Детские скороговорки

Запоминаем сложные скороговорки

Заучивать сложные скороговорки полезно. Регулярное повторение таких фраз поможет сделать речь четкой и улучшит артикуляционный аппарат.

Для того чтобы быстро запоминать трудные скороговорки, надо соблюдать несколько правил:

  • верно ставить ударение в каждом слове;
  • медленно проговаривать слова и запоминать трудные звукосочетания;
  • следить за передвижением губ и языка при произношении сложных слогов и прорабатывать скороговорку перед зеркалом;
  • произносить фразы каждый день 15-20 минут от 2 до 5 раз;
  • добавлять к выученным скороговоркам новые, например через 10 дней;
  • распечатать их на бумаге и разместить в квартире на видных местах, например на шкафу (прежде чем открыть его, нужно прочитать чистоговорку, закрыли дверцу — снова прочитали).

Комфортно отслеживать итоги работы с помощью аудио- или видеозаписи. Таким образом можно провести работу над ошибками и устранить проблемные моменты.

Существует много разных вариантов скороговорок на группы согласных звуков:

Варианты скороговорок на группы согласных звуков

  1. «Мысль о смысле бессмысленности бессмысленна. Ведь смысл бессмысленности в ее бессмысленности, а осмысление бессмысленности обессмысливает бессмысленность».
  2. «Бегемот в бегемотонарии искал бегемотиху. Бегемотиху в бегемотонарии бегемот не нашел».

Скороговорки на Р и Л

Два таких неподдающихся звука «р» и «л», и есть скороговорки, в которых их можно отрабатывать сразу оба.

***

Валерий кавалерию Раскрасил акварелью. Карьером кавалерия Скачет у Валерия.

***

Валя варежки вязала, Варя валенки валяла.

***

Ел Валерик вареник, А Валюшка ватрушку.

***

Звала по малину Марина Галину, Галина Марину Звала по калину.

***

Валин валенок провалился в прогалинок.

***

Арина грибы мариновала. Марина малину перебирала.

***

В речке плавает карась, Линь, плотва и сом, Золотая рыбка С золотым хвостом.

***

Варвара караулила цыплят, А ворона воровала.

***

Варвара варенье доваривала, Ворчала и приговаривала.

***

Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка На подносе понёс.

***

Вертлявый ветер вырывал Ворота как вертушки, Ворчливый ворон воровал Вечерние ватрушки.

***

Гравёр Гаврилов выгравировал гравюру.

Методы устранения логоневроза для взрослых

Чтобы избавить взрослого человека от заикания, сначала определяют причину заболевания. Ее должен выяснить и обсудить с пациентом опытный врач-психотерапевт, а логопед, на основе заключения первого, предложит методику избавления от логоневроза.

Общие рекомендации по избавлению от заикания у взрослых:

  1. Повысьте самооценку: заикание может быть напрямую связано с комплексами и боязнью показаться неуместным, страхом перед большой аудиторией. Чтобы эти ситуации не провоцировали дефекты речи, займитесь ораторским искусством.
  2. Используйте аффирмации для установки положительного психоэмоционального фона.
  3. Помочь может набор фраз, которые необходимо повторять: «Я здоров, моя речь в порядке», «Я красив и здоров, я радуюсь каждому дню».
  4. Откажитесь от посещения многолюдных мест, где некомфортно себя чувствуете.
  5. Выполняйте дыхательные упражнения при заикании: каждый раз при волнении нужно глубоко вдохнуть и медленно выдохнуть несколько раз, что позволит успокоиться и сконцентрироваться на правильном изложении мыслей.
  6. Тренируйте правильность речи: использование скороговорок от заикания отлично подходит для исправления мелких дефектов речи.

Соблюдайте режим дня: спите 8 часов и правильно питайтесь.

Вариант на «Р» твердую и мягкую

У некоторых людей существует практически незаметная проблема с произношением мягкого звука «рь». Для таких случаев полезно будет подобрать скороговорки на букву «Р», где сочетаются и твердый, и мягкий звуки.

Несколько примеров представлены ниже:

Бобр добр до бобрят.

***

Пекарь Петр пек пирог.

***

Перед коровой короб корок.

***

Три вороны на воротах.

***

На горе, на горке
Горько ревет Егорка.

***

У редьки и репки корень крепкий.

***

Три дроворуба на трех дворах дрова рубят.

***

Крута гора,
В горе – дыра,
В дыре – кротовая нора.

***

По двору-подворью –
В добром здоровье.

***

Привез Пров Егору
Во двор дров гору.

***

Торопке порка не впрок, Торопке коврижка впрок.

***

Три вороны на – воротах.
Три сороки – на пороге.

***

Тридцать три вагона в ряд
Тараторят, тарахтят.

***

У Риты растут маргаритки, а у Бориса – барбарис.

***

Я вкруг погреба хожу,
Все про погреб говорю.

***

У барана рога
Скручены-перекручены,
Верчены-переверчены.

***

В печурке – три чурки,
Три гуся, три утки.

***

Наш чеботарь
Всем чеботарям чеботарь.
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.

***

Не перчи, Петр,
Поросенка перцем,
А то можешь переперчить
Поросенка перцем.

***

У бобра шапка добра,
А у бобрят богаче наряд.

Заниматься развитием речи следует не только в детском возрасте. Во взрослом возрасте нечеткое произношение может вызвать больше проблем при общении. В то же время, некоторым просто стыдно обращаться к специалисту со своей проблемой. В этом случае человек может самостоятельно улучшить свою речь с помощью регулярных занятий и скороговорок.

Скороговорки со звуками «Л»- «ЛЬ»:

Лиса по лесу ходила,Лиса голосом вопила.Лиса лычки драла,Лиса лапотки плела.

Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.

Для маленькой Аленки Галя гладила пеленки.

Что за колокольня без колоколов?

Пилит толстый ствол пила, раскалилась добела.

На мели мы налима ловили.

Коля под тополем пил топленое молоко.

Волк-то на воле, да и воет доволе.

Лом ломает толстый лед, лом ломать не устает.

Над лугом летели белые лебеди.

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела!

В уголок Аленка села. У Алёнки много дела.

Юленька, Юленька, Юла!Юля юркая была.Усидеть на месте ЮляНи минуты не могла.

Юля маленькой была, и вертелась как юла.

Няня на ночь Милу мыла,Мила мыло не любила.Но не ныла Мила,Мила — молодчина.

Клади в угол уголь.

Скороговорки на звук «Л». Автоматизация звука «Л» в скороговорках при помощи мнемодорожек — это веселая и безобидная игра, четкое проговаривание и повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Кроме скороговорок на звук «Л» на сайте вы найдете много другого интересного материала.

Как правильно работать со скороговорками

Обычно скороговорки группируются тематически, т.е. по отрабатываемому звуку, например, скороговорки на Ш, скороговорки на Ж и т.д. Я всегда стараюсь следовать рекомендациям специалистов и подкрепляю речевой материал наглядными пособиями – предметными или сюжетными картинками, которые описывают происходящее в скороговорке. Визуальное сопровождение помогает деткам лучше ухватить смысл, а совмещение работы нескольких анализаторов всегда идет на пользу.

Работу со скороговорками можно поделить на несколько этапов. Они особенно актуальны, если вы занимаетесь с детками-особятами. Как мы помним, у них любой новый материал вызывает большие сложности.

Презентация

Взрослый медленно читает скороговорку, предъявляя зрительную опору, и просит ребенка обратить внимание на сюжет: какие герои в нем присутствуют, что с ними происходит. Для длинных и сложных рифмованных отрывков можно подбирать вопросы, помогающие еще раз акцентировать внимание на всех героях и действиях в деталях

Если в тексте есть новые и сложные слова, обязательно знакомим детей с их значением. Ребенок медленно проговаривает скороговорку сам. Взрослый исправляет ошибки. Теперь стараемся сделать это более ритмично. Если скороговорка большая, делим ее на логические части. При затруднении повторить самостоятельно ребенок может повторять за взрослым каждый логический блок, а потом объединять их. Для лучшего усваивания ритма используйте мяч. Пусть ребенок подбрасывает его или перекидывает вам при произнесении логического блока или слова (словосочетания). Главное – сохранять ритм. Вместо мяча можно просто хлопать в ладоши – также как мы делаем при проигрывании слоговой структуры слова. С каждым разом можно ускоряться. Когда ребенок не сбивается, предлагаем ему проговорить ее 3-4 раза без остановок. Скорость наращиваем только по мере полной отработки звуков.

Этот процесс не бывает быстрым. Не стоит слишком спешить. Дайте ребенку столько времени, сколько ему необходимо. Пробуйте менять интонацию, темп, громкость произнесения, следите, чтобы не было ошибок.

Очень сложные скороговорки для дикции

Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами, а врагу да недругу от Варвариных ворот – поворот.

Буква А, буква А – Алфавита голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету.

Испугались медвежонка ёж с ежихой и с ежонком, стриж с стрижихой и стрижонком.

Жаба в лужице сидела, жадно на жука глядела. Жук жужжал, жужжал, жужжал и на ужин к ней попал.

Сорок сорок, сказали сорок скороговорок за урок.
Скоро снова надо в срок, сорок штук сказать в урок.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Будет вкусно есть бульон, если взять к нему батон.

Бабкин боб расцвел в дождь, будет бабке боб в борщ.

Сорок сорок, сказали сорок скороговорок за урок.
Скоро снова надо в срок, сорок штук сказать в урок.

На мели мы налима лениво ловили,
Меняли налима лениво на линя.

Чем отличаются чистоговорки от скороговорок

Чистоговорки используют в детской логопедии для улучшения произношения звуки и их автоматизации. Основаны они на повторении согласных звуков в различных комбинациях с гласными звуками. Проговаривать их нужно по-разному – громко, тихо, быстро, медленно. Делать упражнения можно под музыку, что позволит привить ребенку чувство ритма.

Свистящие звуки нужно прорабатывать с детьми 3 трех лет. Шипящие и звук «л» – в 4–5 лет. Звук «р» – 5–6 лет. Чистоговорки полезны и взрослым, в качестве разминки перед скороговорками.

Звук «с»

Са-са-са, са-са-са – у Сони длинная коса.

Со-со-со, со-со-со – Соня катит колесо.

Ос-ос-ос, ос-ос-ос – взяли в руки пылесос.

Ас-ас-ас, ас-ас-ас – пили вечером вкусный квас.

Звук «з»

За-за-за, за-за-за – идет рогатая коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу – привяжи скорей козу.

Уз-уз, уз-уз-уз – с папой резали арбуз.

Аз-аз, аз-аз-аз – в море виден водолаз.

Звук «ц»

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – смотри, бегает овца.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо – птица села на крыльцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы – скоро прилетят скворцы.

Ец-ец-ец,ец-ец-ец – купили сладкий леденец.

Звук «ш»

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – каша с маслом хороша.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу – на каток сейчас спешу.

Аш-ащ-ащ, аш-аш-аш – дети спрятались в шалаш.

Уш-уш-уш – принимали утром душ.

Звук «ж»

Жа-жа-жа – жаба встретила ужа.

Жи-жи-жи – до чего смешны моржи.

Жу-жу-жу – я секрет не расскажу.

Аж-аж-аж – потеряли наш багаж.

Ож-ож-ож – на родителей похож.

Звук «ч»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – тачка, дачка, каланча.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи – на базаре кирпичи.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – плачу, нянчу, хохочу.

Ач-ач-ач, ач-ач-ач – чай, кулич, калач.

Звук «р»

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – на прогулку нам пора.

Ро-ро-ро, ро-ро-ро – я принес домой перо.

Ар-ар-ар, ар-ар-ар – слышу как гудит комар.

Ир-ир-ир, ир-ир-ир – папа выпил весь кефир.

Научиться говорить четко и правильно – сложная задача. Для достижения результатов нужно выучить 200 скороговорок для развития дикции – простых и сложных, длинных и коротких. Заниматься следует несколько раз в день, практикуя четкое произношение различных звуков.

Полезные советы для эффективного занятия с малышом

Заниматься с ребенком можно неограниченное число раз, главное, чтобы у него было желание это делать. Лучше, если время одного занятия не превышает 5-10 минут. Если не получается выделить конкретное время для того, чтобы учить скороговорки, вполне можно делать это и на прогулках, по дороге в детский сад. Со временем дети привыкают к таким регулярным упражнениям и сами будут напоминать о них.

Для того, чтобы подобный процесс доставлял всем удовольствие и одновременно приносил пользу, мамам и папам не следует:

  • ждать, что малыш моментально все запомнит и повторит;
  • злиться и, тем более, ругать кроху, если результат далек от желаемого;
  • принуждать к занятиям.

Перед тем, как приступать к новой скороговорке, необходимо проделать с карапузом логопедическую гимнастику-разминку. Это не только подготовит органы к будущей работе, но и укрепит их.

Чтобы малышу было проще запомнить скороговорку, ее нужно произносить медленно и по слогам (рекомендуем прочитать: как научить ребенка читать предложения по слогам?). Слишком длинные фразы желательно разбить на части

Важно следить, чтобы произношение было четким и правильным, то есть ребенок не должен глотать согласные звуки и проговаривать гласные так, как они написаны, а не как слышатся (рекомендуем прочитать: как научить ребенка грамотно и быстро писать и говорить в 4 классе?). Кроме того необязательно всегда только проговаривать скороговорку – ее можно пропеть, прокричать, произнести шепотом или добавить эмоциональный окрас, например, читать ее с грустью или радостно

Как только ребенок выучит скороговорку, можно переходить к ее более быстрому воспроизведению. Однако, даже не у всех взрослых получается с первого раза быстро выговорить скороговорку без ошибок. Например, отличная идея – превратить занятия в соревнование: кто как можно больше раз правильно повторит скороговорку. На специально подготовленной доске нужно отмечать те разы, когда скороговорка была произнесена без ошибок. Родителям стоит намеренно говорит не правильно, чтобы кроха, заметив ошибку, исправлял взрослого.

Скороговорки с буквой Р для развития речи

Правильно развить технику речи диктору помогают русские народные и современные скороговорки. Нужно научиться говорить фразу чётко и с разной интонацией (удивления, восхищения, печали и т. д.) Уметь произносить даже шёпотом или очень быстро, но чтобы все слышали и всё понимали.

Русские народные скороговорки для развития речи

***

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.

***

Раз дрова, два дрова, три дрова!

***

Росла за горой, за пригорочком Сосенка с подприсосёночком.

***

Вставай, Архип, петух охрип!

***

Еле-еле Елизар Едет-едет на базар. А с базара, а с базара Не догонишь Елизара.

***

Ехал Грека через реку, Видит Грека – в реке рак. Сунул Грека руку в реку, Рак за руку Грека – цап!

***

Макару в карман комарик попал. Комар у Макара в кармане пропал. Про это сорока в бору протрещала: «В кармане Макара корова пропала!»

***

Нёс Петро ведро, Ведро било Петра в бедро. Пнул Петро ведро, Ведро не ядро, но летело быстро.

***

Откуда на просеке просо? Просыпали просо здесь просто. Про просо просянки прознали, Без спроса все просо склевали.

***

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

***

Пришёл Прокоп, кипел укроп, Ушёл Прокоп, кипел укроп; Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп.

***

В огороде рос горох, А за речкой – гречка. Старый наш козёл Енох В огороде рвал горох, Гречку рвал за речкой.

***

В пруду у Поликарпа – три карася, три карпа.

***

В тёмный бор через задворки Шли охотники Егорки. И у каждого Егорки На закорке – по ружью. И у каждого Егорки Пёс охотничий на сворке… Ну-ка, дети, повторите Тараторочку мою!

***

Говорили про Прокоповича. Про какого про Прокоповича? Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего.

***

Идти на рать, так бердыш брать.

***

Из-под Костромщины шли четверы мужчины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.

***

Курил турка трубку, клевала курка крупку. Не кури, турка, трубки, не клюй, курка, крупки!

***

Поровну-ровну всем норовлю!

***

Рама рано розовеет, рама рада – солнце греет.

Современные скороговорки для развития дикции

***

Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.

***

Мерчендайзеры соврали – сорван сэмплинг самоваров!

***

Ядро потребителей пиастров – пираты, а пиратов – пираньи.

***

Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!

***

Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг – бум! Блеск!

***

Выборка по уборщицам на «роллс-ройсах» нерепрезентативна.

***

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

***

Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.

***

Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.

***

Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.

***

Королева кавалеру подарила каравеллу.

С чего начать: советы родителям

  1. Первое, что вы должны сделать, прочитать скороговорку как стишок, правильно и с интонацией, чтобы вызвать у малыша интерес.
  2. Затем медленно прочитать, внятно проговаривая каждый звук и слово, чтобы ребенок смог понять и услышать правильное произношение звуков и словосочетаний. Скороговорку можно пропевать.
  3. Если получается медленно проговаривать, можно постепенно увеличивать скорость до тех пор, пока не получится выговаривать быстро и внятно.

Чего не стоит делать:

  • Не требуйте, чтобы ребенок проговаривал все сразу и быстро;
  • Будьте терпеливы и не кричите;

Занятие не должно длится больше 10 минут.2

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: