300 скороговорок для дикции

Скороговорки на свистящие и шипящие С-Ж

Слишком много ножек у сороконожек.

(У кого много ножек?)

****

Жук жуку жужжал: «Жу-жу!

Я с ежатами дружу!»

(Кто кому жужжал? С кем дружит жук?)

****

Справа от дорожки –

Заросли морошки.

Я сверну с дорожки –

Наберу морошки.

(Где растет морошка?)

****

Ежики с иголками,

Ужики под елками.

(У кого иголки? Кто под елками?)

****

Усядемся на пригорке,

Да, расскажем скороговорки.

(Куда усядемся? Что расскажем?)

****

Женя с Жанной подружилась.

Дружба с Жанной не сложилась.

Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

(Кто с кем подружился? Чего делать не нужно?)

****

У крошки матрешки

Пропали сережки.

Сережки Сережка

Нашел на дорожке.

(У кого пропали сережки? Кто их и где нашел?)

****

Полезные советы:

Скороговорки на звук «Щ» в виде мнемодорожек значительно облегчат процесс заучивания. Слово ребенок воспринимает через образ – картинку, модель, символ, знак. А мнемотехника направлена именно на это — замену слов образами. Образами обозначаются даже предлоги ( модели предлогов вы сможете найти ниже в статье).
Перед тем как начать работать с данными мнемодорожками необходимо закрепить навыки четкого произношения и различения звука «Щ» в слогах, словах. Учим малышей выделять данный звук в начале, середине и конце слов. В этом Вам помогут раскраски на звук «Щ».

Все занятия по автоматизации звуков строятся по принципу от простого к сложному.
Каждое занятие следует начинать с разминки, это 2-3 упражнения .
Далее переходим к изолированному произношению звука «Щ», автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и других игровых упражнениях.
Если ребенок не усваивает или ему тяжело выполнять новые задания, можно возвратиться назад и закрепить произношение на более простом материале.
При отборе скороговорок учитывайте какие звуки ребенок произносит правильно, а какие нет. Соответственно, отбирайте только те скороговорки, которые ребенок сможет сказать правильно, выговаривая ВСЕ ЗВУКИ. Иначе можно не только не развить речь ребенка, а наоборот усугубить, закрепив неправильное произношение.
Необходимо обязательно следить за правильном произношением звука «Щ» при произнесении скороговорки. Если у ребенка не получается, остановите его, произнесите это слово медленно. Повторите его несколько раз.
Заучивайте скороговорки сначала в медленном темпе, можно по слогам

Постепенно темп увеличивайте.
Обращайте внимание на ясность всех слов для ребенка. Уточните у малыша, все ли слова он понимает, если нет — объясните их значение.

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна. Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

Слова – паразиты – «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы

Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме; Нецензурная брань – дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов

Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека; Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь

Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека; Сленг – использование жаргонных слов частое явление в общении детей

Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь

Список скороговорок

Бык тупогуб.

Тупогубенький бычок.

У быка была губа тупа.

Верзила Вавила

Весело ворочал вилы.

Был баран белорыл,

Всех баранов перебелорылил.

Варежки у Вари

Пропали на бульваре.

Бобр добр для бобрят.

Отвори, Варвара, ворота.

Говорила им горилла, приговаривала,

Говорила, говорила, приговаривала.

На иве галка,

На берегу галька.

В дупле на дубе дятла дом,

Целый день сидит он в нём.

Надя надевала

Пододеяльник на одеяло.

Я жук, я жук!

Я тут живу,

Жужжу, жужжу,

Гляжу, лежу,

Я не тужу,

Всю жизнь жужжу: Ж-ж-ж…

Ужа оса ужалила,

Ежу ужасно жаль его.

Ель на ёжика похожа,

Ёж в иголках, ёлка тоже.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Жужжит жужелица,

Жужжит, да не кружится.

Идёт козёл с косой козой,

Идёт козёл с босой козой,

Идёт коза с косым козлом.

Закрыт замок на замок.

Колокольчики на окошке,

Под окошком кошки в лукошке.

Сок с берёзы стёк,

Стёк с берёзы сок.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула себе Николку.

На кочке квочка,

Квочка на кочке.

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Во мраке раки

Шумят в драке.

Под липой лиса,

На липе оса.

Налили Лене лимонада,

А ей ещё лимона надо.

На льдине спит тюлень,

Он ленится весь день.

На лужайке дятел жил,

Дуб как долотом долбил.

Полы мыла Алла,

А Лена помогала.

В лимане налима

Ловили для Милы.

Вымыли мышки

Миску для мишки.

Не жалела мама мыла.

Мама Милу мылом мыла.

Забавной обезьяне

Бросили бананы.

Наш Полкан попал в капкан.

Пичуга на ветке,

Питон в клетке.

Пила липу пилила,

Пилила — напылила.

На дворе трава,

На траве дрова,

Не руби дрова

На траве двора.

За тараканом — с барабаном,

За комаром — с топором.

Шёл Егор через двор,

Нёс топор чинить забор.

Варвара варила, варила,

Да не выварила.

У Сони и Сани в сетях сом с усами.

Коси, коса, пока роса.

Роса долой — и мы домой.

Купила Марусе бусы бабуся,

На рынке споткнулась о гуся бабуся,

Не будет подарка у юной Маруси

—Все бусы склевали по бусинке гуси.

В поле — все, все, все:

В поле — сев, сев, сев.

Связку сушек сушил Саша на суше.

Банты у Ани,

Ленты у Тани.

Тары-бары-растобары,

У Варвары куры стары.

Наш Филат

Не бывает виноват.

Муха – горюха села на ухо.

Грызёт белка орех,

А ребятам смех.

Целый день цыплёнок Цып

Возле курицы сидит.

Скворцы и синицы —

Весёлые птицы.

Мы купили огурцы,

Хлебцы, соль и леденцы.

Шла Саша по шоссе

И сосала сушку.

Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон —

Как в капюшоне он смешон!

На дереве — почки,

Под деревом — бочки.

Черепаха, не скучая,

Час сидит за чашкой чая.

Чёрной ночью чёрный кот

Прыгнул в чёрный дымоход.

Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

Щёткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

Щёки красные у Саши,

Щей он много ел и каши.

Два щенка щекой к щеке

Грызли щётку в уголке.

У черепашонка черепашья рубашонка

Скороговорки на звуки «ч»-«ш», «ч»- «ж», «ч»-«щ».

«Ч»-«Ш»

***

У черепашьего черепашонка на черепашьей спинке черепашья рубашонка.

***

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

***

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

***

Черепашка не скучая час сидит за чашкой чая.

***

Яшка в фуражке едет на черепашке.

***

Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

***

Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь.

***

Чебурашка черепашку
Попросил раскрасить чашку.

***

В четверг четыре черепашки
Четыре раза мыли чашки.

***

Чебурашка в чёрной рубашке
Чебурахнулся с черепашки.

***

С чабрецом чета ромашек
В чаще чай пила из чашек

Сыч

— Сыч! Сыч! Почему ты на дереве сидишь?
— Сыч! Сыч! Почему ты ни с кем не говоришь?
— Говорить чушь, чушь не хочу, не хочу.
Тут — лес, тут — глушь, тут — ночь, и я молчу.

У Чере-черепашонка
Костяная рубашонка.
Нет прочнее рубашонки,
Хоть носи её сто лет!

«Ч»-«Ж»

***

У пчёлки жалко жалит жарко.

***

Чужая одёжа не надёжа.

***

Утром дед спросил у внучки:
– Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
– Я не белоручка!

***

Чирикал черный чижик,
Что он не чижик-пыжик.

***

Сыч чижу часы починял,
Чиж частушки сычу сочинял.

***

Чижик чижика учил
Чистить брючки от чернил.

***

Четверть часа чиж чижихе
Пел частушки на плющихе,
Черный кот, большой чудак,
Влез послушать на чердак.

Про бычка

Встретил ёжика бычок
И лизнул его в бочок.
И, лизнув его в бочок,
Уколол свой язычок.
А колючий ёж смеется:
— В рот не суй, что попадётся!

«Ч»-«Щ»

***

В роще щебечут чижи, чечётки, щеглы и стрижи.

***

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

***

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щёки.

***

Месяц заблудился
У косматой чащи.
Рогом зацепился
За сучок торчащий…

***

Этой щёткой чищу зубы,
Этой чищу башмаки,
Этой чищу свои брюки,
Эти щётки все нужны.

***

Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.

Здесь вы найдёте другие полезные скороговорки:Весёлые скороговорки на букву С для детейЛибретто «Риголетто». Скороговорки для детей с буквой «р»Выговаривая скороговорки, ломала я язык, переламывала… Скороговорки для детей на букву «л»На опушке живут старушки-болтушки. Скороговорки на букву Ш

Посмотрите видео «Как научить ребенка проговаривать звук Ч правильно».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: