Игра в других странах
В англоязычных странах наша игра картошка с мячом известна уже давно. Ещё в 1888 году английский писатель Сидни Эдд описывал правила похожего развлечения в своём труде, посвящённом словам, используемым в Шеффилде. Вместо мяча использовалась горящая свеча, передаваемая по кругу.
Тот, в чьи руки она переходила, должен был произнести короткий текст: «Джек жив и любит жизнь, если он угаснет в твоих руках, ты должен будешь заплатить штраф». Если в руках игрока свеча гасла, ему положено было распрощаться с некоторым количеством денег. Сумма оговаривалась заранее.
Его передают по кругу, пока играет музыка. Когда мелодия заканчивается, участник снимает один из слоёв бумаги, и игра продолжается. Процесс повторяется до полного снятия обёртки – тогда участники узнают, какой заготовлен подарок.
Альтернативный и не менее занимательный вариант правил предполагает, что по окончании музыкального сопровождения игрок удаляет слои упаковки до тех пор, пока звук снова не включили.
Но для усложнения между слоями написаны задания, и если участник их не заметил или просто не выполнил, подарок переходит к следующему.
В чем польза
Спортивные игры развивают координацию, тренируют выносливость, укрепляют мышцы и сердечную деятельность крохи. Благодаря активному время препровождению можно не только с пользой развлекаться на улице, но и развиваться. Ведь есть множество развивающих вариаций занимательных игр.
Командная игра помогает наладить дружеские отношения среди участников, учат слаженной работе в коллективе, взаимовыручке и помощи, развивает дух соперничества и помогает поверить в себя в случае победы. Занимать ведь можно не только на улице. В детском саду или дома доступны простые познавательные игры, которые известны всем нам еще с советских времен.
Символ
Мяч может выступать символом в дискуссиях и каких-либо играх, где надо «пометить» одного из участников.
Например, он может помечать главного в командной игре. Или в дискуссии — того, кому предоставлено слово. Может быть маркером для нового игрока.
Один из вариантов игры таков.
Ребята встают в тесный круг лицом внутрь. Водящий встает в середине. Ученики за спинами передают друг другу мячик (естественно, маленький — такой, который легко взять одной рукой, теннисный, например). Водящий говорит «Стоп», и тот, у кого в руках в этот момент оказался мячик, должен задать водящему вопрос. Или ответить на вопрос водящего. Или продолжить определение (формулировку теоремы, таблицу умножения, правило и т.п.). Потом другой ученик становится водящим.
Правила безопасных игр
Что и говорить, интересные игры с мячом на улице, независимо от возраста участников, доставляют огромную радость. Однако все эти развлечения связаны иногда с сильным отбиванием снаряда и непредсказуемыми попаданиями. Поэтому перед тем как проводить детские игры на улице, следует ознакомить всех участников с правилами безопасности
Важно придерживаться таких рекомендаций:
- не целиться в голову играющих;
- стараться выбирать силу броска мячом в участников с учетом расстояния до них;
- внимательно следить за перемещением игроков и мяча на площадке;
- не мешать ловить снаряд игроку, который находится ближе к нему;
- не отнимать мяч у тех, кто первым поймал его;
- не падать на пол с целью увернуться от мяча;
- ловить снаряд захватом двумя руками снизу;
- избегать резких стопорящих остановок.
На самом деле, существуют различные игры без мяча или со снарядом, и все они имеют массу положительных качеств. На первый взгляд такие забавы могут показаться простыми, но они играют большую роль в интеллектуальном и физическом развитии. Подобные игры рекомендованы дошкольникам, младшим и старшим школьникам, всем взрослым.
Важно играть с мячом подальше от проезжей части
Игра с мячом снайпер
Снайпер эта игра с мячом, которая чем-то похожа на обычную игру «вышибалы», описание которой есть на этой странице выше. Игра с мячом на свежем воздухе снайпер отличается расстановкой игроков на площадке и количеством играющих. В игре с мячом снайпер должно участвовать не меньше пятнадцати человек. Эта игра подойдет для большой компании для открытого пространства на природе.
Играющие в игру с мячом снайпер делятся на две команды. В каждой команде выбирается один игрок «снайпер», остальные дети становятся обычными игроками. Размещаются все игроки следующим образом. Площадка делится на две части. За краями площадки с обеих сторон размещаются игроки «снайперы», как вышибалы в игре с мячом в вышибалы. Однако остальные игроки не просто бегают по всей площадке, а только по своей половине, т.к. игроков теперь не одна, а две команды. Ближе к снайперу из первой команды находятся игроки другой команды. Так, например, если с левого края площадки находится снайпер из первой команды, то на левой половине площадки бегают дети из второй команды, на правой половине площадки размещаются дети из первой команды и справа вне площадки находится второй «снайпер».
Игрок-снайпер первой команды перебрасывает мяч своей команде (детям из первой команды), пытаясь при этом попасть в любого игрока второй команды. Мяч ловит любой игрок первой команды, перебрасывает своему «снайперу», пытаясь по возможности выбить игрока второй команды.
В случае если игрока выбивают, он не выбывает из игры, а переходит за линию поля и начинает дальше помогать своему «снайперу». Если игрок команды, которого пытались выбить поймал мяч, мяч переходит к этой команде и уже они начинают перебрасываться со своим «снайпером». Мяч, пойманным от земли, как и в игре вышибалы не считается, игрок выбывает с игрового поля. В итоге к концу игры основная часть игроков из команды оказывается не в игровом поле, а рядом со своим «снайпером» за линией поля.
Прелесть игры с мячом снайпер в том, что роль нападающих и защищающихся постоянно переходит от одной команды к другой, и игроки никогда не выбывают из игры, а в отличие от игры вышибалы постоянно участвуют в ней.
Для самых маленьких
Если вашему чаду нет еще и года, устройте прятки. «Найди мяч» очень нравится детям. Спрячьте его так, чтобы ребенок видел, куда вы положили, например, накройте одеялом. Спросите малыша: «Где мяч?». Потом откиньте покрывало и покажите, куда спрятали игрушку. Для деток старше 3 лет можно прятать посложнее, использовать подсказки «горячо, холодно». Интересная игра — проведи мяч по лабиринту, как на картинке.
Когда ребенок уверенно пойдет, в год или немного позже всегда берите на прогулку с собой мягкий надувной мяч, чтобы малышу было удобно его брать и легко попадать по нему ножкой. Детки любят играть в футбол или просто бросать мячик перед собой.
Еще вариант игры — горячая картошка для малышей. Малыши просто катают по полу мяч друг другу. Их задача, чтобы мяч катился ровно к цели.
Горячая картошка
Правила
Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.
Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.
Количество игроков: не меньше 3.
«Горячая картошка» – не вставая из-за стола
Игра горячая картошка, имеющая такой успех у детей, разработана в настольном и компьютерном вариантах.
Настольная адаптированная версия разработана специально для слабовидящих и слепых детей. В её состав входят поле с 4 тактильными переключателями и картофельной головой по центру.
С нажатием на картошечку включается музыка, в процессе звучания которой игрокам необходимо поочерёдно нажимать на свои клавиши, передавая таким образом овощ. Тот, на ком музыка заканчивается, получает карточку – картофельный чипс. Набрав 3 карточки, участник выбывает.
Компьютерный аналог разработала компания nickelodeon в рамках серии игр про опасного Генри, героя одноимённых мультфильмов. В ней необходимо играть в подобие волейбола, используя взрывной картофель вместо мяча. Перекидывать овощ нужно как можно быстрее, иначе рискуешь оказаться целиком измазанным пюре.
Мини-турнир «Опасный Генри: Картофельная паника» подразумевает командную работу с партнёром, выбранным случайно. Игроков двое – объединившись, нужно победить противников, доказав, что выбранный герой самый ловкий и сильный, как танк.
Игра развивает внимательность благодаря необходимости следить за отвлекающими манёврами врагов и не попадаться на хитрые уловки, чтобы самому не превратиться во фри.
Бросками стоит атаковать противника так, чтобы нанести мощнейший урон. Опробовать это развлечение можно онлайн, используя сайт никелодеон.
В числе картофельных игр также стоит отметить «Pou» – аналог тамагочи. Его можно бесплатно скачать с Google Play и всецело посвятить себя заботе о питомце. Ухаживать предстоит за маленьким инопланетянином, похожим на треугольную картошку.
Малыша Поу можно кормить, купать, наряжать и даже разговаривать с ним – полное описание игр с ним и не перечислить.
Подвижная игра картошка уже давно перестала быть обычной дворовой забавой. Трансформируясь, она подстроилась под людей любого возраста и физических возможностей, оставаясь любимым развлечением.
Нейропсихологические игры с мячом
Подвижные игры не только развивают координацию и моторику, они участвуют в формировании нейронных связей в мозгу. Вот и получается, что чем больше двигается ребенок, тем больше у него этих связей. А чем больше этих связей, тем выше способность ребенка к обучению.
Нейропсихологические игры и упражнения позволят ребенку регулировать свои эмоции и реакции. Для того чтобы поиграть в них совсем не обязательно посещать специалистов, в них вполне можно поиграть дома, главное наличие подходящего инвентаря. Для нейропсихологических игр понадобятся мячи разных размеров и веса. Все игры и упражнения выполняются ребенком вместе со взрослым.
Вот простые упражнения, разработанные нейропсихологом Анной Владимировной Семенович:
- Кидать большой мяч с разных расстояний. Ребенок должен ловить его двумя руками, не прижимая к себе.
- Кидать большой мяч в стену и ловить разными способами: сразу после удара о стену или после того, как мяч ударился об пол.
- Сев на расстоянии 2-3 метров перекатывать мяч по полу. Сначала мяч толкают двумя руками, через минуту или две ребенок убирает левую руку за спину и катает мяч только правой. Затем руки надо поменять.
- Перекидывать теннисный мяч из руки в руку.
- Перекидывать друг другу теннисный мячик одной рукой.
- Поставить мишени (например, на табуретку ставят две матрешки, а на полу под ним несколько солдатиков). Ребенок отступает от целей на 8-10 шагов, кидает мячи разного размера и пытается их всех сбить.
- Кидать разные мячи в вертикальную мишень. В виде мишени может выступать нарисованный круг или обруч в руках взрослого. Другой вариант этого упражнения: кидать мячи в горизонтально расположенную мишень, например, тазик.
- Ребенок стоит, а между его ног лежит маленький мячик. Он должен наклониться, и прокатить его вокруг своих стоп (описать восьмерку вокруг них сначала в одну сторону, потом в другую). Подталкивать мячик можно поочередно пальцами правой и левой руки.
Клинический психолог Анна Давидович в своих лекциях «Лето с нейрогимнастикой» предлагает следующую игру:
«Лови — отбей»
Ребенку кидают мяч, одновременно говоря, что необходимо сделать: поймать мяч или отбить его. Команды, которые отдаются ребенку, могут как повторятся длительное время, так и чередоваться.
Впоследствии это упражнение может усложняться, например ребенок принимает на себя роль ведущего, сам отдает команды и контролирует выполнение команды правильно. Для развития зрительно-моторной координации это упражнение можно выполнять с разных точек. Кидать мяч ребенку слева, справа, главное чтобы он увидел и успел среагировать.
Для детей имеющих проблемы с речевой активностью, Анна предлагала простую игру, где ведущий называет слово, а ребенок должен сказать глагол или прилагательное к этому слову. Например: птица – летит; кот – пушистый и так далее. В эту игру могут играть как взрослый с ребенком, так и дети друг с другом.
Сложно перечислить все многообразие игр с мячом для детей. Можно выбрать как уже хорошо знакомые игры, так и придумать свои. Главное, выбирая и предлагая ребенку игры с мячом необходимо учитывать, как возраст, так и двигательные навыки и общую физическую подготовку малыша. Ведь самое главное, чтобы занятия приносили удовольствие всем участникам, а не было испытанием.
Подвижные игры с мячом для школьников
Если усложнить задания игры «Мастер мяча», то она будет интересна и детям, которые уже учатся в школе. Дополнительно для них можно предложить еще три подвижные игры с мячом.
- «Я знаю пять имен». Правила этой игры таковы: игроки поочередно ударяют мяч о землю, при каждом ударе произнося по слову из фразы «Я знаю пять имен девочек», после чего на каждом последующем ударе нужно назвать 5 имен. Далее произносится фраза «Я знаю пять имен мальчиков» и собственно эти имена. Ребенок, упустивший мяч, передает его другому игроку. Для юных футболистов задачу можно изменить: не ударять мяч о землю, а набивать его ногой. Чем старше ребенок, тем длиннее становится перечень того, что ему предстоит назвать: пять названий городов, пять названий цветов, пять названий деревьев и так далее. При желании правила можно усложнить, запретив называть имена, названные другим игроком, то есть ввести условие не повторяться.
- «Собачка». Игроки становятся по окружности и перебрасывают мяч. Ведущий находится в центре и пытается этот мяч поймать. Когда ему это удается, он меняется местом с ребенком, упустившим мячик (то есть тем, кто его кинул так неудачно, что «собачка» его поцмала).
- «Горячая картошка». Ребята становятся в круг и бросают друг другу мяч. Если кто-то из них мяч не поймал, он садится в центр круга на четвереньки (в «котел»). Если, не вставая с четверенек, ему удастся коснуться меча, он выходит из круга и становится на свое прежнее место, продолжая игру. Сидящих в котле можно выручить, если попасть в них мячом.
Эти игры будут интересны и для подростков, особенно при усложненных правилах. Например, играя в «Картошку», можно потребовать, чтобы дети не ловили мяч, а отбивали его, как в волейболе. Вообще, «Картошку» можно считать игрой на основе волейбола, и бывает, что в нее с удовольствием играют взрослые люди.
Забавы на воде и на пляже
Любителям водных процедур следует знать про несколько актуальных забав для любого возраста.
На скорость и сообразительность. Для деток до 3 лет устройте «Веселую радугу» в бассейне. Наполните его множеством разноцветных шариков. Присвойте каждому малышу свой цвет. Их задача, как можно скорее собрать все мячики своего цвета. Кто первый тот и победил. Эта игра в принципе интересна и деткам постарше.
Не забываем про волейбол, как в воде, так и на суше.
В баскетбол любят играть не только взрослые на пляже, но и дети в бассейне. Вместо баскетбольной корзины положите на воду надувной резиновый круг.
Играйте в бадминтон вдвоем или командой, но отбивайте ракеткой небольшой резиновый мячик, который не тонет в воде.
Казаки-разбойники
Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.
Правила
Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно – играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные – ложные).
Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.
По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.
Количество игроков: от 6 человек.