Календарь погоды для школьника (наблюдение за погодой)

Изменения в погоде и окружающей среде

Перемены в природном мире начинают происходить в то время, когда летние знойные дни сменяются осенней прохладой. В результате флора и фауна понимают, что приближаются холода, а к ним нужно успеть подготовиться.

Перемены в природе

Осенью опускается температура, становится прохладнее. Все чаще стоит пасмурная погода. Ветер меняет направление, усиливается и становится временами порывистым. Это приводит к непогоде и осадкам. Иногда бывает постоянный моросящий дождь и слякоть, что приводит к ухудшению настроения людей, а порой случаются ливни.

В середине осени — октябре — появляются различные циклоны, возможен дождь со снегом и даже можно увидеть туман. Это явление происходит из-за перепада температуры, когда формируется густое и плотное облако над землей, воздух достаточно прогревается, туман рассеивается, а влага выпадает на землю в виде росы или инея.

Помимо этого, в осеннее время года можно наблюдать следующие природные явления:

  • Осенний ледоход. Он происходит, когда уменьшается температура поверхности воды и образуется первый тонкий лед.
  • Гололед — формирование льда на дороге. Это обычно случается при резкой смене погоды: дождь не может превратиться в снег, превращается в наледь.
  • Рано утром на траве может появиться иней — частички застывшей росы.

Растения и животные

Осень необходима всем живым существам. Они должны успеть подготовиться к зимним холодам. Сначала в природе на перемену погоды реагируют растения. Трава и листья желтеют, а после засыхает и увядает. Из цветов остаются только те, что не боятся осенних холодов.

Деревья начинают менять свой окрас. В октябре листва приобретает желтый, оранжевый, красный и бордовый оттенки. Все это очень красиво. Например, липа в солнечные дни выглядит особенно нарядно. На фоне синего неба ее желтая листва переливается золотым. Когда листья опадут, на этом дереве останутся висеть орешки, которые станут припасами маленьких зверьков.

Постепенно листья засыхают и опадают. Листопад — уникальнейшее природное явление, когда у деревьев появляется возможность отдохнуть и накопить новые силы. Теперь им нужно меньше влаги, да и без листвы на ветках не будет сильно скапливаться снег, что уменьшит риск их повреждений. В период опадания листвы еще стоят теплые денечки.

Звери тоже не сидят без дела. Им обязательно нужно подготовиться к холодной и голодной зиме, если им не удастся это сделать, они вряд ли смогут выжить. Белки, бурундуки, мыши пополняют кладовые. Можно увидеть, как они собирают и прячут в дуплах или норках орешки, желуди, зерна. Звери, которые на зиму впадают в спячку, усиленно питаются, накапливают жир. Часть зверей ближе к концу осени меняют цвет шкурки, например, зайцы. Это помогает им спрятаться от хищников. У многих зверьков шерстка становится гуще, чтобы защитить их от лютых морозов.

Насекомых осенью практически не встретишь. Часть из них впадают в спячку, кто-то укрывается под землей, а какая-то часть из них в коре деревьев и под опавшими листьями.

Почему листья осенью желтеют?

Помимо золотых, осенние наряды деревьев содержат багряные оттенки. Этот цвет обусловливает пигмент, который называется антоцианом. При понижении температуры, а также при ярком свете количество антоциана в клеточном соке увеличивается.

Таким образом, красный цвет листьев во время листопада просто свидетельствует о происходящем затухании жизнедеятельности в листьях, которые готовятся к опаданию.

Зачем деревья сбрасывают листья осенью?

1. С похолоданием извлечение холодной воды из почвы сильно уменьшается; зимой же из промерзшей почвы извлечь влагу и вовсе затруднительно. Деревья с лиственным покровом зимой погибли бы от недостатка влаги, то есть высыхали бы.

2

Вы обращали внимание, что после сильных снегопадов ветви деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега? Таким образом, сбрасывая листья осенью, деревья защищают себя от механических повреждений под напором снега

3. В итоге к осени листья накапливают много солей, становятся как бы минерализованными. Избыток минеральных солей нарушает нормальную работу листьев. Поэтому сбрасывание старых листьев является необходимым условием для поддержания нормальной жизнедеятельности растения.

Б лагодаря наблюдениям наша команда многое узнала про деревья в осенний период. В нашей местности первыми изменили свою окраску листья тополя и березы. Последними листья дуба и клёна, они дольше всех были зелеными.

Источник

Как сделать

На сайте gismeteo.ru можно найти не только электронную версию дневника, но и подобрать наиболее удобную для себя форму ведения наблюдений

Чтобы дневник получился красивым, аккуратным и по нему было легко ориентироваться, работу следует правильно организовать. Для этого понадобятся:

  • ручки разных цветов;
  • фломастеры или гелевые ручки;
  • простой карандаш;
  • линейка.

Существует два наиболее удобных способа работы с дневником наблюдений:

  1. Страница делится на 5 вертикальных столбцов. В них вписываются показатели наблюдений (температура воздуха, влажность и т.д). Далее делим поле на 7 горизонтальных строк по количеству дней недели. Вверху подписываем месяц и промежуток дат.
  2. Страница делится на 6 столбиков, первый из которых – дата, а остальные – данные о погоде.

Примеры ведения на фото

Дневник наблюдений в учебом пособии Пословицы и поговорки о погоде Страница дневника наблюдения с рисунками

Проявить свою креативность ребёнок может в оформлении обложки такой тетрадки.

На ней можно нарисовать небольшие картинки природы в разные времена года, сделав своеобразный коллаж, или схематично нарисовать хорошую погоду (солнышко, отсутствие облаков, лёгкий ветер и т.д). Причём можно сделать объёмные аппликации на обложку. Только не стоит приклеивать слишком большие элементы: не забывайте, что, прежде всего, дневник предназначен для записей важных данных, а не для отработки своих творческих навыков. Очень оригинально будет смотреться календарь, в котором началу каждого сезона предшествует картинка с изображением погоды в это время года.

Обложка дневника наблюдений за погодой, безусловно, должна быть необычной и отличатся от других тетрадей

И, конечно, не забудьте подписать дневник наблюдений за погодой.

Ещё один необходимый нюанс: первую страницу дневника следует посвятить расшифровке условных обозначений, которые будут использоваться в календаре. Например, «солнышко» для ясной погоды, цифра, записанная синей пастой – для отрицательной температуры, красной – для положительной, «облачко» для того, чтобы показать облачность, а «солнышко, прикрытое облаками» – для обозначения переменной облачности.

Наблюдения в природе осенью

Задание 1.

Понаблюдай и запиши (число, месяц), когда были первые заморозки.

В зависимости от региона первые заморозки могут начаться в конце сентября или в октябре. При заморозках ночная температура опускается ниже нуля градусов. Запишем число, когда ночная температура впервые опустилась ниже нуля.

Задание 2.

Запиши, когда лужи впервые покрылись льдом.

Чем ниже становится ночная температура, тем сильнее заморозки. И постепенно лужи по утрам начинают покрываться льдом. Чаще всего, это случается в начале октября. Запишем число, когда мы впервые наблюдали лед на лужах.

Задание 3.

Запиши, когда выпал первый снег.

Первый снег может выпасть и в конце сентября, но чаще всего это случается в октябре. Первый снежный покров не держится долго и тает в течение дня. Запишем дату, когда впервые на землю падал снег.Задание 4.

Отметь, когда покрылись льдом река, озеро, пруд.

Возле каждого населенного пункта есть какой-либо водоем. Осенью, когда температура устойчиво опускается ниже нуля градусов, эти водоемы начинают покрываться льдом. Лед образуется у берегов и постепенно покрывает всю поверхность водоема. Водоемы со стоячей водой замерзают раньше, с проточной – позже. Обычно это ноябрь месяц. Запишем дату, когда водоем полностью покрылся льдом.

Задание 5.

Запиши, в каком месяце закончился листопад.

Каждое дерево сбрасывает листву в разное время, какие-то деревья раньше, какие-то чуть позже. Наша задача заметить эти различия в сроках листопада у разных видов деревьев.

у берёз — у березы листопад начинается в сентябре, но окончательно березы сбрасывают листья уже в октябре.

у лип — у липы сроки листопада такие же, как у березы

у других деревьев  — листопад у дуба начинается чуть позже, но тоже заканчивается к концу октября. Также, в октябре заканчивается листопад у яблони, клена, черемухи и других деревьев.

Задание 6.

Некоторые виды птиц в северных регионах страны, начинают улетать на юг уже в августе, но на большей части России стаи перелетных птиц можно увидеть в сентябре.Задание 7.

Идеи для разных схем

Первый метод предусматривает отображение по вертикали даты. То есть каждый день будет появляться новая строка. По горизонтали следует нарисовать различные символы: солнце, солнце с тучкой, тучка, тучка с дождем, тучка со снежинкой, тучка с дождем и молнией, солнце со снежинкой, снежинка. Такой метод является очень удобным для школьников.

Как вы догадались, на пересечении даты и соответствующего текущим погодным условиям рисунка необходимо указать температуру воздуха и направление ветра. Такую информацию можно узнать на сайте Гисметео. Если ветер слабый, необходимо нарисовать пунктирную стрелку, и, наоборот, при сильном ветре изображается сплошная стрелка. Направление стрелки обозначает направление ветра соответственно розе ветров. Дети, которые ходят в 1 – 3 класс, уже без труда смогут делать отметки на такой схеме.

Второй метод предполагает расчерчивание таблицы с большими клетками. По горизонтали необходимо указать число – от 1 до 31. По вертикали указываются месяцы. На пересечении правильного месяца и даты рисуются различные символы, о которых мы рассказали в первом методе. Это может быть солнце, тучка, солнце со снежинкой и т.д. В той же клетке пишется температура воздуха и стрелочка, которая обозначает направление ветра. Такая таблица получается очень красочной.

Календарь погоды – это прекрасный способ для школьников получить знания по основам географии и природоведения. Такой подход помогает дисциплинировать ребенка. Это интересное и творческое задание, которое входит в школьную программу.

Инструкция по заполнению научного дневника для 4 класса.

Научный дневник по окружающему миру для 4 класса рассчитан на год. Наблюдения за погодными условиями проводятся круглый год, начиная с осени до конца лета. Каждый месяц требуется по одной неделе уделить заполнению дневника. Последовательное заполнение страниц дневника не потребует много времени. Как правильно это сделать расскажет данная инструкция.

Внимание!

Все данные в дневник вносятся самостоятельно. Приведенные в дневнике данные о температуре, погодных условиях, даты погодных явлений, являются примерными, и зависят от региона наблюдения и года.

Смотреть Научный дневник 2 класса

Выполнение:

Подпишем обозначение условных знаков, как показано в примере.

Задание 2.

Выполнение:

Каждый месяц выбирается одна неделя для наблюдения за погодными условиями. Лучше выбирать неделю в середине месяца.

Каждый день на выбранной неделе в журнал наблюдений заносятся следующие данные: дата, дневная температура (максимальная), погодные условия.

Погодные условия обозначаются с помощью условных знаков.

Обратим внимание, что осенью часто возможны дожди, а к концу ноября даже снег. В сентябре возможны туманы

Отмечаем эти явления в дневнике.

Зимой дожди большая редкость, но часто случаются снегопады и метели.

Весной дождей обычно не много, большая часть дней ясные. Но в мае начинаются первые грозы, если температура воздуха становится достаточно высокой. Не забываем отмечать эти явления в дневнике условными знаками.

Летом, особенно в июле, гроз будет много больше. В это время стоит сильная жара, и сильные испарения приводят к выпадению ливневых осадков. В конце августа начинаются туманы.

Также отмечаем эти явления условными знаками.

Задание 3.

  • Смотреть Научный дневник 2 класса
  • Смотреть Научный дневник 3 класса

Выполнение:

Сходства: для каждого времени года совпадают примерные значения температур, наблюдаемые в эти времена года погодные явления.

Различия: Значения температур для конкретных дней не совпадают, как и происходящие в эти дни погодные явления.

Задание 4.

  • Смотреть Научный дневник 2 класса
  • Смотреть Научный дневник 3 класса

Выполнение:

Для выполнения этого задания, требуется найти максимальную и минимальную зафиксированную при наблюдениях температуру для каждого времени года в каждом из годов проведения наблюдений.

Например, находим максимальную температуру осени. По данным наблюдений, это 14 сентября 2021 года, когда наблюдалась температура плюс 21 градус. Заносим эти данные в соответствующие графы таблицы.

Последние две строки таблицы заполняются по результатам, внесенным в эту же таблицу. В них мы вносим максимальную и минимальную температуры для всего периода наблюдений. В данном примере максимальная температура наблюдалась 27 июня 22 года и равнялась +38 градусам, а минимальная – 23 декабря 2019 года и равнялась -34 градуса.

Задание 5.

Другие наблюдения:

В графе другие наблюдения запишем, что еще любопытного мы наблюдали в природе осенью. Какие изменения происходят в живой и неживой природе.

Например: дни становятся короче, а солнце низко поднимается над горизонтом. Часто происходят заморозки, туманы. Звери готовятся к зиме и делают запасы. До середины октября в лесах можно собирать грибы.

Выполнение:

Устойчивый снежный покров в большинстве регионов устанавливается в ноябре. Запишем дату, после которой снег уже не тает.

Задание 2.

Учись распознавать зимой деревья. Запиши, какие деревья тебе удалось определить.

Выполнение:

Зимой деревья лишаются своей главной отличительной черты – листьев. Исключение составляют хвойные деревья, узнать которые легко и зимой по форме иголок и кроны. Это могут быть ели, сосны, кедры, пихты.

Лиственные деревья можно узнать по форме веток, цвету ствола, не осыпавшимся ягодам и плодам.

Легко узнать березу по цвету коры, по тому же признаку легко узнать осину и липу. Рябину можно узнать по гроздям рябин, которые висят на ветках, почти всю зиму.

Задание 3.

Понаблюдай и запиши, какие птицы прилетают к кормушке.

Выполнение:

Зимой птицам становится очень тяжело добывать себе корм, и люди стараются облегчить птицам жизнь, устраивая специальные кормушки. В городах к таким кормушкам часто прилетают воробьи, синицы, снегири. В деревнях, возле парков, к кормушкам прилетают поползень, дятел, сойка.Задание 4.

Нарисуй и подпиши следы птиц и зверей, которые тебе удалось увидеть на снегу.

Выполнение:

Зимой на снегу можно увидеть следы самых разных зверей и птиц. Узнать их не так просто, но если потренироваться и вооружиться книгой-определителем, то можно отличить одни следы от других.

Легко узнать следы зайца, лисы, волка, реже можно встретить зимой следы медведя, который обычно рано ложиться спать. Также легко отличить следы копытных зверей – оленя, кабанов, лося. Сложнее отличить одни птичьи следы от других.

При затруднении в определении принадлежности следов, можно попросить помощи у взрослых или учителя.

Задание 5.

Урок экологии «Календарь погоды»

Введение

Календарь погоды — один из факторов формирования естественных научных и экологических представлений детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы ребенок был более внимательным, следует учить его вести наблюдения за явлениями погоды, любоваться увиденным явлением погоды на площадке во время прогулки, а результаты фиксировать в календаре. Это формирует память, мышление детей, приучает их бережно относиться к своему здоровью, определять присущую погоду родного края. Особый интерес вызывает составление итоговой сводки – ребенок удивляется тому, какое количество солнечных, пасмурных или дождливых дней было в том или другом месяце. У него формируется желание замечать изменения не только в природе, но и вообще в окружающем его мире. Дошкольник, который занимается наблюдением, намного спокойнее, усидчивее, добрее, внимательнее других детей. Поэтому надо создавать необходимые условия для работы с календарем погоды, так как это является первой и самой простой ступенью к формированию навыков исследовательской деятельности.

Цели: учить детей работать с календарем погоды, фиксировать свои наблюдения; развивать любознательность, наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

1. Формировать элементарные представления о явлениях природы.

2. Учить правильно вести наблюдения за объектами живой и неживой природы с помощью календаря погоды.

3. Развивать интерес к календарю погоды

4. Воспитывать любознательность.

названия дней недели, месяцев, времени года;

условные обозначения календаря погоды;

1) наблюдать коллективно;

2) определять состояние погоды по соответствующим признакам;

3) фиксировать — обводить результаты наблюдений.

4) вести каждодневные наблюдения;

Календарь погоды должен быть красочным, простым в работе. Для работы с календарем необходимо соответствующее оборудование: карандаши или фломастеры.

Пособие рассчитано на работу педагога с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 года.

Календарь погоды на каждый день представляет собой лист бумаги А4, каждый лист соответствует одной дате. В верхней строчке написан день недели, в правой стороне помещена красочная картинка с объектом живой природы. В календаре показан термометр-прибор измеряющий температуру воздуха, также указывается дата дня и название месяца. В соответствии с картинкой в левой стороне помещаются стихи, песенки, загадки про объект на картинке. Вся остальная часть листа отдана для условных знаков (сведенья о погоде). Дети обводят тот условный знак погоды, который соответствует этому дню.

Каждая неделя месяца посвящена:

  • неделя – цветы полевые
  • неделя – птицы
  • неделя – насекомые
  • неделя – деревья
  • неделя – четыре стихии, дом. животные
  • неделя – ягоды
  • неделя – грибы

Вывод. Дети изучили условные знаки, определяют погоду самостоятельно и выбирают условный знак. При этом они играют роль синоптика

Заполнять календарь каждый день развивает мышление, внимание, память, старательность. Разнообразие картинок, загадок, стишков и песен не даёт ребёнку потерять интерес к этому виду работы

Дети не только заносят сведенья в календарь, но и получают информацию об объектах, изображённых на картинках от воспитателя, тем самым обогащаясь информацией о многообразии природы мира.

Начинаем вести дневник наблюдений. Что писать в дневник?

Сбор информации о погоде — интересное и увлекательное занятие, помогающее глубже погрузиться в тайны природы. Для этого я предлагаю студенту вести собственный журнал наблюдений. С чего начать?

  1. Крышка.
    Чтобы блокнот не потерялся и не испачкался (а вам придется пользоваться им большую часть дней, а иногда и на природе), мы поместим дневник в подходящую обложку и большими буквами напишем «ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ». Вы можете указать свою фамилию (при желании) и быть уверенным в году, потому что в следующем году погода будет другой
    Ребенку будет интересно через несколько лет открыть блокнот и посмотреть, что произошло в тот день, какая была погода.
  2. Первая страница
    Самую первую страницу дневника можно оставить под рисунком или попросить ребенка написать на нем (как в настоящем личном дневнике), почему это и что на нем будет написано.
  3. Замечания
    Наблюдения начинаются на следующей странице. Поставим день, месяц, год (если дневник начался в сентябре) как в дневнике. Не стоит отмечать каждую страницу сразу, потому что неизвестно, сколько подписок будет в любой день. Все зависит от настроения. Иногда это будет всего пара строк, а в другой день двух страниц будет недостаточно.
    Итак, поставим цифру: рядом пишем, какая погода в тот день. Вот здесь и пригодятся условности. Ребенок может их сам придумать или использовать уже готовые.Температура воздуха, направление и скорость ветра, осадки, роса, мороз, иней, туман, типы облаков и так далее — все это маленький исследователь может изучать и записывать постепенно, знакомясь с метеорологическими явлениями.
  4. Рисунок или рассказ
    Просто несколько обычных иконок недостаточно. Иногда возникает такое состояние души, что хочется выразить его в рисунке, рассказе или даже стихотворении. И тебе не нужно останавливаться. Если хотите, дайте волю творчеству!
    Распустились головки одуванчиков — нарисуем их во всей красе. С деревьев упали листья: мы их соберем, высушим и приклеим в дневник. Гуляли по лесу — запишем увиденное и услышанное.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Текст слайда:

Дневник погоды

Учитель начальных классов: Гусева Т.О.

Слайд 2

Текст слайда:

Предназначение дневника наблюдений за погодой

Дневник наблюдения за погодой – это календарь, в котором расписаны по дням факторы, определяющие изменения в окружающем мире: температура воздуха; сила и направление ветра; влажность; облачность; атмосферное давление.

Слайд 3

Текст слайда:

Как сделать

Чтобы дневник получился красивым, аккуратным и по нему было легко ориентироваться, работу следует правильно организовать. Для этого понадобятся: ручки разных цветов; фломастеры или гелевые ручки; простой карандаш; линейка.

Слайд 4

Текст слайда:

Существует два наиболее удобных способа работы с дневником наблюдений:

Страница делится на 5 вертикальных столбцов. В них вписываются показатели наблюдений (температура воздуха, влажность и т.д). Далее делим поле на 7 горизонтальных строк по количеству дней недели. Вверху подписываем месяц и промежуток дат.

2. Страница делится на 6 столбиков, первый из которых – дата, а остальные – данные о погоде.

Слайд 5

Слайд 6

Текст слайда:

Проявить свою креативность ребёнок может в оформлении обложки такой тетрадки.

Слайд 7

Слайд 8

Текст слайда:

Ещё один необходимый нюанс: первую страницу дневника следует посвятить расшифровке условных обозначений, которые будут использоваться в календаре.

Слайд 9

Текст слайда:

Приборы.

Для ведения календаря погоды необходимы специальные приборы, позволяющие получить объективные данные: уличный термометр; компас; барометр-анероид (этот прибор показывает не только атмосферное давление, но и влажность воздуха); флюгер (для определения направления ветра); осадкомер.

Слайд 10

Текст слайда:

Компас

Слайд 11

Текст слайда:

Барометр-анероид

Флюгер

Слайд 12

Текст слайда:

Чтобы не покупать флюгер, можно воспользоваться старым проверенным способом: становимся лицом на север, мочим палец и поднимаем его вверх – с какой стороны пальчик быстрее высох – в том направлении и дует ветер.

В качестве осадкомера используем маленькое ведёрко, которое за сутки заполняется дождевой водой или снегом. После этого выливаем жидкость в мерный сосуд и делим показатель на 10 – это и есть количество осадков в миллиметрах водного слоя

Слайд 13

Текст слайда:

Главное условие ведения дневника погоды – запись показателей в одно и то же время.

При этом не стоит надеяться на свою память и «накапливать» данные: значения лучше вносить сразу после измерения, например, ежедневно в 15.00. Начать лучше с температуры воздуха. Только убедитесь, что термометр висит в тени, в противном случае показания будут неправильные. Затем записываются влажность и давление. После этого смотрим в окно и определяем облачность. Заносим в дневник данные о направлении ветра и количестве осадков. Если каких-то данных нет (к примеру, осадков), то в графе ставим прочерк. Дополнить недостающую информацию можно восполнить прогнозом погоды в интернете.

Куда повесить календарь погоды?

Практически во всех школах учителя дают задание для школьников младших классов – вести календарь погоды. Если зайти в учебный класс, там на стене часто можно увидеть подобную таблицу, расчерченную на ватмане. Учитель может попросить ребят фиксировать информацию в обычной тетради. Можно также повесить схему дома. Ребенок может дублировать данные в тетрадь, домашний или школьный календарь погоды. Не забудьте приобрести наружный термометр, который следует повесить таким образом, чтобы на него не попадали прямые солнечные лучи, которые существенно искажают измерения.

Оптимальным местом в доме будет детская комната либо кухня. Наверняка, вы уже позаботились над созданием рабочей зоны для ребенка перед тем, как он пошел в первый класс.

Рабочая зона должна состоять не только из стола и стула. Там должны присутствовать учебные материалы, например английский алфавит, таблица умножения. Наряду с ними следует повесить на стену и календарь погоды.

Желательно, чтобы такая таблица была красивой, яркой, красочной. Можно украсить ее разными рисунками животных и природными пейзажами. Если ребенок ходит в первый или второй класс, то он еще слишком маленький, чтобы самостоятельно создать аккуратную схему. Поэтому ему понадобится ваша помощь. Помните, что такой способ помогает в изучении географии и природоведения. Например, можно нарисовать вместе с таблицей погоды карту вашей страны либо планету. Не забудьте обозначить на карте ваш город либо населенный пункт. Чтобы в точности изобразить географические объекты, воспользуйтесь атласом и копировальной бумагой.

Календарь погоды должен содержать информацию о точной дате. Для школьников мы рекомендуем вести помесячную таблицу либо схему на весь год. Независимо от того, в какой класс ходит ребенок, такая таблица должна содержать следующую информацию:

  • температура воздуха;
  • облачность;
  • наличие осадков;
  • сила и направление ветра (не обязательно).

Приметы старины глубокой

История создания календаря относит нас еще к временам древних славян, где старинные рукописные записи и по сей день имеют широкое применение.


Многие народные приметы из жизни русской природы отражены:

  • в пословицах и поговорках,
  • в былинах и сказаниях.

Наши древние предки уже тогда знали как вести записи в данном календаре. Они ежедневно фиксировали длительность светового дня и записывали то время, когда происходила резкая перемена погоды, с учетом соблюдения сроков.


Их старинные записи нам нужны и сегодня, ведь они указывают нам на то, как сделать своими руками такой современный календарь. Ведь климат на нашей планете сегодня резко меняется, и многие данные стоит подкорректировать.

Их записи говорят, когда должны наступить те или иные изменения в природе –

  1. улучшится или ухудшится в ближайшее время погода,
  2. зацветут или завянут растения,
  3. проснуться или лягут в зимнюю спячку животные,
  4. когда нужно идти на охоту или лучше заняться рыбной ловлей.

Вот мы и узнали с вами, кому нужен такой природный календарь и каковы его основные функции.

Экскурсии в природные сообщества родного края

Задание 1.

а) Растения и животные нашего леса.

В эту таблицу следует внести названия растений и животных, обычных для нашего края. В список растений можно включить названия деревьев, кустарников, лесных трав и ягод. Помимо указанных в примере растений, это могут быть земляника лесная, ландыш, гусиный лук, ветреница и многие другие. Кроме указанных в примере животных, это могут быть лось, олень, волк, рысь, енот, песец, белка.

б) Растения и животные нашего луга

В эту таблицу следует внести названия растений и животных, обычных для нашего края. В список растений можно включить названия различных трав, в который помимо указанных в примере можно включить зверобой, чину, тимофеевку, чабрец, донник и многие другие. В список животных можно также включить крота, полевку, перепела, саранчу, бабочек, кузнечиков, жуков и стрекоз.

в) Растения и животные пресных вод.

В эту таблицу следует внести названия растений и животных, обычных для нашего края. В список растений можно включить названия водных растений и тех, которые растут по берегам водоемов. Помимо перечисленных в примере, это могут быть кубышка, лотос, камыш, тростник, осока.

Помимо перечисленных в примере животных пресных водоемов, это могут другие виды рыб: карась, окунь, карп, пескарь, язь, плотва. Кроме того, могут быть включены в список тритоны, болотные черепахи, бобры, выпь, чомга.

Оформляем школьный дневник погоды

Дневник наблюдения за погодой для школьников может быть оформлен по-разному.

В тетради

Тетрадь – классический вариант. Для такого дневника понадобится тетрадь в клетку.

Можно взять обычную ученическую, но интереснее будет работать в тетради большого формата: туда можно вклеивать иллюстрации и фотографии, чертить графики, делать пометки.

В тетради делается заголовок с названием месяца и чертится таблица с нужным количеством столбцов. Например:

Таблица наблюдения за погодой в сентябре

Дата Температура воздуха Осадки Атмосферное давление Сила ветра Облачность Примечания
  1. Значения температуры воздуха можно выделять разными цветами: оттенками синего – холодную температуру, оттенками красного – теплую.
  2. В графе «Осадки» можно просто отмечать, дождь или снег за окном в такой-то день, а можно использовать красочные символы или даже наклейки.
  3. В графе «Облачность» ребенок также может проявлять творческий потенциал, не просто указывая тип облаков, а выполняя красочные зарисовки или даже фотографируя небо день ото дня.
  4. В примечаниях можно указать интересные замечания, если в какой-то из дней замечено что-то необычное. Например, яркая радуга или сильная гроза.

Подобным образом оформляется календарь погоды на октябрь, ноябрь и т.д.

В компьютере

Календарь погоды для школьника может быть оформлен на компьютере. Преимущество такого оформления – более красочный дневник погоды, в который можно добавлять какие угодно графические изображения, графики и многое другое. Да и детвору работа на компьютере увлекает больше, чем записи в тетрадях.

В текстовом документе создается аналогичная табличка, в которую затем систематически вносятся данные.

Другие варианты

К созданию календаря погоды можно подойти и более творчески. Вариантов множество.

Можно повесить на стену ватман, красочно оформить его и продумать вместе с ребенком, как лучше и интереснее отображать там погодные данные.

Можно взять прошлогодний перекидной календарь с яркими иллюстрациями, на страницы с числами наклеить расчерченные листы, куда ребенок будет вносить свои наблюдения.

Если ребенок любит рукоделие, можно помочь ему оформить календарь в технике декупаж, с помощью бисера или вышивки или даже создать для него вязаные детали.

Календарь погоды для юного синоптика: топ-5 идей

Рано или поздно каждый ребенок начинает интересоваться природными явлениями, изменениями в погоде, различать времена года и формировать свое отношение к каждому из них. Помочь вашему юному синоптику анализировать погоду и даже ее предсказывать поможет домашний календарь погоды, который можно сделать своими руками!

Предлагаем несколько лучших идей для такого календаря! Запасайтесь картоном, ватой и липучками!

Дневник-календарь погодных условий можно сделать разной формы и сложности, главное при этом брать во внимание возраст малыша. Например, для самых маленьких подойдет простой круглый календарь на 4 сектора со стрелкой, которая вращается. Учим английский играючи: 10 книг и мультфильмов для детей

Учим английский играючи: 10 книг и мультфильмов для детей

В качестве основы для него можно взять одноразовую пластиковую или картонную тарелку, обычный кусок картона для поделок, плотный картон от коробки.

Процесс:

  1. Если основа белая (тарелка или белый картон), то остальные детали можно клеить прямо на нее, если же нет, ее нужно обклеить бумагой, лучше светлой или голубой.
  2. Затем маркером делим круг на 4-5 секторов. Из цветной бумаги вырезаем солнце, тучи, снежинки, капли дождя, молнии и приклеиваем на разные сектора.
  3. Из тонкого пластика или картона вырезаем стрелку и крепим ее в центр основы на канцелярскую кнопку. Можно сделать проще — использовать большую прищепку, которую крепить сбоку на тот сектор, который соответствует погоде сегодня.

Для детей постарше можно сделать конструкцию сложнее — доску для презентации с множеством вариантов. В качестве основы можно взять старую фанеру, кусок пластика или плотного картона от коробки.

Для такого вертикального календаря понадобится липкая лента, кнопки и ткань или же просто конвертики из прозрачной клеенки.

Конвертик, из которого ребенок выбирать картинку на каждый день, также приклеиваем к основе.

Если вам кроха не такой заядлый натуралист, можно сделать с ним веселую поделку, которая потом будет еще и развлекать его.

Для этого вам понадобится цветная бумага 7-ми цветов, клей-карандаш и ножницы.

Кстати, такую поделку можно сделать и из ткани, использовав вместо бумаги яркие нитки, а тучку украсить ватой. На ткань можно нашить липучки, и потом приклеивать к тучке еще и капельки, когда на улице дождь, или солнышко, если погода хорошая.

Также на тучку можно приклеить несколько длинных ниток или полоски ткани, а отдельно сделать элементы: небольшие молнии, капельки, лучики, снежинки, и крепить их с помощью липучки или булавки. Таким образом можно будет менять погоду, цепляя нужные элементы на нитки.

Методическая разработка по географии (6 класс) на тему: наблюдение за погодой

                Практическая работа: «Наблюдение за погодой».

                                        Вариант№1.                                                

                                        Задания:

1. Высчитать среднемесячную температуру воздуха (по таблице №1).

2. Построить розу ветров (по таблице №1).

3. Высчитать среднегодовую температуру воздуха и годовую амплитуду (по таблице №2).

4. В каком направлении будет дуть ветер (показать стрелочкой). В каком случае ветер будет дуть сильнее? Почему?

Таблица №1.                                        Задание №4.        

Дата

Темпера-

тура

Ветер

        А) 788мм.        795мм.

        Б) 760мм.        763мм.

        В) 790мм.        798мм.

        Г) 763мм.        758мм.

        Дополнительные задания:

          1.  Построить график среднемесячных температур по

               Таблице №1.

          2.  Задача: является ли насыщенным воздух, если при        

               температуре +20 в нём содержится 13г. водяного

               пара?

Таблица №2.

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средне-

годовая

темпер.

Годовая

амплитуда.

-10

-8

-5

+6

+16

+18

+21

+18

+13

+7

-3

-9

                Практическая работа: «Наблюдение за погодой».

                                Вариант №2.

                                Задания:

1. Высчитать среднемесячную температуру воздуха (по таблице №1).                                                                    2. Построить розу ветров (по таблице №1)                                                                            3. Высчитать среднегодовую температуру и годовую амплитуду (по таблице №2).

4. В каком направлении будет дуть ветер (показать стрелочкой). В каком случае ветер будет дуть сильнее? Почему?

Таблица №1.                                        Задание №4.

Дата

Темпе-

ратура

Ветер

        А) 760мм        787мм

        Б)  785мм        767мм

        В) 790мм        785мм

        Г)  768мм        770мм

        Дополнительные задания:

               1. Построить график среднемесячных температур

               по таблице №1.

               2. Задача: является ли воздух насыщенным, если при

               температуре +10 в нём содержится 10г. водяного пара?                                          

Таблица №2.

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Средне-

годовая

темпер.

Годовая

амплитуда

-15

-11

+1

+8

+10

+20

+22

+18

+15

+3

-3

-10

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: