Урок литературного чтения во 2 классе. д. хармс «что это было?»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по ФГОС «Школа России».

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством Д

Хармса; развивать внимание, умение подбирать рифмы; совершенствовать навыки выразительного чтения и четкую дикцию; прививать интерес к творчеству детских поэтов

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов; портрет и книги Д. Хармса; карточки с заданиями, стихами Д. Хармса.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, кто его автор? (Д. Хармс.)

Очень страшная история

Доедая с маслом булку,

Братья шли по переулку.

Вдруг на них из закоулка

Пес большой залаял гулко.

Сказал младший: «Вот напасть,

Хочет он на нас напасть.

Чтоб в беду нам не попасть,

Псу мы бросим булку в пасть».

Все окончилось прекрасно.

Братьям сразу стало ясно,

Что на каждую прогулку

Надо брать с собою… булку.

— Прочитайте медленно.

— Прочитайте с ускорением.

— Прочитайте с раздражением (еще: с восхищением, весело, грустно, выразительно).

III. Проверка домашнего задания

Чтение стихов учащимися.

IV. Работа по теме урока

1. Введение в тему

— Как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д. Хармс? («Чиж».)

— Как расшифровывается это название? («Чрезвычайно интересный журнал».)

Материал для учителя

Веселые журналы «Еж» и «Чиж»

С конца 1920-х гг. и все предвоенное десятилетие Хармс являлся сотрудником редколлегий ленинградских детских журналов «Еж» и «Чиж».

Нов эти журналы, правда, его тексты не всегда попадали. Зато читателям так интересны были придуманные Хармсом герои — и Умная Маша, и чудак Иван Топорышкин, и профессор Трубочкин! А также головоломки, рисунки и прочая «мелочь», автором которой (к сожалению, без подписи) был Хармс.

В 1930-е гг. в журнале «Чиж» появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга. Это псевдоним Д. Хармса. Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в затруднительных положениях и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачки на смекалку, загадки.

2. Стихотворение «Что это было?»

— Рассмотрите иллюстрации к стихотворению (с. 174). Предположите: о чем оно?

— Прочитайте стихотворение самостоятельно, про себя.

— Прочитаем его по четверостишиям.

— Как вы ответите на вопрос в названии? (Коньки и лыжи.)

— Как вы догадались?

— Какое чувство надо передать при чтении: удивление, радость, грусть?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

V. Физкультминутка

Аист

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

— Топай правою ногой,

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

VI. Продолжение работы по теме урока

Чтение стихов Д. Хармса

(Стихи — на карточках.)

Приключения ежа

Пришел к парикмахеру Колька Карась.

— Садитесь, — сказал парикмахер, смеясь.

Но вместо волос он увидел ежа

И кинулся к двери, крича и визжа.

Но Колька-проказник недолго тужил

И тете Наташе ежа подложил.

А тетя Наташа, увидев ежа,

Вскочила, как мячик, от страха визжа.

Об этих проказах услышал отец:

— Подать мне ежа! — он вскричал, наконец.

А Колька, от смеха трясясь и визжа,

Принес напечатанный номер «Ежа».

Как Володя быстро под гору летел

На салазочках Володя

Быстро под гору летел.

На охотника Володя

Полным ходом налетел.

Вот охотник

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На собачку налетели.

Вот собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На лисичку налетели.

Вот лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

И на зайца налетели.

Вот и заяц,

И лисичка,

И собачка,

И охотник,

И Володя

На салазочках сидят,

Быстро под гору летят.

Быстро под гору летели —

На медведя налетели!

И Володя с той поры

Не катается с горы.

VII. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно получилось?

VIII. Подведение итогов урока

— Стихотворения какого поэта вы изучали на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворений. По желанию: выучить понравившееся стихотворение. Прочитать о самом поэте, узнать о нем как можно больше.

Убить пересмешника

Да, Даниил Иванович Хармс, пожалуй, не годится в официальные «герои Отечества», хоть и скончался в феврале 1942 года в блокадном Ленинграде. Лучше всего у него и его товарищей-«обэриутов» получался непредвзятый взгляд на мир, лишённый страха и основанный на здравом смысле. Этого оказывалось достаточно, чтобы поставить диагноз времени — точный и очень часто смешной. Но любая власть не любит насмешек, а власть пугающая — в особенности. Страх вполне совместим с пафосом, но со смехом — никогда.

Закономерность, хорошо объясняющая, почему в 1931 году Введенского и Хармса арестовали, обвинив в участии в «антисоветской группе писателей». Отбыв ссылку в Курске, поэты снова вернулись в Ленинград. А в 1941 году Хармса арестовали снова — на этот раз за распространение «клеветнических и пораженческих настроений». Тогда же, в 1941-м в Харькове арестовали и Введенского — «за контрреволюционную агитацию». Он скончался в возрасте 37 лет от плеврита на этапе, в эшелоне, идущем в Казань. Хармс умер в 1942 году в «Крестах», в тюремной больнице, в возрасте 36 лет…

Оба были людьми «культуры один» (по классификации Владимира Паперного), культуры, устремленной в будущее, центробежной, основанной на сотрудничестве, дружеских, горизонтальных связях. А по недоразумению попали во времена «культуры два», зацикленной на прошлом, центростремительной, стремящейся к застыванию и построению вертикали. От того они и не выжили.

Паперный высчитал, что «культура один» и «культура два» находятся в соотношении примерно один к трём: после десятилетия «культуры один» общество погружается в «культуру два» лет на тридцать.

Те, кто был молод в конце 1980-х — начале 90-х, хорошо помнят время очередного, редкого для России «праздника непослушания» «культуры один». Не случайно, наверное, у нас, питерских студентов, тогда был так популярен Хармс — его читали запоем, цитировали, его произведения становились основой скетчей возрождённого именно тогда «КВН».

Зал ревел от восторга при чтении монолога «Оптический обман», в котором Семен Семёнович снимал и надевал очки, не желая верить собственным глазам, глядящим на чудеса окружающей реальности. Преподаватели постарше, имеющие опыт строгих партийных выговоров и идеологических проработок, смутно чувствовали в этом подвох, но поделать ничего не могли. Да и не нужно было — время было другое…

А история с училкой Сапрыкиной, хочется верить, — прощальный эксцесс господствовавшей почти четверть века «культуры два», время которой заканчивается. И уже из разных мест приходят свидетельства интереса школьников к стихам Хармса, пробивающегося сквозь «асфальт» «основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

Школоту, что с неё взять, почему-то особенно веселят такие вот строчки Хармса:

На салазочках Володя
Быстро под гору летел.

На охотника Володя
Полным ходом налетел.

Вот охотник
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На собачку налетели.

Вот собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На лисичку налетели.

Вот лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
И на зайца налетели.

Вот и заяц,
И лисичка,
И собачка,
И охотник,
И Володя
На салазочках сидят,
Быстро под гору летят.
Быстро под гору летели —
На медведя налетели!

И Володя с той поры
Не катается с горы.

Евгения ВасильеваСергей МихайловСамолётЪ

Понравился материал? Поблагодари автора

В паутине лжи

История всколыхнула общественность. В школу пришла проверка, группу гимназии в соцсетях завалили протестами и требованиями уволить директора. Скандал дошел до самых верхов.

Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал журналистам, что «сначала нужно выяснить, так это было или не так. Сейчас такое количество неточной или просто лживой информации, что сиюминутное реагирование — дело незавидное. Нужно сначала всё-таки всё переподтверждать».

И в этой ситуации, после таких заявлений, становится не очень понятно, что нужно «переподтверждать»: обоснованность увольнения или правоту почтенной директрисы гимназии № 168 — может, поэты были справедливо арестованы, получили по заслугам и должны быть преданы порицанию и забвению?

Впрочем, другой чиновник — министр просвещения Сергей Кравцов лично призвал защитить права учителя: «У нас учителя живут своей работой, своим делом, творчески вкладываются в развитие программ, стараются дать детям максимум. И если в ответ административный работник будет включать „дубину“ по поводу и без, что мы получим на выходе? Считаю, что учитель должен быть полностью восстановлен в своих правах, продолжить работу с детьми, и сейчас вместе с регионом проверяем всю эту ситуацию».

«Утрата доверия»

Если коротко о сути дела, то вот оно: директор гимназии 168 Центрального района Санкт-Петербурга (Школа у Лавры) Лебедева Светлана Андреевна (возраст за 80 лет, директорствует уже 30 лет) вызвала педагога-организатора Сапрыкину Серафиму Олеговну и приказала написать заявление об уходе, потому что учительница самовольно читала десятиклассникам стихи «врагов народа» и «пособников фашистов» Введенского Александра Ивановича и Хармса Даниила Ивановича, которые, по мнению директора, были заслуженно схвачены НКВД и умучены за свои «преступления». А стихи их можно обсуждать только «на ваших богемных кухнях»…

Сапрыкина пыталась возражать, напомнила о реабилитации поэтов, но присутствующий при разговоре заведующий музеем, полковник (80 лет, приглашает в школу военных для укрепления патриотизма) сказал, что в те годы реабилитировали всех подряд. Учительницу предупредили, что если она не уволится сама, то ее уволят по статье «утрата доверия», так как ей нельзя доверять детей и она совершенно неподконтрольна…

В итоге Сапрыкина согласилась на условия руководства гимназии и уволилась. Попыталась молчать, забыть неприятное событие. Но не смогла.

«Если не говорить о таких ситуациях, если не назвать зло по имени, то ведь, ребята, новый 37-й вот он, на шаг ближе к нам и нашим детям. Я должна была написать этот пост ещё месяц назад. Но я была малодушна, чего от себя не ожидала, ведь я только и делаю, что кичусь своей смелостью и честностью. Я испугалась, как и тогда, в те времена люди пугались и молчали. Я поняла их. Я подумала, вдруг скандал, а у меня дите малое. Это жило во мне и ело меня, я стала плохо спать, я больше не могу так. Да, я хотела бы, чтобы об этом узнали в ГОРОНО и в СМИ, я желаю, чтобы сталинисты вели свои речи на своих кухнях и шёпотом, я желаю чудесным детям других директоров. Мне больше ничего не страшно…» — написала она на своей странице, отключила телефон и перестала отвечать на сообщения.

Не указ…

Родительский комитет Петербурга и комитет по образованию считают, что выводы из этой истории делать пока рано. Ведь до этого жалоб на заслуженного директора гимназии не было.

Сопредседатель организации «Родительский комитет» Михаил Богданов, например, считает, что речь идёт об «очередном раздувании внутреннего конфликта, о котором мы с вами ничего не знаем».

«Гимназия на хорошем счету, вполне приличная. Там могут быть любые подводные камни, — говорит Богданов. — Да и стоит напомнить, что учителя никто не увольнял, она ушла по собственному желанию».

Директор гимназии уже дала объяснение своему руководству и опровергла все слова уволенной учительницы: она таких вещей не говорила, в гимназии был запланирован и утвержден план по проведению внеучебных занятий — «День героя Отечества». Но вместо этой темы Серафима Олеговна провела другой урок. Директор заметил педагогу, что нельзя просто так менять учебный план, который утвержден, это нужно согласовывать. Именно об этом говорила директор, но ни в коем случае не о том, что эти поэты враги, негатива к этим поэтам здесь нет, эти люди реабилитированы. Всё было по-рабочему. И теперь директор сама не понимает, что происходит, ей странно читать пост учителя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: