Проблемы современных детей

2. От родителей требуют много, но им тоже не хватает поддержки

Если спросить сегодняшнего родителя, каким он хочет вырастить своего ребенка, вы не услышите: «Лишь бы здоровенький».

Сегодня, когда мы много знаем и говорим об эмоциональном благополучии, мы стремимся вырастить не только здоровых, образованных, уравновешенных, порядочных людей, но еще и счастливых. Им должно быть интересно жить и развиваться, они должны уметь находить общий язык с другими, дружить и играть, лидировать и уступать — и каждый раз при этом личностно расти. И подходить к миру и к себе осознанно.

Эта задача — формирование осознанности и правильного взгляда на мир — легла на взрослых только с развитием психологической грамотности. Но, кажется, пока что нам забыли рассказать, как именно это сделать, если твой опыт ограничивается несколькими научно-популярными статьями и встречами с психологом раз в две недели.

Психологи отчасти возмещают ту неформальную поддержку, которую родители испокон веков получали от расширенной семьи и соседей. Только в XX веке, родив, человек оказывался в изоляции собственной квартиры. До того забота о ребенке распространялась на всю его большую семью.

Мы ищем поддержки в соцсетях, в интернете, где вместо поддержки рискуем получить новую порцию невыполнимых советов. При этом единственно верного способа растить детей так и не изобрели. Чем более индивидуализированным становится общество, тем более возникает разных вариантов — как в отношении устройства семьи, так и в отношении детско-родительских приоритетов.

Кто-то положит все силы на создание эмоционально благожелательной среды дома, кому-то важно вложиться в частную школу, кто-то и вовсе отправится на год дауншифтить с ребенком на берегу моря, потому что ему важен экологический фон

Пути решения проблемы алкоголизма в семье

Победить алкоголизм в семье удастся лишь в одном случае – если зависимый сам захочет этого. Без помощи специалистов – нарколога и психолога – в таком сложном деле не обойтись. Но вот беда, зачастую одурманенный алкоголем больной отказывается от лечения. Самый распространённый ответ: «Я смогу бросить сам, когда посчитаю нужным».

Нередко меры, к которым прибегают члены семьи пьющего человека, оказываются ошибочными. В их числе – угроза принудительного лечения. На практике она бессчётное количество раз подтвердила свою неэффективность. Попытка оградить алкоголика от спиртного путём лишения денег также безрезультатна. Зависимые обязательно найдут способ, чтобы удовлетворить свою потребность. Скандалить, кричать, обвинять плохая идея. Это вызовет лишь ответную агрессию.

Как жить с алкоголиком в семье, что делать? Вот несколько рекомендаций:

  • Первым делом следует постараться определить, что стало причиной алкоголизма. Доверительная беседа и терпение помогут понять, какие страхи, переживания и обиды человек прячет за рюмкой.
  • Если зависимый отказывается идти на приём к врачу, начать процесс рекомендуется с посещения кабинета психолога. Истинную причину визита можно скрыть, сославшись на желание решить проблемы в семье.

Если визит к психологу невозможен, попробуйте «подсунуть» вашей второй половинке полезное чтиво. Не об алкоголизме, а о том, как обрести себя. Проработать внутренние травмы можно и самостоятельно, это даст шанс иначе взглянуть на мир.

  • Любой человек должен ощущать, что он нужен. Не лишайте пьющего члена семьи общения с детьми, разумеется, в моменты, когда он пребывает в здравом уме и свежей памяти. Не упрекайте, не вините, а говорите о том, какую важную роль он играет в их жизни.
  • Поддерживайте атмосферу доброжелательности, демонстрируйте, что вы уважаете близкого вам человека, несмотря на пьянство.
  • Постарайтесь заполнить его свободное время интересным занятием, хобби, спортом.
  • Ежедневно в мягкой форме общайтесь о необходимости лечения. Убеждайте его в том, что болезнь можно победить. Избегайте импульсивных действий по отношению к нему, которые могут привести к тому, что он замкнётся в себе и не будет идти на контакт.

Больной алкоголизмом нуждается в комплексном лечении – психологическом и медицинском. При правильном подходе и грамотно подобранном лечении и реабилитации возможно достижение положительного результата.

Разрешение Конфликтов И Сложных Ситуаций

Даже в самых лучших отношениях могут возникать разногласия или конфликтные ситуации. Поэтому родителям стоит знать, как они могут научить своих детей справляться с такими ситуациями. Дети должны не только уметь общаться в конфликте (например, вести переговоры, спорить, сохранять спокойствие) или справляться с эмоциями, которые он вызывает, но и уметь оценивать степень своей ответственности в той или иной ситуации. И — если они виноваты (или частично виноваты) — иметь возможность извиниться и предложить компромиссное соглашение, в котором будут учтены потребности всех вовлеченных сторон.

Лучшая практика для ребенка в этом случае — это снова повседневная семейная жизнь, но родителям нужно дать конкретные инструкции о том, как они могут формировать эту жизнь, чтобы дать ребенку лучшие модели. Возможно, некоторым взрослым трудно принять идею разрешения собственных конфликтов с ребенком путем переговоров и обсуждений и отношения к ним как к партнерам (вместо того, чтобы просто приказать им что-то сделать), но это стоит сделать, потому что в этом есть преимущества, которые получит не только ребенок, но и также вся семья (где все знают, как разрешать конфликты, они менее жестокие и более конструктивные).

Основные проблемы современной семьи

Близкие люди дают ощущение поддержки, тепла, значимости собственной жизни

Каждому человеку важно знать, что он не одинок, нужен, что он любит и любим. Хорошо, когда отношения в семье складываются на основе доверия, уважения и взаимопонимания

Однако гармония царит далеко не во всех ячейках общества. Рассмотрим основные факторы, являющиеся угрозой для брачных уз:

  • Пагубные пристрастия и зависимости. Алкоголизм и наркомания разрушают личность человека, превращают его в животное, для которого не существует нравственных ориентиров. Не менее страшна игромания. Вырваться из её цепких лап очень сложно.
  • Отсутствие общей жизненной цели. Семья – это команда, и поэтому у неё должна быть совместная задача, объединяющая всех членов. Когда семейный корабль неспешно дрейфует в пучине волн, подчиняясь ветру и течению, а не отважным мореплавателям, жизнь команды становится пресной и унылой.
  • Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Потребительское отношение к жизни формирует стереотипное мышление. Так, в погоне за материальными благами семья уходит на второй или даже третий план. На первом месте может оказаться карьера, на втором – увлечения, желание получать от жизни удовольствия. В такой ситуации в первую очередь страдают дети.
  • Отсутствие любви и уважения вызывает эгоистичное поведение супругов, концентрацию на собственной личности, что влечёт взаимные обиды, непонимание, претензии, скандалы.

1. Мы ничего не знаем о будущем, а значит, и о том, что делать прямо сейчас

Сегодня мы живем в мире VUCA. Этот шаманский термин составлен из первых букв слов volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность), а они, в свою очередь, характеризуют происходящее вокруг.

Если в прошлом родитель, глядя на ребенка, мог сказать: «Будет, как и я, сапожником, оставлю ему свою мастерскую», или хотя бы так: «Учиться на инженера перспективнее», то сегодня все понимают: что будет впереди — непонятно. Может, всех специалистов заменят роботы, может, мы окажемся в новом средневековье, может, колонизируем Марс, а может, погрузимся в хаос и смуту.

В любом случае у нас нет подходящей стратегии для успеха в этом новом мире. Единственное, что мы можем — позаботиться о здоровье ребенка и его образовании. Но и с этим проблемы: ни в чем нет уверенности. Сейчас мы выбираем какую-то особую цельнозерновую кашу, чтобы снизить риск развития ожирения через 20 лет, но какой в этом подвох: каша — лишь один из многих более или менее значимых факторов, а что будет через 20 лет — ни один ученый не скажет.

С психологическими выводами и того сложнее. У психологов есть свои профессиональные наблюдения, но однозначно в этой сфере простые советы не работают. Все зыбко.

В поисках верного и надежного люди обращаются к специалистам, а те разводят руками: каждый уникален, мы все индивидуальны, доверяйте себе. Впрочем, тренд на доказательную медицину и доказательное образование свидетельствует о том, что за что-то держаться в этом бушующем мире все-таки надо. И такой опорой работают многочисленные, порой противоречивые результаты исследований.

Причины непонимания между родителями и подростками

Подросток начинает стремиться к равноправию в отношениях с родителями, поэтому прежде привычные социальные роли наставников и учителей, с которыми был связан образ отца и матери, уже не имеют прежней силы. Возникает определенная противоречивость и в том, как подросток определяет своё место в семье: с одной стороны, это её равноправный участник, с другой, он до сих пор продолжает ориентироваться на взрослых, копируя черты их поведения, подражая, в попытке выработать свою линию поведения.

В дополнение к этому, обстоятельства усугубляют сами родители, которые не проявляют достаточного усердия в воспитании ребёнка, расценивая его личные проблемы как неважные и не достойные пристального внимания. Отношение к сыну или дочери-подростку как «к малышу» вызывает ответный протест, в результате чего и появляются многочисленные конфликты, ссоры и ситуации обоюдного недопонимания.

Частые вопросы

Какие актуальные сегодня существуют проблемы детской психологии?

+

Среди основных проблем детской психологи выделяют следующие: вопросы о движущих силах психологического развития, организация психологический помощи детям и их родителям, фундаментальные психологические вопросы.

Почему ребенок плохо себя ведет?

+

Проблемы плохого поведения могут лежать как в области психологии (неправильное воспитание, отставание правил или ответственности за их нарушение), так и в области соматического здоровья (работа нервной системы и мозга и связанные с ними болезни психики).

Какой ребенок считается невоспитанным?

+

Невоспитанным считается ребенок, который не умеет себя правильно вести и перестраивать свое поведение в зависимости от окружающего его контекста. К такому поведению относится упрямство, мнительная манера общения, другое проблемное поведение.

Что делать, если ребенок избалованный?

+

Избалованность возникает из-за различных требований к ребенку у разных членов семьи (например, папа разрешает то, что запрещает мама). В этом случае могут помочь четко установленные правила, единый подход к воспитанию и терпение, чтобы справиться с моментами, когда дети ведут себя неуравновешенно и истерично.

Что делать, если поведение ребенка вызывающее?

+

Нужно понять, что стало причиной демонстративного и вызывающего поведения. Эта проблема остро стоит в подростковом возрасте и в случае гиперопекающих и гиперконтролирующих родителей.

Несамостоятельность

Естественно, родитель желает своему ребенку только добра, стремится оградить его от самых различных неприятностей. Но вот дети растут, а взрослые не перестают их опекать. Двойка в школе – родитель спешит договориться с учителем о пересдаче, не получается домашнее задание – делает его за ребенка.

Конечно, влияние взрослых важно для детей, но не менее значимым является умение решать свои проблемы самостоятельно. Родитель должен быть опорой, а не глухой стеной между ребенком и окружающим его миром

Неприспособленные, полагающиеся во всем на взрослых, неуверенные в своих силах дети только преумножают эти негативные стороны по мере своего взросления. Отсутствие самостоятельности ведет к тому, что ребенок вырастает инфантильным.

Не реализовавшие себя родители и зависть к детям

Обратная сторона родительской нереализованности — постоянное обесценивание детей. Ниже расскажем о том, как оно проявляется в семьях с нарциссическими родителями. Но ему есть место и в тех семьях, где родители не нарциссы.

Если родитель чувствует себя нереализованным, неполноценным, несчастным, он может завидовать собственным детям, а их успехи для него буквально непереносимы. Из-за этой, часто неосознаваемой, зависти родители могут критиковать или игнорировать достижения ребенка, обесценивать его идеи и планы.

Проявления разнообразны — от прямой жестокой критики до гиперзаботливости, когда вам перечисляют сто причин, почему у вас что-то может не получиться, с комментарием: «Ведь я за тебя переживаю!»

Осознание того, что ребенок — со своими способностями, талантами и всеми шансами стать успешным — зависит от родительского поощрения, приносит таким взрослым удовлетворение.

Куда жить дальше. Отделяйтесь от родителей и уменьшайте количество точек соприкосновения с ними.

Если сами они не распознают, что проблема ваших отношений — в них, и не захотят эту проблему решить, то их завистливый взгляд может преследовать вас до конца жизни. В таком случае дистанция и отстранение — самые действенные средства.

Отношение к иерархии

Помимо отношения к слезам, родителям мешает отношение к иерархии. Это происходит, во-первых, по незнанию, поскольку до Гордона Ньюфелда эта концепция не была озвучена и систематизированно описана. В отношениях должна быть иерархия, так как любые отношения заботы предполагают иерархию: один дает заботу, другой принимает, один делится ресурсом – другой берет.

В отношениях родителей с детьми ребенок должен быть в принимающей позиции: родитель делится ресурсом и обеспечивает безопасное пространство, в котором ребенок может проявлять себя. Ребенок должен чувствовать себя безопасно в плане того, что контакт и близость никуда не денутся, ему не нужно над ними работать, можно расслабиться и исследовать новое и интересное. Это связно с тем, что мозг либо стремится достичь контакта и близости и удержать его, либо, если эта базовая потребность выполнена, он может отвлечься на исследование мира вокруг себя или внутри себя самого.

В основном отношение к иерархии, как и к слезам, тоже негативное. Часто это связано с проблемой, которая идет из детства самого родителя, который испытывал боль и стыд в зависимых отношениях со своими взрослыми, когда его положением злоупотребляли, ставили ультиматумы (если ты не будешь хорошо себя вести, если не будешь правильным, то лишишься контакта и близости). Ведь ребенок не может без контакта и близости, это угроза выживанию.

Получается, что если родители сами испытали на себе насилие – моральное, психологическое, физическое – в зависимых отношениях, и они любят своего ребенка, то, естественно они не хотят переносить это на него. Вот почему зависимость ребёнка от себя может рассматриваться как плохое качество, как дефект в отношениях, как то, что будет вредить ребенку, что будет для него болезненно.

Так начинаются попытки равноправных отношений: родители стараются все время давать выбор детям, выслушивать все их доводы, договариваться, делать все мягко. В год это может работать, в два тоже, а в три вдруг оказывается, что ребенок просто неуправляем, что никакие аргументы он не воспринимает. В итоге мы видим ребенка, застрявшего в альфе. С ним уже невозможно договариваться. Конечно, здесь вопрос не в том, чтобы прийти и стукнуть по столу, сказав: «Я здесь ремень повешу, и теперь ты будешь меня слушать». Ведь иерархия и авторитет достигаются не насилием, а через заботу. Это как раз тот момент, который многие не понимают.

Модель 2. Все как у людей

Ключевые слова: «пора», «надо».

В этой модели родительство вписано в традиционную гендерную культуру. Жена — хранительница семейного очага. Материнство мыслится как часть женской идентичности. Женщины стараются быть «хорошими матерями» в том, что касается питания, одежды, здоровья ребенка и пр. «У меня все супер-мегаправильно, то есть я старалась сделать все, что я могу, для детей», — говорит респондентка. Это родительство со знаком плюс, с удовлетворением от своей роли.

Муж — «добытчик», «кормилец». Главы семейства нередко считают, что их близкие «ни в чем не нуждаются». Но в воспитании ребенка роль отца оказывается эпизодической («виновата» работа). Прогулка, купание, иногда игры — вот, по сути, и весь список обязанностей для отца.

Особое значение в таких семьях придается «норме» (возраста, поведения и пр.). «После того как закончили учебу в вузе, я пошла работать, — говорит респондентка. — И решили, что уже пора, что уже возраст». Такая модель согласуется с традиционной женской биографией: после окончания учебы и получения работы можно подумать и о детях.

Как спрашивать, чтобы ребёнок отвечал?

Универсального рецепта, как разговорить ребёнка, не существует, но психологи дают несколько советов, которые помогут наладить беседу.

Задавайте конкретные вопросы. Дети понимают свои чувства и эмоции не так хорошо, как взрослые. И поэтому абстрактные вопросы типа «Как дела?» могут поставить их в тупик: «О чём именно меня спрашивают? Что нужно ответить?»

Им куда легче будет ответить на конкретные вопросы:

Постарайтесь понять, какой уровень общительности у ребёнка. Все дети очень разные. Кто-то любит болтать, а для других разговоры по душам — мучение.

«Если ребёнок плохо выражает мысли и чувства словами, то его попытки вызывают разочарование у него самого, а ещё он видит, что его ответами недовольны родители, и это тоже страшно расстраивает

Поэтому важно знать, насколько ваши дети общительны, и учитывать их особенности. Для кого-то ответ „нормально“ — это хороший, развёрнутый ответ»

Что делать если родители тебя не понимают?

Это и понятно. Вы из разных с ними поколений. Поэтому и нужно доносить свою точку зрения. Они поймут тебя чуть позже, когда привыкнут. Главное — не сиди взаперти, делись мнением и говори о своей жизни.

Твои проблемы могут быть связаны со школой, друзьями, личными ситуациями (любимые парень или девушка) или посторонними знакомствами. Родители бывают жесткими и злыми, но это не повод сделать попытку спросить совета.

Твои действия, если спонтанно начал говорить о важном, а взрослые реагируют негативно:

  • держать спокойствие;
  • слушать;
  • предложить компромисс.

Ответная негативная реакция только усугубить положение. А этого не нужно. Ведь результат необходим другой, нежели недовольные родители.

ПРАВИЛО 1. Безусловная любовь и принятие своего ребенка.

Суть данного правила заключается в том, чтобы любить и принимать ребенка просто так, просто за то, что он есть, а не за то, что он умный, красивый, сделал так, как сказали родители и т.д. Потребность в любви и принадлежности, т.е. нужности кому-то, является одной из основных человеческих потребностей. Ее удовлетворение является необходимым условием нормального развития ребенка.

Оказывайте ребенку безусловные знаки любви:

  • говорите ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший;
  • приветливо смотрите на ребенка;
  • ласково и нежно обнимайте ребенка (4-12 раз за день);
  • чаще говорите: «Я рада тебя видеть», «Я люблю тебя», «Мне нравится, когда мы вместе…» и т.д.

Такие знаки безусловной любви и принятия питают ребенка эмоционально, помогают психологически развиваться.

Технологии

Они так плотно вошли в нашу жизнь, особенно в сфере развлечений. Современный человек проводит много времени в телефоне или компьютере, смотрит смешные видео в интернете и общается в мессенджерах. Дети – не исключение. Зачастую современный ребенок с малых лет проводит время за видеоиграми. Их динамичность и спецэффекты захватывают его воображение, информация, показанная на экране, легко усваивается.

Проблемы начинаются, когда ребенок приходит в школу. Учебная и художественная литература не несет в себе той яркости, которой обладает монитор компьютера, а учеба дается гораздо сложнее, чем прохождение уровней в любимой игре. Из-за этого детям быстро надоедают занятия, а интерес, появившийся на первых порах из-за смены обстановки, быстро угасает.

Привычка полагаться на высокие технологии расслабляет детей, понижает их мотивацию узнавать новое. Ведь когда ребенок может получить любую информацию, нажав несколько клавиш, он перестает ценить ее.

Проблемы в которых эфективна детская психотерапия

  • Детские и подростковые:
    • Непослушание, проблемы взаимопонимания;
    • Проблемы общения:
      • замкнутость,
      • конфликтность,
      • неуверенность;
    • Нарушения сна;
    • Агрессивность, раздражительность;
    • Тревожность, плаксивость, страхи;
    • Комплексная диагностика развития.
  • Школьные:
    • Неуспеваемость, нежелание учиться;
    • Нарушение письма, чтения, звукопроизношения;
    • Неусидчивость, гиперактивность;
    • Проблемное поведение: драчливость, истерики, частая ложь;
    • Выявлена или подозревается задержка развития;
    • Профориентация для подростков.
  • Помощь и консультации родителям:
    • Справиться с капризами, нежеланием, грубостью;
    • Понять своего ребёнка, установить доверительные отношения;
    • Адаптироваться к новому месту, обстоятельствам;
    • Выбрать учебную программу;
    • Преодолеть семейные проблемы.
  • Диагностированные детские:
    • СДВГ — синдром дефицита внимания и гиперактивности;
    • РДА — ранний детский аутизм;
    • Задержки речи: ОНР, ЗРР, ЗПРР, моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия;
    • ЗПР — задержка психического развития;
    • УО — умственная отсталость;
    • ДЦП — детский церебральный паралич.

Показать все

Актуальная проблема воспитания детей: отсутствие границ

Актуальной проблемой воспитания детей в семье является отсутствие границ. Часто ошибки в воспитании связаны с тем, что родители и сами не очень уверены, где должны пролегать границы. Если родители не имеют собственной уверенности, что можно, а чего не стоит делать детям, то они не могут передать этой уверенности детям.

Отсутствие родительской уверенности в запретах, предписаниях и своих собственных действиях могут быть связаны с противоречивыми или ложно понятыми теориями воспитания. Например, родитель может теряться между идеями, что ребенок не нанесет себе вреда (не ушибется, не отравится и не обрежется, если ему доверять), и традиционными методами контроля и присмотра за ребенком. Либо родитель может жить в неопределенности между противоречивыми установками – вмешиваться ли в конфликты детей или довериться их природным инстинктам и позволить обучаться общению, так сказать, «в бою». Таких актуальных проблемы воспитания детей на родительском пути множество, и если родитель не имеет четкого представления о том, как правильно действовать, то он постоянно транслирует свою неуверенность ребенку. Непродуманность позиции родителей, колебания видны ребенку, считываются им на бессознательном уровне, и к тому времени, когда ребенку все-таки предъявляются требования, он не слушается родителя.

Многие родители возражают, что, дескать, все очень относительно, и времена меняются, не говоря уж о воспитательных теориях, которые часто диаметрально противоположны в своих предписаниях. И это тоже является ошибкой в воспитании детей, ведь очень трудно выработать собственное мнение о том, как действовать, когда противоречивой информации так много, а собственного опыта так мало. Все это, правда, однако это не избавляет родителей от необходимости найти точку опоры, выработать свое мнение и действовать исходя из него. Люди могут делать ошибки, менять свои суждения, признавать прошлые решения неверными. Однако если вы решились воспитывать детей, то ваша прямая обязанность – выработать ту систему ориентиров (пусть и несовершенную), в которой они воспитываются.

Какие вызовы ставит современность перед родителями

Никогда еще давление на родителей не было таким сильным. С одной стороны, им дается полный карт-бланш в воспитании — никто не требует от них растить идеального члена общества, и можно воспитывать детей в соответствии с их индивидуальным потребностями.

Кроме того, еще в начале прошлого века на первом году жизни умирал каждый второй ребенок. Сегодня эта цифра значительно ниже, поэтому родители сознательно ограничивают рождаемость, больше вкладывают в детей и бережнее относятся к ним. Это включает и изучение психологии, педагогики и других дисциплин. Поэтому часто кажется, что дети теперь находятся в центре семьи.

Из-за этого начинает казаться, что детей с различными проблемами — социальными, образовательными, психологическими — стало больше. Но на самом деле это не так

Во-первых, изменился подход к детским сложностям — на них стали обращать внимание. Во-вторых, улучшились методы психологической диагностики.

Монахова Альбина Петровна
клинический психолог

Запишитесь на онлайн-консультацию, если не понимаете, как правильно воспитывать ребенка. Наши психологи дистанционно помогут определить причины плохого поведения, расскажут, как их корректироваться и проконсультируют по любым вопросам воспитания и поведения детей.

Структура семьи

Структуру семьи нельзя рассматривать однозначно, данный аспект зависит от того, какая типология лежит в основе формирования малой социальной группы:

Число участников брачного союза · моногамная – по одному партнеру;

· полигамная (полиандрия, полигиния, групповой брак) – несколько жен или мужей (гарем)

Структура или дерево родственных связей · простая (нуклеарная) – проживают 2 поколения, чаще всего это родители и дети;

· сложная (расширенная) – ведут совместное хозяйство 3 и более поколений (например, родители, дети и бабушки с дедушками);

· полная (элементарная) – есть ребенок и оба родителя;

· неполная – нет детей или одного из родителей;

· составная – есть оба родителя, которые воспитывают несколько детей;

· клан – группа из нескольких поколений, объединенная родственными отношениями, но не обязательно проживающая совместно;

· двор – объединяет несколько поколений рода, но включает и других участников, не имеющих родственных связей

Число детей · бездетная (инфертильная) – в супружеской паре пока нет детей;

· малодетная – семья воспитывает 1-2 детей;

· многодетная – на попечении у родителей 3 и более деток

Тип проживания супругов · матрилокальная – при проживании супругов с родителями жены;

· патрилокальная – при совместном проживании с родителями мужа;

· неолокальная- супруги самостоятельно ведут свое хозяйство, отдельно от старшего поколения

Форма управления или позиция главенства в паре · матриархат – главную роль играет женщина;

· патриархат – условия диктует мужчина;

· демократия – совместное принятие решений и равная степень ответственности за происходящее

Тип воспитания потомства · авторитарная – слово родителей это закон и не подлежит обсуждению;

· либеральная – детям все разрешено;

· демократическая – равенство детей и родителей

Морально-психологическое состояние · благополучная – здесь удовлетворяются все потребности членов группы;

· неблагополучная – семья низкого социального статуса, в которой прослеживаются проблемы воспитания детей;

· устойчивая – стабильная супружеская пара;

· конфликтная – семья, в которой наблюдается конфликт интересов, порождающий ссоры;

· проблемная – характеризуется постоянным возникновением негативных моментов, которые в итоге могут привести к распаду

Материальное состояние · обеспеченная;

· малоимущая

Какая бы типология не лежала в основе структуры ячейки общества, в ее рамках рассматривают особенности формирования нравственно-психологических связей между всеми участниками, ее духовность, соотношение власти и др. факторы, которые оказывают влияние на выполнение функций семьи в социуме.

Соцсети

Он предлагает такие варианты правил безопасности:

  • Пересылать друг другу странные сообщения, которые пришли вам от неизвестных абонентов и аккаунтов, снабдив их юмористическим комментарием.
  • Принять тот факт, что другие люди уже видят в подростке привлекательного парня или симпатичную девушку и хотят познакомиться. Вместе обращать в шутку двусмысленные и сексуальные намеки от незнакомцев в соцсетях.
  • Запустить в игровом формате «службу детективных расследований» или «кабинет скорой психологической помощи», чтобы экстренно обсуждать непонятные ситуации. Это может быть семейный чат для оценки сообщений от незнакомцев под названием «Против мракобесия!» или «Критическому мышлению — да!».

Важно не злоупотреблять доверием и использовать систему безопасности исключительно для заботы, а не для контроля и вмешательства в личную жизнь подростка. Чтобы тактика сработала, не забывайте делиться с ребенком странными сообщениями, которые приходят вам

Советы по воспитанию современных детей:

Ограничьте использование телефона или компьютера. Приучайте детей к тому, что такого рода развлечения не право, а поощрение за заслуги: помощь по дому, усердную учебу, хорошее поведение

Так у ребенка появится мотивация к труду, вы приучите его к монотонной, но важной работе, воспитаете в нем помощника и самостоятельного человека.
Начните с себя – чаще общайтесь со своими детьми: ходите вместе гулять, прочитайте с ними книгу, рисуйте, лепите из пластилина, покатайтесь в парке на роликах – что угодно, главное найти тот вид деятельности, которым понравится заниматься и малышу, и взрослому. Ребенок растет очень быстро, не теряйте времени зря – дарите ему возможность проводить время с Вами, пока он в этом особенно нуждается.
Введите режим дня, ведь дисциплина – это основа здоровья

Недосыпание, неправильное питание, сидячий образ жизни, отсутствие прогулок на свежем воздухе – все это негативно сказывается на растущем организме ребенка и на его психологическом состоянии. Дети всегда знают, что хотят получить, но у них еще не выработана сила воли, чтобы ограничивать себя от того, что им мешает или вредит. Эта задача ложится на плечи взрослых.
Стимулируйте ребенка больше проводить времени на прогулке – техника не заменит ему живого общения. Социальные навыки в современном мире очень важны, человеку трудно прожить без умения знакомиться с новыми людьми, общаться, спорить, договариваться. Коммуникабельность закладывается в ребенка с самого раннего возраста и улучшается по мере его взросления.
Научите детей различать «хочу» и «надо». Не все наши желания будут исполняться по щелчку пальцев, чем раньше малыш это усвоит, тем лучше. Есть то, что нам делать не хочется, но необходимо, «не нравится» или «скучно» — не должны стать аргументами для того, чтобы избегать своих обязанностей.

Как вырастить здорового и счастливого ребенка

Характер формируется, начиная с раннего возраста, у дошкольников уже складывается определенный образ поведения. Все семейные проблемы, по мнению не только З. Фрейда, родом из детства. Воспитание потребует от родителей много усилий, а результаты родительского влияния не проявляются немедленно.

От чего любящие родители должны оградить своего ребенка:

  1. Применение насилия не только демонстрирует авторитет, оно заставляет бояться, создает негативную обстановку. Психика малыша травмируется, во взрослом возрасте возможны проявления агрессии, демонстрация силы без причины.
  2. Некоторые родители нарочито холодны, боясь развить в своем чаде эгоистичность и избалованность. Детские психологические проблемы требуют родительского внимания и любви. Не встречая понимания, ребенок замыкается в себе, теряет уважение к старшим.
  3. Обилие родительской любви тоже вредно. Выполнение любой прихоти ведет к рождению эгоиста. Сын или дочь не станут меньше любить отца или мать, если иногда будут слышать от них твердое «нет».
  4. Неаргументированные запреты на повышенных тонах – типичная ошибка. Любителю таскать конфеты из вазочки нужно объяснить, почему этого делать нельзя. Если не понял – еще раз терпеливо объяснить.
  5. Отсутствие запретов – другая крайность. Избалованность в будущем доставит массу проблем окружающим. Дети, которые не слышат дома слово «нет», ведут себя везде так, как считают нужным, а дома попросту манипулируют взрослыми.
  6. Унижение, оскорбления за провинности, встреча в штыки любого увлечения делает ребенка неуверенным, нерешительным. От родителей требуется выдержка и терпение, уважение к личности и ее интересам.

Родители — цифровые наставники

Есть такое понятие, как экранное время. Как вообще его отслеживать, если ребенок с утра и до вечера по учебе сидит за компьютером?

— Отслеживать экранное время стоит только в раннем детстве, от 0 до 5. Там может идти речь про какие-то рамки, режимы, ограничения. 

А с подростками надо договариваться, причем так, чтобы условия были всем понятны. Говорить 13–14-летнему человеку: «Сейчас 1,5 часа сидишь в интернете, а потом я отключаю», — это уже опять не про гаджеты, а про коммуникацию в семье. Совсем жестко в этом возрасте ограничивать, действительно, не стоит. Подросткам скоро во взрослую жизнь — учиться, работать.

Имеет ли смысл следить, на каких сайтах они сидят, — или это только лишний конфликт? 

Как сохранить безопасность детей в интернете во время пандемии

— В 13–14 это можно обсуждать. Но в 10–11 лет, безусловно, нельзя просто купить ребенку смартфон — и отпустить в свободное плавание. 

Родители — цифровые наставники детей, которые учат их принципам безопасности и экологичности сетевого потребления. Это нужно держать на контроле, и программное обеспечение сегодня позволяет это делать. Можно ставить ограничение по часам или ограничение на скачивание и отслеживать все, что связано с контентом. Правда, иногда родителям самим лень в этом разбираться…

Бывает, приходишь в кафе и видишь мальчика и девочку, у которых явно свидание, но они сидят, уткнувшись в смартфоны. Это изъян или новая норма общения?

— Новая норма, которая отчасти воспринимается как потеря былой непосредственности в общении. На самом деле это полностью встраивается в контекст современных реалий. 

Я спрашивала подростков возрастной категории 12–17 лет, как выглядел бы их день без гаджета. Лишь маленький процент опрошенных видели смысл своей жизни в неразрывном сосуществовании с компьютером, телефоном или планшетом. Большая часть говорила, что они гуляли бы с друзьями, ходили на тренировки и так далее. 

Так что в жизни подростков 12–17 лет есть и живое общение, и прогулки, и танцы, и рисование, и даже печатные книжки. Но внутри цифрового мира они тоже ощущают себя вполне комфортно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: