«серальки»: по каким критериям русские помещики отбирали себе крестьянок в гарем

Часть 3 «Крестьянка» краткое содержание

Корчагина Матрёна Тимофеевна, губернаторша, как называют её односельчане, — женщина 38 лет.

Несмотря на столь молодой возраст и красивую внешность, Матрёна считает себя старухой, повидавшей жизнь.

Со слов Корчагиной, счастье было у неё, когда она жила в родительском доме.

Но то время пролетело очень быстро. Девичество закончилось и к Матрёне пришли сваты.

Вышла замуж девушка за Филиппа — румяного и сильного красавца, который сильно любил свою жёнушку.

Побил-то всего один раз.

Как-то раз уехал на заработки, оставив супругу в своей отчей семье.

Семья Филиппа была большая, женщины там строгие — и старшая золовка, и свекровка.

Матрёне приходилось трудиться на всю семью. Но с рождением сына Дёмушки к Матрёне пришла настоящая радость.

Только дед Савелий жалел Матрёну. Сам-то он бывший каторжник, убивший немца, угнетавшего простых мужиков.

Даже после рождения сына Матрёна должна была много работать.

Свекровь не позволяла ей брать сына Дёмушку на работу в поле, чтобы он не отвлекал невестку от работы.

За малышом должен был следить во время отсутствия Матрёны дед Савелий.

Как-то раз, когда Матрёна была в поле, а ребёнок был с дедом, Савелий вдруг заснул и случилась трагедия.

Ребёнка съели свиньи.

Матрёна в горе ходит к могилке сыночка. Однажды она встретила там Савелия, который к тому времени уже перебрался в монастырь.

Матрёна простила деда и забрала домой. Но прожил он в доме не долго, вскоре умер.

После смерти Дёмушки Матрёна нарожала ещё детей. Но по первому сыну сильно тосковала.

С другими детьми Матрёна тоже горя хлебнула. Федота хотели высечь розгами, потому что, когда он пас овец, волк утащил одну овцу.

Мать решила взять наказание на себя и была высечена вместо сына.

Следующая беременность была осложнена тем, что Матрёне нужно было пойти в приёмную, чтобы хлопотать за мужа, которого забрали в солдаты.

Родить пришлось прямо в приёмной. В родах помогала сама губернаторша Елена Александровна.

Поэтому с того времени Матрёну прозвали губернаторшой. И стали называть счастливицей. Хотя счастья в этом не лишку было.

После того как Матрёна рассказала свою жизненную историю мужикам, она заключила, что и среди женщин счастливую они найти не смогут.

Чем занимались крестьяне в 16 веке. Как жили в 16 веке

В начале 16 века завершилось образование Российского государства. Русский народ завоевывал и осваивал новые территории — Сибирь, Поволжье. Яркая фигура 16 века — это первый русский царь Иван Грозный, который совершил много государственных преобразований. Как же жили в то время люди?

Инструкция

1

Два основных социальных класса на Руси в 16 веке — бояре и крестьяне. Бояре жили в высоких деревянных теремах, которые были искусно построены в 3-4 этажа. Внизу жили дворовые холопы, а на верхних этажах хозяева дома. Такие терема были огорожены частоколами для защиты от воров и разбойников . Во дворе было множество хозяйственных построек для скота и кормов. Интересен тот факт, что боярским женщинам нельзя было без спросу выходить из дому, большую часть времени они сидели в своих светлицах на верхних этажах терема взаперти, занимаясь рукоделием.

2

Одевались бояре по восточному манеру — в длинные парчовые халаты, кафтаны и шубы, которые не снимали и в теплое время года. Признаком рода были не только богатая одежда, но и тучное телосложение, а также длинная борода . Чтобы сохранить форму, бояре часто и много ели, а также пили чрезмерно много спиртных напитков.

3

В своей вотчине боярин был полноправным хозяином, мог казнить или миловать своих холопов. За такое вольное житье он платил налоги в княжескую (а затем в царскую) казну. Если хозяйство не ладилось, боярин мог сам поступить на царскую службу.

4

В боярских вотчинах работало много холопов, но большую часть населения составляли черносошенные крестьяне, которые жили небольшими деревнями и работали вместе: пахали, сеяли, корчевали лес. Позднее выделялись семейные наделы — участки земли для единоличного пользования, но все равно тяжелую работу было принято делать вместе.

5

Крестьянские избы не были похожи на боярские терема — они были деревянные, в одну комнату. Одежда крестьян была домотканая, обувь не носили до наступления холодов.

6

Женщины-крестьянки, как и мужчины, работали коллективно. Иногда по вечерам, после тяжелого трудового дня, для молодежи устраивались посиделки с песнями и плясками. Женились крестьяне рано. Самостоятельным возрастом для юноши считался 16-18 лет, для девушки — 12-13 лет. Свадьбы устраивали поздней осенью, после всех полевых работ. Традиционная женитьба проходила с выкупом невесты, свадебным обрядом и трехдневным пиром.

7

Центрами грамотности в 16 веке были монастыри, в них хранились книги и рукописи. Крестьяне и большая половина бояр были неграмотными.

Чем занимались крестьяне в средневековье. Чем занимались и как жили крестьяне в эпоху Средневековья?

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 1

Порядок вывода комментариев:По умолчаниюСначала новыеСначала старые

buzz

В средние века деревни были сосредоточены вокруг замков феодалов, и крестьяне всецело зависели от господ. Короли дарили феодалам земли вместе с крестьянами. К тому же внутренние и внешние войны, в состоянии которых постоянно пребывало средневековое общество, разоряли крестьян. Нередко случалось, что сами крестьяне просили феодалов о помощи, когда не могли самостоятельно защитить себя от набегов и грабежей своих соседей или чужестранцев. В таких случаях они должны были отдать свои наделы феодалу-защитнику и оказывались в полной зависимости от него. Крестьяне, которые были официально свободны, но не имели прав на владение землей, назывались земельно зависимыми. Во Франции. Англии. Италии и Западной Германии их называли вилланами. Крестьяне лично зависимые были самыми бесправными. В Испании их называли ременсами. во Франции – сервами. А в Англии даже вилланы не имели права покидать своего господина ни при каких обстоятельствах. Кроме налогов, крестьяне платили своему сеньору за пользование его мельницей, печью, виноградным прессом и прочими приспособлениями, которых не было в хозяйстве крестьян. Чаще всего крестьяне отдавали за это часть своей продукции: зерно, вино, мед и т.д. Чтобы получить свободу (это стало возможным в XII — ХIII вв.) крестьяне могли заплатить большой выкуп, но земля по-прежнему оставалась во владении феодала. Скандинавские крестьяне эпохи Средневековья находились в самом выгодном положении: они были свободными владельцами земли, но должны были выплачивать какой-то процент своей продукции феодалу. Жизнь крестьян в средневековые времена, как и теперь, была тяжелее и суровее, чем жизнь горожан. Чтобы вырастить урожай, надо было много месяцев трудиться не покладая рук и молить Бога о благоприятной погоде, о том. чтобы не забрали кормильца на очередную войну, чтобы по крестьянскому полю не проскакали несколько десятков всадников из свиты феодала в погоне за лесным зверем во время охоты, чтобы овощи не погрызли зайцы, а зерно не поклевали птицы, чтобы не сожгли, не разорили урожай какие-нибудь лихие люди. И даже если все будет благополучно, выращенного вряд ли хватит, чтобы досыта прокормить обычно очень большую семью. Часть урожая нужно отдать феодалу, часть — оставить на семена, а уж остальное семье.

Пища

Все крестьяне соблюдали
церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в
разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.  

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые
тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса
готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она
позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Какую работу ежедневно выполняли женщины-крестьянки

Работа делилась на мужскую и женскую. Причем женщинам всегда доставалось больше.

Все, кто мог ходить большую часть времени проводили в работе по хозяйству, весной и летом до жатвы на полях. Вставать приходилось очень рано, чтобы максимально использовать световой день. Раньше всех поднимались женщины (3-4 утра), которым нужно было растопить печь и приготовить еду. Иногда готовить приходилось с расчетом на обед, когда работали целый день, не возвращаясь домой.

Заготовка продуктов впрок, конечно же, входило в женские обязанности.

Практиковалось строгое разделение труда, если мужчины помимо общих работ занимались стройкой, заготовкой леса и дров, то женщины готовили, убирали, стирали, ухаживали за скотиной, занимались рукоделием и это помимо сезонных работ в поле. Мужчины работали согласно указке старшего, делать «женскую» работу считалось зазорным и недостойным. Поэтому даже если в пору жатвы у жены нагрузка утраивалась или она была на сносях, то и речи не шло о том, чтобы помочь ей поутру истопить печь. Несмотря на то, что женщины брали на себя существенную нагрузку и выполняли самую грязную и неблагодарную работу, их труд мало ценился.

Даже работа в полях по большей мере была женской обязанностью.

После возвращения с полевых работ женщине предстояло приготовить вечерний прием пищи, покормить скотину, подоить коров, убраться по дому. Хорошо если у матери подрастали помощницы – девочки подростки, которые еще не успели выйти замуж, на них ложилась уборка по дому и присмотр за младшими членами семьи.По субботам количество работы прибавлялось, традиционно это был банный день, а значит, помимо того что баню нужно истопить, воду натаскать, нужно еще и прибраться в доме, постирать, проследить за тем, что помылись все члены семьи.Единственным развлечением, да и то с натяжкой, были «попрядухи» — вечера, когда женщины собирались для того чтобы заниматься рукоделием. Однако в те времена это было не для забавы и расслабления, а тяжелой обязанность каждой женщины – одевать членов своей семьи. Нередко на молодую женщину ложилась необходимость обшивать овдовевшего свекра или холостого деверя. На пошив одной рубашки уходило не меньше месяца, это вместе с ткацкими рабатами, которые требовали от крестьянки огромных сил и упорства.

Серальки

На Руси девушек, используемых дворянами в качестве сексуальных рабынь, называли серальками. Такое наименование произошло от французского слова «сераль», которым европейцы обозначали восточные гаремы.

В серали помещиков русские красавицы попадали против своей воли, лишь по прихоти хозяина. Каждый «уважающий» себя дворянин XVIII-XIX веков считал неотъемлемым атрибутом своей благородный усадьбы гарем из крепостных девок.

Самым «любвеобильным» аристократом в истории страны считался Виктор Страшинский, который владел 500 «серальками». Он был настоящим чудовищем, которому чужды нормы морали и человечность.

Положение девушек в гаремах было незавидным. Андрей Заболоцкий-Десятовский, занимавшийся от лица государства сбором информации о жизни крепостных крестьян, в своих отчётах отмечал, что помещики не видели ничего предосудительного в своих развратных и насильственных действиях: «Иной помещик заставляет удовлетворять свои скотские побуждения просто силой власти, и, не видя предела, доходит до неистовства, насилуя малолетних детей…».

Домогательства помещиков были столь обычным делом, что некоторые историки выделили их в отдельную категорию повинности под названием «барщина для женщин». Смирившись с подобным раскладом, крепостные оправдывали сексуальные извращения господ принципом: «Должна идти, коли раба».
Насилие над женщинами носило систематический характер. Чаще всего вечером, когда закабалённые жители поместья возвращались с полевых работ, барский слуга подходил к тому или иному двору, в зависимости от «очереди», и уводил дочь или сноху крестьянина к хозяину для плотских ночных утех.
Довольно часто помещики, которые благополучно проживали в городах или даже за границей, периодически наведывались в свои имения исключительно с одной целью – ублажить свои сексуальные желания.

В этом случае все повзрослевшие за время отсутствия барина девочки вносились управляющим в специальный список, а потом по одной, а иногда сразу группой, доставлялись в барскую спальню для гнусных дел.

Насильное растление бесправных крестьянок фактически не считалось преступлением, лишь единичные помещики бывали привлечены к ответственности, совсем не соответствовавшей тяжести их противоправных деяний.

Служба как наказание

Солдатская служба была настолько тяжела и сурова, а положение солдата считалось столь ужасным и безотрадным, что закон допускал отдачу в солдаты в виде наказания за преступления — вместо ссылки на поселение.

Холодом обдавал лишь один вид рекрутского присутствия (административные комиссии, занимавшиеся набором рекрутов. — Прим. ред.), страх и ужас наводил он и на самого рекрута, и на  всю семью будущего солдата — и нет ничего удивительного, что отцы, матери и жены оплакивали своих сыновей и мужей, сдаваемых в рекруты, как заживо похороненных. Оплакивали не только долгую разлуку с близким человеком, но и будущего мученика, которому предстоит длинный, страдальческий путь отупляющей жизни.

Тяжелая система рекрутчины нашла отражение в народных песнях, рассказах, присловьях. Крестьянин смотрел на солдатство как на несчастье, которое может разогнать, разорить какую угодно семью:

В мужика было богатого,

Да и было три сына хорошие

Ох, и вышло на них несчастьице,

Что большое несчастьице, бедушка великая,

Что и вышла на них рекрутчина…

Как жили земледельцы на Руси

Главной особенностью жизни земледельца в Древней Руси была большая патриархальная семья — род. Состояла такая семья из:

  • главы рода и его жены (старший мужчина в роду);
  • сыновей главы рода, с женами и детьми (дочери уходили в другой род после замужества и теряли связь с родными).

Жизнь земледельцев на Руси не была простой. Вся семья жила в одном доме и имела общее хозяйство. Глава рода контролировал все имущество семьи и судьбу каждого из ее членов. Он решал, за кого, когда и кому из дочерей или внучек выходить замуж, на ком жениться сыновьям и внукам. Власть главы рода внутри семьи была безграничной. Вне ее пределов она ограничивалась лишь властью князя.

Пастушки, Владимир Маковский

У каждого, даже самого маленького, члена семьи были свои обязанности. Детьми и домашним хозяйством занимались исключительно женщины. С ранних лет девочек приучали заботиться о младших детях, готовить пищу, ткать, прясть, шить и вышивать.

Семилетние мальчики уже ходили с взрослыми в поле, где по мере своих сил участвовали в процессе посева и уборки урожая. Мальчиков учили охотиться, ставить силки, рыбачить, собирать мед. Девочек обучали правилам сбора и консервирования ягод, грибов, секретам использования лекарственных трав.

Сенокос, Константин Маковский

В древней Руси крестьянин-земледелец должен был уметь многое. Взрослые мужчины следили за скотом, пахали и засеивали поле, убирали урожай, охотились, рыбачили, бортничали. Работа в поле была сезонной, но это не означало, что зимой семья бездельничала. Холодное время года посвящалось ремонту старой и созданию новой домашней утвари, плетению лаптей и корзин из ивовых прутьев.

Предметы быта — топор, ножницы, детская игрушка, свеча, воск, музыкальный инструмент.  

Женились земледельцы Древней Руси рано, девочка считалась невестой по достижению ею 12 лет. К этому времени в ее семье уже было готово приданное (вышитые сорочки, рушники, одежда, домашняя утварь), выбран жених, и сама она готова была к свадебному обряду древних славян. После принятия христианства церковь активно сопротивляется традиции раннего брака, не одобряя его. Постепенно эта традиция устаревает, и замуж юных девиц выдают лишь в 14-15, а то и 16 лет.

До крещения Руси для новорожденных детей выбирали имена, которые более всего характеризовали их поведение или внешний облик. Распространенными были такие имена, как Красава, Забава, Горислава, Малуша, Любим, Миляй и Молчан. После крещения для детей выбирались христианские имена – Матвей, Григорий, Юрий, Василий и т.п. Некоторые обряды и обычаи древних славян сохранились и после крещения Руси. Иногда к христианскому имени в народе добавляли прозвище – Иван Кривой, Василиса Прекрасная. С его помощью пытались более точно охарактеризовать человека, рассказать какие у него внешние и внутренние качества.

Горожане и городской быт

В Древнерусских городах проживала меньшая часть населения. Население Древнерусских городов состояло, прежде всего, из ремесленников, купцов, менял, дружинников и самого князя со своими приближенными. Города были центрами культуры. Главное место в городе было отведено городской площади. Вокруг нее располагались торговые ряды, возводились храмы, строились княжеские хоромы. Многие горожане умели читать и писать, потому занимались переписыванием книг, созданием красивых иллюстраций для них или же выделкой кож для страниц.

Повседневная жизнь горожан в Древней Руси практически не отличалась от жизни крестьян. Проживающий в городе ремесленник мог заниматься также скотоводством или земледелием. Семьи были патриархальными, но не столь большими, как в сельской местности. Одним домом жили немногие. Обычно после женитьбы взрослых сыновей, происходило их отделение от родительского дома. Власть главы семьи сохранялась, но жить молодое семейство могло на собственной территории, если это позволяли средства. Для этого рядом с родительским домом строили еще один. Постепенно в городах появлялись целые улицы, на которых жили исключительно родственники, занимающиеся преимущественно одним и тем же ремеслом. Глава семьи принимал участие в вечевых собраниях, нес ответственность за незначительные провинности, которые позволяли себе члены подчиняющегося ему семейства.

Богатые горожане жили в хоромах. К этой категории относились ростовщики, купцы, представители старшей дружины князя и сам князь. Внутренние порядки в богатой семье мало чем отличались от аналогичных порядков в бедной. Купеческим и княжеским дочерям не приходилось самостоятельно стирать белье, ухаживать за детьми и выполнять иную домашнюю работу. Для этого у них были прислужницы. Но так же, как и обычные крестьянки, они были вынуждены подчиняться отцу или старшему брату, могли против воли быть выданными замуж или даже отправлены в монастырь. Девочек в богатых семьях ценили не меньше, чем мальчиков. Не являясь наследницами состояния отца (могли быть и исключения), они предназначались для установления дружественных связей с другими родами (семьями) путем заключения династических браков.

Малышей до исполнения им 1 года в богатой семье воспитывала кормилица. Дети старшего возраста находились на попечении нянек. Примерно с 4-5 лет княжеские сыновья и мальчики, которым предстояло вступить в дружину, учились считать, писать, читать и обращаться с оружием. Девочки учились управлять домом, вышивать гладью и крестиком, иным женским премудростям.

Взрослые мужчины и женщины помимо семейных и профессиональных дел (ведение счетов, управление дружиной и т.п.) часто выезжали на охоту, принимали участие в игрищах, организовывали богатые пиры. На пирах женщины сидели рядом с мужчинами. Развлекали пирующих людей — скоморохи и гусляры.

В жизни города на первом месте стояла торговля. Русские купцы торговали медом, воском, пенькой, смолой, мехами. Иноземные торговцы привозили драгоценности, ткань, оружие, пряности.

Бытовые условия проживания

Крепостные обитали в простейших избах – так называемых пятистенках, часто даже полуразрушенных. Чем дальше от центра, тем бытовых возможностей было больше, имелись баня и даже некоторые хозяйственные постройки).

А вот хлев (скотница) и огород были у смердов повсеместно. Иное дело, что хозяйства у разных «черных людей» различались. Все зависело от экономической развитости селения в целом, а само оно – от типа ландшафта и от погодных условий. К слову, о них. На севере скотница располагалась на 1-м этаже клети, животные оставались в тепле.

Основная масса не имела удобств, коими располагали свободные соотечественники, доимки по оброку не давали им развернуться. В центральных провинциях обсуждаемый класс загоняли в долги.

Кстати, о печи. Именно комната с этим «огнедышащим» приспособлением и полатями первоначально звалась изба. Весь дом полностью именовался по-другому – клеть коридор-лестница, ведущий в жилую зону – сени.

Во что одевались крестьяне?

Одежда хранилась в сундуках. У невест были свои, им понемногу откладывали наследство.

Летом мужчины носили рубаху (льняную или посконную), порты (ниже обматывали их онучами), ступни защищали лаптями. Зимой поверх сего набора надевался армяк – запашная длинная куртка из толстого сукна. На севере нельзя было без тулупов – халатов из меха овцы, лисицы, енота или хорька. Такие носили кожаной стороной наружу и подвязывали широким кушаком. На голове в теплое время была надета сшитая из сукна или сваленная из войлока шапка (шляпа). В холода носили головной убор из войлока или меха, и чаще с отворотами для ушей.

Кого брали на роль кормилицы и зачем

Образ спокойной, добродушной женщины, которая всегда была при детях в качестве кормилицы, сохранился благодаря литературе. Пушкин, Тургенев, Бунин и Чехов упоминали об этом в своих произведениях. Более того, о кормилицах у подросших детей оставались только положительные воспоминания, т. к. формировалась сильная эмоциональная связь. Сами женщины после выполнения своих обязанностей получали пожизненный пенсион.

Кормилицы появлялись в домах дворянских семей, но их услугами пользовались и менее знатные особы: супруги адвокатов, врачей, купеческие жены. Причины у всех были разные. Знать отдавала дань моде – грудное вскармливание не было популярным занятием, а ещё мешало посещать балы и званые вечера.

Среди других причин:

  • желание мужа, как можно быстрее зачать ещё одного ребенка, особенно если родилась девочка, а ожидался наследник;
  • боязнь испортить фигуру;
  • необходимость больше отдыхать, т. к. по предписанию врачей того времени после рождения ребенка следовало больше отдыхать — изнеженным дворянкам полагалось выходить из дома через 1 месяц.

Супруги адвокатов, купцов и врачей отказывались от грудного вскармливания, т. к. на их плечах лежал и без того огромный груз: ведение хозяйства, а часто добавлялась ещё и помощь мужу в его работе. Выбор кормилицы для ребёнка представлял собой не простую задачу. Рекомендации по этому поводу давались семейными врачами, которыепредъявляли к кандидаткам бесконечные требования:

  • отменное здоровье женщины;
  • возраст 20-30 лет;
  • умеренная полнота;
  • молоко в меру густое;
  • без тяги к алкоголю;
  • любовь к детям;
  • большая грудь;
  • светлые или тёмные волосы (тут мнения расходились у разных специалистов), но только не рыжие;
  • спокойный характер, доброжелательность;
  • отсутствие мужа, обычно у кормилиц был внебрачный ребёнок, что позволяло ей оставить дом, поселиться у работодателей, чтобы постоянно находиться при чужом младенце.

Своих детей приходилось оставлять у родственников или отдавать в воспитательные дома, где была высокая смертность, ведь там кормилиц на всех не хватало. В результате женщина принимала сложное решение: кормить и растить своего ребёнка или чужого, оставив, при этом, без матери и пищи своего. Причина выбора в пользу чужого ребёнка заключалась в хорошем довольствии, обеспечении пенсиона до старости, дорогих подарках.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось
брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице. 

Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.

В лесу собирали грибы и
ягоды, в основном этим занимались дети. Сушили впрок, делали запасы на зиму.
Собирали мед диких пчел.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.         

Крестьянский дом, Кировская область

Нельзя носить только одно платье

Московское платье времен, скажем, Ивана Грозного отличалось многослойностью. По сути это был сарафан на сарафане. И одно из самых громких убийств — убийство Иваном Грозным своего сына — по одной из версий, произошло из-за наряда. Все знатные и богатые женщины по обычаю должны были быть одеты в три платья, плотные или легкие в зависимости от времени года.

Так вот, к убийству: как-то раз без предупреждения царь вошел на женскую половину, где застал беременную жену своего сына в одном платье (вот срам-то какой!). «Царь ударил ее по лицу, а затем так избил своим посохом, бывшим при нем, что на следующую ночь она выкинула мальчика. В это время к отцу вбежал сын Иван и стал просить не избивать его супругу, но этим только обратил на себя гнев и удары отца», — папский посол Антонио Поссевино.

Параметры сералек

Однозначных параметром, по которым девушки отбирались в гарем, не было. Всё зависело от личных предпочтений барина.
Однако чаще всего серальками становились незамужние девицы, не утратившие девичьей чести. Многие помещики считали своей почётной обязанностью лишить их целомудрия, став первым мужчиной в их жизни. Одни питали слабость к совсем юным созданиям, другим нужны были умудрённые опытом особы.
Красота, как относительное понятие, не являлась определяющим фактором для отбора наложниц. Таким образом, становится, очевидно, что попасть в число наложниц могла любая крестьянка вне зависимости от возраста и внешних данных, ведь для барина главное было насытить свою похоть. Хотя бывали исключения, когда дворяне создавали специализированные гаремы, куда отбирали девушек с определёнными параметрами.

Домашняя утварь

Крестьянский быт зависимого деревенского социума – бычий пузырь на окне вместо стекол (даже в XVII-XVIII веках). Лишь зажиточные могли приобрести роскошь – слюду. Из мебели были большая скамья, стоявшая вдоль стола такой же длины. Эти удобства жались ближе к красному углу – тому, что с иконостасом. А «черным» был тот, где стояли метла и кочерга (приспособление для выемки горшков из горящей печи). Среди утвари обязательно числилась ендова – огромная чаша с рыльцем (носиком, который и подносили ко рту, чтобы не облиться). Незамысловатый посудный набор состоял из глиняных крынок, тарелок и блюдец, деревянных ложек и половника. Фарфором или медной братиной могли баловаться богатые аграрии. В обеденной зоне гость всегда находил кашник – самый большой горшок для готовки густого варева в печи. С XVIII века в его чаще делали из чугуна, но опять же, не каждый «черный человек» получал такое наследство.

Еще один угол предназначался для главы семейства – там он производил мелкий ремонт. Например, чинил лапти или рыбацкие сети, ведь в холодную погоду в сарае было неуютно. Но во время трапезы тот садился в красном углу. Кроме него там размещали гостей или молодоженов.

В XVII веке, вв период расцвета частного крепостничества, повсеместно были в обиходе рукомойники – подвешенные на толстый гвоздь медные, а чаще деревянные сосуды с водой, которые висели у входа.

Что во дворе? В хлеву обитал скот, а в сарае (кстати, с тюркского он переводится как «дворец») хранился сельскохозяйственный инвентарь: оха, борона, коса, вилы, грабли, цеп и топор. В отдаленных наместничествах у крестьян обнаруживалось время для охоты и рыбалки. Поэтому в сарае отыскивались также сети, удочки, силки, рогатина (копье для охоты на крупного хищника).

У неких семей имелся амбар (постройка для хранения запаса провианта). Его ставили дальше от жилища. В случае пожара огонь не дотягивался до этого помещения, и зерно сохранялось.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: