Анализ стихотворения «В театре» Барто
Агния Львовна Барто — мастер поучительных юмористических стихотворений для детей, позволяющих взглянуть на себя со стороны и с улыбкой. Произведение «В театре», созданное незадолго до Второй Мировой войны, живописует анекдотическую историю похода в театр двух маленьких подружек.
Стихотворение написано в 1938 году. Поэтессе 32 года, она мать двоих детей, ее стихи публикуют уже больше 10 лет, с творческими встречами она посетила несколько зарубежных стран, включая предвоенную Германию.
По жанру — сатирический портрет, по размеру — хорей со смежной и перекрестной рифмой. Лирическая героиня — восьмилетняя девочка. По композиции история делится на 2 части: появление в театре и поиск потерянного гардеробного номерка. Посещению именно балета можно найти объяснение в биографии автора: А. Барто — выпускница хореографического училища, недолгое время сама была балериной в театре.
Лексика разговорная, детская. В стихотворении, как это часто бывает у А. Барто, у действующих лиц есть имена. Главная героиня пришла с подругой Любой. Дети впервые в театре, да еще и без взрослых
В новинку и внимание гардеробщицы, и выдача металлического личного номерка. Содержание произведения парадоксально, ожидания читателя и слушателя обмануты
Девочка смотрела на сцену краем глаза, поглощенная поиском упавшего на пол номерка
Девочка смотрела на сцену краем глаза, поглощенная поиском упавшего на пол номерка
В конце она важно, но, наверно, изрядно покраснев, сообщает ребятам: мне очень нравится балет
Стихотворение полно восклицаний: наконец-то я в балете! Затем они сменяются вопросительными фразами внутреннего монолога девочки: может, он под стулом где-то?
Верная подруга Люба также помогает искать пропажу. В 10 и 12 строфе есть прямая речь участников тех комичных событий. И дети, и взрослые могут вспомнить похожую историю из своей жизни. Правдоподобие случаю придает употребление числительных: восемь, три на три. Выразительна гипербола: дышать не смею. Можно сказать, что перед глазами юного читателя «В театре» разворачиваются два спектакля: один на сцене (скорее всего, «Золушка»), другой — в зрительном зале.
Возвышенный настрой ребенка сменяется прагматичным, она словно уже видит себя, бредущую домой в слезах и без шубы. В каком-то смысле, это третий спектакль, который разыгрывается в воображении девочки. История заканчивается благополучно, номерок найден, но на балете, по сути, обе подруги не были.
Стихотворение лауреата польского Ордена Улыбки А. Барто «В театре» — пример виртуозного владения детской темой, умения говорить с ребенком на понятном ему языке.
Конец стиха Агнии Барто — лучшие детские стихи, детская поэзия, стихи для маленьких,, советские стихи для детей, советская классика, стихи для малышей, стихи для школьников, учить стихи, стихи для дошкольников
Стихи нашего детства, стихи для детского сада, стихи для школьников. Школьная классика.
Вертуться к индексу — всех стихов Агнии Барто. Все стихи Агнии Барто
— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021.
Стихи на английском и других языках.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Творческий путь
Однако Луначарский оказался прав: каким-то образом ему удалось рассмотреть в юной балерине задатки великого поэта.
И уже в 1925 году вышла в свет первая книга Агнии Барто «Китайчонок Ван Ли», за ней последовал сборник стихов «Мишка-воришка». Ей было всего 19 лет, когда она попала в мир, о котором мечтала юной гимназисткой, ─ в мир поэзии Серебряного века.
Агния довольно быстро стала популярной, однако этот факт никак не прибавил ей смелости, она была крайне застенчивой. Барто обожала творчество Маяковского, но когда ей представился шанс встретиться с поэтом, то так и не набралась храбрости к нему подойти и завести разговор. А когда решилась прочитать свой стих Корнею Чуковскому, то сказала, что автором является пятилетний мальчик. Возможно, именно застенчивость помогла Барто прожить жизнь, не имея врагов. Она никогда не строила из себя личность умнее, чем есть на самом деле, не ввязывалась в окололитературные склоки и всегда отдавала себе отчёт в том, что ещё многому предстоит научиться в жизни.
Детские стихи как будто лились из неё рекой, один за другим выходили сборники:
- «Мальчик наоборот»;
- «Игрушки»;
- «Братишки»;
- «Снегирь».
В 1947 году увидела свет её поэма «Звенигород», где Агния Львовна рассказывала о детках, потерявших во время войны родителей. Поэтесса посещала детский дом в Подмосковье, беседовала с детьми, которые рассказали ей о том, как жили до войны, кем были их родители. Все эти детские воспоминания и вылились в поэму, которой было уготовано особое предназначение.
Когда поэму «Звенигород» уже читала вся страна, Агнии Львовне пришло письмо от женщины, которая потеряла в начале войны дочь. Некоторые фрагменты, отображённые в поэме из детских рассказов, показались женщине знакомыми, и у неё затеплилась надежда, что в том детском доме Агния Барто общалась с её дочерью. На самом деле так и произошло: мама и дочка встретились после 10 лет разлуки благодаря поэме «Звенигород».
Об этой истории писали советские журналы и газеты, а Агнии Барто стали идти письма от людей, потерявших во время войны своих родственников. Так родилась идея передачи «Найти человека», которую Агния Барто в течение 9 лет вела на радиостанции «Маяк».
Агния Барто – единственная детская поэтесса, которая своими стихами разговаривает с детишками на их родном языке, как будто ровесница. Очень лёгкий у неё стиль. И недаром «Наша Таня громко плачет», «Идёт бычок, качается», «Уронили мишку на пол» присутствуют в жизни каждого ребёнка, как первые шаги и слова, как первая учительница и школьный звонок. Она – первый писатель, с которым знакомится ребёнок, а потом, вырастая, непременно знакомит с её стихами своих детей и внуков.
Барто также написала сценарии к таким известным картинам, как:
- «Подкидыш» (1939);
- «Слон и верёвочка» (1945);
- «Алёша Птицын вырабатывает характер» (1953);
- «10000 мальчиков» (1961).
Творчество Агнии Барто было заслуженно отмечено правительством.
В 1950 году за книгу «Стихи детям» она получила Сталинскую премию, а в 1972 году за сборник «За цветами в зимний лес» Ленинскую премию.
В театре, стихи, Агния Барто
- Обида, стихи, Агния Барто
- Смешной цветок, стихи, Агния Барто
Стихотворение «В театре»
В стихотворении «В театре» у Агнии Барто рассказывается о том, как нельзя себя вести в общественном месте при просмотре спектакля. Это не нравоучение, это повествование о девочке, которая не умела вести себя в театре. Своим поведением она мешала многим зрителям. А самое обидное в этом то, что она так и не поняла, каким увлекательным может быть театр.
Краткое содержание
Восьмилетняя девочка впервые пошла на русский балет. Они отправились в театр с подругой. Раздевшись в гардеробе и сдав свою верхнюю одежду, девочки получили номерки. Юная зрительница давно мечтала побывать в театре. Её мечта сбылась, она увидит балет! Девочка забыла обо всём на свете. В этот момент для неё существовала только сцена с происходящим на ней действии. Вот-вот она увидит фею, красивую и воздушную. Замерев, затаив дыхание, ребёнок крепко сжимал в руке номерок от гардеробщицы. Наконец-то заиграл оркестр! И в этот момент девочка обнаружила, что из её рук пропал номерок. Сказка развернулась на сцене, долгожданная фея летает по сцене и кружится, но зрительнице уже не до неё. Она ищет на коленях, ищет под стулом, ползает по полу. Обе подруги активно поползли к другому ряду, мешая всем. Действие подошло к концу, номерок тоже успешно найден, но в зале уже зажёгся свет. Все вышли из зала. Чтобы не выглядеть в глазах одноклассников плохо, девочка сказала, что ей очень понравился балет.
О чём хотелось поговорить
Произведение, с чьим пересказом познакомились читатели, вовсе не сказка и не вымысел. В этом тексте поднимается реальная проблема воспитания и владения хорошими манерами. Неприятно оказаться в нелепой ситуации, очень хорошо их избегать или предотвращать. Номерок нужно было сразу положить в безопасное место. Если этого не было сделано, тогда следовало бы спокойно дождаться, когда в зале включат свет. Дети в этом случае не виноваты. Виноваты взрослые люди, потому что малышей нужно всему учить заранее. Девочка не только сама лишила себя мечты, но и мешала весь спектакль остальным зрителям, сидящим рядом с ней.
О чём ребёнок пожалеет
Девочка из-за незнания этикета поведения в театре не смогла насладиться балетом и полюбить этот вид искусства на всю свою жизнь. А ведь когда-то это было её главной мечтой! Хорошо, что в книге стихов Агнии Барто таких произведений много. Они по-доброму показывают детям, какое развитие могут получить ситуации, если в детстве не учить правила поведения.
Читайте текст детских стихов про театр русской поэтессы Агнии Барто online, бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
В театре
Когда мне было Восемь лет, Я пошла Смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой. Мы в театре сняли шубы, Сняли теплые платки. Нам в театре, в раздевалке, Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете! Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три Я сейчас бы не смогла. Наконец-то я в театре, Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею В белом шарфе и венке. Я сижу, дышать не смею, Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы, Мы с моей подругой Любой Даже вздрогнули слегка. Вдруг вижу — нету номерка.
Фея кружится по сцене — Я на сцену не гляжу. Я обшарила колени — Номерка не нахожу.
Может, он Под стулом где-то? Мне теперь Не до балета!
Все сильней играют трубы, Пляшут гости на балу, А мы с моей подругой Любой Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то… Я в соседний ряд ползу. Удивляются ребята: — Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала — Я не видала ничего: Я номерок внизу искала И наконец нашла его.
А тут как раз зажегся свет, И все ушли из зала. — Мне очень нравится балет,— Ребятам я сказала.
Обучение
Агния получила начальное образование дома, руководил им отец, он обожал искусство и мечтал, чтобы дочь стала знаменитой балериной. Она прилежно занималась танцами долгое время, но особенного таланта в этом деле не проявлялось.
А вот писать стихи девочка начала с ранних лет. Обучаясь в гимназии, Агния и её подружки увлекались поэзией Ахматовой, сами пробовали писать. Но получалось не у всех. А у Агнии выходило, причём неплохо. Тем не менее занятия балетом она не бросала, училась и в гимназии, и в балетной школе.
Первым слушал и критиковал Агнию папа. Здесь он проявлял всю свою строгость, требовал, чтобы дочь выражалась правильно и соблюдала стихотворные размеры. А у юного дарования, как будто нарочно, постоянно в строчках менялся размер, отец называл это упрямством с её стороны. Но через много лет именно смена размера и станет отличительной чертой поэтических произведений Агнии Барто.
Революция и гражданская война на жизни юной девушки особо не отразились, она продолжала жить в своём мире стихов и балета. Позднее кто-то скажет о Барто: «Она пришла в литературу на пуантах».
После гимназии Агния поступила в хореографическое училище, которое окончила в 1924 году. Было голодно, и в пятнадцатилетнем возрасте, наряду с учёбой, девушке пришлось устроиться на работу в магазин «Одежда». Работающим давали селёдочные головы, а из них можно было варить суп.
Перед выпускными зачётами она особенно волновалась, ведь после них предстояло начинать карьеру в мире балета, да к тому же на экзамен приехал сам нарком просвещения Луначарский. Программа состояла из выпускных экзаменов и концерта, который подготовили ученицы училища. Нарком просмотрел все экзаменационные выступления, остался и на концерт.
И вот на сцену вышла юная красивая черноглазая девушка и прочитала свои собственные юмористические стихи под названием «Похоронный марш». Ей при этом аккомпанировал пианист, а сама Агния принимала трагические, но в тоже время смешные позы. Луначарскому понравились стихи, он еле сдерживал смех, а через некоторое время Агнию попросили зайти в Наркомпрос. С ней встретился Луначарский и заявил, что девушка создана для того, чтобы сочинять веселые стихи. Именно в тот момент такие слова показались ей оскорбительными, ведь в юном возрасте мечтаешь писать о любви, а не слыть поэтом-комиком.
Поэтому юная, высокая и изящная девушка устроилась в московский театр, где около года проработала в балетной труппе.
Детство и юность
Агния Львовна Барто (есть разные версии, каково было настоящее имя писательницы и поэтессы, точно известно, что ее девичья фамилия — Волова) родилась 17-го февраля 1906 года в городе Москва.
Девушка происходила из интеллигентной еврейской семьи.
Отцом был Лев Николаевич Волов. Он трудился ветеринарным врачом, занимался лечением животных. Мать, Мария Ильинична не работала и к моменту рождения дочери ухаживала за домом, семьей.
Назвать родителей зажиточными людьми было нельзя. Они принадлежали той категории советской интеллигенции, которая не позволяла себе лишнего и не купалась в роскоши, отдавая предпочтение высокой морали и духовности.
Агния Барто в детстве
Отец девушки был большим поклонником классической литературы. Одним из его любимых писателей, поэтов был Иван Андреевич Крылов. Каждый вечер он читал дочери самые интересные по его мнению басни.
Агнии Барто нравилось слушать, как папа рассказывает очередное прочитанное произведение. Второй литературной любовью отца был Лев Николаевич Толстой. Книги этого писателя родитель использовал для обучения А. Барто чтению вместо классической азбуки.
Агния Барто в юности
Издания прозаика богато заполняли собой весь дом. А на один из дней рождения девочка получила в подарок документальное произведение «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой», которую она очень ценила.
В начальных классах школы девочка пробует себя на поприще поэзии. Ранние произведения Агнии Барто имели романтическую направленность. Они были посвящены тематике любви благородных аристократов, пажей и маркизов к прекрасным женщинам.
Этот период творчества длится несколько лет. Постепенно, поэтесса отошла от привычной тематики и приключилась на более насущные вопросы. Она писала эпиграммы на одноклассников и учителей гимназии.
Получалось довольно метко, смело и местами даже обидно, что несколько раз чуть было не выливалось в грандиозный скандал.
Несмотря на то, что девушка происходила из скромной в материальном плане семьи, она училась в гимназии. Осваивала несколько иностранных языков: немецкий, французский. В то же время, посещала хореографическую школу. Мечтала стать балериной. Но это желание так и не сбылось.
Родители не могли позволить себе оплату обучения девушки. Денег едва хватало на самое необходимое.
Агния Барто в молодости
В 15 лет будущая детская писательница Агния Барто устраивается на работу продавцом одежды. В то время законы запрещали малолетним людям трудиться на общих основаниях. Чтобы как-то обойти это ограничение, девушка приписала себе год, соврала о реальном возрасте и начала самостоятельно работать.
Денег все еще не хватало. Однако администрация магазина, где трудилась будущая поэтесса, старалась по мере возможности помочь своим подчиненным. В качестве пайка выдавали рыбьи головы, которые использовали в готовке, для бульона.
Параллельно работе в магазине одежды, девушка продолжает писать стихи. Совершенствуется на поприще искусства. По счастливому стечению обстоятельств ей удалось восстановиться в хореографической школе и продолжить обучение.
Личная жизнь
Первый раз Агния вышла замуж очень рано, в 18 лет. Недавно у неё случилось горе, умер отец. И, возможно, первый супруг в какой-то мере занял в её жизни образовавшуюся пустую нишу.
Павел Николаевич Барто был писателем, и вместе они сочинили три произведения: «Девочка чумазая», «Считалочка» и «Девочка-ревушка».
Но брак оказался не на всю жизнь. В 1927 году у супругов Барто родился мальчик Эдгар, которого они ласково всегда звали Гариком, а через шесть лет Агния и Павел развелись. Быть может, этот брак оказался слишком ранним, а возможно, причиной расставания стал профессиональный успех поэтессы, который Павел Барто никак не хотел воспринимать.
Она ушла к мужчине, который оказался её второй половинкой, предназначенной судьбой, ─ Андрею Владимировичу Щегляеву. Он был довольно известным энергетиком и входил в число лучших специалистов СССР по газовым и паровым турбинам. На тот момент он работал деканом на энергомашиностроительном факультете Московского энергетического института. Про него говорили, что это самый красивый декан в Советском Союзе.
В их доме частенько собирались писатели и актёры, музыканты и режиссёры. Абсолютно неконфликтная Агния буквально притягивала людей разного вида творчества. Среди близких подруг Агнии Барто были Рина Зелёная и Фаина Раневская.
Агния с Андреем очень любили друг друга и прожили счастливую жизнь, в браке родилась девочка Татьяна, которая сейчас является главной хранительницей наследия поэтессы.
Детей Гарика и Таню воспитывала няня Домна Ивановна, та самая из деревни, которая когда-то приехала в Москву на заработки и попала в дом Воловых к маленькой девочке Агнии. До конца дней она жила потом с Агнией Львовной и её семьёй, даже когда дети стали взрослыми, помогала вести домашнее хозяйство и стала почти членом их дружной семьи (своих мужа и детей у няни Домны Ивановны не было).
4 мая 1945 года у Агнии Барто случилось непоправимое горе. Была солнечная и яркая весна, вся страна с нетерпением ждала победу. Сын Гарик, семнадцатилетний замечательный мальчишка, вернулся со школы раньше обычного. Няня Домна Ивановна немного запаздывала с обедом, и мальчик решил покататься на велосипеде. Выехавший из-за угла грузовик сбил Гарика, он упал, ударился виском о бордюр и мгновенно умер.
Не стало любимого, такого красивого и ласкового сыночка, неимоверно способного в науках и музыке. Агния полностью погрузилась в себя, для неё перестали существовать еда, сон, разговоры да и вообще весь окружающий мир. Мимо неё прошёл день Победы, которого она ждала очень сильно. Вспомнила ли она в те дни женщину-испанку, смогла ли найти слова, чтобы описать чувства матери, потерявшей сына?
Всю дальнейшую жизнь она полностью посвятила любимому мужу, дочери и внукам, и, конечно же, детям, для которых писала стихи.
В 1970 году врачи диагностировали онкологическое заболевание у супруга Андрея Владимировича, опять Агния Барто теряла самое ценное в жизни. Она прожила дольше мужа на 11 лет, скончалась 1 апреля 1981 года. Её похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
Дочь Татьяна пошла по отцовским стопам, окончила энергетический институт, кандидат технических наук.
Творчество
Творческая биография Агнии Барто началась еще в годы учебы в хореографической школе. На одном из вечеров девушка читала авторское произведение под названием «Похоронный марш». Декламация происходила под одноименную композицию Фредерика Шопена.
Тематика была довольно мрачной и грустной. Как раз на это выступление наведался нарком просвещения, Анатолий Луначарский. Он стал свидетелем творческого дебюта молодой поэтессы.
Несмотря на невеселый характер царившей во время чтения стиха атмосферы, министр рассмеялся. Он заприметил талантливую девушку, проча ей большое будущее. Так и получилось.
В скором времени уже в 1924-м году Агния Львовна Барто оканчивает хореографическую школу. Она все еще вынашивает планы стать балериной.
Из-за сложной политической обстановки и неспокойной атмосферы в мире, труппа уезжает из Советского Союза, иммигрирует в Европу. Поэтесса собирается вместе с ними. Однако по просьбе отца остается в стране. Девушка так и не решаясь бросить родителей одних.
Фотоортрет Агнии Барто
Дебютом Агнии Барто в детской литературе стали стихотворения «Китайчонок Ван Ли» и «Мишка-воришка». Чтобы издать произведения, в 1925 году поэтесса отправилась в Госиздат.
Главный редактор пришел в восторг от свежего и интересного материала. Не медля ни минуты, он решился на публикацию стихотворений молодого таланта.
Окрыленная успехами, Агния Барто продолжает пробовать себя на поприще литературы. Она начинает писать все активнее. В течение ближайших лет поэтесса создает несколько десятков стихотворений для детей. Готовит целые литературные сборники для дошкольников и младших школьников.
Наиболее известные работы периода, это собрания произведений «Игрушки», «Братишки», «Мальчик наоборот», «Снегирь», «Болтунья».
В считанные годы никому не известная молодая поэтесса стала очень популярной. Сборники ее стихов раскупали с огромной скоростью.
Причиной были простые и в то же время интересные и запоминающиеся литературные образы, которые приходились по душе как детям, так и их родителям. В начале двадцатого века именно Агния Львовна Барто была самым востребованной и популярной поэтессой.
Результатом ее творческого прорыва стало знакомство с другими писателям. Она несколько раз встречалась с Владимиром Маяковским, многое почерпнула у крупного советского поэта. Контактировала с Корнеем Ивановичем Чуковским и Максимом Горьким.
Несмотря на свалившийся успех, женщина отличалась скромностью и застенчивостью. По воспоминаниям современников, он довольно робко держалась с крупными писателями и лишний раз стремилась не выделяться.
В 1941 года начинается кровопролитная война. Агния Барто переезжает в Свердловск (ныне — уральский город Екатеринбург) где активно и не покладая рук работает.
В качестве писательницы и поэтессы она публикуется в газетах, продолжает выпускать произведения. В эти годы у нее возникает идея рассказать о трудовых подвигах молодых людей в непростые военные годы.
Так в 1943-м рождается стихотворение «Идет ученик». За актуальное произведение Агния Барто получает денежную премию. Все средства до последней копейки она отдает для нужд фронта и ничего не оставляет себе.
В 1944 году ближе к окончанию военного времени, женщина перебирается домой, обратно в Москву.
В 1947 уже после победы Советского государства и союзников, Агния Барто берется за помощь сиротам, детям войны. Она ездит по приютам, где читает свои стихи, привозит подарки.
В том же году, навеянное печальной атмосферой детских домов, в свет выходит стихотворение «Звенигород». Оно сильно отличается от прочих стихов Барто.
Публикация нового произведения приводит к неожиданным последствиям. На адрес писательницы поступает письмо от женщины, ребенок которой пропал без вести в самые тяжелые годы Великой Отечественной.
Агния Барто не поленилась передать информацию специалистам, которые помогали родственникам найти друг друга. Благодаря участию женщины, семью удалось воссоединить.
Эти история попала в прессу. Не прошло и месяца как почтовый ящик Агнии Барто ломился от писем с просьбами помочь. Женщина отказать не могла.
Под ее руководством была создана передача «Найти человека» на радио. Программа целиком и полностью была посвящена поискам пропавших людей со всего Советского Союза. Благодаря инициативе Агнии Барто, которая читала письма в прямом эфире, удалось помочь сотням семей.
Агния Барто читает свои стихи
В последние годы творчества женщина пробовал себя на поприще киноискусства. Из-под ее пера вышли сценарии к нескольким лентам: «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Слон и веревочка». А также в соавторстве с актрисой Риной Зеленой, «Подкидыш».