читать по губам. 

Потом повторить скороговорку чуть громче, и так постепенно добавлять звук

Детям, чтобы научиться говорить, важно видеть, как артикулирует взрослый, какие мышцы лица задействованы для произнесения звуков. Малыши визуально «считывают» даже положение головы и тела, которое принимает человек в разговоре

Скороговорки с шипящими

Шипящие – это еще одна категория согласных, сложных в произношении. К ним относятся «ж», «ш», «ч», «щ». После сонорных нужно заняться данными звуками. Далее мы предлагаем вам 15 вариантов, направленных непосредственно на проработку звонких и глухих шипящих.

  1. Жираф жевал жасмин на ужин, жасмин на завтрак тоже нужен.
  2. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  3. Жемчуга нужны жирафу, их жираф наденет к графу.Граф журавль его ждет, тоже в жемчугах придет.
  4. Жонглер жонглировал ножами, в зале зрители дрожали.
  5. У Сашки в кармашке шишки и шашки.
  6. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
  7. Сушит уши мышь на суше.
  8. Чайные чашки в печали, скучно чашкам без чая.
  9. Чебурашка черепашкуПопросил раскрасить чашку.

  • В четверг четвертого числаВ четыре с четвертью часа.
  • Течет речка, печет печка.Печет печка, течет речка.
  • Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Прищепкой прищепили вещи,Вещи на ветру трепещут.
  • Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
  • Мощный щит – защитит,Враг увидел мощный щит, испугался, трепещит.

Интонации произношения скороговорок

Ни в коем случае не читайте фразы монотонно! Вспомните наставления своих школьных учителей, когда вы изучали стихотворения. Нужно говорить с чувством, с толком, с расстановкой, эмоционально, следить за артикуляцией.

Начните тихо с холодными эмоциями, с недовольством. Затем проговорите в веселом, радостном настроении, излучая счастье. Потом можно читать нежно и таинственно. Таким образом, ваш мозг будет лучше усваивать информацию, и произношение будет все четче.

  1. На мели мы налима лениво ловили.
  2. Меняли налима вы мне на линя.
  3. О любви не меня ли вы мило молили.
  4. И в туманы лимана манили меня.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: