Проект по русскому языку рассказ о слове. 3 класс

Ярослава З.

Слово сложное понятие. Говорить может только человек. А животные могут издавать только звуки и разговаривать с помощью движений. В слове можно менять ударение и тогда получится другое слово, например: замок и замок.

  1. Эмилия Ф.

Первобытные люди не умели разговаривать. Слова начали использовать для передачи информации. Сейчас нельзя представить нашу жизнь без слов.

^

  1. Ева С.

С помощью слов мы разговариваем, пишем. с помощью слов мы что ни будь, узнаём, понимаем друг друга. Если сказал слово его уже не вернуть

4. Егор М. Слово играет важную роль в нашей жизни. С помощью слов люди общаются друг с другом, добывают и передают знания. В книгах с помощью разных слов автора рассказывают нам о своих мыслях и чувствах. Словом можно обидеть и порадовать человека. С помощью слов мы ссоримся и миримся. Словом даже разрушаются и строятся города и страны. Не зря говорят: «Словом можно убить и можно спасти, словом можно полки повести».

  1. Наиль М.

В русском языке много разных слов. Слова могут точно и грамотно выразить свои мысли. Некоторые слова попали к нам из далёких стран и государств. Словом можно любить, веселить, решать разные вопросы, а также словом можно обидеть, огорчить. Надо учится подбирать нужные слова, чтобы быть понятным людям. Надо бережно относиться к сказанному слову и думать о том, что говоришь.

  1. Виталина Р.

В русском языке и литературе слово играет важную роль. С помощью слов мы общаемся, передаём, друг другу информацию, высказываем своё мнение.

^

Слово бывает хорошим и плохим. Хорошо слово человека радует. Плохое – обижает. Нужно контролировать свои слова и поступки.

  1. Миша Ф.

Слово играет большую и важную роль в жизни человека. С помощью слов человек выбирает свои чувства мысли. узнаёт для себя место нового и интересно. Словом можно не только обрадовать человека, но и сильнее обидеть. Даже есть такие поговорки, подтверждающее — это « Ласковое слово и кошке приятно» или « Слово не стрела, а радует»

1 стр., 428 слов

Сочинение слово человека мерило его ума

… тело очень взаимосвязаны, ведь многие болезни ума (психики) отражаются на теле и их приходится лечить с помощью телесно-ориентированных практик, например – массажа. Разум человека неустанно создает что-то новое, чтобы … него некому будет управлять лошадью. Человеческий ум – это тот огонь, который должен помогать человеку расти, освещает ему путь к познанию, его, как костер в бурю нужно оберегать …

^

  1. Егор К.

Чем человек отличается от животного, то что человек умеет произносить слова. Человек может выражать словом чувства героя и радость, обиду и доверие. Не зря человек, когда рождается от не умеет говорить. Когда человек растёт он всё лучшее и лучшее учится произносить слова.

  1. Катя Р.

Для человека некоторым слова очень важные. От перемены ударения, слово может поменять своё значение, так бывает не во всех словах. В каждом слове есть буквы и звуки. Слова могут огорчить и обидеть человека, могут обрадовать и развеселить. Слов очень много и все они разные.

10.Настя С.

Слова это то, что мы произносим, пишем. Есть слова плохие и хорошие. Если мы произносим плохое слово, то мы можем обидеть человека. Есть такая поговорка – Слово не воробей вылетит — не поймаешь. А есть слова хорошие, которыми можно обрадовать человека. Плохие слова лучше не произносить, потому что если т скажешь плохое слово другу, он может перестать дружить с тобой.

11.Саша Ю.

Чтобы мы делали, если бы не было слов. Мы бы не общались, не узнали, как пишется слово – жизнь. Слово очень мало живет, первая часть жизни слова: оно вылетает из наших губ, а вторая часть- летит к другому человеку и передается из поколения в поколение. Без слов люди могут выражать свои мысли, чувства, радость, разочарование.

Рассказ о слове «ветер»

Как пишем и как произносим?

«Ветер» относится к словарным словам. Проблему представляет вторая гласная «е». Её совсем не слышно при произношении.

Когда указываем, как мы слово произносим, вместо буквы «е» после буквы «т» в квадратных скобках пишем букву, которая слышится, то есть «и».

Да, и еще указываем, где ударение стоит.

Разные словари дают разные определения «ветра».

Мы выбрали самое простое.

Здесь ничего сложного не было.

Подобрали пять однокоренных слов к герою нашего проекта.

Синонимы

В качестве синонимов брали такие слова, которые тоже означают то, что дует, задувает, а порой и сдувает.

У нас получилось пять синонимов.

Заодно, пользуясь случаем, мы с Сашей расширили кругозор, выяснили, что есть такое «бриз», и что такое «муссон».

Антонимов нашлось меньше, чем синонимов. Всего два.

Но и их для проекта будет достаточно.

Выбрали такой – «Ветер в голове».

Так говорят о пустом, крайне легкомысленном человеке.

Самый простой пункт плана, справились с ним на раз два.

А вот и наша «ветреная пословица»

И «ветреная» загадка тоже имеется, даже в стихах.

Предложение

Осталось только предложение подобрать. Выбрали одно из произведения «Макар Чудра» Максима Горького.

Вся информация собрана. Время оформлять наш проект.

Оформление компьютерного варианта

Перед тем как приступать к подготовке проектов с использованием компьютера, дети должны освоить:

Правила техники безопасности

Любое электронное устройство способно не только негативно влиять на здоровье, но и при неосторожном обращении может стать угрозой для жизни. Прежде чем пускать ребёнка к компьютеру, стоит хорошо объяснить ему, что делать можно, а от чего следует воздержаться

Кроме этого, всегда нужно приводить примеры последствий правильной и неправильной работы с техникой.
Правила обращения и основные методы работы. Обучение компьютерной грамоте начинается с азов и постепенно усложняется. Никогда не требуют от ребёнка того, что он не может понять или усвоить из-за малого возраста.
Работа в интернете. Здесь главное правило — не оставлять ребёнка один на один со Всемирной паутиной, иначе не миновать беды. Опытные педагоги старательно и терпеливо объясняют, почему опасно заходить на незнакомые сайты и по каким причинам нельзя гулять в интернете без родителей или учителей.
Отбор нужной информации
Этому тоже важно обучать сразу, иначе время за компьютером будет потеряно впустую. Постоянные отвлечения будут мешать продвижению к цели.
Оформление работ
Компьютерные программы предоставляют большие возможности в быстром и красивом оформлении. Научить этому надо с самого начала, применяя простейшие приложения.
Сохранение материала. Всегда есть опасность потерять электронный вариант проекта, поэтому необходимо первым делом обучать ребёнка правильно сохранять работу на компьютере. Использовать флешку для сохранения информации лучше в более старшем возрасте, однако правила безопасного извлечения этого устройства стоит освоить на начальной стадии. Самостоятельно выполнить такое действие нетрудно, но сначала родители и учителя должны постоянно контролировать образовательный процесс.

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово мороз.

произносим мро записываем мороз

1. Лексическое значение слова:

Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0). Холодная, зимняя погода.

2. Однокоренные слова: мороз, морозец, морозище, морозный, морозить.

3. Синонимы: мороз, холод, стужа.

Антонимы: мороз — жара, мороз — зной.

Фразеологизмы:

Мороз по коже ( по спине) дерёт (пробегает, идёт). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.

4. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские … (морозы).

5. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит.

Загадка. Без рук рисует, без зубов кусает.

6. Предложения с этим словом.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

(А. Пушкин)

• Составьте и вы такую же страничку с каким-либо словом. Проиллюстрируйте свою страничку. Расскажите о выбранном вами слове в классе.

ПРОЕКТ «Рассказ о слове»

Смекалка

произносим смекалка

Смекалка

записываем смекалка

1. Лексическое значение слова: сообразительность, догадливость, способность быстро понять, смекнуть.

2. Однокоренные слова: смекалистый,

3. Синонимы: сообразительность, догадливость, смышлённость, изобретательность, ум.

Антонимы: тугодумие.

Фразеологизмы:

Набираться смекалки.

4. Сочетаемость слова: проявить смекалку, отличная смекалка, нужна смекалка.

5. Пословица. Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Загадка. Мы решим задачку,

Проявив свою … . (смекалку)

6. Предложения с этим словом.

Боец со смекалкой воюет и с палкой.

На войне нужны закалка да смекалка.

Заря

Произносим:
Записываем: заря (словарное слово).

Многозначное слово.

1. Лексическое значение слова заря:

1. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2. Время появления на горизонте этого освещения.

3. (перен.) Начало, зарождение, ранняя пора чего-либо (обычно приятного, радостного, желанного).

4. (военн. (также зоря)) Военный сигнал на барабане, горне или трубе в часы подъёма и при отходе ко сну.

5. (военн.) воинский церемониал.

6. (ботан. (также зоря)) Род многолетних травянистых растений семейства зонтичных с желтоватыми цветками; любисток.

Прямое значение: На востоке занималась новая заря.
Переносное значение: На заре истории — киммерийцы, скифы и сарматы.

2. Однокоренные слова: заря, зарница, зарничный, озарить, озарённый, заревой, зарянка.

3. Синонимы: рассвет, спозаранку, до росы.
Антонимы: поздно, закат.
Фразеологизмы:
ни свет ни заря (очень рано утром), от зари до зари (с раннего утра до позднего вечера).

4. Сочетаемость слова: утренняя, вечерняя, румяная, алая, багровая… (заря)

5. Пословицы:

Заря золотом осыплет.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Зарю проспать, рубахи не достать.

Загадка:

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

6. Предложения с этим словом.

Чуть брежжит бледная заря, —
Слежу мелькания снежинок. (А. Блок)

Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю. (З. Гиппиус)

Небо широкое, широкое.
Смотрит заря утомлённая. (З. Гиппиус)

← Предыдущее
Следующее →

Задание из учебника

Проекту в учебнике отведена целая страница.

На этой странице составители учебника рассказывают нам о слове «мороз».

Они подбирают к нему синонимы, антонимы, однокоренные слова. Раскрывают лексическое значение и указывают, как оно пишется и как слышится. А еще подбирают такие слова, с которыми «мороз» сочетается, ищут и находят его в пословице, загадке и фразеологизме. Ну и в конце концов подбирают красивое «классическое» предложение.

А что предлагают сделать ученикам? Все то же самое. Только про какое-нибудь другое слово. А еще предлагают работу проиллюстрировать, а потом устроить презентацию проекта в классе.

Вроде понятно всё. Давайте приступать. Начнем с плана.

Выбор темы проекта

Вот лишь некоторые востребованные тематические ниши для готовых школьных проектов в начальных классах:

  1. Исследования, наблюдения за повадками животных.
  2. Описание игр, истории их появления или разработка собственных вариантов.
  3. История игрушки. Дети любят свои игрушки, поэтому преподаватели используют этот факт в своей работе.
  4. Народное творчество. Очень много интересных тем связано с прикладным искусством. Кружева, резьба, лепка, аппликация, плетение и многое другое может стать отличным материалом для проекта.
  5. Природные явления. Разнообразие окружающего мира не может пройти мимо проектной тематики.
  6. Мой любимый герой. Это направление поможет развить навыки репортёров. Умение собирать информацию о заданном объекте пригодится в будущем на более сложных проектах.

https://youtube.com/watch?v=xaAVCaRrftY

Пример оформления проекта

Можно воспользоваться советом составителей учебника, взять обыкновенный лист бумаги и красиво на нем написать всё про исследуемое слово. Но мы были бы не мы, если бы не придумали что-нибудь поинтереснее.

Мы сделали слегка интерактивный планшет.

Вот так он выглядит с одной стороны.

А вот так с другой.

Давайте рассмотрим его подробнее.

В верхнем левом углу написали название проекта, имя автора и класс.

В верхнем правом углу разместили слово, о котором идет речь в работе, так как оно пишется.

Этот элемент интерактивный, если приподнять листочек с «ветром» вверх, то мы увидим еще и как это словечко произносится.

В нижнем левом углу передней стороны нашего планшета мы «построили» домик. На дверцах написано «синонимы» и «антонимы».

Дверцы открываются и слева можно прочитать список наших синонимов, а справа – антонимов.

В домике, видимо, топится печка. Из трубы идет дымок. А на дымке написано лексическое значение.

Перемещаемся по планшету вправо-вниз и видим дерево. Это блок с однокоренными словами.

Также добавили декоративных элементов для красоты: птичек, бабочек, собаку.

Переворачиваем планшет.

Вверху сияет солнце, на нем написано «ветер». Вокруг солнышка плавают облачка и на каждом словечко, с которым «ветер» отлично сочетается.

Не забываем, что проект должен быть с картинкой. Сразу под солнышком имеется место для иллюстрации. Здесь Саша нарисовал речку, маки и ветер. Это картина к использованной в проекте загадке.

Слева от картинки блок с пословицей.

Но не только с пословицей. Если перевернуть блок вверх, то мы увидим…

Загадку.

Таким же образом устроен блок, который находится справа от иллюстрации.

На нем у нас фразеологизм.

А если перевернуть, то и расшифровка фразеологизма.

Предложение разместили внизу и просто написали его шариковой ручкой, выделив фломастером только «ветер».

Вот такой веселенький проект «Рассказ о слове» получился у нас с Сашей.

Как всегда, готовы поделиться с вами шаблонами для изготовления такого же чуда по русскому языку. Если интересно, пройдите, пожалуйста, в наш магазинчик, там все подробно написано.

А мы пока поделимся с вами подборками информации про еще шесть разных слов, которые нам удалось собрать.

Материалы к уроку русского языка «Проект «Рассказ о слове» в 3 классе

Просмотр содержимого презентации
«Слово «Добро»»

Просмотр содержимого презентации
«Слово КОШКА»

Слово КОШКА

Выполнил: ученик 3А класса Лев Погорелов

Учитель: Т.А. Гриц

произносим

КОШКА

КОШКА

записываем

КОШКА

Лексическое значение слова:

  •   Хищное млекопитающее сем. кошачьих.
  • Домашний вид такого животного, а также мех его.
  • Самка домашнего кота. 
  • Род железных шипов (или иных приспособлений), надеваемых на обувь для лазанья на столбы, по отвесным склонам.
  • Небольшой якорь (спец.).
  • В старину: ременная плеть с несколькими хвостами. 

Однокоренные слова

  • Кошечка
  • Кошатник
  • Кошатница
  • Кошачий
  • Кошкин

Синонимы

  • царапка
  • мурка
  • каракал

Антонимы

Антонимов к слову кошка нет

Фразеологизмы

Кошки на сердце скребут

(состояние беспокойства)

Играть в кошки-мышки

(соревноваться с заведомо неравным партнером)

Живуч как кошка

(выдержит любые испытания)

Носится как кошка с котятами

(заботится, опекает)

Сочетание слов

  • Дикая кошка
  • Лесная кошка
  • Степная кошка
  • Домашняя кошка
  • Живучая кошка
  • Драная кошка

Пословицы

Загадки

Вся мохнатенькая, Сама усатенькая, Днем спит И сказки говорит, А ночью бродит, На охоту ходит.

Глазищи, усищи, хвостище! А моется всех чище.

Мордочка усатая, шубка полосатая, Часто умывается, но с водой не знается.

Мохнатенькая, Усатенькая, По кладовкам рыщет, Сметанку ищет.

Мягкие лапки, а в лапках — цап-царапки.

Острые ушки, На лапках подушки, Усы как щетинка. Дугою спинка. Днем спит, на солнышке лежит. Ночью бродит, на охоту ходит.

Предложения

Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда. Сердцу снится душистый горошек, И звенит голубая звезда.

Сергей Есенин

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Слово СМЕХ»

Рассказ о слове смех

Выполнил: ученик 3А класса

Бабич Дмитрий

Учитель: Т.А. Гриц

г. Красноярск

С М , Э Х

СМЕХ

Смех

записываем: СМЕХ

произносим: С М , Э Х

Лексическое значение слова:

  • 1) Смех — короткие характерные голосовые звуки, выражающие веселье , радость , удовольствие
  • 2) Смех — нечто смешное, достойное насмешки
  • 3) Смех — невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа

Однокоренные слова:

смешной

смешить

смешливый

смешарики

насмешка

усмешка

смехотерапия

смехопанорама

смехота

пересмешник

усмехнулся

рассмешить

смешинка

СМЕХ

Синонимы:

хохот

умора

гогот хихиканье

СМЕХ

Антонимы:

слезы

плач

грусть

тоска

печаль

уныние

СМЕХ

Фразеологизм:

Сочетаемость слов:

весёлый

звонкий

громкий

заразительный

внезапный

дружный

беззаботный

глупый

СМЕХ

Пословицы:

Смех — не грех, коль приятен для всех.

Смех— смехом, а дело — делом.

Смехом сыт не будешь.

Смех силе брат.

И смех, и грех.

Загадки:

1) На волю рвётся, Свободно льётся, Преград не знает — Весёлый малый.

2) Что на всех языках звучит одинаково?

Предложения с этим словом:

Мне в сугробе горе,

А ребятам смех!

(И. З. Суриков)

Так они в драке и про хлеб-то забудут. Словом, смех, да и только!

(Николай Носов)

Просмотр содержимого презентации
«Слово СОЛНЦЕ»

Проект по русскому языку на тему: «Рассказ о слове»

ученицы 3 «А» класса

Чистовой Кристины

Солнце

Произносим сонцэ

Записываем солнце

Лексическое значение слова

1. Солнце – раскалённое тело шарообразной формы.

2. Солнце- звезда.

Однокоренные слова

Солнце — солнышко, солнечный, солнечно.

Синонимы Антонимы Фразеологизмы

Синонимы:

Солнышко, светило, свет,

Антонимы:

Солнце- мрак

Солнце- тьма

Фразеологизм:

Место под солнцем.(Право на жизнь, на существование)

СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА

Яркое, красное, жгучее, жаркое, жёлтое, раскалённое (солнце)

Пословица Загадка

Пословица

Худо лето, кода солнца нету.

Загадка

Без него плачемся, а как появится,

от него прячемся.

Предложение с этим словом

Солнышко красно,

Гори- гори ясно!

(Е. Благинина)

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«слово соловей»

Рассказ о слове «СОЛОВЕЙ»

Подготовил Ромазанов Даниил, 3А класс

Учитель: Т.А. Гриц

Соловей

  • произносим
  • записываем
  • с о лов е й

СОЛОВЕЙ

Лексическое значение слова

соловей  — род птиц из отряда воробьинообразных.

Однокоренные слова

Соловушек, соловушка, соловейка,

соловеюшка или соловейчик,

соловчик, соловьишка

Фразеологизм

«Разливаться  соловьем ».

Красноречиво рассказывать

о чем-то малозначительном .

Сочетаемость слова

Голосистый, певучий, громкоголосый, соловей — разбойник.

Пословицы и загадки

Синица в руках лучше  соловья в лесу.

Слово  молвит —  соловей  поет.

Ласточка весну начинает,  соловей  кончает.

Кто в саду выводит трели На рожке и на свирели?: Знать опять среди ветвей Поселился…

Предложения с этим словом

  • «Целый вечер в саду рокотал соловей, И скамейка в далёкой аллее ждала, И томила весна… Но она не пришла, Не хотела, иль просто пугалась ветвей.»
  • Николай Гумилёв

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Содержимое документа:

Проект

по предмету «Русский язык»

3 КЛАСС

«Рассказ

о слове»

2014/2015 учебный год

Учитель: Белоконева Е.С.

произносим ДРУК

ДРУГ

записываем ДРУГ

  1. Лексическое значение слова: Человек, который связан с кем-нибудь дружбой.

  2. Однокоренные слова: друг, дружок, дружище, дружный, дружба, дружить.

  3. Синонимы: товарищ, приятель.

Антонимы: друг – враг, друг – недруг, друг – неприятель.

Фразеологизм: Жить друг без друга не могут.

Так говорят о друзьях, которые много времени проводят вместе.

  1. Сочетаемость слова: лучший, верный, настоящий, преданный, храбрый (друг).

  2. Пословицы:

  • Друг познаётся в беде.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Нет друга – ищи, найдёшь – береги.

  1. Загадка. Радость делит он со мной, за меня всегда горой. (Друг)

Коль беда случится вдруг, мне поможет верный …(друг).

  1. Предложение с этим словом.

Мой друг никогда меня не подведёт.

  1. Иллюстрация к слову:

Страничку подготовил Сулейман Муединов

произносим СОНЦЭ

СОЛНЦЕ

записываем СОЛНЦЕ

  1. Лексическое значение слова: Небесное тело шарообразной формы, излучающее

свет и тепло.

  1. Однокоренные слова: солнце, солнышко, солнечный.

  2. Синонимы: светило.

Антонимы: солнце – луна, солнце — месяц.

Фразеологизм: 1.Солнце в голову напекло. Так говорят человеку, когда он

делает или говорит что-то не так.

2. И на солнце бывают пятна. Даже великие люди могут

ошибаться.

  1. Сочетаемость слова: яркое, тёплое, доброе, ласковое, ослепительное (солнце).

  2. Пословицы.

  • При солнышке светло, при матери добро.

  • Колос не зреет, коли солнце не греет.

  1. Загадка. И увидеть рады, и отводим взгляды. (Солнце)

  2. Предложение с этим словом.

Мы гуляли, и светило солнце в этот тёплый летний день.

  1. Иллюстрация к слову:

Страничку подготовил Руслан Бондар

произносим ЗАР’А

ЗАРЯ

записываем ЗАРЯ

  1. Лексическое значение слова: 1.Яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца. 2. Начало, зарождение чего-либо нового, радостного.

  2. Однокоренные слова: заря, зарево, зорька, зарница, озарить.

  3. Антонимы: заря – закат.

Фразеологизмы: От зари до зари. Целый день.

Ни свет ни заря. Очень рано.

  1. Сочетаемость слова: утренняя, вечерняя, красная, багряная, алая (заря).

  2. Поговорка:

Одна заря выгонит, другая — вгонит.

Народная примета:

В летнюю пору заря с зарёй сходятся.

  1. Загадка. Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

  2. Предложение с этим словом.

Мама проснулась на заре и испекла пирог.

  1. Иллюстрация к слову:

Страничку подготовила Клавдия Лихогляд

произносим БИР’ОЗА

БЕРЁЗА

записываем БЕРЁЗА

  1. Лексическое значение слова: Лиственное дерево с белой корой и

с сердцевидными листьями.

  1. Однокоренные слова: берёза, берёзка, берёзонька, берёзовый, березняк.

  2. Фразеологизм: Берёзовая каша (розги);  (Дать березовой каши — наказать розгами, выпороть, высечь).

  3. Сочетаемость слова: тонкая, стройная, белая, кудрявая, красивая (берёза).

  4. Пословицы и поговорки:

  • Береза не угроза: где стоит, там и шумит.

  • Соловей начинает петь, когда может напиться росы с березового листа.

  1. Загадка. Стоит Алёна – платок зелёный,

Тонкий стан, белый сарафан. (Берёзка).

  1. Предложение с этим словом.

Стоит берёза у опушки, стоит она на склоне дня…

  1. Иллюстрация к слову:

Страничку подготовил Даниил Палицын

произносим ТРУТ

ТРУД

записываем ТРУД

  1. Лексическое значение слова: Деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей.

  2. Однокоренные слова: труд, трудящиеся, трудовой, трудиться, трудно.

  3. Синонимы: работа, занятие, дело.

Антонимы: труд — безделье, труд – лень.

Фразеологизм: С трудом ноги волочить. Очень устать от работы.

  1. Сочетаемость слова: тяжёлый, лёгкий, необычный, непосильный (труд).

  2. Пословица:

Труд кормит, а лень портит.

  1. Вставь словечко: Без … не вытащить рыбку из пруда.

Терпенье и … всё перетрут.

  1. Рассказ о труде. Трудолюбивые зверьки

В одном лесу жили звери. Все были трудолюбивыми, кроме Лисы. Наступила осень. Все звери трудились — строили тёплые домики, а Лиса бездельничала. Пришла зима. Трудолюбивые звери грелись в своих тёплых домиках, а Лиса мёрзла. Решила она попроситься в чей-то домик погреться. Но не тут-то было… К кому бы она не просилась, никто её не пускал. Звери знали, что она очень хитрая и сама может выгнать хозяина.

Вот и пришлось Лисе всю зиму мёрзнуть в старой норе. Поделом тебе, Лиса!

  1. Иллюстрация к рассказу:

Страничку подготовила Ксения Харитонова

Русский язык, проект «Рассказ о слове «сказка»

ПРОЕКТ

по русскому языку

РАССКАЗ О СЛОВЕ

УЧЕНИЦЫ 3 «А» КЛАССА

МКОУ СОШ №2 ПОС. ПРИСТЕНЬ

КАТЕЛЕВСКОЙ СОФЬИ

Руководитель: Яковлева Л.А.

Рассказ о слове «СКАЗКА»

ПРОИЗНОСИМ — СКА С КА

СКАЗКА

ЗАПИСЫВАЕМ — СКАЗКА

  1. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА:

Сказка — жанр устного народного поэтического творчества, существующий у многих народов. Сказки делятся на волшебно-фантастические, этиологические, бытовые и сказки о животных.

  1. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА:

Рассказывать, сказочный, пересказ, сказочник, рассказ.

3.СИНОНИМЫ:легенда, поверье, миф, вымысел,

выдумка, басня

АНТОНИМЫ: реальность, быль

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

« Ни в сказке сказать, ни пером описать»-

нельзя выразить словами.

Сказка про белого бычка»-

о длинной бесконечной истории.

«Бабушкины сказки»-

выдумки, вздор.

4. СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА:

Старая, добрая, красивая, умная, поучительная, волшебная, народная, русская (СКАЗКА)

5. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ:

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Сказки не салазки: не сядешь да не поедешь.

Быль за сказкой не угонится.

ЗАГАДКА:

Не бросай указки

Не дочитав ……(СКАЗКИ)

6.ПРЕДЛОЖЕНИЕ СО СЛОВОМ «СКАЗКА»

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

(А.С. Пушкин)

Слайд 17 Я полагаю, что мой проект полезен и нужен . Он помогает

обобщить ранее полученные знания, даёт возможность,
как можно больше собрать информацию о слове,
обратиться к разным источникам, самостоятельно поработать, проявить творчество. Это интересно, развивает кругозор и нашу речь.
Результат моего проекта в том, что ребятам моего класса он понравился, и они начали работать. Каждый что-то вносил свое, совершенствовал.
Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки.
Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово.
Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова. 

Проект по русскому языку- Рассказ о слове ОСЕНЬ .

ПРОЕКТ по русскому языку

Рассказ о слове ОСЕНЬ

Выполнила ученица3 класса

Понизова Карина

Учитель Федорцова Елена Сергеевна

Рассказ о слове ОСЕНЬ

Произносим ос и нь

осень

Записываем осень

  1. Лексическое значение слова:

1.Время года, следующее за летом и предшествующее зиме.

2.Время заката, увядания. «Осень жизни, как и осень года. Надо благодарно принимать».

2. Однокоренные слова: осень, осенний, осенняя, осенние

3. Синонимы: чернотроп, бабье лето, сезон

4. Антонимы: весна

5. Фразеологизм: Осень на носу.

Хотя ещё стоят солнечные дни, однако солнце греет уже не очень жарко, потому что оно не поднимается так высоко, как летом. А чем солнце ниже над землёй, тем становится холоднее. И скоро станет совсем холодно.

Осень на носу

Сказала мама Славке:

Холодно в лесу!

Надень под куртку шарфик.

Ведь осень на носу!

А Славка – дошколенок

Задумался всерьез:

“Оранжевая осень

На чей уселась нос?”

Забрёл мальчишка в ельник

Увидел там козу,

Но признаков осенних

Не встретил на носу…

Вверху заметил дятла –

Краснел среди берёз.

Нет, осень сядет вряд ли

На этот чудо – нос…

Вдруг телка: “My – у!” за елкой…

И Славку ждал сюрприз –

Увидел: к носу тёлки

Прилип осенний лист!

Мальчишка крикнул: “Осень

На телкином носу!!!

Сниму я листик с носа

И маме отнесу! /Елена Кай/

6. Сочетаемость слова: листик, ветер, ковер, день (Осенний)

7.Пословицы: Как лето со снопами, так и осень — с пирогами.

От осени к лету назад поворота нету.

Весна и осень — всё на дню погод восемь.

Вешний дождь растит, а осенний гноит.

Весна красна цветами, а осень снопами.

8. Приметы: Сырое лето да теплая осень — к долгой зиме.

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Если осенью паутина стелется по растениям — это к теплу.

Если в октябре листья с березы и дуба опадает не чисто — готовься к суровой зиме.

Как в лесу много рябины — осень будет дождливая, если ж мало — сухая.

Осенью птицы летят низко — к холодной, высоко — к теплой зиме.

Много желудей на дубу уродилось — к лютой зиме.

Если листопад пройдет скоро, надо ожидать суровой зимы.

Появление комаров поздней осенью — к мягкой зиме.

9 Загадки:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает.

Когда это бывает?

(Осенью)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я — …

(Осень)

Листья падают с осин,

мчится в небе острый клин.

(Осень)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен и елочек.

Я — …

(Осень)

8. Стихи об осени:

Осень

3. Федоровская

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены

В пурпуре осеннем. Только дуб зеленый

Утешает осень: — Не жалейте лето!

Посмотрите — роща золотом одета!

9.Предложение со словом ОСЕНЬ : Одевайся потеплее, ведь осень на носу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: