Традиционный быт
Основным видом жилища казахов в XVIII — начале XIX в. была юрта (кииз уй). По устройству она близка к юртам народов Средней Азии и отличалась только некоторыми деталями. Состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой стен служит решетка из тальника (кустарниковая ива). Число звеньев решетки определяют размеры юрты: большая имеет их до 8-10, маленькая состоит из 4-5. Между двумя из них привязывают дверную раму с двустворчатой деревянной дверью. Купольную часть юрты – шанырак – образует обод, связанный из двух гнутых березовых стволов, и жерди, сделанные из тала и выгнутые в нижней части. Жерди вставляют в отверстия обода, а внизу привязывают к верхним развилкам деревянной решетки.
Посреди юрты — место для очага. Весь пол, за исключением очага и небольшой площадки у двери, застилали войлоками. Напротив двери, за очагом около стены находился жюк — сложенные один на другой сундуки, войлочные чехлы и тюки с домашними вещами, запасные войлоки. Место перед жюком считалось самым почетным в юрте. Часть юрты справа от входа считалась женской половиной. Ближе к входу держали хозяйственные припасы и посуду, мешок для кумыса, шкафчик для самых ценных продуктов. Обычно эту часть отделяли ширмой.
Шанырак –это символ семейного благополучия, мира, спокойствия; символ отчего дома и вселенной. Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака на голубом фоне.
Далее находилось место хозяина и хозяйки дома. Здесь на ночь устраивали постель из войлоков, одеял и подушек, которую днем убирали на жюк; нередко тут стояла деревянная кровать, которая к концу XIX — началу XX в. получила уже довольно широкое распространение. Налево от входа было место младших членов семьи. Слева от двери вешали сбрую, клали седло, охотники помещали здесь беркута или сокола. В холода сюда заводили больных и слабых животных. При перекочевках юрту разбирали на составные части. Вся работа по разборке юрты, погрузке ее и всей утвари была женским делом, так же как и установка юрты в новом месте. На сборку юрты уходил один час.
Характеристика имени Чулпан
Очарование, доброжелательность и вежливость делают вас желанным партнером, поэтому желающих связать с вами жизнь будет достаточно. Однако во избежание конфликтов и непониманий, супруг Двойки должен обеспечить приятное окружение, в частности, красивое, уютное жилище. Вы, Двойка, очень чувствительны к мелочам и недостаточная опрятность и красота брачного партнера, могут раздражать вас на бессознательном уровне.
Вы очень требовательны в отношении чистоты, порядка, качества продуктов и одежды. Если вы слишком к себе строги, у вас может появиться комплекс из-за какого-то дефекта внешности (реального или мнимого). А это грозит разладом в любви и супружеской жизни.
Порой, вам свойственны крайности – какое-то желание или дело могут вас увлечь настолько, что вы не услышите разумный доводов «против». Более того, у вас могут появиться столь сильные симпатии-антипатии, что это приведет к конфликтам с вашим окружением. Без помощи со стороны вам будет нелегко вернуться к более полезным делам.
Национальная одежда
Одежда казахов вобрала в себя лучшее от традиции, созданной на протяжении многих веков. Она является нарядной и красивой внешне, независимо от того, праздничная это или повседневная одежда. Картинки и фотографии национальных костюмов казахов подтверждают это утверждение.
Основное влияние на народный костюм казахов оказал их кочевой образ жизни. Одежда должна была быть удобной для езды на коне, а также хорошо согревала в зиму и не была тяжелой и слишком жаркой летом. Традиционными материалами для изготовления одежды в связи с этим были шкуры и кожа домашних животных, мех, войлок, а также сукно. Все это казахи могли изготовить самостоятельно, так как исходные материалы всегда были под рукой. Небогатые слои населения шили одежду из шкур сайгаков, шапки из меха лисиц и выдр. А богатые сословия шили свою одежду из заморских и привозных тканей: хлопка, шелка, бархата и парчи. Особенной популярностью среди всего населения пользовались китайские хлопчатобумажные ткани, которые появлялись у казахов в качестве военных трофеев. Шелковую же одежду могли носить исключительно знатные и богатые люди, предпочтение отдавали желтому и красному цвету ткани. Таким образом, национальный костюм казахов был довольно разнообразен в зависимости от сословия его обладателя и времени года для ношения.
Национальным женским костюмом для казашек являлся койлек – нераспашная рубашка, похожая на мужскую, но более длинная. Это могла быть как повседневная, так и праздничная одежда. В последнем случае ее украшали лоскутами яркой ткани, вышивкой, аппликацией по краям подола, рукавов и ворота. Поверх такого платья женщинам было положено носить камзолы без рукавов и с открытым воротом. По краям ворота пришивался контрастный лоскут, пряжки и пуговицы, делалась красивая вышивка или иное украшение. Но самым красивым женским костюмом считалось свадебное платье, которое шили из дорогой ткани – бархата, атласа красного цвета. Платье имело длинные ложные рукава, которые были зашиты снизу. Платье украшалось богатой вышивкой всевозможными драгоценными украшениями.
А вот женский головной убор носил не столько эстетическую функцию, сколько социальную. Он имел возрастной характер. Незамужним девушкам было положено носить небольшую шапочку из ткани или шапку с мехом. Их украшали вышивкой, особенно тюбетейки. На макушке головного убора всегда были пришиты перья филина – султанчик, который должен оберегать от сглаза.
Мужской национальный костюм казахов – это рубаха и штаны. Мужчины носили верхние и нижние штаны, различного вида рубахи, а поверх просторную одежду, похожую на халат. Матерчатые кушаки и кожаные пояса были обязательным элементов одежды мужчин. Камзолы и халаты украшали, но шили преимущественно не из пестрых и ярких тканей. Изнутри их утепляли слоем шерсти или ваты. Традиционным украшением была аппликация и вышивка золотом, а также кисти. Мужские головные уборы казахов отличаются разнообразием и большим количеством: тымак, калпак, борик.
Численность
В Казахстане еще в 1992 году, когда проводился Первый всемирный курултай казахов, было объявлено, что их численность достигла 10 миллионов. На Втором курултае спустя десять лет говорили уже о 13 миллионах казахов, затем о 15 миллионах.
Место массового проживания – Республика Казахстан, где численность казахов составляет около 13 млн. человек. А в книге Г.М.Мендикуловой «Исторические судьбы казахской диаспоры. Происхождение и развитие» утверждается следующее: «За пределами территории Казахстана около 4 млн. 500 тыс. казахов проживают в 14 государствах бывшего СССР и 25 странах мира, из которых лишь около 800 тыс. представляют собой диаспору, остальные 3 млн. 700 тыс. являются казахской ирредентой, т. е. проживают на сопредельных с Казахстаном землях, оторванных от него и присоединенных к России, Китаю, Узбекистану в разные исторические периоды».
Численность казахов в России и в Челябинской области по данным переписей:
Год |
Россия |
Челябинская область |
1897 |
3260 чел. (в Троицком и Челябинском уездах) |
|
1939 |
356646 |
|
1959 |
382431 |
|
1970 |
477820 |
|
1979 |
518060 |
|
1989 |
635865 |
|
2002 |
653962 |
36219 |
2010 |
647732 |
35297 |
По данным Всероссийской переписи населения 2010 г., численность казахов в области составляла 35297 чел. Большая их часть постоянно проживает в местах исторического расселения, в районах: Агаповском — 3077, Нагайбакском — 2839, Брединском — 2836, Кизильском — 2463, Карталинском — 2163, Верхнеуральском — 2043, Варненском — 1454, Чесменском — 1448, Троицком — 1249, Уйском — 436, Октябрьском — 284, Пластовском — 239, Чебаркульском — 205 и Увельском — 200 чел. Наибольшее число казахов зафиксировано в Магнитогорске — 4130 и Челябинске — 2866 чел. На третьем месте находится Троицк — 1559 чел. С самого начала возникновения города в 1743 г. и установления Троицкой ярмарки присутствие торговцев из Среднего жуза здесь было постоянным. Троицк для казахов являлся не только торгово-экономическим, но и культурно-просветительским центром. В городе существовали общественные организации казахов, на рубеже Х1Х-ХХ вв. начала издаваться литература на казахском языке. В настоящее время Троицк привлекает казахское сельское население возможностью получения образования и трудоустройства.
Декоративно-прикладное искусство
У казахов это многовековая история. Приемы работы, технологии изготовления передавались из поколения в поколение. Переход к оседлому образу жизни привёл к появлению новых видов ремесла. Одним из таких ремёсел является резьба по дереву, она отличалась оригинальностью, эти изделия были высокого уровня. Техника выполнения резьбы была разной объёмной, плоской, сквозной, её дополняли росписью. Этот вид прикладного искусства использовался для оформления жилища казахов.
Резьба применялась для оформления домашнего интерьера и мебели. При изготовлении шкафов, сундуков, музыкальных инструментов применяли разные техники резьбы, они имели не только сходство, но и различие. Изголовье подушечное неотъемлемая часть домашнего быта. Её украшали резьбой и росписью очень тщательно. Вход в юрту, остов её и обруч тоже выполняли резными, это позволяло украсить своё жильё. Большим уважением пользовались мастера по изготовлению деревянных частей юрты.
Искусными мастерами казахи были по изготовлению посуды, которую тоже оформляли резьбой. Резьба из кости тоже имеет большое значение в жизни казахского народа
Особое внимание заслуживает ювелирное ремесло. Украшения, которые носили женщины, могли рассказать многое, по ним можно было судить о социальном положении обладательницы украшений, о достатке семьи
Кроме того они служили и оберегами их обладательницы. Различают украшения праздничные и повседневные, они являлись частью одежды и носились всегда.
Происхождение
Казахи – тюркский этнос, сформировавшийся в XIV–XV веках в результате консолидации различных, преимущественно кипчакоязычных племен в рамках Казахского ханства на территории современного Центрального Казахстана. Этноним «казах» с этого времени распространяется на все племена, входившие в состав ханства, предками которых являлись ираноязычные саки, южносибирские самодийцы, гунны, тюрки (огузы, карлуки, кимаки, кипчаки), монголоязычные аргыны, найманы и кереиты. Начинается постоянное расширение этнической территории казахов, вследствие чего они в XVI веке продвигаются в степное Приуралье, где включают в свой состав большую группу близких по происхождению ногаев (мангытов) – потомков средневекового тюркоязычного населения степей между Доном и Тоболом, где после распада Золотой Орды образовалась Ногайская орда.
Существует две версии значения этнонима «казах». Согласно первой, термин «казак» — «вольный человек» в переводе с тюркского – использовался задолго до возникновения этноса, уже с XIII в. Вторая версия утверждает, что «каз-ак» (в пер. белый гусь, лебедь) – это название одного из родов Великого степного пояса, распространившееся на другие племена.
Следует отметить, что в результате распада Ногайской орды часть ногаев влилась также и в состав башкирского этноса, преимущественно в юго-восточные и зауральские группы. Это привело к длительным конфликтам между казахами и башкирами, поскольку оба этноса считали эти земли своими родовыми кочевьями.
Начиная с XVII века, источники отмечают существование трех крупных объединений – жузов (орд): старшего – Улы жуз, среднего – Орта жуз, младшего – Киши жуз, состоящих в свою очередь из племен, отделов и родов (ру, руы). На крайнем юге и юго-востоке современной территории Челябинской области проживали казахи младшего жуза племени жетыру родов жагалбайлы, телеу, племени байулы рода жаппас. Вдоль реки Уй и в верховьях рек Тогузак и Аят (на юго-востоке области) проживали казахи среднего жуза племен кипшак отдела кара-кипшак родов кара-балык, кольденен, племени кирей рода балта. Родоплеменные группы казахов младшего жуза на нашей территории являлись потомками преимущественно ногайского населения, вошедшего в состав казахского этноса, а казахи среднего жуза мигрировали в степное Зауралье из Центрального Казахстана под давлением джунгар в конце XVII – начале XVIII века.
Жуз — исторически сложившееся объединение казахов. Казахская историография относит зарождение жузов к началу XVIII века, русские источники — к XVII веку. Всего образовалось три жуза: Старший жуз, Средний жуз и Младший жуз.
Антропологически казахи относятся преимущественно к южно-сибирской переходной расе, на востоке этнической территории монголоидные черты усиливаются, на западе и северо-западе ослабевают. Как свидетельствуют палеоантропологические данные древнего населения, полученные с территории Казахстана, начало смешения двух расовых типов приходится на V в. до н. э. При этом установлено, что наиболее древние насельники Казахстана, т.е. в эпоху неолита и бронзы (ХХ в. до н. э.), первоначально обладали исключительно протоевропеоидными чертами без какой-либо примеси азиатского расового ствола. Следовательно, европеоидные черты местных насельников Казахстана составляли древний субстрат, который у современной казахской популяции сохранился как европеоидный компонент в объеме 30%, а позднее привнесенные монголоидные элементы были суперстратными, условная доля которых у казахов ныне образует 70%.
Выдающиеся деятели — казахи
Председатель общественного областного казахского национального культурного центра «Жаксылык» (Доброта) Юлит Исхаковна Байдулетова, Кенжибаев Адай Елевтаевич – предприниматель.
Среди молодежи самый популярный — Вячеслав Дусмухаметов. Он родился в апреле 1978 года в поселке Черниговский Агаповского района, окончил Челябинскую медицинскую академию. Сначала стал известен как автор команды КВН «УЕздный город» и «ЛУНа», а затем стал популярным сценаристом и телепродюсером, выпустившим на всероссийском канале ТНТ сериалы «Универ», «Папины дочки» и «Интерны». За «Папиных дочек» В. Дусмухаметов получил Российскую национальную телевизионную премию ТЭФИ.
Уроженец Нагайбакского района Каирбек Сеилов более 20 лет возглавлял родной район, а после 2015 г. продолжил политическую деятельность в рядах партии «Единая Россия». Рамазан Тунгатаров успешно работает в рядах областной прокуратуры, Сакен Шерьязов преподает в стенах ЮУРГАУ.
Традиции и обряды
Обрядовая культура казахов сочетает в себе мусульманские и языческие элементы. Подавляющее большинство казахов является мусульманами суннитского направления. Мусульманские традиции и обычаи связаны с такими важными событиями в жизни человека как рождение ребёнка, свадьба и погребение и поминовение усопших. Распространение ислама среди кочевников было не таким активным, как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и Сырдарьи. Ислам был утверждён в качестве государственной религии в государстве Караханидов в конце X века. По мере расширения ханства Чингизхана распространение ислама замедлилось. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам приняли ханы Золотой Орды Берке (1255—1266) и Узбек (1312—1340). В тот период среди тюрок было сильно влияние суфийского духовенства.
Традиционно каждый казах должен знать своих предков по мужской линии как минимум до 7-го колена. Чем больше поколений своего рода помнит человек, тем больше ему уважения.
В настоящее время основная масса казахского населения считает себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов, хотя лишь меньшинство регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. Это объясняется тем, что в советский период религиозная деятельность преследовалась и многие казахи не могли в полной мере соблюдать исламские нормы. Наряду с исламом среди верующих казахов сохраняются и некоторые обычаи доисламского периода. Зачастую можно услышать как казахи используют литературно-историческое слово «Тәңір», «Құдай» как синоним слова Аллах. Более того, многие традиционные казахские обычаи считаются противоречивыми по отношению к исламу. Причина тому — их происхождение, которое ведёт своё начало со времён, когда среди казахов был распространён шаманизм и вера в «Тенгри»
Например, наиболее важное событие в жизни казахского народа занимает праздник Наурыз, который имеет след культуры времён доисламской истории на территории Центральной Азии
Одним из основополагающих столпов казахской культуры является почитание старших. С этим аспектом связано множество правил поведения, общения, гостеприимства и т.д. Младший всегда первым здоровается со старшим. Старшим людям не переходят дорогу. Первое слово, поздравление всегда дается старшим. Старшие сидят на почетных местах, младшие — ниже их. Есть такая пословица: «Если старших уважаешь, младшие будут тебя уважать. Если младшие уважают, все люди будут тебя уважать». В Казахстане в общественном транспорте старшим всегда уступают место.
Также особое значение для казахов имеют обычаи гостеприимства. Любой человек мог ездить из аула в аул и останавливаться у совершенно незнакомых людей. Гостя были обязаны накормить, разместить, расспросить и т. п. В стародавние времена, если враг коснулся рукой твоей юрты, он считался гостем и мог рассчитывать на прием и безопасность. Пословица «Гостю “приходи” говорят всегда, но когда уходить, не говорят никогда» отражает отношение казахского народа к пришедшему.
Среди казахов издавна были широко распространены массовые развлечения и спортивные состязания. Как правило, они приурочивались к свадьбам, рождению ребенка, Новому году (наурыз, год у казахов начинался 21 марта). Большая часть развлечений и игр была связана с конным спортом. Наиболее популярными были скачки (байга). Существовало две разновидности — на выносливость (до 100 км) и на скорость (5-10 км). Большое число зрителей привлекало единоборство двух всадников, которые пытались сбросить друг друга с седла. Другой вид верховой борьбы — кокпар. Участники стремились вырвать друг у друга тушу козленка и доставить ее судьям. Большим почетом пользовались силачи (палуан), состязавшиеся в борьбе (курес).
ЧУЛПАН: число истинных особенностей «7»
Люди, которые находятся под воздействием цифры 7, воспринимают окружающую действительность спокойно и умиротворенно. Они всегда подчиняются голосу разума и имеют завидное самообладание. Когда находящиеся возле них теряют самоконтроль – люди семерки остаются полностью спокойны, и берут ситуацию в свои руки.
При пожаре «семерочник» первым вспомнит о плане эвакуации, а при кораблекрушении разыщет спасательные жилеты и шлюпки. Он не боится экспериментировать, убедившись вначале, что не повредит этим себе и своему окружению.
В пиковых ситуациях «человек-семерка» необходим, но и в повседневной жизни его сообразительность уж точно не помешает. «Семерочник» удовлетворен своей жизнью. Он не ставит перед собой невыполнимых задач и не жалеет о случившемся, всегда поступает обдуманно, но не чужд разумного риска. Он упускает из виду мелочи, что иногда сильно его подводит. Однако, поставив перед собой цель, человек семерки, обычно, ее достигает, благодаря поддержке надежных соратников.
«Семерочник» способен отстоять свои интересы, но и об окружающих не забывает. Он прилагает максимум усилий, чтобы улучшить жизнь близких, но его волнуют и глобальные проблемы, в решении которых он участвует по мере своих сил. Человек семерки не пройдет мимо чужих страданий, из-за обостренного чувства справедливости и умения сопереживать незаслуженно обиженным.
Обычно эти люди выбирают независимую деятельность. При работе в коллективе, они затрачивают слишком большое количество сил, для установления комфортной, спокойной, товарищеской обстановки среди коллег. «Семерочник» предпочитает не использовать проторенные пути.
Для него интересно добиться успеха на той стезе, где других постигла неудача. Таким образом, он показывает себе и всем остальным, что для него, как для человека, сильно увлеченного какой-либо идеей, все в этом мире возможно.
Толкование имени
В зрелом возрасте ничего кардинально не меняется, разве что появляется способность мыслить более широкими категориями. Решения принимаются только на основе самого всестороннего и глубокого анализа любой ситуации. Сиюминутные выгоды в рассчет не принимаются. Предпочтение отдается долгосрочным отношениям и обязательствам, как в деловом, так и в личном плане.
Производные формы имени Чулпан
Проиcхождение
тюркские, татарские
Значение
планета Венера
Подходящие цвета
Белый Лиловый
Счастливые числа
2, 11, 7, 4
Планета
Луна
Металл
Серебро
Знак зодиака
Весы
День недели
Понедельник
256
Место в рейтингеПопулярных имен
Даты именин
Камни-талисманы имени
Гранат, Золото, Метеорит, Молдавит, Ракушняк, Дымчатый Кварц, Шпинель, Сугилит, Танзанит, Таворит, Турмалин, Коричневый Турмалин
Узнать больше об имени Чулпан
Совместимость
Значение букв имени
История появления казахов в Челябинской области
Казахи Челябинской области исторически расселены в ее южных районах, что географически соответствует зоне распространения лесостепного ландшафта – привычной экологической нише этноса. Кроме того, эти земли примыкают непосредственно к границам Российской Федерации с Республикой Казахстан. Когда именно территория Южного Урала стала родиной для предков нынешних казахов сказать точно, практически невозможно. При проведении археологических раскопок недалеко у поселка Кичигино, расположенного в окрестностях Южноуральска, их участниками было обнаружено захоронение древнего воина. Захоронение было создано в I тысячелетии до н.э., а погребен был там, знатный воин сакского происхождения. Все кочевники, и казахи на Урале в частности, назывались собирательным названием Саки. Они населяли среднеазиатские равнины, а особенно их северную часть, что соответствует современному Казахстану и Южному Уралу.
Одна из крупнейших рек Челябинской области – Урал – до конца XVIII в. называлась Яик (Жаик), что на тюркских языках означает «разлившийся, широкий».
В свое время, территории Южной части Урала были северо-востоком государства, известного нам, как Золотая Орда. История вхождения казахов в состав Российского государства началась с 1730-х гг. В то время российское подданство приняли казахи Младшего и Среднего Жузов, потомки которых сегодня населяют Южный Урал (кипчак — Средний Жуз и жагалбайлы — Младший Жуз). Довольно свежим историческим фактом было переименование реки Урал, прежде носившей название Яик (Жаик), российской императрицей Екатериной ІІ. Яику была отведена роль границы между Россией и ордой Киргиз-кайсака (так именовали казахов в Российской империи в XVIII-XIX вв.). Проведя невидимую линию, соединяющую Оренбург с Омском, мы попадем на ряд крепостей, защищавших население от кочевых набегов. Одно время крепостью считался и Челябинск.
На рубеже XVIII—XIX веков, российское пограничное население и казахи на Урале имели очень тесные контакты. Были нередкими и вооруженные столкновения между соседствующими этносами. Для торговли с казахским населением и множеством купцов, прибывавших из среднеазиатских государств и даже Ирана, в Троицке и Оренбурге были созданы, так называемые меновые дворы. Ассортимент казахских товаров был довольно широк. Здесь продавалось множество скота, и его производных, а именно кож, шерсти, войлока. Продавали казахи и произведения ремесленников. Особая же роль, была в свое время отведена Троицку. Указом Екатерины, было дано разрешение на постройку здесь в конце XVII века мечети. Мусульманским храмом пользовались не только местные казахи, но и приезжее азиатское население. А уже к XIX веку, город стал выполнять и образовательные функции. В мусульманских школах «мектебе», созданных под управлением мечетей, учились казахские дети. Через некоторое время, в городе открылось и заведение посолиднее, а именно известное медресе Расулия.
Известные люди
Чулпан Хаматова (российская актриса театра и кино, Заслуженная артистка России (2004)) Чолпон Талипбекова (киргизская певица, участница дуэта «Non Stop») Шолпан Иманбаева ((1904-1926) первая казахская девушка-поэтесса) Шолпан Кожахметова ((род.1991) казахстанская легкоатлетка, вид спорта — спортивная ходьба), участвовала в Олимпиаде 2012 года, многократная победительница чемпионатов Республики Казахстан по данному виду спорта) Шолпан Джандарбекова ((1922-2005) казахская актриса, играла в театре, снималась в кино, также преподаватель. Получила звание Народной артистки СССР в 1982 году.)
Фольклор
Устное народное творчество казахов, уходящее своими корнями в глубокую древность, этническую историю, представлено героическими сказаниями, лирико-эпическими поэмами, преданиями, легендами, создаванными преимущественно на основе пережитых народом исторических событий. Первоисточниками их могли быть краткие повествования о подвиге людей, отличившихся воинской доблестью, рассказы о несчастной трагической любви молодых, бросивших вызов несправедливости, здоровая стихия народной фантазии, проявлявшаяся в борьбе с силами природы. Они глубоко патриотичны в своем содержании, поэтичны в изложении, пронизаны призывом к единству, стойкости духа, настойчивости, упорству во имя достижения поставленной цели.
Разнообразны формы народного стихосочинительства. Это связано с тем, что ни одно событие, ни один праздник в казахской семье не обходился без песни. На свадьбах, например, исполнялся «Жар-жар» — проводы невесты в форме хорового пения с ведущими как со стороны девушек, так и со стороны парней — сверстников новобрачных. Другая ритуальная песня «Сынсу» — прощание с родным очагом — исполнялась невестой перед выездом свадебной процессии из аула. В ауле жениха певцом-песенником исполнялась третья ритуальная песня «Беташар» для ознакомления невесты с его родственниками. Характеризуя в стихах каждого из почтенных родственников, он призывал невесту отдать поклон в его честь, относиться к нему уважительно, как подобает достойной невестке. «Жоктау» — плач по усопшему. По установившейся традиции его исполняли женщины на поминках, устраиваемых в день смерти родича, в день его похорон, через семь дней, сорок дней, год и четыре года после смерти.
Распространённой формой казахского музыкального творчества является кюй (традиционная казахская инструментальная пьеса). Кюи характеризуются простой, смешанной и переменной метрикой и разнообразными формами: от простого наигрывания до многочастотных построений типа рондо. Музыка кюев может включать в себя частицы пентатонных звукорядов и основана на диатонике. Для казахов кюй — больше чем произведение, это звучащая страница истории своего народа, его обычаев и культуры. Поэтому казахи так высоко ценили исполнителей кюев — кюйши, среди которых домбристы составляли подавляющее большинство (кюи исполняются не только на домбре).В казахском народе говорят: «Нағыз қазақ — қазақ емес, нағыз қазақ — домбыра!», что означает «настоящий казах это не сам казах, настоящий казах — домбра!»
Тем самым подчёркивается важность умения играть на домбре для каждого казаха, что подчёркивает особую любовь казахов к этому инструменту
Одним из величайших домбристов является казахский народный музыкант и композитор Курмангазы, оказавший большое влияние на развитие казахской музыкальной культуры, в том числе и — музыки на домбре: его музыкальная композиция «Адай» популярна в Казахстане и за рубежом.
Одними из лучших образцов западноказахстанского стиля являются произведения выдающихся кюйши и композиторов Ахмедьярова и Даулеткерея, а восточного и северного — кюи Таттимбета и Агашаяка, для южного — произведения Ихласа, Сугура, Байсерке и др. кюйши-акынов.
Уникальность профессиональной казахской музыки классического периода основывается на следующих особенностях: в её основе лежит пастушеский образ жизни и отсутствие письменных источников; её носители — Сал-сери, импровизаторы, жырау и кюйши воплощают универсальность форм синкретичности; статус музыканта, являвшегося изъявителем воли духов, был очень высокочтимым в обществе; музыкальное выступление было сопряжено с социально значимыми формами отношений (общие ритуалы, праздники, обычаи гостеприимства, межплеменные соревнования); высокоразвитая система отсутствия авторства обусловила разнообразие музыкантов и индивидуальных стилей.