Вопрос третий: может ли чтение этой монографии изменить сознание читателя?
Нет, ни одна книга этого сделать не может. Но она может изменить точку зрения, поколебать уверенность в том, что учебник – «книга, не предназначенная для чтения» (Б. Шоу), расшатать представление о школьном учебнике как о некой застывшей, мертвой глыбе.
Итак, если вы не пренебрегаете чтением научной литературы и открыты новому знанию, знакомы с учебниками и другими книгами авторского коллектива Г.Г. Граник, интересуетесь новыми исследованиями в области обучения русскому языку и понимания текста, – эта книга для вас. Она приглашает к нетривиальному разговору о том, как учить современных школьников… (см. первое название) и каким может быть … (см. второе название).
В конце не могу не выразить благодарность издательству «Нестор-История», воплотившему коллективный авторский замысел в прекрасно изданную книгу, и Российскому фонду фундаментальных исследований, осуществившему финансовую поддержку издания.
Книга есть – читатель найдется. И именно тот, на которого авторы и рассчитывают.
Вопрос первый: для кого?
Адресат в данном случае диктуется жанром – коллективной научной монографии, обращенной в первую очередь к специалистам: педагогам, психологам, методистам, авторам учебников… В книге собраны как уже опубликованные в профессиональной печати, так и новые научные статьи, посвященные самым разным вопросам создания учебников по русскому языку и учебных книг по литературе, – от глобальных (структура и функции учебника, обучение пониманию текста, «выращивание» Читателя) до «точечных» (переключение внимания школьников при работе с учебником, психологические проблемы запоминания учебного материала, знакомство с «портретами» лингвистов). При всей сложности затронутых в монографии проблем она, смею надеяться, написана доступным, ясным языком – не для авгуров, и именно поэтому, будет интересна не только теоретикам, но и тем, кого называют «учителями-практиками» (как будто учитель не может быть «теоретиком» и не интересуется психологией и дидактикой).
Из сочинений по общеобразованию и естественным наукам
22. «Без мозга, как известно, нельзя жить. Без мозга человек — это просто сосуд с кровью»
23. «Я рада, что живу сейчас, когда наша власть отменила крепостное право»
24. «Определение социального неравенства в учебнике разительно отличается от того, которое диктовала нам учительница»
25. «В комендантский час дети до 16 лет не имеют права находиться даже на кладбище, хотя там никого нет»
26. «С древних времён общество делится на элиту, люмпенов и таких, как мы»
27. «Умный человек из-за огромного количества мыслей в своей голове может потерять семью»
28. «В результате полёта человека в космос мы наконец узнали, что Земля круглая»
29. «При Ельцине в стране развился хаус»
30. «Я в свои 17 лет уже попробовал себя в образе писателя и не понаслышке знаю, что такое внутренние мучения и тоска. Как и Гёте, я болею, когда у меня нет новых идей, нет того огонька, той мысли, из-за которой хочется творить. Многие люди смиряются с этим, но не мы с Гёте»
31. «Один человек — ничто, а все вместе — часть природы»
32. «Маугли не мог завести детей с волками»
33. «Мир тесен, а мозг человека необъятен»
34. «На субъектов гражданского права возложены разные обязанности, такие как являться лицом»
35. «Если не удаётся жить в обществе, остаётся только жить с девушкой»
36. «Партии, занявшие на выборах призовые места, попадают в Думу»
37. «Эмпирический уровень познания имел место как в Среднековье у алхимиков, так и в наше время у физиков, сделавших андрогинный коллайдер»
38. «От женщины общество может ждать чего угодно»
39. «Гендер — это влиятельный ученый-социолог, видимо, немец»
40. «В наше время все меньше людей счастливы в браке — это все от бедности, наркомании и гомосексуализма»
41. «По жизни я почти во всём согласен с философом Гегелевым»
42. «Когда человек задумался над продолжением рода, в одиночку это у него не получилось»
43. «Главная функция государства — удовлетворение граждан»
44. » Известный певец, скрывающийся под псевдонимом Ласковый Май»
45. «В стране повышается уровень венерической грамотности»
46. «Сегодня браки похожи на союз клеща и собаки. Но ситуация ухудшается тем, что обычно в браке два клеща и ни одной собаки»
47. «Животные из-за выхлопных газов перестают интересоваться размножением. Та же участь ждет и человека»
Из сочинений по русскому языку и литературе
48. «Его конь умер, не дождавшись 9 Мая…»
49. «К концу лета я стану человеком»
50. «Здесь мы видим ответственность старого лошадя»
51. «Лошадей во время ранения выносят с поля боя солдаты»
52. «Мой дедушка в любой ситуации может показать свое достоинство, лишь бы это не причинило вреда»
53. «На ушах у них меховые наушники в длинном пальто»
54. «Мерин являлся олицетворением Гастелло»
55. «Нужно уметь отличать растения от птиц»
56. «Сначала гуси плыли плавно, а потом под ламбаду стали делать движения. Это — последний танец»
57. «Трудно приходится, когда не знаешь, что берёшь в рот»
58. «У нас есть лошадь, из которой мы делаем кумыс»
59. «Фразу из романа Толстого «Война и мир» «Рукописи не горят» помнят все»
60. «К лошади была пристёгнута карета»
61. «Он прожил вместе с лошадью двадцать лет…»
62. «Сосланная крестьянка напоминает мне Виктора Цоя, потому что он пел песню «Перемен требуют наши сердца!»
63. «Боец поймал утку. Первая мысль была — съесть животное! Боец отпустил утку в воду, но она не всплыла»
64. «А для чего весь этот фальш? Эти люди, от которых прямо так и веет этим фальшем и запахом вранья!»
65. «В романе Пушкина «Е. Онегин» главный герой — Печорин»
66. «Болконский изменил дубу»
67. «Они сошлись: огонь и пламя…»
68. «Есенин выражал свою любовь к родине словами «Люблю грозу в начале мая…»
69. «Искаженное от безразличия лицо»
70. «Мы живем ради когота»
71. «Учитель Федор Евгениевич был настолько мудрый, что за любую провинность бил указкой по рукам или по спине»
72. «Чичиков покупал и продавал мёртвых людей. Не всем пришло бы в голову заниматься такими вещами, но он был мастер своего дела»
73. «Проверяя моё сочинение, вы тоже можете проявить сострадание и великодушие»
74. «На войне так и было: боязнь, если чё вдруг не так, то всё»
75. «Но все-таки убийца дал осечку: он проспал» (Про Раскольникова) Опубликовано econet.ru
Интересные задания на уроках русского языка
Кузнецова Василина Гениевна,
учитель начальных классов ГБОУ СКШ №7
Очень важно на уроках русского языка не просто выполнять задания по образцу, а заинтересовать детей, раскрыть перед ними « книгу тайн» русского языка. Этому способствуют разнообразные задания, которые будут интересны каждому ученику
Кроме того, интересные задания помогают ненавязчиво решать задачи на формирование общеинтеллектуальных умений, на развитие внимания, памяти, на формирование учебной мотивации. Многие задания носят игровой характер, а ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Такие задания можно использовать на любом этапе урока: в начале урока на этапе актуализации знаний — для постановки проблемы; в середине урока — для обмена информацией; в конце урока – для рефлексии.
- 1. Используя шифр,найди слова.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
а |
б |
в |
к |
м |
н |
о |
л |
д |
т |
2 7 8 0 _______________________________
3 7 2 8 1 ______________________________
4 7 5 6 1 0 1 ___________________________
0 1 6 4 _______________________________
2 1 6 4 1 _____________________________
4 7 5 1 6 9 1 __________________________
3 7 8 4 _______________________________
- Переставь буквы в словах и запиши новые слова.
Барон — ________________________________
Корсет — _______________________________
Мазок — ______________________________
Сосна -________________________________
Крот -_________________________________
Стук — _________________________________
Влага — ________________________________
Шкала — _______________________________
Банка — _______________________________
- Угадай слово:
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.
Корень в пути затаился,
В сборе приставка живет,
Суффикс как в слове «дневник»,
Целым же в космос проник.
- Укажи строку, в которой все слова являются однокоренными:
Лето, летать, летчик;
Корм, накормить, кормушка;
Гористый, пригорок, горе;
Рисовый, рисовать, рисунок.
Водный, обводить, водяной;
Медь, медный, медовый;
Дружить, дружный, подружка;
Гора, загореть, горный.
- В каждом из рядов вычеркни слово, которое по смыслу не подходит к остальным:
Портфель, карандаш, ручка, фломастер, мел.
Лес, волк, медведь, корова, заяц.
Дорога, улица, шоссе, тротуар, пол.
Кошка, письмо, полотенце, слива, быстрый.
Стол, комната, садовая скамейка, стул, книжный шкаф.
Лес, волк, медведь, корова, заяц.
- Замени выделенную букву в слове другой, чтобы получилось новое слово:
Мир- ___________________
Мир — ___________________
Бак — ____________________
Кость — __________________
Жир — ___________________
Голос — __________________
- Добавь по одной букве, чтобы получились новые слова:
__оса ___оса
___раб ___вал
___рак ___рак
___рис ___ель
___лот ___лот
- Составь слова, не пропуская и не добавляя ни одной буквы:
Ерпо — ________________
Евредо — ______________
Лкбуинак — ____________
Соак — ______________
Меакьн — ___________
Окамднри -_________
Упкс — _____________
Вцтеко -____________
- Прочитай задом наперед и запиши предложения:
горосоН теадоб омгор
еН етитуш с омгоросон!
И аз йокрог, и доп йокрог,
доП йозереб , и доп йокле,
имадовороХ и в дяр
В хапялш ыцдолом тяотс.
Используя подобные задания на уроках русского языка, или во внеурочной деятельности, учитель не только повышает грамотность детей, но и развивает внимание, память, мышление, пробуждает интерес к языку. Список литературы:
Список литературы:
Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 3 класс/ Сост.В.В. Никифорова. – 5-е изд.,-М.: ВАКО, 2014.
Тесты по русскому языку. 3 класс. В 2ч.: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык. 3 класс.» / Е.М. Тихомирова.- 7-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс / сост. Е.В. Языканова. – 8-е изд. – М. : Издательство «Экзамен», 2014.
Вопрос второй: зачем было писать очередную монографию об учебнике, когда одних только научных сборников «Проблемы школьного учебника» под редакцией Д.Д. Зуева в свое время (1971–1991) было выпущено свыше двух десятков?
Затем, что эта монография не «очередная» и посвящена учебникам не прошлого, а нынешнего века. Разговор в ней ведется о болевых точках филологического образования: как изгнать из учебника скуку, возможно ли организовать общение с учебником, как сблизить два родственных, но безнадежно разлученных предмета – русский язык и литературу? Главный объект внимания авторов – учебники нового типа, созданные коллективом психологов и филологов под руководством академика РАО Г.Г. Граник (понятие «учебник нового типа» раскрывается на первой же странице, см. ознакомительный фрагмент).
Цель наша была проста по замыслу и неимоверно трудна по воплощению: показать, что учебники могут быть другими, что они могут быть обращены непосредственно к ученику, написаны живым, образным языком («языком образной грамматики»), вызывать интерес к предмету, учить читать самые разные тексты, рассказывать о памяти, понимании, воображении (и использовать эти знания при изучении родного языка), растить Читателя, решать многие другие задачи.
О чем еще эта книга? Если совсем коротко – о проблемах чтения и понимания текста и создания учебных книг по литературе. Назову только некоторые из книг Г.Г. Граник и ее соавторов, которые будут интересны читателю любого возраста: «Русская литература. От былин до Крылова» (2001), “Я – другой”. М. Ю. Лермонтов» (2011), «Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Читаем, размышляем» (2016), «Пушкин, его друзья и современники» (вот-вот выйдет из печати) – учебных пособиях, составивших серию «Школьное литературоведение на психологическом фундаменте». Отдельный разговор – о лирической поэзии и ее понимании подростками, об организации такого понимания (на примере стихотворений Пушкина и Лермонтова), роли учебников в приобщении школьников к досуговому чтению.
И, наконец, в монографии есть «практический блок», в котором представлен многообразный опыт работы учителей из разных регионов по учебникам Г.Г. Граник (больше всего из г. Медынь Калужской области, где в течение ряда лет проходил лонгитюд по внедрению этих учебников). В последней части книги слышны голоса как словесников, так и самих детей, в разное время учившихся по нашим учебникам.