Как воспитывали детей на руси

Предопределенный путь

Таким образом, назначение ребёнка формировалось с детства. Вопрос о том, какой профессией он займётся в будущем даже не стоял. Ребёнок должен пойти по стопам отца и точка! Поэтому путь каждого был предопределён – будут ли сын торговать лесом, строить заводы или производить ковры решалось задолго до его появления на свет. Подросшие мальчики, ещё в стадии своего обучения, активно привлекались родителями к семейному предприятию, вникая в каждую его деталь. Конечно, иногда интерес сыновей шёл вразрез с желанием родителей. Но и в этом случае, юношам приходилось заниматься семейным бизнесом, совмещая свои интересы с семейными.

Подготовка к родам

Как и в нынешнее время, к родам подготавливались задолго до того, как малыш появится на свет. Естественно, будущие мамы не занимались изучением литературы, не ходили на курсы, которые объясняют, как необходимо питаться и какие соблюдать рекомендации в период ожидания ребенка. У древних славян имелись определенные знания и ритуалы, помогающие благополучно выносить и родить малыша.

Наговоры и обычаи

В период беременности будущие мамы заучивали наговоры, которые потом произносили еще не родившемуся малышу: «Тебя, свет мой, мое счастье, я сама от всякой беды уберегу. Станет тебе куполом любовь моя, колыбелькой – мое терпение, молитвой – утешение». Такие ласковые и добрые слова благоприятно воздействовали на маленького и настраивали будущую маму на роды.

Православные староверы следовали обычаю подпоясывать будущего отца поясом днем, а в темное время суток прикрывать плащом. Считалось, что «мужская сила» служила охраной матери и малышу, пока они спят.

Специфика воспитания детей в России

Несмотря на то, что современная Россия старается ориентироваться на запад, в вопросах воспитания остается ряд особенностей, основанных на менталитете народа:

10 стр., 4599 слов

Социальное образование в России

… и как специалисты в области истории и права. 2. Этапы развития отечественного социологического образования В своем развитии социологическое образование в России прошло несколько исторических … реальной обстановкой потребность в рациональном объяснении социальных процессов привела к развитию отечественной социологии в традициях позитивизма. Кроме того, в России появился слой интеллектуально …

Семейное воспитание основанное на классическом домострое.
Российским родителям зачастую не доступны няня и детский сад, поэтому воспитанием детей чаще всего занимается бабушка.
Русские родители отличаются недоверчивым отношением к окружающим, они всюду видят угрозу для своего ребенка, поэтому дети остаются под опекой родителей столько, насколько они их смогут удержать.
Телесные наказания для русских родителей являются чем-то естественным, а многие и вовсе считают их основой воспитания.
Несмотря на всю строгость, а иногда и жестокость воспитания, ребенок в российской семье является центром, к нему относятся с трепетом и большой любовью все члены семьи.
В основном воспитание ребенка возложено на маму или бабушку, так как в России считают, что полноценно воспитанием детей может заниматься только женщина.
Примечательно так же то, что в отличие от европейских стран, российские мамочки стараются как можно больше времени проводить с малышами на прогулке. Мамы с детьми могут часам гулять на улице и дышать свежим воздухом

Большое внимание в России уделяется детскому питанию. Мамы всегда стараются соблюдать принципы здорового питания для своих детей

Система воспитания от отца к сыну, от матери к дочери

В Древней Руси образование и воспитание являлось одним целым и осуществлялось в лоне семьи. Её главенствующая роль в обучении детей подчёркивается в «Домострое», «Гражданстве обычаев детских» Епифания Славинецкого, «Вечере душевной» Симеона Полоцкого и других источниках.

От отца к сыну и от дочери к матери передавались моральные ценности и профессиональные навыки. В крестьянских семьях этих знаний было вполне достаточно. Ремёсла переходили по наследству, а социальная мобильность отсутствовала.  

Дети князей получали семейное образование более высокого уровня. К ним приглашали наставников из числа знатных бояр.

Представителей элиты обучали не только седлать лошадей или печь хлеб, но и грамоте. Образование имело сильный религиозный уклон — читать и писать учили по церковным книгам, а главной функцией наставников было нравственное воспитание и духовное развитие подопечных.

В период Древнерусского и Московского государства семейное образование называлось «домашнее учение» и подразумевало больше воспитание, чем получение знаний.

<<Форма демодоступа>>

Особенности воспитания детей

Замечание 2

Значительной ролью в воспитании обладала языческая культура, опирающаяся на магическое восприятие природы, проведение ритуалов. В язычестве присутствует большое количество традиций и ритуалов, основным смыслом которых является наличие связи с влиянием на организацию повседневной жизни различных природных явлений. Языческая культура оказывала помощь в лучшем усвоении времени посева, сбора урожая, определении приближения холода или других природных явлений.

Кратко представим особенности воспитания детей у восточных славян:

  • в качестве идеала использовались герои мифов, преданий, сказаний, которые отважны, добры, сильны;
  • матери придавалась особая роль в воспитании;
  • увязка педагогических воззрений с фольклором, традициями, обычаями;
  • непосредственное включение воспитания в различные виды деятельности;
  • использование инициаций.

Как воспитывали детей в древней Руси

Заглядывая назад, многие с интересом изучают методы воспитания детей в Древней Руси. Их отголоски дошли до наших дней. Некоторые семьичтят традиции своих предков и передают их из поколения в поколение, воспитывая своих отпрысков.

Основным моментом древности было то, что детки воспитывались в больших семьях, вырастая среди разных поколений

Особое вниманиеуделялось почитанию старших и, конечно же, роль отца семейства была главной

Мужчина в доме был важной персоной. Его уважали и дети, и взрослые, он следил за благосостоянием семьи и воспитанием своих отпрысков

Это были его прямые обязанности.

Для молодого поколения были установлены определенные правила. Даже если отец был слишком строг и недостаточно справедлив со своим чадом, это не должно было критиковаться.

Считалось, что сыновья и дочери должны выполнять волю своих родителей, какой бы она ни была. Это придавало авторитет старшему поколению. Дети изучали обычаи предков и продолжали дело своих родителей.

Современные взгляды на воспитание тех дней несколько своеобразны. В Древней Руси детство рассматривалось, как начало взросления. Малышей очень рано начинали приучать помогать по дому, заботиться о младших братьях и сестрах, работать в поле.

Одним из примеров такой формы воспитания княжича может быть сын Игоря и Ольги – князь Святослав. Из истории известно об этом человеке, как о смелой целеустремленной личности, имевшей немало положительных качеств и умений для управления государством.

Простые семьи сами воспитывали своих отпрысков, обучая домашним делам и сельскохозяйственным работам. Некоторые семьи отдавали свое чадо в подмастерья, чтобы их обучали разным ремеслам.

Очень сильно различалось в те времена воспитание девочек и мальчиков. Их воспитывали по разным принципам. Считалось, что мальчик должен быть в хорошей физической форме, чтобы стать настоящим воином, способным защитить свою семью и родную землю.

Девочек готовили к будущему материнству, они должны были уметь управляться с домашним хозяйством, сохранять домашний очаг.

Как воспитывали детей на Руси? Одеждой деток не баловали, их одевали в рубахи-распашонки, пошитые из родительской одежды. Для пошива рубашки на девочку, бралась одежда матери, а на мальчика – отца. Это было своеобразным оберегом, родительской защитой.

У девочек всегда была заплетена длинная коса. Древнее поверье говорило о том, что это символ силы для позвоночника, подготавливающий к будущему материнству.

Взрослым девушкам, которые выходили замуж, заплетали по две косы, что служило символом двойной силы для матери и ребенка. То есть, косы означали здоровье для будущей матери, способной выносить и родить здоровых наследников.

В древности существовало множество обрядов и ритуалов, когда какие косы плести, когда рубахи сменить на полотно, подобное юбке (поневе). Каждый ритуал носил свою силу и символ (юности, взросления, возраст к замужеству). Замужняя девушка передавалась из рук отца зятю. Далее ответственность за нее нес ее муж.

На Руси знатные особы изучали разные науки (астрономическую, арифметическую, медицинскую и другие) и знали несколько иностранных языков, передавая свои знания потомкам.

Юноши воспитывались, как будущие кормильцы и воины, их учили ремеслу и хозяйственной деятельности. Зажиточные семьи больше внимания уделяли военному искусству.

Важным для мальчиков в княжеских семьях было усадить сына в седло. Существовало поверье, если малыш мог удержаться в седле, то это значило, что он будет великим воином.

В подростковом возрасте юношам вручали мечи, которыми они должны владеть в совершенстве, обучаясь военному делу. Так готовили будущих воинов, защитников отечества.

До появления мужских признаков (бороды, усов), советы сына не брались в расчет, то есть его не считал взрослым ни его отец, ни другие мужчины.

В любой семье стремились научить своих отпрысков грамоте. Это было важным приоритетом древнерусских людей. Как воспитывали детей на Руси? Чадо должен был научиться читать и писать стараниями родителей.

Однако, стоит учесть, что в большей степени,малышами занимались женщины, обучая их грамотности.

Когда выбиралась невеста, обязательно учитывался уровень ее образованности, поскольку она должна была не только воспроизвести на свет наследников, но и обучить их грамоте, воспитать в них достойных людей.

Как воспитывали детей на Руси от малышей до подростков мы рассказали.

Удачи вам в воспитании!

Воспитывая своих детей, мы часто перенимаем чужой опыт, в том числе – исторический. Мы решили поделиться с вами информацией о воспитании детей в купеческих семьях 19 века. Как в те далёкие времена воспитывали будущих предпринимателей?

Защитники семьи

Воспитывали мальчиков и девочек по-разному. Мальчикам внушали, что они должны быть защитниками, воинами и кормильцами, девочек — хозяйками в доме, хранительницами очага и просто мамами. Дети носили сшитые из родительской одежды рубахи. Считалось, что в такой одежде детей защищает родительская сила.

Древнерусские игрушки для детей делались из того, что было под рукой: дерево, древесная кора, кожа, кость, глина или солома. Игрушками для мальчиков становились мечи из дерева и игрушечные луки. Самой распространенной куклой считалась фигурка человека или различных животных из дерева.

Традиции православного воспитания детей в семье

Традиции духовного воспитания знакомы каждому христианину. Они складывались веками и до сих составляют основу христианской жизни. Многие традиции соблюдаются в нашей стране и в тех семьях, в которых не принято каждый день молиться и посещать по воскресеньям Церковь. Но люди собираются семьей на Пасху, пекут куличи, отмечают Рождество Христово, многие соблюдают Великий Пост. Конечно, жизнь христианина не ограничивается только этими действиями и предполагает соблюдение определенных традиций каждый день. Ознакомимся с некоторыми из них подробнее.
Традиции православного воспитания детей в семье:

Согласно обычаям Церкви с 4-х лет перед причащением ребенок не должен пить и кушать с того момента, как проснулся.
Чтобы исповедь ребенка была более содержательной, цельной и продуктивной, с 7 лет родители должны научить его записывать собственные грехи.

С 2-х лет ребенка нужно научить, что с самого утра, как только он просыпается, должен перекреститься, сказать слова хвалы Творцу и причаститься. Ребенку после пробуждения можно давать немного просфоры и ложечку святой воды.
Старой традицией является чтение утренней и вечерней молитвы всей семьей. Глава семейства читает громко, все домашние за них повторяют тихо

Этой традиции важно придерживаться и в современное время. Если не получается собираться всем вместе два раза в день, то можно делать это и один раз, например, перед сном.
Подросшим детям вместе с родителями необходимо посещать ночные богослужения тогда, когда это положено

Например, на Пасху, на Страстной седмице, перед Рождеством Христовым.
Приучать ребенка к соблюдениям постов нужно с самого раннего возраста. Но нельзя запретами не разрешать питаться определенной пищей, важно, чтобы ребенок сам научился бы отказываться от нее.
С самого раннего возраста с детьми читают духовную литературу. Сначала это могут быть детские книги на библейскую тематику, изложенные понятным языком, возможно, с картинками. Со временем ребенка важно научить и чтению Священного Писания, жизнеописаниями великих святых каждый день.

Соблюдать традиции и учить этому своих детей хорошо, но истинный христианин должен не просто слепо делать предписанное, а обязан и понимать суть. Если вам непонятен смысл какой-то традиции или вы сомневаетесь, стоит ли ей обучать своего малыша, то поговорите с батюшкой. Спрашивайте, посещайте проповеди, тогда вопросов у вас не останется, а придет понимание и вера.

Классно-урочная революция в образовании

Чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский считал, что обучение детей нужно начинать с шести лет и осуществлять исключительно в школе. Должен быть общешкольный план, учебники и строгий запрет пропускать уроки. Один педагог должен преподавать большой группе учащихся. Знакомо, не так ли?

Классно-урочная система, придуманная Коменским, произвела революцию в европейском образовании. Обучать детей «пачками» с экономической точки зрения было выгодно государству.

В Российской Империи классно-урочная система закрепилась после школьной реформы Екатерины II. Но поскольку обязательным общее образование так не стало, большинство дворян и крестьян предпочитали обучать детей дома.

Мотивы, разумеется, у них были разные. Дворянские семьи нередко проживали в поместьях, далеко от учебных заведений. Некоторые не хотели, чтобы дети общались с отпрысками из других сословий. А главное, вариативность домашнего образования позволяла пройти обучение по ускоренной программе и быстро продвигаться по службе для получения чинов. Крестьяне же не отдавали детей в школу, потому что боялись оторвать от корней.

Семейное обучение в России — исторически первая и основная форма получения образования. Дореволюционные «хоумскулеры» в большинстве своём составляли цвет русской нации.  

В 1918 году молодое советское государство принялось за ликвидацию безграмотности среди низших слоёв населения. Был принят Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», сделавший её посещение обязательным, а семейное обучение — незаконным.

Массовая школа была выгодна государству не только экономически (взрослые должны трудиться в полях и на заводах, а дети быть чем-то заняты), но и политически. Так было проще насаждать в умы новых поколений нужную идеологию.   

В 1992 году семейное образование в России вернулось в правовое поле, а в 2012-м стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.  

Сегодня обучение в домашних условиях абсолютно легально и благодаря современным технологиям доступно всем. Любой родитель, которого не устраивает классно-урочная уравниловка, может перевести своёго ребёнка на семейное обучение и строить для него индивидуальный образовательный маршрут.

1834 год «Положение о домашних наставниках и учителях»

В 1834 году были предприняты попытки привести всё образование к одному знаменателю. Были установлены требования к педагогам и наставникам, участвующим в процессе домашнего образования.

Согласно этим требованиям, домашние учителя являлись только христианами и российскими подданными. Иностранные учителя должны обязательно иметь аттестат российского университета. Тогда же появилось разделение воспитания и образования: гувернер и наставник выполняли разные функции.

Изменились и требования к учебной литературе: ее должна была
одобрить цензура.

Гувернантка в 18-19 вв. Семейное обучение детей высшего сословия

Девочки воспитывались как хозяйки

И это действительно так, ведь мальчики в крестьянских семьях считались будущими добытчиками, а вот девочки представляли из себя хозяюшек и будущих матерей. Самое главное, чему учили детей — это подчиняться воле старших и уважению.

Девочки с самого раннего детства помогали по хозяйству — присматривали за детьми, работали на полях и дома. Самым главным для родителей было воспитать из дочери хорошую жену и мать. С самого детства их готовили к этой роли и даже собирали на протяжении взросления дочери приданое. Обязательным были атрибуты собственной вышивки в приданном — девочки расшивали полотна и одежду.

Считалось, что такая коса наполняла тело девушки силой и энергетикой, которая помогала готовится к будущей роли матери. Во время замужества девушка заплетала парные косы, ведь собирала энергетику мира не только для себя, но и для будущего младенца. Носили девушки на себе специальные длинные рубахи, а по достижению 15-го возраста проводили специальный обряд и девушка могла носить плахты. После такой традиции можно было сказать, что девушка готова к замужеству и она в дальнейшем будет почитать своего мужа, как собственного отца.

Чему обучали детей на Руси: какие ценности старались привить мальчикам и девочкам

В прежние времена отношение к детству кардинальным образом отличалось от того, что мы привыкли наблюдать сейчас. Ребёнок не считался самостоятельной личностью, имеющей какие-либо права.  С ранних лет детей готовили к ответственности, формируя у них тех навыки и умения, которые будут необходимы им в будущем.

Основным содержанием воспитания и обучения детей на Руси было развитие патриотизма, смелости, трудолюбия, доброты и уважения к старшему поколению. Именно эти личностные качества являлись первостепенными, несмотря на достаточно суровые и специфические методы.

Обнаруженные в процессе археологических раскопок фрагменты детских игрушек могут многое рассказать об особенностях воспитания детей в минувшие времена. Большинство из них имитировали те атрибуты, которые присущи для мира взрослых.

  • Для мальчиков изготавливали игрушечное оружие: деревянный лук со стрелами, различные копья и кинжалы.
  • Для девочек предназначалась игрушечная посуда: глиняные горшки и кувшины и прочие столовые предметы, имитирующие кухонную утварь того периода.

До 4-х лет уход и забота о ребёнке возлагалась исключительно на женщину. Именно мать должна была начать учить детей мелкой домашней работе — это было вынужденной необходимостью, так как работу по дому и содержание хозяйства требовало массу времени и сил.

Начиная с 5-6 лет воспитание девочек и мальчиков приобретало яркие отличия: девочки активно обучались навыкам ведения домашнего хозяйства, а мальчиков отец привлекал к физическому труду и тому мастерству, которым занимался сам.

В возрасте 15 лет ребёнок становился полноправным членом общины.

Один день из жизни ребёнка в Древней Руси

Семьи на Руси были гораздо больше, чем сейчас. Характерной особенностью того периода была строгая иерархия отношений. Отец был главным авторитетом, принятые им решения были законом для всех домочадцев. Они должны были беспрекословно подчиняться его воли.

Девочки достаточно рано обучались обязанностям по уходу за домом и хозяйством. Уже с 5 лет их учили готовить еду, следить за чистотой в избе, кормить скотину. В обязанности девочки входила и забота о младших братьях и сёстрах

Внимание уделялось шитью, вышиванию и плетению из бересты: такая невеста в первую очередь привлекала внимание сватов. Утро девочки начиналось ещё до рассвета – только так можно было успеть справиться со всеми поручениями

Первым делом необходимо было накормить скот. Затем следовала работа по дому — натаскать воды, оказать помощь в приготовлении еды, навести порядок. Если речь шла о тёплом времени года, то большую часть дня занимала работа в поле.

Мальчиков отец обучал своему ремеслу. Кроме того, по мере взросления ему переходила часть домашних обязанностей — наколоть дрова, вести под узду лошадь, пасти скот, помогать с разделкой мяса, рыхлить и удобрять землю. Это начиналось примерно в том же возрастном периоде, что и у девочек — около 5-6 лет. К 9 годам ребёнок вполне мог самостоятельно поставить силки, ловить рыбу и стрелять из лука. С 12 лет уже начиналась военная подготовка. К 14 годам нынешний подросток уже считался взрослым человеком, готовым к браку и самостоятельной жизни.

Конечно, дети не только работали. В свободное время детям разрешали поиграть с ребятами, а по вечерам дети пели и плясали под гармошку. Все игры были тактильными и весёлыми. Люди в те времена умели работать и отдыхать.

19 – 20 век

Эти тенденции в домашнем образовании сохранялись на рубеже 19 — 20 веков. В то же время, подросший уровень среднего образования изменил взгляды родителей на семейное образование.

Свидетельство. Минский Уездный Училищный совет сим удостоверяет, что дочь мещанина Хава Абрамова Грингауз, родившаяся 28 ноября 1902 года, вероиспоедания иудейского, успешно закончила в 1913 году курс учения в 3 минском женском приходском училище. Выдано 5 сентября 1913 года.

Домашнее образование постепенно превратилось в начальную ступень обучения. Подросших детей старались определить в учебное заведение. Появлялось все больше гимназий, высших и военных учебных заведений.

Воспитание и образование после принятия христианства

С принятием христианства, традиции и формы воспитания и обучения неизбежно начали меняться. Первые учебные заведения начали появляться сразу после Крещения. Согласно летописи в $988$ году Владимир начал собирать детей знати для обучения, так в Киеве появилась дворцовая школа.

Церковь и княжеская власть поощряли развитие грамотности. В городах открывались школы при епископских кафедрах, где детей обучали грамоте и основам христианства. Поначалу образование касалось только знатных детей, но вскоре в орбиту просвещения включили и простой народ. С появлением «мастеров грамоты» обучение стали проводить миряне, а не только священники.
Мальчиков учили либо священники, либо «мастера грамоты». Девочек обучали в женских монастырях.

Пример 1

Например, в конце $XI$ века в Киеве при одном из женских монастырей в училище обучали чтению, пению, письму и шитью.

Замечание 1

Следует отметить, что родители часто были против того, чтобы отрывать ребенка от семьи, поскольку языческие и общинные традиции были очень сильны. Кроме того, каждый подросший член семьи должен был стать помощником по хозяйству.
Ярослав Мудрый открыл школы в Новгорое, Переяславле, Ростове, Муроме и др.

Школы «книжного ученья» по рангу были выше простых. В них изучали предметы тривиума – риторику, грамматику и диалектику, что роднило их с школами Европы.

Особенно престижной была школа Киево-Печерского монастыря.

В $XII-XIII$ веках появилась сеть школ при монастырях. Они были открыты в Смоленске, Владимире, Ростове, Нижнем Новгороде.

Для обучения брали, в основном, переводную литературу. Грамоту изучали буквослагательным методом, математику – с помощью образных примеров, пальцевого счета и прототипа счетов. Христианству и представлениям о мире обучали «Изборники», подобие хрестоматий.

Семейное образование аристократии

Еще со времен Киевской Руси в боярских, дворянских и
купеческих семьях заботились о воспитании наследников. К детям с малых лет
приставляли дядьку-наставника, который занимался обучением ребенка. Имея
финансовую возможность, родители приглашали в дом педагогов, которые учили
будущих дворян наукам, языкам и хорошим манерам.

Семейная форма образования на Руси, обучение грамоте боярских и дворянских детей.

В 17 веке были учреждены учебные заведения, в которые зачислялись дворянские дети. Их учеба была приравнена к государственной службе и являлась обязательной. Причина этого явления – низкий уровень образования. Заставляя дворян обучаться в гимназиях и военных корпусах, правительство хотело получить новое образованное и патриотически воспитанное поколение будущих управленцев и военачальников.

Чем родители-христиане отличаются от других?

В любой семье со здоровыми семейными отношениями родители стремятся дать своим детям все самое лучше, что для них доступно. Это касается материальных благ и необходимых вещей, а также моральных устоев и жизненных принципов

Родителям важно, чтобы ребенок был хорошо и тепло одет, накормлен, получил хорошее образование, а впоследствии и достойную работу, обрел бы семейное счастье. Этого хотят обычные родители, не придерживающиеся строго веры

Родители-христиане хотят для своих детей того же самого, но не в первую очередь, а в качестве дополнения. Основная цель их воспитания заключается в том, чтобы в душе ребенка «изобразился Христос», чтобы ребенок обрел непоколебимую веру в Церковь и жил бы по ее канонам. Современная жизнь имеет много соблазнов, полна обычаев, несвойственных христианству. Поэтому родитель-христианин должен помочь ребенку бороться с этими соблазнами и научить его жить параллельно с ними, идя своим путем, путем веры.

Главное — правильно воспитать дочь

Самым главным примером для дочки могли быть родители, которые показывали на своих действиях как и что нужно делать. Самое главное, что дети покорно воспринимали все обучение, ведь в то время считалось нормальным, если человек имеет много способностей и выживать в непростом крепостном мире было проще.

Девочкам прививали любовь к готовке, мамы лично показывали как приготовить еду, как правильно хранить продукты. Так же они обучали девочек к чистоте — мытье посуды, уборка в доме. Стирка и перетряхивание вещей также были обыденной работой для девушек.

Для того, чтобы девочка стала хорошей мамой и помощницей — ее обучали пеленать ребенка, успокаивать, кормить и сделать соску из нажеванного хлеба. Такие девушки особо ценились, когда ее готовили к сватанью и женитьбе.

Ведь за “грязную” невесту могли пострадать не только сами девочки, но и их родственники. Семьи “нечистых” девушек оскорбляли, кидали камнями и плевались. Часто это заканчивалось самоубийством самих невест.

А как вы думаете, необходимо ли в современном мире прививать девочкам такие хозяйственные качества, как это делали на Руси?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: