Теории и основные идеи русских педагогов xx века

Джон Дьюи

Джон Дьюи (1859 — 1952)/Wikimedia Commons

Знаменитый американский педагог, который всю свою жизнь продвигал принципы стратегии «прогрессивного» воспитания.

Справедливо полагая, что главный недостаток школы — это ее оторванность от реальной жизни ребенка и невозможность использовать в школе опыт, приобретенный вне школы (и наоборот), он решил внедрить в обучение игровые практики.

Педагог сформулировал очень важный посыл: «Мышление начинается там, где есть проблемная ситуация».

Исходя из этого, он предлагал скучные лекции заменить игровыми методиками, в рамках которых перед учениками ставятся интересные задачи, требующие активных действий при поиске решения и живых диалогов.

Современный и чуткий педагог должен понимать свою роль, которая заключается в том, чтобы научить выдвигать и проверять гипотезы, снабжать приемами для самостоятельного получения знаний, а главное, поощрять эту самостоятельность и развивать творческое мышление.

Еще больше полезных материалов — в Телеграм-канале Педсовета. Подписывайтесь, чтобы не пропускать свежие статьи и новости.

Слайд 44ЯЗЫКОВОЕ РАЗВИТИЕПисьмо и чтение стоят близко друг от друга. Но М.

Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений:Материал для рисования, штриховки.Карточки с шершавыми буквами.Подвижный алфавит нескольких видов.Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.Ребенок приходит к тому, что процесс чтения – это процесс работы со звуковыми символами.

Положение о конкурсе «Лучший педагог года 2023»

О проведении международного конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Лучший педагог года 2023».

Учредитель Конкурса – международный образовательный портал МААМ (maam.ru)

Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-57008

Цель проведения Конкурса

Целью конкурса является повышение значимости и престижа профессии педагога и воспитателя, формирование базы эталонного педагогического опыта, формирование и поддержание единого образовательного пространства.

Участники Конкурса

В конкурсе принимают участие воспитатели и педагоги образовательных учреждений, зарегистрированные на международном образовательном портале maam.ru.

Порядок организации и проведения Конкурса

В течение года конкурсанты публикуют на образовательном портале свои авторские методические разработки, учебные материалы, мастер-классы, фотоотчеты с проведенных занятий (уроков).

Победители конкурса

Победители конкурса «Лучший педагог года 2023» определяются на основе:

* количества публикаций за 2023 год,

* годового рейтинга,

* наличия в блоге образовательных материалов, разработок, мастер-классов и фотоотчетов.

* других аспектов, позволяющих выявить лидеров портала.

Жюри конкурса

Выбор победителей конкурса осуществляется редакцией и администрацией портала.

К голосованию за публикации допускаются пользователи Международного образовательного портала МААМ, имеющие несколько публикаций в блоге.

Утверждаю:

Учредитель Международного образовательного портала МААМ: Фонов Д. В.

Сокровища в шкафу

После увольнения Константин Дмитриевич некоторое время зарабатывал публикациями — переводил статьи из иностранных журналов, писал обзоры и рецензии. Пока в 1854 году один из бывших коллег по лицею не выхлопотал для него должность преподавателя словесности в Гатчинском сиротском институте. О тамошних порядках Ушинский позже напишет: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание — за дверьми здания». Однако именно эта работа помогла учёному войти в историю. 

В библиотеке лицея он обнаружил отличную коллекцию книг по педагогике, собранную прежним инспектором (заведующим учебной частью) института Егором Гугелем. Они были заперты в шкафу, и более двадцати лет к ним никто не притрагивался. Эти книги потрясли учёного и вдохновили на собственные педагогические исследования. Его статья «О пользе педагогической литературы», вышедшая в «Журнале для воспитания», имела огромный успех. Ушинский стал постоянным автором издания: регулярно публиковал там свои идеи об образовании в России. Его статьи печатались в самых читаемых журналах своего времени — «Современнике» и «Библиотеке для чтения».

Мария Монтессори (1870 — 1952)

Взгляды европейских гуманистов на развивающее обучение детей получили практическое воплощение в деятельности Марии Монтессори. Педагога и доктора медицины, которая достигла хороших результатов в работе с умственно отсталыми детьми. Её система сенсорного развития ребёнка основана на индивидуальной работе с выбранным по желанию ученика материалом.

Эффективность такого подхода объясняется важнейшей ролью эмоции в процессе усвоения знаний. Человеку в любом возрасте свойственно запоминать положительно окрашенную информацию. И вытеснять из памяти негативные моменты жизни, а с ними и полученные сведения. Поэтому применение отрицательных стимулов в учёбе, по мнению этой учительницы, лишено всякого смысла.

Распространение и популярность идей Выготского

После смерти Льва Семеновича его труды забылись и не получили распространения. Однако с 1960 г. педагогика и психология вновь открыли для себя Выготского, выявив в ней множество положительных аспектов.

Его идея зоны ближайшего развития помогла оценивать потенциал обучаемости и оказалась плодотворной. Перспектива ее оптимистична. Очень полезной для коррекции развития и обучения особых детей стала концепция дефектологии.

Многие школы взяли на вооружение определения возрастных норм по Выготскому. С появлением новых наук (валеологии, коррекционной педагогики, новым прочтением ранее извращенной педологии) идеи ученого стали очень актуальными и вписывались в концепцию современного образования, новой демократической школы.

Многие идеи Выготского сегодня популяризируются у нас и за рубежом.

Майкл Коул и Джером Брунер включили их в свои теории развития.

Ром Харре и Джон Шоттер считали Выготского основоположником социальной психологии и продолжили его исследования.

В 90-х гг. Валсинер и Барбара Рогофф углубили психологию развития на основе выготских идей.

Учениками Выготского были крупные отечественные психологи, в том числе Эльконин, который тоже занимался проблемами развития детей. Совместно с педагогами на базе идей Выготского, он создал эффективную развивающую программу Эльконина-Давыдова-Репкина.

По ней обучают по особой системе математике, и языку, она одобрена государством и сейчас широко применяется в школах.

Кроме того, осталось еще много талантливых гипотез и нереализованных идей Выготского, которые ждут своего часа.

Ян Коменский (1592 — 1670)

Основоположником классно-урочной системы в школе стал чешский мыслитель Ян Коменский. Его идеи заняли достойное место в теории и практике преподавания во всём мире. Главные из них таковы:

  • единая образовательная цепь — до 6 лет воспитание в семье, с 6 до 12 лет изучение азов математики и родного языка в школе, далее до 18 лет постижение «свободных искусств» в гимназии и, наконец, учёба в академии для самых способных учеников;
  • тесная связь обучения с воспитанием, стремление пробуждать в учениках подлинный интерес к предметам;
  • естественная последовательность учёбы — соответствие материала возрасту обучающихся, постепенное продвижение от простого к сложному, складывающееся в стройную систему знаний.

Физические упражнения

Физическое развитие и телесные ограничения были неотъемлемой частью воспитания великих князей с самого раннего возраста. Екатерина не скрывала своей боли, вспоминая о том, что не имела возможности препятствовать чрезмерной и отчасти бестолковой опеке нянек и мамушек по отношению к маленькому Павлу, которого «заботами буквально душили».

Внуков – Александра и Константина – напротив, закаливали, с детства приучая к холоду. Великих князей запрещалось перекармливать – их кормили в строго отведенное время. Спали они на твердых волосяных матрасах, в комнате, где всегда было много света и воздуха. Под окнами детской стреляли из пушки, чтобы мальчики привыкали к резким звукам.

Образование наследника включало обучение танцам, верховой езде, фехтованию, а также гимнастические упражнения, дающие, по выражению известного педагога XIX века Грота, возможность молодому человеку «располагать своими физическими силами».

Личный пример

Поскольку все великие князья получали домашнее воспитание, личности воспитателей играли важнейшую роль в формировании мировоззрения будущего государя, становясь им близкими, почти родными людьми. Отбор наставников для великих князей был делом серьезнейшим: допускались исключительно «особы добронравные, поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и которые с детьми умели бы обходиться приятно и ласково».

Воспитатели осознавали как величайшую честь, им оказанную так и величайшую ответственность, на них возложенную. «Государь дал мне то, что для меня и целой России есть драгоценнейшего – сына, наследника престола. Да поможет мне Бог исполнить мое великое дело» — писал родным Карл Карлович Мердер.

В свою очередь, и монаршие воспитанники платили наставникам искренней привязанностью. Дневниковые записи Мердера свидетельствуют о том, что во время его болезни Александр Николаевич не скрывал искреннего сочувствия учителю: «Видя меня слабым и страдающим, он заливался слезами, и только силой могли отвести его от моей постели».

Принципы воспитания детей по Выготскому

Ученый считал, что воспитание состоит не в приспособлении ребенка к окружающей среде, а в формировании личности, выходящей за рамки этой среды, как бы смотрящего вперед. При этом ребенка не надо воспитывать извне, он должен самовоспитываться.

Это возможно при правильной организации процесса воспитания. Только личная деятельность ребенка может стать основой воспитания.

Воспитатель должен быть лишь наблюдателем, корректно направлять и регулировать самостоятельную деятельность ребенка в нужные моменты.

Так воспитание становится активным процессом с трех сторон:

  • ребенок активен (он выполняет самостоятельное действие);
  • воспитатель активен (он наблюдает и помогает);
  • среда между ребенком и воспитателем активна.

Воспитание тесно связано с обучением. Оба процесса являются коллективной деятельностью. На принципах коллективного процесса воспитания и обучения основывается структура новой трудовой школы, которую создал Выготский с учениками.

Учитель на замену (2011)

Зарубежный фильм про преподавателей и спустя годы находится в топе благодаря крайне драматичному сюжету. Генри Барт путешествует по стране, нигде не задерживаясь надолго. Мужчина подрабатывает учителем, заменяя временно отсутствующего педагога. Однажды Генри устраивается в школу для трудных подростков, где оскорбление взрослых считается нормой. Барт выясняет, что проблема кроется не в детях – все местное население озлоблено, и у ребят здесь нет перспектив для будущего. Генри решает начать с малого, изменив судьбу юной девушки, по воле случая оказавшейся на панели.

Оригинальное названиеDetachmentЖанрДрамаАктерыЭдриан Броуди, Сами Гэйл, Бетти Кэй…СтранаСШАРейтингКинопоиск – 7.8, IMDb – 7.7Возрастные ограничения16+

Выготский и социальный конструктивизм

Лев Семенович Выготский не был практикующим педагогом, но его работы по психологии обучения оказали большое влияние на преподавание, в том числе в Европе и США. С 1970-х годов труды Выготского активно переводили на английский язык. 

Имя Выготского связывают с понятием «социальный конструктивизм» — одной из четырех основных теорий обучения на Западе, согласно которой обучающиеся сами строят свой образовательный опыт, а не пассивно принимают информацию. Проблемно-ориентированное, эвристическое, проектное обучение — все это методы использования  конструктивистского подхода. Считается, что научная деятельность Выготского повлияла на другого основоположника конструктивизма в обучении — швейцарского психолога Жана Пиаже. По крайней мере, социокультурную теорию Выготского и теорию когнитивного развития Пиаже англоязычные ученые часто приводят в сравнении и анализируют параллельно. 

В западных школах идеи советского психолога реализуются, например, с помощью метода «скаффолдинга» — теории «строительных лесов или подпорок». Ученик решает какую-то сложную задачу при поддержке учителя, так как в одиночку ему с ней не справиться. Как только он в достаточной мере овладевает навыком, «подпорки» убирают. 

Задачи, которые решаются с помощью учителя, Выготский относил к так называемой зоне ближайшего развития. В базе англоязычных научных публикаций Researchgate порядка 100 научных работ на эту тему. 

Опорные точки теории Льва Выготского: 

  • значимость культурного фактора в обучении; 
  • язык как источник культуры и средство развития личности в коллективе. 

Они снискали популярность на Западе. Конструктивистский подход используется даже в обучении взрослых. 

Труд как отдых

Ушинский не раз отмечал, что труд поддерживает в человеке нравственность и чувство собственного достоинства

Образование — это уже труд, но очень важно, чтобы трудолюбие человека не ограничивалось усердием в учёбе. Важно воспитать ребёнка так, чтобы он понимал, зачем получил знания, и был готов применять их на благо себе и обществу

Поэтому учить ребёнка следует тому, что он в будущем сможет использовать. Об этом и сейчас многие забывают. 

В работе «Труд в его психическом и воспитательном значении» Ушинский пишет о необходимости совмещать физический и интеллектуальный труд — не только для гармоничного развития, но и для удовольствия. 

Сухомлинский и холистический подход

Наследие Василия Александровича Сухомлинского в западной педагогике рассматривают как одно из направлений холистического или целостного образования. Оно подразумевает, что воспитание и обучение происходит всесторонне, воздействует одновременно на различные аспекты личности ребенка. 

Сухомлинский создал «Школу радости» — принцип дошкольного обучения, в котором занятия проходят на открытом воздухе и удовлетворяют не только интеллектуальные и духовные, но и физические, эмоциональные потребности детей. 

В западных школах элементы холистического подхода включают в программы, где важен практический опыт. Например, учащиеся работают в небольших группах, сами изучают различные стили обучения и выясняют, какой из них наиболее эффективен.

Так строится и обучение на основе самоуправления — когда преподаватели позволяют студентам учиться в собственном темпе и стиле, который им больше всего нравится. При холистическом подходе в классах легче «ужиться» ученикам разного возраста и уровня способностей. 

Отдельные западные энтузиасты изучают идеи Василия Сухомлинского по сей день и переводят его труды на английский. 

Единая трудовая школа

Это был прообраз демократической школы, базирующейся на творческой, динамичной педагогике сотрудничества. Она опережала свое время, была несовершенна, допускала ошибки, но при этом успешно функционировала.

Идеи Выготского воплощали в жизнь педагоги Блонский, Венцель, Шацкий и другие.

На базе школы проверялась педологическая теория:

  • работали кабинеты психологической и педологической диагностики;
  • осуществлялся постоянный медицинский и психологический контроль;
  • создавались классы по принципу педологического возраста ребенка.

Такая школа существовала до 1936 г., пока на нее не начались нападки советской власти. Школу перепрофилировали в обычную.

Саму идею педологии извратили, и она пришла в забвение. Вторую жизнь педология и идея трудовой школы получила в 90-х гг. с развалом СССР. Единая трудовая школа в современном понимании — это демократическая школа, очень уместная в сегодняшнем образовании.

Великие педагоги до нашей эры

1) Демокрит (460 -370 до н.э.)

Он придавал огромное значение воспитанию, которое ведет к обладанию мудростью, то есть тремя дарами: «хорошо мыслить», «хорошо говорить», «хорошо делать». Демокриту принадлежат утверждения, оказавшиеся чрезвычайно плодотворными для будущего. Он считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей — «микрокосмом»

Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших хватиться на обучение детей и обрекавших их на невежество

Его труды не сохранились до наших дней.

2) Сократ (469- 399 до н.э.)

Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек обладает разумным сознанием, направленным к добру и истине. Счастье состоит прежде всего в устранении противоречия между личным и общественным бытием. И, напротив, акцент на личных интересах, их противопоставление интересам ближних ведут к душевному разладу и дисгармонии с обществом. Сократ — один из основоположников учения о доброй природе человека. Придавая особое значение природной предрасположенности, Сократ видел наиболее верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Труды не дошли до нашего времени.

3) Платон (427- 347 до н.э.)

Платон оценивал воспитание как важнейший фундамент всей жизни человека: «В каком направлении кто был воспитан, таким и станет, пожалуй, весь его будущий путь». Воспитание, по Платону, надо начинать с раннего возраста, так как «во всяком деле самое главное — это начало, в особенности, если это касается чего-то юного и нежного». Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло.

Его труды «Диалоги», «Государство» и «Законы». В трактате «Государство», говоря об идеалах и программе разностороннего воспитания, Платон, по сути, развивает афинскую педагогическую традицию, полагая, что надлежит обеспечить «для тела гимнастику, для души музыку». В трактате мусическое и гимнастическое образование рассматривается как подготовка к прохождению нового образовательного высшего этапа. Этот этап делится на два длительных цикла -10 и 15 лет. Речь шла, таким образом, о фактически пожизненном воспитании, в программу которого включались лишь теоретические дисциплины: риторика, геометрия, астрономия, музыка. Идея ввода в программу заключительного воспитания трудовых процессов чужда Платону. В трактате «Законы» Платон изложил свои педагогические воззрения, особо выделив значение социальных функций воспитания — «сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать».

4) Аристотель (384- 322 до н.э)

Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь». Наиболее системно изложены взгляды Аристотеля на воспитание и образование в трактате «Политика». Начинать воспитание школьника предлагалось с «заботы о теле», а затем «заботиться о духе», чтобы «воспитание тела способствовало воспитанию духа». Гимнастика должна была привести организм ребенка в готовность для трудного процесса освоения знаний

5) Марк Квинтилиан (35- 96 до н.э.)

Главный его труд » Ораторское образование». По мысли Квинтилиана, образование должно быть государственным, школы и учителя должны находиться на содержании казны; цель воспитания состоит в формировании у человека гражданских чувств и свобод. М.Ф. Квинтилиан считал, что в содержание образования оратора необходимо включать греческий язык и литературу, философию, право, историю. В обязанности учителя входит умение вызывать у учащихся интерес к учению, стремление быть примером нравственного поведения и овладеть профессией на уровне педагогического мастерства. 

Великие педагоги 15 ,16 и начала 17 веков

Сколько дней длится отпуск у воспитателя детского сада

В данном случае все регулируется определенными нормами трудового законодательства. Согласно ТК РФ, воспитатель имеет право взять отпуск после того, как он проработает не менее 6 месяцев. Здесь также следует отметить один момент. Предоставляется такой отдых не за календарный период, а исключительно за отработанное время. В дальнейшем воспитатели имеют право брать оплачиваемый отдых в любой период. Правда, здесь все-таки потребуются определенные согласования внутри трудового коллектива.

В нашей стране для работников педагогической сферы предусмотрено несколько видов отпусков. Помимо ежегодного оплачиваемого (основного и дополнительного), есть еще и льготный. Он предоставляется, например, лицам, воспитывающим детей. Предусмотрено законом и право взять несколько дней отдыха без оплаты. Еще один вид отпуска – специальный. Он может быть предоставлен по разным причинам – особые обстоятельства, временная нетрудоспособность и так далее.

За оставление графика отпусков отвечает администрация учебного заведения. В данном случае обязательно проводится определенная предварительная работа, поскольку нужно согласовать с представителями трудового коллектива время отдыха. Вместе с тем в особых случаях руководство имеет право отозвать из отпуска воспитателя

Однако здесь есть одно важное условие. Работник должен дать свое письменное согласие на отзыв

В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска

В свою очередь представители трудового коллектива могут обратиться к руководству с просьбой о предоставлении им неоплачиваемого отпуска.

Теперь давайте разберемся с тем, сколько положено отдыхать воспитателям детских садов. Законодательством отпускной период для представителей данной профессии отнесен ко 2-й категории педагогических специалистов. Соответственно, воспитатель детского сада имеет право на 42-дневный оплачиваемый отпуск. Здесь также следует сделать одно уточнение. В данном случае речь идет о календарных, а не о рабочих днях.

Выше мы уже отмечали, что воспитатели не так привязаны к учебному процессу, как учителя в школах, колледжах, институтах и так далее. Соответственно, отпуск они получают по принципу избирательной очередности. Привязки к какому-то конкретному времени года в данном случае нет. На продолжительность отпуска никак не влияют выслуга лет и трудовой стаж.

Вместе с тем продолжительность отпуска за свой счет не может быть более 14 дней. Причем руководитель учебного заведения может и не подписать соответствующее заявление работника в случае, если отсутствие данного воспитателя негативным образом скажется на работе детского сада или воспитательном процессе. Иными словами, каждое такое заявление рассматривается в индивидуальном порядке.

Также следует отметить и дополнительные отпуска, предусмотренные нормами действующего законодательства. Все связанные с этим вопросы решаются руководством детского сада. Например, дополнительный отдых может быть предоставлен сотруднику как награда за продолжительный труд, или в качестве поощрения за какие-то достижения. Нередко воспитателям ДОУ приходится работать в нестандартных рабочих условиях. В таком случае им может быть предоставлен дополнительный отпуск в качестве компенсации. В зависимости от места и условий работы, педагоги имеют право на продление отдыха до 56 дней.

Право на отпуск гарантируется гражданам РФ Конституцией. Его имеют все лица, осуществляющие трудовую деятельность на законных основаниях. Работодатель, в свою очередь, не имеет права отказать в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска сотруднику. Это очень серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Отдельно следует отметить работников, совмещающих две должности. Данная практика сегодня является достаточно распространенной, в том числе, и в сфере дошкольного образования. Таким работникам оплачиваемый отпуск должен предоставляться на обеих должностях.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: