Образец и правила оформления читательского дневника

Краткое содержание произведений

При заполнении дневника у многих могут возникнуть сложности при изложении краткой характеристики произведения, особенно у учащихся 1 класса.

Чтобы понять, как это делается можно рассмотреть краткое содержание известных детских рассказов и сказок:

Рассказы, сказки и авторы Краткое содержание произведений
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери Притча о том, что самое прекрасное в жизни глазами не увидишь, надо видеть и слышать сердцем, иначе среди множества людей человек одинок и несчастен
«Алые паруса», Александр Грин Произведение рассказывает о мечтаниях и веры молодой девушки в любовь и мечты.
 
Она ждала принца, который однажды приплывет к ней на большом корабле с алыми парусами, и ее мечта в скором времени сбылась
«Серая шейка», Д. Мамин-Сибиряк Когда кто-то попадает в беду, одни спешат на помощь, а другие не прочь воспользоваться слабостью.
 
Сказка о том, как выручать товарищей из беды, когда сам боишься в нее попасть
«Белый пудель», А. И. Куприн Мальчику из богатой семьи нравится белый пудель, с которым выступают бродячие артисты.
 
Собаку уговаривают продать, затем крадут. Маленький акробат вызволяет пса
«Уроки французского», В.Распутин Главный герой рассказа – мальчик из бедной деревенской семьи. Чтобы продолжить учебу в школе, он вынужден уехать из дома в районный центр.
 
Только там он может ходить в 5-ый класс. Мальчик учится хорошо, за исключением французского языка
«Лягушка-путешественница» В.М. Гаршин Автор повествует о лягушке, которой наскучила жизнь в родном болоте, и она отправилась на поиски приключений по воздуху, на утках.
 
По дороге незадачливая путешественница падает в другое болото и решает, что оно интереснее
«Малахитовая шкатулка» П.Бажов Повествуется о преданиях Уральских гор, о тяжёлом подземном труде горных рабочих, об искусстве народных камнерезов и гранильщиков.
 
В произведении описываются события давних времён, когда многие люди не имели полной свободы, и всецело зависели от их барина
«Чудесный доктор», А. И. Куприн На семью валятся одна за другой болезни и несчастья.
 
Отец семейства уже думает о самоубийстве, но ему встречается доктор, который помогает справиться с трудностями и становится их ангелом-хранителем
«Дети подземелья», В. Короленко Мальчик из хорошей семьи сталкивается с жестокостью и несправедливостью мира по отношению к нищим.
 
Несмотря на трудности, он проявляет сострадание, доброту и благородство, помогая обездоленным
«Робинзон Крузо», Д.Дефо Книга о том, что безвыходных ситуаций не бывает, а вот порассуждайте вместе с ребенком над вопросом: «Какие люди окружали Робинзона, и чем они занимались?
 
Кто и как понимал свой жизненный путь?». Кто знает, в каком возрасте эти вопросы окажутся полезными
«Хамелеон», А. П. Чехов Полицейский надзиратель пытается исполнять служебный долг, но привитое чинопоклонство мешает ему
«Три толстяка», Ю. Олеша Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка Суок.
 
Её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола
«Аленький цветочек», С. Т. Аксаков Сказка знакомит читателя с нежно любящим своих дочерей купцом и младшей в семье дочери, которая ради спасения жизни отца, соглашается на жизнь во дворце чудища

Есть и другие интересные рассказы, которые можно почитать вместе с детьми — «Гадкий утенок», «Огниво»- Андерсен. «Кладовая солнца» — М.М. Пришвин, «Гуттаперчевый мальчик»- Д.

Григорович, «Стальное колечко». «Теплый хлеб»- К. Паустовский, «Серебряное копытце», «Каменный цветок»- П. Бажов. «Куст сирени»- А.И. Куприн, «Сивка-бурка»- А.Н. Толстой, «Мэри Поппинс»- П.Трэверс.

«Приключения Тома Сойера» — М.Твен, «В деревне». «Танька», «Цифры», «Снежный бык» — И.А. Бунин.

Читательский дневник для детей является хорошим средством для улучшения чтения, развития любви к этому занятию.

Главное завлечь ребенка, придумать красочное оформление и мотивировать его на его ведение.

В дальнейшем ребенок постарше (3 класс или 4 класс) будет его вести сам с особым интересом и будет стараться прочитать как можно больше произведений.

Оформление читательского дневника

Жестких требований к оформлению читательского дневника нет, поэтому каждый учитель вправе предложить свои варианты ведения читательского дневника. На сегодняшний день разработаны печатные дневники в соответствии с ФГОС по классам. Они красочно оформлены и содержат игровые задания.

Также появилась возможность вести электронный читательский дневник. Он способствует отработке учеником навыков работы в программе Word, поиску необходимой информации в Интернете, картинок и фото, исправлению своих же орфографических ошибок. Но в начальной школе это может перерасти в то, что родители будут вести дневник за ребенка, а этого допускать нельзя.

Многие педагоги предлагают использовать уже готовые шаблоны читательских дневников. Титульный лист в дневнике каждый ученик оформляет по своему усмотрению, указывая фамилию и имя.

Если хочется сделать дневник своими руками, то лучше взять тетрадь в клетку для легкости расчерчивания. Каждая страница (или разворот тетради) – это отчёт о прочитанной книге.

В любом случае, двух совершенно одинаковых дневников не может существовать, так как каждый подходит к этому вопросу индивидуально.

План работы над произведением в 1-2 классе

Дата

Стр.

Герои

О чем?

Как оформлять читательский дневник в 3-4 классе?

К 3-4 классу можно усложнить план работы над произведением в читательском дневнике. Такая работа уже больше напоминать аннотацию на прочитанную книгу.

Аннотация — краткая характеристика произведения или книги, раскрывающая ее содержание и назначение.

План работы над произведением в 3-4 классе:

8. Работа со словарем (выпиши незнакомые слова и объясни значение непонятных слов. Хотя бы одно слово)

9. Иллюстрация к произведению.

Как организовать проверку читательского дневника?

Проверка читательского дневника учителем должна быть обязательной и систематической. Школьник должен понимать для чего он это делает, а его труд оценен и одобрен. Иначе вся работа проделана зря.

На уроке можно выборочно опрашивать учеников по прочитанным книгам.

Можно проводить раз в 2 недели урок внеклассного чтения, где все дети будут выходить к доске, демонстрировать книгу и КРАТКО пересказывать содержимое. Любой ученик и учитель могут задать вопросы по содержанию. Цель – понять на сколько ученик понял содержимое прочитанного. Такие уроки развивают устную речь, учат кратко пересказывать, отвечать на любые вопросы и получать отметки.

В 4 классе организовать проверку дневников заочно. Ведь это уже полноценный читательский отзыв! Главное условие – сдавать на проверку должны все.

Как вести список прочитанных книг

Теперь несколько моментов, касающихся ведения списков прочитанных

книг. В программе All My Books в окошке карточки книги есть специальный флажок — «Непрочитанная». По умолчанию этот флажок установлен для всех добавляемых книг. Если мы добавляем уже прочитанную книгу — снимаем этот флажок и программа предложит ввести дату прочтения. Рекомендую заполнять это поле — очень удобно будет потом смотреть, когда, сколько и какие книги вы прочитали. Это наглядно отображается в программе при группировке списка по дате прочтения (меню «Вид — Сгруппировать по — Дата прочтения»). Выглядит это примерно так:

И еще один важный момент. Очень рекомендую для каждой прочитанной книги заполнять поле «Комментарии», где описывать свои впечатления о книге. Со временем впечатления забываются, а иногда, перечитав книгу в более старшем возрасте, впечатления получаются чуть ли не противоположные. Очень полезное поле. Проверено!

Программа All My Books довольно гибкая и ее можно настроить практически под любые требования. Мне иногда попадаются книги, которые я даже не осиливаю дочитать до конца — ну настолько мне неинтересные. В список прочитанных книг я их при этом вношу, но ставлю им метку «Не осилил!». Конечно в программе по умолчанию такой метки нет, я ее сам добавил в «Установках» на вкладке «Произвольные поля». Там можно добавлять любое число текстовых полей и полей-«галочек». Рекомендую.

Предварительный просмотр:

Методика работы с читательским дневником

Умение читать и думать над книгой задают читателю кругозор, общее и литературное развитие

Исключительную важность книг для личностного становления каждого ребенка невозможно переоценить

Проблема детского чтения существует, это отмечают многие учителя. Причина его недостаточности – переизбыток разного рода информации, редкое чтение в семьях, отсутствие осознанного умения думать над содержанием прочитанного, над книгой. Это умение является основным условием для развития устойчивого интереса к чтению.

Целью данной методической разработки является систематизация этапов формирования читательского отзыва обучающихся (по годам обучения в начальной школе), развитие у них навыка осознанного чтения; умений анализировать прочитанное, представлять результаты деятельности в виде устного и письменного отзыва.

Формирование читательского интереса происходит на уроках литературного чтения, а также через внеурочную деятельность. Методический аппарат учебника «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В., Виноградской Л. А., Бойкиной М. В., тетради «Литературное чтение» Бойкиной М. В., Виноградской Л.А. предоставляет широкие возможности для данной работы, в т. ч., и служить основой для планирования внеурочного чтения.

Чтобы глубже осознавать прочитанное, применять на практике умение не только читать и писать, но и высказывать свое мнение – на уроках литературного чтения, занятиях внеурочной деятельности целесообразно использовать читательские дневники, которые представляют собой, по сути, отзыв о прочитанном произведении. Дневники должны заполняться систематически.

Удобнее всего вести читательский дневник в виде отдельных листов (на каждое произведение отводится 1 лист), которые помещаются в файлах в папку-скоросшиватель. Страницы дневника обычно заполняются в календарной последовательности, но могут быть и тематическими (например, размещение по жанрам). В таком случае дневник должен содержать соответствующее количество разделов, а детям нужно предложить достаточное количество необходимых бланков.

Пополнение читательского дневника происходит примерно раз в неделю. Бланки выдаются обучающимся в начале знакомства с новым произведением. В конце изучения темы читательский дневник с отзывом используется при подготовке устных ответов, для проверки понимания и осмысления прочитанного, а также просто может служить способом выражения личного отношения ученика к авторской позиции. При организации внеурочной деятельности бланки читательского дневника предоставляются учащимся при объявлении темы следующего занятия.

Для формулировки отзыва предлагается план, который усложняется от класса к классу. План не должен быть объемным. Заполняется он каллиграфически правильным почерком, с минимумом орфографических ошибок. На оборотной стороне работы ученики могут по желанию поместить иллюстрацию.

Наибольшую сложность представляет выделение ребенком темы и главной мысли произведения. На этапе формирования отзыва учащимся надо помочь с этой работой. Используются соответствующие вопросы при анализе текстов произведений, иногда требуется консультация учителя, некоторым детям нужна прямая подсказка (особенно в 1-2 классах).

Больше всего детям нравится работа по осмыслению языка прочитанного произведения. Это — поиск средств художественной выразительности, устаревших слов, толкование их значений; наблюдение за особенностями речи персонажей; также тут существует возможность задать вопрос по тому или иному слову. Постоянно используются толковый, орфоэпический и другие словари, которые стоят в кабинете в свободном доступе.

Время прочтения и подписи родителей, которые предлагают некоторые учителя, на мой взгляд, неуместны. Никакой полезной информации они не несут. Зато большой интерес представляют мнение самого ученика, степень его самостоятельности, и оценка им самим выполнения данной работы. Поэтому после оформления отзыва целесообразно заполнить таблицу самоанализа.

Источник

Маханова Е.А. Читательский дневник школьника. 62 страницы. Издательство ФЕНИКС — 91 рубль (140).

Первым делом, конечно, я открываю читательский дневник и вижу Предисловие. Оно обращено к родителям, а не к ребенку. Значит читательский дневник тоже для родителей?

И ведь неплохо узнать об интересах своего ребенка. Ведение читательского дневника очень и еще раз очень помогает и учителю узнать ребенка лучше, помочь ему подобрать именно те книги, в которых он нуждается именно сейчас. Да вот только родители чаще всего видят главный посыл в слове «контролируя», постоянно напоминая, что ребенок должен читать и должен заполнять читательский дневник.

Знаете к чему это приводит? К тому, что ребенок делает вид, что читает. А потом идет в гугл и спрашивает: кратко для читательского дневника (134 213 запросов за месяц по данным вордстат), содержание для читательского дневника (127 266 запросов за месяц по данным вордстат), краткое и даже кратчайшее содержание для читательского дневника (по 126 000 запросов за месяц). Ребенок такой же, как и вы. Если вам что-то лень делать, потому что не нравится, вы делегируете, так вот и он тоже делегирует выполнение задания гуглу. И он прав.

Дальше в читательском дневнике отводится 4 страницы теоретическому материалу. Виды читательских дневников. Подробный план для мини-анализа произведений. Вопросы для написания отзыва о книге. Проверка читательского дневника. И Заключение. Плюс Памятки, которые ребенок ненавидит уже со страниц учебников по литературе. 

Сразу видно, что читательский дневник разработан профессионалом — учителем русского языка и литературы с большим стажем работы в школе. Замечательно, что у учителя Махановой Е.А. даже свой сайт есть, она действительно любит свою работу.

А в конце читательского дневника 13 страниц отведено разделу Краткий словарь литературоведческих терминов. Аллегория, аллитерация, амфибрахий…. Роды литературы. Виды (жанры) эпических, лирических произведений. Виды лироэпических и драматических произведений. Схемы анализов всех перечисленных видов произведений.

И я не говорю, что это плохо. Нет, с одной стороны это хорошо, это может быть интересно некоторым детям, влюбленным в литературу (а не в чтение). Но признаться, таких детей с каждым годом все меньше и меньше. А тираж 10 000 экземпляров.

Возможно, этот читательский дневник — попытка в одном месте собрать всю важную информацию по литературе, которая дается в учебниках по литературе с 5 по 11 класс. Но ребенок не будет ей пользоваться, потому что она представлена в готовом виде.

Ребенок не будет самостоятельно изучать эту тему по книгам, он спросит у гугла, составит свои таблички и памятки, если ему это интересно.

Как правильно вести?

Конечно, под читательский дневник лучше выделить отдельный блокнот или же тетрадь. У каждого учителя свои подходы и критерии к выполнению этого задания. Но можно сформировать список основных пунктов:

  1. ФИО автора произведения
  2. Название произведения
  3. Год издания произведения
  4. Жанр произведения
  5. Краткий сюжет (основные события из книги)
  6. Отзыв (свое мнение о прочитанном, главная мысль произведения, мораль и вывод)

Чем старше становится ребенок, тем больше информации содержит его читательский дневник. К этим пунктам можно добавить историю создания, какие-то интересные факты, эпоху и соответствующее ей направление. Но не стоит переписывать весь учебник по литературе, иначе у ученика быстро пропадет стимул заниматься этой рутинной работой. Да и основная его задача – не тренировать навык письма, а размышлять над прочитанным и формировать свою позицию, излагая тезисы на бумаге.

Конечно, всегда хочется узнать, как ведут читательский дневник в передовых учебных заведениях? Ответ неожиданный: с удовольствием. Этот процесс учитель превращает в творческое упражнение, которое дает ребенку высказаться и выразить индивидуальность. Редко у малышей спрашивают их мнение о предмете или явлении, у них нет самостоятельности в размышлении. Данный формат может и должен исправить это, заставить ученика думать своей головой и не страшиться выразить эти думы.

Вот несколько советов от педагогов со стажем, которые ответили нам на вопрос о том, как заполнять читательский дневник правильно и эффективно:

  1. Дать волю фантазии ребенка. Пусть рисует свои иллюстрации, обводит слова в цветные рамочки, пишет отзыв фиолетовой ручкой. Так он полюбит свое дело и начнет творчески подходить к выполнению задания.
  2. Использовать новые технологии. Например, попросить ребенка найти в тексте самую лучшую цитату и запостить в социальную сеть. Его иллюстрации и фото самого дневника можно выложить в инстаграм. Также нужно организовать открытый урок с презентациями о любимых книгах школьников.
  3. Вводить соревновательный элемент в обучение. В классе можно было бы даже устроить конкурс лучших высказываний из книги и наградить ученика за ту фразу, которая раскрывает основную мысль автора. Это поможет найти общий язык с молодым поколением и вовлечь его в интеллектуальную игру. С подобной инициативой может выступить и школьник, и родитель, ведь учителя часто идут навстречу своим воспитанникам и родительскому комитету.
  4. Показывать практическую и социальную значимость труда. Лучшие читательские дневники могут лечь в основу школьной стенгазеты, а красивые иллюстрации – украсить класс.

Поощрять детей за усердие в изучении предмета можно и дома, помогая и направляя юное дарование. Например, Деду Морозу можно оставлять не печенье с молоком, а читательский дневник на проверку, чтобы он сделал вывод об успехах и творческом потенциале адресата подарков.

Как вести и заполнять дневник

В дневник читателя, который ведет школьник или студент, обычно записывают следующую информацию:

  1. Имя и фамилию автора книги.
  2. Название.
  3. Тип (художественная или научно-популярная литература).
  4. Объем произведения.
  5. Оценка (по пяти- или десятибалльной шкале).
  6. Интересные цитаты и новая лексика.

Для художественных произведений дополнительно указываются:

  1. Жанр (повесть, рассказ и др.).
  2. Год написания и исторический взгляд: какие события происходили в стране проживания автора? Повлияли ли они на содержание книги?
  3. Список основных персонажей. При необходимости можно дать им краткие характеристики — возраст, привычки, любимые занятия и пр.
  4. Краткий пересказ сюжета и его анализ.
  5. Собственное мнение о произведении, плюсы и минусы.

Для научно-популярных:

  • Область знаний (математика, физика).
  • Подходящие факты, которые можно использовать в дальнейшем.
  • Интересные книги, которые автор приводит в ссылках и списке литературы.

Для взрослых лиц, если записи не носят учебного характера, их содержание может быть короче:

Имя и фамилия автора, название книги, год выпуска.
Основная сюжетная линия (художественные произведения) или информация, которая привлекает внимание (нонфикшен).
Цитаты.

Пятый читательский дневник с интригующим названием ощутимо дороже своих предшественников — Читательский дневник. Мои литературные путешествия. 160 страниц. Издательство Э — 235 рублей (361).

Отличается он и тем, что имеет твердую обложку, а значит намного долговечнее. В дизайне читательского дневника использованы только три цвета: красный, желтый и белый. Полагаю, такой вариант подойдет ученикам с 7 по 11 класс (стоит отметка 12+). Никаких картинок. Все строго, в линеечку.

Никаких лишних памяток. Все коротко и по делу. На каждой странице можно оставить заметку о прочитанном: Дата. Название. Автор. Жанр. Цитаты. Другие книги этого автора. Мой рейтинг книги.

Как видим, в этом читательском дневнике появился важный раздел, позволяющий выписывать именно цитаты. Это очень эффективный способ работы с книгой. И сразу есть возможность записать другие книги автора, чтобы при желании почитать их позже. Все логично.

Да вот только огорчает ограничение зоны цитат — всего 9 строк! На целую книгу! А ведь адресована она старшим школьникам, они-то читают большие по объему произведения. Как можно из Анны Карениной выписать только 9 строк? Это несерьезно. Когда работаешь с цитатами, нужно намного больше простора!

Поэтому в читательский дневник можно записать информацию о 114 прочитанных книгах, но она будет очень-очень короткой.

Целых 10 страниц отведено под Список желаний. Здесь он выглядит уместным, потому что речь идет все-таки о подростках, возможно, кому-то действительно захочется спланировать очередь книг для чтения.

Здесь есть большой раздел Рекомендовано к прочтению. Сперва он меня удивил и обрадовал. На самом деле это достойная часть читательского дневника, потому что это не простой список.

Рекомендуются книги, получившие награду Пулитцеровскую премию (одна из наиболее престижных наград в САШ в области литературы), аж с 1928 по 2016 годы. Приводится список лауреатов (писателей) Нобелевской премии по литературе — с 1907 по 2016 годы.

Даже Гонкуровская премия (самая престижная во Франции за лучший роман) — с 1973 по 2016 годы. Есть и Букеровская премия (одна из самых престижных в мире английской литературы) с 1969 по 2016 год. И про премию Русский букер (проект, аналогичный британской букеровской премии, за лучший роман на русском языке) владелец читательского дневника узнает.

Готовый читательский дневник

Просьба книги — научись меня читать:

  • Прочитай заглавие, имя, фамилию автора.
  • Перелистай меня, рассмотри все иллюстрации.
  • Предположи, о чём я тебе расскажу.
  • Читай текст самостоятельно небольшими частями, проверяй и уточняй свои предположения.
  • Подумай, почему у меня такое название.
  • Работай над особенностями речи: окраска голоса, громкость, темп.

Примерный рекомендуемый список внеклассного чтения
С.Маршак «Детки в клетке», «Отчего кошку назвали кошкой?», «Почта», «Вот какой рассеянный»
Л.Толстой «Два товарища», «Булька»
Б.Заходер «Птичья школа»
А.Барто «Катя»
Братья Гримм «Три брата»
М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Ёж»
Н.Носов «Затейники», «Мишкина каша», «Живая шляпа»
С. В. Михалков «Дядя Стёпа», «А что у вас?»
К. И. Чуковский «Телефон», «Муха-Цокотуха», «Мойдодыр», «Тараканище», «Краденое солнце»
А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»
В. В. Маяковский «Конь-огонь», «Кем быть?», «Что такое хорошо и что такое плохо»
М.Горький «Воробьишко», «Горящее сердце», «Про Иванушку-Дурачка», «Утро»
Ш. Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»

Пример оформления колонок читательского дневника:

Дата ФИО автора Название произведения Главные герои Основная мысль произведения

Ведение читательского дневника в младшей школе является очень важным, даже необходимым занятием

Это способствует тренировке памяти маленького школьника и развивает аналитическое мышление ребёнка. Заполняя читательский дневник, школьник учится понимать прочитанное, находя главную мысль в произведении, формулируя и записывая свои выводы.

К тому же, он выполняет роль своеобразной шпаргалки. Ведь после долгих школьных каникул тяжело вспомнить героев и сюжет того или иного произведения.

А с читательским дневником для начальных классов такой проблемы не возникает – можно просто открыть свои записи и восстановить всё в памяти.

Кроме образовательной функции дневник читателя выполняет функцию контроля для родителей и учителей.

Благодаря ему наглядно видно сколько произведений прочитал ребёнок и как глубоко понял прочитанное.

Нет чётких образцов для заполнения читательских дневников в начальной школе — это решает учитель каждого конкретного класса или школы, исходя из особенностей школьной программы.

Поэтому мы максимально расширили возможные вопросы для анализа каждой прочитанной книги, а также разместили детские рисунки, иллюстрирующие содержания произведений.

В дневниках по каждому произведению указывается название, автор, жанр, герои, краткое содержание для читательского дневника, план произведения, главная мысль, синквейн, отзыв и пословицы по произведению.

Все материалы соответствуют требованиям школьной программы России. Они написаны простым, доступным языком, не содержат грамматических, лексических и пунктуационных ошибок.

К тому же, все ответы для читательского дневника от «ГДЗ Грамота» являются уникальными.

Подведём итог: зачем нужно вести дневник читателя?

  • Младший школьник учится определять главную мысль произведения и выражать её в 1–2 предложениях.
  • Анализируя произведение, формулируя вывод и записывая краткое содержание, ребёнок намного лучше запоминает сюжет произведения.
  • Записывая автора и героев произведения, школьник учится запоминать детали, что хорошо развивает память.
  • Ведение дневника чтения развивает умение пересказывать содержание произведений своими словами.
  • При необходимости (внеклассное чтение, викторина, конкурс) ученик быстро сможет вспомнить основные моменты произведения.
  • Записывая информацию, ребёнок тренирует навыки письма. Это немаловажный момент, ведь испорченный почерк после летних каникул (из-за отвыкания) является распространённой проблемой.
  • Необходимость ведения дневника порождает необходимость чтения в летнее время. Благодаря этому происходит развитие читательских навыков и культуры читателя.
  • Проанализировав читательский дневник родители могут понять основные интересы и предпочтения своего малыша.
  • Читательский дневник – необходимость.

Ответы к читательскому дневнику – возможность сделать её лёгкой и доступной

А это очень важно для порождения любви к литературе и дальнейшему развитию ребёнка, как читателя

Как лучше заполнять дневник

Когда у меня появился ребенок, я получила возможность поделиться своим опытом. Первый ребенок в этом плане был «благодарной почвой». Дочка отличалась повышенной эмоциональностью, впрочем, как и все дети, а вот душевный склад – рациональный, ум – аналитический. Я смогла без особого встречного противостояния научить ее быстро читать, думать над прочитанным, рассказывать свои мысли и мнение о прочитанном, а когда она научилась писать – записывать свои суждения – вести дневничок.

Сказки, которые она слушала по вечерам в своей постели, теперь были не просто красивые истории, это была пища для размышления, порой — глубокого размышления. Сначала детские впечатления в дневник записывала я, под диктовку, когда еще доча не могла сама писать. Позже, научившись писать, она сама стала вести дневник.

Вскоре уже можно было определенно судить о дочери, как о грамотной девчушке, с хорошо подвешенным языком и чувством стиля

И уже было не столь важно, откуда это все взялось – врожденные ли это были качества, или сформированные под воздействием моего умелого руководства и ежедневного прививания интереса к чтению, осмысливанию, записям

Когда родился сын, мои попытки привить ему желание читать и мыслить, а уж тем более записывать свои суждения, оказались тщетными. Как и подобает большинству мальчишек, послушать интересный (но желательно недолгий) рассказ или сказку на ночь он мог. А вот с обсуждением услышанного уже было как-то непросто – сплошные действия, часто плавно перетекающие в боевые. Описать же свои впечатления в виде рассуждений или рассказа вообще не представлялось возможным – вместо слов он предпочитал рисовать картинки. Причем понять смысл рисунка и бурно объяснить (как ему казалось) его мог только он сам.

Дочка вела читательский дневник на протяжении всего обучения в школе – учительница литературы это поощряла и не могла нарадоваться. Всю прочитанную за лето литературу по списку мы разбирали и анализировали, делав записи в дневнике. И к началу учебного года всегда был готов не только отработанный список обязательной к прочтению во время летних каникул литературы, но и разобранный по всем позициям в ЧД. По литературе у нее всегда была твердая пятерка, как и за ведение читательского дневника.

Сын же вел ЧД только в начальной школе, в средней учитель литературы и русского языка решил на обременять своих учеников обязательным его ведением. Ну а раз обязанности нет – чего стараться за так?

Как писать читательский дневник

План читательского дневника состоит из следующих пунктов:

  1. Название книги.
  2. Автор.
  3. Время создания.
  4. Краткий пересказ сюжета.
  5. Главные герои.
  6. Проблематика.
  7. Впечатления от прочитанного.

С формальными данными все понятно. Что касается сюжета и главных героев, полнота этих разделов зависит от цели дневника. Заполнение читательского дневника для преподавателя предполагает относительную краткость, т. к. педагогу важнее ваше понимание проблематики и мысли о прочитанном

Если ведете дневник для себя, уделяйте больше внимание тем сюжетным линиям, которые вас «зацепили»

Кстати! А для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Проблематика

Этот раздел помогает понять, о чем книга на самом деле

Любой писатель не просто рассказывает историю, но и рассуждает о личностных или социальных проблемах, хочет донести морально-нравственный урок или обратить внимание на общественное явление

Правильно выделить проблематику произведения — значит понять его суть, «разгадать» намерения писателя.

Отзыв для читательского дневника

Последний пункт содержит личные впечатления от прочитанного: насколько важными читатель считает поднятые автором темы, как относится к персонажам, считает ли справедливым финал книги. Все мысли, которые возникли после знакомства с книгой, можно изложить в этом разделе.

Отзыв не обязан быть положительным. Можно проявить критическое мышление и аргументированно изложить недостатки книги.


Читательский дневник студента не дает книге «улететь» из памяти

Пример правильного заполнения

Для учеников 1, 2, 3, 4 классов имеются пункты, которые обязательно должны указываться в дневнике для чтения.

Рассмотрим:

Каждый родитель может заполнять дневник вместе с ребенком. Также можно продумать свой вариант заполнения и оформления.

Ребенок может сам дополнить рисунками, для оформления можно использовать цветные ручки, карандаши, краски, фломастеры и другие декоративные приспособления.

Важно! Если делается дневник для ученика 1 класса, то ему будет тяжело составить характеристику и описание рассказа самостоятельно.
 
Родители обязательно в первое время должны заполнять его вместе с ним, они должны объяснить, как это делается и завлечь его внимание

Незнайка читательский дневник 2 класс, образец заполнения

План сюжета:

Сюжет

Некогда в Цветочном удивительном городе жили маленькие человечки, они были такого маленького роста, что даже не превышали ростом обычный огурец. Назывались эти человечки, коротышками, среди них были малышки и малыши. Каждый коротышка был в чем-то специалистом, а их имена говорили о роде занятий. Например, персонажи Винтик и Шпунтик — механики; Доктор Пилюлькин — врач; Гусля — музыкант;  Тюбик — художник, а Знайка — ученый.

Все коротышки отличались любознательностью, каждый из них мечтал отправиться в путешествие. Однажды Знайка загорелся идеей построить воздушный шар и куда-нибудь на нем полететь. Все жители Цветочного города стали ему помогать. И только один Незнайка не захотел принимать участие в постройке воздушного шара. Незнайка отличался от других коротышек, он постоянно всех дразнил, нарушал спокойствие жителей города, малышек за косички дергал, ломал и разбивал разные предметы. Но, злого умысла у него не было. Главное, что им двигало, это любопытство, энергия и свободное время. У Незнайки были друзья — Кнопка, Гунька и Пончик.

Наконец, когда воздушный шар был готов, коротышки решают отправиться на нем в путешествие. И вот, во время полета, Знайка начинает понимать, что что-то не доработал и просит всех срочно прыгать с парашютами. Но, получилось это только у самого Знайки, остальные продолжили путешествие, в результате воздушный шар не удачно приземлился недалеко от города, под названием «Зеленый». Их встретили жители этого города и повели всех коротышек к доктору.

Незнайка решил всех обмануть и похвастался, что именно ему пришла мысль построить воздушный шар. Но, вдруг, появляется Знайка и разоблачает его. Все поняли, что Незнайка врунишка и отвернулись от него, но на праздничном балу его все-таки простили.

Через некоторое время путешественники заскучали по своему родному городу и решили вернуться. Они починили воздушный шар и отправились домой. Незнайке особенно было полезно такое приключение, он понял, что учеба очень полезна.

Рисунок

Отзыв

Приключения, описанные в книге, очень увлекательные, герои, необычные. Интересно наблюдать за Незнайкой, который меняется в лучшую сторону в процессе сюжета.

Мне понравился Незнайка, его проделки были не со злым умыслом. Он все-таки понял, что поступал не правильно и исправил ошибки в своем поведении.

Главная мысль

Всегда нужно быть честным со своими друзьями и окружающими. Иначе останешься один, а друзья отвернуться от тебя.

Чему учит

Сказка про Незнайку учит не хвастаться и не врать, так как ложь все равно все поймут. Прочитав сказку, можно научиться дружить, судить о человеке по поступкам, а не по словам.

Образец записей

Существует несколько вариантов оформления тетради читателя.

Пример, как можно оформлять запись произведения для читательского дневника в 8 классе:

Н. М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза» (1792). Направление: сентиментализм. Герои повести — Лиза (молодая крестьянка, продает цветы, живет с матерью), Эраст (молодой и беспечный дворянин, который ухаживает за девушкой). Сюжет: молодая девушка Лиза живет в глубинке со своей старой матерью. Чтобы прокормить семью, героиня вынуждена ходить в город и продавать цветы. Во время торговли она знакомится с Эрастом

Молодой человек добивался расположения особы Она была чиста и невинна, чем и привлекла внимание мужчины. Он пообещал Лизе совместную жизнь, свадьбу, семью Добившись и использовав ее, молодой человек уехал

Вскоре девушка получила весть, что у него появилась богатая невеста

Не выдержав такого удара, Лиза покончила жизнь самоубийством

Смысл повести: неважно, к какому сословию принадлежит человек, гораздо важнее его человеческие качества

Можно добавить цифры для того, чтобы выписать цитаты героев или указать отношение автора к их поступкам. Маркированный способ очень удобен, но занимает больше времени, чем обычная запись краткого содержания, особенно если произведение большое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: