Миф 2. Школьная форма помогает учиться
Это мнение разделяют 25% опрошенных в 2022 году россиян. Даже учителя думают, что форма делает детей сосредоточеннее. Но исследования этого не подтверждают. Одно из них провели в 2010 году в Северной Каролине. Учёные проанализировали успеваемость за последние несколько лет и не выявили никакой связи между достижениями учеников и введением формы.
Согласно здравому смыслу, форма тоже не помогает учиться. Например, чтобы переодеться после физкультуры, детям приходится застёгивать миллиард маленьких пуговичек (в том числе на манжетах!). Из-за этого они иногда опаздывают на следующий урок. Пришедшего не в форме ученика могут отправить домой переодеваться. Это однажды произошло с моей дочерью, которая надела в школу джинсы. В результате ребёнок пропустил урок математики.
Сочинение За и против школьной формы
Пора уже разобраться в этом вопросе! Как-никак, немало времени это обязательство волнует общественность! Поэтому меня посетила, возможно, не сильно уникальная, но все-таки идея! Подсчитать плюсы и минусы такого социального явления, как необходимость школьной формы! Начнем, пожалуй, с плюсов.
Плюсы:
— Не надо тратить время на то, чтобы определиться с нарядом;
— Меньше бросается в глаза разница между детьми из обеспеченных семей, и не очень.
На этом с положительными сторонами школьной формы, у меня все. Итого два плюса!
Теперь время минусов:
— делает всех учащихся похожими друг на друга;
— ограничивает свободу самовыражения юного поколения;
— противоречит понятию демократии;
— фасон может создавать неудобства, а желательно, чтоб на уроках ученики чувствовали себя комфортно;
— нужно часто стирать и гладить, ведь нет возможности менять образ;
— далеко не во всех школах, действительно, одинаковая форма, поэтому, если присмотреться, можно понять, чья дороже и круче, а чья проще.
Получается, что минусов — целых пять.
Пять — на целых три больше, чем два! Минусы доминируют. Поэтому, мой вердикт достаточно категоричен! Школьную форму лучше отменить! И просто придумать разумные ограничения, в стиле «не красить губы в зеленый цвет». Как по мне, всегда актуальна «золотая середина», без впадания в крайности, которые и порождают различные протесты.
По случаю возможности написания такого сочинения, мне захотелось немного углубиться в историю. Дабы выяснить, кто виноват в появлении школьной формы. Википедия пришла мне на помощь и подсказала, что этот, так сказать, эксперимент появился в России в 1834 году, благодаря Николаю 1му. Когда утвердили систему гражданских мундиров, для учебных заведений, в частности. А гимназическую форму для девочек утвердили в 1896. Потом это дело несколько раз отменялось и возвращалось… Последний раз школьную форму признали обязательной в 2012 году.
Мне не ведомо, как к школьной форме относились в 19 веке, когда она только появилась. Но последние годы, о ее необходимости ведутся активные споры! Это по словам моего поколения, и более старших очевидцев, которым тоже пришлось столкнуться с необходимостью надевать школьную форму.
`
Миф 3. Школьная форма сглаживает социальные различия
Думать так по меньшей мере наивно. Даже если одеть всех в одинаковые костюмы, разница в достатке детей будет заметна по обуви, мобильному телефону, портфелю, машине родителей, образу жизни в целом.
Я думаю, что эта вынужденная одинаковость даже подчёркивает социальные различия. Прошло почти тридцать лет, а я до сих пор помню одноклассницу, родители которой не купили ей форменный джинсовый сарафан, потому что не захотели или не смогли найти на это денег.
Вместо сглаживания социального неравенства школьная форма создаёт дополнительные сложности небогатым родителям. Например, в Новой Зеландии некоторые дети вынуждены пропускать уроки, потому что по очереди носят один комплект школьной одежды с братьями и сёстрами. А в бедных странах Африки дети иногда не ходят в школу только потому, что не могут купить форму.
В России покупка формы тоже выливается в копеечку. Нужно понимать, что часто эта одежда пригодна только для школы. Например, в джинсах и толстовке можно погулять в парке, съездить к бабушке в деревню или пойти к другу на день рождения. В школьном сарафане же ходят только в школу.
Школьная форма для девочек в среднем обходится дороже одежды для мальчиков. По данным Росстата, в 2022 году базовый набор первоклассника стоил родителям 22 298 рублей, а первоклассницы — 26 838 рублей. И эта разница возникла именно из-за школьной формы. В набор школьницы входит больше одежды, в том числе платье, колготки и банты.
Что нельзя надевать в школу ученикам и какое наказание последует за отказ от ношения формы?
Министерство образования РФ прямо прописывает лишь один запрет для учащихся – появление в школе в одежде с надписями, блёстками, глубокими декольте, какой бы то ни было символикой запрещается.
Некоторые школы своими локальными актами, регулирующими дресс-код для учеников, запрещают яркий маникюр, «волосы неестественных цветов» и нестандартные прически, и предусматривают ограничения на использование декоративной косметики и т.д. Однако эти указания, касающиеся уже не одежды детей, а их внешности, при жалобах родителей нередко отменялись прокуратурой как чрезмерные.
Несколько лет назад на всю страну прогремела история с отстранением от уроков 10-классницы с розовыми волосами. Такое решение стоило штрафа и директору гимназии, и самому образовательному учреждению. Прокуратура в таких случаях непреклонна: требования к прическам детей и цветам их волос не законны.
Хотя все указания относительно одежды во избежание обвинений в дискриминации учеников также формально носят рекомендательный характер, на деле так просто отказаться от ношения школьной формы не выйдет.
Её наличие предусматривают локальные нормативные школьные акты, а согласно статье 43 «Закона об образовании», обучающиеся «обязаны выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность…».
За неисполнение или нарушение к ученикам могут быть применены меры дисциплинарного взыскания – замечание или выговор. Однако закон ограничивает их использование по отношению к детям, получающим дошкольное и начальное общее образование, а также к обучающимся с ОВЗ, в частности, с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости.
Возможное отчисление за нарушение требований образовательной организации на школьников также не распространяется, кроме случаев, указанных в статье 61:
- по желанию родителей школьника (либо самого ученика, если он уже совершеннолетний;
- когда ребёнок старше 15 лет не справляется со школьной программой;
- по объективным причинам, например, ликвидация школы.
Отсутствие школьной формы, как и в случае с «нестандартными волосами», не даёт права администрации учебного заведения отстранять школьника от учебного процесса, поскольку это прямое нарушение гарантированного права на получение образования.
Таким образом, за отказ от ношения школьной формы ребёнка не могут отчислить из школы и даже отстранить от уроков «до устранения нарушений».
Как показывает практика, чаще всего решение игнорировать школьный дресс-код ведёт к придиркам со стороны школьной администрации и возможным проблемам с оценками.
Что делать, если вы не любите рамки
Есть много способов избежать необходимости соблюдать деловой дресс-код — начиная со смены школы и заканчивая переходом на семейное обучение. Ребята, которым становится тесно в рамках навязанного школой этикета, часто забирают документы и начинают учиться на дому.
Так сделала выпускница домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Алёна Руденко — в школе её стыдили за радужные волосы.
Алёна Руденко, выпускница «Экстерната и домашней школы Фоксфорда»
<<Форма бесплатного курса>>
Семейное обучение — одна из форм получения образования в России. В «Экстернате Фоксфорда» вам помогут организовать процесс, аттестации и найти крутых учителей. И никакой школьной формы — учитесь хоть в пижаме!
Явные недостатки школьной формы
Новая школьная форма действительно приравнивает всех учащихся к единому внешнему виду. Если заглянуть в класс, то отличить можно только девочек от мальчиков. У каждого ребенка разная комплекция, фигура, рост, но форма не учитывает тип внешности. Получается, что одна и та же одежда одному может идти к лицу, а другой будет в ней выглядеть безобразно или комично.
До введения единого стандарта в некоторых элитных учебных заведениях было важное требование к одежде учащихся – строгий темный низ и светлый верх. Это передавало ученикам чувство ответственности, дисциплины, единения
Однако каждый ребенок и его родители могли сами выбирать любой фасон, который шел к лицу и приходился по карману. Разрешалось одевать юбки, жилетки, сорочки, рубашки, костюмы, брюки, платья. Это оптимальное решение для всех сторон вопроса.
Что касаемо нынешней школьной формы, то она вся одного сомнительного по привлекательности фасона
Отсутствие удобства.
Стандартизированная одежда не учитывает физиологических особенностей. У каждого ученика разное телосложение, так что некоторым очень сложно подобрать комфортный вариант. В итоге многие дети вынуждены сидеть полдня в плотно прилегающей одежде, которая пережимает живот, таз, грудь, плечи и т.д. Это ведет к ухудшению кровообращения и анемии.
У некоторых детей со временем появляются синяки и вмятины на коже, которые вызывают болезненные ощущения и отвлекают от учебы. У школьников в голове крутится только одна мысль – быстрее прийти дома, чтобы снять эту злополучную форму.
Высокая стоимость.
Сегодня купить новую форму могут позволить себе только зажиточные семьи. Качественная форма стоит огромных денег, а их нужно хотя бы два комплекта, чтобы один можно было постирать, а во втором пойти на следующий день на занятия. Многим родителям приходится покупать б/у форму. Она оказывается в разы дешевле, но имеет уже не столь приглядный вид. Могут быть и затертости, и растянутые швы, да и цвет из-за частых стирок становится блеклым.
Выходит, что некоторые дети обязаны ходить в поношенной одежде вместо того, чтобы носит новую красивую, хоть и не по стандарту. Как это сказывается на их психике?
Воспитания посредством угнетения.
Во многих учебных заведения родители инициировали тотальные опросы учащихся по вопросу преимуществ и недостатков единой школьной формы. Подавляющее большинство детей и подростков ответило, что их угнетает данный фасон одежды, а конкретно – цветовая гамма. Также многим не пришлось по душе отсутствие каких-либо аксессуаров и украшений. Девочки хотят хоть как-то выделяться, к примеру, украсить сорочку брошкой, но не все учителя это позволяют.
Власти обращают внимание родителей на то, что данным способом они формируют дисциплинарный рычаг. Однако главной функцией школ является обучение детей, а не воспитание в них единства через эмоциональное угнетение
Форма только отвлекает от учебы, да и поведение напротив ухудшается. Дети начинают бастовать против единых стандартов и отказываются идти на занятия. В чем тогда заключается дисциплинарный рычаг?
Актуальность школьной формы
Школьник должен приходить на занятия опрятным и прилично одетым, это понимают и выполняют все родители. Так если достаточно просто презентабельного внешнего вида, для чего нужна школьная форма?
За всю ее историю форму утверждали, затем изменяли, вовсе отменяли и снова вводили. Сейчас она снова приобретает актуальность, хотя и не в столь обязательном порядке, как когда-то в Советском Союзе. Российские образовательные учреждения больше склоняются к зарубежному варианту форменной одежды типа dress-code. То есть детям не обязательно одеваться в суконные гимнастерки и уныло-коричневые платья, они должны иметь деловой и практичный стиль сообразно требованиям каждой конкретной школы.
В различных школах форма имеет свой дизайн и цветовое исполнение, некоторые даже создают специальные атрибуты, присущие именно этому учебному заведению: галстуки, нашивки, эмблемы. Детей не ограничивают в выборе повседневной одежды: мальчики могут носить брюки, пиджаки, жилеты с рубашками или водолазками. Для девочек выбор шире: сарафаны с блузками или водолазками, пиджаки с сорочками и юбками, кардиган с брюками и еще множество вариаций, которые можно подобрать.
Вариации современной школьной формы весьма демократичны и позволяют ребенку выглядеть стильно, демонстрировать свой вкус и при этом соответствовать «взрослому» званию ученика:
Миф 1. Школьная форма — это удобно
С одной стороны, школьная форма — это пример капсулы, где все вещи удачно сочетаются между собой. Можно повесить одежду в шкаф и не переживать. Что бы ребёнок ни схватил с утра, он будет хорошо выглядеть.
С другой стороны, одежда для школы часто требует особого ухода. Пиджаки неудобно стирать. Блузки и рубашки приходится гладить. И эти дополнительные заботы о детском гардеробе ложатся на родительские плечи. Во всяком случае, пока речь идёт о младших классах. Например, мне пришлось научиться очищать галстуки от манной каши и отстирывать гуашь с белых блузок.
Детям школьная форма тоже доставляет неудобства. Рубашки выправляются из брюк и юбок. Ребёнку приходится постоянно их поправлять. Форменные жилеты или пиджаки часто делают обязательным элементом школьной одежды, а в них порой просто жарко.
Двигаться в школьной форме детям неудобно. Причём девочкам она мешает больше, чем мальчикам. Исследование австралийских учёных показало, что ученицы младшей школы активнее проводят перемены, если одеты в спортивную одежду, а не в классическую форму с юбкой или платьем. Согласно другому исследованию, девочки чаще ездят в школу на велосипедах, если им не нужно носить форму.
Плюсы школьной формы
Некоторые из причин, по которым предлагается поддерживать школьную форму, следующие:
- Предотвращение цвета банды и т. д. в школах
- Снижение уровня насилия и краж из-за одежды и обуви
- Воспитание дисциплины среди учащихся
- Снижение потребности администраторов и учителей «одежда для полиции» (например, определение того, не слишком ли короткие шорты и т. д.)
- Уменьшение отвлекающих факторов для учащихся
- Воспитание чувства общности
- Помощь школам в распознавании тех, кому не место в кампусе
Аргументы в пользу школьной униформы ms зависит от их эффективности на практике. Неофициальная информация от администраторов школ, которые внедрили единообразные правила, указывают на тот факт, что они действительно оказывают положительное влияние на дисциплину и школу
Обратите внимание, что все перечисленные ниже были из средних школ
Первой государственной школой в стране, которая потребовала школьную форму K-8, был Объединенный школьный округ Лонг-Бич, 1994. В 1999 году официальные лица обнаружили, что количество преступлений в школах района снизилось на 86%.. Результаты тестов и оценки выросли, а прогулы, неудачи и проблемы с дисциплиной снизились. Однако администраторы отмечают, что униформа была лишь одной из нескольких проведенных реформ, наряду с сокращением размера классов, основными курсами и основанной на стандартах педагогикой.
Совсем недавно , исследование 2012 года показало, что после года применения единой политики в средней школе в Неваде, данные школьной полиции показали уменьшение количества отчетов полицейского журнала на 63%. В Сиэтле, штат Вашингтон, где действует обязательная политика с опцией школьная администрация отметила сокращение прогулов и опозданий. У них также не было зарегистрированного инцидента кражи.
В качестве последнего примера из Балтимора, штат Мэриленд, Ронда Томпсон, чиновница из средней школы, которая есть добровольные политики, заметившие «серьезное отношение к работе». Трудно сказать, могут ли какие-либо из этих результатов быть напрямую связаны со школьной формой
Однако можно сказать, что что-то изменилось, и чиновники обратили на это внимание. Нельзя сбрасывать со счетов и совпадение школьной формы с этими изменениями
Если вам нужна дополнительная информация о школах, в которых внедрена единая политика, см. Руководство по школьной форме Министерства образования.
МИНУСЫ ШКОЛЬНОЙ УНИФОРМЫ
1. Школьная форма подавляет творчество и индивидуальность
Есть много плюсов и минусов школьной формы — один из основных аргументов против школьной формы, который часто выдвигается учениками в дебатах о школьной форме, заключается в том, что школьная форма подавляет творчество и свободу выражения.
Учащиеся могут заявить, что имеют право на свою индивидуальную идентичность, и что школьная форма не позволяет им выразить себя. Школа — это время, когда ученики только выясняют, кто они есть, — несправедливо и неразумно мешать ученикам выражать себя на этом жизненно важном этапе, ограничивая их выбор одежды. Это посылает школьникам противоречивый сигнал, когда, с одной стороны, их учат быть такими, какие они есть, а не притворяться кем-то другим, в то время как их одновременно заставляют одеваться точно так же и соответствовать строгим единым стандартам
2. Школьная форма слишком дорога
Еще один аргумент, который часто приводят родители в дебатах о школьной форме, — насколько они дороги. Родители могут возразить, что покупать школьную форму выходит дороже по сравнению с обычной одеждой. Это для многих родителей может стать финансовым бременем для семей, особенно для тех, у кого несколько детей школьного возраста.
Школа и без того достаточно дорогая, и родителям приходится платить за школьные экскурсии, книги, канцелярские принадлежности и транспорт. Добавление стоимости часто дорогой школьной формы может очень затруднить балансирование бюджета для многих семей, особенно для семей с низким социально-экономическим положением. Школьную форму можно удешевить, но это может повлиять на качество и комфорт одежды. В конечном счете, однако, главная причина, по которой школьная форма является дорогой, заключается в том, что она заставляет родителей покупать два отдельных комплекта одежды — это неотъемлемая проблема школьной формы, поскольку всякий раз, когда школьная форма требуется, два комплекта гардероба (удваивая стоимость) являются обязательными.
3. Школьная форма нарушает свободу вероисповедания
Школьная форма, как утверждают религиозные организации, часто может приводить к религиозной дискриминации. Эти организации могут утверждать, что, в свою очередь, школьная форма ущемляет религиозную свободу учащихся. Поскольку у многих конфессий есть вполне определенные стандарты одежды, которым необходимо следовать, школьная форма означает, что многие ученики не могут соответствовать стандартам одежды своей конкретной веры. Часто из-за противоречия двух кодексов одежды ученик вынужден выбирать между соблюдением школьных правил и правил своей веры.
Хотя могут быть исключения из единых правил, это часто может создать больше проблем.
4. Школьная форма неудобна и непрактична
Школьную форму неудобно носить и непрактично для обучения. Это аргумент, выдвинутый в ходе дебатов против школьной формы, учащиеся не должны ее носить, потому что форма может быть сделана из неудобного материала. Школьники также утверждают, что им лучше носить собственную одежду.
Школьная форма по какой-либо причине часто делается из неудобных материалов, которые ученики часто презирают. Следовательно, есть основания утверждать, что, если бы школьникам было разрешено выбирать свою одежду, они бы лучше учились, потому что чувствовали бы себя более комфортно. Проблема кажется врожденной: школьная форма должна быть неудобной, чтобы снизить затраты и добиться желаемого вида. Поэтому сделать удобную школьную форму просто невозможно.
Рассматривая плюсы и минусы школьной формы, очень важно обсудить ее предназначение. Если форма не соответствует той цели, для которой она предназначена, ее следует отменить
5. Дресс-код — практическая альтернатива школьной форме
Практическая альтернатива школьной форме — это привитие дресс-кода. Это означает, что школа может продолжать обеспечивать соблюдение стандартов одежды, не заставляя всех учеников носить одни и те же вещи. Таким образом, можно полностью уйти в сторону от дебатов о школьной форме. Хотя разумно, чтобы учащиеся соответствовали некоторым минимальным стандартам в одежде, ношение обязательной формы для этого не является необходимым. Все аргументы против школьной формы просто отпадают, если вы замените ее дресс-кодом.
Плюсы и минусы школьной формы
О том, что форма позволяет снизить накал социальной напряженности между детьми из семей с разным достатком и снизить расходы на гардероб школьника, известно давно: покупка одного-двух костюмов на год или пяти комплектов потребует разного бюджета. Второе преимущество формы – отказ от необходимости каждый день комбинировать вещи, содержать их все в презентабельном виде, выбирать из нескольких вариантов позволит сфокусироваться на других вопросах, успеть утром что-то ещё, кроме как одеться. Не для всех детей вопрос выбора одежды имеет значение — для них форма становится отличным вариантом решения задачи, как не замёрзнуть и не выглядеть глупо. Сегодня уже стало модным приводить в пример известных и успешных людей, выбравших личную «униформу», позволяющую не думать о выборе одежды каждый день, а сконцентрироваться на более значимых задачах. Самые яркие из них – Стив Джобс в чёрной водолазке и джинсах и Марк Цукерберг в серой футболке с теми же незаменимыми джинсами.
Решая вопрос социального равенства и чрезмерного внимания к внешнему виду, форма позволяет внести упорядоченность в нестабильный школьный коллектив, а будущим студентам помогает привыкнуть к деловому стилю и дресс-коду, принятому в большинстве бизнес-организаций.
Минусы у формы тоже есть, и главный – отсутствие возможности самовыражения. Если взрослому человеку этот аргумент может показаться слабоватым, то подростку – нет. Второй отрицательный момент связан с тем, что часто форма не соответствует требованиям моды, не нравится детям или попросту некрасива. Если с самовыражением поделать ничего нельзя, то вот выбор вида формы не ограничен ничем, кроме вкусов школьного руководства. Мы посмотрели, какую форму носят ученики за рубежом, и выяснили, что предлагают носить детям закрытые пансионы Швейцарии и частные школы Англии или Америки.
Миф 4. Школьная форма укрепляет имидж школы
Есть красивый образ школы с вековыми традициями, носить форму которой — великая честь. Например, весь мир умиляется фотографиям принца Джорджа и принцессы Шарлотты в школьной одежде с гербом Tomas’s Battersea. Но наши простые общеобразовательные школы часто заходят с другого конца. Ещё нет ни традиций, ни сложившегося чувства общности, а детей заставляют носить форму и изображать гордость за школу. Кажется, так это не работает.
В 2021 году американский Национальный институт детского здоровья провёл исследование с участием 6 320 школьников. Оказалось, что дети, вынужденные носить форму, чувствовали меньшую принадлежность к школьной общности, чем ученики заведений без дресс-кода. Учёные объяснили это тем, что одежда — один из способов самовыражения. Дети и подростки в стандартизированной форме лишены этого и поэтому чувствуют себя на занятиях менее комфортно. В результате ухудшается их отношение к школе в целом.
Форма провоцирует нарушение границ ребёнка. Учитель может при всех обсудить его одежду, оценить соответствие внутренним правилам и отчитать. Это явно не способствует любви к школе. Когда я училась в девятом классе, меня отчитали перед всем классом за то, что я пришла на уроки в синей, но не джинсовой юбке-макси. Было особенно обидно потому, что многие девчонки носили модные тогда джинсы на бёдрах, из-под которых торчали стринги. Но их считали одетыми по-школьному, а меня в длинной шерстяной юбке — нет.
Какие еще преимущества можно извлечь из введения школьной формы?
По мнению многих психологов, школьная форма негативно действует на восприятие учебного заведения/em>
Если верить психологам, ношение качественного делового костюма, которым, по сути, и является школьная форма, воспитывает в ребенке определенный вкус, вырабатывает имидж успешности
С другой стороны, так ли хорошо прививать всем без исключения детям строго определенный шаблон успешного человека?
Ношение формы вырабатывает дисциплинированность, организованность, сосредотачивает внимание ребенка на процессе обучения.
Введение единой одежды приобщает детей к корпоративной этике, форма становится отличительным признаком учебного заведения.
Важно ношение школьной формы для учеников младших классов. Для них возможность надеть строгий костюм становится атрибутом взрослости, символом перехода в новую жизнь.
Форма снимает проблему внешнего вида учеников: никаких мини-юбок, выглядывающего из-за пояса брюк нижнего белья, чрезмерного декольте или футболок в стиле «панк-рок».. Тем не менее, не все так однозначно
Приведенные ниже причины объясняют, почему многие родители и психологи высказываются категорически против формы
Тем не менее, не все так однозначно. Приведенные ниже причины объясняют, почему многие родители и психологи высказываются категорически против формы.
Причины для отмены школьной формы
Однако, школьная форма не идеальна. Некоторые родители и тем более подростки настаивают, чтобы ее отменили, и у них есть весьма весомые аргументы.
Школьная форма может породить зависть
Чуть выше мы отметили, что школьная форма решает проблему зависти только частично. Даже одинаковая внешне одежда бывает разной по качеству. Одни семьи могут позволить себе школьную форму за несколько десятков тысяч рублей, а другие ищут варианты подешевле. Некоторые дети носят одежду своих братьев, что может снижать их самооценку. Так что, по мнению некоторых людей, путь дети лучше носят повседневную одежду.
Школьная форма загоняет в рамки
Второй большой минус школьной формы в том, что она лишает детей возможности самовыражения. Все они выглядят одинаково, в то время как могли бы носить то, что им действительно нравится. Аргумент весомый, но сторонними школьной формы могут сказать, что эти рамки тоже приучают к дисциплине. И кто же прав?
Школьная форма отвлекает от учебы
Как правило, школьная форма дорогая и дети стараются быть аккуратнее. Ладно, мальчикам на это, в большей степени, все равно. Но девочки все же уделяют этому много внимания. Противники школьной формы считают, что при ношении футболок и джинсов дети бы меньше отвлекались на приведение себя в порядок и лучше учились
К тому же, учителя часто акцентируют внимание на внешнем виде учащихся и читают им нотации, что тоже, якобы, отвлекает от занятий
Школьная форма принята во многих странах, и везде она разная