Анализ стихотворения «Верёвочка» Барто
Отдельной книгой стихотворение «Веревочка» Агнии Львовны Барто вышло перед самым началом войны, в 1941 году.
Стихотворение датируется 1940 годом. Поэтессе в эту пору исполнилось 34 года, ее стихи уже регулярно издаются, саму А. Барто включают в состав делегаций для встреч с зарубежной общественностью. В соавторстве с Р. Зеленой она пишет сценарий к кинофильму «Подкидыш». В жанровом отношении поэтический рассказ, быль о закалке характера, рифмовка смешанная, с преобладанием перекрестной и смежной, 24 строфы. Композиция сюжетна, много персонажей, прямая речь, узнаваемость ситуации.
Стихотворение было экранизировано в 1945 году под названием «Слон и веревочка». Ритм постоянно меняется. Скажем, вторая строфа с фольклорным мотивом, седьмая – типичная считалочка, в темпе прыжков, десятое четверостишие – почти дразнилка. Первое четверостишие задает жизнеутверждающий тон. Повторы, восклицание, уменьшительные суффиксы и яркое сравнение трамвайного звона с птичьими трелями. Пробуждение природы вызывает веселое оживление в городе. Топонимы и антропонимы: Москва, Лидочка, Иван Петрович. Каскад инверсий: галдят грачи, заливаются звонки, вышла Лидочка. «Чемпионы нашего двора» целый день скачут на прыгалках. Штрихи городского пейзажа: бульвары, сады, тротуары. Маленькая героиня в порыве чувств тоже хочет присоединиться, но, увы, получается у нее все из рук вон плохо. Огорченная девочка не падает духом и начинает упорные тренировки
Конечно, с самого утра, и неважно, что сосед «ужасно возмутится». Он просто не знает, сколь важна тренировка. Нелестное сравнение «как слон» Лидочка пропускает мимо ушей
Бабушка становится наставницей внучки. «Почти до десяти»: небольшая гипербола, пока что до двух. Бабушка беспокоится за соседей этажом ниже, но наставничество не бросает. Рефреном, как в песне, возвращаются первые строфы. Наконец, наступает час триумфа. Девочки восхищены. Лидочка же не унимается, жаль, за поворотом прыгать не для кого, а то бы она всю улицу проскакала. Школьники галдят не хуже грачей и бегут в школу на уроки чистописания и арифметики. В финале автор обращается к читателям: радуйся, скачи, участвуй в шумном весеннем веселье. Ряд перечислительных градаций, выразительные приставочные глаголы (доскакала, поверти)
Нелестное сравнение «как слон» Лидочка пропускает мимо ушей. Бабушка становится наставницей внучки. «Почти до десяти»: небольшая гипербола, пока что до двух. Бабушка беспокоится за соседей этажом ниже, но наставничество не бросает. Рефреном, как в песне, возвращаются первые строфы. Наконец, наступает час триумфа. Девочки восхищены. Лидочка же не унимается, жаль, за поворотом прыгать не для кого, а то бы она всю улицу проскакала. Школьники галдят не хуже грачей и бегут в школу на уроки чистописания и арифметики. В финале автор обращается к читателям: радуйся, скачи, участвуй в шумном весеннем веселье. Ряд перечислительных градаций, выразительные приставочные глаголы (доскакала, поверти).
«Веревочка» А. Барто – гимн подвижным играм на свежем воздухе, упорству и весне.