Конфликты между учителями: откуда берутся и что делать

Учитель занижает оценки ребенку

Многих родителей беспокоит несправедливое оценивание работ ребенка. Возникает предположение, что учитель намеренно занижает оценки из личной неприязни к ребенку

Вот на что обычно обращают внимание родители

  • Ребенок очень много времени тратит на предмет, а отметки в школе низкие.
  • Ребенок выполняет все домашние задания, но за них не ставят оценки в журнал.
  • Ребенок аккуратно пишет, у него хорошо оформлена тетрадь по предмету, но это не отражается на успеваемости.
  • У ребенка по остальным предметам хорошие оценки.

В данной ситуации проблема может быть как в неадекватном отношении учителя, так и в требованиях по предмету, которые отличаются от тех, к которым ребенок привык. Для того, чтобы решить проблему, необходимо.

Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика

К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения.
Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

Никогда не ругайте ребенка в присутствии других

Достаточно часто родители начинают воспитывать ребенка в присутствии других, думая, что ему станет стыдно, и он поймет свою ошибку. Уважаемые родители, не делайте этого никогда. Дети, особенно маленькие, не чувствуют сопереживания. Оно развивается постепенно, с ощущением родительского сопереживания. Поэтому если ребенок отказывается выполнить указание или просьбу, это не значит, что он безразличен. Просто ребенок не понимает, почему он должен это выполнять. И если родители будут пытаться вызвать у ребенка чувство вины, ругая его перед однолетками, это спровоцирует лишь обиду школьника, но никоим образом не стыд за совершенное.

Ругать чужого ребенка без его родителей – категорически запрещено. Нельзя позволять, чтобы детей унижали родители одноклассников

При решении конфликтных ситуаций в школе очень важно, чтобы присутствовали родители обоих детей. Родителям нужно объяснить своим детям, что никакой вражды не должно быть, им предстоит еще долго учиться в одном классе, завтракать за одним столом и сидеть за одной партой

Варианты решения конфликта между учащимися

Важно научить решать возникающие конфликты между детьми, если они не могут справиться самостоятельно, ведь школьнику жить и учиться в этом классе дальше

Выяснить всю серьёзность проблемы у взрослых (у классного руководителя, потому что дети склонны преувеличивать даже мелкую ссору). Иногда ребята (в зависимости от характера и способности воспринимать любые проблемы) серьёзно искажают информацию, которую преподносят своим родителям о том, что происходит в школе. А если дело касается конфликтов, то могут представить её не только в преувеличенном виде, но и в выгодном для себя свете (особенно если сами являются зачинщиками или вели себя не с лучшей стороны). Поэтому не стоит родителям «бросаться с разборками на амбразуру», защищая своё чадо. Лучше обязательно выяснить все обстоятельства существующей ситуации у классного руководителя или других учителей, которые её заметили или стали свидетелями. Только если никто не знает о конфликте из взрослых, а вы видите, что ребёнок из-за него несчастен, можно попытаться вступиться. Но ни в коем случае не разбирайтесь с противоборствующей стороной самостоятельно, иначе это станет ещё большей неприятностью для вашего сына или дочери, ведь дети презирают тех, кого «защищают мамочки».
Посоветовать ребёнку, как общаться со сверстниками

Обратите внимание, может быть, ваше чадо не совсем умеет общаться со своими ровесниками? Тогда помогите ему. Для этого вспомните себя, свои молодые годы

Посоветуйте ребёнку, как лучше выйти из неприятной для него ситуации.
Если конфликт не разрешается, поднять данную тему на родительском собрании. Это уже крайний случай, так как дети остро воспринимают вмешательство взрослых в свои дела. Решение конфликта с помощью такого метода целесообразно, если вашего ребёнка «травят», не дают спокойно учиться, если он чувствует себя в классном коллективе некомфортно, или кто-то или что-то угрожает его физическому или психическому здоровью. Для этого необязательно в присутствии всех родителей заявлять о конфликте. Просто поговорите накануне с классным руководителем. Он соберёт после родительского собрания родителей тех детей, которые замешаны в конфликте. Вот с ними и разговаривайте. Можно привлечь к этому разговору и самих виновников, желательно – всех, включая вашего ребёнка. Также пригласите на родительское собрание школьного психолога.
Подумать о смене места учёбы (в особых случаях). Детские конфликты, конечно, бывают очень серьёзными и всеми детьми воспринимаются по-разному. Если никакие меры не помогли, а вы видите, что ваше чадо действительно страдает или ситуация затягивается на неопределённый срок, подумайте о смене места учёбы. Но при этом помните, что если ваш ребёнок так или иначе сам виноват в конфликте или вообще не умеет справляться с подобными случаями в жизни, то такие споры могут возникнуть и в другом учебном заведении.
Обратиться к детскому психологу. Это необходимо тогда, когда вы видите, что ребёнок или чересчур тяжело переживает конфликтные ситуации, или совершенно не в состоянии выбираться из них самостоятельно. Ведь в жизни будет ещё много неприятных сюрпризов, поэтому лучше научить школьника относиться адекватно к подобным моментам и решать их конструктивно. Психолог поработает с вашим ребёнком, обязательно найдёт пути решения проблемы и поможет выработать стратегии поведения со сверстниками.

На чью сторону стать родителям школьника?

Если ребенок стал участником конфликта с педагогом, то родителям, конечно, приходится сложно.

С одной стороны, не хочется, чтобы ребенок был несправедливо обижен взрослым человеком, хочется защитить свое чадо от Мариванны, что бы там ни произошло. С другой, учитель все-таки является представителем школы, он должен представлять для учащихся авторитет, и ронять этот авторитет без веской причины вроде как не стоит…

Что же важнее? Важнее – ребенок.

Да, дети не всегда правы в конфликтах со взрослыми людьми, иногда дети рассказывают о произошедшем маме и папе неправильно или умышленно исковеркано, но…

Почему? Потому, что с позиции ученика – младшего, невзрослого, подчиненного человека – очень трудно на равных решать конфликты с наделенным властью и авторитетом человеком – учителем. Школьник может быть тысячу раз прав, но Мариванна может прикрикнуть, поставить плохую оценку, морально надавить — обвинив в неуважении к ней, учительнице…

То есть далеко не каждый ребенок может с достоинством отстаивать свою правоту там, где у педагога есть непобиваемый козырь «я взрослый и поэтому мое мнение правильнее и важнее»!

Поэтому родитель должен изначально стать на сторону ребенка – и разобраться в ситуации как взрослый со взрослым. Не факт, что малыш (или подросток) окажется прав, но мама и папа изначально должны стать для него «адвокатами», а не «прокурорами».

Как остановить травлю

Не торопитесь бежать к ректору или звонить на горячую линию с пылкой жалобой.

Даже если травля вызвана тем, что имели место попытки домогательства со стороны преподавателя, которые вы решительно отвергли, стоит вести себя крайне осторожно. Если у вас нет никаких доказательств произошедшего, очень сложно будет убедить кого-то в правдивости ваших слов

Велика вероятность, что недобропорядочным человеком в итоге выставят именно вас.

Буллинг является очень мощным испытанием на прочность. Если сумеете пройти через этот тернистый лес достойно, можете считать себя героем. Но, к сожалению, не у каждого хватит сил вытерпеть испытание, продемонстрировать силу обидчику, чтобы он сам почувствовал себя трусливым зайцем.

Не показывайте слабость

Самое простое, что можно сделать в случае буллинга — лечь и поплакать. Можете уделить этому занятию денек-другой, но не более. Ни в коем случае нельзя показывать свою слабость травящему преподавателю. Если у него действительно непорядок с головой, вы лишь потешите его самолюбие, отчего он почувствует полную власть над вами и продолжит издевательства.

Выясните причину заниженной оценки

Если вы не согласны с оценкой учебной работы, можете ее оспорить. Прежде всего обратитесь с вопросом к самому преподавателю. Возможно, он действительно ошибся, и ему не останется ничего, кроме как исправить оценку. Если же преподаватель отказывается обсуждать эту тему, можно подать апелляцию в деканат.

Учитесь отвечать

Чтобы противостоять буллингу любого рода, нужно иметь «зубы». Если их нет — отрастить в срочном порядке. Кусать никого не придется, но нужно научиться говорить так, чтобы обидчик чувствовал: с вами лучше не связываться. У вас на все должен быть рациональный и логично выстроенный ответ, произнесенный с выраженным хладнокровием, металлическим тоном.

Например, вам говорят:

«Вы неправильно оформили список литературы. У вас мозгов не хватает найти на клавиатуре точку с запятой? Это сложно для вас?»

Ответ может звучать так:

«Наверняка про точку с запятой забывают многие, и это вовсе не является признаком отсутствия ума. Следовательно, вы только что сознательно меня оскорбили. А для чего вы это сделали?»

В конце фразы обязательно должен быть вопрос, адресованный преподавателю и вынуждающий его объяснить поведение. Поверьте, этой фразой вы поставите обидчика в полный тупик. Он ведь отлично понимает, что студентов оскорблять нельзя. А если вы такой продуманный, того и гляди на диктофон запишете факт оскорбления, и тогда ему придется несладко.

Учитесь управлять вниманием других людей

Если преподаватель взял моду оскорблять вас прилюдно, выставляя на посмешище всей группе, сделать нужно примерно то же самое, только в более изящной форме.

Например, такая ситуация:

«Похоже, длина вашей юбки полностью соответствует способностям».

Когда вся группа от души посмеется веселой шутке, улыбнитесь и скажите:

«Спасибо за такое пристальное внимание к моим ногам. Вижу, они вам понравились»

Скорее всего любитель искрометного юмора сильно смутится и больше не станет пытаться вас уколоть. Дело в том, что люди, склонные травить и высмеивать других, довольно трусливы по натуре. Вся эта колкость является их защитной реакцией на мир. Находясь в положении силы, они отыгрываются на тех, кто по их мнению более слаб. Достаточно показать свою силу, и травля тут же прекратится.

Чтобы научиться грамотно реагировать на действия и фразы преподавателя, решившего устроить вам травлю, может понадобиться помощь. Работа с психологом во многом ускоряет процесс освоения навыков самозащиты. Но для начала можно потренироваться самостоятельно, представив или даже описав на листке бумаги различные ситуации, когда кто-то имел наглость поставить вас в неловкое положение. Подумайте, как лучше ответить на ту или иную грубость, насмешку, неадекватное поведение.

Тренируйте эту способность ежедневно, до тех пор, пока не почувствуете, что процесс дошел до автоматизма.

Как понять, кто был прав – ребенок или педагог?

Сайт «Красивая и Успешная» убежден, что нужно выслушать обе стороны. Но надо понимать, что и дети порой искажают ситуацию в свою пользу (да-да, даже самые хорошие и правильно воспитанные дети!), и педагоги далеко не всегда объективны… Если произошел конфликт с учителем — что делать родителям школьника?

Спросите, что случилось по мнению педагога. Выслушайте и не вопите в ужасе «не может быть, мой Сереженька не такой, вы наговариваете!». Иногда бывает, что «такой» как раз Сереженька!

Тут важнее другое – присмотритесь и прислушайтесь, как вообще этот человек судит о своих подопечных, учениках? Насколько он вообще склонен разбираться, задумываться о мотивах поступков и поведения учеников, по-человечески осмысливать каждый эпизод и какую-то общую картину?

Например, один учитель увидит то, что ученик не сделал задание и нахамил («и вообще он у вас такой дерзкий стал, грубит!»), а другой – то, что у него невзаимная симпатия к девочке, ссора с компанией друзей и проблемы с математикой…

Плохо, если педагог:

  • Шаблонными фразами обвиняет ребенка в том, что он какой-то не такой относительно всех прочих детей («все дети как дети, а ваш…»), при этом не приводит каких-либо наблюдающихся мотивов такого поведения, если оно реально имеет место.
  • Обобщает всех детей, не желая сконцентрироваться на разговоре о конкретном учащемся – вашем сыне или дочери. «Ой, ну сейчас время такое, дети такие пошли…», «Ой, да это вот весь класс, они все мне тут нервы треплют…».
  • Сходу обвиняет вас, родителей, что вы не так воспитали, и он исключительно по вашей вине так плохо себя ведет. Даже если это отчасти правда, и мальчику или девочке что-то не додали в домашнем воспитании, то учитель все равно не имеет права держать такого ученика в нелюбимчиках или открещиваться от него, так как сами дети не виноваты в том, как их воспитывают.

Правильные действия родителей

Во-первых, не нужно сразу вскипать и бежать с красным лицом в школу за разбирательствами. Скандал в этом случае точно не поможет. Сперва следует спокойно выслушать ребенка, задать ему несколько наводящих вопросов, чтобы убедиться в его честности, затем проанализировать ситуацию. Возможно, причиной ссоры стало неправильное поведение или поступок самого ребенка. Тогда следует спокойно объяснить ему, в чем он был неправ, и помочь ему исправить ошибку.

Если вина лежит на преподавателе, то без разговора по душам с ним не обойтись. Во время беседы акцент нужно делать на фактах и конкретике, не переходя грань дозволенного. Родитель должен донести до собеседника свою точку зрения, чтобы он понял претензии и осознал всю ошибку. В конце диалога рекомендуется пойти на «мировую». Только такое окончание конфликта не позволит конфронтации перейти на новый уровень.

Бывают случаи, когда разговоры с учителем не помогают. Тогда родителям ничего не остается, как подойти с серьезной беседой к завучу, а лучше пойти сразу к директору школы. Не нужно обращаться в вышестоящие органы. Очень редко конфликт между педагогом и учеником нельзя решить мирно в пределах учебного заведения.

Конфликты между учителями: как разрешить?

Если конфликт между учителями все же возник, то вот несколько советов которые могут быть решением этой проблемы. 

1.  Идите первым на примирение, не ждите этого от других. Многие думают, что первым извиниться — это значит проявить слабость. Но это не так. Человеку требуется огромное мужество, чтобы признавать свои ошибки, принимать вину и просить прощения. Так что воспринимайте то, что вы просите прощения первым, как принцип мужества во благо детей.

2.  Не откладывайте в долгий ящик конфликт, иначе его уже можно будет не разрешить так просто. Пока проблема не будет решена, не отпускайте своего оппонента. Это не значит, конечно, что надо запереть своего коллегу в учительской и донимать разговорами. Но определенная точка в вашем разговоре все-таки должна быть. Или хотя бы запятая. Например, если не получается все закончить сразу, то постарайтесь прийти хоть к чему-то более или менее напоминающему компромисс, и договоритесь продолжить беседу в следующий раз.

3.  Если вы видите, что такое возможно, то постарайтесь прийти к компромиссу. Я всегда предлагаю использовать такие словами: Я согласен вот с этим аспектом, но насчет этого не уверен…. Ну и ее вариации. Скажите сначала о том, что вам нравится, а потом уже остальное. Не критикуйте, а спрашивайте. Кто знает, может в итоге вы и согласитесь с чужим мнением? 

4.  Мнимое понимание. Вы можете сказать, что полностью согласны с мнением другого человека, но делать так, как считаете нужным. Всегда есть обходные пути. 

Школьные конфликты: причины возникновения

Многие родители остро переживают из-за конфликтов своих детей, не знают, что делать, если ребёнок дерётся в школе. В этих случаях он явно провокатор ссор и скандалов сам. Дети спрашивают о том, что делать, если тебя ненавидят одноклассники. Также очень тяжело родители воспринимают конфликт учителя и ученика. С одной стороны, это понятно, ведь все мы тревожимся из-за детей. С другой стороны, надо понять и принять тот факт, что школьные конфликты – явление неизбежное, и поэтому необходимо научиться находить пути их разрешения, вырабатывать стратегии поведения ребёнка в конфликте в школе. Это сделает его сильной и конструктивной личностью. Если говорить о примерах конфликтов в школе, то в основном к ним относятся ссоры между учениками или между учителем и учеником. Разберёмся пошагово в данных явлениях.

Один из самых частых видов конфликтов в школе – между учащимися. Каковы же его причины?

  1. Личная неприязнь. Это самая частая причина конфликтов, возникающая между детьми. Личная неприязнь возникает как фактор по разным причинам. Ребята могут испытывать её друг к другу просто потому, что не сошлись во мнениях или по характеру, типу темперамента, не соответствуют друг другу ещё по каким-то причинам. Другое дело, что личные эмоции должны оставаться при самом человеке и ни в коем случае не выливаться в конфликт, если нет агрессии или открытой злобы. Но зачастую неприязнь выливается именно в ссоры и свары между детьми.
  2. Желание стать лидером в классе. Бывает, что ребёнок в какой-либо микрогруппе уже является лидером и воспринимает себя только в этом качестве. А потом приходит в школьный класс и не может найти для себя лидерскую нишу или она оказывается занята. И он начинает отвоёвывать себе право быть лидером в этом коллективе по-разному. Иногда с помощью кулаков, иногда – ссор и конфликтов, иногда – привлекая на свою сторону нечестными путями, которые также ведут к неприятным ситуациям, сторонников из числа обучающихся в классном сообществе.
  3. Безответная влюблённость. Взрослый человек на безответную любовь реагирует по-разному: бывает спокойно и достойно или остро и по-дерзкому, пытаясь изо всех сил добиться внимания со стороны объекта внимания. А ребёнок может так же конфликтно проявлять свои первые чувства по отношению к избраннику или избраннице в своей влюблённости.
  4. Плохое воспитание. Почти все вышеперечисленные причины возникновения школьных конфликтов – следствие плохого воспитания в семье. Это, как правило, откровенное насилие со стороны родителей по отношению к ребёнку, их агрессивное поведение, злоба. Именно в таких семьях вырастают конфликтные дети, которые, во-первых, являются зачинщиками ссор, а во-вторых, не способны мирно решать спорные вопросы ни с кем.
  5. Зависть. К сожалению, это также частая причина конфликтов среди школьников. «У него есть – у меня нет». Вот тот девиз, который управляет эмоциями детей в данном случае. Понятно, что зависть также не должна становиться причиной конфликта, если ребёнок хорошо воспитан, но тем не менее зачастую всё происходит по скрытым мотивам (никто не признается открыто: «Я с ним конфликтую, потому что завидую!»).

Куда писать жалобу на учителя школы?

СµÃ³Ã¾Ã´Ã½Ã ÃÂÃÂÃÂõÃÂÃÂòÃÂõàýõÃÂúþûÃÂúþ üõÃÂÃÂ, ò úþÃÂþÃÂÃÂõ ÃÂþôøÃÂõûàüþöõàýðÿÃÂðòøÃÂàöðûþñàýð ÃÂÃÂøÃÂõûàÃÂúþûÃÂ. ÃÂþúÃÂüõýàÃÂþóûðÃÂÃÂÃÂÃÂàÃÂðÃÂÃÂüþÃÂÃÂõÃÂÃÂ:

  • àôøÃÂõúÃÂþàþñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýþóþ ÃÂÃÂÃÂõöôõýøÃÂ;
  • ààÃÂÃÂÃÂ;
  • àÿÃÂþúÃÂÃÂðÃÂÃÂÃÂð;
  • àÃÂÃÂô.

ÃÂþôñøÃÂðÃÂàýõþñÃÂþôøüÃÂàþÃÂóðýø÷ðÃÂøàýÃÂöýþ, þÿøÃÂðÃÂÃÂàýð þÃÂþñõýýþÃÂÃÂø ÃÂûþöøòÃÂõùÃÂàÃÂøÃÂÃÂðÃÂøø. ÃÂÃÂûø ÃÂõñÃÂýþú ýðÃÂðû ÿþûÃÂÃÂðÃÂàýõÃÂôþòûõÃÂòþÃÂøÃÂõûÃÂýÃÂõ þÃÂõýúø, þôýðúþ ÃÂþôøÃÂõûø ÃÂòõÃÂõýÃÂ, ÃÂÃÂþ ýõÃÂþòõÃÂÃÂõýýþûõÃÂýøù óÃÂðöôðýøý ÃÂþÃÂþÃÂþ ÃÂð÷ñøÃÂðõÃÂÃÂàò ÿÃÂõôüõÃÂõ, ò ÿõÃÂòÃÂàþÃÂõÃÂõôàýÃÂöýþ þñÃÂðÃÂøÃÂÃÂÃÂàú ôøÃÂõúÃÂþÃÂàþñÃÂð÷þòðÃÂõûÃÂýþóþ ÃÂÃÂÃÂõöôõýøÃÂ. ÃÂÃÂûø ÿÃÂõÿþôðòðÃÂõûàÿÃÂõòÃÂÃÂøû øüõÃÂÃÂøõÃÂàÿþûýþüþÃÂøÃÂ, þôýðúþ ôøÃÂõúÃÂþàþÃÂúð÷ÃÂòðõÃÂÃÂàÃÂõðóøÃÂþòðÃÂàýð öðûþñÃÂ, ýÃÂöýþ ýðÿÃÂðòøÃÂàÿÃÂõÃÂõý÷øàýð ÃÂÃÂøÃÂõûàò þÃÂôõû þñÃÂð÷þòðýøÃÂ.

ÃÂþûûõúÃÂøòýðàöðûþñð ýð ÿÃÂõÿþôðòðÃÂõûàÃÂúþûàøüõõàñþûÃÂÃÂõ ÃÂÃÂÃÂõúÃÂð, ýõöõûø øýôøòøôÃÂðûÃÂýðÃÂ. ÃÂþÃÂþüÃÂ, õÃÂûø ÃÂÃÂøÃÂõûàÿÃÂõòÃÂÃÂðõàÿþûýþüþÃÂøàò þÃÂýþÃÂõýøø ÃÂÃÂð÷àýõÃÂúþûÃÂúøàôõÃÂõù, ÃÂüõÃÂÃÂýþ ñÃÂôõàþñÃÂõôøýøÃÂÃÂÃÂààøà÷ðúþýýÃÂüø ÿÃÂõôÃÂÃÂðòøÃÂõûÃÂüø ø ÃÂþÃÂÃÂðòøÃÂàþñÃÂøù ôþúÃÂüõýÃÂ, ýðÿÃÂðòøò õóþ ò þôøý ø÷ òÃÂÃÂõ ÃÂúð÷ðýýÃÂàþÃÂóðýþò. ÃÂðûþñàÃÂÃÂþøàÿþôðòðÃÂÃÂ, õÃÂûø øüõÃÂÃÂÃÂàúþýúÃÂõÃÂýÃÂõ, ÿþôÃÂòõÃÂöôõýýÃÂõ ôþúð÷ðÃÂõûÃÂÃÂÃÂòõýýÃÂõ ÃÂðúÃÂÃÂ.

Виды конфликтов

Неподчинение. Ребенок демонстративно отказывается делать то, что ему велит учитель: не выполняет домашнее задание, отказывается идти к доске отвечать, грубит. Причина подобного поведения – желание любой ценой, пусть даже и плохой оценки, доказать свою правоту.

Единение с коллективом. Ребенок вступает в конфликт с учителем только из солидарности с остальным классом. «Все сделали – и я сделал». Причина проста – для детей очень важен авторитет среди сверстников. Желания выглядеть «белой вороной», как правило, ни у кого не возникает.

Лидерство. Учитель воспринимается как некий конкурент, которого ребенок (лидер коллектива) всеми силами стремится «переиграть», высмеять и победить.

Нелюбовь. Сам учитель или его предмет вызывают у ребенка отвращение (порой неосознанное), которое он не пытается скрыть. Отсюда – желание спорить, отказ от выполнения заданий, грубость.

Как узнать, что проблемы существуют?

На первый взгляд, это может показаться несложным — ребенок придет домой и сам пожалуется на несправедливость. Однако это не всегда так. Дети часто стараются скрыть от родителей школьные конфликты. И у них для этого есть причины. Во-первых, дети боятся обвинений в несостоятельности. Во-вторых, они не хотят огорчать родителей — например, тем, что «не справились».

Поэтому родителям важно почувствовать те немые сигналы бедствия, которые подает сын или дочь. Первый и самый верный признак того, что что-то происходит — резкая смена поведения

Ребенок вдруг отказывается говорить на школьные темы, стал замкнут и мало улыбается. Если школьник вдруг ни с того ни с сего заболевает, это может свидетельствовать о более серьезных проблемах. Когда уровень стресса становится слишком высоким, детский организм сдает и как верный слуга старается избавить ребенка от лишних визитов в школу.

Основные причины возникновения конфликтов

Конфликт между младшими школьниками никогда не возникает запланировано. Чаще всего споры младшеклассников даже конфликтами трудно назвать. Это, скорее, выяснение отношений друг с другом. Дети, не осознавая этого, вступают в спор с единственным желанием – победить.

Насколько безболезненно они будут проходить, во многом зависит от учителя. Здесь главное – добродушное отношение педагога к детям. Опытный учитель с легкостью может перевести любой конфликт в шутку. Неплохо в таких ситуациях действуют «мирилки» — фразы, наподобие «мир между вами, миска с пирогами»… Обычно это вызывает смех, который перекрывает детскую злобу. После того как дети подают друг другу руки, они сразу начинают действовать совсем иначе. Эффективнее всего мирить детей в игре. Можно сказать, что каждый из детей – победитель. Ведь он сумел посмотреть своему сопернику в глаза и протянуть ему руку.

Чаще всего конфликтуют мальчики, поскольку у них присутствует подсознательное желание победить. Такие споры можно решать соревнованиями: кто больше раз присядет, отожмется или больше назовет слов на заданную тему, тот и победил.

Нередко возникают конфликты между мальчиками и девочками. Их еще называют конфликтами симпатии. Явное вмешательство в противостояние мальчика и девочки (например, категоричный запрет на общение между противоборствующими сторонами) может только усугубить ситуацию, так как в процессе конфликта дети проходят очень важный этап половой идентификации. Намного эффективнее, ненавязчивые беседы, в ходе которых мальчикам объясняется ранимость и впечатлительность девочек, а девочкам – последствия фамильярного отношения с мальчиками (особенно, если самолюбие маленького мужчины было уязвлено в присутствии его сверстников).

Отметим, что особенно болезненно конфликты между детьми воспринимают молодые мамы, дети которых впервые пошли в школу. Очень часто родители впутываются в детские конфликты. Но этого в любом случае не нужно делать. Ведь дети помирятся сразу, а родители будут держать злобу еще очень долго.

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора:

«я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»;‍
«меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»;‍
«мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение».‍

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо.

Шаг 2. Разговор с учителем

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом.

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта

Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы

Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало.

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.‍
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение.‍
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога.‍
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта.‍
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.‍

Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: