Кризис 7 года жизни

Детская зависть — плохо это или хорошо?

Прежде всего, это закономерно. То, что ваш ребенок кому-то завидует, вовсе не говорит о том, что он плохой. Малыш уверен, что мир существует для него и крутится только вокруг него. Поэтому именно у него должно быть все самое лучшее, красивое, новое. Победа, призы и главные роли тоже должны доставаться ему. Если же это не так — ребенок переживает острую обиду, направленную на тех, кто сумел его в чем-то обойти.

Чтобы свести к минимуму проявления детской зависти, нужно стараться избегать таких ситуаций, в которых ребенок может почувствовать себя обойденным. Родителям надо проследить за тем, чтобы малыш общался с детьми примерно одного с ним возраста, чтобы в спортивных соревнованиях он попал в группу детей со сходными физическими данными и т. д. Обратите зависть в здоровое стремление конкуренции. Чужой успех подстегивает ребенка его превзойти, и этим можно воспользоваться в воспитательных целях.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Причины

Кризисный период у семилеток не случайно совпадает со школьной адаптацией. Внутренние изменения психики в основном обусловлены именно сменой социальной роли ребенка, новыми видами деятельности и обязанностями. В целом причины кризиса можно разделить на три группы:

  • Прием новой социальной роли. Ребенок занимает важную социальную роль и становится школьником. Вместе с ролью он принимает и новые обязанности: учебу, отсиживание уроков, соблюдение режима, выполнение домашних заданий. При этом малыш становится одноклассником, участником совместного обучения и игр, дружбы, симпатий, конкуренции. Требования к нему растут, и он, в свою очередь, начинает предъявлять претензии к окружающим.
  • Утрата детской непосредственности. Непосредственные ситуативные реакции, которые характерны для малышей, быстро теряются в связи с необходимостью занять новую социальную роль. Поэтому резко появляются атрибуты «взрослости»: самостоятельность, принятие решений, оценка ситуаций. Причины поступков ребенка не всегда понятны, действия могут казаться нелогичными, так как он скрывает их мотивы.
  • Осознание внутренних переживаний. Малыш начинает осознавать свое внутреннее «я» и изучать собственные эмоции. Помимо физиологических потребностей, начинает чувствовать психические нужды. Понимает, что хорошие оценки нужны для того, чтобы не разочаровать родителей, получить похвалу учителя, самоутвердиться среди сверстников. Но все не так однозначно. Ведь с одной стороны хочется гулять, а с другой – нужно оправдать надежды старших. Постоянная необходимость выбора также становится серьезной причиной кризиса самосознания.

Как распознать зависть

Понять, что ваш малыш кому-то завидует, совсем непросто. Здесь не помогут расспросы, так как он еще не в состоянии распознавать и контролировать свои чувства. Чтобы распознать чувство зависти, достаточно присмотреться к поведению маленького человека. Так к чему подталкивает ребенка зависть?

  1. Малыш не хочет играть с ребенком, которому завидует или с его игрушками. Он избегает контактов с ним. И чем больше его ему навязывают, тем больше он сопротивляется.
  2. Во время игры завистник способен причинить вред тому, кому завидует, ударить его, сломать игрушку и т.п. То есть он ведет себя агрессивно.
  3. Ребенок стремится принизить человека, которому завидует. «Он нарисовал лучший рисунок! Да я могу еще лучше! Просто я не старался!».
  4. Малышу хочется иметь точно такие же вещи, как у его друга или знакомого, то есть он готов подражать ему.

Осложнения

Чаще всего, ветряная оспа у детей имеет легкое течение, однако данный вирус, может повлечь за собой ряд тяжелых осложнений, вплоть до летальных исходов.

По различным источникам, частота осложнений у детей, болеющих ветряной оспой, варьирует от 4 до 68%.

Исходя из данных Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно в мире около четырех миллионов человек госпитализируются с осложненной ветряной оспой, а летальный исход из них у 4х тысяч человек.

По данным здравоохранения Российской Федерации, у 40% поступающих в больницу детей с ветрянкой имеются осложнения на фоне вируса. Самые распространённые осложнения — кожные бактериальные инфекции (8,4%), а также неврологические осложнения (4,2%).

У новорождённых, у детей с онкологией, получающих химиотерапию, системные гормональные препараты, лучевую терапию, и у ВИЧ положительных детей риск развития осложнений на фоне ветряной оспы повышается в разы.

К осложнениям со стороны неврологии относятся: энцефалит (75%) ,а также менингоэнцефалит, различные виды менингитов, включая серозный и асептический, парезы нервов и др.

К кожным осложнениям относятся абсцессы, импетиго, флегмоны, пиодермии, рожа, все это развивается за счет присоединения вторичной инфекции к элементам сыпи от ветряной оспы.

Стоит отметить, что у детей, страдающих хроническими кожными заболеваниями, например атопическим дерматитом, ветрянка может осложниться герпетиформной экземой Капоши.

В ряде случаев могут быть сочетанные формы осложнений, как неврологические, так и бактериальные, но чаще всего развиваются у пациентов с иммунодефицитами, имеют тяжелое течение и неблагоприятный исход.

Также, важно отметить, что вирус варицелла- зостер, который вызывает ветрянку, оседает на нервных корешках в неактивной форме, а в последующем может реактивироваться в виде опоясывающего герпеса

Виды подростковой агрессии

В зависимости от отношений в семье, индивидуальных нюансов характера подростки выражают агрессивность по-разному. Ее можно разделить на скрытую и явную.

Явно выраженная агрессия может проявляться в следующих вариантах:

  • Физический – применение физической силы против окружающих;
  • Вербальный – выражение негативных чувств словами, угрозами, криком;
  • Повышенная раздражительность – ребенок становится грубым, вспыльчивым, резким в общении;
  • Подозрительность – негативный настрой, недоверие к окружающим;
  • Косвенный – выражение агрессивности против конкретного человека посредством других людей (травля, сплетни, злые шутки);
  • Обида по любому, даже самому незначительному поводу.

Скрытый негатив выражается в пассивно-агрессивном поведении. Подросток намеренно делает все медленно или не делает то, о чем ему говорят, вообще. Он может легко забыть или проигнорировать просьбы, поручения.

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

Лечение

Чем раньше начать лечение заболевание у ребенка – тем быстрее оно завершится и тем более благоприятным будет прогноз.

Внимание! Новорожденным в первую очередь назначается медикаментозная терапия, в ходе которой выполняются инстилляции сосудорасширяющих препаратов: это теобромин, трентал, кавинтон.

Также обязательным является применение поливитаминных комплексов в различных формах. Малышам от трех лет дополнительно назначается оптическая коррекция с использованием контактных линз или очков.

При выраженных атрофических изменениях сетчатки возможно использование очков, оснащенных светофильтрами.


может быть назначено плеоптическое лечение

В крайних случаях может потребоваться оперативное вмешательство, но такой способ чаще применяется для лечения патологии у взрослых, когда другие методы уже неэффективны.

Что такое агрессия и каких видов она бывает?

Поведение ребенка можно считать агрессивным, если его действия и мысли направлены на причинение вреда себе и окружающим. Агрессия выражается отрицательными эмоциями, желаниями и делами. То есть, агрессивный малыш может не слушаться, раздражаться, оскорблять других, отказываться общаться и даже проявлять насилие (кусать и драться).

Такое расстройство может возникнуть в любом детском и подростковом возрасте. Мальчики раздражаются и гневаются в более открытой форме, чем девочки. Взрослые обычно легко определяют агрессивное поведение у детей, поскольку жестокий ребенок ломает игрушки, дерется со сверстниками и родителями, употребляет грубые и неприличные слова, часто закатывает истерики.

Агрессивное поведение имеет классификацию и различается по следующим видам:

  1. Вербальный вид агрессии, который выражается в словах. Агрессор (чаще девочка) разговаривает на повышенных тонах, угрожает, оскорбляет, унижает собеседника.

  2. Физический вид, при котором агрессия принимает форму физической силы (чаще подвержены мальчики). При такой форме агрессивного поведения наносится вред человеку или вещам (драки, удары, укусы).

  3. Прямой вид проявляется в отношении конкретного объекта.

  4. При косвенном виде ребенок демонстрирует агрессию при помощи сплетен, злобных шуток, клеветы и провокаций.

  5. Экспрессивный вид часто не осознается или отрицается малышом, в этом случае агрессия может проявляться скрыто – с помощью мимики, жестов и поз.

  6. Аутоагрессия – вид агрессивного поведения, направленный против себя самого. Ребенок или подросток может вырывать себе волосы, кусать, грызть ногти.

Важно отличать агрессию от агрессивности. Агрессия – это «разовая акция», при которой ребенок нарушает моральные и поведенческие правила и может причинить вред себе и окружающим, а вот агрессивностью считается жестокое поведение, перешедшее в хроническую форму.

Лечение гриппа у детей

Респираторные инфекции могут приводить к резкому ухудшению состояния. Поэтому детские врачи нередко выдают направление в стационар для дообследования и круглосуточного наблюдения за малышом. Скептически настроенные родители не всегда соглашаются на госпитализацию, так как опасаются «подцепить еще парочку инфекций», и могут безуспешно лечить гриппозную пневмонию народными средствами.

«Ложиться» в больницу или лечиться дома?

Помощь при заболевании оказывается в амбулаторных или стационарных условиях. В первом случае ребенка посещает и осматривает участковый педиатр, назначения выполняют родители. Амбулаторная помощь рекомендована при легком и среднетяжелом течении болезни.

Если состояние ребенка ухудшается или лечение в домашних условиях невозможно, требуется госпитализация в стационар. Критерии направления в больницу таковы:

  • выраженная интоксикация (судороги, возбуждение, нарушение сознания на фоне лихорадки);
  • геморрагический синдром (склонность к кровотечениям) с ДВС-синдромом, поражением почек;
  • нарушения кровообращения – нестабильное давление, коллаптоидные состояния, кома, цианоз и мраморность кожи на фоне высокой температуры;
  • тяжелые нарушения дыхания с общей бледностью, кашель с мокротой, подозрение на развитие пневмонии, плеврита, со снижением артериального давления.

Кроме того, лечение гриппа у детей до 1 года даже при среднетяжелом течении требует госпитализации. Для таких маленьких пациентов показания к направлению в стационар гораздо шире. Не стоит отказываться от госпитализации, если врач подозревает развитие осложнений или видит, что амбулаторное лечение не дает результата.

Зависть как чувство досады на успех другого

В 5–7 лет дети стремятся получить признание сверстников, занять свое место в группе. С этого возраста малыш уже может адекватно оценить свои отношения с другими детьми и свое реальное место в структуре этих отношений. Если ребенок хочет играть значимую роль в обществе детей, но эта роль достается другому, это может породить чувство зависти. Даже дружба между детьми- не помеха возникновению между ними зависти и соперничества.

Если ребенок сам хочет получить признание со стороны взрослых или сверстников, то ему очень сложно или даже невозможно радоваться удаче другого ребенка.

Дело в том, что для дошкольников внешний мир и социальное окружение играют очень большую роль

Кто главнее, успешнее, красивее, быстрее, у кого игрушек больше — все это очень важно для детей, для формирования их самооценки.. Иногда чувство зависти у детей проявляется также в отношении взрослых

Например, во время настольной игры, в которую играет вся семья, ребенок непременно хочет прийти к финишу первым (набрать больше всего очков, получить больше всего фишек и т. д.) и для достижения нужного результата может даже пойти на хитрость и жульничество.

Иногда чувство зависти у детей проявляется также в отношении взрослых. Например, во время настольной игры, в которую играет вся семья, ребенок непременно хочет прийти к финишу первым (набрать больше всего очков, получить больше всего фишек и т. д.) и для достижения нужного результата может даже пойти на хитрость и жульничество.

Родительская помощь

Как же действовать, если ваш ребенок завидует, а вы не хотите усугубить ситуацию и спровоцировать проблемы в будущем?

Виктория Филиппова рассказала, что к ней на прием часто приходят взрослые, мечтающие избавиться от своих болезненных состояний, в частности зависти, с которыми не научились работать в детстве.

Эксперт предлагает клиентам направить негативную энергию в другое русло

И человеку важно понять, на чем еще он готов сконцентрировать свое внимание. Однако с ребенком такой прием не сработает

«Лучше всего детям помогает сказкотерапия. Расскажите историю про мышонка, который завидовал коту, и ничего хорошего из этого не вышло. И как все наладилось, когда мышонок понял, как приятно быть самим собой

Важно объяснять ребенку эти чувства, разрешить их испытывать и научить проживать. Ребенок должен понимать — за то, что он завидует, его не накажут

Любой человек имеет право испытывать такое», — говорит Виктория Филиппова.

А еще очень важно помочь ребенку найти его истинные ценности и потребности. Так, в ситуации с завистью младшей сестры к старшей, которой подарили на день рождения мольберт, родителям нужно спросить: «Почему ты расстроилась? Ты же хотела велосипед, а не мольберт

Или ты теперь любишь рисовать?»

Кроме того, мамы и папы могут рассказать ребенку, как быть счастливым без определенных вещей, как при этом вызвать у друзей уважение и стать душой компании.

«Объясните, что быть „крутым“ можно не за счет игрушки, а благодаря умению быстро бегать, танцевать, считать до тысячи или веселить друзей. Это поможет уменьшить проявление зависти, в том числе и в зрелом возрасте», — отмечает Виктория Филиппова.

При этом не отрицайте потребность ребенка, особенно если речь идет о подростке, в вещи, которая кажется вам нелепой, ненужной. Иногда нам не понять, какое значение дети придают определенным предметам, и обесценивая их желания, мы наносим серьезную травму.

«Поразмышляйте об истинных потребностях вашего ребенка, проявляя спокойный интерес. Поговорите, когда буря эмоций утихнет. Признайте потребности ребенка и подскажите, как ему осуществить свое желание. Учите ребенка использовать чувство зависти в качестве толчка к определенным действиям», — рекомендует Наталья Фесенко, создатель и руководитель международного института развития будущего.

Психолог-педагог Анастасия Мордкович соглашается с тем, что при благоприятном развитии ситуации зависть может служить стимулом для достижения цели.

В ином случае она провоцирует формирование убеждений на долгие годы, а то и на всю жизнь. Так, ребенок, завидующий школьным успехам одноклассников, начинает считать, что все отличники — зануды, все богатые — плохие, если родители покупают игрушки — они хорошие.

В этой ситуации Анастасия Мордкович советует разделить предмет и объект. Отличники зануды? А ты тоже зануда, когда получаешь «пятерки»? А бывают зануды, у которых плохие оценки?

Как можно чаще и доверительнее общайтесь с ребенком. Не злитесь из-за того, что со своей завистью и спорными желаниями, он не соответствует вашим представлениям об идеале. И не забывайте, что любая эмоция сына или дочери — это повод лучше разобраться в их мыслях, чувствах и поступках.

Эксперты:

Виктория Филиппова

Наталья Фесенко

Анастасия Мордкович

Причины агрессии

Но нередко эмоциональные перепады становятся слишком радикальными, перерастая в агрессию

Если не обращать внимание на бунтарство ребенка, оставить его наедине со своими проблемами, то последствия могут быть плачевными

Причинами агрессивного поведения бывают следующие факторы:

  • Биологические;
  • Личностные;
  • Семейные;
  • Внешние.

Каждые из них проявляются по-разному, требуют соответствующей корректировки нежелательного поведения.

Биологические

Агрессия без видимой причины может быть признаком гормонального дисбаланса организма. В этом случае требуется тщательное медицинское обследование подростка. К биологическим факторам также можно отнести наследственность, злоупотребление антидепрессантами, алкоголем, прием наркотических средств. Агрессивные побуждения могут возникать при переутомлении, нарушении рациона, неправильном, несбалансированном питании.

Личностные

Дети часто ведут себя агрессивно в знак протеста на какие-то ограничения – в семье, школе. Деструктивное поведение может вызываться желанием самоутверждения среди сверстников при помощи конфликтов со взрослыми, учителями. Значительное влияние на возникновение агрессивности у подростка оказывают конфликты в семье.

Ребенок, склонный к ожиданиям худшего, имеющий выраженные страхи, в равной степени может быть подвержен самоедству и агрессии. Агрессивность также бывает защитной реакцией, когда подросток не уверен в себе, собственной безопасности.

Деструктивным поведением дети часто прикрывают чувство вины за какое-то действие. Иногда такие проявления не являются осознанными. Это усложняет борьбу с ними. Агрессивность, ненависть могут быть следствием одиночества. Их также могут провоцировать определенные ситуации.

Проблемы в семье

Нарушения в эмоциональной сфере часто вызывают агрессивность несовершеннолетних. Равнодушие родителей к детским проблемам, не оказание поддержки в нужной ситуации приводит к образованию у ребенка эмоционального вакуума. Со временем это перерастает в невозможность самостоятельного контролирования своих поступков. Родители часто игнорируют потребности подростка, откупаясь от него свободой действий или подарками.

Внешние причины

На ребенка могут негативно влиять внешние факторы, которые способны вызвать агрессивное поведение. Это средства массовой информации, интернет, плохая компания, агрессивные компьютерные и реальные игры, а также многое другое.

Школа как провоцирующий фактор

Школьные годы таят в себе определенную опасность для зрения школьника. В жизни ребенка происходят кардинальные изменения, что является сильным стрессом, прежде всего, для нервной и зрительной системы организма. Если на первую воздействует психоэмоциональный стресс, то зрительная подвергается интенсивным физическим нагрузкам на глазные мышцы.

Также практически все дети увлекаются играми на компьютере и телефоне. У современных учеников нагрузка на органы зрения зачастую выше, чем у родителей. Поэтому ничего удивительного нет, что у многих детей близорукость начинает развиваться еще в начальной школе.

Как диагностируется агрессия в детском возрасте?

Диагностирует агрессивное поведение у ребенка психолог (в сложных случаях – сотрудничая с невропатологом и психиатром). Главная задача специалиста – выяснить причину агрессии, понять, от чего именно защищается малыш.

Свое исследование психолог проводит при помощи следующих методов:

  • беседа (с ребенком, членами его семьи, педагогами и воспитателями);

  • наблюдение за поведением и реакциями малыша;

  • анкетирование и тестирование (школьникам и подросткам, которые умеют читать и писать, специалист предлагает заполнять анкеты, а дошкольникам – тесты в виде картинок или рисунков).

Родителям тоже советуют последить за рисунками своего ребенка.

Если малыш:

  • изображает себя значительно меньше по размеру, чем других;

  • склонен четко прорисовывать зубы и ногти у людей и животных на своих картинах;

  • рисует драки, ссоры, оружие, пожары, войну;

  • часто зачеркивает изображение и исправляет детали на своих рисунках;

  • в семейных «портретах» всегда забывает изобразить определенного родственника;

  • рисует объекты и линии слабо или нечетко,

то эти показатели тоже могут говорить об агрессивном поведении.

Советы родителям: как помочь агрессивному малышу исправить поведение

Придется набраться терпения, поскольку скорректировать агрессию с помощью пары-тройки занятий не получится, потребуются регулярные действия, изменение образа жизни и привычек всех членов семейства.

Следующие рекомендации опытных психологов помогут родителям поменять свое поведение и справиться с проявлением агрессии у ребенка.

Помните, что с агрессией в поведении своих детей сталкиваются многие родители

Важно не отмахиваться от проблемы, не загонять ее вглубь, а попробовать решить прежде всего через любовь, доверие и уважение. Помните, что малыш, в первую очередь, копирует именно вас.

Зависть и возраст ребенка

В разные годы жизни дети по-разному проявляют свою зависть. Меняется и предмет зависти. По словам Натальи Фесенко, создателя и руководителя международного института развития будущего, дошкольники буквально «зеркалят» поведение родителей. Поэтому, если вы сами завидуете друзьям или коллегам, будьте осторожны — ребенок может взять с вас пример.

«В основе зависти лежит эмоция гнева. Зависть сигнализирует о желании получить что-то очень значимое. У малышей зависть может принимать форму ревности

Если ребенок видит рядом проявление любви, которой он не имеет в достатке, то старается привлечь внимание к себе. Ребенок, окруженный родительской заботой, без труда переключает свой объект внимания, а не зацикливается на объекте собственной зависти», — говорит Наталья Фесенко

В школьные годы потребности ребенка трансформируются. Он также нуждается в любви и признании, но теперь еще и ориентируется на сверстников.

Наталья Фесенко отмечает, что в этот период дети начинают завидовать популярности своих друзей и одноклассников. И если это добавить к проблемам, не решенным в дошкольные годы, получается слоеный пирог из зависти и раздражения.

«Ребенок становится тревожным, недовольным, вызывает жалость к себе, а впоследствии вырастает озлобленным и жадным. Взрослые хотят помочь ему, иногда пресекая негативные проявления подобных чувств. Вместо того, чтобы снять напряжение, начинают запрещать, злиться на ребенка. А ребенок не удовлетворяет свою потребность в признании и любви со стороны родителей, при этом напряжение увеличивается», — комментирует эксперт.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: