Подросток не хочет взрослеть: 5 причин и как с ними справиться

Преодоление кризисного периода: советы психолога

Воспользуйтесь советами психолога. Что поможет преодолеть кризис?

Для этого ребенку предстоит выполнить ряд задач:

  • Положительные отношения со сверстниками, дружеские связи.
  • Принятие собственной внешности.
  • Принятие своего пола, осознание, в чем заключена женская и мужская социальная роль.
  • Дружеский, доверительный контакт с родителями.
  • Приобретения ответственности, инициативности.
  • Осознание своих способностей, выбор профессии.

Без помощи родителей сложно пройти кризис благополучно. Отцу и матери стоит признать, что их чадо – отдельная, самостоятельная личность. Поменяйте модель поведения, если видите острое неприятие предыдущей модели.

Вышеперечисленные выполненные задачи указывают на преодоление кризиса. Роль родителей в этом велика – немало зависит от их поведения. Сын или дочь нуждаются в совете, разговоре? Не отталкивайте их, считая проблему глупой и не стоящей внимания. То, что пустяково для вас, для старшеклассника может иметь невероятную значимость. Впоследствии он поймет незначительность ситуации, но сейчас она имеет для него огромное значение.

Нередко подросток неосознанно проверяет родителей на прочность. Хотите завоевать авторитет и уважение дочери или сына – все зависит от вашего поведения. Запреты должны быть обоснованными и соблюденными. Предупреждения реальными и осуществленными. Глупо говорить: «Убью тебя, если не вернешься вовремя и без предупреждения» или же угрозы «отключить интернет» без последующих осуществлений. Подросток начинает воспринимать все слова, произнесенные родителями, как пустые. Об авторитете и уважении речи уже не идет.

Ему следует заранее понимать, чем грозят нарушения. Озвучивайте угрозы, которые готовы и сможете осуществить – держите свое слово. К примеру, это может быть лишение чего-то на определенное время: компьютерные игры, просмотр телевизора, сокращенная прогулка с друзьями и другое.

Увлекаться не стоит. Санкции и наказания – крайние меры. Куда лучше если вы установите с ребенком отношения доверительного характера. Доверия, просьбы, дух поддержки, уважения и сотрудничества предпочтительнее приказов. Добиться тесных и теплых отношений сложно, если были допущены ошибки на предыдущем возрастном этапе.

Платный доступ

Действует 365 дней с момента подключения карты

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Удостоверение

Повышайте квалификацию (любой курс, кроме авторских)

Курсы на 36, 72, 108, 144 и 180 ч. — Да

Выдача удостворения гос. образца — Да

Доставка — Да

Видеоархив

Обучайтесь на профильных и смежных лекциях

Весь видеоархив —

Пособия ко всем лекциям — Да

Сертификаты ко всем лекциям — Да

Подборки

Смотрите подборки лекций на общие темы

Подборки будущих лекций — Да

Подборки видеозаписей — Да

Итоговый сертификат на 36 ч.

Аттестация

Всё необходимое для успешной аттестации

Документы для аттестации Да

Знания для аттестации — Да

Проверка соответствия документов — Да

Подключайтесь и смотрите онлайн-занятия и видеозаписи

Сертификат о ПрофПрактике на 256 ч.

Просмотр истории занятий с детьми в видеозаписях

Наглядная работа специалиста — Да

Динамика результатов занятий — Да

Доступно в любое время — — Да

Супервизия

Разбираются занятия с нашими учениками на практике

Разбор видео наших занятий — Да

Консультации по увиденному — Да

Расписание — 20 раз/мес. по 60 мин.

Наставник

Наставник разбирает Ваши занятия по Вашим ученикам

Разбор видео Ваших занятий -Да

Консультации по Вашим занятиям — Да

Расписание — 16 раз/мес. по 60 мин.

Работа

Зарабатывайте на занятиях в веб-платформе института

Обучение работать дистанционно — Да

Подключение веб-платформы — Да

Сопровождение наставником — всегда

Сертификация

Соответствуйте профстандарту «Педагог-практик»

Сертификат соответствия ПрСт. — Да

Внесение в реестр сертификации — Да

Международный уровень — Да

Трудности с поведением

Положение подростка промежуточное: он уже не хочет подчиняться родителям как ребенок, и еще не может полностью распоряжаться свой жизнью как взрослый. Он активно отвергает все, что ему предлагают взрослые и еще не умеет сам определять свою жизнь и нести за это ответственность

Ему важно этому научиться. А пока он отстаивает свое право выбирать, как ему поступать, что делать, чего не делать, экспериментирует, иногда весьма рискованно, бунтует против необходимого, втягиваясь, порой, в совершенно излишнее

Часто возникают трудности с учебой от снижения успеваемости до прогулов и даже отказа от посещения школы. Для домашних дел и обязанностей у подростка нет ни времени, ни сил, ни желания. Организуются новые компания, возникают новые отношения, в том числе и с противоположным полом, меняется внешность, манера общения, интересы, времяпрепровождение.

Что делать?

1

отделить для себя важное от несущественного. Ребенок меняется, ему трудно

Не все перемены проходят легко, гладко и красиво. Ему нужна Ваша поддержка. Поэтому, если Ваша красавица дочь, обладающая врожденным вкусом, вдруг стала носить какие-то непонятные черные балахоны с надвинутым на глаза капюшоном, не стоит из-за этого конфликтовать. Это пройдет, когда она освоиться со своим меняющимся телом. А отношения останутся.

2. относительно того, что Вы считает важным (учеба, помощь по дому, время возвращения домой и т.д.) нужно договариваться с подростком так, чтобы этот договор учитывал и Ваши и его потребности. Например, сесть и всем вместе составить список обязанностей по дому. А потом обсудить, как их распределить между всеми членами семьи

Спросить подростка, что он готов и может взять на себя, насколько ему кажется справедливым такое распределение, высказать свои предложения, объяснить, почему это важно, договориться о том, как будет. Если удалось достичь договоренности, с которой все согласны, это уже очень хорошо

И все же это не означает, что проблемы теперь решены. Вам придется напоминать подростку о его обязанностях, но, опираясь на договоренность, это будет проще и для Вас и для него. Желательно сохранять спокойствие, повторяя раз за разом, что посуду надо вымыть. Совсем хорошо, если удастся придумать какой-нибудь приятный способ отметить, что все справились со своими обязанностями за эту неделю – сходить в кино, заказать пиццу, позвать друзей.

3. если вы уж договорились о чем-то, выполняйте свои обязательства и настаивайте на выполнении со стороны подростка. Ответственность всегда подразумевает реальные действия.

Подростку нужно научиться нести последствия своего поведения. Хорошо, если родители помогут ему в этом – своей последовательностью, предсказуемостью, ясностью.

Пубертат: когда ребенок отдаляется от родителей

Пока ребенок маленький, взрослые воспитывают как умеют: раздают команды и требуют послушания. Часто родители применяют методы воспитания родом из собственного детства, которые, к сожалению, оказываются устаревшими и могут нанести вред ребенку.

Ребенок постепенно взрослеет, его психика созревает. В начале пубертата — в 12-13 лет — ребенок естественным образом отдаляется, и родителям уже сложнее добиться желаемого приказным тоном — у него уже в значительной степени сформированы свои ценности, свой взгляд на мир. И ребенок отдаляется тем стремительней, чем меньше у взрослых желания понять его. В геометрической прогрессии растет пропасть между родителями и детьми.

Мы можем потребовать подчинения, и это ничего не даст. А можем создать близкие, доверительные отношения, применяя знания Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Мама — первое слово!

Задача мамы в такой ситуации — не наблюдать, как ребенок отдаляется, а наладить с ним отношения активными действиями, ведь мама для ребенка до определенного возраста — это самый главный человек. А в подростковом возрасте именно хорошие отношения с родителями защищают подростка от опрометчивых поступков и от плохой компании.

Мама в жизни любого ребенка — это гарант его безопасности. Именно она учит ребенка выстраивать отношения с другими людьми своим примером. И когда животная связь между мамой и ребенком ослабляется в пубертате, ее задача заключается в том, чтобы наладить эту связь уже на человеческом уровне.

Эмоциональная связь является наиважнейшим условием для формирования здоровых отношений между родителями и детьми. Когда есть эмоциональная связь — есть доверие и взаимопонимание с подростком. А в случае ее отсутствия родители сталкиваются с разного рода проблемами во взаимоотношениях с ребенком: с истериками и шантажом, с потоками обвинений в свой адрес, с нежеланием отвечать на вопросы, с отказом вместе проводить время.

Искренний разговор вместо претензий

Подросток будет растроган маминой искренностью вместо упреков, доверительной беседой по душам и обязательно даст вам в ответ эмоциональный отклик. И он будет делиться своими переживаниями, когда между вами установится эта искренность и доверие.

Разговору по душам способствует правильно выбранный момент, когда ребенок находится на эмоциональном подъеме и особенно расположен к открытости, например, после совместного просмотра художественного фильма или прочтения после ужина классической литературы.

Важную роль играет внутренний настрой мамы и ее эмоциональное состояние в целом. Дети очень чувствительны к психологическому состоянию мамы. Если она расстроена, раздражена — доверительного контакта не получится. Ребенок бессознательно чувствует это и не пойдет на контакт. Ведь он не хочет, чтобы его упрекали, читали нотации или говорили «сверху вниз», как ему надо жить, — а именно так он воспримет попытку мамы поговорить с ним, когда она раздражена.

Если вы хотите, чтобы у вас получился искренний разговор, постарайтесь не предъявлять подростку претензий, не вспоминайте никаких историй из прошлого с упреками. Постарайтесь лишь быть искренней с ним, пусть вами движет только желание сблизиться с ребенком. И если ребенок доверился и рассказал о сокровенном, не обманывайте его доверие и постарайтесь не возвращаться к прежнему поведению — к упрекам и попыткам его подчинить.

В каких случаях необходимо обращаться за помощью психолога, психотерапевта?

  • если Вы наблюдаете в течении длительного времени подавленность, грусть, изоляцию, плаксивость, если старые увлечения перестали интересовать, а новых не появилось, резко снизился аппетит, замечаете проблемы со сном;
  • если Вы замечаете очень резкие колебания настроения от чрезмерной раздражительности до столь же избыточной, немотивированной веселости, если подобные колебания характерны и для его состояния – от пассивности, вялости, истощения до бурной неуемной активности;
  • если Вы ловите себя на том, что не можете спокойно и дружелюбно реагировать на эмоциональные проявления Вашего ребенка, если Вас постоянно раздражают, обижают, задевают его слова и поступки.

ИСТОРИЯ

На консультацию пришла мама с девочкой-подростком. Жалуется: дочь меня доводит до слез, ведет себя ужасно, никакого сладу с ней нет, объясните ей, что так нельзя. Девочка держится отстраненно и слегка пренебрежительно отвечает матери. В ходе беседы выяснилось, что есть еще младший ребенок, очень болезненный, уход за которым отнимает все время и силы мамы. Она чувствует себя виноватой перед дочерью. Это чувство мешает ей поддерживать теплые отношения с девочкой и лишает возможности защищать себя, когда дочь пользуется ее уязвимостью. Здесь больше необходима помощь маме и уже потом семейные сессии вместе с подростком.

Психология подросткового возраста по годам

Итак, какие особенности предполагает психология подросткового возраста в разные периоды:

13-15 лет

Оставаясь по сути ребенком, он уже чувствует себя повзрослевшим. Он испытывает желание быть независимым, всячески показывая это. Он активно размышляет о будущей профессии, желает ощутить свою значимость в семье и обществе.

Подросток испытывает высокий интерес к противоположному полу. Возможно появление школьной дезадаптации, вследствие сложных отношений со сверстниками или учителями. Вступив в острый подростковый период, ребенок отдаляется от семьи, чувствуя больше интереса к друзьям и более старшим товарищам, которые становятся для него авторитетом.

Выбрав себе ориентир, на который ему хочется равняться, подросток пытается стать похожим на него. Хорошо, если пример оказывается положительным.

Подростки, столкнувшиеся со многими запретами в семье, начинают демонстрировать замкнутость и отчужденность

В это время важно не действовать с напором и агрессией – следует приступить к налаживанию контакта

16-17 лет

Этот период нисколько не легче. Подросток столкнулся с половым созреванием, и теперь чувствует гнет гормональных, социальных, психологических проблем. Период непросто дается, как молодым людям, так и их семьям. Родительская задача: облегчить переживания ребенка, помочь ему справиться с этапом взросления.

Как это делать? Тактично и уважительно, так как сейчас у подростка очень чувствительная психика. В этом возрасте многие представители молодежи впервые пробуют наркотики, вступают в сомнительные компании, уходят из дома. Обычно это актуально для детей, не сумевших найти понимания у близких людей.

Гормональные изменения становятся причиной множества проблем. Подростки учатся заново принимать свое тело, постоянно ощущают перепады настроения, раздражительность, вялость, повышенный аппетит. Проявления постепенно уйдут сами примерно к 19-ти годам.

Также происходят психологические изменения. Отвергается все, что предлагается родителями, принимается то, к чему агитируют друзья. С этим ничего не поделать, так устроена психология подросткового возраста. Это относится к стилю, выбору музыкальных кумиров, сленгу, жизненных целей. Этому подвержены не все подростки, но многие из них.

Таким образом, оторвавшись от родителей, подросток пытается ощутить себя взрослым. Понимаете, что пришло время нравоучительной беседы? Вряд ли вы достучитесь до него, лучше пригласить в гости друзей, чей ребенок немного старше. Попросите его озвучить за столом, между делом, мысли, которые хотите донести чаду. Это возымеет нужный эффект.

В этом возрасте юноши и девушки стремятся оградить свою личную жизнь и внутренние переживания от любого вмешательства – это естественно для психологии подросткового возраста.

Замечательно, если у ребенка имеется комната, которую он сможет оформить как пожелает, где ему будет позволительно укрыться с другом, послушать музыку в темноте. Должно быть место, которое он будет считать только своим. Не рекомендуется входить в его комнату без стука, как и в чью-либо другую комнату.

Также будет лишним заявляться с уборкой – в этом возрасте подростку пора самостоятельно браться за нее. Не хочет убираться в комнате? Дождитесь пока захочет, шутите с ним на эту тему, но не нарушайте границы личного пространства. Если ваш ребенок будет уверен, что никто не читал его дневники и в общем не копался в личных вещах, то он будет чувствовать себя дома защищено, доверие к вам возрастет.

Падение авторитета родителей

Может быть, это и не самая большая проблема, но эмоционально «цепляет» сильно. Тем более, что она практически неизбежна и находит свое выражение в самых разнообразных формах. От прямой конфронтации: «Ты ничего не понимаешь» (или куда менее корректно) до легкой усмешки: «ну говори… говори…». И неизвестно еще, что хуже.

Что делать?

1. Обязательно напоминать себе, что это нормальная стадия роста Вашего чада. Это задача его развития – проверить на прочность ценность родительского мнения и авторитета. А это можно выяснить только попробовав «на зуб».

2. Пресекать грубость и неуважительное поведение в свой адрес. При этом обязательно в спокойной и доброжелательной форме. Можно сказать: «Мне неприятно, что мы с тобой разговариваем в таком тоне, давай прервемся и продолжим, когда сможем поговорить спокойно»

Очень важно подавать пример самоуважения и уважения к партнеру.3. Выражая свое мнение, обосновывайте его, ориентируясь на смысл, который важен для Вас

Разговаривая с подростком, уже недостаточно сказать: «Я так считаю, у меня больше опыта».

Если Ваш опыт в чем-то Вас убеждает, разверните своему сыну или дочери в чем именно, чем, как. Порой полезно сосредоточиться на содержании разговора, игнорируя возможные эмоциональные провокации – снисходительные ухмылки, реплики «ну-ну», вздохи в сторону. Конечно, только в том случае, если подросток слушает, отвечает, находится с вами в контакте.Чтобы Ваше мнение не перерастало в поток с трудом переносимых нравоучений.

4. Спрашивайте мнение подростка. Как он думает, почему он так считает. Аргумент «времена изменились, сейчас все не так» со стороны подростка тоже нуждается в расшифровке – что именно не так, почему и как сейчас. Вероятно, Вы узнаете для себя много нового и любопытного, если тон разговора будет спокойный и заинтересованный. В чем-то Ваш ребенок лучше ориентируется в реалиях современной жизни. Если Вы заметите и признаете это, трудностей в отношениях станет чуть меньше.

Другие статьи по теме:

  • Функциональная диагностика
  • Болезнь Паркинсона, паркинсонизм и другие экстрапирамидные патологии
  • Психиатрия

*Материалы, размещенные на данной странице, носят информационный характер и предназначены для образовательных целей. Посетители сайта не должны использовать их в качестве медицинских рекомендаций. Определение диагноза и выбор методики лечения остается исключительной прерогативой вашего лечащего врача! Клинический Институт Мозга не несёт ответственности за возможные негативные последствия, возникшие в результате использования информации, размещенной на сайте neuro-ural.ru.

Основные проявления неадекватного подросткового поведения

Поведение сложного подростка противоречит устоявшимся общественным правилам и нормам.

Уход в себя, нежелание идти на контакт с окружающими, излишняя агрессия в общении – то, с чем наиболее часто приходится сталкиваться родителям подростков. И это не самое страшное.

Проявлением поведенческих отклонений также может быть стремление навредить самому себе (мазохизм, накопительство), окружающие при этом не страдают напрямую. В случае асоциального и аморального поведения (алкоголизм, наркомания, проституция) вред, наносимый собственному организму, отражается и на близких подростка, принося им моральные страдания, а порой и физические.

Такой вид девиантного поведения, как совершение противоправных действий (хулиганство, разбой, изнасилование), представляет собой большую угрозу для общества, нарушая не только моральные устои, но и нормы права.

Когда необходимо обращаться за помощь психолога, психотерапевта?

  • если трудности с поведением подростка перерастают в проблемы, с которыми Вы не можете справиться – прогулы в школе, воровство, компьютерная зависимость, алкоголь, наркотики
  • если, несмотря на все Ваши усилия, не удается даже договориться о правилах поведения, что означает либо нежелание, либо неумение с той, с другой или с обеих сторон.
  • если договоренности (всех в целом устраивающие) не соблюдаются, что означает либо чрезмерную мягкость, либо излишнюю жесткость родительской позиции.

ИСТОРИЯ

К психологу обратилась семья с подростком 14 лет. Причины довольно обычные – мальчик плохо учится, невозможно его «оторвать» от компьютера, дома ничего не делает, в комнате бардак. Отношения в семье напряженные. Потребовалось достаточно времени, чтобы подросток начал доверять и рассказывать. И тогда выяснилось, что его обижают в школе, он подвергается настоящей травле и ничего об этом не говорил родителям потому, что «им нет до меня дела», «их только порядок в комнате и волнует». И проблема не в том, что родители черствые, равнодушные люди, как раз наоборот, слишком тревожные. Но их тревога и забота принимала форму контроля и требовательности. А подросток это воспринимал как отвержение и пренебрежение.

В любом случае, если трудности в отношениях с подростком отнимают у Вас силы и покой, имеет смысл обратиться к специалисту. Есть много вариантов и форм работы: родительские группы, семейные консультации, группы и тренинги для подростков, индивидуальная психотерапия. Даже если Ваш сын или дочь отказываются идти, Вы можете получить помощь и, разобравшись в ситуации, ее изменить. Потому что в отношениях всегда участвуют как минимум двое.

Эмоциональные трудности в общении

Эмоциональный фон у подростка нестабильный – это давно уже всем известно. Но одно дело знать, а другое дело с этим регулярно сталкиваться. С ранимостью, обидчивостью, агрессивностью, замкнутостью, отчуждением или конфликтностью. И непонятно, с чего вдруг такая реакция. Да, можно сказать себе «это все гормоны», но как-то же надо и жить вместе.

Что делать?

1. Общаться. Интересоваться жизнью подростка, его увлечениями, трудностями, желаниями, мечтами. Заниматься вместе чем-то интересным. Рассказывать о себе, о своих трудностях, мечтах, увлечениях. Чтобы лучше понимать нужно стараться понять и предпринимать для этого реальные, но не натужные усилия.

2. Помочь подростку научиться разбираться, в каком он состоянии, что чувствует. Так с маленьким ребенком, когда он хныкал, Вы понимали, что он устал или голоден. Сейчас ребенок подрос, и стимулы, и реакции стали более разнообразные. И сейчас уже он должен научиться понимать, что с ним и как этому помочь. Можно сказать: «Ты, наверное, устал, может, отдохнешь». Можно сказать: «Похоже, ты расстроена». Можно сказать: «Я, когда голодная, злая как черт». Можно сказать: «Ты обиделась, я понимаю». Пройдет какое-то время, и Вы заметите, как крики «НЕНАВИЖУ!!!», которые пришли на смену швырянию портфеля в стену, в свою очередь сменяются вполне внятной речью: «Я злюсь, потому что математичка опять поставила пару».

Как правильно себя вести с подростком

Учите подростка правильному отношению к делам. Помогите ему стать организованным, достигать своих целей, осуществлять все намеченное. Учите его внимательности, мягкости, выдержке. Многим детям, находящимся в переходном возрасте, не хватает этих качеств. Лучшее обучение – собственный пример.

Подростки склонны к пессимизму: самоедству, внутренним обвинениям. Они корят себя за разные ошибки, не уверены в собственной внешности, умственных способностях. Воспринимайте это не подростковыми особенностями, а дурными привычками, требующими избавления. Отказавшись от негативизма, человек проще идет к достижению больших целей. Помогите сыну или дочери полюбить себя.

Какое поведение родителей считается неправильным в этом случае? Типичная ошибка, столкнувшись с нежелательным поведением ранее послушного ребенка, демонстрировать неконтролируемую агрессию, либо демонстративно впадать в переживания. На этом воспитание заканчивается. Получается, что отрицательное поведение подростка влечет за собой отрицательное поведение семьи, и это провоцирует ребенка на еще более негативную реакцию.

Когда сложный возраст сопровожден регулярными конфликтами с окружающими, это оборачивается кризисом подросткового возраста. Ребенок пытается доказать, что он самостоятельная личность, отдельная от родителей. Он пытается укрыть свою личную жизнь и переживания от семьи, чтобы не чувствовать контроля. В большинстве случаев кризис неизбежен, и биологической основы у него нет.

Чем характерен кризис? Подростки демонстрируют независимость, самостоятельность, выдвигают требования к родителям. Попробуйте работать на опережение кризиса. Как это сделать? К сложному возрасту личность ребенка должна быть максимально сформированной. Прививайте ответственность, родительский авторитет, стройте позитивные дружеские отношения.

Психология подростка: краткие сведения

Психология подросткового возраста применима для детей 11-17 лет. Это период появления новых особенностей личности. К чаду уже принято относиться, как ко взрослому, однако еще приходится нести за него ответственность, как за ребенка.

В это время многие родители теряют контакт с детьми, погружаясь в ряд непродуктивных конфликтов. С иной стороны родительское попустительство также становится причиной серьезных проблем.

Даже если стиль общения подростка становится неприемлемым для родителей, нужно продолжать разговаривать с ним. Имейте силу сказать «нет», когда это действительно необходимо. В подростковом возрасте случается немало импульсивных поступков, поэтому родителям приходится постоянно быть начеку

Важно обсуждать с подростками их намерения

Как разговаривать с подростком, чтобы не случилось серьезного кризиса. Делайте это доброжелательно и по-деловому – как со взрослым человеком. Твердость важна в случаях, когда ребенка начинает «заносить».

Психология подросткового возраста устроена так, что ребенок всячески противится любому навязыванию, старается отстаивать свою свободу. Они чувствуют себя взрослыми, и требуют соответствующего отношения. Заподозрив, что к ним относятся иначе, они негодуют.

Как бы это ни было сложно, подростков нужно поддерживать и мягко контролировать, даже когда хочется махнуть рукой. Самоустранение может привести к еще большим проблемам, которые впоследствии вам придется решать.

Причины

К факторам, провоцирующим неадекватное поведение подростков, относятся:

  • Наследственная предрасположенность – особенности родителей, а также воздействие на плод неблагоприятных факторов среды (вредные привычки матери, условия труда и другие).
  • Социальные и экономические – бытовая неустроенность семьи, семейные конфликты, низкий социальный уровень родителей и малый доход.
  • Непосильные нагрузки – физическое и психоэмоциональное переутомление, связанное с большими объемами заданий в школе либо дополнительными занятиями.
  • Физиологические особенности – физические изъяны, недостатки внешности, дефекты умственного развития, которые приводят к сложностям в адаптации в коллективе, неприятию среди окружающих, тем более сверстников.
  • Психические отклонения – заболевания, нервные и психические расстройства, низкий порог возбудимости.
  • Психологическое воздействие – давление и упреки со стороны родителей, излишняя строгость или вседозволенность, личные особенности характера (перфекционизм либо эгоизм, равнодушие).
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: