Артикуляционная гимнастика для звука л: упражнения для детей и взрослых

Материал по дифференциации звуков Р-Л

Капустина К.В.учитель-логопед, МБДОУ д\с 163

   Уважаемые коллеги хочу поделиться с вами материалом по дифференциации звуков, материал удобен для оформления картотеки.

Звук Р -Л

Занятие № 1

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Наоборот»

ра – ла       шла – шра      ашр — ашл

ро –         шло –        ошр –

ру –         шлу –        ушр –

ры —         шлы –        ышр –

4. Слова:

лак – рак          бурки – булки

лов – ров          рожки – ложки

юла – Юра          Прошка – плошка

Лука – рука         порка – полка

укол – укор         роза – лоза

5. Чистоговорки:

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

Звук Р -Л

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Запомни и повтори»

кла-кла-кра         акр-акр-акл

кла-кра-кра         акр-акл-акл

кла-кра-кла         акр-акл-акр

4. Слова:

рыболов           зеркало

раскладушка         журнал

спортзал          мармелад

полотёр           крыло

5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.

6. Правильно произнеси и отгадай:

Пришли мужики без топоров, срубили

избу без углов.                    (муравей-ник).

Махнула птица крылом, закрыла мир

одним крылом.                          (ту-ча).

Маленький шарик под лавкой шарит.      (мышь).

Звук Р -Л

Занятие № 3

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Чистоговорки:

ол-ор-ол – мы мыли пол;  ар-ал-ар – в бане пар;

ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;

ло-ло-ро – у меня перо;  ла-ра-ла – острая пила;

ро-ро-ло – днём светло;  ра-ла-ра – на дереве ко-ра.

4. Слова:

крокодил         рассол

берлога         проволока

горло          километр

рулон          планёрка

5. Проговаривание предложений:

Иголка, иголка, ты остра и колка.

По бревну, по брёвнышку проползла букашка,

пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Спит медведь в своей берлоге,

Спит спокойно, без тревоги.

Звук Р -Л

Занятие № 4

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,

круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,

разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.

4. Спряжение выражения в прошедшем времени:

    сломать карандаш       

    выучить правила

5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)

Как по речке по студёной

Плыл кораблик золочёный,

В ярких праздничных цветах

На весёлых парусах.

Звук Р -Л

Занятие № 5

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

умелые руки       острая иголка

глубокая нора      рассыпчатый плов

сладкий пирог      яркая лампа

тёплые перчатки     спелый помидор

4. Счёт 1 – 10 со словами:

сладкий пирог, яркая лампа.

5. Скороговорки:

Флот плывёт к родной земле –

флаг на каждом корабле.

Филин серый, филин старый,

а глаза горят, как фары.

Звук Р -Л

Занятие № 6

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Проговаривание предложений, загадок:

Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,

А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.

  Красное коромысло над рекой повисло (радуга).

  Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).

4. Выучить: «Одуванчик»

Одуванчик золотой      Одуванчик золотой

Был красивый, молодой,    Постарел и стал седой.

Не боялся никого,      А как только поседел,

Даже ветра самого.      С ветром вместе уле-тел.

Звук Р -Л

Занятие № 7

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Слоговые ряды:

лар-      лор-     рал-      рол-

4. Словосочетания и предложения:

разбитая тарелка       горькое лекарство

приятная прогулка      большая радость

сильный удар         жаркое лето

чёрный портфель       дальняя дорога

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

5 Выучить: скороговорку:

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису

Угостил ирисом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: