Салтыков-щедрин «повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Краткое содержание «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» подробно

Два престарелых генерала проживали в культурной столице на Подьяческой улице. Товарищи работали в регистратуре, один из них еще преподавал каллиграфию в военной школе, но подразделение закрыли. Генералы вышли на пенсию и ни о чем не заботились, все за них делали преданные слуги.

Одной чудесной ночью генералы вдруг оказались на острове. Герои долго горевали и плакали, но скоро задумались о еде. Поспорили о том, где запад, а где восток, разошлись в разные стороны и обследовали остров.

Живности было видимо-невидимо, но никто из героев не мог ощипать фазана или выловить рыбу. Один из стариков свято верил, что ароматные булочки из кофейни растут на деревьях…

Генералы не спят, оба готовы съесть хоть собственные сапоги. Товарищи бросаются друг на друга как звери, дерутся и кусаются. Вид крови останавливает одичавших генералов, но один все же успевает отобрать и проглотить орден соперника.

К счастью, в руках у героев очутились «Московские ведомости». Они отвлекаются на чтение, но каждая новость пестрит рецептами и очерками о сытные балы в Твери, в Перми, в Москве… Бедняги отложили газету, обсудили последние события, но любая тема снова сводилась к пустому желудку.

Один из вояк уже завыл от голода. Он был когда-то учителем, чуть больше соображал и предложил поискать работящего крестьянина.

На утро друзья по несчастью находят спящего мужика. С ходу обвиняют его в тунеядстве и приказывают работать. Растерянный работяга выполняет их требования, а по просьбе более сообразительного генерала вяжет веревку из конопли. По ночам старики держат своего подчиненного на привязи.

Проходит неделя, вторая… Мужик исправно кормит и одевает «гостей». Генералы растолстели на вкусной еде, разленились, но заскучали по родному Петербургу. По приказу хозяев крестьянин вырубает лодку. Троица отправляется в путь. Старички нежатся в лодке на пуховых лежанках, а терпеливый мужик усердно гребет и слушает их бесконечные упреки.

Пропавших генералов встречают встревоженные слуги. Герои забирают накопленную за время отсутствия пенсию, надевают почетные ордена и возвращаются к привычной жизни. Крестьянин же получает скромную оплату за тяжелый труд: чарку водки и блестящий пятак.

«Карась-идеалист»

В этой сказке воззрения представителей интеллигенции высказывает Салтыков-Щедрин. Сатирические приемы, которые можно встретить в произведении «Карась-идеалист» – это символизм, использование народных поговорок и пословиц. Каждый из героев – собирательный образ представителей того или иного социального класса.

В центре сюжета сказки – дискуссия Карася и Ерша. Первый, что уже понято из названия произведения, тяготеет к идеалистическому мировоззрению, вере в лучшее. Ерш же – это, напротив, скептик, иронизирующий над теориями своего оппонента. Есть в сказе и третий персонаж – Щука. Эта небезопасная рыба символизирует в произведении Салтыкова-Щедрина сильных мира сего. Щуки, как известно, питаются карасями. Последний, движимый лучшими чувствами, отправляется к хищнице. В жестокий закон природы (или веками устоявшуюся иерархию в обществе) Карась не верит. Он надеется образумить Щуку рассказами о возможном равенстве, всеобщем счастье, добродетели. А потому и погибает. Щуке, как отмечает автор, слово «добродетель» не знакомо.

Сатирические приемы здесь использованы не только для того, чтобы обличить жесткость представителей отдельных слоев общества. С помощью них автор пытается донести безрезультатность моралистических диспутов, которые распространены были среди интеллигенции XIX столетия.

Чему учит сказка

Главной мыслью произведения является то, что если бы не простой работящий мужик, так и умерли генералы на острове без еды и воды. Ведь делать они ничего не умели и даже не пытались пробовать позаботиться самостоятельно о себе. Глупость и лень ни к чему хорошему не приведет.

Произведение учит задумываться о будущем, достойно трудиться и познавать мир. Если человек носит высокий чин, это не значит, что он умен и силен. В любой ситуации поможет наличие смекалки и знания. А если лениться, то ничего не получится, так как жизненный опыт без труда приобрести нельзя.

Повесть Салтыкова-Щедрина показывает, что генералы намного абсурднее и глупее мужика, который смог в сказочном повествовании приспособиться к тяжелым условиям и не умереть с голоду. Автор говорит о том, что у обычных людей имеются огромные возможности, но они в основном их не используют. В них по-прежнему играет крестьянская пассивность и послушание.

Сказка по-настоящему правдивая, но несправедливая и в ней присутствует доля зла. Как и многие сатиры Щедрина, это произведение также изображает трагическое состояние измученного народа и его тяжелого ежедневного труда, а также высмеивание верхушек власти и господствующий строй. Конечно, эта сатира является печальной. И эта печаль таится в народе, который забит, молчалив и терпелив. А власть — жестокая и несправедливая, но не такая уж и страшная.

Своим творчеством знаменитый писатель пытается бороться со злом жизненной реальности: глупости помещиков, кроткости народа. Ведь по факту крепостное право погубило не только рабов, но и сгубило господ. А это все мешало развитию России. Скорее всего, со дня отмены крепостничества должно было пройти много лет, чтобы простой люд смог, который привык трудиться с утра до ночи, смог наконец-то почувствовать себя свободным гражданином своей страны.

Сюжет в сокращении

Главным повествованием сюжета является сатирическое описание действительности. Ведь Щедрин жил в сложное время, когда Россия подходила к отмене крепостного права. Только мужик от этого не стал жить лучше, он по-прежнему чувствовал себя несвободным. Для описания содержания сказки необходимо составить план пересказа:

  1. Ликвидация регистратуры.
  2. Утро на необитаемом острове.
  3. Исследование неведомой территории.
  4. Находка для генералов и их приказы.
  5. Возвращение домой.
  6. Благодарность за помощь.

Жили на свете два генерала. На протяжении всей жизни служили в одном учреждении и от этого были глупыми. Из всех слов русского языка использовали только: «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности». Потом регистратуру ликвидировали, а служащих отправили на пенсию. Проживали они в городе Петербурге, в одном доме, но в разных квартирах. Получали высокую пенсию и даже содержали слуг.

Жили герои себе припеваючи, пока однажды не проснулись на необитаемом острове. Лежали они на берегу под одеялом в одних рубашках, а на шее по ордену весели. Испугались друзья не на шутку, заплакали, а потом захотели есть. Один из них работал учителем каллиграфии и был чуть умнее другого. Он предложил разделиться и пойти бродить по разным сторонам, чтобы исследовать территорию. Но понять, где находятся восток и запад, мужчины не смогли.

Затем второй сослуживец предложил пойти налево и направо. Они так и поступили. Люди заметили, что на острове кругом лес с плодовыми деревьями, водоемы с рыбами и полным-полно всякой дичи. Но генералы так и не смогли самостоятельно добыть еды. Для них было дико, что вся пища, которую они употребляли в обычной жизни, в первоначальном виде плавает, летает и растет высоко на деревьях.

Все, что смогли найти герои — газету «Московские ведомости», где как будто специально были опубликованы статьи, посвященные вкусной еде. Голод стал все больше напоминать о себе, да так, что они с рычанием накинулись друг на друга, что следы крови остались. Ни разговоры их не отвлекали, ни чтение газеты. Все мысли были о еде.

Вдруг один из героев предложил нехитрую идею: что надо им на острове найти мужика, который бы позаботился и накормил их. Им казалось, что мужики имеются повсюду, только от работы прячутся. Долго бродили они по острову, пока не учуяли запахи хлеба и кислой овчины. Посмотрели генералы и увидели спящего мужика под деревом. Сразу им подумалось, что он является лентяем.

Стали они будить здоровенную дятину, а мужик проснулся и хотел бежать куда глаза глядят. Но убежать он не смог, так как намертво вцепились голодающие. В приказном тоне они стали требовать, чтобы тот их накормил. Мужик испугался и подумал, что ему попались строгие генералы и начал выполнять их условия.

Богатырь нарвал спелых яблок, добыл картошки, поймал рябчика и разжег костер. Он приготовил столько еды, что генералы даже хотели поделиться с ним кусочком. Какие они были довольные, что наконец-то нашли себе прислугу. Перед тем как лечь спать, генералы заставили мужика вить веревку, чтобы привязать его к дереву на случай, если он захочет убежать.

Пришло время и генералам захотелось домой в Подьяческую и они приказали тунеядцу доставить их в свои уютные квартиры. Построил богатырь лодку, на дно положил лебединого пуха, запасся едой, чтобы угодить служивым. И отправились они втроем в путь через океан. Сколько выслушать пришлось ругательств мужику от двух бездельников, когда их укачивало. А он-то и ничего хорошего в своей жизни и не слышал и ни зла не держал, ни обиды.

Анализ рассказа «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

4.5

(4)

В рассказе «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин противопоставляет невежество и беспомощность правящих кругов смекалистости и деятельности простого народа.

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ

Сказка построена на контрасте положительного (в лице мужика) и отрицательного (на примере двух генералов).

Проблематика: ⦁ взаимоотношения между разными слоями общества, народом и властью; ⦁ угнетение и обирание крестьянства царскими чиновниками и помещиками даже после отмены крепостного права.

Сказочный зачин: «Жили да были два генерала … »

Завязка:

Два генерала оказываются на необитаемом острове.

Кульминация:

Встреча генералов с мужиком. Он их кормит, строит корабль, на котором все трое плывут в Петербург.

Развязка:

«Счастливый» конец: генералы возвращаются к своей обеспеченной жизни в Петербурге, получают большую сумму денег, а мужик — «рюмку водки да пятак серебра».

ОСНОВНЫЕ ОБРАЗЫ

Образы Характеристика, роль в произведении
Генералы • глупые, беспомощные, ленивые, привыкшие жить чужим трудом; • высокомерные и грубые, заботятся лишь о своём благосостоянии
Мужик (народ) • трудолюбивый, смекалистый, ловкий, выносливый; • может найти выход из любой ситуации, нигде не пропадёт; • терпит унижения, безропотно подчиняется слабым и глупым генералам; • собственными руками делает себе при вязь; • считает грубое отношение к себе и мизерную плату справедливыми

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

⦁ Тема: народ и власть. ⦁ Идея: паразитирующая власть купается в золоте, а простой народ — кормилец и труженик — бедствует и остаётся ни с чем.

Такое положение будет сохраняться до тех пор, пока народ не перестанет добровольно заковывать себя в кандалы, но его сознание совсем ещё не готово к свободе.

ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

⦁ В форму сатирической сказки спрятано общественно-политическое содержание. ⦁ Положительный герой — трудолюбивый мужик — тоже высмеивается.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Сочетание реального и фантастического: на необитаемом острове находят номер «Московских ведомостей», мужик в пригоршне варит суп. ⦁ Ирония: мужик переживает, угодил ли генералам; сильный «мужичина» безропотно покоряется слабым и глупым генералам; нарвав им «по десятку самых спелых яблоков», себе берёт «одно, кислое»; малую плату за труд считает справедливой. ⦁ Смешанный стиль речи: фольклорные обороты, разговорные и канцелярские слова. ⦁ Алогизм: генералы не знают, что булки пекут из муки.

В своих диалогах генералы говорят о еде и о вещах самых простых: о том, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растёт», «отчего солнце прежде восходит, а потом заходит, а не наоборот», о том, как найти запад и восток. Разговоры генералов показывают их полное невежество.

Найдя мужика, который «от работы отлынивает», они сначала набросились на него с руганью: «Негодованию генералов предела не было», — но затем сменили гнев на милость. Об этой милости писатель говорит с горькой иронией: « … напёк столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»»

Радость генералов от «усердия» «любезного друга» сменилась новой милостью: они привязали мужика верёвкой к дереву, «чтоб не убёг». И, наконец, самая большая милость, на которую они были способны, — выслали они мужику «рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!».

Автор хочет этим сказать, что люди, которые сами не трудились, не способны оценить, что такое настоящий труд. Писатель хочет подчеркнуть несправедливость отношения правящих кругов к трудовому народу.

Автор смеётся и над генералами, и над мужиком, но смех этот разный, он выражает различное отношение автора к своим героям

Над генералами писатель смеётся зло, даже издевается над их беспомощностью, неспособностью к действию и в то же время над их самомнением, над сознанием важности собственного существования

Салтыков-Щедрин показывает, как близко под тонким слоем цивилизованности лежит у них звериный инстинкт.

Отношение автора к «мужичине» совершенно иное. Салтыков-Щедрин восхищается его способностью выполнять любую работу в самых тяжёлых условиях, его изобретательностью и настойчивостью, и в то же время словно недоумевает, глядя на его покорность и безропотность: как можно дать привязать себя той верёвкой, которую ты сам свил?

Как можно позволить истинным тунеядцам ругать себя за лень и безделье, и в то же время кормить и поить их? Истинная горечь звучит в заключительных словах «Повести … »: «Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!» Этот смех можно назвать смехом сквозь слёзы. И тех и других.

4.5 / 5. 4

Проблемы

  1. Социальное неравенство – в сказке отлично отражена пропасть между крестьянством и дворянством не только в материальном плане, но и в духовном. Аристократия всегда готова поработить народ, а вот простые люди подчиняются без ропота, хоть требования и абсурдны.
  2. Крепостное право – крепостничество всегда рассматривалось Салтыковым-Щедриным, как большая трагедия в истории русского народа, которая не только тормозила развитие экономики России, создавая нищету, но и нанесла ментальную рану русскому крестьянству, которое с огромным трудом приспосабливалось к жизни в эпоху капитализма.
  3. Невежество правящего класса – писатель особенно сильно подчёркивает ничтожность дворянства, его ограниченность и невежество. Отсюда ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно эти ничтожные люди управляют Россией, пронося ей только вред.

Герои и их характеристика

В повести про то, как два генерала оказались на необитаемом острове, действующих лиц всего трое. Все они занимают центральное место и у каждого своя особенная роль. Главными персонажами являются:

  1. Крестьянин.
  2. Два генерала.

Образ мужика писатель описывает очень интересно. Он использует такие слова и краски, чтобы каждый для себя читатель смог представить идеал истинного мужчины. Например, русского богатыря, готового защитить слабого и наказать обидчика. Главный персонаж имел гигантскую силу, от этого он выглядел как герой. Щедрин восхищался крестьянином, потому что любое дело у него получалось завершить до конца, но иронично сравнивал его поведение с рыбой.

Несмотря на физическую стойкость, мужик не смог дать отпор хитрым бездельникам. Крестьянин даже не сообразил, что ему необязательно работать на генералов. Такое отношение к себе — обычное состояние человека, являющегося типичным рабом. Он привык подчиняться общественному строю в период крепостного права.

Для описания следующих двух героев также используются сатирические краски. Два генерала являются служащими в отставке. Но они совсем оторваны от действительности и не понимают, что происходит. Ранее военные прослужили в регистратуре всю свою жизнь, а значит, кроме работы и дома, ничего не видели. Не имеющим жизненного опыта, им пришлось тяжело выживать в условиях за пределами службы, а именно — на необитаемом острове.

Автор писал, что на неизвестной территории они оказались в ночных рубашках и с орденами. Но даже добыть себе еду, при условии, что в лесу много дичи, герои не смогли. В этом проявляется их беспомощность. По своей натуре генералы были эгоистами, ленивыми, самодовольными и равнодушными. Получив помощь от незнакомца, они все равно посчитали его тунеядцем и человеком, живущим за чужие средства.

В конце сказки генералы оказались жадными и несправедливыми. За добро и помощь они не захотели платить той же монетой, отправив мужику бутылку с водкой, так как посчитали, что человеку, оказавшему им помощь, для счастья больше ничего не надо. Генералы обладали следующими качествами:

  1. Тунеядство и халатность.
  2. Скупость.
  3. Невежественность и грубость.
  4. Глупость.

Жанровые особенности

Среди школьников популярна повесть о том, как мужик прокормил двух генералов. Краткое содержание произведения раскрывает задумку автора, который хотел показать глупость, невежество чиновников и безволие мужика, который так привык подчиняться, что сразу же начал выполнять требования генералов. Произведение написано в жанре сатирической литературной сказки и потому содержит много гротескных преувеличений, гипербол и иронии, призванных высмеять недостатки общества того времени. Сатирическое произведение о том, как мужик прокормил двух генералов (краткое содержание представлено ниже) содержит много выражений, характерных для русской народной сказки. Из устного народного творчества автором также были взяты зачин и фантастический элемент.

«Дикий помещик»

Теме крепостничества отведено немало места в творчестве Салтыкова-Щедрина. Ему было что сказать читателям на это счет. Однако написание публицистической статьи об отношениях помещиков к крестьянам либо издание художественного произведения в жанре реализма на эту тему было чревато для писателя неприятными последствиями. А потому приходилось прибегать к иносказаниям, легким юмористическим рассказам. В «Диком помещике» речь идет о типичном русском узурпаторе, не отличающемся образованностью и житейской мудростью.

Он ненавидит «мужиков» и мечтает их извести. При этом глупый помещик не понимает, что без крестьян он погибнет. Ведь делать он ничего не хочет, да и не умеет. Можно подумать, что прототипом героя сказки является некий помещик, которого, быть может, писатель встречал в реальной жизни. Но нет. Речь идет не о каком-то определенном барине. А о социальном слое в целом.

В полной мере, без иносказаний, эту тему Салтыков-Щедрин раскрыл в «Господах Головлевых». Герои романа – представители провинциального помещичьего рода – погибают один за другим. Причина их гибели – глупость, невежество, лень. Персонажа сказки «Дикий помещик» ожидает та же участь. Ведь от крестьян он избавился, чему сперва был рад, но вот к жизни без них оказался не готов.

Суть: о чём сказка?

Два генерала, всю жизнь прослужившие чиновниками в санкт-петербуржской регистратуре, где они родились, воспитались и состарились, необъяснимым образом оказываются на необитаемом острове.

Дворяне и чиновники демонстрируют полную неприспособленность к самостоятельной жизни и незнание очевидных для любого образованного человека вещей, даже едва не доходят до каннибализма.

Однако, к счастью для двух высокопоставленных особ, под пальмой они находят спящего мужика и немедленно берут над ним руководство.

Много дней мужик выполняет все приказы двух генералов и заботится об их достатке и благополучии, даже сам делает для них верёвку их конопли, которой его же и привязывают к дереву.

В итоге генералы решают вернуться домой, и мужик перевозит их с острова в Санкт-Петербург, за что получил бутылку водки и пятак серебра.

История создания повести

Исследователи считают, что история создания повести связана с другим произведением Салтыкова-Щедрина — циклом «Помпадуры и помпадурши». В него входил очерк «Старый кот на покое», в нем содержатся размышления некоего отставного чиновника на тему, что было бы, если бы жил он на необитаемом острове и имел собеседником только другого такого же отставного чиновника. Тогда Салтыков-Щедрин и задумал написать, как сказали бы сейчас, расширенную версию подобной истории.

Этот очерк относится к 1867 году. А повесть автор начал, видимо, в 1868 году. Повесть была опубликована в следующем году в журнале «Отечественные записки». Интересно, что поначалу она печаталась в рамках сатирического цикла для детей, но, конечно, всю прелесть этого сочинения могли оценить только взрослые, которые не раз в своей жизни встречали подобных генералов.

«Премудрый пескарь»

Как и в произведениях, описанных выше, в этой сказке автор поднимает вопросы, актуальные для того времени. И здесь это становится понятным уже с первых строк. Но сатирические приемы Салтыкова-Щедрина – использование художественных средств для критического изображения пороков не только общественных, но и общечеловеческих. Повествование в «Премудром пескаре» автор ведет в типичном сказочном стиле: «Жил-был…». Героя своего автор характеризуется таким образом: «просвещенный, умеренно-либеральный».

Трусость и пассивность высмеивает в этой сказке великий мастер сатиры. Ведь именно эти пороки были свойственны большинству представителей интеллигенции в восьмидесятые годы XIX века. Пескарь не покидает ни разу своего убежища. Он проживает долгую жизнь, избегая встреч с опасными обитателями водного мира. Но лишь перед смертью понимает, сколь много упустил за свою долгую и никчемную жизнь.

Очень краткий пересказ «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Два заслуженных генерала в летах, привыкшие к мягким перинам, вдруг оказываются на загадочном острове. Праздное существование в тылу не научило стариков охоте и рыбалке. Они смотрят на богатую дичью природу, но ничего не могут поделать и двое суток страдают от голода. Один из героев был чуточку по умнее и по старой привычке предложил взять в услужение крестьянина.

Друзья чудом находят одинокого мужика и живут припеваючи за счет его труда. Крестьянин ухаживает за благородными генералами, терпеливо снося любые упреки. Устав от однообразия островной жизни, генералы требуют доставить их домой, в родной город. Крестьянин послушно строит суденышко и переправляет хозяев через море.

В северной столице старички богатеют на накопленной пенсии и доживают свои дни в окружении слуг. Мужик возвращается на остров, получив за труд стопку водки и монетку.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

Очень кратко: Глупые беспомощные генералы попадают на необитаемый остров, но и там умудряются найти мужика и заставляют его служить им. Тот покорно добывает еды, строит корабль и отвозит их назад в Петербург.

Жили-были два генерала. Родились, выросли и всю жизнь служили они в какой-то регистратуре, поэтому были очень глупы и из всех слов знали только: «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности».

Регистратуру упразднили, генералов отправили на пенсию, и они поселились в Петербурге, в разных квартирах одного дома. У каждого была кухарка и приличная пенсия. Так наслаждались генералы жизнью, пока по щучьему велению не попали на необитаемый остров.

Проснулись они под одним одеялом, оба — в ночных рубашках, и у каждого на шее по ордену висит. Когда поняли генералы, что с ними приключилось, то очень испугались, расплакались, а потом и проголодались.

Продолжение после рекламы:

Один генерал предложил разойтись на восток и запад и поискать еды, но как генералы не старались, так и не смогли определить, где восток, а где запад. Тогда второй генерал, некогда служивший учителем каллиграфии в школе для солдатских сыновей и бывший немного умнее своего товарища, предложил пойти направо и налево.

Так генералы и сделали. Увидели они, что на острове много плодовых деревьев, реки полны рыбы, а леса — дичи, вот только добраться до всей этой еды генералы так и не смогли.

Добыли только старый выпуск газеты «Московские ведомости».

Встретились они на старом месте и легли спать под одеяло, но от голода им не спалось. Они стали вспоминать виденные на острове плоды и рябчиков, и так оголодали, что с рычанием набросились друг на друга. Остановил их только вид текущей крови.

Брифли существует благодаря рекламе:

Попытались генералы отвлечь друг друга беседой, но все их разговоры сводились к еде. Тогда начали они читать «Московские ведомости», но там детально описывались только пиры и парадные обеды.

Генералы приуныли, и тут того, что служил учителем каллиграфии, осенило: надо найти мужика, который их обязательно накормит. Известно, что мужики есть везде, надо только хорошо поискать. Пустились генералы на поиски и нашли огромного мужчину, который спал под деревом и отлынивал от работы.

Генералы вознегодовали, разбудили мужика и так в него вцепились, что сбежать он не смог. Увидел мужик, что генералы ему строгие попались, и начал действовать. Нарвал сладких яблок, накопал картофеля, с помощью двух кусков дерева добыл огонь, из собственных волос смастерил силок и поймал рябчика. Наконец, он наготовил столько еды, что генералы даже подумали, не дать ли немного тунеядцу.

Велели генералы мужику свить верёвочку и привязали его за ногу к дереву, чтобы не убежал.

Продолжение после рекламы:

Прошло несколько дней. Мужик так наловчился за генералами ухаживать, что стал им в пригоршне суп варить. Стали генералы весёлые, толстые и сытые, радовались, что живут здесь на всём готовом, а в Петербурге их пенсии накапливаются. Теперь они свободно рассуждали на философские темы и спокойно читали в «Московских ведомостях» как «ели в Москве, ели в Туле, ели в Пензе, ели в Рязани».

Вскоре генералы соскучились по своим кухаркам и мундирам с золотым шитьём и стали заставлять мужика отвезти их домой. Оказалось, что мужик знал улицу, где жили генералы, он там крыши и стены домов красил. Решил мужик порадовать генералов «за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися», и доставить их в Петербург.

Выстроил он посудину, на которой можно было океан-море переплыть, устлал дно лебяжьим пухом, уложил на него генералов и поплыл. По дороге генералы питались селёдками и натерпелись страху «от бурь да от ветров разных».

Наконец, доплыли до Петербурга. Обрадовались кухарки, увидев своих генералов такими весёлыми, белыми да рыхлыми. Генералы надели мундиры, поехали в казначейство и загребли кучу денег. О мужике тоже не забыли, «выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина».

Об авторе

Салтыков-Щедрин совмещал литературную деятельность с государственной службой. Родился будущий писатель в Тверской губернии, но после окончания лицея уехал в Петербург, где получил должность в Военном министерстве. Уже в первые годы работы в столице молодой чиновник начал томиться бюрократизмом, ложью, скукой, царившими в учреждениях. С большим удовольствием Салтыков-Щедрин посещал различные литературные вечера, на которых преобладали антикрепостнические настроения. О своих взглядах он оповестил петербуржцев в повестях «Запутанное дело», «Противоречие». За что и был сослан в Вятку.

Жизнь в провинции дала возможность писателю наблюдать во всех подробностях чиновничий мир, жизнь помещиков и угнетенных ими крестьян. Этот опыт стал материалом для написанных позже произведений, а также формирования особых сатирических приемов. Один из современников Михаила Салтыкова-Щедрина однажды сказал о нем: «Он знает Россию, как никто другой».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: