Делаем петушка из глины
Посмотрите, как можно слепить филимоновскую игрушку из глины (характерным признаком этих фигурок является то, что их делают, как свистульки, однако петушки и индюки ‒ исключение, так как они не свистят).
- Возьмите кусок глины и разделите его на три части – для подставки, для мелких деталей (бородки и гребешка) и для основной части фигуры.
- Самую большую ‒ основную часть скатайте в морковку. От того, каких размеров и параметров она будет, зависит и будущий вид вашего изделия.
- Согните эту заготовку посередине под прямым углом. Там, где часть потолще, будет хвост, а из острой части необходимо сформировать головку с клювом. Если на месте сгибов появились трещинки, загладьте их мокрыми пальцами.
- Сожмите несколько раз утолщенный конец, чтобы у вас получился большой плоский хвост. Можете подровнять его с помощью ножа.
- Гребешок сделайте из маленькой круглой лепешки, разрезав ее напополам – просто смажьте головку фигурки шликером (это жидкая глина, которая используется для скрепления деталей ‒ вылепите мисочку из глины, налейте туда немного воды и помешивайте кисточкой) и плотно прижмите гребень.
- Бородку скатайте из небольшого шарика и прикрепите под клювом.
- Для подставки слепите конус из глины. Потом в его основание вставьте заостренную палочку и катайте ее по столу, чтобы раскатать конус изнутри. Когда будет готово, поставьте конус на бумагу и прикрепите сверху фигурку на шликер.
- Изделия нужно сушить в течение четырех-пяти дней, а потом еще обжечь в духовке (при температуре около 1000 градусов).
- Затем фигурки раскрашиваются (берется гуашь с добавлением клея ПВА или акрил).
Дымковская игрушка – еще один знаменитый народный промысел. Эти изделия создаются в единственном экземпляре и не имеют серийного производства. Попробуйте и вы сделать такую вещь ручной работы по мотивам и опыту дымковских мастеров.
Можно использовать бросовый пластилин. Сформируйте основные детали ‒ туловище, голову и хвост.
Сделайте мелкие элементы – гребешок, бородку, грудку. Потом соедините все вместе.
Подготовьте воду, кисточку и туалетную бумагу. Оклейте вашу фигурку туалетной бумагой в пять-шесть слоев, используя воду и кисточку.
Оставьте его хорошо высохнуть, а потом грунтуйте клеем ПВА-М.
Когда фигурка просохнет, можно раскрашивать ее гуашью, основываясь на примерах дымковской росписи.
Выбирайте свой способ лепки ‒ и пусть творческий процесс будет вам в удовольствие!
Как слепить из пластилина филимоновскую игрушку — коня
Берём кусок пластилина побольше и придаём ему яйцевидную или каплевидную форму, то есть – один конец уже, а другой намного массивнее.
Намечаем четыре ноги – пока просто в виде выступов. Начинаем вытягивать шею и, одновременно, удлиняем ноги и сразу придаём им характерную коническую форму.
А откуда это мы берём материал на создание таких крупных ног? А из туловища – пластилин с «талии» перегоняем в ноги, в шею и так же сразу обозначаем вздутый круп – сам свисток делать не станем, но форму соблюдём.
Теперь займёмся головой – шея уже достаточно длинна, придаём ей характерный гордый изгиб и на конце её формируем морду с цилиндрическим носом.
Стеком делаем разрез рта – нос слегка приподымается. Нарисуем ноздри и глаза. Филимоновская игрушка – конь готов. Теперь часть пластилина перегоняем на темя и формируем крутые рога — вот вам и козёл.
Полюбовавшись и дав козлу из пластилина побыть собой, переделаем его в барана. Рога слегка сплющиваем и завиваем в тугие рулоны – пожалуйста, филимоновская игрушка баран:
Как слепить из пластилина филимоновские игрушки — коня, козла и барана вам рассказала Марина Новикова.
Читайте так же:
лепка игрушкиподелки из пластилинафилимоновская игрушка лепкафилимоновские игрушки
Марина Новикова
Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская барышня»
Марина Благова
Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская барышня»
Мастер-класс из пластилина и пластиковой бутылки «Дымковская игрушка«.
МК с пошаговым фото по изготовлению дымковской игрушки из пластилина и верхней части пластиковой бутылки.
Воспитатель: Благова М. А. ГКОУ ВО » Малышевская общеобразовательная (корр)
школа-интернат».
МК рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, учащихся начальных классов, педагогов и родителей.
Назначение: в качестве украшения интерьера, подарка.
Цель: лепка из пластилина дымковской игрушки.
Задачи: расширять у детей знания о народных промыслах России;пополнять знания о традициях, форме и росписи, узорах и способах росписи.
воспитывать уважение к труду мастеров; учить доводить начатое до конца, аккуратности и усидчивости.
развивать мелкую моторику и навыки работы с пластилинов.
продолжать знакомить со свойствами пластилина.
учить правилам безопасного обращения с ножницами.
Дымковская барышня.
Среди русских, народных глиняных промыслов дымковская игрушка, занимает самое видное место. Этот промысел возник более 400 лет назад. Свое начало он берет из Дымковской слободы, сейчас это часть города Кирова (ранее Вятка)
. По одной из легенд (связанных с созданиемдымковской игрушки, много веков назад у стен города встретились два дружественных войска, но в темноте они приняли друг друга за врагов и вступили в бой. Много воинов погибло, и по преданию их злые духи до наших дней летают над полем боя. Было решено, что каждый год весной будет справляться тризна. С течением времени, вместо тризны стали устраивать народные гулянья, которые назвали «свистопляски». Женщины для праздника лепили глиняные фигурки и шарики, которые красиво расписывали. Эти фигурки весело свистели, а цветными шариками (у них внутри, были горошины, кидали друг в друга. Это создавало, веселый шум и суматоху. Вблизи Дымковской слободы находились залежи глины, которая пригодна для изготовления дымковской игрушки. Это несомненно способствовало развитию этого промысла. Дымковская игрушка приобрела известность не только Кирове, но и по всей России. Материалы:
-пластилин
-пластиковая бутылка
-ножницы
Этапы работы!
1. от пластиковой бутылки отрезает верхнюю часть.
2. Берем пластилин белого цвета и равномерно наносим его на нашу заготовку. Это будет нижняя часть нашей барышни.
3. Делаем туловище из пластилина красного цвета
4. Намечаем где у нас будет фартук
Для удобства крепления головы, нашей барышни, я приклеила крышку от клея ПВА вот так
5. Теперь формируем голову
6. Украшаем юбочку
7. оформляем фартучек
8. Приступаем к голове, коричневым пластилином делаем прическу (из двух жгутиков делаем косу)
9. Делаем два жгута из красного пластилина и прикрепляем ручки
10. Осталось нарядить нашу барышню кокошником
11. Лицо
. Вот и готово
.Спасибо, что заглянули ко мне в блог. Может кому-то пригодится мой МК.
Персонажи глиняных игрушек
Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает — разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.
Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:
- женщин. Как правило, это барыня, олицетворяющая образ матери, продолжение рода и жизни на Земле. Чаще ее изображают держащей в правой руке младенца, а в левой утку;
- животных. Медведь — сила и мужественность, а также приход весны (новая жизнь). Корова — сила духа и бодрость, достаток в доме. Олень — счастье в браке, семейное благополучие (хороший подарок на свадьбу и оберег для семьи). Конь — символ бога солнца, ему поклоняются язычники, Коза, баран и бык оберегают от злых духов;
- птиц. Символизируют пробуждение природы, воскрешение всего живого на Земле. Обычно они изображались рядом с барышней. Уточка — основной символ воды, оберег для ребенка и первая фигурка, с которой начинается обучение лепке. Петушок хранит семейный очаг.
Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:
- любота (барыня, танцующая с солдатом);
- солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
- солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
- чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.
Отличительные черты
Игрушки из Филимоново — это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.
Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов — они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.
Специальный орнамент
Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:
- круг — обозначает солнце;
- зигзаг — вода;
- треугольник — символизирует землю;
- росточки и елочки — знаки жизни.
Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка — зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза. Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.
Процесс росписи
Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.
Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.
Дети рисуют филимоновскую игрушку. Лошадка
Еще в конце августа я рассказывала, как дети рисуют филимоновскую игрушку. Это был рисунок петушка. Настало время рассказать о других филимоновских игрушках. Сегодня мы рисуем лошадку. Как и в прошлый раз, рассматриваем фотографии игрушек, вспоминаем их особенности: форму, цвета, узоры. Дети обводят на бумаге картонный шаблон – получают контур лошадки, который раскрашивают.
После раскраски и высыхания работы можно снова обвести контур филимоновской игрушки по шаблону. А можно вырезать раскрашенную лошадку и использовать для аппликации. Некоторым детям при раскрашивании было сложно удержаться внутри контура. Им можно предложить для раскрашивания уже вырезанную лошадку. Но в этом случае необходимо использовать достаточно плотную бумагу, которая не будет изгибаться при намокании.
В конце урока, как всегда, рассматриваем наши работы, повторяем характерные особенности игрушки.
Вот так дети рисуют филимоновскую игрушку-лошадку.
Скоро будем лошадку лепить.
Также на эту тему Вы можете почитать
deti-i-glina.ru
Раскрашивание
Теперь пришло время для придания игрушке её характерных особенностей
На этапе раскрашивания изделия важно учитывать мотивы, отличительные черты, по которым впоследствии можно совершенно точно определить, что это дымковская игрушка (шаблон наносимых рисунков приведен в этой статье). В росписи традиционно используются различные орнаменты (круги, ромбы, линии), цветы, листья
Дымковская игрушка, поэтапно выполненная, всегда яркая и красивая. Контрастные цвета (красный, зелёный), стоящие рядом и подчеркнутые белым фоном, придают большей насыщенности. Для росписи можно использовать различные краски: акварель, гуашь, акрил. Наиболее удобными являются акриловые краски, так как они быстро сохнут, разбавляются водой и не размазываются впоследствии. Если использовать глянцевые акриловые красители, то в итоге изделие получится блестящим, и его не нужно будет покрывать лаком. Как правило, вначале игрушку полностью нужно покрыть белым цветом. Это основа, «холст» для росписи. Затем выберите 5-8 основных ярких цветов (например: красный, зелёный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, коричневый). Предварительно можно прорисовать простым карандашом мелкие детали орнамента. Для росписи используйте толстую кисть для крупных деталей и мелкую кисть для мелких элементов. В завершение дайте изделию хорошо просохнуть. По желанию можно покрыть игрушку лаком. Это защитит её от внешних воздействий. Если вы использовали гуашь в росписи, то покрыть изделия лаком просто необходимо, так как гуашь может легко размазаться.
Фантазируйте и наслаждайтесь работой. Данный мастер-класс игрушки из теста подробно описывает весь процесс изготовления. Следуя приведенным рекомендациям, вы вылепите красочные изделия, которые отлично послужат подарками близким людям.
Дымковская игрушка привлекает к себе внимание детей своей яркостью, необычностью, является связующей нитью с историей родного края, народными традициями. Простые формы, незатейливые узоры дают возможность дошкольникам проявить себя, попробовать свои силы в народном прикладном искусстве, проявить творческую активность в создании образов
Дети очень любят лепить. Это увлекательное и полезное занятие. Работа с пластичным материалом улучшает координацию, мелкую моторику рук, влияет на речевое развитие. Кроме того, занимаясь творческой деятельностью, дети учатся мыслить, воплощать задуманное, достигать цели, проявлять фантазию, выдумку.
Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, зигзагов и полосок разной толщины. Для росписи используются сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, зеленого, оранжевого, синего.
А вот материал для изготовления дымковской игрушки с детьми я предлагаю использовать нетрадиционный- соленое тесто. Попробовав работать с этим материалом, я пришла к выводу, что это уникальный материал для детского творчества. Он доступен в любое время года, недорогой для приобретения. Соленое тесто очень пластично, податливо для детских рук, а также это экологически чистый и не вредный для здоровья материал. Попробовав лепить из него один раз, дети приходят в восторг.
Для изготовления соленого теста рекомендуется взять муку высшего сорта, мелкую соль «Экстра» (2 части муки, 1 часть соли). Все развести водой. Можно добавить клей ПВА для повышения клейкости и прочности готовых изделий. Для пластичности добавить подсолнечное масло, тогда тесто не будет прилипать к рукам.
Поделка из соленого теста должна сохнуть на воздухе не меньше суток. Затем ее можно раскрашивать гуашевыми красками. А так как тесто белое, то его не нужно белить. Готовые работы можно покрыть бесцветным лаком. Попробуем сделать несложное изделие «Лошадка»
А теперь сделаем «елочку». А теперь много зайчиков… И куда же без дымковской барыни. Желаю приятного творчества!
Дымковская барышня поражает яркостью красок, удивительным орнаментом, ощущением полноты настоящей русской жизни. Может показаться, что сделать такую своими руками современный человек, житель большого города, уже вряд ли сможет. Но это не так. Слепить ее можно из глины — в соответствии с традициями вятского местечка Дымково (где зародился промысел), или же из соленого теста, что, конечно, гораздо проще в условиях городской квартиры. Ведь глиняную игрушку надо не просто слепить, но затем и тщательно обжечь — желательно в специальной печи, хотя подойдет и духовка на кухне.
Примеры работ:
Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок».Самая популярная форма для глиняной филимоновской — это птицы. Петушки — излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.
Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.
Филимоновская игрушка – свистулька «Медведица с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.
Авторская игрушка, выполненная в русской традиции – это всегда прикосновение к древности, к природной жизни. Дизайн традиционной — это постоянный поиск равновесия между традиционными приемами и личными творческими находками; между чувством и разумностью, эстетикой и практичностью. Игрушка из керамики — это яркое дополнение к домашней коллекции игрушек и особенный, музыкальный подарок ручной работы.
Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья — это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.
Филимоновская игрушка появилась в Тульской области в небольшой деревеньке Филимоново. По некоторым данным этот промысел появился более тысячи лет назад и существует по сей день. Сейчас филимоновская игрушка практически не изменилась, а местные мастерицы до сих пор передают знания из поколения в поколение.
Лепка дымковской игрушки из глины, пошагово с фото
Для создания такого яркого и красивого дымковского индюка вам понадобится глина большой шар для тела и маленький для мелких деталей, стеки, дощечка для работы, емкость с водой, чтобы смачивать глину. Чтобы расписать игрушку приготовьте гуашь, кисти номер пять и номер два, салфетки.
Возьмите глиняный шар и поделите его на две равные части с помощью стека. Используя прием растягивания сделайте из одной половины тело, шею с головой и ноги. Во время лепки постоянно смачивайте руки в воде.
Вторую половинку снова разделите пополам. Из одной части будем делать хвост. Скатайте ее в шар, затем превратите в блин толщиной около сантиметра. По краям сделайте защипы пальцами как на фото. Затем присоединяем хвост к телу.
Глину, которая у вас осталась разделите еще раз пополам. Формируем из них овальные лепешки с защипами по краям, это будут крылья. Присоединяем их к туловищу.
Затем возьмите маленький глиняный шар для мелких деталей. Сначала слепите бородку. Для этого скатайте несколько капелек и прикрепите их начиная снизу от шеи. Из трех глиняных капель формируем гребень.
После этого фигурка должна просохнуть около четырех дней. Затем ее полностью покрываем гуашью белого цвета.
Когда белый слой высохнет, можно приступать к росписи. Если вы боитесь сразу работать краской, нанесите рисунок сначала простым карандашом.
Кавалер, барыня, медведь: виды игрушек
Медведь со ступой. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru
Встреча. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru
Гончар Филимон. Музей филимоновской игрушки, Одоев, Тульская область. Фотография: filimonovo-museum.ru
Все филимоновские игрушки были свистульками. Чаще всего мастера изображали людей и животных, иногда лепили композиции из нескольких фигур — например, статуэтку «Любота» в виде влюбленной пары.
Форму для игрушек выбирали простую, без мелких деталей. Женские фигурки называли барынями, мужские — кавалерами или солдатами, в зависимости от деталей костюма. Те и другие имели узкое и короткое туловище с тонкой талией, которое переходило в объемные штаны или пышную юбку-колокол.
Конусообразная голова почти не отличалась по ширине от шеи и была увенчана головным убором — платком или шляпкой у женских персонажей, фуражкой или цилиндром у мужских. В руках барыни держали младенца или птичку-свистульку, кавалеры — петуха или гуся.
Из животных филимоновские мастера чаще всего изображали медведей, лошадей, коров, оленей. Различались они характерной формой рогов или ушей, остальные пропорции были почти одинаковыми: тонкое вытянутое тело с плавными изгибами, стройные ноги, длинная шея и небольшая голова.
Урок лепки филимоновской игрушки Петух
Лепить буду из пластилина – из одного куска, вот примерно такой величины :
Чем характерны филимоновские игрушки? Кроме очень специфической росписи, в глаза сразу бросается их удлинённость и извилистость. Особенно это относится к шее, филимоновские звери явно произошли от жирафов или змей.
Кусок пластилина разминаю и леплю фигуру вроде рогатки:
Вы уже догадались где будет голова, а где хвост? Сейчас уточним:
Хвост загнём, туловище вытянем до толщины шеи, шею тоже вытянем и странно изогнём. Лапы заменяет стилизованная круглая подставка.
Теперь детализируем. Вытянем из головы небольшой гребень, клюв и бородку. Ну, вот вам игрушка – филимоновский петух из пластилина. Я его даже слегка подкрасила в фоторедакторе, чтобы выглядел готовым.
На этом не остановимся, дальше лепим курочку.
История ремесла
В Тульской области, в Одоевском районе началась история одного промысла – в селе Филимоново мастерицы стали делать игрушки с интересной фактурой и необычной росписью. Гончарное дело развивалось в Филимоново веками, а все благодаря жирной, очень пластичной глине. Природный ее цвет темно-синий, отчего местные называли ее «синькой». После обжига глина становилась белой или чуть розоватой. Мужчины делали посуду, а женщины – игрушки-свистульки.
Согласно одной легенде в селе появился беглый преступник Филимон: он и научил местных делать глиняные фигурки. Он был первым или нет, узнать точно нельзя, но очевидно, что в середине 19-ого столетия здесь начали делать глиняные игрушки. Промыслом занималась вся семья: у мужчин ловко получалась посуда, жены и невестки помогали им, а девочки и бабушки «специализировались» на лепке и росписи игрушек.
Яркая палитра и древние знаки
Роспись имела свою последовательность и наносилась поэтапно – сначала желтый цвет, затем поверх него красный, в конце зеленый. Применяли тонкие полоски, круги, точки и короткие линии на ярком белом фоне.
Чем позже нанесение, тем тоньше кисточка. Орнаменты несли сложную символику. Круги и звездочки – солярные символы, елочки – Древо Жизни, треугольники – сельскохозяйственное плодородие, засеянная пашня.
Точки в треугольниках – зерно. Зигзаги и дуги – дождь, волны – небесные воды. Главное, о чем думали крестьяне в эпоху рискованного земледелия!
Теперь вы знаете, как нарисовать филимоновскую лошадку или барыню! Можно идти за карандашом и начинать экспериментировать.
Но сначала познакомимся с персонажами.
Глина для лепки какая лучше
Очень важно выбрать хорошую глину, и чтобы это сделать, нужно знать, что каждый вид глины имеет свое предназначение:
Полимерная глина, которая сама затвердевает
С ее помощью создают фигурки, куклы, игрушки или какие — то мелкие детали.
Запекаемая полимерная глина
Чтобы такая глина стала прочной и твердой, ее нужно нагреть примерно до ста тридцати градусов. Из нее также можно лепить игрушки, статуэтки и многое другое.
Художественная глина
Этот вид глины подходит уже для опытных мастеров. Ее используют для создания скульптур и предметов интерьера.
Для детского творчества и начинающих рукодельников лучше всего выбрать полимерную самозатвердевающую глину. С ней удобно работать, она легко разминается и быстро сохнет. Но обязательно нужно соблюдать условия хранения, иначе она затвердеет в упаковке.
Из чего сделаны лошадки?
Легенда останется легендой, однако доля правды в ней присутствует – фигурки действительно изготовлялись из остатков глины от гончарных дел. Синика – местная глина – до обжига имеет характерный черно-синий цвет, почему и получила свое название. Синика отличается особенной пластичностью и жирной фактурой, идеальной для лепки и обжига.
Бытует непростая система ее заготовки – ведь ошибка может испортить вещь!
- Пласты синики залегали на глубине. Верхние слои почвы непрочные – поэтому колодцы для заготовки копали по морозу. Иначе обвалятся!
- Синика должна была отлежаться несколько дней в темном влажном месте.
- Затем ее замачивали в воде. Временами переворачивая.
- Отмокшую синику клали на пол и разминали. Прямо ногами. Это был своеобразный деревенский праздник с танцами босиком на синике под гармонь. Растоптанный пласт присыпали золой и убирали. Потом повторяли. Чем больше задорных танцев на благо производства, тем лучше фигурки!
- Подготовленную синику нарезали на пластины – заготовки. Хранили, защищая от высыхания – иначе треснет!
Поэтому роспись настолько неправдоподобно яркая для древней! Красок всего три – желтая (фоновые полосы), «малинка» и «зеленка». Но анилиновые красители полупрозрачны – и в наложении дают настоящее многоцветье!
Дети рисуют филимоновскую игрушку. Петушок.
Вот я, наконец, и в школе – отпуск закончился. Достаю из коробок работы, которые делали с детьми в мае. Расскажу, как дети рисуют филимоновскую игрушку. Конечно, сначала мы рассматриваем фотографии игрушек, я рассказываю о промысле. Разбираем с детьми, какие цвета используются в филимоновской игрушке, какие узоры.
Затем каждый ребенок обводит на бумаге картонный шаблон и получает контур петушка. Вместе обсуждаем, какая будет у петушка шейка, что нарисуем на хвосте, на крыльях.
И вот, наконец, дети рисуют свою игрушку.
Некоторые дополнительно украшают лист филимоновскими узорами.
Дети, для которых эта работа сложна, стараются нарисовать характерные для промысла узоры: полоски, ёлочки, солнышки.
В конце урока делаем выставку наших работ, повторяем характерные особенности игрушки.
Мне хочется, чтобы дети их запомнили, чтобы могли отличить филимоновские игрушки от других.
В следующей статье я расскажу и покажу, как мои ученики лепили петушка. А потом посмотрим, как дети рисуют другие филимоновские игрушки.
Также на эту тему Вы можете почитать
deti-i-glina.ru
У дома Филимона
У дома Филимона, весенним вечерком Стоял горшочек глины с лопаткой и стекой Бегут ребята дружные к дедульке поскорей И просят дело нужное, свистульки для детей Игрушка Филимонова и до сих пор живёт, Чудесная, красивая и радует народ. Филимоновское чудо – это глиняный кусок Разогреешь ты руками и получишь пирожок. Вытянешь головку, лапки и получится у нас Чудо — уточка крикуша, говорю вам без прикрас. А когда раскрашу ярко и поставлю посушить Заиграют эти краски, мне ее не позабыть. Я знаю деревушку, где много мастериц Там промысел игрушки у завидных девиц. Они с утра до ночи без устали своей Сидят и красят, лепят игрушки для детей. Деревня, та известная, там и сейчас живут Зовётся Филимоново, для всех там есть уют.
Корнеева Диана Алексеевна ученица 6 класса МОУ «Алексеевская СОШ» Руководитель: Деняева Лариса Владимировна
Таинственный дед
У традиции есть свой центр – это деревня Филимоново Одоевского уезда Тульской губернии. Легенда об истории его возникновения появилась значительно позже. О доисторических курганах в ней речи нет. Деревня получила наименование от легендарного деда Филимона – по преданию дед был не только игрушечником и гончаром, но и богомазом, и… беглым каторжником!
Из остатков глины от гончарного производства Филимон лепил игрушки – и нечаянно основал многовековой народный промысел. Заодно подарив имя родному селу. Сегодня филимоновская игрушечная история не менее популярна и знаменита, чем дымковская или каргопольская – она стала одним из ключевых региональных брендов и востребованным туристическим сувениром!
Обжиг в печи
В течение всего года люди занимались изготовлением глиняных предметов, а затем, в один из весенних дней, в центре большого поля перед началом его обработки проводили большой праздник. Он заключался в том, чтобы обжечь все глиняные изделия, а после праздника отнести их на рынок для продажи.
Для начала выкапывали большую яму в центре поля, которую обкладывали кирпичами, делая кирпичные подставки (полочки) под посуду (такая необыкновенная печь называлась горном), а затем поджигали солому, которую выкладывали на посуду. После того, как солома сгорала, ждали, пока глина остынет, и после забирали каждый свое, теперь уже белое, изделие домой.
Главное место на полочках занимали глиняные кувшины, а между кувшинами женщины ставили свои поделки. Интересно то, что после обжига синяя глина становилась красивого белого цвета. Филимоновская игрушка, фото которой можно увидеть в книгах и журналах, посвященных русскому народному творчеству, а в современном мире и в электронных источниках, имеет именно эту отличительную черту.
Это очень удобно. Для того чтобы расписывать в дальнейшем, ее не нужно покрывать специальной краской для основы. уже подготовлена для работы.
Материалы для скачивания
Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.
Картинки и фото
Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?Карточки.слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.
Раскраски
Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.
Занятия в детском саду
Занятие филимоновской росписью в детском саду прекрасно развивает творческие способности малышей. Для раскрашивания используют шаблоны игрушек, изготовленные из бумаги. Обычно это фигурки котов, лошадок, уточек. Часто используют шаблон филимоновской лошадки — на нем проще всего учиться росписи.
Существует много программ и курсов для дошкольников по изучению игрушки. В начале занятий детей знакомят с ее историей и основами росписи, затем приступают к раскрашиванию. Для росписи необходимо подготовить шаблоны раскраски филимоновской игрушки с нанесенным на них желтым цветом, несколько раскрашенных свистулек, акварельные краски или гуашь, кисти или ватные палочки. Во время занятий можно читать стихи или художественные произведения, напевать песни или показывать малышам картинки. Можно включить народную музыку.
Детей увлекают такие занятия, они узнают на них много нового. Иногда вместо традиционной глины используют другие материалы (например, гипс).
Особенности Филимоновской игрушки
Первая, бросающаяся в глаза особенность, это простота стиля. Связано это с тем, что лепили их простые крестьянки, не имеющие художественного образования. Плюс ко всему, ремесло передавалось из поколение в поколение, и девочки начинали делать коров, барашков и лошадок уже с 8-ми лет. В таком возрасте трудно добиться от ребёнка сложных форм в лепке.
Простота форм также связана и с материалом. Местная глина при обжиге сильно трескается, а потому она плохо подходила для сложных форм и мелких деталей.
Вторая особенность тоже относится к обжигу
Обратите внимание – многие животные филимоновской игрушки имеют вытянутую форму шеи. При сушке глина оседает, потому, чтобы сохранить шею животному, её делали непропорционально длинной, прикидывая на глаз, насколько она может усохнуть
Третья особенность опять связана с обжигом. Во время этого процесса глина меняет свой цвет на бело-розовый, что позволило мастерицам наносить рисунок сразу на изделие без предварительной грунтовки.
Четвёртая отличительная черта, это роспись. В ней преобладают полоски и несложные узоры, которые наносили от центра к краю. Для росписи использовали гусиные и куриные перья, что позволяло делать тонкие линии узоров.