Приговорки для детей

Потешки и прибаутки — малые жанры устного народного творчества

Организация: МБОУ «СОШ с. Беной-Ведено»

Населенный пункт: Ножай-Юртовский район, с. Беной-Ведено

Цель: познакомить учащихся с малыми жанрами устного народного творчества: потешками, прибаутками; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; развивать интерес к чтению. Ход урока

Ход урока

I. Организационный момент.

А) Проверка готовности к уроку.

Сейчас у нас урок литературного чтения!

Посмотри внимательно все ли готовы к уроку.

Поднимите руку, кто готов к уроку.

Б) Эмоциональный настрой.

День сегодня расчудесный

И урок наш интересный.

Потому что на уроке собрались ученики.

Эти дети не простые

А учёные большие.

Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

В мир чудеснейших познаний

В мир открытий, испытаний

Всех нас манит, как магнит.

Я желаю вам успеха и удачи на пути,

Знания новые найти!

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1.Речевая разминка.

-С чего всегда начинаем урок литературного чтения?

( с речевой разминки)

Тёплая весна сейчас, Любит в речке посидеть.

созрел у нас. А зимой среди ветвей

Конь рогатый на лугу «Га-га-га!» — пел соловей.

прыгает в снегу. Быстро дайте мне ответ:

Поздней осенью медведь Это правда или нет?

2. Работа над скороговоркой

Хоть куда у хрюшек хор!

В нём Хавронья – дирижёр.

А в хорошую погоду

Хрюшки водят хороводы.

3. Беседа

-Какой раздел мы начали изучать?

— С какими произведениями мы будем знакомиться в этом разделе? (пословицы, поговорки, загадки, игры, потешки, небылицы)

-Что сейчас произнесли? (скороговорку)

-Для чего нужны скороговорки?( Они помогают научиться чётко произносить все звуки)

— Все эти произведения живут в огромной литературной стране.

Как она называется?( Устное народное творчество)

На доске: Устное народное творчество.

-Как вы понимаете слово устное?(передаваемое из уст в уста, т.е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец-сыну, бабушка-внучке и т.д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)

— Что означают слова творчество и народное? ( Творчество от слова творить, т.е. создавать; Народное, значит, что создал народ, а не кто-то один)

-Как они дошли до наших дней? (Их передавали из поколения в поколение.)

— На прошлом уроке мы знакомились с русскими народными песнями.

— Сегодня нас ждет знакомство с новыми видами устного народного творчества.

— Попробуйте сформулировать задачу урока по алгоритму, написанному на доске.

1. Узнаем: …

2. Научимся: …

3. Будем учиться: …

III. Работа по теме урока.

1. Знакомство с потешками

-Какие ещё произведения можем отнести к устному народному творчеству?

(Загадки, поговорки, колыбельные песни, считалочки, потешки, прибаутки)

-Как вы думаете, зачем их создавали? ( Чтобы развлекать маленьких детей, использовать в народных играх)

Потешка -жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым.

Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения.

2. Чтение потешек (с. 20)

— Какие слова помогают тебе представить петушка? Какой он?

-Найдите и прочитайте слова, которые звучат напевно. Похоже ли второе произведение на сказку?

3. Чтение потешек на слайде

1. Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

2. Козонька рогатая,

Козонька бодатая

Убежала за плетень,

Проплясала целый день.

Ножками коза

Топ – топ!

Глазками коза

Хлоп – хлоп!

Вывод: потешки – стихи для детей, для того, чтобы их развеселить, распотешить.

Физминутку

Хомка-хомка хомячок
Полосатенький бочок

Хомка рано встает
Щечки моет, глазки трет
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз два три четыре пять
Хомка сильным хочет стать

4. Знакомство с прибаутками

Прибаутка – маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используется звуковые образы. Например, изображая звук колокольчика, мама говорит: «Тили- бом, тили-бом, загорелся кошкин дома…». Изображая медведя, произносит: «Топ-топ-топ, идет мишка во лесок, несет мишка туесок…»

5. Чтение прибауток (с. 21)

Работа в парах

-Разыграйте с другом прибаутку.

6. Чтение прибауток на слайде

Вывод: прибаутки — маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет.

V.Рефлексия. Оценка работы.

-С какими жанрами народного творчества мы познакомились на уроке?

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Я попробую…

Меня удивило…

VI.Домашнее задание: придумать потешку.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,0 КБ

Опубликовано: 19.10.2020

Считалка как жанр игрового детского фольклора

Считалка — разновидность русского игрового фольклора

Первым научным трудом, где было уделено пристальное внимание именно этому жанру, является изданная в 1930 монография «Русский детский фольклор». Автор её доктор филологических наук Г

С. Виноградов. В ней содержится более 500 считалок.

В 1989 году увидел свет сборник фольклориста А. Н. Мартыновой «Потешки, считалки, небылицы», который считается наиболее полным изданием этих жанров. Кроме того, со считалками можно ознакомиться в таких изданиях:

  • «Детские считалки. Набор для мамы». 2010 г.
  • «Плыл по морю чемодан», 2015 г.
  • «Вышел месяц погулять». 2009 г.

Считалочки остаются популярным жанром в детских книгах и сегодня

Отличительными признаками считалок являются:

  • Практическая применимость. Считалки имеют чёткую задачу: с их помощью выбирают водящего в игре, распределяют роли или игроков по командам.
  • Ритмичность. Если в считалке не будет ритма, её будет очень трудно разделить на слова или слоги, и читающий её ребёнок собьётся.
  • Рифмованность. Считалки в стихотворной форме запомнить проще, и это было несомненным плюсом в те времена, когда книги были доступны не всем.
  • Краткость, информационная насыщенность. Именно эти качества делают читалку ценным материалом для расширения кругозора детей, ознакомления с народными традициями, устоями.

С первыми считалками ребёнок знакомится, пересчитывая собственные пальчики

Происхождение считалок

Учёные предполагают, что первоначально считалки использовались взрослыми. С помощью считалки определяли, кому выполнять более трудную часть работы, первому заступать в дозор и т. п. Использовался этот жанр и для гадания. В пользу этой версии говорит и существование считалок с непонятными словами, в которых часто прослеживается сходство с исковерканной латынью, то есть первоначально они могли выступать и в качестве заклинаний.

Считалки с непонятными словами, вероятно, восходят к текстам святочных гаданий и исковерканной семинарской латыни

Традиционное предназначение считалок — выбор водящего в игре «Жмурки»

Применение считалок в играх с детьми

В первую очередь, следите за тем, чтобы дети использовали считалки в дружелюбной обстановке. Не допускайте применения вместо них дразнилок, избегайте текстов с грубыми и неблагозвучными словами.

Сделайте акцент на необходимости честно произносить слова считалку. Иногда дети ускоряют или замедляют темп, «подстраивая» результат под свои желания. Этого нельзя допускать, чтобы не возникло обид и споров. Первые два-три раза новую считалку должен произнести взрослый, показав пример ритмичной разбивки на слова или слоги: «Первенчики/ другенчики/ круги/ други/ вон!»

Примеры русских народных считалок:

  • Перводан, другодан,На колоде барабан,Свиристель, коростель,Ёжик!

  • Белка прыгала, скакала,А на ветку не попала,А попала в царский дом,Где сидели за столомЦарь, царевич, Король, королевич,Сапожник, портной.А ты кто такой?Говори поскорей,Не задерживай честных И добрых людей.

  • Первенчики, другенчики,Летели голубенчикиПо Божьей росе,По поповой полосе.Там чашки, горшки,Медок, сахарок —Выйди вон, королёк.

  • Ехал Ваня из Казани, Полтораста рублей сани, Пятьдесят рублей дуга, Мальчик девочке слуга. — Ты, слуга, подай карету, А я сяду и поеду. Ты, слуга, подай метлу, Я в карете подмету. Ты, слуга, подай лимон И выкатывайся вон.

  • Лиса по лесу ходила. Лиса голосом вопила,Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела —Мужу двое, себе троеИ детишкам по лаптишкам!Кто лаптишки найдёт,Тот водить пойдёт.

  • – Заяц белый,Где ты был?– В лесе.– Что делал?– Лыки драл.– Куда клал?– Под колоду.– Кто брал?– Родивон.– Поди вон!

  • Раз, два, три, четыре, пять —Ты, Васятка, выйди, сядь.Будем дальше мы считать —Хотим в жмурки мы играть.
  • Серый зайка вырвал травку.Положил её на лавку.Кто травку возьмёт,Тот и вон пойдёт.

  • Сидит утка на гнезде,Золотые несёт яйца.Сколько их там — угадай.Раз, два, три — убегай!

  • Раз, два, три, четыре, пять –Вышли мальчики играть,Стали друг друга считатьДа водилку выбирать.Им стал дядя Родивон,Пусть он выйдет отсель вон.

  • Девки делят сарафан.Кому клин, кому стан,Кому целый сарафан,Кому пуговки литые,Кому серьги золотые.

  • Ани-бани — что под нами,Под железными столбами?Стульчик, мальчик, королёк,Убирайся в уголок.
  • Раз, два,Голова;Три, четыре,Прицепили;Пять, шесть,Сено весь;Семь, восемь,Сено косим;Девять, десять,Деньги весить;Одиннадцать, двенадцать,На улице бранятся.

  • Ходит свинка по бору,Рвёт траву-мураву,Она рвёт и берёт,И в корзиночку кладёт.Этот выйдет,Вон пойдёт!
  • В синем море — океане Золотой корабль плывёт, А на острове Буяне Тёмный лес растёт. Станем думать да гадать, Как нам сосны сосчитать; Как ни думай, ни гадай, Только нас ты догоняй.

  • Под горою у реки Живут гномы-старики. У них колокол висит, Позолоченный звонит: Диги-диги, диги-дон – Выходи скорее вон.
  • Села баба на клюку, Поехала к старику. Набрала чесноку, Продала старику. Старик мост мостил, Просят крестил; Поросята полосаты, Они на небо глядят, С неба звёзды летят, С неба звёздочки летят, Рассыпаются; Поросята полосаты Разбегаются.

  • Шла коза по мостику И махала хвостиком, Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит — это он: Выходи из круга вон!

  • Прыг да скок,Прыг да скок,Скачет зайка —Серый бок.По лесочкуПрыг-прыг-прыг,По снежочкуТык-тык-тык.Под кусточек присел,Схорониться захотел.Кто его поймает, Тот водить и станет.

  • Раз, два, три, четыре, пять,Негде зайчику скакать,Всюду ходит волк, волк,Он зубами — щёлк, щёлк!А мы спрячемся в кусты,Прячься, заинька, и ты.Ты, волчище, погоди,Как попрячемся — иди!
  • Шла торговка мимо рынка, Спотыкнулась о корзинку. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души.

Видео: популярные народные считалки

Смотрите это видео на YouTube

Подрастая, дети учатся игровому взаимодействию, общению с товарищами, распределению обязанностей и ролей. Научить их честному ведению игры, а также познакомить с историей и традициями нашего народа, помогут русские народные считалочки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: