Материал по дифференциации звуков Р-Л
Капустина К.В.учитель-логопед, МБДОУ д\с 163
Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалом по дифференциации звуков, материал удобен для оформления картотеки.
Звук Р -Л
Занятие № 1
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игра «Наоборот»
ра – ла шла – шра ашр — ашл
ро – шло – ошр –
ру – шлу – ушр –
ры — шлы – ышр –
4. Слова:
лак – рак бурки – булки
лов – ров рожки – ложки
юла – Юра Прошка – плошка
Лука – рука порка – полка
укол – укор роза – лоза
5. Чистоговорки:
Лара у Вали играет на рояле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
Звук Р -Л
Занятие № 2
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Игра «Запомни и повтори»
кла-кла-кра акр-акр-акл
кла-кра-кра акр-акл-акл
кла-кра-кла акр-акл-акр
4. Слова:
рыболов зеркало
раскладушка журнал
спортзал мармелад
полотёр крыло
5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.
6. Правильно произнеси и отгадай:
Пришли мужики без топоров, срубили
избу без углов. (муравей-ник).
Махнула птица крылом, закрыла мир
одним крылом. (ту-ча).
Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь).
Звук Р -Л
Занятие № 3
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Чистоговорки:
ол-ор-ол – мы мыли пол; ар-ал-ар – в бане пар;
ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;
ло-ло-ро – у меня перо; ла-ра-ла – острая пила;
ро-ро-ло – днём светло; ра-ла-ра – на дереве ко-ра.
4. Слова:
крокодил рассол
берлога проволока
горло километр
рулон планёрка
5. Проговаривание предложений:
Иголка, иголка, ты остра и колка.
По бревну, по брёвнышку проползла букашка,
пролетела бабочка, пропорхала пташка.
Спит медведь в своей берлоге,
Спит спокойно, без тревоги.
Звук Р -Л
Занятие № 4
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Словосочетания:
сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,
круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,
разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.
4. Спряжение выражения в прошедшем времени:
сломать карандаш
выучить правила
5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)
Как по речке по студёной
Плыл кораблик золочёный,
В ярких праздничных цветах
На весёлых парусах.
Звук Р -Л
Занятие № 5
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Словосочетания:
умелые руки острая иголка
глубокая нора рассыпчатый плов
сладкий пирог яркая лампа
тёплые перчатки спелый помидор
4. Счёт 1 – 10 со словами:
сладкий пирог, яркая лампа.
5. Скороговорки:
Флот плывёт к родной земле –
флаг на каждом корабле.
Филин серый, филин старый,
а глаза горят, как фары.
Звук Р -Л
Занятие № 6
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Проговаривание предложений, загадок:
Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,
А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.
Красное коромысло над рекой повисло (радуга).
Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).
4. Выучить: «Одуванчик»
Одуванчик золотой Одуванчик золотой
Был красивый, молодой, Постарел и стал седой.
Не боялся никого, А как только поседел,
Даже ветра самого. С ветром вместе уле-тел.
Звук Р -Л
Занятие № 7
1. Артикуляционная гимнастика
2. Пальчиковая гимнастика
3. Слоговые ряды:
лар- лор- рал- рол-
4. Словосочетания и предложения:
разбитая тарелка горькое лекарство
приятная прогулка большая радость
сильный удар жаркое лето
чёрный портфель дальняя дорога
Суп надо солить, на пол не надо сорить.
Суп надо сварить, дерево надо свалить.
5 Выучить: скороговорку:
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса.
А Борис Ларису
Угостил ирисом.

![Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений](http://37dent.ru/wp-content/uploads/0/1/8/018ef82df551e9d91ea93539e00f9150.jpeg)




![Дифференциация звуков [р]-[л] - конспект подгруппового логопедического занятия](http://37dent.ru/wp-content/uploads/0/0/e/00e4c84cfd3434538492d597f44ebae0.jpeg)

![Логопедические упражнения на звук [л]: домашние задания по логопедии](http://37dent.ru/wp-content/uploads/5/b/f/5bf6d1ab05f12dac8930d26017420ea1.jpeg)


![Автоматизация [р] в стечениях с согласными | логопед по скайпу](http://37dent.ru/wp-content/uploads/3/a/2/3a2b78cee75160d9d49951a5a1704160.jpeg)


![Конспект оод в старшей группе «звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]». воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам - маам.ру](http://37dent.ru/wp-content/uploads/3/4/c/34c8e03b3ced36c0633ffc892e1b10f3.jpeg)




![Весёлый логофутбол.
дифференциация звуков [р] - [л]» | коррекционная работа в доу  | современный урок](http://37dent.ru/wp-content/uploads/d/c/9/dc98ed92b4ef84736316cb2d8e29dee6.jpeg)
![Звуко - выручалочка: автоматизация звука [р]](http://37dent.ru/wp-content/uploads/b/6/e/b6e55af6034c6a4cb3123857c913eafc.jpeg)

![Автоматизация [р] в стечениях с согласными](http://37dent.ru/wp-content/uploads/5/a/d/5adc038ca4951a5471bbfb11a3013c96.jpeg)


![Конспект оод в старшей группе «звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] — [р]»](http://37dent.ru/wp-content/uploads/3/7/4/374a1a770ce883759b3109d42f7460ff.jpeg)




