Скороговорки для детей на букву р

В чём отличие детских скороговорок от прочих развивающих речь упражнений

Изначально не было различия между скороговорками и чистоговорками. Однако современные логопеды стали чётко различать два этих понятия. Чистоговорки используют в основном для отработки правильной дикции. Их необязательно говорить быстро. Главное, правильно и чётко проговаривать все звуки.

Скороговорки условно делятся на взрослые и детские. Отличия в них совсем незначительные

Для ребёнка важно, чтобы фраза имела определённый смысл и была весёлой. В противном случае он просто откажется её повторять, поскольку не будет понимать о чём этот «стишок» или ему будет откровенно скучно

Длинные

После того, как освоите короткие скороговорки, приступайте к длинным. Их сложность заключается больше не в произношении, а в том, чтобы говорить фразу на одном дыхании. Делать паузу для вдоха можно только между четверостишиями.

Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговоришь, но заскороговорившись, выскороговорил — что все скороговорки перескороговоришь, перескоровыговоришь. И прыгают скороговорки как караси на сковородке.

Как всех скороговорок не перескороговорить, не перескоровыговорить, так и всех скоропословиц не перескоропословить, не перескоровыпословить, и только все скоропоговорки можно перескоропоговорить, перескоровыпоговорить!

Разнервничавшаяся Вавилонянка Варвара, разнервничала в Вавилоне, неразнервничавшегося вавилонянина Вавилу Вавилонейского.

Разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном городе Константинополе и со спокойным достоинством изобретавшим усовершенствованные пневмо-мешко-выколачиватели.

Сшит колпак, не по-колпаковски, вылит колокол,  не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

У короля Кларика краля, у королевы Карлайлы – карлик. Карлик – Карл, а краля – Клара. У Клары кларнет, у Карла кораллы. Клара украла кораллы у Карла, а Карл у Клары украл кларнет. Нет кларнета у Клары, но есть кораллы. У Карла – кларнет, а кораллов нет. Королева Карлайла карала Клару, за кражу кораллов у карлика Карла, а Кларик король Карла карал, того, кто кларнет у крали украл. Если бы Карл не крал у Клары, Клара тогда бы не крала кораллы, слушал бы Кларик кларнет своей крали, а Карл подарил кораллы Карлайле.

Жили-были три китайцаЯк, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони.Жили-были три китайкиЦыпа, Цыпа-Дрипа и Цыпа-Дрипа-Лимпомпони.Вот они переженились: Як на Цыпе Як-Ци-Драк на Цыпе-дрипеЯк-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони на Цыпе-Дрипе-Лимпомпони.И у них родились дети:У Яка с Цыпой — Шах,У Як-Цы-драка с Цыпой-дрипой — Шах-Шахмони, У Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-ДрониС Цыпой-Дрипой-Лимпомпони —Шах-Шахмони-Лимпомпони.

Говорил командир про полковника и про полковницу, про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпоручицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу

Те, кто водят хороводы — хороводоводы.Те, кто изучают творчество хороводоводов — хороводоводоведы.Те, кто любят читать хороводоводоведов — хороводоводоведофилы.Те, кто ненавидит хороводоводоведофилов — хороводоводоведофилофобы.Те, кто поедает хороводоводоведофилофобов — хороводоводоведофилофобофаги.Те, кто ведет борьбу с хороводоводоведофилофобофагами — антихороводоводоведофилофобофаги.Те, кто выдает себя за антихороводоводоведофилофобофагов — квазиантихороводоводоведофилофобофаги!

Кто такие эники?Кто такие беники?Я расспрашивал про этоНо никто не дал ответа.Перерыл я помаленькуСловари-копилкиИ нашел, что слово «бенькиЭто просто — вилки.Беньки, или беники,Присказка к ним — эники!Но не может ложкаЕсть сама окрошку!И не могут мискиСъесть пучок редиски!..Почему же беникиВдруг едят вареники?Потому что слово этоУстарело, как ни жалко,И однажды из буфетаПереехало в считалку.А считалка такова —В ней идет игра в слова,Значит, даже беникиМогут есть вареники!

В недрах тундрыВыдры в гетрахТырят в ведраЯдра кедров!Выдрав с выдрыВ тундре гетрыВытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в ведраВыдру в тундру!

С точки зрения банальной эрудиции каждый индивидуум, критически мотивирующий абстракцию, не может игнорировать критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадигматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически кореллирующих аспектов.

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то, значит, земляничное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье ежевичное. Ежели вы жили возле ежевичника, то, значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное. Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника, и ежели вы времени на лес не пожалели, то, значит, преотличное варенье ежевичное, варенье земляничное вы ежедневно ели.

Ниже можете ознакомиться со скороговорками, сгруппированными по буквам.

Скороговорки на буквы б, в, г, д, ж, з, к

  • Бобры добры ушли в боры.
  • Бомбардиры бомбардировали, бомбардировали и выбомбардировали.
  • Баран-буян залез в бурьян.
  • Бублик, баранку, батон и буханку.
  • Пекарь из теста испёк спозаранку.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
  • В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Вылили мыло в ванну.
  • И вымыли мылом Ваню.
  • Гриша, гад, гони гребенку, гниды голову грызут.
  • Галдят галчата на грачат, глядят грачата на галчат.
  • Груша гусениц не любит: грушу гусеницы любят.
  • Гули-голуби гуляли, голубику собирали.

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры.

           Дровоколорубы рубили дубы.

  • Дед Данила делил дыню, дольку Диме, дольку Дине.
  • Дед Додон в дуду дудел, Димку дет дудой задел.
  • В дубе дятлово дупло, дятлу в том дупле тепло.
  • Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
  • Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться.
  • Жутко жуку жить на суку.
  • Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и корзинку Назар.
  • Девчонка везла на возу козлёнка, козла и козу.
  • Розовые розы замерзают в морозы.
  • Зимним утром от морозе.

           На заре звенят берёзы.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

          Если бы Карл у Клары не крал кораллы, то Клара у Карла не крала б кларнет.

          Королева Клара кавалера Карла строго карала за кражу кораллов.

  • Коси, коса, пока роса
  • Около кола колокола, около ворот коловорот.

Скороговорки на буквы л, м, н, п, р, с, т

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  • Лена ела еле-еле, Лена ела так от лени.
  • В голубятне голуби, а на дубе желуди.
  • Мыла Мила мишку мылом,

            Мыло Мила уронила,

            Уронила Мила мыло —

            Мишку мылом не домыла.

  • Марина грибы мариновала, Марина малину перебирала.
  • На мели мы лениво налимов ловили.

            И меняли налимов вы мне на линя.

            О любви не меня ли вы мило молили,

            И в туманы лимана манили меня.

Нитке ножницы нужны, с ниткой ножницы дружны. Ножниц нет — не может нитка нужной сделаться длины.

  • Пекарь Пётр пёк пироги.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.
  • Повар Пётр и повар Павел,

            Пётр пёк, а Павел парил,

            Парил Павел, Пётр пёк,

Смотрите еще:

  • Как побороть страх
  • Как развить память
  • Упражнения для развития речи и дикции

            Повар Пётр и повар Павел.

Покупая попугая, не пугайте попугая; не пугайте попугая, попугая покупая!

            Попугая покупая, не пугайте попугая; покупайте попугая, попугая не пугая!

Римма рано чистит раму, Рома рядом чистит рану.

  • Рыла свинья белорыла, тупорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. На то Хавронье и дано рыло, чтобы она им рыла.
  • Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак, сунул грека руку в реку, рак за руку грека цап.
  • На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  • На дворе трава, на траве дрова — раз дрова, два дрова, три дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Сеня сено в сени нёс, щекотало сено нос.
  • Слон сломал случайно стенку.
  • Сорок сорок для своих сорочат сорок сорочек строчат.
  • Ест киска суп из миски. Сыта киска, пуста миска.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
  • Ткет ткач ткани на платки Тани.

Скороговорки на буквы ф, х, ц, ч, ш, щ

  • Филипп к печке прилип.
  • Фараонов фаворит на сапфир сменил нефрит.
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Прохор и Пахом ехали верхом, ехали верхом Прохор и Пахом.
  • Порох громко грохнул, в страхе Прохор охнул.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц.
  • Над кузницей, мельницей вьтся метелица, по лесу танцует и по полю стелется.
  • В четверг, четвёртого числа, в четыре с четвертью часа, четыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто и чётко.
  • На печи, на печи горячие и вкусные пшеничные калачи.
  • Хочет печка вкусно печь, хочет речка быстро течь, хочет тихо падать снег, хочет счастья человек.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Шли сорок мышей, несли сорок грошей, две мыши поплоше несли по два гроша.
  • У мишки шишка, у кошки мышка, у мышки сыр.
  • Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
  • Наварила щука щей, угощала двух лещей.
  • Щуку тощую с реки притащили рыбаки.

Правила развития дикции с помощью скороговорок

При использовании скороговорок для развития дикции у взрослых рекомендуется придерживаться ряда правил, повышающих эффективность тренировок. К ним относятся:

  • На первом этапе совершенствования дикции предложения произносятся медленно. Человек следит за выговором каждого звука и улавливает ритм скороговорки. Только после этого можно постепенно ускоряться.
  • Улучшение дикции происходит за счет акцентирования речи на окончаниях слов. Главное не переусердствовать.
  • Чистоговорки должны произноситься на одном дыхании. Сначала данное правило будет сложно выполнить, но постепенно проблема решится.
  • Скороговорку не обязательно произносить громко, но каждый звук должен быть слышен вне зависимости того, как человек ее рассказывает.
  • На дикцию повлияет изменение голоса во время тренировок. Отвлечение внимания на тембр усложнит задание, а человек привыкнет сохранять четкость произношения при смене тональностей.
  • В ходе тренировки не обязательно сидеть на одном месте. Человек может лежать, стоять, ходить, а для усложнения задачи – выполнять различные упражнения (главное, чтобы не сбилось дыхание).
  • Скороговорку лучше рассказывать не монотонным голосом, а с подключением интонаций. Хорошей практикой станет пение.

Кроме того, существуют общепризнанные правила для любых тренировок: систематичность и постепенное усложнение. Придерживаясь таких принципов, человек сможет быстро и эффективно усовершенствовать дикцию. Кроме того, человек, желающий добиться успеха в ораторской сфере, должен совершенствовать множество других навыков мозга. В этом ему поможет ресурс BrainApps, где сосредоточено огромное количество профессиональных игр.

Следует отметить, что подобная методика не поможет людям с явными дефектами речи. Как правило, исправление неправильного произношения какого-либо звука или их сочетаний выполняется в детстве. У взрослых процесс переучивания считается практически невозможным, а потому специалисты редко соглашаются помочь. Тренировки не помогут людям с органическими поражениями речевого аппарата, например, перенесенными травмами ротовой полости, гортани и связочной системы. Функциональные нарушения дикции, обусловленные патологией мозга, должен исправлять психиатр.

Порядок работы со скороговорками для детей и взрослых

Сначала возьмите для проработки короткие, зарифмованные, легкие для восприятия фразы. Когда вы начинаете их изучать с вашим ребенком, то лучше всего читайте сначала по слогам, потом целые слова, а в конце всё целиком. Если же не получается, то не ругайте ваше чадо.

Оставьте занятия на некоторое время. Постепенно возвращайтесь к ним. Впоследствии у него начнет всё получаться. В этот момент вы должны похвалить ребенка, это придаст ему уверенности в себе и разовьет ещё больше желания.

Что касается взрослых и деток постарше, то на первом этапе следует поработать с шипящими и глухими звуками. Напомним, что это «п», «т», «ш», «с».

Второй этап подразумевает работу со свистящими и звонкими «ц», «ч» и «ш».

И напоследок работа с третьей группой – с сонорными звуками «м», «н», «л», «р».

Проследите за собой, запишите на диктофон и прослушайте. Когда вы заметите с какими буквами и звуками у вас наблюдаются ошибки, возможно наличие дефектов, с ними и работайте больше.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит

Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Читаем онлайн сложные скороговорки для развития дикции (Ж и Ш)

Эти чистоговорки только на первый взгляд кажутся короткими и простыми. А теперь попробуйте произнести их быстро и без запинки! Уверена, не у всех получится с первого разаJ

 

Ш

На окошке у Тошки кошка и котят немножко.

Не шипи, а пиши, пиши, не шипи.

Пешки – в шахматах, шашки – в шашках.

Вашему шпиону нашего шпиона не вышпионить, а наш шпион вашего шпиона вышпионит.

Ишак и шакал шагали по шпалам.

Паша пашет, Леша пляшет, Леша пляшет, Паша пашет.

В шалаше у шалунишки – шашки а шишки.

Ж

Нож и ножки, ложь и ложки, рожь и рожки.

Уже ужи в луже.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Однажды шел дождик дважды.

Зажужжала муха, дожужжалась паука.

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

Жутко жуку жить на суку.

Программа занятий по улучшению дикции на неделю

Я не понаслышке знаю, как сложно применить чужие советы в жизни, будь они хоть трижды гениальными и сверхполезными. Уже через час после прочтения статьи в вашей голове останется лишь 40 % полученной информации. А значит, 6 из 10 советов и упражнений окажутся невостребованными.

Чтобы избежать этого, я составила мини-программу по работе над дикцией. Скопируйте ее куда-нибудь или сохраните статью в закладки, чтобы каждый день выполнять упражнения.

Понедельник:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • прочитайте вслух отрывок из книги примерно на 1 страницу;
  • доведите до идеала произношение одной скороговорки;
  • отработайте звуки К и Г.

Вторник:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • продекламируйте любое стихотворение, которое знаете наизусть;
  • озвучьте отрывок из любимого мультфильма;
  • отработайте звуки Ж и Ш.

Среда:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • запишите любой отрывок на диктофон, прослушайте запись и отметьте все речевые недочеты;
  • исправьте их и запишите отрывок снова;
  • отработайте звук Ц.

Четверг:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • прочитайте вслух любой отрывок настолько медленно, насколько сможете;
  • попрактикуйтесь в произношении сложных слов;
  • отработайте звуки Б и П.

Пятница:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • выучите наизусть несколько сложных скороговорок;
  • отработайте звуки З и С.

Суббота:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • отработайте произношение предлогов, оканчивающихся на согласную.

Воскресенье:

  • 15 минут говорите со сжатым карандашом в зубах, грецкими орехами или пробкой во рту;
  • прочитайте 2 страницы любого текста, четко проговаривая окончания.

Скороговорки для дикции взрослых

Чтобы сделать свою речь более красивой и четкой, нужно ежедневно тренироваться в проговаривании обычных детских скороговорок. Повторяя каждую фразу по 5-6 раз, можно исправить проблемы с дикцией. В этом разделе скороговорки для развития и улучшения дикции у взрослых.

Скороговорки со звуком «р»

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат, а без домкрата ну не поднять на тракте трактор.
Рододендроны из дендрария.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
Дробью по перепелам, да по тетеревам.
У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
Клара-краля кралась к Ларе.
Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.
Если бы Карл не крал кораллы, то и Клара б не крала кларнет.
Собирала Маргарита маргаритки на траве. Растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки со звуком «л»

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию. Видели Лидию.
Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
На мели мы лениво налима ловили, на мели мы ловили линя.
Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.
Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пером.
Горят лампы на рампе.
У ёлки иголки колки.
Лапти лыковые, лыки липовые.
Платон плыл на плоту.

Скороговорки со звуком «п»

Поле, полное полыни, выпало полоть Полине.
Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.
Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.
Про пёстрых птиц поёт петух, про перья пышные, про пух.
Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком.
У Полкана под лапкой палка.
У перепелa и перепёлки пять перепелят.
Пакет из-под попкорна, из-под попкорна пакет.
Птичку напичкали спичками.
Вырастил Толя тополь за полем. По полю, по полю шёл к тополю Толя.
Пётр Петру пёк пироги.
Поля пошла полоть петрушку в поле.
Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
Летят три пичужки через три пустых избушки.

Скороговорки со звуком «ч»

Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь, чёрная галка чернику склевала, только спасибо дрозду не сказала.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
Четыре чёрных, чумазых чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто.
Горячи калачи доставай из печи.
В городе Сочи темные ночи.
Часы стучали и стучали, час за часом отбивали.
У четырёх черепашек четыре черепашонка.
У зайчихи – зайчата, у крольчихи – крольчата.
Течет ручеек через лесочек под мосточек.
На крючке – червячок, ловись плотвичка и судачок.
Сетчатый сачок зацепился за сучок.
Чеpепaхa, не скучaя, чaс сидит зa чaшкой чaя.
Чукча в чуме чистит чуни, чистота у чукчи в чуме.
Наменял старик мочал, а лапти не вылапотничал.
В предвечерний час ворчат черти через раз.

Как улучшить дикцию взрослому, подростку?

Король говорит!

ГРЕЦКИЕ ОРЕХИ. Хорошим способом улучшить свою дикцию является использование для этого грецких орехов. Их нужно заложить за щеку (по одному с каждой стороны) и проговаривать скороговорку в течении нескольких минут. После чего необходимо извлечь орехи и вновь проговорить туже самую скороговорку.

КАРАНДАШ В ЗУБЫ. Зажмите зубами карандаш и прочтите с выражением какое-нибудь стихотворение по памяти.

ЗАПИСЬ НА ДИКТОФОН. Эту методику можно совместить с чтением вслух, о котором мы рассказывали выше. Включите диктофон перед началом чтения вслух и запишите фрагмент любого текста, прочитанного вами. Затем нужно прослушать запись и отметить звуки, которые вы неправильно выговариваете

При последующем чтении книг вслух старайтесь уделять особое внимание проблемным звукам

СКОРОГОВОРКИ. Пожалуй, самым известным способом улучшить свою дикцию являются скороговорки. Повторяйте ежедневно эти ритмичные фразы

Особое внимание уделите произношению проблемных звуков. Если ваша дикция страдает от неправильно произнесенных шипящих или свистящих звуков, то решить эту проблему можно с помощью скороговорки:

АРТИКУЛЮЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА. Существует масса упражнений для улучшения дикции, которые входят в понятие артикуляционной гимнастики. С их помощью можно существенно улучшить произношение у взрослого человека. О них мы расскажем в разделе «Упражнения для дикции и артикуляции».

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. Многие недооценивают правильную осанку и дыхание во время общения с другими людьми. Но, без этого иметь правильную дикцию нельзя. Правильным вдохам и выдохам посвящены целые курсы при изучении актерского дела. И если вы хотите разговаривать как Андрей Миронов или Василий Ливанов, то обязательно, несколько минут в день уделите тренировкам дыхания.

  1. Встаньте прямо, руки поставьте на пояс, а ноги на ширину плеч
  2. Сделайте медленный вдох через слегка приоткрытые губы
  3. Затем попробуйте также вдыхать воздух читая текст вслух
  4. Затем еще больше усложните задачу: двигайтесь по комнате, делайте вдох и говорите
  5. При выдохе поднимайтесь и тяните букву «м-м-м»

Упражнения для дикции

Классическим примером работы надо собой является древнегреческий оратор Демосфен. Этот выдающийся грек обладал очень плохим произношением и чрезвычайно стыдился этого.

Надо сказать, что это было то время, когда ораторское мастерство, риторика и красноречие ценились едва ли не как самые высшие ценности личности.

Чтобы преодолеть себя и достигнуть успеха, Демосфен набирал в рот маленькие камешки и старался максимально четко декламировать вслух известных поэтов.

Затем он бежал на крутой подъем горы, и когда дыхания совсем не хватало, он снова читал стихи, делая невероятные усилия над собой.

Последнее его упражнение заключалось в том, чтобы перекричать морской прибой. Когда волны ударялись о берег, он что есть мочи обращался к воображаемой аудитории, продолжая рассказывать ей стихотворения.

Эти забавные и, казалось бы, глупые занятия привели к тому, что Демосфен стал одним из самых выдающихся и известных в истории ораторов. На сегодняшний день ни одна книга об искусстве красноречия не обходится без упоминания о нем.

Так что какой бы плохой не была ваша речь сегодня – вы можете исправить ее, поэтому дерзайте!

А теперь перейдем к самим упражнениям.

Тренировка артикуляционного аппарата

  • «Забор» — сомкните зубы и широко улыбнитесь. Удерживайте это положение десять секунд и возвращайтесь в исходное положение. Следите за тем, чтобы хорошо был виден верхний и нижний ряд зубов. Повторите упражнение несколько раз.
  • «Трубочка» — не размыкая зубов, вытяните губы вперед. Можете при этом тянуть звук «у-у-у-у» десять секунд. Повторите упражнение.
  • «Иголочка» — откройте рот и как можно дальше вытяните острый язык. Удерживайте это положение пять секунд. Затем расслабьте мышцы. Повторите несколько раз.
  • «Блин» — покажите своему отражению язык, положив его на нижнюю губу и сделав как можно шире. Повторите.
  • «Облизываем губы» — расслабьте нижнюю челюсть и постарайтесь удерживать ее в одном положении. Облизните верхнюю губу, вытягивая язык как можно сильнее. Повторите то же самое действие с нижней губой.
  • «Качели» — касайтесь языком поочередно верхней и нижней губы. Выполняйте упражнение в медленном темпе и старайтесь не двигать подбородком.
  • «Хомяк» — сомкните губы и надавите изнутри языком на щеку в течение пяти секунд. Повторите манипуляцию и с другой щекой.

Тренировка дыхания

Любой человек, имеющий дело с голосом (будь то певец, диктор, ведущий или оратор), подтвердит вам важность правильного дыхания. Если вы не научитесь владеть вдохом-выдохом, никакие упражнения для дикции вам не помогут

Поэтому уделите этому хотя бы немного внимания, тем более что тут ничего сложного нет. Дыхательных гимнастик существует сотни, какую из них выбрать – решать вам.

Мы лишь можем порекомендовать самые простые и эффективные упражнения.

  • Станьте ровно, ноги на ширине плеч. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, спокойно прочитайте любое четверостишие. Повторите несколько раз.
  • Учитесь дышать «животом». Не будем вдаваться в тонкости физиологического строения диафрагмы, а просто поясним: делая вдох, воображайте, что воздух попадает в живот, а не в легкие. Это очень важный, и едва ли не основной пункт в дыхательной гимнастике.
  • Если вы много ходите, попробуйте в процессе ходьбы декламировать стихотворения так, чтобы ваше дыхание не мешало вам. Организм сам подскажет нужный ритм.
  • Это упражнение можно делать в любом положении тела. Сделайте глубокий вдох, а затем, медленно выдыхая воздух, тяните звук «м-м-м-м». Чередуйте его со звуками «м-м-м-э-э-э», «м-м-м-о-о-о», «м-м-м-у-у-у», «м-м-м-а-а-а», «м-м-м-ы-ы-ы», «м-м-м-и-и-и».

Здесь важно понимать, что делая упражнения для дикции, дыхание играет не какую-то мистическую роль, а вполне себе физиологическую. Поэтому самое главное, чтобы ваш мозг осознал важность дыхательной гимнастики

Наблюдая за своим дыханием хотя бы по несколько минут в день, вы удивитесь, полученным результатам.

Упражнения для дикции и артикуляции

Артикуляция

Так как в четком произношении очень активно «работает» кончик языка, есть несколько упражнений, которые помогут улучшить его активность.

1.Представьте, что ваш язык, это молоточек и побейте его кончиком по зубам. Во время таких ударов «проговаривайте» да-да-да-да. Затем попробуйте четко проговорить буквы «Т-Д».

2.Для четкого произношения букв «К» и «Г» нужно «прокачать» свою гортань. Для этого сделайте вдох носом и полностью освободите легкие через рот. Высвобождение воздуха ртом должно происходить резко и напоминать звук «Фу». Проведите такое упражнение несколько раз.

3.Если вы заметили у себя проблему при произношении букв «П» и «Б», то потренируйте свои губные мышцы. Для этого нужно надуть щеки и выпустить воздух изо рта с помощью энергичного хлопка.

4.Также очень важно научиться контролировать количество воздуха. Для этого нужно пользоваться дыхательной гимнастикой и практиковаться перед зеркалом

Попробуйте прочесть небольшой текст с нормальной громкостью. Как правило, при этом вы легко можете контролировать свой голос. А теперь, сделайте тоже самое, но увеличив громкость. Должны появится проблемы.

При регулярном декларировании текста с увеличенной громкостью вы в скором времени сможете контролировать необходимо количество воздуха и сможете с успехом выступать перед большой аудиторией.

5.Есть еще одно упражнение для улучшения артикуляции. Возьмите несколько строк из вашего любимого стихотворения. После чего исключите из этих строк согласные звуки и пропойте только гласные. Затем вставьте согласные и звонко произнесите их не изменяя стиль произношения гласных.

Также артикуляцию можно улучшить с помощью таких упражнений:

дикция

дикция

Если вы заметили у себя проглатывание окончания слов, то прочтите любой текст, подчеркивая окончания написанных в нем слов. Делать это нужно ежедневно, и через некоторое время можно будет забыть о такой проблеме своей дикции.

При проблеме с произношением какой-либо отдельной буквы, возьмите толковый словарь русского языка и четко прочтите все слова на эту букву. Делайте это регулярно. При желании запишите это упражнение на диктофон.

Иван Топорышкин (скороговорка)

Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель пошел, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.


Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошел, как топор.
Иван повалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.


Иван Топорышкин пошел на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.

***
Толи Толя — кореш Коли,
толи кореш Толи — Коля.
Коли Коля — кореш Толи,
то и Толя — кореш Коли.

Если тренировать свою речь скороговорками, то дикция у вас будет замечательная!

Улучшаем тембр голоса

Для улучшения дикции и тембра голоса взрослому человеку необходимо выполнять специальные упражнения. Внести изменения в природные данные невозможно, но вот украсить их – достижимая задача.

Улучшаем звучание голоса при помощи следующих упражнений:

  1. Стойка прямо. Подбородок зафиксирован в естественной позиции. Тянемся шеей максимально вперед как получится, фиксируемся на несколько секунд.
  2. Рот откройте, язык выдвиньте максимально вперед/вниз. Голова склонена к груди. Язык поднимем к кончику носа с одновременным подъемом головы. Во время движения вытягиваем шею насколько получится.
  3. Совершаем вдох полной грудью. Во время выдоха громко проговариваем слово «БОММ», вытягивая последнюю букву как можно дольше. Вы должны ощущать легкое вибрирование в области кончика носа и верхней губы.
  4. Полный вдох. Выпускаем воздух из легких, проговаривая слог «МИ-МИИ». Первую частичку коротко, вторую – протяжно нараспев.
  5. Стойка прямо, руки лежат на груди. На вдохе совершаете наклон вперед и нараспев озвучиваете буквы «У» и «О». После этого пропевайте слова «МОЛОКО», «МУКА», «ОЛОВО».
  6. Цокайте языком, постепенно изменяя положение губ. Вначале они собраны в трубочку, в конце – растянуты в полную улыбку.
  7. Рот открыт, нос зажат пальцами. Дышим ртом и одновременно вслух читаем любой текст. Длительность упражнения – 5 минут.
  8. Голова вниз, подбородок прижат к груди. Делаем выдох, произнося звуки «О» или «У», пока не кончится воздух. Кладем руку на грудную клетку и похлопывая, усиливаем вибрацию звука.

Эти упражнения гарантируют улучшение речи и тембра голоса в короткие сроки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: