Как старуха нашла лапоть

Краткое содержание

Попробуем теперь расширить очень краткий пересказ произведения И. Бунина «Лапти».

Начинается оно очень драматично:

Эта фраза сразу настораживает и заставляет читать рассказ дальше. Положение ребенка в горячке усугубляется еще и тем, что больница находится в тридцати верстах, а за окном уже несколько суток свирепствует метель – никакой доктор приехать не сможет. Безутешная мать, муж которой в отъезде, не отходит от постели сына. Ребенок бредит, и все повторяет: «Мамочка, дай!» На вопрос, что же он хочет, тот говорит: «Красные лапти!»


Больной мальчик

В дом заходит работник Нефед с растопкой для печи. Он участливо осведомляется о состоянии маленького больного. Барыня рассказывает ему о том, что мальчик в горячечном бреду все просит какие-то лапти красного цвета, но она не понимает, о чем идет речь. Старик размышлял недолго.

Даже из краткого содержания рассказа И. Бунина «Лапти» видно, что эта фраза предопределяет дальнейшие события. Облачившись в теплый тулуп, Нефед засобирался в деревню Новоселки – купить детские лыковые башмачки и краску. Барыня сказала, что на дворе пурга, но старик ответил, что

Тяжелая ночь

Наступил ранний зимний вечер, потом и вовсе стемнело, а Нефеда все не было. Бунин в этой части рассказа «Лапти» дает краткое описание душевного смятения женщины. Она беспокоится уже не только о жизни сына, но и о старом и верном слуге. Всю ночь она шепчет молитвы. В конце концов, барыня решает, что Нефед остался в Новоселках. Ведь метель ночью стала свирепствовать еще пуще.


Нефед уходит за лаптямиЧто произошло с Нефедом

На рассвете в дом постучали. Это было несколько мужиков из Новоселок. С собой они притащили тело замерзшего насмерть Нефеда. Автор «Лаптей» передает краткое содержание их рассказа о случившемся. Тем же вечером они шли из своей деревни, но сбились с дороги. Они блуждали в метели до темноты и уж было отчаялись выбраться из снегового плена живыми. Но тут они увидели торчащие из сугроба валенки.

Раскопав снег, они обнаружили труп Нефеда. Бедняга не дошел до хутора, где находился барский дом, всего ничего. Мужики знали Нефеда, а потому поняли, что хутор должен быть где-то рядом. Так они и спаслись. А под тулупом у Нефеда барыня нашла пару новеньких детских лаптей и стеклянный пузырек, который предназначался для покраски обуви в алый цвет.

Читать сказку «Колобок» онлайн с иллюстрациями.

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха. По амбару помети, по сусекам поскреби — вот и наберётся.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать — он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол — да к двери, прыг через порог, в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота, дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его заяц и видел.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою. И колобок запел:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

От тебя, волка,

Не хитро уйти.

И покатился колобок дальше — только его волк и видел.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идёт, хворост ломает, кусты к земле гнёт.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От тебя, медведь,

Полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса: — Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да всё ближе подкрадывается:

— Я колобок, колобок,

По амбару метён,

По сусечкам скребён,

На сметане мешён,

В печку сажён,

На окошке стужён.

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

Я от зайца ушёл,

Я от волка ушёл,

От медведя ушёл,

От тебя, лиса,

Не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала — плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой ещё разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду и запел:

— Я колобок, колобок…

А лиса его — гам! — и съела.

Композиционная специфика

Рассматриваемое произведение можно назвать наглядным примером отличной работы с малыми литературными формами. Текст рассказа занимает всего две страницы, автор сумел лаконично передать события. Тем не менее, подобная фрагментарность не воспрепятствовала подробному описанию переживаний персонажей.

Уже с первых строк читатель ощущает мрачное настроение. Рассказ пронизан горечью, печалью и какой-то угнетённостью. Когда на протяжении пяти дней на улице бушует вьюга, в душе больше не может ничего поселиться, кроме мрака. Если старик Нефёд проявил смелость и не побоялся взять ситуацию в свои руки, то главная героиня больше уповает на помощь Бога.

Автор обращает внимание читателей r многообразию жизненной стихии. Непредсказуемость погоды будто бы намекает на неизвестность будущего

Читателей автор учит слушать своё сердце. Иногда случаются ситуации, когда нужно руководствоваться разумом, но порой всё же следует сделать так, как подсказывает интуиция. Бунин описывает безграничную любовь к детям, как величайшую ценность. Описывая взаимоотношения взрослого и малыша, он показывает, как некая наивность Нефёда позволяет ему понять ребёнка лучше остальных.

Таким образом, своё произведение о больном мальчике, который просил красные лапти, Бунин писал на чужбине. Возможно, поэтому оно наполнено большой любовью к Родине. Лучше всего читать книгу полностью, тем более, она занимает всего пару страниц. В крайнем случае можно ознакомиться с кратким пересказом текста.

Жизнь в эмиграции и смерть

Биография Ивана Алексеевича Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). В эмиграции Бунин активно продолжает заниматься литературной деятельностью, пишет лучшие свои произведения: «Митина любовь» (1924), «Солнечный удар» (1925), а также главный в жизни писателя роман – «Жизнь Арсеньева» (1927—1929, 1933), который приносит Бунину Нобелевскую премию в 1933 году. В 1944 году Иван Алексеевич пишет рассказ «Чистый понедельник».

Перед смертью писатель часто болел, но при этом не переставал работать и творить. В последние несколько месяцев жизни Бунин был занят работой над литературным портретом А. П. Чехова, но работа так и осталась незаконченной

Умер Иван Алексеевич Бунин 8 ноября 1953 года. Его похоронили на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в Париже.

О произведении

Рассказ «Лапти» Бунина был написан в 1924 году, после переезда писателя во Францию. В своей книге он описал быт дореволюционной России, с большой любовью раскрыл самобытный характер русского народа.

Стиль повествования — сжатый, отрывистый, что позволяет ярче представить трагичность ситуации. Центральная тема — человечность, способность пожертвовать собой ради других.

Для читательского дневника и подготовки к уроку литературы рекомендуется читать онлайн краткое содержание «Лапти». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Интересные факты

  • Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды получить премию Пушкина. Старший брат писателя помог Ивану изучить языки и науки, пройдя дома вместе с ним весь гимназический курс.
  • Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 17 лет, подражая Пушкину и Лермонтову, творчеством которых восхищался.
  • Бунин был первым русским писателем, который получил Нобелевскую премию в области литературы.
  • Писателю не везло с женщинами. Его первая любовь Варвара так и не стала Бунину женой. Первый брак Бунина также не принес ему счастья. Его избранница Анна Цакни не отвечала на его любовь глубокими чувствами и вообще не интересовалась его жизнью. Вторая жена, Вера, ушла из-за измены, однако позже простила Бунина и вернулась.
  • Бунин долгие годы провел в эмиграции, но всегда мечтал вернуться в Россию. К сожалению, до смерти писателю так это и не удалось осуществить.

Жанр и направление

Жанр произведения «Лапти» – классический рассказ. Он небольшой по объёму и содержит одну сюжетную линию: ребёнок в бреду просит дать ему красные лапти, а мудрый и добрый слуга Нефед отправляется за ними, невзирая на вьюгу.

Направление рассказа – реализм, но в то же время метко используются символы, которые на первый взгляд неочевидны. Лишь рассматривая рассказ на фоне того времени, когда он был написан, и жизни писателя в эмиграции, можно понять, какие символы использованы, и что они означают.

Можно ли назвать рассказ притчей? В некотором смысле можно. Потому что, как и в притче, здесь не показаны конкретные характеры конкретных персонажей. Имя есть только у одного героя – Нефеда, но и он является не единичным героем со своим особенным характером, а собирательным образом «лаптей» — простых русских мужиков. Он символизирует милосердие и самопожертвование.

Но всё-таки я думаю, что несмотря на всю схожесть, рассказ не является притчей в полном смысле. Потому что здесь моральный посыл произведения лежит глубже, в то время как смысл притчи не бывает завуалирован, он всегда на поверхности.

Смысл

Идея произведения раскрывается через символы. Неслучайно в произведении болен именно ребёнок, и неслучайно он просит не что-нибудь, а лапти. Ребёнок символизирует будущее русского народа, его судьбу. Непроглядную вьюгу можно сравнить с революционными потрясениями.

Неизвестно, выживет ли в этой жестокой буре русский народ или погибнет. А лапти – символ милосердного и жертвенного русского характера, который уходит в прошлое вместе с царским режимом. Но именно в них – надежда на спасение.

Нравственный смысл рассказа выражается в поступке Нефедушки. Бунин хотел показать, что у русского народа есть будущее, только если люди сохранят в себе человечность, доброту и милосердие.

На мой взгляд, главная мысль произведения заключается в том, что ключ к спасению России – в преемственности поколений. Нельзя просто взять и отрезать традиции и обычаи предков, накопленный ими опыт, старый уклад жизни, формировавшийся веками. Читайте еще: Сказка волк и семеро козлят.

Только передача новым поколениям лучшего из наследия старших поколений может обеспечить благополучное развитие страны. Если взглянуть на ужасы массовых репрессий, которые принесла советская власть, можно понять, что писатель во многом был прав. Революции, какими бы заманчивыми они ни были, приносят страдания простому народу.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Нефедушки– это образ простодушного, но доброго человека. Пойти пешком в жестокую бурю лишь затем, чтобы добыть лапти ребёнку, который просит их в бреду – поистине героический поступок. В образе Нефеда Бунин передал русскую душу, характер простых русских мужиков, которые не боятся жертвовать собой ради спасения чужой жизни.
  2. Мать больного ребёнка– любящая и добрая женщина. Это собирательный образ русских матерей, всей душою любящих своих чад и готовых ухватиться за любой лучик надежды ради их спасения.
  3. Сам ребёнок– это символ будущего страны. И только «лапти» – простота и жертвенность русской души, традиции, переходившие от поколения к поколению – могут спасти его.

Образ старика

Дед Нефёд по сюжету произведения является слугой в барском доме. Когда он узнаёт, что больной мальчик просит принести красные лапти, он принимает роковое для себя решение отправиться за обувью в соседнюю деревню, которая находится в шести верстах. Он уверен, что поможет ребёнку преодолеть болезнь. Его ничто не останавливает, старик нисколько не задумывается о непогоде, о возможных печальных последствиях, о трудной дороге. Он готов пожертвовать ради выздоровления ребёнка собственной жизнью. Этот человек совершил бескорыстный, высокоморальный и гуманный поступок.

Автор ведёт повествование от первого лица. Он переживает и за ребёнка, и за Нефёда. Можно предположить, что Бунин описал в произведении реальные события, которые с ним произошли во время эмиграции. Писатель показывает, что необходимо относиться к людям с любовью и уважением. Жертвую собственной жизнью, порой можно спасти чужие.

Дед Нефёд так сильно любил мальчика, что готов был ради него на всё. Автор описывает его как незатейливого, простого и искреннего человека.

Главный герой выступает олицетворением настоящего альтруизма, который характерен русскому народу. Ему не свойственен эгоизм, забота о своих интересах

Всё его внимание сконцентрировано на том, чтобы доставить малышу радость и облегчить его страдания. В речи Нефёда доминируют простые предложения

Автор ориентирует свой рассказ в гуманистическую тематику, делая акцент на бескорыстности персонажа. Русский мужик демонстрирует силу духа и недюжинное мужество. Только личность с железной волей способна ради близкого человека не обращать внимания на смертельную опасность. Нефёд осознаёт, что может не вернуться домой, но это его не останавливает. Он готов идти до конца, рискуя жизнью ради того, кого любит всем сердцем.

Писатель говорит о том, что простые сельские жители зачастую могут похвастаться высокой нравственностью, которая несвойственна интеллигенции. Для тех, кто вырос в деревне, характерны эгоистические проявления, такие люди ставят стремление к заботе и помощи выше страха смерти за собственную жизнь.

А. Федоров-Давыдов. СТАРЫЙ ЛАПОТЬ. Сказка

В канаве, невдалеке от проселочной дороги, валялся старый лапоть. Было холодно, моросил мелкий дождь, и его однообразный шорох и свист ветра наводили тоску.

«Ну, вот, теперь наступает и мой конец, – думал старый лапоть. – Как жаль, что все так скоро кончается, и я уже ни на что не годен!».

Маленькая мышь высунулась было из норки и сердито фыркнула на лапоть.

– Вот развалился перед самым носом! – сердито пискнула она, отодвинься хоть немного в сторону!

– Ох, этого я не могу! – вздохнул лапоть, – было время, много исходил я на веку, везде побывал; а теперь сил уже нет…

– Чего же ты тут улегся? – спросила мышь.

– Меня бросили!

– А! Значит, ты уже ни на что не годен…

– Да, я думаю, что так! – проскрипел лапоть.

– Да, это так, все, что не надо, сваливают в нашу канавку, – проворчала мышь и скрылась в норке. Старому лаптю стало еще тяжелее… К утру пошел мягкий снежок и покрыл собою и поле, и дорогу, и канавку.

«Кажется, теперь я уже окончательно умираю – ни на что и никому не нужный!» – подумал лапоть и затих под снежным покровом.

Медленно потекли день за днем; над лаптем наметало сугробы снега, выла метель, трещал лютый мороз. Конечно, для старого лаптя теперь уже все было кончено…

Прошла зима. Выглянуло вешнее солнышко, снег осел и начал таять… Зажурчали под снегом невидимые ручейки, и скоро показалась на пригорках побуревшая травка…

Наконец и в канавке сошел весь снег, и старый лапоть снова увидел над собой небо, ясное солнышко, а вокруг себя свежую вешнюю травку…

«Все ожило, живет и рождается, – печально думал лапоть, – а я уже умер!».

Из норки снова выглянула маленькая мышь, которая проспала всю зиму, свернувшись в клубок. – Ты все еще здесь? – сердито пискнула она, увидев лапоть. – Вот несносная уродина!

Старый лапоть угрюмо молчал. Он с радостью готов был бы провалиться сквозь землю, чтобы не слышать упреков, но ведь это было невозможно.

День ото дня вокруг лаптя трава поднималась все выше и выше; желтые, голубые, красные цветы склоняли над ним свои красивые венчики, и лаптю было совестно перед ними за свой безобразный, неуклюжий вид…

Как-то утром две крохотные, пугливые птички, порхая вдоль канавки, случайно увидели его.

– Чиль-чирик! – пискнула одна из них, садясь на лапоть, – вот славное место для гнездышка!

– Чирик-чиль! – пискнула другая птичка, юркнув в лапоть, – очень хорошо: и от ветра, и от дождя защита. А вокруг него – как будто настоящий садик. Только надо будет привести это помещение в порядок.

И они сейчас же принялись за работу: выгребли сор из лаптя, натаскали травинок и устлали всю внутренность лаптя, а сверх этого покрыли мягкими перышками.

– Какой прекрасный домик! – шептали птички. – Вот чудесный лапоть!

«Что это значит? – в тревоге рассуждал старый лапоть. – Неужели это они обо мне говорят так?». Через неделю внутри лаптя лежало уже несколько крохотных яиц, и одна из птичек терпеливо сидела на них… Другая птичка беспрестанно улетала и возвращалась с мошками и букашками в клюве. Она садилась на край лаптя, кормила свою подругу, а потом чистила носик о лапоть… И старому лаптю было это приятно. А когда, немного спустя в глубине его раздался первый писк вылупившихся из яиц птенцов, он замер от восторга…

В непогожие дни, когда дул ветер и по лаптю барабанил настойчивый дождь, старый лапоть радовался, что он может защитить собой маленьких птичек от холода и дождя. Птички хлопотали с утра до вечера, принося птенцам корм. А иногда, отдыхая, одна из птичек садилась на лапоть и чирикала свои нехитрые, славные песенки:

Старый лапоть замирал от восторга, и жизнь казалась ему чудесным сном.

Назад к списку

Лапти — Бунин Иван Алексеевич — Страница 1

Изменить размер шрифта:

Иван Бунин

Лапти

Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть…

Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:

— Ну что, барыня, как? Не полегчало?

— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит…

— Лапти? Что за лапти такие?

— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит. Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло… И вдруг твердо:

— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.

— Как добывать?

— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.

— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!

Еще подумал.

— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то…

И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море.

Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:

— Мамочка, дай! Мамочка дорогая, ну что тебе стоит!

И мать кидалась на колени и била себя в грудь:

— Господи, помоги! Господи, защити!

И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно.

Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело оказывается, знакомый человек. — Тем только и спаслись поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье…

За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.

22. 6. 24.

Текст сказки:

Шла по дороге старуха и нашла лапоть. Пришла в деревню и просится:

— Пустите меня ночевать!

— Ну, ночуй — ночлега с собой не носят.

— А куда бы мне лапоть положить?

— Клади под лавку.

— Нет, мой лапоть привык в курятнике спать.

И положила лапоть с курами.

Утром встала и говорит:

— Где-то моя курочка?

— Что ты, старуха, — говорит ей мужик, — ведь у тебя лапоть был!

— Нет, у меня курочка была! А не хотите отдать, пойду по судам, засужу!

Ну, мужик и отдал ей курочку.

Старуха пошла дальше путем-дорогой. Шла, шла — опять вечер.

Приходит в деревню и просится:

— Пустите меня ночевать!

— Ночуй, ночуй — ночлега с собой не носят.

— А куда бы мне курочку положить?

— Пусть с нашими курочками ночует.

— Нет, моя курочка привыкла с гусями.

И посадила курочку с гусями.

А на другой день встала:

— Где моя гусочка?

— Какая твоя гусочка? Ведь у тебя была курочка!

— Нет, у меня была гусочка! Отдайте гусочку, а то пойду по судам, по боярам, засужу!

Отдали ей гусочку. Взяла старуха гусочку и пошла путем-дорогой. День к вечеру клонится. Старуха опять ночевать выпросилась и спрашивает:

— А куда гусочку на ночлег пустите?

— Да клади с нашими гусями.

— Нет, моя гусочка привыкла к овечкам.

— Ну, клади ее с овечками.

Старуха положила гусочку к овечкам.

Ночь проспала, утром спрашивает:

— Давайте мою овечку!

— Что ты, что ты, ведь у тебя гусочка была!

— Нет, у меня была овечка! Не отдадите овечку, пойду к воеводе судиться, засужу!

Делать нечего — отдали ей овечку.

Взяла она овечку и пошла путем-дорогой.

Опять день к вечеру клонится. Выпросилась ночевать и говорит:

— Моя овечка привыкла дома к бычкам, кладите ее с вашими бычками ночевать.

— Ну, пусть она с бычками переночует.

Встала утром старуха:

— Где-то мой бычок?

— Какой бычок? Ведь у тебя овечка была!

— Знать ничего не знаю! У меня бычок был! Отдайте бычка, а то к самому царю пойду, засужу!

Погоревал хозяин — делать нечего, отдал ей бычка.

Старуха запрягла бычка в сани, поехала и поет:

— За лапоть — куру,

За куру — гуся,

За гуся — овечку,

За овечку — бычка

Шню, шню, бычок,

Соломенный бочок,

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй — не стой

Навстречу ей идет лиса:

— Подвези, бабушка!

— Садись в сани.

Села лиса в сани, и запели они со старухой:

Шню, шню, бычок,

Соломенный бочок,

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй — не стой

Навстречу идет волк:

— Пусти, бабка, в сани!

— Садись.

Волк сел. Запели они втроем:

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй — не стой

Навстречу — медведь:

— Пусти в сани!

— Садись.

Повалился медведь в сани и оглоблю сломал.

Старуха говорит:

— Поди, лиса, в лес, принеси оглоблю!

Пошла лиса в лес и принесла осиновый прутик.

— Не годится осиновый прутик на оглоблю.

Послала старуха волка. Пошел волк в лес, принес кривую, гнилую березу.

— Не годится кривая, гнилая береза на оглоблю.

Послала старуха медведя. Пошел медведь в лес и притащил большую ель — едва донес.

Рассердилась старуха. Пошла сама за оглоблей.

Только ушла — медведь кинулся на бычка и задавил его. Волк шкуру ободрал. Лиса кишочки съела. Потом медведь, волк да лиса набили шкуру соломой и поставили около саней, а сами убежали.

Вернулась старуха из леса с оглоблей, приладила ее, села в сани и запела:

Шню, шню, бычок,

Соломенный бочок,

Сани не наши,

Хомут не свой,

Погоняй — не стой

А бычок ни с места. Стегнула бычка, он и упал. Тут только старуха поняла, что от бычка-то осталась одна шкура.

Заплакала старуха и пошла одна путем-дорогою.

Скачать текст:

49 КбДля электронных книг и мобильных устройств

7 КбДля всех электронных книг
85 КбОткрывается в браузере и Adobe Reader

85 КбКнига сейчас откроется в браузере

15 КбДля программы Microsoft Office Word с возможностью редактирования текста

6 КбОткрывается на всех устройствах, но текст неудобно читать

Очень краткий пересказ рассказа «Лапти».

Уже пять дней небольшой хутор заметает сильная вьюга. От снега все белым-бело, в воздухе летают снежинки, а видимость практически нулевая. В одной холодной и сумрачной хате лежит больной мальчик. Ребенок бредит, прося мать принести ему красные лапти. Женщина лишь плачет от отчаяния, ведь муж уехал, доктора в такой буран не вызвать, а красных лаптей вообще нет в природе.

В прихожую заходит Нефед, мужчина принес солому для печи. Узнав о просьбе ребенка, Нефед решается сходить в соседний поселок за лаптями, даже придумывает как превратить обычные в красные – покрасить их. Фуксин легко купить в лавке поблизости. Вскоре мужчина уходит, ему удается достичь поселка Новоселки, достать лапти и фуксин. Однако на обратном пути Нефед погибает. Мужики находят его в сугробе наутро.

Смерть деда

На рассвете послышался шум под окнами, кто-то подъехал к дому, раздались мужские голоса. Затем постучали в окно. Это были жители Новосёлок, они привезли мёртвое тело деда Нефёда.

Оказалось, что мужчины возвращались из города, ночью они заблудились, а на рассвете попали в какие-то луга. Они потонули вместе с конём в снегу и думали, что уже не выживут. Вдруг мужики заметили чьи-то торчащие ноги в валенках. Они стали разгребать снег и откопали человека, который оказался их знакомым. Тогда они быстро сообразили, что это хуторские луга, и жильё находится буквально в двух шагах. Если бы не Нефёд, мужчины бы погибли. За пазухой у деда были новые лапти и фуксин.

Произведение учит:

  • состраданию;
  • милосердию;
  • отзывчивости.

Главный герой показывает своим примером, что человек должен быть храбрым. Нужно стремиться преодолевать трудности, нельзя проходить мимо, когда кто-то нуждается в помощи и поддержке.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: