Как давали имена детям на руси?

Ласковые имена и прозвища, которыми девушки на Руси называли своих возлюбленных

Как сейчас женщина обращается к любимому? Чаще всего в ходу такие слова, как «солнце», «зайчик», «медвежонок» или даже «пусик». Но потребность в нежности была присуща людям всех народов и во все времена. Просто ласковые обращения были другими. В старину женщины не чувствовали себя равными мужчинам. А потому они не позволяли себе снисходительно-ласкательного тона по отношению к супругу.

Мужчины же считали себя защитниками жены, кормильцами семьи. Поэтому в их ласковом обращении к женам сквозило покровительство. Я предлагаю вспомнить, как проявляли нежность друг к другу люди во времена Киевской Руси. Возможно, из богатого арсенала старинных ласкательных обращений мы сможем взять парочку и для современного применения? Не все же время называть любимых мужей «котиками»!

Времена язычества

Существует множество свидетельств того, что до принятия христианства люди на Руси чувствовали себя более раскрепощенными. Отношения до брака, в том числе и интимные, не считались чем-то зазорным

При этом девицы были вольны, как и парни, выбирать себе пару, а не ждать, пока на них обратят внимание. Женщина могла сказать понравившемуся ей мужчине, что он «задобный» — желанный, любимый, милый

Славяне почитали бога любви Леля. Этот персонаж в языческом пантеоне отвечал за страсть, за ту искру, которая проскакивает между двумя людьми. Лель был сыном богини красоты Лады, которая также отвечала за согласие между супругами. Отголосок этих верований прослеживается в словах «лелеять» и «ладить» (между собой).

Пиетет перед богом любви был настолько силен, что девушки часто называли своего избранника Лелем, а еще Любичем. А мужчины, соответственно, именовали своих зазноб Ладами. Но женщины переделывали имя богини и называли своих любимых Ладо или еще более ласкательно — Ладушко.

Во времена языческих празднеств славяне устраивали оргии, где предавались свальному греху. Все это делалось для лучшего урожая и чтобы задобрить природные стихии, а потому особых ласкательных прозвищ к случайным партнерам не употреблялось.

Русь христианская

После крещения славян нравы стали строже, а половые отношения до брака начали считаться грехом. Но не всякая невеста блюла себя для венца. Тем более что церковь так и не смогла до конца вытравить из народных масс старые обряды и традиции. В Святки в одной сельской хате сходились на «вечерницы» девицы с парнями.

Для приличия туда же приглашали и местную добропорядочную матрону или славящегося своей набожностью старика. Но молодежь могла свободно общаться, а иногда и завязывать отношения. Конечно, половая близость была эксцессом, но молодые люди могли взяться за руки, обниматься, а то и целоваться. Независимо от пола, такие влюбленные говорили друг другу: «Разласка моя милая!».

Добрачные отношения

Как же девушке надлежало поступить, чтобы дать понять парню: он ей нравится настолько, что может засылать сватов? Слишком страстные поцелуи и тем более интим сурово порицались обществом. Приходилось применять вербальные сигналы. Но как сказать то, что не позволяет девичий стыд? «Месяц моя ясный», «услада сердца моего» и «друг разлюбезный» — вот те ласковые слова, с которыми скромная отроковица могла обратиться к любимому.

В ответ парень мог назвать ее «зазнобушкой», «белушкой», «любушкой», «лапушкой», «милушкой», «душенькой» и «лелей». И девушка могла быть уверена, что возлюбленный ее не оставит, а придет свататься, если он произнес слова: «Суженая ты моя!». Тогда и ей нужно было сказать: «И ты мой суженый» (назначенный судьбой).

Ласкательные обращения между супругами

В браке жена часто говорила мужу слова, завуалированно восхваляющие его силу как партнера: «богатырь», «добрый молодец» и т. д. Но были и другие ласки. Например, «сокол мой ясный», «свет очей моих». Эти выражения не считались в ту эпоху выспренными. Ведь муж был светочем для жены, ее проводником по миру. А супруга являлась душой мужчины, тем, ради чего он живет и трудится.

Поэтому часто любимый так и говорил: «Душа моя!». Конечно, большинство ласковых обращений к жене так или иначе восхваляли ее красоту: «лебедушка белая», «голубка сизокрылая», «краса ненаглядная». Но были нежные слова и с сексуальным подтекстом: «сугревушка моя теплая».

Не правда ли, мило? Я думаю, что проявления нежности в старину были более поэтичными, чем сейчас. Тогда люди не отчуждались так за стереотипными фразами «дорогой», «милый», «сладкий». Стоит проявить чуточку фантазии, чтобы согреть любимого теплотой своей души.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Церковные календари

После принятия христианства имена вписывали в церковные календари, и как бы отдавали ребенка на защиту ангела-хранителя. Как известно, не все славяне охотно приняли обычаи христианства, поэтому долгое время детям, параллельно с христианскими именами, давали старые языческие прозвища. Позже многие из них стали современными фамилиями.

Однако давление христианства было велико. Ближе к 17 веку многие древнерусские женские имена вышли из обихода. Их заменили имена государств, которые распространяли христианство или были влиятельны в то время – Византия, Египет, Греция, Италия, Сирия. Многие имена были преобразованы на русский манер, и, к примеру, вместо Авдотьи получилась Евдокия. Сегодня очень многие бы удивилась, как в оригинале звучали их имена.

Неизменными оставались только имена святых. Древняя традиция давать ребенку два имени прижилась и на Руси, но второе имя, которые давали при крещении, обычно не использовали. Второе имя зачастую было греческим.

Церковный перечень предоставляет на выбор большое количество женских имен. Выбирать имена могут как верующие христиане, так и атеисты. Более того, календарь позволяет выбрать имя по месяцу и даже дню рождения. Назвать ребенка по Святцам, значит подарить ему защиту от святого, почитаемого в этот день. Существует и другая традиция, выбирать святого на восьмой день после рождения. Если в день рождения нет Святцев, тогда выбирают имя святого, чествуемого на сороковой день. Раньше именно в этот день крестили ребенка.

Разрешается также использовать мужское имя, если по Святцам нет женского. Поэтому существует так много бесполых имен (Евгения, Александра, Ярослава, Вячеслава).

Обстоятельства рождения

Имя часто зависело и от обстоятельств рождения ребенка. Так, Первой являлся первенцем у своих родителей. Вторак, Третьяк или Шестак нарекались в зависимости от порядка появления на свет.

Желанного ребенка могли назвать: Бажен, Богдан, Ждан, Чаян или Хотен. А если беременность его матери была не запланированной, то так и говорили: Неждан, Нечай. Приемный малыш часто получал имя Найден.

Мороз, Зимник, Летник, Вешняк, Листопад – в зависимости от времени года, когда человек пришел в этот мир.

Ребенка, родившегося от смешанного брака, могли назвать: Литвин, Чудин (финно-угорское племя), Татарин, Карел, Казарин (Хазар), Турчак.

Славянские имена, состоящие из двух корней, тоже были в ходу у жителей Руси. Например, Благовест, Валигор, Святогор, Радосвет, Татомир, Радомир, Ярослав и даже Жирослав.

В дохристианский период вместе с династией Рюриковичей на Русь пришли имена скандинавского происхождения: Ингвар, Игорь, Глеб, Олег и другие.

О традициях и обычаях, которые были распространены на Руси

В старину существовало много правил, часто основанных на суевериях. Нельзя было называть новорождённого в честь живого родственника, чтобы таким образом не создать двойников. По поверьям считалось, что смерть одного из тёзок приведёт у смерти другого.

С одной стороны, приветствовались имена, данные в честь умерших. Таким образом, выбирался прототип. С другой стороны, благодаря имени умерших сестры или брата, ребёнок мог повторить судьбу.

Традиционно не давались имена умерших насильственной смертью, а также людей душевнобольных и преступников.

Имя могло указать на место человека в обществе. Выбор имён в династии Рюриковичей — потомков Рюрика, князей Древней Руси, указывал на права на власть каждого представителя этого рода. Устанавливалась связь с прошлым, и будущие перспективы князя уже в младенчестве. Языческие имена княжеского рода: Владимир, Изяслав, Мстислав, Рюрик, Святослав, Ярослав и другие. Их часть, входящая в христианские святцы, стала использоваться вне правящей семьи лишь после XVII века.

Какие женские имена дворянские, а какими называли крестьянок

Мариями, Аннами, Анастасиями, Екатеринами и Александрами девочек называли в любом сословии. Правда, до XVII века церковью было запрещено называть дочерей именем Богородицы – разве что с ударением на первый слог. Тогда-то крестьянских девочек и стали называть Марьями.

С приходом никоновских реформ запрет на имя Мария был снят, только мальчиков называть именем Иисус не разрешалось. И в дворянском сословии имя Мария с XVIII века стало самым популярным. В топе также было имя Екатерина, Анна и Елизавета (императорские имена), но в середине XIX века всё-таки имя Мария оказалось самым популярным у дворян.

Когда Мариями вовсю стали называть купеческих дочерей и крестьянских, то аристократы стали его считать не таким величественным, как раньше, поэтому к началу XIX века оно стало второстепенным для этого сословия.

Бедняки

А вот интересная семья: Егор Уткин, 50 лет, с женой Марьей (66 лет) да с
приемышем Константином Кутузовым (8 лет) переведены в 1811 году со
Златоустовского завода в соседнюю деревню. Сразу же они принимают во двор:
Харитона Бадьянова (26 лет) без жены, но с тремя малолетними детьми (4, 2 и
новорожденный) да старика Устина Овсянникова 74 лет (умер в том же году).
Харитон умер в 1815 году, а дети его числятся в том же дворе. (дальнейшую их
судьбу не отслеживала). Несколько раз встречала принятые во двор целые семьи:
мужчина с матерью и детьми, или пожилая женщина с дочерьми.

Двор Егора Кириллова Уткина, принятые во двор Харитон Фролов Бальянов и Устин Никитин Овчинников

В данном случае можно построить предположение о бедняках, которых в наше время назвали бы «банкротами», а в то время они были «нищий» или «бобыль».

Оставшись без своего угла и не имея сил и возможностей, они скитались по чужим дворам. Либо в рамках мер по предотвращению разорения крестьянства, к обедневшим дворам присоединяли семьи, отделившиеся от благополучных дворов с частью хозяйства. Таким образом, «бедный двор» получал материальную поддержку и мог уплачивать налоги. Вероятно, по этой причине есть «принятые во двор» мужчины от 20 до 40 лет, иногда с детьми, но чаще одинокие.

Новые публикации

Нескучный русский. Кулинарный ажиотаж и его последствия 17.02.2023

Тема сегодняшней публикации касается не кулинарных тонкостей, а орфоэпических, поскольку в кухонном пространстве звучит немало слов с проблемным ударением.

Знай русский! Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха — прописная и строчная в прилагательных и наречиях 17.02.2023

Сегодня коснёмся правил правописания прилагательных и наречий, образованных от индивидуальных названий. Почему мы пишем Прометеев огонь, но ахиллесова пята, Пушкинские вечера, но пушкинская эпоха?

Русская Аргентина: память о родине, русские клубы и советские медали за боевые заслуги 16.02.2023

В Аргентине живёт сама большая русская диаспора в Латинской Америке. Почему именно там, кто эти люди и за что некоторые из них награждены боевыми наградами СССР времён Второй мировой войны?

Россия – Иран: когда экономическое сотрудничество догонит политическое? 15.02.2023

Двусторонние отношения России и Ирана сегодня развиваются по широкому спектру направлений. Эксперты из двух стран в области медиа, образования, политологии и востоковедения обсудили различные аспекты взаимодействия и перспективные совместные проекты.

Вячеслав Никонов: Мы начали XXI век 15.02.2023

15 февраля первый заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам, председатель правления фонда «Русский мир» Вячеслав Никонов выступил в Государственной Думе на «правительственном часе» в ходе обсуждения доклада министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, сообщила пресс-служба депутата.

Конкурс «Расскажи о своей Родине»: как дети становятся послами своей страны 15.02.2023

Глава оргкомитета конкурса «Расскажи о своей Родине» Екатерина Аверкиева уверена: конкурс создаёт атмосферу доверия и заинтересованности друг в друге людей из разных стран. Никому ничего не навязывая, наоборот, приглашая с открытым сердцем и душой дружить как можно больше новых друзей из разных стран.

Николай Малинов: Нас не надо учить демократии, культуре и духовности 15.02.2023

США ввели санкции против движения русофилов в Болгарии и его лидера Николая Малинова. В своей авторской колонке Малинов отмечает, что сам факт введения подобных санкций означает для него высокую оценку своей правой деятельности. Он уверен, что для Болгарии полезно развивать отношения с Россией.

Знай русский! Доктор наук, профессор – когда нужна запятая при перечислении должностей и званий? 14.02.2023

Должности, звания, регалии при именах собственных… Как правильно оформлять их перечисление на письме? Всегда ли требуются запятые?

Как выбирались имена для детей у древних славян?

До принятия христианства у славян имена выбирались родителями. Они имели определенное смысловое значение, это были «говорящие имена». Например, третьего сына называли Третьяк, любимую и долгожданную дочку – Любавой, а если хотели, чтобы мальчик рос послушным и добрым – нарекали его Добрыней.

Также называли детей именами Светлана, Красава, Забава, Милуша, Добромысл, Мстислав, Святослав, Ярополк, Святополк и т.д. Предки наши были людьми крайне суеверными, и поэтому не стоит удивляться, что многие имена напоминали прозвища: Волчий Хвост, Нелюб, Ждан, Упырь, Кручина, Угрюм, Любим и т.д.

Если такие имена, как Малинка или Любим, вполне объяснимы, то, например, Болван – совсем неподходящее имя для младенца. Но объяснялись такие оскорбительные имена боязнью «сглаза».

В традициях славянских народов, связанные с имянаречением, всегда существовали правила (чаще запреты). Не следует новорожденному давать «имя на имя», т.е. нельзя было использовать имя, которые уже носит один из людей, живущих в том же доме.

Иначе один из людей с одинаковыми именами может умереть. В основе приметы лежит поверье, что у каждого имени есть свой ангел-хранитель, который не в состоянии уследить сразу за двумя людьми в одном доме.

Кроме того, на Руси часто было принято скрывать настоящее имя (данное при крещении), выставляя напоказ ложное имя. Даже в браке жена не называла мужа личным именем, а использовала другие слова – муж, мой, хозяин и т.п. Эта традиция в некотором роде (бессознательно) сохранилась и до наших дней.

Когда и как по древнерусской дохристианской традиции следовало давать имя ребенку?

Семейное имя, как «отец и мать ребёнка изволят», давалось ребёнку сразу после рождения или же спустя некоторое время, когда проявлялся характер малыша. В древние времена у славян существовало несколько имён: имя, которое давалось при рождении и было известно только самым близким, и имя-прозвище, которое в зависимости от обстоятельств в течение жизни могло меняться. По старинным верованиям, истинное имя человека составляло неотъемлемую часть личности. Узнать настоящее имя означало получить над человеком власть, поэтому оно открывалось только тем, кто заслужил полное доверие, и тщательно скрывалось от врагов. Специалисты считают, что имена, которые приведены в древнерусских письменных документах, скорее всего, являлись не истинными личными именами человека, а его «прозванием», применяемым при контактах с официальными лицами или в общественной среде.

Времена язычества

Существует множество свидетельств того, что до принятия христианства люди на Руси чувствовали себя более раскрепощенными. Отношения до брака, в том числе и интимные, не считались чем-то зазорным

При этом девицы были вольны, как и парни, выбирать себе пару, а не ждать, пока на них обратят внимание. Женщина могла сказать понравившемуся ей мужчине, что он «задобный» — желанный, любимый, милый

Славяне почитали бога любви Леля. Этот персонаж в языческом пантеоне отвечал за страсть, за ту искру, которая проскакивает между двумя людьми. Лель был сыном богини красоты Лады, которая также отвечала за согласие между супругами. Отголосок этих верований прослеживается в словах «лелеять» и «ладить» (между собой).

Пиетет перед богом любви был настолько силен, что девушки часто называли своего избранника Лелем, а еще Любичем. А мужчины, соответственно, именовали своих зазноб Ладами. Но женщины переделывали имя богини и называли своих любимых Ладо или еще более ласкательно — Ладушко.

Во времена языческих празднеств славяне устраивали оргии, где предавались свальному греху. Все это делалось для лучшего урожая и чтобы задобрить природные стихии, а потому особых ласкательных прозвищ к случайным партнерам не употреблялось.

Дворянские фамилии

Лишь позднее, в XIV—XV веках, фамилии стали появляться у князей и бояр. Чаще всего они образовывались от названия удела, которым владел князь или боярин, и впоследствии переходили его потомкам: Шуйский, Воротынский, Оболенский, Вяземский. Некоторая часть дворянских фамилий произошла от прозвищ: Гагарины, Горбатые, Глазатые, Лыковы, Скрябины. Иногда фамилия объединяла название удела с прозвищем, как, например, Лобанов-Ростовский.

Одна из самых древних дворянских фамилий – Голицын — берет начало от старинного слова «голицы» («галицы»), означавшего кожаные рукавицы, используемые при различных работах. Еще одна древнейшая дворянская фамилия – Морозов. Первым ее стал носить Миша Прушанин, особо отличившийся в 1240 году в битве со шведами: имя его было прославлено в Житии Александра Невского. Этот род стал известен также благодаря знаменитой раскольнице — боярыне Федосье Морозовой.

Почему крестьяне опасались аристократических имен

Крестьяне так же, как и аристократы, старались сохранять свои особые имена, но руководствовались при этом обратной целью. Так они подчеркивали осознание своего статуса и негласно заявляли, что ни на что не претендуют. Иначе помещики могли на них осерчать, особенно если оказалось бы, что дворового зовут так же, как кого-нибудь из барской семьи.

По этой причине одни имена из святцев часто имели две формы: благородную и простую. Сравните пары Мария и Марья, Анастасия и Настасья, Елена и Алена, Георгий и Егор.

Начиная с XVIII века дворяне часто увеличивали эту дистанцию еще больше, переиначивая свои имена на французский лад: так Михаил становился Мишелем, а Наталья — Натали.

Полуимя

Вариант личного имени, немного изменённый для принижения, назывался полуименем. В России XVII-XVIII вв существовали официальные полуимена, обязательные к употреблению низшими сословиями при общении с вышестоящими: Петрушка, Илейка, Анница. При составлении челобитной к царю боярин назвал себя холопом Ивашкой или Иванцом.

Государственные преступники обозначались официальными инстанциями как: Стенька Разин, Гришка Отрепьев. И даже Емелька Пугачёв — в конце XVIII в. Хотя Пётр I, противник русских традиций, в XVII в. законодательно запретил использовать прозвища, полуимена и вторые имена.

Почему одни русские фамилии заканчиваются на «-ин», а другие – на «-ов»?

Исконно русскими фамилиями считаются те, которые заканчиваются на «-ов», «-ев» или «-ин» («-ын»). Почему же именно их чаще всего носят россияне?

Фамилии с суффиксами «-ов» или «-ев» носят, по разным данным, 60-70% коренных жителей России. Считается, что в основном эти фамилии имеют родовое происхождение. Сначала они происходили от отчеств. Например, Петра, сына Ивана, звали Петром Ивановым. После того как фамилии вошли в официальный обиход (а случилось это на Руси в XIII столетии), фамилии стали давать по имени старшего в роду. То есть Ивановыми становились уже и сын, и внук, и правнук Ивана.

Но фамилии давались и по прозвищам. Так, если человека, к примеру, прозвали Безбородым, то его потомки получали фамилию Безбородовы.

Нередко давали фамилии по роду занятий. Сын кузнеца носил фамилию Кузнецов, сын плотника – Плотников, сын гончара – Гончаров, священника – Попов. Ту же фамилию получали и их дети.

Фамилии с суффиксом «-ев» доставались тем, у кого предки носили имена и прозвища, а также чьи профессии заканчивались на мягкий согласный – так, сына Игнатия звали Игнатьевым, сына человека по прозвищу Снегирь – Снегиревым, сына бондаря – Бондаревым.

Особенности воспитания в дворянских семьях

Воспитание детей в дворянских семьях имело свои характерные признаки и отличительные особенности, которые сформировались под воздействием исторического, экономического и социального положения государства, существующей в рамках культуры и этических норм.

Воспитание по своей сути процесс динамический, который развивается и изменяется под воздействием общества, которое отсеивает не нужно и оставляет актуальное и востребованное. Все это продолжается из поколения в поколение.

Особенность воспитания детей в дворянских семьях, в первую очередь, связано с положением семьи в обществе. Дворяне являлись привилегированным сословием, они представляли цвет общества государства российского.

В дворянских семьях, равно как и в крестьянских, было много детей, в возрасте от 2-х до 20-лет. Каждый ребенок, родившийся в дворянской семье, получал необходимый и соответствующий его положению уход, образование и воспитание.

В основном дворянские дети получали образование в Европе, соответственно и воспитание они получали европейское. В их поведении было много европейских манер, соответствующий стиль общения и взаимодействия с окружающими.

Основной критерий воспитания того времени была верность своему Отечеству. Это связано с тем, что дворяне в основном быть заняты на государственной службе, что в те времени считалось очень престижным. Именно поэтому у детей воспитывали такие качества как благородство и бравый дух, почтение и уважение государя.

Так как в те времена Россия довольно часто вела военные действия, в основу воспитания юношей закладывалась честь.

Особое внимание в воспитании уделялось физическому воспитанию. Дворянину негоже было быть хилым, тщедушным и нетерпеливым

Он должен был стойко переносить жизненные трудности и невзгоды. Ценилось такое качество как храбрость.

Литературные произведения того времени красочно описывали быт и нрав дворян, а также особенности воспитания детей в дворянских семьях.

Одной из особенностей являлось то, что в одной семье, мальчиков и девочек (родных братьев и сестер) принято было воспитывать раздельно. Через некоторое время после рождения к ребенку приставляли няню или кормилицу, которые и занимались его воспитанием. Дети и няньки проживали совместно. После того как дети достигали пятилетнего возраста их расселяли в разные комнаты, к мальчикам вместо няньки приставляли дядьку, который его воспитывал, следил за ним и ухаживал.

Роль родителей заключалась в посещении детей и осуществлении контроля за их воспитанием.

После того как ребенку исполнялось 7 лет к нему приставляли гувернера или гувернантку, которые занимались его обучением.

Периодом взросления у девушек считался возраст 16 лет. С этого времени она должна была соблюдать правила приличия в обществе, принятые для девушек и женщин и того времени. Юноши считались взрослыми к 18 годам – это был возраст поступления на службу.

Замечание 1

Таким образом, воспитание детей в дворянских семьях имеет свои особенности, обусловленные социальным положением семьи в обществе и требованиям, которые предъявлялись к дворянам.

Как древние славянские народы называли детей в 19 веке?

В первой половине 19 века, в эпоху романтизма, стали популярными такие имена, как Людмила и Светлана. Причём, если первое действительно было старославянским и являло собой женскую форму имени Людмил, то второе только напоминало старинное русское имя по своему звучанию, тогда как на самом деле было придумано в начале 19 века и получило широкое распространение после публикации одноименной баллады В. Жуковского.

Старинными красивыми именами, которые обрели популярность в 19 веке, были:

  • Вера — верная;
  • Любовь — любящая;
  • Надежда — надёжная;
  • Светлана — светлая.

При этом изначально первые три этих имени являются русифицированными формами латинских имён раннехристианских святых, а четвёртое имя было придумано меньше, чем два века тому назад. Имени Светлана даже нет в православном церковном календаре и вместо него при крещении даются близкие по значению имена греческого происхождения Фотиния или Фотина.

Начиная с 1830 годов, на которые приходится начало противостояния западников и славянофилов, наметилась очень интересная тенденция: первые из них не признавали русских имён, переделывали их на западный лад, так, что, например, имя Вера у них превращалось в «Фуа», имеющее во французском языке аналогичное значение.

Выбирая имена для своих дочерей, древние славяне руководствовались в первую очередь тем, насколько хорошо по их верованиям, то или иное имя будет защищать свою обладательницу от бед, неудач и, прежде всего, козней нечистой силы. Позднее, уже после крещения Руси, люди стали придавать больше значения не только сакральному смыслу, но и красоте звучания и значению имени. Так появились двухосновные княжеские имена наподобие Добродея или Ярославна.

В начале 19 века неожиданное распространение получили такие имена, как Вера, Любовь, Надежда и Светлана, причём, первые три до этого времени почти не использовались, а четвёртое и было придумано в это время. Впоследствии эти четыре имени стали очень популярными и не утратили актуальности даже в настоящее время.

Откуда взялись фамилии на «-ин» или «-ын»?

Второе место по распространенности в России занимают фамилии с суффиксом «-ин», или, реже, «-ын». Их носят около 30% населения. Фамилии эти также могли происходить от имен и прозвищ предков, от названий их профессий, а кроме того, от слов с окончанием на «-а», «-я» и от существительных женского рода с окончанием на мягкий согласный. Например, фамилия Минин означала: «сын Мины». Православное имя Мина было широко распространено на Руси.

Фамилия Сёмин произошла от одной из форм имени Семён (старинная форма этого русского имени – Симеон, что означает «услышанный Богом»). И в наше время распространены фамилии Ильин, Фомин, Никитин. Фамилия Рогожин напоминает, что предки этого человека торговали рогожей или изготавливали ее.

Скорее всего, прозвища или профессиональные занятия легли в основу фамилий Пушкин, Гагарин, Бородин, Птицын, Белкин, Коровин, Зимин.

Между тем специалисты по словообразованию считают, что не всегда фамилия однозначно указывает на национальность человека или его далеких предков. Чтобы с уверенностью это определить, надо сначала выяснить, что за слово лежит в ее основе.опубликовано econet.ru.

Ирина Шлионская

https://youtube.com/watch?v=NVaHlDSJXKM

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! econet

Происхождение и исторические факты

В Древней Руси именам для женщин придавалось не меньшее, а, пожалуй, даже большее значение, чем мужским. Связано это было с тем, что именно женщина является продолжательницей рода: она рожает и воспитывает детей, а, значит, и имя у неё должно быть олицетворяющим и прославляющим силу плодородия и торжества жизни над смертью.

Это интересно! Если среди древнеславянских мужских имён преобладали те, что символизируют силу, отвагу и воинскую доблесть своих обладателей, то большинство женских имён более мягкие по звучанию и в среди них довольно редко встречаются те, которые прославляли бы силу или храбрость.

В старину люди куда меньше уделяли красоте звучания женского имени, чем его сакральному значению, и тому, какое влияние оно окажет на судьбу новорождённой девочки.

Для того, чтобы защитить малышку от сил зла, её могли назвать каким-нибудь совершенно нелепым и даже обидным на взгляд современного человека, именем: Досадой, Некрасой, Нежданой и даже известным по русским сказкам именем Несмеяна. Такие имена давались девочкам только с одной целью: защитить их от нечистой силы, которая, как верили люди того времени, может причинить вред беззащитной крохе, ещё не способной противостоять влиянию сил зла.

Правда, впоследствии эти древнерусские прозвища, больше похожие на обидные клички, по мере взросления, заменяли на другие имена для девочек, более благозвучные. Если же «отрицательное» имя оставалось неизменным, то, как правило, исключительно в простых, не княжеских семьях.

Вместе с тем, у славянских народов испокон веков имелась также традиция наряду с «отрицательными» давать ещё и положительные имена, являющиеся ни чем иным, как именами богов, а также названиями духов природы или стихийных явлений. При этом родители верили в то, что такие имена тоже послужат оберегами для их крохи. Правда, при этом их действие будет основываться совсем на других принципах.

И, если в случае с «отрицательным» именем, нечисть просто не захочет покуситься на ребёнка с неблагозвучным прозвищем, выражающим резко отрицательное отношение окружающих к новому человеку, только что пришедшему в этот мир, то во втором случае на защиту девочки, в случае опасности, должна была встать та, чьё имя она носила: богиня, дух природы, стихия или погодное явление. Нередко в этом случае в качестве имени выбиралось и название какого-нибудь хищника, скажем, волчицы.

Также нередко новорождённую девочку в семье называли в соответствии с тем, какой по счёту дочерью она была в семье.

Кроме этого, в те века считалось очень хорошей традицией давать детям имена в честь близких родственников или, наоборот, далёких предков. Правда, при этом люди избегали давать своим дочерям имена в честь недавно умерших или погибших женщин, а также слабоумных или тех, чья жизнь сложилась неудачно.

В Древней Руси считалось недопустимым для двух членов одной семьи носить одинаковое имя. Люди полагали, что если с первым из них случится что-то плохое, то это ударит и по второму ребёнку. Впоследствии, когда Русь стала христианской, к этому поверью добавилось ещё одно, объясняющее, почему так делать на следует.

Оказывается, люди той эпохи полагали, что у каждого человека должно быть одно имя и свой личный ангел-хранитель, защищающий от жизненных козней и неурядиц. Если имя в семье повторялось, то выходило, что на двух людей приходился бы всего один ангел-хранитель, который мог и не уберечь кого-нибудь из своих подопечных просто потому, что был в это время занят решением проблем её тёзки.

После крещения Руси, многое изменилось, в том числе и традиции присваивать детям имена. Теперь кроха нередко получала при рождении языческое имя, которое после свершения таинства крещения, заменялось на христианское. В данном случае люди как бы доверяли защиту своих дочерей как православным святым, так и языческим богам и силам природы. Такая двойная защита по представлениям древних славян, была наиболее надёжной и, уж точно должна была защитить кроху от нечисти.

Заменяли ребёнку имя и в случае удочерения. Древние славяне считали, что после этого девочка будет избавлена от злой судьбы, возможно, как-то связанной с предыдущим именем, данным ей при рождении, и что теперь её ждёт совсем другая участь.

В княжеских же семьях были свои собственные традиции давать детям имена. Так, считалось неправильным, если, к примеру, умирала бабушка, а её имя оставалось незанятым. В этом случае его давали первой же девочке, которая следом за этим печальным событием, появлялась в семье князя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: