Ладушки-ладушки: 5 потешек для самых маленьких

Энергия ладушек

Искала видео для вас. И наткнулась на интересную версию. В которой даже врач рассказывает о том, что водя круги по руке приговаривая «сорока-белобока кашу варила» мы стимулируем пищеварение. А хлопанье в ладоши — это массаж всего организма и повышение энергетики, гармонизация психологического состояния организма, избавление от негатива. Я, конечно, давно знала, что на руках есть много лечебных точек, но как то не связывала их со старинными пестованиями малышей. Как много мы еще не знаем. Ведь действительно такие простые и на первый взгляд глупые стишки и занятия передавались из поколения в поколение и дошли до нас не зря. Кому интересно, как они влияют рекомендую: Получается, ладушки — это не просто игра. Когда вы хлопаете в ладоши, то исполняете один из древнейших ритуалов связи с высшим миром. Хлопок в ладоши – это древнее ритуальное движение, которое на Востоке использовалось для привлечения внимания высших существ. В Японии это движение называется «касивадэ», и им сопровождают ритуалы богослужения и торжественные мероприятия. По Фен-шуй хлопанье в ладоши — есть очищение пространства от негатива.

Хлопать нужно так, чтобы ладони и пальцы соприкасались вместе (так обычно хлопают в ладоши дети). Именно такой жест поможет гармонизировать внутренние и внешние потоки энергии, активизирует их и наполнит пространство новой жизненной силой. Ведь наш мир, это мир энергии и эти хлопки помогают разбить отрицательные энергии вокруг человека.

В обычной жизни, хлопая в ладоши, вы привлекаете много положительной энергии. Поэтому присказка, которую говорят во время хлопанья очень важна. Говорят что загадаете в момент хлопанья, то сбудется. Что еще стоит заметить, то в оригинальной версии у бабушки пили не бражку, а простоквашку. Меня, если честно, всегда возмущало ежедневное упоминание о том, что у бабушки пьют бражку. А оказывается, не зря возмущало.

Еще один позитивный вариант Ладушек, который сопровождается как раз присказкой пожелания добра и силы всей семье.

Чем полезна игра для ребенка?

«Ладушки» – это игра для развития крупной и мелкой моторики. Она достаточно простая и веселая.

Современные исследования педагогов, психологов и неврологов показали наличие взаимосвязи между мозговой деятельностью и мелкой моторикой.

Например, чтобы взять игрушку, необходимо координировать функционирование зрительной, мышечной, опорно-двигательной систем в соответствии с сигналами, которые передаются по нервным импульсам. Зона головного мозга, отвечающая за движения пальцев, находится рядом с речевым участком. Поэтому, совершенствуя мелкую моторику, можно ускорить наступление того момента, когда ребенок начнет произносить первые слова.

Таким образом, игра «Ладушки» полезна для интеллектуального становления, органов зрения, слуха и речи. Также она способствует зарождению тактильного общения, которое необходимо ребенку для познания окружающего мира. У крохи закладываются музыкально-ритмические и аналитические способности.

Развлечение дает возможность определить уровень развитости разных функций организма и улучшает настроение, позволяет приятно провести досуг.

Умывание с потешкой

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. 

***
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!

***
Топики, топики, 
По водичке хлопики, 
Хлопики ладошками,  
Да босыми ножками!

***

Ты мне ручки подай,
Да с кровати вставай,
Умываться пойдем,
Где водичка найдем!

***

От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!  

Потешки для зимней прогулки

Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки —
Самокаточки.

***

Уж ты зимушка-зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьёт,
Вдоль по улице метёт.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути,
Ни проехать не пройти.

***

Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

***

Хорошеньким — хорошок.
Пригоженъким — пригожок. 
Стройненьким — стройнячок, 
А родненьким — родняшок.

***
Расти, Маша, выше, 
До хором, до крыши. 
Расти, не балуй, 
Маму с папой жалуй.
Расти с брус толщины 
Да с дом вышины.

***
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до
пяточек) 
Поперек толстунюшки, 
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают
кулачки) 
А в ушки — слышунюшки, (показывают ушки)
А в глазки — глядунюшки, (показывают глазки)
А носику — сопунюшки, (показывают носик)
А в роток — говорок, (показывают ротик)
А в головку — разумок!

***
Тяги, тяги, потягушеньки,
На детя порастушеньки,
Расти, доченька, здоровая,
Как яблонька садовая.
Расти, сынок,
словно крепкий дубок.

***
Потягуни — потягушечки, 
От носочков до макушечки, 
Мы потянемся-потянемся, 
Маленькими не останемся. 
Вот уже растем, 
Растем, 
Растем!

КОТИК-КОТОК

Котя-котюшка, коток, Котя, серенький лобок, Приди котик ночевать, Нашу деточку качать. Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай! Сходит котя на торжок, Купит котя пирожок, Принесет его нам котик И положит прямо в ротик, Баю-баю, баю-бай, Спи скорее, засыпай!

Как у коти, у кота Колыбелька золота, У дитяти моего Да покраше его. Как у коти, у кота Периночка пухова У дитяти моего Есть помягче его. Как у коти, у кота Занавесочка чиста. У дитяти моего Есть почище его. Есть почище его, Да покраше его.

Тритатушки! Три-та-та! Кошка встретила кота! Котик кошку кличет, Ходит и мурлычет. Тритатушки! Три-та-та! Вышла кошка за кота! За Кота Котовича, За Петра Петровича!

Кошка бросила кота, Откусила полхвоста, А коту обидно – Полхвоста не видно.

Пошел котик во лесок, во лесок. Нашел котик поясок, поясок. Чтобы люльку подцепить, подцепить. В люльку Катю положить, положить. Катя будет крепко спать, крепко спать. Котик Катеньку качать, да качать.

Как у нашего кота Шубка очень хороша. Как у котика усы Удивительной красы. Глазки смелые, Зубки белые. Ходит кот по лавочке, Ловит всех за лапочки. Топы-топ по лавочке, Цап-царап за лапочки.

Кот, кот, котаруй! Ты дыханье не воруй, Нашего дитятю Не души в кровати!

Вышла кошка-кабысдошка Из открытого окошка, Вниз по воздуху пошла В землю штопором вошла. Так и надо кошке Кошке-кабысдошке.

Ход игры:

Мы капусту рубим, рубим, (Движения прямыми ладонями вверх, вниз)

Мы капусту солим, солим, (Поочерёдное поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту трём, трём, (Потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмем, жмём. (Сжимать и разжимать кулачки).

«Комар».

«Летит муха вокруг уха, жжж» — водим пальцем вокруг уха.»

Летят осы вокруг носа, сссс» — водим пальцем вокруг носа.

«Летит комар, на лоб — оп» — пальцем дотрагиваемся до лба.

«А мы его — хлоп» — ладошкой до лба.

«И к уху, зззз» — зажимаем кулачок, подносим его к уху.

«Отпустим комара? отпустим!» — подносим кулачок ко рту и дуем на

него, разжимая ладошку

«Паучок»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры : Руки скрещены. Пальцы каждой руки «Бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик с неба вдруг полил, (кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение (дождик)

Паучков на землю смыл. (Хлопок ладонями по столу, по коленям)

Солнце стало пригревать, (ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы) растопырены, качают руками (солнце светит)

Паучок ползёт опять, (действия аналогичны первоначальным)

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять по ветке. «Червячки»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Раз, два, три, четыре, пять, (идут по столу указательным и средним пальцами)

Червячки пошли гулять. (остальные пальцы поджаты к ладони)

Вдруг ворона подбегает (складывают пальцы щепоткой качают ими вверх вниз)

Головой она кивает,

Каркает: «Вот и обед!» (раскрывают ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх)

Глядь – а червячков уж нет! (Сжимают кулачки, прижимают их к груди.)

«Шалун»

Цель:развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры : На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.

Наша Маша варила кашу.

Кашу сварила, малышей кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Он много шалил.

Свою тарелку разбил.

«Мизинчик»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук, развивать умение понимать речь и повторять за взрослым отдельные слова, фразы.

Ход игры : Кисть руки сжать в кулачок. Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

Маленький Мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

— Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: — Не надо плакать,

На, поешь немножко!

«Пчёлки»

Цель: Активизировать движения пальцев рук.

Ход игры : одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (Ёлка). На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижат к ёлке.

Домик маленький на ёлке, (Дети заглядывают в «улей»)

Дом для пчёл, а где же пчёлки?

Надо в дом постучать, (Сжимают кулачки, стучат ими друг о друга)

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по ёлке, Стучат кулаками друг о друга, чередуя руки

Где же, где же эти пчёлки?

Стали вдруг вылетать: (Разводят руками, растопыривают пальцы и шевелят)

Раз, два, три, четыре, пять (пчёлки летают)

«В дороге».

Едем, едем мы домой на машине легковой (движения имитируют повороты руля)

Въехали на горку: хлоп! (руки вверх, хлопок над головой)

Колесо спустилось: стоп! (руки через стороны вниз, присесть)

Игры в стихах для малышей

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет лучше сопровождать веселыми рифмованными текстами. Короткие стихи легко запомнить и малыши с удовольствием повторяют их несколько раз, делая упражнения снова и снова. Вот примеры таких игр:

Прогулка

1,2,3,4,5 — вышли пальчики гулять.
Первый — гриб большой нашел,
Указательный — сорвал,
Средний сразу чистить стал,
Безымянный стол накрыл
А мизинчик всех кормил!

Пальчики-братишки

Большой Ванюша — воду носит
Указательный Петруша — дрова возит,
Средний Сенечка — вяжет венечки,
Безымянный Гришка — шьет себе штанишки,
А меньшой, Сережка, играет на гармошке.

Колыбельная

Первый пальчик зевнул,
Второй — прикорнул
Третий — сладко-сладко спит,
А четвертый уж сопит.
Лишь мизинчик-крохотулька
Сказку просит, капризулька!

По порядку

1,2,3,4,5 — будем пальцы называть
И грибочки собирать.
Вот большой — боровичок,
Указательный — сморчок.
Средний пальчик — он масленок,
А четвертый — пусть опенок.
А мизинчик наш — волнушка,
Вот и кончилась опушка.

Грибники

Первый пальчик в лес пошел,
Второй гриб большой нашел.
Третий жарить его стал
А четвертый лук достал.
Пятый пробовать пришел,
только ложки не нашел.

Ай да, пальчик, где ты был?

С первым братцем суп варил,
Со вторым пирог месил,
С третьим по двору скакал,
А с четвертым в мяч играл.
С пятым только повстречался и
Скорее спать помчался.

Моя семья

На ладошке у меня
Помещается семья:
Пальчик — дедушка,
Пальчик — бабушка,
Пальчик — папочка,
Пальчик — мамочка.
Ну а самый крайний — я,
Это вся моя семья!

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Первый смысловой ряд

У этнографов есть мнение, что ходили ладушки если и к живой бабушке (что не факт), то точно на обряд поклонения Роду, то есть умершим родственникам. Отсюда и кашка с бражкой: до сих пор ритуальная каша (коливо) поедается на поминках, и «бражка» видоизменилась — на поминках или на кладбище пьется рюмка водки или вина. Также в пользу этой гипотезы говорит странное «полетели, на головку сели» — речь о душах предков, которые, по верованиям славян, представали в виде птиц, улетающих в Вырий/Ирий.

Играя с ребенком в «ладушки», мать как бы приобщала его к Роду и обычаям почитания предков, в которых маленький человечек обязательно примет участие, когда немного подрастет.

В этом плане интересно, как этот смысловой ряд озвучивается устами служителя христианского культа:

Потешки для развития ребенка

Мнения родителей на этот счет разделяются. Одни говорят, что ребенку необходимо с рождения читать серьезную детскую литературу или классические произведения. Другие предлагают отложить любые книги до годика, ссылаясь на то, что младенец еще ничего не понимает. Специалисты же рекомендуют начинать чтение стишков с пеленок. В чем же польза песенки потешки «Ладушки, ладушки» для развития малышей?

  1. Веселое времяпрепровождение, улучшение настроения. Быстрое, ритмичное звучание маминого голоса заставит малыша улыбнуться.
  2. Успокоение. Тихое и медленное пропевание потешки утихомирит кроху, создаст атмосферу доверия и единения с матерью.
  3. Тренировка памяти. Со временем ребенок начнет запоминать звуки, интонации, а затем и слова из песенки. После года будет пробовать повторять слова за мамой.
  4.  Манипуляции с ручками ребенка во время проговаривания стиха песенки-потешки «Ладушки, ладушки» способствуют развитию координации движений, мелкой моторики. Это способствует развитию речи.

стихи для малышей, прибаутки, приговорки

После рождения дочери я занялась подбором стишков и знаю по собственному опыту, как мало их
почему-то публикуется. Я сделала подборку моих любимых потешек, надеюсь, что они пригодятся не только моей доченьке. :)Анна Оробинская

Ладушки

Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

Прилетели три грача

Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!

Дождик

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи —
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

Куда бежите, ножки?

— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.

Радуга-дуга

Ах ты, радуга-дуга,
И туга, и высока!
Не давай нам дождичка,
Подавай нам ведрышко.
Чтоб ребятам погулять,
Чтоб телятам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

Ваня, Ваня, где ты был?

— Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!

Куша, куша, кушечка

Куша, куша, кушечка…
Где моя кукушечка?
У кукушки горюшко —
Потеряла перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку.
Куша, куша, кушечка,
Не горюй, кукушечка,
Позабудь про горюшко,
Мы отыщем перышко:
Серое,
И белое,
И в крапинку…

Петушок — золотой гребешок

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?

Тень-тень, потетень

Тень-тень, потетень,
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день:
Похвалялася лиса:
— Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
— Поди, догоняй-ка!
Похвалялись ежи:
— У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
— Могу песни я петь!

Ласточка, ласточка

— Ласточка, ласточка, милая касатка,
Где ты была, с чем ты пришла?
— За морем бывала,
Весну добывала,
Несу, несу весну-красу!

Оладушки

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Даше — два,
Паше — два,
Ване — два,
Тане — два,
Саше — два,
Маше — два,
Хороши оладушки
У нашей доброй бабушки!

Люли, люли, люли

Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонек,
Стали кашку варить,
Стали Машу кормить.

Курочка-рябушечка

— Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
— На речку.
— Курочка-рябушечка,
Зачем пошла?
— За водичкой.
— Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
— Цыпляточек поить.
— Курочка-рябушечка,
Как цыплята просят пить?
Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Пошел котик на торжок

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть,
Или Ване снесть?
Я и сам укушу,
Да и Ване снесу.

Водичка, водичка

Водичка, водичка,
Умой мое личко,
Чтобы глазки глядели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!

Как растаял месяц

Как растаял месяц, золотые рожки,
Как у нашей Тани солнышко в окошке,
Яркие у солнышка лучики горят,
Русые у Танюшки косыньки висят.
Чешу, чешу, волосыньки,
Расчесываю косыньки.
Расти, коса, расти, коса,
До пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька,
До пят —
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся,
Маму, дочка, слушайся.
Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Идет коза рогатая

Идет коза рогатая
За малыми ребятами,
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп,
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет —
Забодает,
Забодает,
Забодает!

Мальчик-пальчик

(пальчиковая игра)
(пальцы сжаты в кулачок)
— Мальчик-пальчик,
Где ты был?
(разгибается большой палец)
— С этим братцем в лес ходил,
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил,
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец)
Опубликовано 17 мая 2004 г.

Как научить малыша хлопать в ладошки?

Многие родители, узнав о пользе пальчиковых игр, интересуются, как научить ребенка ладушкам. Это несложно, но нужно соблюдать ряд правил. Вовлекать малыша в игру следует постепенно. Необходимо встать перед ребенком и начать приговаривать стих, хлопая в ладоши. Это подготовительный этап к проведению полноценной игры.

Текст потешки:

  • вариант №1. «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Кашка сладенька, бражка хмеленька. Попили, поели и домой полетели!»;
  • вариант №2. «Лады-лады-ладушки! Где были? — У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Что на закуску? – Кислую капустку!»;
  • вариант №3. «Ой ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Кашка масленька, бражка сладенька, бабушка добренька. Попили, поели и домой полетели! На головку сели! Ладушки запели»;
  • вариант №4. «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки! Что ели? – Кашку! Что пили? – Бражку! Шуу! Полетели! На головку сели, ладушки запели»;
  • вариант №5. «Ладушки-ладошки, хлопали в ладошки. Хлопали в ладошки, отдохнем немножко».

Можно воспользоваться стандартным текстом либо придумать свой вариант. Слыша каждый день стих, произносимый матерью с улыбкой, наблюдая за ее движениями, кроха вскоре поймет, что нужно делать. Услышав в 5-6-месячном возрасте знакомую потешку, малыш станет самостоятельно радостно хлопать в ладоши.

Специалисты дают следующие советы по обучению ребенка «Ладушкам»:

  • не ругать кроху, если у него ничего не выходит;
  • не заставлять ребенка играть, если ему неинтересно;
  • не начинать знакомить малыша с игрой, когда он болен либо пребывает в плохом настроении;
  • не затягивать игру. Это утомит кроху и превратит занятие в скучный и неприятный процесс;
  • рекомендуется задействовать всех членов семьи. Тогда игра для ребенка будет более интересной и веселой;
  • играть с малышом следует, пребывая в хорошем настроении;
  • заниматься с крохой необходимо ежедневно. Лучше для игры выбирать первую половину дня;
  • рассказывать потешу нужно, изменяя интонацию в голосе;
  • не усаживать себе на колени малыша для игры, если ему еще не исполнилось полгода.

Если крохе уже год, а родители еще даже не знакомили его с «Ладушками», то не поздно все исправить. Процесс обучения данной игре в этом возрасте пройдет быстрее.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и  запястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)

Ворона

У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )

Машинка

Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )

Кораблик

Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)

Самолеты

Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)

Кошки-мышки

Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)

Паровоз

Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..

Расчесывая волосы, рассказываем такие потешки:

Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят —
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся —
Маму, дочка, слушайся.

***

Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,  
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
Ты расти,расти, коса,
Всему городу краса!

Дарики-дарики, 
Злые комарики 
Вились, кружились, 
Да в ушко вцепились — 
Кусь!

Идет коза рогатая, 
За малыми ребятами
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп, 
Кто кашки не ест, 
Кто молока не пьет, 
Того забодает, забодает, заботает!

Где же наши ручки?

— Где же наши ручки? А вот наши ручки! 
Где же наши ножки? А вот наши ножки! 
А вот это Светкин (Машин, Васин) нос. 
Весь козюльками зарос. 
Ну, а это что? Живот. 
А вот это Светкин рот. 
А вот это глазки, а вот это ушки. 
А вот это щечки — толстые подушки. 
Покажи мне язычок. 
Пощекочем твой бочок.

Ладушки

Берут руки ребенка в свои и, хлопая ими в ладоши, произносят:

— Ладушки, ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка вкусненька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили-поели,
Домой полетели,
На головку сети,
Ладушки запели!

С последними словами берут руки ребенка и кладут их ему на голову.

Как играть с пальчиками малышей: правила

Важные правила:

  1. Занятия для развития мелкой моторики стоит проводить, когда малыш находится в хорошем настроении. Нельзя заставлять ребенка делать какие-либо движения ручками против его воли, не обращая внимания на детский плач и капризы. Это явно не пойдет на пользу.
  2. Мама также должна пребывать в хорошем настроении, общаться с малышом нежным голосом и правильной интонацией, проявляя свою любовь и заботу. Так малыши охотней идут на контакт и лучше воспринимают поставленные перед ними задачи.
  3. Пальчиковые игры должны быть разнообразными. Не стоит ежедневно заставлять ребенка делать одни и те же движения, это быстро надоедает.
  4. Продолжительность занятий пальчиковыми играми – не более 10 минут. Ребенок не должен утомляться.
  5. Мама, занимающаяся с ребенком, должна хорошо знать движения, правила игры и стишки, которыми дополняются пальчиковые игры.
  6. Перед массажем маме нужно помыть и согреть свои руки, чтобы они были теплые.
  7. Не стоит делать массаж с большими ногтями, которые могут травмировать нежную кожу ребенка.

Потешки на коленках (по кочкам)

Подкидываем ребенка на коленках и напеваем, на
последних словах: «Бух!»— «роняем» между коленями.

Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом… в яму!
Бух!

Поехали, поехали
За грибами, за орехами.
Приехали, приехали
С грибами, с орехами.
В ямку бух!

Чики-чики-чикалочки 
Едет Ваня на палочке, 
Настенька в тележке 
Щелкает орешки!

Поехали, поехали
С орехами, с орехами,
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприприскочку
По кочкам, по кочкам —
Бултых в ямку!

Тюшка-тутушка.
Прыгала лягушка
На крутую горку,
Где живет Егорка
Бух! — покатилась!
С горки свалилась!

СОРОКА-БЕЛОБОКА

* * * * *

Сорока-белобока, Где была? – Далеко! Печку топила, Кашку варила, Хвостиком мешала, На порог скакала, Деток покликала: «Детки вы, детки, Собирайте щепки, Наварю я кашки Золотые чашки!»

* * * * *

Сорока-белобока Кашу варила, Деток кормила! Этому дала, Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала: «Ты воды не носил, Ты дров не рубил, Ты печь не топил, Ты чашки не мыл! Кашу сами мы съедим, А лентяю не дадим!»

* * * * *

Сорока-Воронушка, На хвосте ни перышка – По полю шныряла, Хвостик потеряла. Спряталась под мостик – Отрастила хвостик, И теперь шныряет – Хвостик не теряет.

* * * * *

Ай, качи-качи-качи! Глянь, баранки-калачи! Глянь, баранки-калачи С пылу, с жару из печи!

* * * * *

Ты пляши, пляши, пляши, У тя ножки хороши! Хороши – не хороши, Все равно ты попляши! Ножками потопай, Ручками похлопай! Хохотушки-хохочи! Поскакушки-поскачи!

* * * * *

Расти коса до пояса, Не вырони ни волоса! Расти косонька до пят, Красна девица до гряд!

* * * * *

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лег в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж уснул! А последний – пятый пальчик Шустро прыгает, как зайчик. Мы сейчас его уложим И уснем с тобою тоже!

Оптимальный возраст для ладушек

В возрасте трех месяцев ребенок становится более внимательным, сосредоточенным. Его взгляд уже более осмысленный. Кроха любит следить за яркой игрушкой, может потянуть к ней руки. В это время рекомендуется начинать знакомить его с пальчиковой игрой.

Определенного возраста для данного развлечения нет. Игра подходит и полезна для всех детей. Многое зависит от индивидуальных особенностей, уровня развития крохи.

Сегодня известно четыре метода игры в «Ладушки»:

  1. подходит для детей трехмесячного возраста. Суть заключается в том, чтобы во время гимнастических упражнений либо массажа рассказывать крохе хорошо известную всем потешку «Ладушки-ладушки»;
  2. будет полезен для детей, которые пытаются присесть из положения лежа на животе либо уже самостоятельно и подолгу умеют сидеть. Это малыши возраста 6-8 месяцев. Ребенка надо посадить на колени, спиной к животу. Положить его ладони в свои. Начать рассказывать потешку, аккуратно хлопая руками;
  3. рассчитан на малышей, которые уже могут самостоятельно хлопать в ладоши. Маме нужно рассказывать стишок, а ребенок тем временем будет совершать ритмичные движения руками;
  4. игра с партнером. Подходит для деток старшего возраста. Суть заключается в том, чтобы хлопать поочередно в свои и в ладоши партнера. Ребенок может играть с родителями либо со сверстниками.

Не стоит переживать, если малышу уже 10 месяцев, а он до сих пор не освоил «Ладушки». Это не является признаком отклонения. Возможно, ребенку просто не нравится такая забава. Нужно заменить ее на другую пальчиковую игру.

Потешки перед сном

Баю, баю, баю, бай
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу дочку не буди.
Темна ноченька, не спится,
Наша доченька боится.

Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Нашу Катю усыплять.

Вот лежат в кроватке
Розовые пятки.
Чьи это пятки –
Мягки да сладки?
Прибегут гусятки,
Ущипнут за пятки.
Прячь скорей, не зевай,
Одеяльцем накрывай!

Ай, люленьки да люленьки,
По горам идет олень.
На рогах он дрему носит,
В каждый дом ее заносит.
В люльку дрему он кладет,
Тихо песенку поет:
(повторяем потешку)

Паучок-паучок
Паутиновый жучок
Семь ночей не спал,
Для Катюши соткал
Сон про солнышко-колоколнышко
И про дождик грибной,
И про нас с тобой.
Хочешь по лесу во сне побродить?
Глазки попробуй закрыть.

За окошком вечер,
А на небе месяц…
Спит малыш в кроватке,
В стойле спит лошадка,
Белочка — в дупле,
Собачка — в конуре.
Ну а солнышко проснется,
Малыш маме улыбнется.
Будет день веселым.
Расти малыш здоровым.

Разденьте меня,
Разуйте меня,
Уложите меня,
Укройте меня,
А засну
Я сам!

Отзвенел звоночек.
Спать пора, цветочек.
Солнышко уснуло,
Тучка спать легла.
И волшебная синяя птица
Добрые сны тебе принесла.
Мамочка нежно обнимет тебя.
Засыпай моя деточка, радость моя!

Маленькие заиньки
Захотели баиньки,
Захотели баиньки,
Потому что заиньки.
Мы немножечко поспим,
Мы на спинке полежим.
Мы на спинке полежим
И тихонько посопим.

Целый день играл Сережка,
Вам спасибо скажем, ножки.
Вам спасибо скажем, ручки.
С каждым днем вы все послушней.
Слушаются ножки нашего Сережку.

Мы устали

Нам ножки сегодня сказали:
«Мы так сегодня устали,
мы столько сегодня прыгали,
что больше совсем не хотим,
чтобы нами опять дрыгали.
Мы хотим полежать, отдохнуть,
чтобы завтра снова пуститься в путь».

И ручки сказали:
«Мы тоже очень устали,
мы одевали, кормили и мыли
и ещё рисовали.
Вы знаете, как мы устали?»

И каждый пальчик сказал:
«Я тоже устал!
Я тоже трудился, я помогал!
И ложку держать, и глаза умывать!
Дайте теперь нам поспать!»

И ушки вдруг зашептали:
«И мы тоже устали!
Мы целый день
всех внимательно слушали.
Мы столько узнали…
Мы были бы рады,
если б поспали!»

И глазки сказали:
«Ох, а мы как устали!
Так устали, что аж защипали!
Мы столько сегодня видели,
а теперь хотим мы поспать,
давайте нас закрывать!»

И ротик сказал и зазевал:
«Я тоже устал,
я жевал, я кусал и кричал.
Давайте скорей отдыхать,
чтобы завтра опять
«доброе утро» сказать!»

И язычок пролепетал:
«А сколько я рассказал,
почмокал, почавкал и прорычал,
я тоже очень устал!»

И только носик промолвил:
«А я не устал!
Вы все тихонько лежите,
отдыхайте и спите!
А я буду вас охранять
и спокойно дышать и дышать».

Что такое «ладушки-ладушки»

Под «ладушками» мы обычно понимаем ладошки, которые участвуют в игре с малышом под эту песенку. Но есть один нюанс: слово «ладонь» в русском языке появилось далеко не сразу. Сначала были «длань» и «долонь». А своя потешка с «ладушками» существует и в других славянских языках, которые во времена появления слова «ладонь» уже развивались самостоятельно.

Есть версия, что слово «ладушка» образовалось от слова «лада». «Ладой» ласково называли девушку, невесту, молодую жену, реже — парня, жениха и мужа. Это милое словечко часто встречается в народных песнях и других памятниках культуры. От избытка нежных чувств «ладушкой» могли называть и ребёнка.

Также «дидо-ладо», «ладо» и «лада» были известными песенными напевами. «Ладушки» упоминаются в весенней хороводной песне о любви и браке, во время исполнения которой девушки приглашали в хоровод парней. Поэтому «ладушки» могут быть фиксацией древнего народного напева, имевшего отношение к любви и плодородию.

А самая популярная версия гласит, что «ладушки» восходят к имени славянского божества по имени Лада или Ладо, вотчиной которого были любовь, брак и весенняя пахота. Однако споры о наличии у славян такого божества не утихают до сих пор.

Кто и куда полетел и на голову сел

На Руси встречу весны отмечали народными обрядами. А как понять, что пора её отмечать? Знаковым событием начала весны считали возвращение в родные края птиц. На праздник пекли обрядовое печенье в виде пернатых: жаворонков, куликов, грачиков и т. д.

С печёными птичками играли девушки и дети. Они расставляли повсюду печенье и в шутку ставили его себе на голову, чтобы приманить птиц, а заодно и весну. Поэтому «Ши-и-и! Полетели, на головку сели!». В этой части потешки тоже отражён народный обряд.

А каша-то тоже непростая!

Возможно, в тексте «Ладушек» бабушка — это не родная бабуля малыша, а бабка-повитуха. И она кормит малыша ритуальной кашей, которой раньше кормили при рождении и крещении ребёнка, а также при годовых праздниках.

Весну люди считали началом годового круга, в отношении которого проводили родильные обряды. Получается, что вся наша детская потешка — про весну. Однако есть ещё один взгляд на смысл «Ладушек» и он очень мрачный …

Об этом смысле детям лучше не знать!

Другая трактовка потешки отталкивается от версии, что бабушка и малыш живут в разных мирах. И в песенке мир иной «соприкасается ладошками» с миром живых. Поэтому в тексте упоминаются птицы: раньше их считали посредниками между этими мирами, между небом и землёй.

И каша с бражкой — это поминальная еда. Потешка показывает нам ритуальный диалог с предками посредством касания ладонями. Эта версия наглядно объясняет, откуда в детской потешке бражка — напиток, полученный в результате брожения.

Хотя нельзя исключить, что раньше в употреблении детьми бражки не видели ничего плохого, особенно в малом количестве. Ведь бражка — это не обязательно алкоголь. Квас тоже получают брожением.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: