Пальчиковая гимнастика. (Потешки)
Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, П.Н. Анохина доказали влияние манипуляций рук на развитие функций высшей нервной деятельности, особенно на развитие речи, показали направленность развивающей работы: от движения к мышлению, а не наоборот.Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.Потешки для пальчиковой гимнастикиМышки бегают по кругу:Друг за другом, друг за другом!Утащили мышки сыр,Затевают мышки пир!Водят мышки хоровод,Делит сыр усатый кот:Вот тебе, держи, кусочек,Заворачивай в платочек!Вот тебе кусочек сыра,Запивай его кефиром!Вот тебе, не прозевай,Поскорее уплетай.И тебе кусок достался,Ты голодным не остался.И последний, наконец!Вот так котик, молодец!При помощи левой руки малыш загибает пальчики правой, начиная с большого пальца.Кто в деревне живет?Лежебока – рыжий кот.Маленький теленок,Желтенький цыпленок,Белая овечка,Мышка под крылечком!Раз, два, три, четыре, пять,Их не трудно сосчитать!Кто в лесочке живет?Под корягой — старый крот,За горой лисенок,В ельнике — лосенок.Под кустом – лисичка,На сосне – синичка!Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальцы загибать!Есть у нас игрушка:Это – погремушка,Это – толстый мишка,Это – чудо-книжка,Это – неваляшка,Это – кукла Машка!Раз, два, три, четыре, пять,Будем снова проверять!Соединяем одинаковые пальчики рук.Дружат добрые зверята
(пальцы рук соединяются в «замок»).Дружат малые зайчата(ритмичное касание мизинцев обеих рук).Дружат в озере бобры,(ритмичное касание безымянных пальцев обеих рук).Дружат в небе комары,(ритмичное касание средних пальцев обеих рук).Дружат милые ежата,(ритмичное касание указательных пальцев обеих рук).Дружат даже медвежата(ритмичное касание больших пальцев обеих рук).Вот как разыгрались,По лесу разбежались!(руки опустить, потрясти кистями)»Колечко»Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;Медвежонок в гости шел.К рыжей белке он зашел,И на озеро, к бобру,И к ежу зашел в нору,Даже к комаришкеЗаходил наш мишка!Попробовать то же упражнение выполнять пальцами левой руки; чтобы усложнить задание, можно попытаться сделать те же движения одновременно пальцами правой и левой руки;»Пчелка»Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им;то же левой рукой;то же двумя руками;Я пчела, лечу, лечу,Меда сладкого хочу!Я лечу, я жужжу,Я на клевере лежу!»Ножки»указательный и средний пальцы «бегают» по столу; те же движения производить пальцами левой руки; те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («соревнование»)Ножки, ножки,Топ-топ-топ!Ножки, ножки,Шлеп, шлеп, шлеп!Раз шажок, два шажок,Догони меня дружок!Шел бобер, нес топор,Шел бобер через бор.Шел бобер через болото,Шел бобер искать работу!
Информация для родителей
+38
Пальчиковые игры: для чего нужны
Пальчиковые игры — это не только отличный способ развлечь малыша, пообщаться с ним и укрепить вашу связь, но и замечательный способ развития мозга и мелкой моторики. Многие не догадываются, что знаменитая «сорока-ворона», которая «кашу варила, деток кормила» — это раннее развитие, которое было придумано задолго до того, как о нем широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.
Такая игра — это еще и мини-спектакль, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого малыша.
Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его опытом тактильных ощущений. Именно, поэтому, маленькому ребенку до года рекомендуют почаще давать трогать или проводить его ручкой по разным текстурам — шерсть, песок, камушки, пшено, вода… Для ребенка — это способ начать познавать удивительный окружающий мир.
Возрастные рамки
Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.
Общие правила пальчиковых игр:
Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом
Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.
Пальчиковые игры для детей 1-3 года
Игры для детей старшего возраста задействуют не только пальчики, но и запястные, локтевые и плечевые суставы.
Зайка
Зайка, зайка, где твой хвост? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (руки за спиной)
Зайка, зайка, где твой нос? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать нос)
Зайка, зайка, лапы где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать руки)
Зайка, зайка, ушки где? (хлопки)
— Вот, вот, вот! (показать ушки)
Ворона
У вороны голова, ( руки на голове )
ва-ва-ва-ва ( 4 хлопка )
Клюв и крылья, ( руки у носа, «крылья» )
Хвостик, ноги, ( руки за спиной, топать )
оги-оги-оги-оги ( 4 хлопка )
Машинка
Заведу мою машину ( «мотор» )
— Би-би-би, налью бензину. ( 3 хлопка, топать )
Крепко-крепко руль держу ( «держать руль» )
На педаль ногою жму. ( топать правой ногой )
Кораблик
Вот плывет кораблик мой (руки – «полочка» покачиваются)
Он плывет ко мне домой (руки вперед,ладони сомкнуть углом)
Крепко я держу штурвал («держать штурвал»)
Я ведь главный капитан (4 хлопка)
Самолеты
Мы сегодня самолеты, (И.П. сидя на пятках, «мотор» (вращение руками)
Мы не дети, мы пилоты. (4 хлопка)
Руки – нос, и руки – крылья («нос», «крылья»)
Полетела эскадрилья. (встать, разбежаться, руки – крылья)
Кошки-мышки
Вот кулак, ( показать кулак левой руки)
А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх
На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)
Села мышек посчитать,
Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)
Мышки очень испугались, (вращать кулаком)
В норки быстро разбежались (спрятать кулак под. правую подмышку)
Паровоз
Ехал, ехал паровоз ( руки в «замок») большие пальцы вращаются
Прицепил вагон, повез. (сцепить указательные пальцы)
Ехал, ехал паровоз
Прицепил вагон, повез…………..