Презентация на тему гласные и согласные звуки русского языка

Дидактический материал , гласные и согласные звуки.

Гласные звуки.

  • произносятся при помощи голоса

  • не встречают преграды

  • поются

  • образуют слог

Назови картинки. Эти слова начинаются с гласных звуков.

Согласные звуки.

— произносятся при помощи голоса и шума илитолько шума

Назови картинки. Эти слова начинаются с согласных звуков.

Согласные звуки могут быть твердыми и мягкими.

Назови картинки. Какие слова начинаются с твердого, а какие с мягкого звука?

Собери картинки в свои коробочки. Те предметы, которые начинаются с гласного звука — в белую коробочку, а те, которые с согласного — в серую.

Соедини друг с другом предметы, которые начинаются с гласного звука и соедини между собой предметы, начинающиеся с согласного звука.

Произнеси названия картинок. Какие из них начинаются на согласный, а какие — на гласный звук?

Произнеси названия картинок. Какие из них оканчиваются на согласный, а какие — на гласный звук?

Помоги рыбаку поймать только гласные буквы.Соедини их с удочкой.

Помоги бабочке сесть только на цветочки с согласными буквами. Соедини бабочку и нужные цветочки.

Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на первые звуки (гласные и согласные)

Какая картинка лишняя в каждом ряду? Обрати внимание на последние звуки (гласные и согласные)

Произнеси название этих предметов. В каких словах первый звук звучит твердо? Раскрась квадратик рядом с этим словом синим цветом. В каких словах первый звук звучит мягко? Раскрась квадратик зеленым цветом.

Закрась кружки с буквами в определенные цвета. Гласные в красный цвет, согласные — в синий, твердый и мягкий знаки — серым.

В схеме слова звуки можно обозначить квадратами разного цвета.

— мягкие согласные звуки

Посмотри, как можно составить схемы слов.

Раскрась буквы в словах в свои цвета.

Раскрась буквы в словах в свои цвета.

К

А

Р

Т

И

н

А

Б

Е

Р

Ё

Е

3

А

Я

Б

Л

О

К

О

т

Е

Л

Е

В

И

3

О

Р

Л

А

М

П

А

Назови картинки. Подбери к словам подходящие схемы.

После мягкого согласного звук

— обозначается буквой Я

— буквой Ю

— буквой Ё

— буквой Е

— буквой и

Назови все гласные и согласные звуки в этих словах.

Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.

Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного \М\ и с мягкого согласного |МЬ|.

Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.

Назови предметы, которые начинаются с твердого согласного и с мягкого согласного

Соедини предметы, начинающиеся на твердый согласный с предметами, начинающимися на мягкий согласный.

Когда буквы Е, Ё, Ю, Я стоят в начале слова или в середине слова после гласной, они обозначают два звука:

Назови все звуки в этих словах.

Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.

Согласные звуки , , , , всегда звучат мягко. Назови картинки. Раскрась схемы слов правильно.

Мягкий знак не обозначает звука, он обозначает мягкость согласного, после которого стоит.

Назови картинки. Какие звуки есть в этих словах? Раскрась схемы правильно.

Найди в словах Ь и обведи его в кружок, Ъ обведи в квадратик.

Выбери пары слов, начинающиеся с одинакового звука. У тебя получатся пары звуков — братцев — твердый и мягкий согласный.

Соедини предметы с подходящей к ним схемой.

Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Сосчитай и напиши.

Что налили в стакан: сок или чай?

Что в шкафу: чашка или блюдце?

Что в портфеле: книга или тетрадь?

Что в пакете: груша или банан?

Какая сказка в этой книге: «Колобок» или «Морозко»

Кто спрятался за деревом: лиса или заяц?

Как зовут девочку: Марина или Наташа?

Как зовут котенка: Пушок или Чижик?

Что лежит в коробке: пирожное или печенье?

Что лежит на тарелке: яблоки или груши?

Что лежит в корзине: грибы или ягоды?

Что лежит в мешке: конфеты или игрушки?

Гласные буквы и гласные звуки русского языка — схема, таблица

В русском языке гласных букв — 10, гласных звуков — 6. Гласные буквы: а, и, е, ё, о, у, ы, э, ю, я. Гласные звуки: , , , , , . В школьной программе гласные звуки обозначаются на схемах красным цветом. В начальных классах объясняют: гласные буквы называются так, потому что они «голосят», произносятся «голосисто», согласные же буквы получили такое название, потому что они «согласуются» с гласными.

Ударные и безударные гласные звуки

Гласные звуки бывают:

  • ударными: сок — лёд , лес — мэр , бур — люк ,
  • безударными: вода́ , суда́к , лесо́к .

Примечание. Правильно говорить «ударный слог» и «безударный слог». Вместо «ударение падает на гласную» говорить «ударение падает на слог с гласной». Однако в литературе встречаются формулировки «ударная гласная» и «безударная гласная».

Ударные гласные находятся в сильной позиции, они произносятся с большей силой и интонацией. Безударные гласные находятся в слабой позиции, они произносятся с меньшей силой и могут подвергаться изменению.

Примечание. Обозначение буквы е в слабой позиции отличается в различных школьных программах. Выше мы показали звук , в других школьных программах встречается обозначение , в институтской программе — (э с призвуком и).

В русском языке есть сложносоставные слова с основным и второстепенным ударением. В них сильной интонацией мы выделяем основное ударение, слабой интонацией — второстепенное. Например, в слове пе́нобло́ки основное ударение падает на слог с буквой о, второстепенное — на слог с буквой е. При фонетическом разборе гласная с основным ударением является ударной, гласная с второстепенным ударением является безударной. Например: трёхство́рчатый, трёхле́тний.

Йотированные гласные звуки

Буквы я, ю, е, ё носят название йотированных и означают два звука в следующих позициях слова:

  1. в начале слова: ёлка , Яна , енот ;
  2. после гласного: заяц , баян ;
  3. после ь или ъ: ручьи , подъём .

Для ё и ударных гласных я, ю, е делается замена: я → , ю → , е → , ё → . Для безударных гласных используется замена: я → , е → . В некоторых школьных программах при составлении транскрипции слова и при фонетическом разборе вместо й пишут латинскую j.

В остальных случаях я, ю, е, ё означают мягкость согласного звука, стоящего перед ними, и создают один звук: я → , ю → , е → или , ё → .Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо гласных звуков нужно знать согласные звуки и правила фонетики.

Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!

Согласные буквы и звуки мягкие и твердые: таблица

Согласные, как и гласные могут быть как твердыми, так и мягкими. Например, в слове «Река», бука «Р» мягкая, а слове «Рука» – твердая. Вообще, на мягкость и твердость звуков в слове влияет несколько факторов. Например, местоположение звука в слове. Смягчают звуки йотовые гласные («Е», «Ё», «Ю» и «Я») и дифтонги, которые стоят после согласных. Например:

  • «Белый»
  • «Любовь»
  • «Пятница»

Также смягчает звуки буква «И», а ее антипод «Ы», напротив, делает звук твердым. Важную роль играет наличие мягкого знака в конце слова:

«Лен» и «лень»

Мягкий знак может смягчить звук, даже если находится внутри слова:

«Коньки»

Немного занимательной и полезной информации

  • Звуки и слова могут образовываться и без участия человека. Известный всем пример — произнесение слов птицами семейства попугаев. Что же касается отдельных звуков, то они могут появляться и в неживой природе — при шелесте листвы, порывах ветра, плескании волн. Этого нельзя сказать о буквах — ведь буквенным обозначением может быть признано только осмысленное их написание, а это свойственно только людям.
  • Несмотря на небольшое число слов, состоящих только из гласных, из них можно составить предложение: «Э, а я?»
  • Почти все слова русского языка, содержащие букву «ф», имеют иноязычное происхождение. Лишь в отношении редких слов (например: филин) предполагается русское происхождение, но точно это не доказано.
  • Все слова, начинающиеся на букву «й», также иноязычные. Например: йод, йогурт, йота, Йемен, Йокогама, Йоркшир и т. д.
  • Буква «ё» в словах почти всегда несёт на себе ударение. Исключений из этого правила очень мало — это слова иностранного происхождения (кёнигсбе́ргские сёрфинги́сты), а также сложные слова, в составе которых присутствуют числительные трёх- или четырёх – (двадцатитрёхзна́чный, четырёхдве́рный, трёхты́сячный). Также следует отметить те редкие ситуации, когда в одном слове имеются две буквы «ё», одна из которых становится ударной, а другая — безударной (трёхзвё́здочный, четырёхколё́сный, самолётоподъё́мник, трёхрублё́вка).
  • В русском языке много слов с необычными буквенными комбинациями. Например, слова, в которых трижды подряд повторяется одна и та же гласная: змееед, зоообъединение, длинношеее. Слово с 7 согласными подряд: контрвстреча (возможно, окказионализм). Слова с тремя мягкими знаками: обольстительность, уменьшительность, мультифункциональность, прельстительность и т. д. Слово с двумя мягкими и одним твёрдым знаком: фельдъегерь. Односложное слово из 8 букв: вскользь. Можно привести и много других интересных примеров.
  • Любая буква имеют определённую частоту повторений, наиболее употребляемые буквы в русском языке — о, е, а, и, т, н, с, р. Этот феномен применяется для распознавания шифрограмм.

Знание букв и звуков, их написание и произношение является основой языковой грамотности. В свою очередь, хорошее владение разговорным и письменным языком — один из показателей эрудиции человека, а навыки чтения и понимания текста — основа для познания других наук. Ведь львиная доля информации в современном мире постигается путём прочтения или прослушивания, и лишь небольшая её часть — через личный опыт.

 Загрузка …

Помимо этого, языковая речь, формирующая вторую сигнальную систему, а также всё, что с ней связано — слуховое восприятие, чтение, письмо — представляют собой одно из основных отличий человека от животного. Трудно переоценить значение явлений, в основе которых лежит освоение языка. Этот процесс продолжается почти всю жизнь, но начинается он со знакомства с буквами, звуками и слогами ещё в раннем детстве.

Конспекты логопедических занятий.

  • Учитель. Посмотрите, кто это прячется в зелёной травке? Да это же второй ёжик, зелёный, пришёл с вами познакомиться. Возьмите в руки зелёный мячик — ёжик. Нажмите на него. Какой он. Дети. Мягкий. Учитель. Есть такие согласные звуки, которые мы называем мягкими? Дети. Есть. Учитель. Кто может назвать такие звуки? Дети называют. Учитель. Наш зелёный ёжик принёс вам зелёные как травка камешки. Прислушайтесь, что я скажу: мягкий звук, мягкий мячик, мягкая травка. Давайте сравним эти фразы. Есть в них похожие слова? Дети. Есть. Учитель. Назовите их? Дети. Мягкий — мягкая. Учитель. Можно ли сказать так: звук мягкий, как зелёная травка? Дети. Можно. Учитель. Теперь, когда я буду просить вас назвать мягкий согласный звук, вы можете вспомнить о мягком мячике-ёжике и зелёной травке, и это вам поможет избежать ошибки. Пожалуйста, возьмите в руку мягкий мячик — ёжик и назовите какой-нибудь мягкий согласный звук. Дети по очереди выполняют задание.

Физкультминутка

Материал с сайта

Наши ёжики трудились и ужасно уморились,

чтобы стало веселей нужно отдохнуть скорей!

Мы — веселые ежатки, Мы играем шумно в прятки . Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к звонку. И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем, Рожицы состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!

Учитель. Продолжим, положите, пожалуйста, мягкий зелёный мячик слева от твердого синего мячика. Положите перед собой листочки с таблицами, в которых написаны слова, а внизу пустые клеточки. Дети выполняют задание.

Учитель. Сделаем цветные дорожки с помощью наших камешков. Достаньте из коробочки синие камешки льдинки и положите их справа от твердого голубого мячика-ёжика. Дети выполняют задание. Учитель. Достаньте из коробочки зеленые как травка камешки и положите их слева от мягкого зелёного мячика, они будут обозначать мягкие согласные звуки. Дети выполняют задание. Учитель. А сейчас посмотрите внимательно на свои листочки со словами. В наших словах есть согласные звуки: то твердые, как камешек, то мягкие, как травка. А вы будете укладывать синие или зеленые камешки на клеточки. Начинать укладку дорожек надо с лева направо, с квадратика под первой буквой слова. Если вы увидите твердый согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Синий. Учитель. Почему? Дети. Потому что синие камешки лежат около твердого мячика, и обозначают, твердый согласный звук. Учитель. Если вам встретится мягкий согласный звук, какого цвета камешек вы положите? Дети. Зеленый. Учитель. Почему? Дети. Зеленые камешки лежат около мягкого зелёного мячика и обозначают мягкий согласный звук. Дети выполняют задание. Аналогичную работу проделывают со всеми словами напечатанными на листочках.

Материал с сайтаИтог занятия Учитель.Ребята, давайте сыграем в игру с нашими ёжиками-мячиками. Садитесь вокруг стола. К кому прикатится голубой ёжик — называет слово с твёрдыми гласными, к кому зелёный — называет слово с мягким гласным звуком.

Вы сегодня хорошо занимались, и я хочу вам вручить улыбающиеся смайлики. Спасибо за работу, до встречи на следующем занятии.

Буквой «и краткое» обозначается согласный звук й

Буква «Й» или «И краткое» встречается почти во всех славянских алфавитах, а также в тех неславянских алфавитах, где используют кириллицу. В русском алфавите эта буква занимает 11 место. Она образовалась из гласного «И» и звонкого согласного «J».

Интересно, что в XVIII веке, когда был введен гражданский шрифт (в противовес церковному), из него исчезли все надстрочные символы. И у буквы «Й» пропала ее важная часть. При этом, от таких реформ звук, который обозначался этой буквой «не пострадал». Вернуть «Й» в письмо удалось при Петре I. Но, при этом ее не вернули в алфавит. Это сделали только в XX веке.

Сегодня все больше филологов относят звук «Й» к сонорным согласным. То есть к таким звукам, которые располагаются между гласными и согласными, но относится все же с согласным. Кроме того, его всегда считают мягким.

Гласные русские буквы и звуки

В отличие от согласных звуков и букв, характерной особенностью гласных является то, что воздух при их произношении проходит через ротовую полость свободно. В результате гласные звуки можно не только легко растягивать, но и произносить нараспев. Ещё одна отличительная особенность — их можно произносить сколько угодно громко, во всю силу голоса.

Посредством гласных букв и звуков согласные соединяются в слоги. В каждом слоге присутствует только одна гласная. Количество прочих букв — согласных, твёрдого и мягкого знаков — может быть различным. Слова могут состоять из одного или нескольких слогов: рос-пись, по-лом-ка, двор, кар-ти-на.

Количество гласных букв в русском языке — 10:

а е ё и о у ы э ю я

А гласных звуков всего 6: , , , , , . Соответствующие им гласные буквы являются однозвучными. Остальные 4 гласные буквы — е, ё, ю, я — двузвучные, и отдельно произносятся как , , , . В то же время в словах эти буквы означают один звук (примеры: белка, мячик, пошёл, ключ).

Как и в случае с согласными, имеется некоторое количество русских слов, состоящих только из гласных звуков. Это местоимения – я, её; союзы – и, а; предлоги – у, о; междометия – э, ау.

Ударные и безударные гласные

В словах гласные звуки могут быть ударными и безударными.

  • Если гласная в слове находится под ударением, она читается более отчётливо, с большим акцентом и чуть более протяжно.
  • При отсутствии ударения гласные в словах читаются менее чётко. Соответственно, безударное положение является для них слабой позицией, а положение в ударном слоге — сильной позицией.

Как правило, в традиционном письме ударения в словах не отмечаются. При необходимости их обозначают знаком «акут» — маленьким «/» штрихом над гласной буквой.

Видео урок

§ Понятие о звонких и глухих звуках

В русской речи помимо твердости и мягкости, различают звонкость и глухость звуков. Фонетика дает четкое понятие о том, будет согласный звук звонким или глухим.

Звонкие звуки произносятся речью, когда воздух с шумом преодолевает препятствие во рту и происходит колебание связок.

Звонкие звуки Глухие звуки

Глухие согласные звуки говорятся исключительно при помощи шума, голос здесь не задействуется, а голосовые связки находятся в расслабленном состоянии.

Во многих школах учителя заучивают с детьми следующую фразу: «Степка хочешь щец?» — «Фи!».  Здесь представлены согласные звуки, которые в русском языке являются глухими.

Для запоминания и различия звонких согласных от глухих, разбиваем их на пары. Всего их 11, если учитывать мягкие согласные (исключение -) -; -; -; -; -.

Итак, мы выяснили, что в алфавите буквы дают несколько звуков. Это зависит от положения буквы в слове. В конце слога звонкий звук приглушается, то же происходит, если буква стоит перед глухим согласным, например «голубка». На письме используем звонкую согласную, а говорим «голупка».

Ударные и безударные гласные

Слог, находящийся в ударной позиции, выговаривается более четко, с усилием. Гласные в таких слогах звучат яснее, громче. Ударная — сильная позиция для гласных фонем. А значит, правописание безударных гласных можно определить путем перевода слова в форму, в которой проблемная фонема становится ударной. Безударные гласные в русских словах зачастую звучат настолько невнятно, нечетко, что без проверки правописания не обойтись. Примечательно, что наибольшее затруднение вызывают безударные фонемы в середине слов, в первых слогах они звучат яснее.

Для примера разберем слово «сковорода». Вторая и третья «О» настолько слабые, что в фонетической транскрипции положено писать . Для проверки третьей «О» следует изменить слово — «сковородка», здесь слог «род» становится ударным.

При фонетическом разборе указывается только принадлежность гласной фонемы к ударной или безударной форме. Остальные признаки звуков — парность-непарность, звонкость-глухость — к гласным не применимы. Ударную форму принимают все 6 гласных фонем. Причем и могут находиться исключительно в ударной позиции. Исключения — слова «каноэ» и «какао».

В безударных слогах согласная фонема определяет, какая гласная будет идти после нее. Если согласная твердая, слог будет формировать «а», «ы» или «у». Если согласная мягкая, формирующими будут фонемы «и», «у».

В каждом слове русского языка только одна гласная в ударной позиции. Исключение — сложные, составные слова: «фитокосметический», «авторемонтный» и прочие.

Какие разные согласные звуки — твердые и мягкие

«Подскажите, как выучить с ребенком согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие?» — спросила недавно мамочка, видимо, первоклашки.

Ответ: никак.

Не нужно с ребенком учить твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие. Надо научить ребенка их слышать и определять по разным признакам. Просто выучить невозможно! Надо, чтобы сначала ребенок понял, как получаются звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные, научился их слышать, а вслед за пониманием придет и знание.

Как же будем учить ребенка различать согласные звуки?

Начнем с твердых и мягких согласных.

В русском языке не все согласные могут быть и твердыми и мягкими. Поэтому сначала надо, чтобы ребенок запомнил согласные Ж, Ш, Ц, которые всегда твердые и Ч, Щ, Й, которые всегда мягкие.

Сделайте ребенку такую памятку, обратите внимание ребенка, что буквы Ч, Щ, Й сидят на подушках, потому, что они всегда мягкие. Если эта памятка будет у ребенка перед глазами, ему легче будет запомнить эти буквы

Можно распечатать и повесить над столом, где занимается, ребенок. Можно написать на картоне и вложить в тетрадь по письму или русскому языку.

А вот остальные согласные могут быть как твердыми, так и мягкими. И помогут определить твердость и мягкость согласного соседние буквы.

Интересный вариант для запоминания твердых и мягких согласных предложила наша читательница Ирина: «Я придумала как запомнить моим деткам три всегда твердых звука, («Ж», » Ш», » Ц»)т. е. те ,которые никогда не смягчаются.

Железо, Шайба и Цемент — Что будет тверже? В чем секрет?

Есть еще всегда мягкие три звука : » Ч», » Щ», » Й». Вот смешная скороговорка: Челка Щекочется Й-Й-Й. ( » й» будет играть звук смеха)»

Если после определяемого согласного стоит еще один согласный, то он твердый. Например, в слове «песня» после С стоит Н и мы отмечаем С, как твердый согласный. Несмотря на то, что в русском языке есть понятие ассимиляции, когда звуки уподобляются один другому, как в этом случае, но в начальной школе в такие дебри фонетики мы не лезем.

Если после согласного стоит гласный звук, то определить твердость и мягкость очень легко. Все гласные буквы являются командирами и они командуют предыдущему согласному, каким звуком быть – твердым или мягким. Исключение составляют только 6 букв, о которых мы говорили раньше. Сделайте такую памятку ребенку и пусть она поможет ему в различении твердых и мягких звуков.

И, конечно, надо учить ребенка слышать твердые и мягкие звуки, различать их на слух. Для этого есть множество упражнений на развитие фонематического слуха. И всем известную игру «Первый или последний» можно видоизменить под нашу задачу и дать ребенку задание определять твердый или мягкий первый согласный в слове.

На первых порах надо подбирать слова, которые начинаются на согласный: пень, пони, рак, река, лук, люк… Затем можно усложнить задачу и подбирать слова, где согласный уже не первый звук. Поскольку в слове несколько согласных, то надо оговорить с ребенком, какой согласный Вы будете определять – первый или последний. Ребенку надо определить на слух нужный согласный в слове и услышать его твердость или мягкость. А это уже трудная задача. Например: одеяло и одуванчик. Первая согласная Д, но в этих словах она обозначает разные по мягкости звуки.

Применяйте все эти способы сразу и ребенок научится определять твердые и мягкие согласные без проблем. О звонких и глухих в следующий раз.

Полезная для Вас статья? Поделитесь с другими.

Алфавит для детей — ТОП 5 игр

Вариаций игры «Алфавит» огромное количество. Суть – расставлять правильно буквы, находить предмет, который начинается на определенную букву, подбирать пару для буквы. Игры рассчитаны на детей старше 3 лет. Игровой процесс должен сопровождать и контролировать взрослый.

«Где ёж?»

  • В коробке находится 75 букв алфавита на магнитах, есть и повторяющиеся буквы.
  • Вы можете играть в пять разных игр или самостоятельно придумывать задания для малыша.
  • Игры для самых маленьких: найти недостающие буквы в словах, собрать из перемешанных букв слово.
  • Можно играть в мини-кроссворд: выстроить крест-накрест два слова. Букву, которая находится на пересечении, убрать. Ребенок должен догадаться, какой буквы не хватает.

Нескучная Азбука

В коробке карточки с буквами, внутри каждой буквы животное или предмет, название которого начинается с этой буквы. А еще каждая карточка окрашена в определенный цвет: зеленый – мягкие согласные, синий – твердые согласные, красный – гласные.

Деревянная азбука

Игры представлены в виде пазлов, которые нужно собирать и таким образом учить алфавит. А еще с помощью этой игры можно собирать слоги и слова. Пазлы тренируют одновременно правое и левое полушария мозга. Это означает, что малыш тренирует память, логику, образно-пространственное мышление.

«Умные липучки» – интерактивная азбука

Во время обучения малыш становится активным участником игры, включается в процесс. Инструкция – увлекательная сказка, которая заинтересует ребенка. Игра проходит в 4 этапа, каждый разбит на 2 дополнительных этапа. Вы можете выбрать простой или сложный вариант.

В процессе игры ребенок знакомится с такими понятиями, как азбука, буква, гласный и согласный звук, слог, учит геометрические фигуры и цвета. В упаковке вы найдете игровое поле, карточки, элементы на липучках, инструкцию.

Игра «Зоркий глаз»

Это веселая семейная игра, которая тренирует внимание, память, находчивость, ловкость и, конечно, знакомит с буквами. Играть можно разными способами:

  • Как можно быстрее найти букву с маленькой карточки на большом плакате, победитель забирает себе карточку;
  • На большом плакате нужно найти как можно больше слов, которые начинаются с буквы, изображенной на маленькой карточке;
  • На второй стороне игрового поля можно играть в лото, где вместо цифр используются буквы.

Согласные

Согласными, так же как и в случае с гласными, бывают не только буквы, но и звуки. Чтобы научиться отличать эти два понятия, нужно уметь разграничивать определение буквы и звука.

Буквы

В отличие от гласных, согласных букв больше (21 штука), да и по способу образования они от них отличаются. Это связано с фонетическими особенностями языка.

Так же, как и в случае с гласными, одна согласная буква может обозначаться несколькими звуками, поэтому их число не совпадает. Ниже приведена таблица, в которой представлены согласные буквы и звуки.

Буква Звук Пример
Б

булка – белка

гриб – зыбь

В

волк – вечность

уловка – плавь

Г

горох – гиря

снег – легкий

Д

дом – дятел

сброд – гвоздь

Ж жук
З зной — зима
Й йогурт
К клоун – килька
Л луна – люк
М машина – мелочь
Н ночь – небо
П путник – петля
Р рыба – речка
С слон – серёжка
Т туфли – тир
Ф фауна – филин
Х хорёк – хек
Ц цапля
Ч чашка
Ш шуба
Щ щука

В некоторых словах буквы ч и щ могут произноситься как звук . Такое произношение характерно для сочетаний щн, чт, чт, например, помощница, чтобы, конечно.

Звуки

Единица речи, состоящая из шума и голоса или просто из шума, который возникает из-за того, что при произношении воздух сталкивается с препятствием в виде зубов, нёба или губ, называется согласным звуком. Их насчитывают больше, чем букв – 36. Из таблицы, приведенной выше, видно почему так происходит: потому что одна буква может обозначать сразу два звука.

Они могут быть твердыми и мягкими, глухими и звонкими. Если у звука есть пара по мягкости или твердости, по глухости или звонкости – такие звуки называют парными.

Признаки

Отличить согласный от гласного можно по нескольким признакам:

  • он образован только шумом или шумом в сочетании с голосом;
  • при его произнесении воздух проходит сквозь преграду в виде губ, зубов, неба или языка;
  • он не может самостоятельно образовать слог, это возможно только при присоединении гласного.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: