С какого возраста ребенок может гулять один?

До какого возраста ребёнок обязан проживать с родителями?

По закону ответственность за воспитание, содержание и развитие детей лежит на родителях или лицах, их заменяющих: опекунах, усыновителях, попечителях.

В 14 лет подросток ещё не готов жить самостоятельно, поэтому и по достижении этого возраста закон определяет его место проживания вместе с родителями (п. 1 ст. 63 СК РФ).

Вместе с тем ребёнок с согласия родителей может проживать у близких родственников, например, у бабушки или дедушки, но в то же время — получать заботу и воспитание от родителей.

Дети же, находящиеся под опекой, или усыновлённые дети, проживают совместно с теми, кто их опекает.

Государственные органы, осуществляющие защиту прав и интересов детей

Семейное законодательство устанавливает, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений родителей и иных лиц.

Осуществляют защиту прав ребенка от таких злоупотреблений:

  • орган опеки и попечительства;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  • прокуратура;
  • органы внутренних дел;
  • суд.

Орган опеки и попечительства – это орган, который занимается защитой прав и интересов несовершеннолетнего ребенка от злоупотреблений родителя и ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Данный орган осуществляет защиту имущественных, жилищных и личностных интересов ребенка.

Любое лицо, которому стало известно о возникновении реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетнего ребенка, должен сообщить об этом в орган опеки и попечительства.

После получения информации о нарушении прав ребенка орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры для защиты прав и интересов несовершеннолетнего.

В функции органа входит не только защита прав ребенка, но и обеспечение прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, дача заключения о целесообразности лишения родительских прав, участие в судебных заседаниях по делам о защите прав ребенка и в исполнении решений суда, а также иные функции.

Органы опеки и попечительства вправе посещать семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью.

Защитой прав и интересов ребенка также занимаются комиссии по делам несовершеннолетних. В их компетенцию входит профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранений причин, способствующих совершению преступлений, помощь в реабилитации детям, которые оказались в тяжелой или опасной для них жизненной ситуации.

Комиссии наделены следующими обязанностями:

  • предъявление в судебный орган искового заявления о лишении и ограничении родительских прав;
  • обеспечение мер по защите прав и интересов несовершеннолетних детей;
  • в определенных случаях контроль за воспитанием, развитием и содержанием ребенка;
  • иные компетенции.

Прокуратура, как орган по защите прав и интересов ребенка, вправе:

  • подавать в суд исковое заявление о лишении или же ограничении родительских прав, а также иск о восстановлении имущественных или личных прав несовершеннолетнего ребенка;
  • предъявлять в суд постановление об отмене усыновления;
  • присутствовать на судебных заседаниях по делам о защите прав несовершеннолетнего.

Основными направлениями деятельности прокуратуры в сфере защиты прав детей являются:

  • надзор за исполнением законодательства о социальной защите детей, об образовании, об охране их жизни и здоровья;
  • пресечение случаев жестокого обращения с ребенком;
  • другие направления информации.

Органы внутренних дел принимают участие в принудительных мероприятиях, связанных с защитой детей. Например, участвуют в отобрании детей из неблагополучных семей или разыскивают лиц, которые уклоняются от исполнения решения суда.

Что еще важно

Прежде чем отпускать ребенка на прогулку одного, найдите с ним общий язык. Объясните возможные последствия различных поступков, то, что не стоит повторять за сверстниками их глупые поступки, что на заброшенной стройке можно получить серьезную травму, собака может укусить, нельзя уходить со двора с незнакомыми людьми. 

Обязательно скажите, что вы очень переживаете за него. Родители всегда должны знать, где и с кем гуляет их ребенок. Возьмите номера телефонов его друзей и их родителей. Лучше всего, чтобы ребенок вернулся с прогулки до наступления темноты. Если на улице стемнело, а ребенок задержался на прогулке, встретьте его, чтобы он не заблудился. 

Хороший воспитательный прием – попросить ребенка звонить за полчаса до прихода домой, якобы чтобы успеть приготовить ему ужин. На самом деле дает возможность поинтересоваться, что ребенок делает и все ли у него в порядке.
 

Психологический аспект комендантского часа

На сегодняшний день, соблюдение закона о «ночном времени» происходит со средней активностью.

Не во всех городах подразделения полиции осматривают дворы и подворотни с целью выявления нахождения несовершеннолетних на улице после 22:00.

Как принято в подобных ситуациях, пик активности по выявлению нарушений данного закона пришёлся на первые несколько месяцев, после его принятия. В дальнейшем, разумеется.

Показатели стали падать, однако, нескольких месяцев людям вполне хватило для того, чтобы понять всю серьёзность данной ситуации.

И речь идёт не только о безопасности детей, о чём многие задумываются не в первую очередь.

Речь идёт о том, что после первых месяцев активного исполнения закона, стало понятно, что прогулка детей в одиночку после 22:00, может ударить по карману, а потому, будет ещё одна причина следить за тем, чтобы он (ребёнок) в «ночное время» находился дома.

Таким образом, комендантский час стал работать как картонные манекены инспекторов ГИБДД в вдоль дорог – устрашение на подсознательном уровне.

Родители, прежде чем отпустить своего ребёнка на улицу в вечернее время подумают о том, что будет лучше не только для его безопасности, но и для родительского кошелька, проследить, чтобы в 22:00 несовершеннолетний находился дома.

Интересное замечание, что и для криминального мира подобный закон стал своего рода подсознательной установкой на то, что на улицах можно будет встретить гораздо меньше обычных прохожих и гораздо больше патрулирующих нарядов полиции.

Но распространялось такое мышление на меньшинство, и потому опасность нахождения вне дома ночью ничуть не снизилась.

Несмотря на очевидное стремление к обеспечению безопасности граждан, введение комендантского часа вызвало широкий резонанс среди общественности, потому как было воспринято многими жителями не как сохранение жизни и интересов, а как ограничение прав и свобод граждан.

И несмотря на то, что по сути закон в первую очередь касался детей и подростков, недовольны были родители, обременённые тем, что теперь у них появилась необходимость следить за своим ребёнком вдвое внимательнее обычного, что разумеется нарушало определённые планы и могло принести финансовые убытки (по причине штрафа).

Но у данного закона есть подводные камни, которые также мешают гражданам жить спокойно.

К примеру, некоторые сотрудники полиции, при проведении разъяснительных работ с родителями нарушившими правила, доходят до нелепых крайностей (приведённая далее цитата – случай, произошедший с автором):

«Если ребёнок остался дома с больным родителем или другим опекуном (бабушки, дедушки), и существует острая необходимость выйти на улицу в период «ночного времени», для того чтобы купить лекарства или позвать соседей, то он (ребёнок), должен оставаться дома, даже если ситуация критическая».

Что же делать

Конечно же, здравомыслящие родители должны понять, что ребёнок должен гулять во дворе, укрепляя своё здоровье и общаясь со сверстниками. Просто нужно с раннего возраста приучать своё чадо к самостоятельности, не бояться отпустить его от себя, проводить беседы на тему безопасности:

  1. Учить правила дорожного движения, опасаться движущихся машин, ведь они могут быть во дворе.
  2. Рассказывать о правилах поведения с незнакомыми людьми. Только не надо перегибать палку и запугивать ребёнка маньяками (так можно довести малыша до нервного тика).
  3. Учить беречь свои вещи, например, не хвастаться дорогим мобильным телефоном.
  4. Учить ребёнка быть всегда на связи с родителями, чтобы те могли позвонить в любой момент и узнать, где находится их чадо.

Законодательные акты.

Ограничения на нахождение подростков без надзора взрослых регулируются такими нормативными актами, как:

  • Семейный кодекс;
  • Конституция РФ;
  • Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998.

Закон о комендантском часе для несовершеннолетних на территории Москвы и области был принят в 2009 году. Он предназначен для профилактики причинения вреда детям, безнадзорности.

На региональном уровне субъекты РФ имеют право вносить дополнения в закон о временных ограничениях.

В зависимости от криминогенной обстановки и других факторов, органами местного самоуправления может быть изменен возраст несовершеннолетних, начало и окончания комендантского часа.

Также допускается расширение списка мест, где при наступлении определенного времени подростки не должны находиться без взрослых.

Ситуация 2. Ребенка насильно ведут на кружки

Каждый человек, даже если он еще ребенок, имеет право на свои увлечения и свой образ мыслей. Это тоже некое личное пространство, которое ограждается от других интеллектуальными границами.

Если родители после детского сада или школы тащат упирающегося обеими ногами ребенка на фортепиано, рисование или кружок по шахматам — они нарушают его личные границы.

Да, возможно, это развивает и открывает какие-то дороги в будущем, но вред может получиться больше, а силы окажутся потрачены зря. Есть масса примеров, когда полученный для родителей красный диплом пылится в шкафу, а закончивший музыкалку ребенок содрогается от одного упоминания о музыке.

Интеллектуальные границы нарушаются, если:

Ребенку запрещают высказывать свое мнение: «Еще молоко на губах не обсохло, сиди да помалкивай».

Его высказывания высмеиваются и неоправданно критикуются: «Да что ты понимаешь».

Его заставляют читать книги, которые ему не интересны: «Я лучше знаю, что тебе нужно».

Как формируются личные границы у ребенка

Первые личные границы, которые начинают формироваться у ребенка, — физические. Рождаясь, он отделяется от тела матери, но не до конца, границы размыты.

У младенца многих личных границ еще нет, поэтому когда родители решают все за него, они ничего не нарушают. Мать чувствует тесную связь с малышом. Это заметно даже из речи. Она говорит «мы прибавили в весе» или «у нас болит горлышко». Прибавил в весе и заболел только малыш, но мама еще не может отделить себя от него.

Но вот ребенок научился ползать, потом ходить — его личные границы стали проявляться четче. Теперь от реакции и чуткости родителей зависит, будут ли они крепнуть или искажаться, уходя постепенно в протесты или вялую покорность. Чем старше становится ребенок, тем дальше его физические границы отодвигают его от родителей. Если родители не удерживают ребенка рядом.

За физическими постепенно выстраиваются и с каждым годом расширяются и другие виды границ.

На первый взгляд это может показаться страшным («я теряю связь с собственным ребенком»), но это единственный путь к отделению и способности жить самостоятельной жизнью и способностью позаботиться не только о себе, но и о постаревших родителях.

Кто попадает под действие запрета?

Ограничения распространяются исключительно на несовершеннолетних детей. То есть на тех граждан, возраст которых не достиг 18 лет. В некоторых регионах предусмотрена формулировка, касающаяся студентов. Ведь по нормам законодательства, если ребенок получает образование в высшем учебном заведении, он признается в качестве лица, находящегося на родительском и государственном обеспечении – за ним сохраняется право на ряд социальных пособий и льгот, которые действуют лишь до совершеннолетнего возраста.

Также продолжительность комендантского часа определяется количеством лет. Стандартно для лиц, достигших 16 лет, устанавливаются более лояльные ограничения, чем для людей помладше.

Что такое общественное место?

Согласно вышеназванного закона общественные места — места общего пользования, в том числе улицы, парки, скверы; автомобильные и железные дороги как в пределах населенного пункта, так и между населенными пунктами; остановки общественного транспорта; территории, на которых осуществляется строительство; места общего пользования в жилых домах; территории, прилегающие к жилым домам и образовательным организациям, в том числе детские площадки, спортивные сооружения; места, предназначенные для использования в сфере развлечения, досуга, торговли; территории вокзалов, аэропортов; водоемы и прилегающая к ним территория; иные места, определяемые как общественные для целей настоящего Закона.

Этот перечень не является исчерпывающим. Более подробно, что входит в это понятие, рассмотрено в статье: «Штраф за распитие спиртных напитков в общественном месте».

Каковы последствия ночных прогулок несовершеннолетнего человека?

Законодательство Российской Федерации предоставляет субъектам государства самостоятельно принимать решение о том, до скольки подросток имеет право гулять на улице и находиться в общественных местах. Соответственно, меру наказания для таких детей и их родителей каждый субъект также выбирает сам.

Расскажем, какие меры предусмотрены в Санкт-Петербурге. Если подросток был остановлен полицейским патрулем в первый раз, дело, скорее всего, ограничится вынесением предупреждения и препровождением ребенка до дома.

Если же любитель ночных прогулок уже не единожды попал в поле зрение органов правопорядка, то ему выпишут штраф в размере 1000–3000 рублей. Если желание гулять по ночам у 16-летнего подростка не пропало даже после этого и в течение года он был задержан еще раз, штраф будет увеличен до 5000 рублей.

Что диктует закон?

Если родители не живут вместе, место проживания ребёнка будет определяться решением его мамы и папы.

Так, статья 65 СК РФ гласит: если один из родителей хочет зарегистрировать ребёнка в своём доме, ему необходимо получить согласие второго родителя. Это значит, что ответственность за проживание ребёнка будет лежать на том родителе, который производит регистрацию.

Подростку от 14 до 18 лет предоставляется возможность самостоятельно регистрироваться по тем адресам, которые закреплены за его родителями, посредством написания заявления.

В статье 18 ГК РФ указано, что выбирать место проживания самостоятельно могут дееспособные лица с письменного согласия родителей.

Как дети нарушают границы родителей

Не стоит забывать и о собственных границах родителей — ребенок может начать нарушать их в ответ. Здесь все зависит от возраста ребенка и от ваших личных установок. Чтобы понять, нарушаются ли ваши границы, прислушайтесь к своим ощущениям. Если чувствуете раздражение, злость или досаду — это сигнал, что границы нарушены. Если же все внутри спокойно и радостно — все в порядке.

Еще раз повторюсь, взвешивать свои ощущения надо с оглядкой на возраст ребенка. Например, вы прилегли отдохнуть, а ребенок просит есть. Вам досадно, вы только-только вытянули ноги и взяли в руки пульт от телевизора, и вам совсем не хочется идти на кухню и разогревать суп. Если это трехлетний ребенок, вряд ли вы сможете доверить ему зажечь газ. Но если требует накрыть на стол шестнадцатилетний подросток, то вы вправе сказать «нет».

Ребенок нарушает ваши границы, когда:

1 Врывается в вашу спальню, прыгает по кровати, разбрасывает вещи, заглядывает в ящики вашего стола. У родителя тоже должно быть свое собственное пространство, все не должно быть общим. Чтобы научить ребенка уважать ваше пространство, показывайте, что уважаете его личное пространство: комнату или стол, где он занимается. Не берите без разрешения его вещи, не раскладывайте, как это удобно вам, признайте его полноправным хозяином своего личного пространства.

2 Заставляет постоянно играть с ним в игры, которые вам не интересны. Вы зеваете от одного вида машинок или с тоской смотрите на очередные пазлы? Попробуйте найти игру, которая понравится вам обоим: ходилки, шашки, футбол, поделки из коробков… Вспомните, что вам нравилось в детстве. Возможно, интерес к этому занятию еще можно воскресить.

3 Каждый вечер приводит в гости товарищей, и они мешают жить и отдыхать всем остальным домашним. Здесь можно четко договориться с ребенком, в какие дни недели, в какое время он может приводить гостей. Например, по вторникам и четвергам с трех до пяти. Это надо решать сообща с ребенком, так он научится уважать ваши личные границы и учитывать свои.

Отпускать ребенка и видеть в нем отдельную личность

Человек, который не умеет отстаивать собственные границы, как правило, не видит и чужие. Получается парадокс: сказать «нет» стыдно, а постоянно вламываться в жизнь другого человека вроде как нормально.

Чтобы было легче отделить себя от своего ребенка, воспринимайте его не как что-то само собой разумеющееся, а как бонус. Каждый день напоминайте себе: вы отдельная личность, и у вас есть ваша личная неповторимая жизнь, а ребенок — это дополнительная радость, данная вам. И он, как и вы, как и любой другой человек, отдельная личность. И у него тоже есть его неповторимая жизнь, данная не вам с ним на двоих, а только ему. И прожить ее должен он сам.

Отпуская вы не теряете, а укрепляете связь. Просто ваши детско-родительские отношения постепенно год за годом переходят на новый уровень.

Я слышал, что главное в работе с психологом — это доверие. Насколько я должен доверять психологу, чтобы мне стало легче?

Насколько можете — настолько и доверяйте. Откровенность невозможно выжать из себя насильно. Ещё доверие — это то, что создают двое, а не один. В работе психолога есть принципы, которые помогают клиенту раскрыться и не переживать за свою безопасность

Неважно, взрослый вы или ребёнок — эти правила распространяются на все виды терапии: 

  • Уважение и беспристрастность — психолог понимает, что вы с ним равны. Он не будет смеяться над вашими проблемами и не станет осуждать ваши взгляды. 
  • Конфиденциальность — психолог без вашего согласия никому и ничего не должен про вас рассказывать.
  • Самоопределение клиента — вы можете выбирать, хотите работать с этим психологом или нет. Специалист не имеет права вам помешать, если вы захотите уйти. 

Как оставить ребенка одного дома: разбираемся по пунктам

Предлагаем несколько правил и рекомендаций для мам и пап, которые оценили уровень самостоятельности своих домой и уверены в том, что их ребёнок точно готов к «автономному плаванию».

Да – постепенности, нет – резким шагам

Нельзя оставить ребёнка сразу на неделю, тем самым проверяя его готовность и независимость. Нужно приучать к одиночеству постепенно. К примеру, сперва мама уходит из квартиры на 30 минут, затем – на 1 час, затем время отсутствия увеличивается. Переходить к большему временному промежутку стоит лишь после того, как ребёнок успешно доказал свою самостоятельность: поиграл, сделал уроки, поел, ничего не разрушил и т.д.

Изучение техники безопасности

Итак, ребенок один дома, а значит, возможны всяческие неприятные ситуации, а значит, он должен знать, как себя вести в чрезвычайных условиях.

Но эти знания не приходят сами по себе, их нужно донести до малыша и подростка.

Нельзя открывать чужим людям (и вообще – посторонним, даже если они знакомы ребёнку). Ответ всегда один – мама запретила открывать дверь. Других объяснений не нужно.
Если дома чувствуется запах газа или горит какой-либо бытовой прибор, необходимо позвонить родителям и пожарным. Обязательно следует выйти из помещения на улицу. Не нужно самому тушить мелкий (!) пожар (исключение – хладнокровные подростки).
При отключении света можно достать фонарик. Никаких свечей и спичек.
Можно разогревать пищу в микроволновке, воду в электрочайнике

При этом важно следить за тем, чтобы бытовые приборы были отключены после работы.

Список правил можно продолжить. Идеальный вариант – убрать подальше все опасные предметы: ножи, лекарства, бытовую химию.

Знание своих данных – сила

Вы не можете продумать все чрезвычайные ситуации и варианты их решения силами ребёнка. Если огласить список всех опасностей, которые подстерегают маленького человека в пустой квартире, можно добиться обратного эффекта – появления страхов и боязни одиночества. Важнее то, знает ли ребёнок, куда ему обращаться в случае ЧП.

В первую очередь, ребёнок должен позвонить родителям. Значит, необходимо убедиться в том, что в его телефоне есть ваш номер, но лучше продублировать его на бумаге. Запишите и прикрепите стикер на холодильник. Сюда же можно добавить номера всех экстренных служб, а также домашний адрес. На тот случай, если малыш запаникует и забудет его при звонке в пожарную или газовую службу.

Заряженный телефон

Телефон – это важнейший способ коммуникации в нынешнее время. Поэтому обязательно убедитесь в том, что смартфон заряжен, на счету достаточно денег для звонков. Предупредите о том, что ребёнок всегда должен быть на связи: отвечать без промедления, самому звонить в оговорённые промежутки времени.

Помощь близких

На первое время можно договориться с бабушкой, родственником, живущим рядом, или соседкой, которой вы доверяете на 100 процентов, о том, что они будут заходить в гости и проведывать маленького «робинзона крузо». Насколько это необходимо – решать только вам и ребёнку.

Время отсутствия

Обязательно расскажите, на сколько минут/часов вы выходите из дома и когда вернётесь. Предупредите, если вы задерживаетесь. Ну и постарайтесь не опаздывать, особенно если ребёнок один дома в вечернее время.

Узнайте, чем ребёнок станет заниматься

Поинтересуйтесь планами на время вашего отсутствия. Если ребёнок не может распланировать свой день, попробуйте составить расписание. К примеру, выполнение уроков, домашние хлопоты, игры, чтение книг, просмотр телевизора, дневной сон.

После возвращения обязательно поинтересуйтесь, чем занимался малыш всё это время. Подростки обычно не любят рассказывать о своих занятиях, но тут всё зависит от степени доверительности детско-родительских отношений.

Со скольки лет можно оставлять ребенка одного дома

Российские законы прямо не указывают на то, с какого возраста можно оставлять ребёнка одного дома. Поэтому ссылаться на законодательные акты нет никакой возможности. Психологи тоже не пришли к единому мнению по этому вопросу. Так что родителям придётся решать его самостоятельно. Но всё же о некоторых важных моментах нужно обязательно упомянуть.

С точки зрения законодательства

Согласно статье 63 СК (Семейного кодекса) России, мама и папа обязаны проявлять заботу о своём ребёнке, в том числе о здоровье, физическом и психологическом, и о других сторонах детского развития. Следовательно, если вы оставляете малыша или подростка (вообще человека, не достигшего совершеннолетия) в одиночестве, нужна железобетонная уверенность в том, что ему ничего не угрожает.

Если же с ребёнком что-то случится, когда вас не было рядом, наступит ответственность – административная (статья 5.35 Кодекса об административных правонарушениях РФ) либо уголовная (статьи 109, 125 Уголовного кодекса РФ). Наказание может быть разным: в первом случае – родителей предупредят или наложат небольшой штраф за ненадлежащие исполнение своих обязанностей в отношении детей.

Уголовная ответственность возможна в случае серьёзных последствий для ребёнка. Например, он травмируется, устроит пожар, пострадает при каких-либо техногенных чрезвычайных ситуациях. Статья 125 УК России за заведомое оставление малолетнего и беспомощного лица предусматривает лишение свободы сроком до 1 года.

Лишение свободы грозит и в том случае, если оставление детей одних дома привело к их гибели

Уголовно дело может быть возбуждено по статье 109 УК России (Причинение смерти по неосторожности). В такой ситуации суд может назначить наказание в виде отбытия наказания сроком до двух лет

Конечно, это крайние случаи, но о них, тем не менее, стоит помнить.

С точки зрения психологии

Психологи однозначно уверены в следующем: при оставлении ребёнка без присмотра нужно учитывать не возраст, не то, пошёл ли он уже в школу, а уровень его развития и психологическую зрелость. Условно человек становится самостоятельным в 14 лет, но опять же – это условный возраст.

Самостоятельность – это комплекс сразу нескольких личностных особенностей и приобретённых навыков. То, как ребёнок может себя обслуживать, контролировать и понимать зону своей ответственности, будет зависеть от условий его воспитания, от степени доверия к нему со стороны родителей, от адекватных примеров со стороны мамы и папы.

И всё жесть некоторые примерные (!) ориентиры: средний возраст, с которого ребёнка можно оставлять ненадолго без присмотра, – 7-8 лет (время поступления в школу). Лучше начинать с получаса. Для детей в возрасте 9-12 лет это время увеличивают до нескольких часов. Подростки могут побыть в одиночестве уже 5-6 часов.

Но всё это возможно лишь в том случае, если опять же ребёнок самостоятелен настолько, что способен пользоваться бытовыми приборами, знает основные правила безопасности и не боится одиночества.

Вывод простой: решение о том, с какого возраста ребёнка можно оставлять одного в квартире или доме, принимают исключительно его родители. А значит, вся ответственность за его здоровье и самочувствие лежит целиком и полностью на них.

Закон: до скольки гулять ребенку

На самом деле на территории России действительно есть Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», подписанный Владимиром Путиным 28 апреля 2009 года. Он вводит «детский комендантский час» и запрещает детям находиться на улице в ночное время суток без присмотра взрослых. 

Но не все регионы его свято блюдут. Среди приверженцев закона, помимо Краснодара и Кубани, Ярославская область, Санкт-Петербург, Киров, Иркутск, Ивановская область и т. д. На самом деле в Москве он тоже есть, но не очень-то работает, особенно учитывая расстояния столицы, когда подростки, например, занимаются на курсах перед поступлением в вуз, и просто вынуждены возвращаться домой поздно. 

Итак, согласно действующему закону, в большинстве российских регионов ребенку до 16 лет разрешено гулять одному до 22 часов, а до 17 лет – до 23. В некоторых регионах во время летних каникул детям до 16 лет разрешено гулять также до 23 часов. Если ребенок оказался на улице позже «комендантского часа», родители могут быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа от 300 до 50 000 руб. 

Мнение мам: до скольки гулять ребенку

«До скольки вы отпускаете своих детей гулять в 13 лет и до скольки отпускали вас? Зимой она у меня в 5 дома, это ее, так сказать, не устраивает, сейчас приходит в 7, говорит, что маленькие дети еще в такое время гуляет. Вот думаем с мужем, может, кто подскажет?» – пишет на форуме Наталья. 

И большинство родителей смело ей отвечает, что зимой – да, до пяти часов – нормально. Но вот летом вполне можно продлить прогулки до восьми-девяти, а то и до десяти часов. 

«Моей дочке 7 лет исполнилось в марте… Ходим в садик, в подготовительную группу… И вот недавно оказалось, что один мальчик из группы ходит гулять один… Гуляет он во дворе, из окна его видно родителям…. Окно нашей комнаты выходит туда же, на ту же площадку, но часть площадки закрыта от глаз моих соседским балконом… 

Как раз та часть, где растет дерево высокое и стоит высокая горка-лазилка… И вот дочка, узнав, что мальчик этот гуляет один, теперь просится, чтоб и ее я отпускала… А я боюсь… Правда, сегодня отпустила… Сидела, смотрела в окно… Правда, иногда отходила, отвлекалась на дела… Один раз не увидела дочку… Позвонила ей на мобильник… Она тут же вышла туда, где ее видно… 

Когда пошла к дереву высокому (они на него залезают), то позвонила и спросила, можно ли ей залезть на дерево невысоко… Прогуляла полчаса…Больше моя душа не выдержала… Что скажете? Рано? Или уже пора?», – делится некая Galateya. 

И родители, у которых дети – ровесники ее дочки, – очень мягко ей рекомендуют все же повременить до тех пор, пока малышке не исполнится десять, и честно признаются, что сами не готовы последовать ее примеру. 

Мы тут же решили проверить, а как себя ведут родители десятилетних: 

«До скольки отпускаете гулять детей 9–10 лет? Как контролируете где гуляет ребенок? Вообще, насколько самостоятельны ваши дети в этом возрасте?», – задает вопрос Arwen Undomiel. 

И, что удивительно, родители большинства десятилеток отвечают, что аж до девяти-десяти часов. Лишь немногие называют время восемь часов. Правда, все они признаются, что речь идет о прогулках во дворе, где они с балкона или из окна могут следить за тем, что делает их ребенок на улице. 

Впрочем, есть прецеденты, когда на улице самостоятельно гуляют дети трех-четырех лет, но они массово порицаются участниками форумов. Как бы то ни было, но решать, когда впервые выпустить ребенка гулять одного, конечно же, вам, и тут вы полностью берете ответственность только на себя. 

Мы живем в маленьком городе или поселке, здесь все друг друга знают. Могу ли я разрешить детям гулять одним раньше, чем в большом городе?

Конечно, в большом городе опасностей больше, поэтому жители маленьких городков или поселков чувствуют себя более защищенными. Но принципиально это не меняет списка навыков и понятий, которыми должен обладать ребенок, начиная с 5-6-летнего возраста. Например:

  • Прекращать любой разговор с посторонним сразу же фразой «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!»
  • Отходить на безопасную дистанцию и убегать.
  • Падать на землю с криком «Помогите, я не знаю этого человека!», если кто-то держит за руку или за одежду.
  • Бежать в безопасные людные места.
  • Смело просить о помощи у служащих, например, магазинов или даже аптеки.
  • Просто проходить мимо, если тебя окликают или подзывают, или отвечать, не останавливаясь: «Нет, извините, меня ждут» и так далее.

Фото: unsplash

Если мне снятся кошмары или я нервничаю из-за ЕГЭ, это повод прийти к психологу?

Нет таких переживаний и чувств, с которыми нельзя прийти к психологу. Даже если вам «просто» снятся страшные сны. Возможно, за этими кошмарами кроется что-то большее: например, страх завалить экзамены и не оправдать надежды родителей.

Расстраиваетесь, что у всех в классе айфоны, а вы один с обычным смартфоном. Переживаете, что не умеете смешно шутить или что сверстники смеются над вашей фамилией. Страдаете оттого, что сильно влюбились и не знаете, как сказать об этом любимому человеку. Чувствуете себя хорошо и хотите просто так поговорить со специалистом. С психологом можно обсудить что угодно. 

Всё, что стало для вас проблемой, — важно. Иначе это не было бы проблемой

Что делать, если у ребенка уже сформировалось неправильное понимание границ

В каких семьях обычно формируется неправильное понимание границ ребенком? В тех, где взрослые сами не научились выстраивать собственные границы. Их самих заставляли доедать, шлепали, ругали, тащили куда-то за руку. По инерции они перенесли привычное поведение в свою семью.

Можно что угодно говорить про уважение чужого пространства, но если ребенок видит, как мама или папа роются без спроса в его вещах, он будет делать то же самое. Его поведение — это отражение поведения окружающих его взрослых.

Хорошо это или плохо? Плохо, потому что изъяны передаются по цепочке из поколения в поколение. И хорошо, потому что тогда все в наших руках: меняемся мы, меняются и наши дети.

Если у вашего ребенка уже сформировалось искаженное представление о личных границах, проверьте свое представление об этих границах и свои действия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: