Картотека пословиц и поговорок картотека по развитию речи (средняя группа) на тему

«Пословица — всем делам помощница». Пословицы и поговорки в работе со школьниками

Чем же полезно изучение пословиц и поговорок для школьников? Во-первых, с веселой пословицей и прибауткой, изучение таких, казалось бы, скучных школьных предметов, как история или русский язык, становится увлекательным занятием.

Также пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.

С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор школьника, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.

«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».

Рассмотрим другой пример. «У семи нянек дитя без глазу» — школьникам старших классов наверняка знаком такой период отечественной истории, как Семибоярщина, один из самых тяжелых периодов Смутного времени, когда во главе страны оказалось правительство из семи бояр, которое, не желая терять власть избрало на царство польского королевича, однако тот попросту не явился на царство. Да и внутренние разногласия этого правительства не принесли желаемого облегчения истерзанной Смутой стране. Ведь когда за дело берется много человек, каждый из которых преследует свои амбиции — ничего хорошего из этого не выходит. Вот так, одна пословица несет в себе интереснейшие факты из школьной программы по истории.

Пословицы о растениях

Растенье — земли украшенье. Зелёный наряд радует взгляд. Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. Чеснок да лук от семи недуг. Лук и капуста болезнь не пустят. Кто ест хрен и редьку, болеет редко. Цветов много в поле, да все не сорвешь. Цветы что дети, уход любят. Где цветок, там и медок. И красивые цветики ядовиты бывают. Хорош цветок, да скоро вянет. На цвет и пчелка летит. Аленький цветок бросается в глазок. Со всякого свету не соберешь цвету. Не расти траве после осени; не цвести цветам зимой по снегу. На хороший цветок летит мотылек. Не с одного цветка пчелка мед берет.

В жизни все теснейшим образом связано. Воспитание сочувствия, любви к животным, бережного отношения к природе — одно из важнейших проверенных средств формирования естественного, неотъемлемого качества всякого человека, конечно, если это действительно человек, — доброты, гуманности. А ведь доброта — основа многих важнейших человеческих качеств. После того как привита она, легко ложатся на подготовленную почву, приживаются и вырастают, расцветая пышным цветом, многие другие прекрасные черты.

Природа не успевает залечить раны, наносимые неосторожной, неразумной рукой. Дух разрушения и уничтожения проявляется по-разному

Идешь по скверу и видишь вывороченный камень (из поребрика). Камень тяжелый — кто-то старался специально… И не лень было. Думаешь и тут же ловишь себя на мысли: а может, больше заняться было нечем. Не научили, не наставили на ум.

Тип «подбирай поговорку»

Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.

Авторская картотека пословиц и поговорок. Методические рекомендации к картотеке

Организация: МБДОУ Детский сад № 353

Населенный пункт: г. Челябинск

Пословицы – одно из необходимых средств, способствующих развитию речи дошкольников. Они раскрывают детям богатство ума русского народа, его гуманность и справедливость. Пословицы являются важнейшим средством развития мысли и речи ребёнка. Каждая пословица чему-то учит, наставляет, советует, утверждает или отрицает что-то, восхваляет и прославляет, предостерегает от дурных поступков, приобщает дошкольников к духовной культуре народа. В этом жанре народного творчества собран жизненый опыт поколений. Поговорки украшают нашу речь, делают её более яркой, эмоциональной и образной. В отличии от пословиц они не содержат поучений, а просто дают краткие и меткие определения определённым явлениям жизни. Работа с пословицами и поговорками развивает мышление детей, прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, обогащает народной мудростью, способствует лучшему усвоению грамматики, развивает и обогащает речь.

Цель:

  • познакомить детей с пословицами и поговорками
  • обогащать словать и образную речь дошкольников
  • стимулировать речевое творчество детей
  • воспитывать интерес к родному языку
  • развивать умения понимать смысл пословиц и поговорок
  • развивать умение пользоваться средствами языковой выразительности
  • развивать объяснительную речь
  • стимулировать интерес к чтению
  • повторять буквы и качественные характеристики звуков

Картотеку пословиц и поговорок можно использовать как в непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию или подготовке к обучению грамоте, так и индивидуально или группами по 2-3 человека в свободной деятельности с детьми.

Катротеку распечатывают в цветном варианте и ламинируют. Получается набор красивых, удобных и практичных карточек из 28 штук.

Варианты использования.

  1. Перед детьми веером с изнаночной стороны раскладываются карточки, один из ребят выбирает любую катрочку. Переворачивает её на лицевую сторону и называет букву, на которую начинаются все пословицы этой карточки. Дает качественную характеристику данного звука, называет слова, которые начинаются на этот звук, придумывает предложение с одним из названных слов. Затем педагог читает одну или несколько пословиц с этой карточки и объясняет смысл пословицы, приводит конкретные примеры из жизни, подходящие к этой пословице.
  2. При ознакомлении с буквами по подготовке к обучению грамоте в конце занятия педагог достает одну из карточек картотеки на ту букву, с которой сегодня познакомились дети, читает пословицу и обясняет смысл.
  3. При работе с читающими детьми, дети сами достают карточки, читают пословицы, а педагог объяснят смысл.
  4. После прочтения и объяснения смысла пословицы педагогом, дети придумывают рассказ или сказку по пословице.
  5. Педагог рассказывает детям небольшую сказку или рассказ, затем читает 3-4 разные пословицы. Дети должны угадать, какая из пословиц подходит по смыслу к рассказанному произведению.
  6. При регулярном использовании данной картотеки, дошкольники самостоятельно пытаются объяснить смысл пословицы.

Для наилучшего запоминания и введения пословиц и поговорок в речь дошкольников, дополнительно распечатанные крупным текстом пословицы размещаются в разных уголках группы, в соответствии со смыслом пословицы и действиями детей в данной предметно развивающей среде.

Авторская картотека пословиц и поговорок с объяснением смысла, выстроенная по алфавиту в приложении № 1.

Список литературы:

  1. Розе Т.В.: Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. Издательство: ОЛМА Медиа Групп, 2010 г.

Приложения:

  1. file0.docx.. 16,1 КБ

  2. file1.docx.. 542,0 КБ

Опубликовано: 11.03.2020

Наши проекты. Пословицы и поговорки

1. Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.

1. Что посе, то и пожн. 2. Поспеш — людей насмеш. 3. Люб кататься — люб и саночки возить. 4. Без труда не вын и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь. Человек своими поступками сам определяет своё будущее.Поспешишь — людей насмешишь. Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.Любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь отдыхать, люби и трудиться.Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Даже самое простое дело может потребовать усилий, затрат.

2. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого. Объясните название рассказа.

Как глядишь, так и видишь

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Как глядишь, так и видишь. На одно и то же можно посмотреть с разных точек зрения.

3. Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.

Собирай по ягодке – набер кузовок.
Хоч есть калачи – не сид на печи.
За двумя зайцами погонся – ни одного не пойма.
Не рой другому яму – сам в неё попад.
Слезами горю не помож.
Не зна, где найд, где потеря.
Маслом кашу не испорт.
Берег платье снову, а честь смолоду.
Близок локоть, да не укус.
Шило в мешке не ута.

Сможете ли вы объяснить смысл каждой выбранной вами пословицы и поговорки? В каких случаях их можно употребить в речи?

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Делая понемногу, выполнишь всю работу.Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Чтобы не остаться голодным, нужно потрудиться.За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Если возьмёшься сразу за несколько дел, не добьёшься результата ни в одном.Не рой другому яму – сам в неё попадёшь. Неприятность может случиться с тем, кто готовит её другому.Слезами горю не поможешь. Не стоит сильно горевать над тем, что уже случилось и над тем, что не в силах исправить.

Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. В жизни человека бывают неожиданные потери и приобретения.Маслом кашу не испортишь. Необходимое, полезное не приносит вреда даже в очень большом количестве.Береги платье снову, а честь смолоду. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем.Близок локоть, да не укусишь. Говорят, когда невозможно что-то осуществить, хотя, казалось бы, это и легко сделать.Шило в мешке не утаишь. Спрятать правду невозможно.

По какой пословице можно составить рассказ? Выберите такую пословицу или поговорку и составьте рассказ. Запишите его. Можете нарисовать к рассказу иллюстрацию.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Пошли ребята в лес за ягодами. Под кустики заглядывают, за земляникой наклоняются. А Маша посмотрела на свою корзинку и поняла, что до вечера полную собрать не сможет. Идёт по лесу, ягоды в рот кладёт. Сладко Маше. Идут ребята обратно с полными корзинами, одна Маша налегке. Вернулись на свою улицу. Ребята родителям полные корзинки ягод показывают, хвалят их мамы, обнимают бабушки. Одной Маше показать нечего. Вышла её бабушка ко двору, а девочка и спрашивает:
— Бабушка, ну где они столько ягод нашли? Я на первой полянке еле горсточку собрала. Пришлось съесть, для корзинки маловато.
А бабушка отвечает:
— В следующий раз, внучка, собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

← Предыдущее Следующее →

Пословицы об охране природы

Что сегодня сбережёшь, завтра пригодится. Не жди от природы милости, сам садочек сади, сам и вырасти. Нет плохой земли, есть плохие хозяева. Мала птица, а и та своё гнездо бережёт. Сам мужик нарубит вздор, а виноват во всем топор. Дерево скоро садят, да не скоро с него плод едят. У хорошего садовода хороший сад.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться. Кто мать — сыру землю любит, тот голоден не будет. Матушка-земля — кормилица твоя. Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает. Земелька черная, а белый хлеб родит. Земля заботу любит. Кто землю лелеет, того и земля жалеет. Землю уважай, она дает урожай.

Безо времени лес губить – не из чего будет избу срубить. И у березки слезки текут, когда с нее корку дерут. Искру туши до пожара, отведи беду до удара. Кто с дерева кору снимает, тот его убивает. Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет. Не все стриги, что растет. Не мудрено дерево срубить, а мудрено лес вырастить. Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, тысяча – пустыню. Одна искра целый лес сжигает. Скажешь — не воротишь; напишешь — не сотрёшь; отрубишь — не приставишь. Срубить дерево – пять минут, вырастить – сто лет. Гнездо разорять — себя убивать. Не нужна соловью золотая клетка, а нужна ему земная ветка. Покорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом. Срубили кусты — прощай, птицы. Умей охотится, умей и о дичи заботиться.

Прислів’я про природу

На жаль, сучасні люди перестали помічати всю красу природи. А от в давнину люди постійно спостерігали за сонцем, хмарами, рослинами, поведінкою тварин і птахів, — так виникли народний календар і народні прикмети, а ще — з’явилося багато прислів’їв і приказок про природу.

Природа одному мати, другому — мачуха. Заступи природу дверима, то вона тобі вікном ввійде. Як листя жовтіє, то поле смутніє. Гріло б ясне сонце, а місяць як хоче. Чисте небо не боїться ні блискавки, ні грому. Як небесна височина, так морська глибина. Місяць — батько, звізда — мати, сонце — їх дитятко. Поле має вуха, а ліс очі. На небо не скочиш, а в землю не закопаєшся.

Де багато пташок, там нема комашок. Дасть небо дощ, а земля — жито. Усе, що з неба падає, земля приймає. Трава боїться інею, а іній — сонця. Сонце встане, так і ранок настане. Верба, як трава лугова: ти її покоси, а вона знов буде рости. Доки сонце зійде, роса очі виїсть. Зо світу до ночі сонце не стуляє очі. Досить одного сонця на небі.

Коли сонечко пригріє, то й трава позеленіє. Якби не було хмар, то ми б не знали ціни сонцю. Дощ і сніг на небі не згниють, але на землю прийдуть. Зібралися тучки в кучки. Де ростуть верби, там чисті джерела води. Де срібліє вербиця — там здорова водиця. Кожна травинка має свою росинку.

Тип «подбирай поговорку»

Здесь также важную роль играет участие взрослого человека. Ребенку рассказывается какая-нибудь сказка или короткий рассказ. После прослушивания истории малышу потребуется подобрать подходящую поговорку, осмысленную и логически обоснованную, соответствующую мысли, которая прослеживается в произведении. Может быть затронут как сюжет рассказа, так и определенный характер имеющегося героя. Данное упражнение также сформировано в виде игры, оно способно развить логику и научит понимать смысл того или иного литературного произведения, делать логические выводы и излагать их в виде морали.

«Пословица — всем делам помощница». Пословицы и поговорки в работе со школьниками

Чем же полезно изучение пословиц и поговорок для школьников? Во-первых, с веселой пословицей и прибауткой, изучение таких, казалось бы, скучных школьных предметов, как история или русский язык, становится увлекательным занятием.

Также пословицы являются концентрированной народной мудростью, это настоящая школа жизни, яркий пример самобытности и морально-этических качеств поколений, благодаря им можно сформировать у ребенка правильные представления о трудолюбии, честности, дружбе и взаимовыручке.

С помощью пословиц и поговорок можно значительно расширить кругозор школьника, стимулировать самостоятельное изучение истории, родного языка, заинтересовать фольклором и народной культурой.

«Взялся за гуж — не говори, что не дюж» — эта пословица известна многим еще со школы, но вот что такое гуж? Ребенку будет интересно узнать, что гуж — это часть упряжи на повозке, и в буквальном смысле «взялся за гуж» означает «впрягся», а в нашем случае «взялся за дело», или «дал слово». Эта пословица о том, что данное слово следует держать. Есть и похожая на нее по смыслу пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов».

Рассмотрим другой пример. «У семи нянек дитя без глазу» — школьникам старших классов наверняка знаком такой период отечественной истории, как Семибоярщина, один из самых тяжелых периодов Смутного времени, когда во главе страны оказалось правительство из семи бояр, которое, не желая терять власть избрало на царство польского королевича, однако тот попросту не явился на царство. Да и внутренние разногласия этого правительства не принесли желаемого облегчения истерзанной Смутой стране. Ведь когда за дело берется много человек, каждый из которых преследует свои амбиции — ничего хорошего из этого не выходит. Вот так, одна пословица несет в себе интереснейшие факты из школьной программы по истории.

Присказки

Присказка — она же в народе побасенка, присказулька — повторяется во многих сказках, и следует до зачина основного повествования. Часто присказка не связана с основным текстом сказки. Она как бы предвосхищает, готовит слушателей, открывает оконце в мир сказочного действа. Русскую присказку легко узнать. Это повторяющиеся во многих сказках 2-3 предложения. «Жили, были…» и т.п.

Иногда народная присказка становится нарицательной и при этом она располагается в основном повествовании: «Сивка бурка вещая каурка», «по локоть в золоте, по колено в серебре», «…повернись ко мне передом, к лесу задом».

Удивительно, но присказка может располагаться и в конце сказки. Тогда она завершает сказание и ребенок, слушающий или читающий, понимает, что сюжет повествования выдуман «…и я там был, мед пиво пил…», «…по усам текло, в рот не попало..». Часто эти последние строчки вынуждают детишек посмеяться: «…синь кафтан, а мне казалось скинь кафтан…». Иногда сказка заканчивается пословицей и подводит итог или выявляет мораль сказки.

Популярные русские народные пословицы и поговорки о здоровье, ЗОЖ: сборник с объяснением смысла

Некоторые пословицы остаются в нашей памяти если не на всю жизнь, то на длительное время. Кстати, разучивать малышом пословицы можно уже с дошкольного возраста. Да, выбирайте пословицы так, чтобы ребенок мог их понять. С их помощью вы не просто расширите кругозор своего малыша, но и начнете тренировать память.

  • «Болезнь у него как рукой сняло» — то есть, человек быстро выздоровел.
  • «Здоровый о здоровье не думает» — совершенно верно, ведь «у кого что болит, тот о том и говорит». У здорового человека есть и другие интересы и увлечения в этой жизни, чтобы задумываться о будущих недугах.
  • «Аптека не прибавит века» — если покупать витамины и лекарства, то здоровья от этого не добавится, да и жизнь дольше не станет.
  • «Без болезни и здоровью не рад» — эта пословица учит нас ценить, что есть. Например, если человек никогда не болел ангиной, то ест много мороженого без опаски заболеть. Ведь он не знает, как тогда болит горло и как тяжело вылечится.
  • «Береги честь смолоду, а здоровье под старость» — в молодости нужно вести себя хорошо, чтобы потом не было стыдно за свои поступки. А вот уже в старшем и, особенно, пожилом возрасте нужно внимательно следить за своим здоровьем.
  • «Бог бы дал здоровье, а дни впереди» — если человек будет здоров, то он сможет много в жизни достигнуть. Ведь больной не будет ходить на работу, бегать в парке, купаться и загорать на море, а также наслаждаться в полной мере жизнью.
  • «Здоровье — первое богатство, а второе — счастливое супружество» — не всем дается хорошее здоровье от природы, но и найти именно свою вторую половинку – задача не из легких.
  • «Застарелую болезнь лечить трудно» — еще одна пословица, что болезнь нужно лечить сразу. А еще лучше предпринимать профилактические меры.
  • «Здоровому лечиться – наперед хромать поучиться» — лекарства принимать нужно только по необходимости. А принимать их без надобности не только бесполезно, но и даже опасно.
  • «Береги платье снову, а здоровье смолоду» — с вещами нужно аккуратно обращаться с самого начала, и тогда дольше их проносишь. Так и со здоровьем – заботиться о нем нужно начинать с молодости, чтобы в старости не давали о себе знать оплошности в юности.


Детям о здоровье

  • «Здоровый хвалит пекаря, а хворый — лекаря» — у здорового человека хороший аппетит, поэтому он с радостью уплетает булочки у пекаря. А больному приходиться тратить свое состояние на лекарства.
  • «Точно молотками на наковальне сколочен» — это говорит о крепком и стойком здоровье человека, которого редко сражает какая-то болезнь.
  • «Лучше сорок раз вспотеть, чем один – заиндеветь» — то есть, замерзнуть плохо. Тогда болезнь уже захватит тело, а вот теплая одежда зимой еще никому хуже не сделала.
  • «Ум и здоровье дороже всего» — это даже дополняющие элементы друг друга. Если человек от природы силен здоровьем, но вредным образом жизни его испортил, то ума ему не хватает. А если в голове что-то есть, то даже слабый будет заботиться о своем иммунитете.
  • «Здоровый нищий счастливее больного короля» — хоть у короля и денег много, но за него он не купит здоровье. Он не может смаковать вкусную еду, поскольку и аппетита нет, и вкус ее так не ощущается. Он не может так бегать и радоваться жизни, как здоровый человек, но без денег.
  • «Здоровьем слаб, так духом не герой» — больной человек несчастный в душе, ведь он не может радоваться жизнью в полной мере.

Леса и реки

Волга — всем рекам мать. Волга — плыть долго, а Дунай — широко. Дон с Донцом — сын с отцом. Воробью по колено, куры в брод перейдут. Наш край летом богат светом. Лес и вода — родные брат и сестра. Возле лесу жить — голоду не видеть. Вода и землю точит и камень долбит. Вешней воды никто не уймет: вода путь найдет. В море искать — не в чашке хлебальной. На воде ноги жидки. Закипела в море пена, будет ветру перемена. С огнем не шути и воде не верь. Каждая река к морю течет. Волга — добрая лошадка — все свезет. По которой реке плыть, ту и воду пить. Где река всего глубже, там меньше шумит. Волга всем рекам мать. Мелка река, да круты берега. И за рекой люди живут. Около реки колодца не копают. Лес да вода поле красит. В лесу — и грибной ряд, в лесу — и пушнина, в лесу — и куриная лавочка. Вырос лес, так будет и топорище. У леса, как у беса, всего много.

Рощи да леса — всему краю краса. Много леса — не губи, мало леса — береги, нет леса — посади. Больше леса — больше снега, больше снега — больше хлеба. Зелёная ограда — живая отрада. Дорого дерево не только плодами, но и листами. Сломать дерево — секунда, а вырастить — года. Срубили деревья — прощай птицы. Срубленное дерево вновь не вырастет. Сажай лес в поле — будет хлеба боле. Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт. В сосновом лесу — молиться, в берёзовом — веселиться.

Иностранные пословицы и поговорки

  • Белоснежная гора от лунного света еще белее становится, разумный человек от хороших слов еще умнее делается (монгольская пословица).
  • Быстро открывай глаза, медленно открывай рот (китайская пословица).
  • Глухой учит немого — один не умеет говорить, другой не умеет слушать (китайская пословица).
  • Говори там, где слушают, лей воду туда, где она впитывается (киргизская пословица).
  • Говори, подумавши, садись, оглядевшись (адыгейская пословица).
  • Говорить слова человеку, не понимающему их, то же, что бросать зерно на рога коровы (калмыцкая пословица).
  • Говорящий не боится, боящийся не говорит (китайская пословица).
  • Даже если молчать, можно ошибиться (английская пословица).
  • Для каждого сказанного слова есть слушающее ухо (арабская пословица).
  • Достойному слову и ответа нет (персидская пословица).
  • Дурного не спрашивай: сам скажет (калмыцкая пословица).
  • Если боишься — не говори, если сказал — не бойся (арабская пословица).
  • Если говоришь слишком много, то теряешь разумные слова (вьетнамская пословица).
  • Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом — ничего нельзя сделать (китайская пословица).
  • Есть слова — говори понимающему (китайская пословица).
  • Есть слово, которое и с пудом меда не проглотишь (армянская пословица).
  • Зарубки на дереве не изглаживаются, сказанное слово не забывается (калмыцкая пословица).
  • И хорошую арию не поют три раза подряд (китайская пословица).
  • К неугодному слуху ухо глухо (узбекская пословица).
  • Каждое слово имеет триста шестьдесят пять граней (таджикская пословица).
  • Карета, даже запряженная четверкой, не догонит сказанного слова (китайская пословица).
  • Когда говоришь, обернись назад и погляди вперед (китайская пословица).
  • Когда истощается ум, не хватает слов (арабская пословица).
  •  Крик  не признак силы (таджикская пословица).
  • Кто говорит — тот сеет, кто слушает — тот собирает (таджикская пословица).
  • Кто не взвешивает вопроса, того покоробит ответ (таджикская пословица).
  • Лошадь издохнет — поле останется, человек умрет — слово останется (абхазская пословица).
  • Людская речь — завеса, а за ней порою клад, порою жало змей (персидская пословица).
  • Много ешь — не будешь чувствовать вкуса, много говоришь — обесцениваешь слова (китайская пословица).
  • На справедливое слово только дурак сердится (бенгальская пословица).
  • Над несказанным словом человек — хозяин, а сказанное слово — хозяин человека (таджикская пословица).
  • Надо уметь и говорить и слышать (японская пословица).
  • Не сей того, что пожинать не рад, те не болтай слова, что самому претят.
  •  Неискренние слова, как спутанные волосы на голове: распутать их — трудное дело (бенгальская пословица).
  • Одна речь — еще не ученость, одна буря — еще не сезон дождей (бенгальская пословица).
  • Одного слова мало, а двух много (туркменская пословица).
  • От приятных слов язык не отсохнет (бенгальская пословица).
  • От сказанного до сделанного пятнадцать лет пути (курдская пословица).
  • От хорошего слова миру светло (туркменская пословица).
  • Речь громкая порой ничем не блещет, речь тихая бывает речью вещей (азербайджанская пословица).
  • Слова и перья делаются достоянием ветра (испанская пословица).
  • Слова налогом не обложишь (японская пословица).
  • Слова несведущих несут войну (персидская пословица).
  • Слова человека — мерило его ума (арабская пословица).
  • Стрелять — еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком (узбекская пословица).
  • То, чего не достанешь саблей, достанешь добрым словом (лакская пословица).
  • Услышанное береги: время придет – пригодится (лакская пословица).
  • Уста клялись; ум клятвою не связан (латинская пословица).
  • Хороший рассказчик в пути — это полпути (украинская пословица).
  • Язык длинен у того, чьи доводы коротки (арабская пословица).

skorogovor.com Здесь Вы можете найти пословицы и поговорки, наиболее часто употребляемые в русской речи и зафиксированные в письменных литературных источниках. Представленные старинные пословицы и поговорки снабжены подробным толкованием и примерами употребления этих выражений в литературе.

Земля кормит людей…

Родная земля – колыбель, чужая – дырявое корыто. Родная земля лучше чужбины, полной серебра и золота. Родной куст и зайцу дорог.

Без хозяина земля — круглая сирота. Земля ласку любит. Землю потом поливай, землю грудью защищай. Матушка-земля — кормилица твоя. Рыбам — вода, птицам — воздух, а человеку — вся земля. Земля врагу — могила, а нам — защита. Земля зимой отдыхает, а весной расцветает. Земля — кормилица, а и та есть просит. Мать сыра-земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим телом пригревает. Земля хоть и кормит, но и сама есть просит. Земелька черная, а белый хлеб родит. Земля заботу любит. Земля — тарелка: что положишь, то и возьмешь.

Землю не обижай — овес сажай.

Цветы что дети, уход любят. Где цветок, там и медок.

Пословицы про природные явления и погоду

Весна да осень — на дню погод восемь. Живет и такой год, что на день семь погод. Хоть и хороша погода, а зонтиком запасайся. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

Первый снег выпадает за сорок дней до зимы. Прилетели белые мухи . Зима без снегу — лето без хлеба. Снегу надует — хлеба прибудет. Снег земле-кормилице — теплый кожух. Зима без мороза не бывает. В зимний холод — всякий молод. Береги нос в большой мороз. Сугроб да вьюга — два друга. Два друга — мороз да вьюга. Ну, и мороз — птицу на лету бьет. Ветер и гору с места сдвинет. Вьюги — метели под февраль полетели. Зимой холодно, а летом оводно. Зима лето пугает, да все равно тает.

Увидел грача — весну встречай. Матушка весна — всем красна. Весна и червяка живит. Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. Хоть и «марток», а надевай двое порток. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. В апреле земля преет. Пришел месяц май, коням корму дай, а сам кожух надевай да на печь полезай. В мае дождь — родится рожь. Пришел май — под кустиком рай. Ласточка день начинает, а соловей кончает. Май холодный — не будешь голодный. Вешний день весь год кормит. Землю согрело, не опоздай с посевом. Дождик вымочит, солнце высушит.

Без росы и трава не растет. Летний день — за зимнюю неделю. Лето работает на зиму, а зима на лето. В июле на поле густо, а в амбаре — пусто. Лето — приносиха, зима — подбериха. Солнце пригреет — все поспеет. Не моли лета долгого, моли лета теплого. Июль — макушка лета, декабрь — шапка зимы. Август — ленорост припасает холст. Весна красна цветами, а осень — пирогами.

Осенью и у воробья пир. Весною-то гладко: сиди да гляди; осень-то матка: кисель да блины. Холоден сентябрь, да сыт. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит и ревет, и льет, и снизу метет. Погода такая, что добрый хозяин собаки со двора не выгонит.

«Пословица не даром молвится»: из истории пословиц и поговорок

Как и любой элемент устного народного творчества, пословицы и поговорки имеют весьма солидную и интересную историю. Так, во всемирно известном произведении X века «Слово о полку Игореве» содержатся пословицы, которые придают эмоциональную окраску тексту, показывают отношение летописца к событиям, которые он описывает.

Более того, начиная с XVII века в нашей стране регулярно издавались рукописные сборники пословиц. Первым, кто отметил пользу в изучении пословиц и поговорок для детей, был отечественный педагог Н.Г. Курганов, издавший в 1796 году труд «Российская универсальная грамматика, или Всеобщее письмословие», где не только дал список самых известных пословиц и поговорок, которые показывали, как богата русская народная культура, но и объяснил, почему они так важны для подрастающего поколения.

Дальнейшее изучение и систематизация пословиц были проведены В.И. Далем, который также посвятил ряд своих трудов этому вопросу, отметив, что многие пословицы и поговорки пришли и обогатили язык не только из русского народного творчества, но и из литературных произведений.

Тип «продолжай пословицу»


Такое действие подразумевает участие ведущего и ребенка. Первое лицо произносит начальную часть поговорки, а ребенок должен придумать или использовать уже ранее известное окончание пословицы. В качестве вспомогательного аксессуара можно выбрать любой домашний предмет. К примеру, мяч или игрушку. Ведущий озвучивает начало фразы и бросает ребенку вещь. Малыш ловит предмет и бросает его обратно, озвучивая придуманное окончание поговорки. Такое мероприятие понравится любому малышу и воспринимается им как игра, благоприятно влияя на развитие мышления. Если малыш не понял значение первой части пословицы, можно в любой удобной форме ему дать пояснение — это необязательно серьёзный разговор. В весёлой игре малыш запомнит быстрее и лучше полезный материал.

Пословицы о семье

Пословицы о семье доказывают важность крепких семейных отношений

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.
  2. В дружной семье и в холод тепло.
  3. В недружной семье добра не бывает.
  4. В одной суме – да разные денежки, в одной семье – да разные детушки.
  5. В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
  6. В родной семье и каша гуще.
  7. В своей семье всяк сам большой.
  8. В своей семье какой расчет?
  9. В своем доме и стены помогают.
  10. В семье дружат — живут не тужат.
  11. В семье и каша гуще.
  12. В семье разлад, так и дому не рад.
  13. В семье согласно, так идет дело прекрасно.
  14. В семье, где нет согласия, добра не бывает.
  15. В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
  16. В хорошей семье хорошие дети растут.
  17. Везде хорошо, но дома лучше.
  18. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  19. В своей семье всяк сам большой.
  20. Вся семья вместе, так и душа на месте.
  21. Где мир да лад, там и Божья благодать.
  22. Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.
  23. Густая каша семьи не разгонит.
  24. Двойня — и счастья вдвое.
  25. Дерево держится корнями, а человек семьей.

Смотрите ВСЕ пословицы о семье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: