Не критикуйте
«Почему вы вывели ребенка гулять, не надев ему под футболку майку?», «Зачем вы сегодня сделали замечание моему сыну, если драку начал не он?», «Что вы ее все время отсаживаете?» — эти вопросы родителей, заданные с плохо скрываемым возмущением, способны показать педагогу, насколько он некомпетентен в их глазах. Каждая подобная фраза транслирует воспитателю четкую мысль о том, что он работает плохо и непрофессионально. А это задевает, отталкивает и отнюдь не мотивирует меняться в лучшую сторону, даже если в этом есть объективная необходимость. Очевидно, что ни один специалист не застрахован от ошибок в своей работе. И резко указать на них без попыток спокойно выяснить причины — значит обеспечить себе впредь дистантные и очень прохладные отношения с людьми, которые играют, занимаются, гуляют и общаются с ребенком 5 дней в неделю. Критикующая и обвиняющая позиция родителей по отношению к педагогу быстро впитывается малышом. И тогда — жди непослушания в группе, капризов и нежелания посещать сад.
Педагогическое образование
Для работы воспитателем в ДОУ достаточно иметь среднее профессиональное образование, но большинство организаций приветствуют наличие высшего педагогического образования. Это также влияет на уровень заработной платы и список должностей, на которые может претендовать работник.
Получить среднее образование можно бесплатно в педагогическом колледже. Следующие предметы нужно сдавать для поступления:
- русский язык;
- обществознание;
- математика;
- биология.
Эти же экзамены сдаются при поступлении в ВУЗ. Набор предметов может меняться в зависимости от учреждения. Если поступление осуществляется после училища, то нужно предъявить диплом и пройти тесты по русскому языку и математике.
Повышение квалификации в дальнейшем невозможно без обучения в ВУЗе или без прохождения курсов подготовки и переподготовки. В наше время освоить профессию педагога можно не выходя из дома. Помогут в этом дистанционные и заочные курсы.
Эссе на тему: «Почему я выбрала профессию воспитателя?»
Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое.
Я думаю, что в профессии воспитателя собраны воедино такие профессии, как учитель, педагог, психолог, ведь от него требуется помощь в преодолении педагогических, психологических и социальных проблем, препятствующих самореализации ребенка. Кто еще может выступить посредником между детским садом и родителями ребенка? Кто может найти подход к ребенку? Кто может помочь становлению формирующейся личности? И это в условиях постоянного столкновения с равнодушием общества к проблемам детей. Мне кажется, не имеет смысла перечислять все аспекты деятельности воспитателя, которые и перечислить сложно.
Я считаю, что моя главная задача, как педагога – помочь ребенку познать мир, подсказать все возможные для этого способы. Способствовать развитию познавательной активности ребенка, содействовать овладению практическими навыками. Побуждать детей познавать, наблюдать, думать, обсуждать, спорить, доказывать, исследовать, экспериментировать и этот список можно продолжать бесконечно.
Воспитание — это длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости. Работать в детском саду – это значит проживать детство с каждым ребенком. Видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка.Поэтому суть воспитательного метода заключается в том, что прежде всего, нужно изучать ребенка. Наблюдать, стараться понять, проникнуть во внутренний мир каждого из детей. И познать этот особый мир может только тот, кто умеет вместе с ребенком разделить его огорчения и тревоги, радости и успехи.
Детский сад — это дом внимания, добра, света, где учатся жить.
Работать воспитателем невозможно без любви к своему делу, без любви к воспитанникам.
Воспитывая детей, я стараюсь научить их дружить друг с другом, сделать коллективом, где не было бы лишних, не особенных. На этом и стоит моя профессия. Воспитатель строит дом, имя которому — человек!
Работая в детском саду я ни разу не усомнилась в выборе своей профессии, но с каждым днем все больше убеждаюсь, как это нелегко воспитывать детей. Тебе верят, на тебя надеются, от тебя ждут понимания и преданности. А ты должен всему этому соответствовать, стараться быть на высоте. Ведь именно от тебя во многом зависит то, какими выйдут в школьную жизнь твои дети. Случайных людей в профессии воспитателя быть не должно. Некоторые быстро уходят с этой профессии, поняв, что воспитатель — не их призвание. Воспитатель – это огромный труд. Именно от воспитателя зависит, каким малыш увидит мир: светлым, радостным или жестоким. Настоящие воспитатели, для кого это и жизнь, и призвание, с радостью отдают свою любовь и своё сердце детям. Они не мыслят свою жизнь без этого. Я думаю, что призвание нужно заслужить своим трудом, талантом, желанием постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества. Потребность современной образовательной системы подталкивают меня к новым творческим замыслам, к новым идеям. Дети – самая большая ценность на земле, это то, во имя кого мы живем. Воспитатель должен уметь всё – играть, рисовать, клеить, мастерить, петь, танцевать и прочее… Чем больше воспитатель знает и умеет сам, тем проще, легче и интереснее ему будет общаться с детьми.
Не конфликтуйте
Разногласия и спорные моменты возникают в любом взаимодействии. В том числе между воспитателями и родителями. Если будете настаивать на своей правоте, не будете давать педагогу шанса высказать свою точку зрения, будете повышать голос и демонстрировать раздражение всякий раз, как почувствуете, что что-то в саду вызывает ваше внутреннее несогласие, вы ступите на скользкую дорожку. Ведь действительно, если ребенок за драку был посажен на стульчик в сторонке и исключен из общей игры, можно впасть в форменное негодование и раздуть громкий скандал раздуть… Но в итоге вы потеряете с воспитателем всякую связь и кроме скупого утреннего «здравствуйте» вам больше не о чем будет говорить. Подумайте, нужны ли вам такие отношения?
Рекомендации мамам и папам о том, как наладить отношения с воспитателем в детском саду
Помочь установить с воспитателем доброжелательные отношения помогут следующие советы:
Начинать нужно с самых первых дней. Как только малыш стал посещать садик (ясли или последующую группу, когда её принимает другой воспитатель), маме следует как можно больше рассказать педагогу о своём ребёнке. Причём это должна быть именно важная информация: проблемы со здоровьем (хронические заболевания, аллергия и пр.), любимые занятия дошкольника, особенности темперамента, поведения (например, слишком замкнутый или склонный к агрессии), продукты, которые он категорически отказывается есть
Также важно сообщить о том, что ребёнок ещё не умеет делать (например, ещё не просится на горшок, не умеет застёгивать пуговицы, сам есть ложкой и пр.). Скрывать такие вещи бессмысленно: это только вызовет раздражение воспитателя.
Нужно взять за правило регулярно общаться с педагогом детского сада
Например, когда мама забирает малыша, следует просто спросить, как он себя вёл сегодня, хорошо ли кушал и спал, был ли активен на занятиях. Необязательно делать это каждый день — будет достаточно пары раз в неделю, но воспитатель будет видеть, что родителю не всё равно, что происходит в садике, да и к ребёнку он станет относиться более внимательно, чтобы подробнее отвечать на вопросы родителя. При этом нужно демонстрировать не только заботу о ребёнке, но и веру в профессионализм педагога («Маше так нравятся Ваши занятия по рисованию», «Я не сомневалась, что вы поможете Мише подружиться с другими ребятами»).
Для общения важно выбирать правильное время. Например, утром можно поговорить с воспитателем, если мама приводит ребёнка рано и ещё мало детей, но не нужно приставать с вопросами, когда, например, уже идёт утренняя зарядка. Хорошо побеседовать с педагогом вечером, особенно когда детей забирают на улице. То же самое касается и телефонных звонков. Конечно, если маме нужно что-то срочно сообщить педагогу, позвонить можно в любое время, но в остальных случаях (например, предупредить, что малыш завтра придёт в садик после болезни) лучше делать это во время тихого часа. Не нужно злоупотреблять звонками педагогу в нерабочее время (ведь он имеет право на личную жизнь): опять-таки это делается только по необходимости (предупредить вечером, что ребёнок неожиданно заболел и завтра не придёт в садик, кстати, это можно сделать с помощью смс-сообщения).
Чаще говорить «спасибо». Похвала — самое доступное и универсальное средство наладить успешную коммуникацию. Ведь педагогу, которые тратит массу своей энергии на воспитание детей, таких активных и разных по характеру, будет очень приятно услышать от родителей слова благодарности.
Выражать благодарность в материальной форме. Речь здесь идёт не о дорогих подарках (это выглядит как подкуп, и не каждый педагог их примет), а о приятных мелочах. Например, можно сделать дома с малышом открытку и подарить её воспитателю или нарисовать рисунок, по дороге в садик собрать красивый букет из осенних листьев, летом угостить яблочками со своего огорода и пр. Как вариант можно периодически дарить полезные мелочи (красивую ручку, удобную точилку для карандашей), а также сладости к чаю.
Спрашивать у воспитателя советы по разным вопросам воспитания: как дома лучше развивать мелкую моторику, какие книги лучше почитать ребёнку, какой конструктор лучше приобрести и пр. Причём этим рекомендациям даже необязательно следовать, главное — чтобы педагог почувствовал свою значимость, увидел, что для родителей ценно его мнение. К тому же советы иногда могут оказаться очень дельными.
Оказывать посильную помощь в делах группы. Активный родитель — лучший помощник и друг воспитателя, поэтому не нужно отказывать в просьбах сделать поделку, вымыть окно, помочь подготовиться к празднику (украсить группу или сделать дома эмблемы), сопровождать детей на экскурсию (если мама не работает) и пр. А уж если родители сами проявят инициативу, то точно покорят сердце педагога.
В разговоре с педагогом мама всегда должна следить за своим тоном. Даже если к педагогу есть какие-то претензии, то нужно не допускать обвинительных речей, а высказывать свои пожелания. Для разговора лучше всего выбрать позицию ребёнка: «Катя переживает, что другие девочки не хотят с ней дружить» или «Кирюша не хочет идти в садик из-за того, что там нужно доедать весь обед». А уже затем следует высказать воспитателю свои пожелания решения проблемы.
Проявлять инициативу в общении с воспитателем должны именно родители, не нужно ждать первого шага от педагога (когда он что-то расскажет о малыше и пр.). Ведь это они заинтересованы в том, чтобы их ребёнку в детском саду было максимально комфортно.
Где может работать специалист
Детские сады. Это могут быть государственные и частные учреждения. Специалист может быть сотрудником яслей или заниматься детьми из младших, средних и старших групп. Его ключевая обязанность – обеспечивать развитие ребят, помогать им, развивать таланты, оберегать от несчастных случаев и наблюдать за состоянием физического и психического здоровья.
Специальные училища. Преимущественно это суворовские и нахимовские училища. Большинство воспитателей имеет не только военное, но и педагогическое образование. Специфическая сфера деятельности – устроиться на работу в училище могут далеко не все специалисты. Необходимо пройти узкоспециализированную подготовку, подтвердить квалификацию и обеспечить полное соответствие профессиональным стандартам.
Детские дома и интернаты. К сожалению, не менее 20% сотрудников работают в детских домах и интернатах. Сотрудники учреждений – это не только педагоги, но и опытные психологи. Квалифицированный педагог должен не только развивать ребенка, но и следить за его эмоциональным состоянием. Подавляющее большинство детей – трудные, с надломленной психикой и дефектами в поведении. Работать с ними – не самая простая задача. Во многом именно от вас будет зависеть будущее ребят, находящихся в зоне риска.
Исправительные колонии для несовершеннолетних. Здесь специалисты работают с особенно трудными детьми, совершившими правонарушения. Задача воспитателя – обеспечить именно исправительную функцию учреждения. К сожалению, многие специалисты под грузом сложнейшей работы превращаются в довольно жестоких надзирателей. Допустить это – значит лишить детей шанса на исправление и нормальную жизнь в дальнейшем.
Узнаем это вместе
– Нынешние дети и игрушек требуют, наверное, современных. Однажды в поликлинике я наблюдала, как маленькая девочка, едва умеющая разговаривать, коротала время в очереди с компьютерной игрой.
– Да, в прошлом году родители хотели дать детям в группу телефоны и планшеты. Я не разрешила. Объяснила причину: с физиологической точки зрения даже развивающими дидактическими играми на планшете можно пользоваться не больше 5-10 минут, и то — под присмотром взрослых. Ребёнок очень увлекается яркими подвижными картинками и уходит в виртуальный мир, замыкаясь в себе. Но малыш не должен быть один в этом мире, наша задача — привить ему навыки общения.
![]()
Светлана Васильева расписала стены детского сада. Фото: АиФ/ Татьяна Боева
Конечно, если обеспечить всех детей в группе планшетами, в садике была бы гробовая тишина, но это — путь к деградации! Ребёнок должен находиться в потоке общения, и обязательно — рядом со взрослым, который объяснит, почему и отчего. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских вопросов — ведь ребятне интересно всё. Наша задача — сделать так, чтобы малыш захотел научиться, а потом самостоятельно нашёл ответ или решил проблему. Пока живая жажда познания у малышей никем не подавлена, её нужно всемерно питать и поддерживать! Даже если не знаешь ответ на вопрос — можно узнать это вместе с ребёнком.
Мы продолжали разговор в группе, пока дети обедали, потом — когда стали укладываться спать. Малыши то и дело подходили к воспитателю.
– Я всё съел!
– Молодец! Раздеваемся и ложимся отдыхать.
– Я не устал! — дети понимают всё буквально.
– Как тебя зовут? (Обращаясь ко мне).
– Татьяна. А тебя?
– Дмитрий Александрович!
– Значит, твоего папу зовут Сашей?
– А откуда ты знаешь моего папу? (С вызовом).
Эмоции и интерес в детских глазах так и плещут.
– У них так целый день, по несколько переходов: радость — горе. Причём, по полной программе. Они не могут расстраиваться чуть-чуть, если проблемы — то глобальные! Для нас — мелочь, ерунда. А для них — катастрофа. Вот недавно у любимой машинки Димы спойлер отломился. Было столько горя! Мы вместе искали клей, потом спросили у папы и договорились, что он приклеит. То есть отложили проблему, но вместе нашли способ её решения. Ни в коем случае нельзя отмахиваться от детских проблем!
![]()
Детям всё интересно. Фото: АиФ/ Татьяна Боева
Недостатки профессии воспитателя
К большому сожалению, сегодня в России сложилась весьма парадоксальная ситуация: с одной стороны государство осознает важность и значимость труда воспитателей (о чем неустанно нас убеждают чиновники с экранов телевизоров), а с другой стороны зарплата этих самых воспитателей настолько мизерна, что прожить на нее практически невозможно. Вот и получилось так, что профессия воспитателя стала считаться благородной, но неблагодарной
Помимо крайне невысокой зарплаты профессия воспитателя имеет и такие недостатки, как:
- высокое эмоциональное напряжение – достаточно часто встречаются очень трудные воспитанники, а проявлять раздражение и неприязнь нельзя;
- большая ответственность – причем не только за уровень воспитания, но и за здоровье и жизнь воспитанников;
- стрессовые условия труда – конфликты между воспитанниками, который нужно погасить, регулярные проверки, претензии недовольных родственников – все это создает очень нервную обстановку на рабочем месте воспитателя.
Подарки воспитателям. Нужно ли?
Некоторые родители уверены, что залог хорошего отношения воспитателя к ребенку — подарки. Так ли это на самом деле? В каждом случае — по-разному. Бывает, воспитатель сам дает понять, что не отказался бы от «помощи». Если ваш воспитатель такой — то, скорее всего, считая вас хорошим родителем и боясь потерять ваше «расположение», он действительно будет лучше приглядывать за вашим чадом. Но есть и такие воспитатели, для которых принять такой «подкуп» может показаться унизительным. И вряд ли подарок повлияет на отношение к вашему малышу. Скорее всего, такому воспитателю будет приятно, если вы поможете обогатить развивающую среду группы, принесете игрушки или пособия для занятий. Конечно, коробка конфет на Новый год или 8 Марта будет приятна каждому педагогу. В любом случае, на мой взгляд, подарки воспитателю стоит делать только в том случае, если у вас есть искреннее желание его отблагодарить. Человек всегда понимает, от души или «по обязанности» сделан подарок.
Есть контакт!
Так что же делать нам, родителям, чтобы установить контакт с воспитателем? Ведь хорошее и уважительное отношение воспитателя к родителям — залог хорошего отношения к ребенку.
Приходя в детский сад, не стесняйтесь рассказать воспитателю как можно больше о своем ребенке. Так ему с самого начала будет гораздо проще найти к малышу подход. Расскажите о том, чем ребенок увлекается, какие игры у него любимые, отметьте об особенности его темперамента, характера. Скажите о том, какие блюда он предпочитает и какие продукты есть категорически отказывается. Как проще засыпает
Обязательно скажите, на что следует обратить особое внимание. Возможно, у крохи есть какие-то проблемы со здоровьем (аллергия, какое-либо хроническое заболевание)
Вместо того, чтобы высказывать недовольство тем, что в 20 градусов тепла не надеты колготы, можно сказать о том, что у ребенка проблемы с почками, и требуется более теплая одежда.
Не стесняйтесь рассказать о том, что ваш ребенок еще не умеет делать (проситься на горшок, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки). А так же об особенностях развития и характера, которые вас волнуют: например, ребенок очень агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Лучше, чтобы воспитатель сразу знал, чему в процессе работы с ребенком надо будет уделить больше внимания. Запомните: чем больше воспитатель знает о вашем ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться.
Лучше будет, если вы расскажете о методах воспитания, принятых в вашей семье. Заставляете ли вы ребенка есть или демократично подходите к этому вопросу? Какие методы наказания допускаются в вашей семье? Хорошо, если воспитатель сам заговорит об этом, но ведь далеко не каждый воспитатель решится расспрашивать родителей, хотя такая информация зачастую необходима для того, чтобы лучше понимать ребенка.
Если в вашей семье приняты строгие методы воспитания, в том числе — физические наказания, будьте готовы к тому, что с вашим ребенком возникнут проблемы. В арсенале у педагогов нет ремней, а самая строгая мера педагогического воздействия, допустимая в детском саду — посадить ребенка на стульчик, отстранив от игр и занятий, и дети, привыкшие к физическим наказаниям, могут просто её не воспринимать. Следовательно, и работа с таким ребенком может стать настоящей проверкой на прочность для воспитателя.
Будьте приветливы и вежливы с воспитателем. К сожалению, некоторые родители даже не считают должным поздороваться или попрощаться с воспитателем, приводя ребенка в детский сад.
Не забывайте сами спрашивать о том, как провел ребенок время в детском саду, что ел, с кем играл, как засыпал во время тихого часа. Если вы будете говорить об этом с воспитателем, он обязательно станет внимательнее присматриваться к вашему ребенку в течение дня, чтобы потом иметь возможность более подробно ответить на ваши вопросы. Также воспитатель будет спокойнее относиться к вашим просьбам и замечаниям, ведь вы в его глазах будете восприниматься как заботливый и неравнодушный родитель. Гораздо труднее налаживать контакты с теми родителями, которые вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что-то не устроило.
Сколько получают воспитатели в России
Средняя зарплата специалистов в России составляет порядка 22 тыс. рублей в год. Лидерство по этому показателю традиционно удерживают Москва (средняя зарплата 29 тыс. рублей), Санкт-Петербург (27 тыс. рублей) и Екатеринбург (26 тыс. рублей). Самые низкие зарплаты в регионах составляют порядка 11 тыс. рублей. Меньше всего, согласно статистике, получают специалисты из отдаленных сел и деревень.
Размер заработной платы во многом зависит от квалификации и опыта, а также от места работы. Так сотрудники государственных учреждений обычно получают меньше, чем специалисты, трудоустроенные в частных компаниях. Однако разница часто компенсируется льготами и другими привилегиями от государства. Что же касается перспектив карьерного роста, то они существуют: рядовая «нянечка» со временем может стать заведующей тем же детским садом, директором интерната и так далее.
Резюме
Я выбрала профессию воспитатель – что делать дальше? Удостовериться в правильности выбора. Мало просто любить детей – вы должны быть готовы развивать их и помогать им. Вы не должны бояться коммуникации с «трудными детьми», вас не должен пугать груз ответственности. Если вы готовы взять на себя ответственность за будущее ребенка, если вы не боитесь давления, готовы много учиться и постоянно повышать квалификацию – эта профессия будет идеальным решением.
Выстраиваем диалог: правила для родителей…
Эти приемы помогут выстроить грамотный диалог, разобраться с конфликтной ситуацией и свести негативные последствия к минимуму:
- уважайте педагога: недопустимо для родителей критиковать воспитателя в присутствии детей;
- общайтесь с педагогом напрямую: не нужно обсуждать его поведение с другими родителями или, не обговорив ситуацию с воспитателем, сразу бежать к заведующей;
- разговаривайте с глазу на глаз: ваш диалог не должны слышать сотрудники детского сада, другие родители и тем более дети;
- не начинайте разговор «с места в карьер», с обвинений и резкостей в адрес педагога. Если вы возмущены или расстроены тем, что случилось с малышом, сначала успокойтесь сами и лишь затем начинайте беседу. Привести себя в норму поможет глубокий вдох-выдох, медленный счет до десяти и т.д.;
- выслушайте воспитателя. Ребенок, рассказывая о том, как его обидели в детском саду, в силу возраста не может оценить ситуацию объективно. Кроме того, учтите, что маленькие дети любят фантазировать и вполне могут что-то приукрасить – иногда даже весьма значительно. Прежде чем нападать на воспитателя, дайте ему возможность рассказать о случившемся с позиции взрослого человека;
- аккуратно подбирайте слова. Не нужно употреблять выражения «ваша работа», «мой ребенок». Говорите «мы», а ребенка называйте по имени: «Что мы можем сделать, чтобы… (решить проблему, помочь Сереже и т.д.)».
Сколько дней длится отпуск у воспитателя детского сада
В данном случае все регулируется определенными нормами трудового законодательства. Согласно ТК РФ, воспитатель имеет право взять отпуск после того, как он проработает не менее 6 месяцев. Здесь также следует отметить один момент. Предоставляется такой отдых не за календарный период, а исключительно за отработанное время. В дальнейшем воспитатели имеют право брать оплачиваемый отдых в любой период. Правда, здесь все-таки потребуются определенные согласования внутри трудового коллектива.
В нашей стране для работников педагогической сферы предусмотрено несколько видов отпусков. Помимо ежегодного оплачиваемого (основного и дополнительного), есть еще и льготный. Он предоставляется, например, лицам, воспитывающим детей. Предусмотрено законом и право взять несколько дней отдыха без оплаты. Еще один вид отпуска – специальный. Он может быть предоставлен по разным причинам – особые обстоятельства, временная нетрудоспособность и так далее.
За оставление графика отпусков отвечает администрация учебного заведения. В данном случае обязательно проводится определенная предварительная работа, поскольку нужно согласовать с представителями трудового коллектива время отдыха. Вместе с тем в особых случаях руководство имеет право отозвать из отпуска воспитателя
Однако здесь есть одно важное условие. Работник должен дать свое письменное согласие на отзыв
В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска
В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска.
Теперь давайте разберемся с тем, сколько положено отдыхать воспитателям детских садов. Законодательством отпускной период для представителей данной профессии отнесен ко 2-й категории педагогических специалистов. Соответственно, воспитатель детского сада имеет право на 42-дневный оплачиваемый отпуск. Здесь также следует сделать одно уточнение. В данном случае речь идет о календарных, а не о рабочих днях.
Выше мы уже отмечали, что воспитатели не так привязаны к учебному процессу, как учителя в школах, колледжах, институтах и так далее. Соответственно, отпуск они получают по принципу избирательной очередности. Привязки к какому-то конкретному времени года в данном случае нет. На продолжительность отпуска никак не влияют выслуга лет и трудовой стаж.
Вместе с тем продолжительность отпуска за свой счет не может быть более 14 дней. Причем руководитель учебного заведения может и не подписать соответствующее заявление работника в случае, если отсутствие данного воспитателя негативным образом скажется на работе детского сада или воспитательном процессе. Иными словами, каждое такое заявление рассматривается в индивидуальном порядке.
Также следует отметить и дополнительные отпуска, предусмотренные нормами действующего законодательства. Все связанные с этим вопросы решаются руководством детского сада. Например, дополнительный отдых может быть предоставлен сотруднику как награда за продолжительный труд, или в качестве поощрения за какие-то достижения. Нередко воспитателям ДОУ приходится работать в нестандартных рабочих условиях. В таком случае им может быть предоставлен дополнительный отпуск в качестве компенсации. В зависимости от места и условий работы, педагоги имеют право на продление отдыха до 56 дней.
Право на отпуск гарантируется гражданам РФ Конституцией. Его имеют все лица, осуществляющие трудовую деятельность на законных основаниях. Работодатель, в свою очередь, не имеет права отказать в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска сотруднику. Это очень серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Отдельно следует отметить работников, совмещающих две должности. Данная практика сегодня является достаточно распространенной, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Таким работникам оплачиваемый отпуск должен предоставляться на обеих должностях.
История профессии
В России профессия воспитатель детсада появилась в 50-60-х годах XIX века вместе с первыми дошкольными учреждениями педагогического характера, которые стали открываться в Гельсингфорсе, Петербурге и Москве, а затем и в других городах. Заведения были платными, поэтому заниматься в них могли только дети из богатых семей.
В СССР дошкольное образование стало полностью бесплатным (родители вносили незначительные суммы за питание). В 1959 году появились первые ясли, куда можно было устраивать детей с 2-месячного возраста. Сейчас большинство малышей с трех лет начинают свое образование в дошкольных учреждениях, которых в России свыше 45 тысяч.
Вещи, которые нужно знать педагогу, развитие компетенций
Воспитатель должен хорошо знать нормы конвенции о правах ребенка и главные методики воспитательной работы.
Также специалист дошкольного образования обязан знать основные государственные законы и нормативные акты, которые связаны с воспитанием дошкольников.
Несмотря на то, что в садике есть медсестра, воспитатель должен знать, как правильно оказать первую медицинскую помощь до прихода врача.
Также воспитатели должны каждый год проходить курсы повышения квалификации по охране жизни и труда, знать нормы противопожарной безопасности и правила поведения в экстремальных ситуациях. Работа в дошкольном образовательном учреждении предполагает высокий уровень профессиональной компетентности.
Нормативные требования к воспитателю должны быть отражены в квалификационных характеристиках и документах учреждения. Кроме высоких морально-этических качеств и любви к детям, педагогу необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование в педагогической сфере.
Работники сферы образования обязаны не реже, чем раз в 5 лет проходить аттестацию. Эта процедура проводится с целью подтверждения соответствия способностей педагога занимаемой должности. Для успешного прохождения аттестации воспитатель должен:
- Участвовать в методических разработках.
- Создавать интерактивные уроки.
- Применять инновации в учебно-воспитательной деятельности.
- Постоянно повышать уровень своих профессиональных навыков и умений.
- Проходить курсы повышения квалификации.
Работа педагога предполагает постоянный рост и развитие. Увлечения и интересы у всех детей разные, поэтому воспитатель должен быть высококвалифицированным специалистом.
Ответственность
В законодательстве определены не только обязанности, но и ответственность работников. В частности, воспитатель отвечает за:
- сохранение жизни и здоровья детей в группе;
- сохранность личных вещей воспитанников;
- соблюдение инструкций по технике безопасности и охраны труда;
- применение недопустимых методов воспитания, насилия и грубость;
- несоответствующее выполнение и невыполнение своей работы;
- использование рабочего времени в личных целях;
- превышение полномочий.
Нарушение возложенных обязанностей грозит дисциплинарным взысканием, а за «особо тяжкие» проступки воспитателя разрешено и уволить.
Здравствуй, детский сад!
Родители отдают ребенка в детский сад по разным мотивам. Кто-то вынужден выйти на работу: ребенка оставить не с кем, а воспользоваться помощью няни или бабушки по каким-то причинам невозможно. Кому-то тяжело справляться с двумя маленькими детьми одновременно, поэтому старшего из них отправляют в детский сад. А кто-то отдает ребенка в группу, чтобы он социализировался перед школой.
Выбрать садик по своему вкусу не всегда реально. Бывает, родители настолько рады получить наконец путевку в дошкольное учреждение, что не задумываются о возможных проблемах, львиная доля которых связана с личностью воспитателя. Именно с этим человеком малыш будет проводить целый день. В итоге одни родители не могут смириться с тем, что в жизни ребенка появился новый авторитетный взрослый – совершенно посторонний для их семьи. Другие недовольны самим педагогом, при этом далеко не все претензии являются разумными. Как бы то ни было, исход у этих вариантов один – конфликт с воспитателем. В интересах обеих сторон – умение грамотно решать разногласия.
Чего нельзя делать категорически
Публично обсуждать проступки и ошибки детей. Если вы хотите использовать какую-то ситуацию в воспитательных целях, рассказывайте о ней максимально отвлеченно, как будто герой истории — какой-то посторонний мальчик или девочка. Расскажите, что он или она сделали и к каким негативным последствиям это привело.
Унижать малышей, кричать на них, обзывать и тем более бить. За это воспитатели могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Приходить в группу с плохим настроением. Дети очень восприимчивы к настроению педагога. Их привлекают веселые, улыбающиеся люди, а хмурых и недовольных они стараются избегать. Настроение влияет и на способы общения воспитателя, и на восприятие малышей, их готовность понимать и слушаться педагога. Найдите то, что поднимает вам настроение — может быть, это веселая музыка, психологические техники, небольшая зарядка, мысли о приятных делах, которыми вы займетесь сегодня, обещание награды после работы и пр. Если день не задался прямо с утра, используйте эти средства.
Обсуждать внешний вид и поступки родителей или других взрослых в присутствии детей, даже если вам кажется, что они спят или заняты своими делами.
За что отвечает младший воспитатель?
![]()
Об ответственности стоит поговорить чуть подробнее. Воспитательский персонал детского сада (и помощник воспитателя в том числе) отвечает за:
-
жизнь и здоровье вверенных ему детей;
-
сохранность всего имущества детского сада, к которому относятся материальные ценности, столовая посуда, игрушки, обучающий инвентарь, мебель, постельное белье, музыкальные инструменты и спортивные снаряды;
-
личные вещи малышей;
-
соблюдение пожарной безопасности;
-
санитарные и гигиенические нормы в отношении детей, воспитателей и помещений;
-
грубое/жестокое/некорректное отношение к детям.
Обычно самым главным индикатором того, что младший воспитатель отлично справляется со своими обязанностями, являются благодарные и довольные родители. Ведь если их чадо с радостью отправляется в детский сад, ему там весело и уютно, он активно учится, имеет много друзей и слушается педагогов, то это прямой показатель качественной работы воспитательского состава детского сада.
Не жалуйтесь за спиной
Если родители, имея определенные вопросы по пребыванию ребенка в группе, предпочитают решать их «сверху», минуя откровенный разговор с воспитателем, — подрыва доверия в отношениях не избежать. Ничто так не обижает педагога как поданная «за спиной» жалоба выше. Написать ее современным родителям не составляет труда. Заведующая, районный отдел образования, соответствующее министерство, администрация президента в конце концов — все они легко узнают о проблеме, получив лаконичный емэйл. А далее — по факту каждого обращения на любой уровень руководства должна быть проведена тщательная проверка. Она крадет у педагогов время, нарушает привычный ритм работы и вызывает досаду от признания того факта, что, обратись родители непосредственно в группу, — ситуация решилась бы быстрее и легче. Обида, непонимание, ощущение предательства, а порой и беззащитности — те чувства, которые вспыхивают в воспитателе, столкнувшимся с попыткой родителей решить проблему «на высшем уровне». Недоверие и желание держаться подальше, которое впредь эти родители будут вызывать у педагога, порой сказываются и на ребенке. Такого, как понимают воспитатели, лучше вообще не трогать. Во всех, даже самых позитивных смыслах этого слова. А то вдруг снова нажалуются.






























