Скороговорки на свистящие и шипящие С-Ж
Слишком много ножек у сороконожек.
(У кого много ножек?)
****
Жук жуку жужжал: «Жу-жу!
Я с ежатами дружу!»
(Кто кому жужжал? С кем дружит жук?)
****
Справа от дорожки –
Заросли морошки.
Я сверну с дорожки –
Наберу морошки.
(Где растет морошка?)
****
Ежики с иголками,
Ужики под елками.
(У кого иголки? Кто под елками?)
****
Усядемся на пригорке,
Да, расскажем скороговорки.
(Куда усядемся? Что расскажем?)
****
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
(Кто с кем подружился? Чего делать не нужно?)
****
У крошки матрешки
Пропали сережки.
Сережки Сережка
Нашел на дорожке.
(У кого пропали сережки? Кто их и где нашел?)
****
Полезные советы:
Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек значительно облегчат процесс заучивания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Щ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Щ».
Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Щ», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Щ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам
Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.
Враги красивой речи
Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна. Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:
Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы
Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме; Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов
Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека; Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь
Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека; Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей
Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь
Список скороговорок
Бык тупогуб. Тупогубенький бычок. У быка была губа тупа. |
Верзила Вавила Весело ворочал вилы. |
Был баран белорыл, Всех баранов перебелорылил. |
Варежки у Вари Пропали на бульваре. |
Бобр добр для бобрят. |
Отвори, Варвара, ворота. |
Говорила им горилла, приговаривала, Говорила, говорила, приговаривала. |
На иве галка, На берегу галька. |
В дупле на дубе дятла дом, Целый день сидит он в нём. |
Надя надевала Пододеяльник на одеяло. |
Я жук, я жук! Я тут живу, Жужжу, жужжу, Гляжу, лежу, Я не тужу, Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж… |
Ужа оса ужалила, Ежу ужасно жаль его. |
Ель на ёжика похожа, Ёж в иголках, ёлка тоже. |
У ежа ежата, у ужа — ужата. |
Жужжит жужелица, Жужжит, да не кружится. |
Идёт козёл с косой козой, Идёт козёл с босой козой, Идёт коза с косым козлом. |
Закрыт замок на замок. |
Колокольчики на окошке, Под окошком кошки в лукошке. |
Сок с берёзы стёк, Стёк с берёзы сок. |
Клала Клава лук на полку, Кликнула себе Николку. |
На кочке квочка, Квочка на кочке. |
Расскажите про покупки. Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, Про покупочки мои. |
Во мраке раки Шумят в драке. |
Под липой лиса, На липе оса. |
Налили Лене лимонада, А ей ещё лимона надо. |
На льдине спит тюлень, Он ленится весь день. |
На лужайке дятел жил, Дуб как долотом долбил. |
Полы мыла Алла, А Лена помогала. |
В лимане налима Ловили для Милы. |
Вымыли мышки Миску для мишки. |
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. |
Забавной обезьяне Бросили бананы. |
Наш Полкан попал в капкан. |
Пичуга на ветке, Питон в клетке. |
Пила липу пилила, Пилила — напылила. |
На дворе трава, На траве дрова, Не руби дрова На траве двора. |
За тараканом — с барабаном, За комаром — с топором. |
Шёл Егор через двор, Нёс топор чинить забор. |
Варвара варила, варила, Да не выварила. |
У Сони и Сани в сетях сом с усами. |
Коси, коса, пока роса. Роса долой — и мы домой. |
Купила Марусе бусы бабуся, На рынке споткнулась о гуся бабуся, Не будет подарка у юной Маруси —Все бусы склевали по бусинке гуси. |
В поле — все, все, все: В поле — сев, сев, сев. |
Связку сушек сушил Саша на суше. |
Банты у Ани, Ленты у Тани. |
Тары-бары-растобары, У Варвары куры стары. |
Наш Филат Не бывает виноват. |
Муха – горюха села на ухо. |
Грызёт белка орех, А ребятам смех. |
Целый день цыплёнок Цып Возле курицы сидит. |
Скворцы и синицы — Весёлые птицы. |
Мы купили огурцы, Хлебцы, соль и леденцы. |
Шла Саша по шоссе И сосала сушку. |
Кукушка кукушонку Купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — Как в капюшоне он смешон! |
На дереве — почки, Под деревом — бочки. |
Черепаха, не скучая, Час сидит за чашкой чая. |
Чёрной ночью чёрный кот Прыгнул в чёрный дымоход. |
Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. |
Щёткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. |
Щёки красные у Саши, Щей он много ел и каши. |
Два щенка щекой к щеке Грызли щётку в уголке. |
У черепашонка черепашья рубашонка
Скороговорки на звуки «ч»-«ш», «ч»- «ж», «ч»-«щ».
«Ч»-«Ш»
***
У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке черепашья рубашонка.
***
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
***
Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.
***
Черепашка не скучая час сидит за чашкой чая.
***
Яшка в фуражке едет на черепашке.
***
Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.
***
Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь.
***
Чебурашка черепашку
Попросил раскрасить чашку.
***
В четверг четыре черепашки
Четыре раза мыли чашки.
***
Чебурашка в чёрной рубашке
Чебурахнулся с черепашки.
***
С чабрецом чета ромашек
В чаще чай пила из чашек
Сыч
— Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь?
— Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не говоришь?
— Говорить чушь, чушь не хочу, не хочу.
Тут — лес, тут — глушь, тут — ночь, и я молчу.
У Чере-черепашонка
Костяная рубашонка.
Нет прочнее рубашонки,
Хоть носи её сто лет!
«Ч»-«Ж»
***
У пчёлки жалко жалит жарко.
***
Чужая одёжа не надёжа.
***
Утром дед спросил у внучки:
– Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
– Я не белоручка!
***
Чирикал черный чижик,
Что он не чижик-пыжик.
***
Сыч чижу часы починял,
Чиж частушки сычу сочинял.
***
Чижик чижика учил
Чистить брючки от чернил.
***
Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.
Про бычка
Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеется:
— В рот не суй, что попадётся!
«Ч»-«Щ»
***
В роще щебечут чижи, чечётки, щеглы и стрижи.
***
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.
***
Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.
***
Месяц заблудился
У косматой чащи.
Рогом зацепился
За сучок торчащий…
***
Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.
***
Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
Здесь вы найдёте другие полезные скороговорки:Весёлые скороговорки на букву С для детейЛибретто «Риголетто». Скороговорки для детей с буквой «р»Выговаривая скороговорки, ломала я язык, переламывала… Скороговорки для детей на букву «л»На опушке живут старушки-болтушки. Скороговорки на букву Ш
Посмотрите видео «Как научить ребенка проговаривать звук Ч правильно».