Слово не воробей: пословицы о книге и языке

Пословицы и поговорки о чтении

Азбука наука, а ребятам бука (мука).

Азбуку учат, во всю избу кричат.

Без складу по складам, без толку по
толкам.

Врет, как газета.

Где чихнуть пришлось – запятая; где
икнулось – двоеточие, а где табаку понюхать – точка.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Грамоте не знает, а цифирь твердит.

Ер да еры – упали с горы, ерь да ять –
некому поднять.

За аз да за буки, так и указку в руки.

И сам тому не рад, что грамоте горазд.

Идет грамота неписана, дана читать
незрячему (Ною).

Кто много читает, тот много знает.

Кто много читает, тот много и знает.

Кто по толкам, а кто по складам.

Лучше печатного не скажешь.

Много прочел, да мало учел

Много читает, а дела не знает.

Молодому учиться рано, старому поздно.

Не на пользу читать, коли только
вершки хватать.

Не учили поперек лавочки, а во всю
вытянулся – не научишь.

Немного читай, да много разумей!

Ныне много грамотных, да мало сытых.

Перо сохи легче.

Писано на решете, с подкладкой
полотенца (неразборчиво).

По грамоте осекся, цифирь не далась.

По складам, так не грамотей.

Почитал бы и я, да запятые мешают.

При нас читано, да не при нас писано.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Спустя время учиться, что по ушлому
гонять.

Супротив печатного (газетного) не
соврешь.

Уложенье читает, а дела не знает.

Учился читать да писать, а выучился
петь да плясать.

Фита да ижица – к ленивому плеть
ближится.

Читает, как

пономарь (как псалтырь).

Читай не с конца, а с начала.

Читай не так, как пономарь, а с
чувством, с толком, с расстановкой.

Читай, книгочей, не жалей очей.

Читай, не вертись, а что написано, не
сердись.

Читай, Фома, набирай ума.

Читать между строк (т. е. по
догадкам).

Читать не размышляя, что есть не
пережевывая.

Читать по верхам или по толкам.

Читать по складам. Читать по верхам
или по толкам.

Читать– читай. да не зачитывайся.

Чтенье – лучшее ученье.

Эко диво: поглядишь – чистехонько;
погладишь – гладехонько, а станешь читать – везде задевается (сказал
дьячок).

Я, брат, писать умею, а читать не
умею.

Пословицы о речи

Из сборника А. М. Жигулева «Русские народные пословицы и поговорки»:

Умные речи приятно и слушать. Умные речи и в потемках слышно. Видна птица по перьям, а человек по речам. Хорошую речь хорошо и слушать. Людских речей не переслушаешь. Речи что мед, а дела что полынь. Язык мой, а речи не свои говорю. Речи, как снег, а дела, как сажа. Речами тих, да сердцем лих. От его словца не дождешься конца. Хлеб-соль кушай, а умные речи слушай. И платье чисто, и речь честна. Хорошая речь слаще меда. Речь вести — не лапти плести. Какова голова, такова и речь. По речи узнают человека. Слово по слову, что на лопате подает. Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо. Коротко да ясно, оттого и прекрасно. У худого человека худые речи. Красна речь с пословицей. Говорит, как по писаному. Речи не речки — не текут. Можно много сказать и в короткой речи. Пень — не околица, а глупая речь — не пословица. Как борона бороздит (о нескладной речи).

***

С умным разговориться, что меду напиться. Лошади узнают друг друга по ржанию, а люди — по разговору. Не годится к страже вор, а дурак — на разговор. Из разговора щи не сваришь, нужны капуста и мясо. По животу и корм, по уму и разговор. На что вороне большие разговоры, знай ворона свое «кра». На большом разговоре не без промаха. С тобой разговориться, что меду напиться. До россказней охотник — плохой работник, С разговоров сыт не будешь. Красен разговор, да не спор.

***

Кто, не подумав, говорит, тот вечно вздор творит. Кто много говорит, тот мало делает. Говорить — не работать, торопиться не надо. Все мы говорим, да не все по-говореному выходит. Говорит прямо, а делает криво. Кто мало говорит, тот больше делает. Чье правое дело, тот говорит смело! Говорит, как река льется. Лишнее говорить, себе вредить. Лучше печатного не скажешь.

Из сборника О. Д. Ушаковой «Словарик школьника. Пословицы, поговорки, крылатые выражения»:

Видна птица по перьям, а человек — по речам. Хорошие речи хорошо и слушать. Коротко, да ясно, оттого и прекрасно. Умные речи и в потёмках слышно. Пустые речи и слушать неча. Хороша верёвка длинная, а речь короткая. Денег ни гроша, да речь хороша. Говорит красиво, да слушать тоскливо. На словах густо, а в голове пусто.

Для чего изучают пословицы

Кроме того, что они позволяют ознакомиться с народной культурой, их включают в занятия для решения определенных педагогических задач. Пословицы используют в качестве речевого материала логопеды для коррекции звукопроизношения. Также их применяют в качестве упражнения для улучшения дикции.

Пословицы учат детей грамотно формулировать свои мысли, аргументировать точку зрения. Ребенка на примере пословиц учат понимать абстрактные понятия. Также их используют в упражнениях на составление логических цепочек и образного мышления. Но подбирать их следует с учетом возраста ребенка.

Пословицы и поговорки о речи

Пословицы и поговорки о речи могут говорить как о ценности сказанного, так и о том, что много болтать вредно. Здесь вы встретите такие выражения, как «Беседа дорогу коротает» или «Брюзжит — что худая муха в осень». Это делает данный раздел многогранным и особенно интересным, пусть малыш научиться тому, что слово – ценно, но злоупотреблять им не стоит.

  • Немного слов, да много дела.
  • Всякая сорока от своего языка погибает.
  • Доброе слово лучше мягкого пирога.
  • Доброе слово человеку — что дождь в засуху.
  • С тобой говорить — решетом воду носить.
  • Лишнее слово в досаду вводит.
  • Пустая мельница и без ветру мелет.
  • Мелет день до вечера, а послушать нечего.
  • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • Если сидишь на печи, так побольше молчи. речь
  • Как сказано, так и сделано.
  • Доброе слово сказать — посошок в руки дать.
  • По речи узнают человека.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • По чужим словам как по лестнице идет.
  • Затоковал что глухарь.
  • Слово крепче печати.
  • Мало говори, больше услышишь.
  • Это камень в наш огород.
  • Говорит по секрету, а выйдет по всему свету.
  • Доброе молчанье лучше пустого бормотанья.
  • Звону много, да толку мало.
  • С тобой разговориться, что меду напиться.
  • Не ножа бойся — языка!
  • Хорошую речь хорошо и слушать.
  • Короткие речи — и слушать неча.
  • Умные речи и в потемках слышно.
  • Живое слово дороже мертвой буквы.
  • Из пустого в порожнее переливает.
  • Говорит, как по писаному.
  • Слово к делу не пришьёшь.
  • От одного слова — да на век ссора.
  • Всех речей не переслушаешь.
  • Складно бает, да дела не знает.
  • Язык разум открывает.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Кто мало говорит, тот больше делает.
  • Немного говорит, да много смыслит.
  • Малое слово большую обиду творит.
  • Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  • Нем как рыба.
  • Языком гладок, а душою гадок.
  • Речами тих, да сердцем лих.
  • Красное словцо не ложь.
  • Язык голову кормит.
  • Где много слов, там мало правды.
  • Слово сказал, так на нем хоть терем клади.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • В добрый час молвить, в худой промолчать!
  • Речи не речки — не текут.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами)
  • Молча отмолчишься, как в саду отсидишься.
  • Не всякое слово в строку.
  • Велик звон, да не красен.
  • Без языка и колокол нем.
  • Язык до Киева доведёт.
  • За твоим языком не поспеешь босиком.
  • Язык мой — враг мой: прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Лучше оступиться, чем оговориться.
  • На великое дело — великое слово.
  • У него язык как бритва.
  • Никто за язык не тянет.
  • Шила, мыла, гладила, катала — и все языком.
  • Никто бы про тебя не знал, когда бы сам не сболтал.
  • Молчит, как воды в рот набрал.
  • Доброе слово и кошке приятно.
  • Молчание — золотое словечко.
  • Не пройми копьем, пройми языком!
  • В зубах не удержал, а в губах не удержишь.
  • Ни ткаха, ни пряха, а язык как плаха.
  • Слово — не стрела, а пуще стрелы разит.
  • Сам поет соловьем, не зная о чем.
  • Жало остро, а язык острей того.
  • О волке помолвка, а волк и тут.
  • В закрытый рот и муха не залетит.
  • Каков разум, таковы и речи.

Пословицы и поговорки о языке

Язык — способ общения, то, что во многом характеризует народность. Русский язык славится своим богатством и красноречием. Возможно отсюда и столь чуткое отношение к нему. С древних времен народ дорожил своей речью, придавал большое значение слову.

Отсюда и появились пословицы и поговорки о языке и русском народе. Но они не только восхваляют речь, но и предупреждают о её силе. «Язык как бритва» — одно из высказываний, которое объясняет почему необходимо следить за своими словами, отвечать за них

С помощью этого раздела поговорок вы сможете объяснить ребенку красоту и глубину родного языка, важность этого инструмента общения

  • Без языка и колокол нем.
  • Блюди хлеб на обед, а слово на ответ.
  • Больше знай — меньше болтай.
  • В сладких речах всегда таится горечь.
  • Все скоро сказывается, да не все скоро делается.
  • Где много слов, там мало дел.
  • Говори лишь о том, что знаешь.
  • Говори меньше — думай больше.
  • Говорит красно, да слушать тошно.
  • Говорить легко, делать трудно.
  • Говорить не устать, было бы что сказать.
  • Говорить, так договаривать; а не договаривать, так и не говорить.
  • Говоря про чужих, услышишь и про своих.
  • Доброе молчанье лучше худого ворчанья.
  • Доброе слово окрыляет.
  • Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
  • Добрый человек говорит мало.
  • Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами)
  • Живое слово дороже мертвой буквы.
  • За её языком не поспеешь и босиком.
  • Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
  • Красна речь поговоркой. Краткость — сестра таланта. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.
  • Красно поле пшеном, а беседа умом.
  • Кто мало говорит, тот больше делает.
  • Лучшее лекарство — всегда говорить правду.
  • Мал язык, да всем телом владеет.
  • Мелет день до вечера, а послушать нечего.
  • Многословие — не мудрость.
  • Молчание — знак согласия.
  • На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся!
  • Наговорился — как мёду напился.
  • Не пройми копьем, пройми языком!
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Не тебе бы говорить, да не мне бы слушать.
  • Одно дело — говорить много, другое — говорить дело.
  • От одного слова — да на век ссора.
  • Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
  • Поменьше говори, побольше услышишь.
  • Правдивое слово — как лекарство: горько, зато излечивает.
  • Пустая мельница и без ветру мелет.
  • Рана, нанесённая словом, тяжелее, чем рана от стрелы.
  • С тобой разговориться, что меду напиться.
  • Сказал, как узлом завязал.
  • Складно бает, да дела не знает.
  • Слово — серебро, молчание — золото.
  • Слово не воробей: вылетит — не поймаешь.
  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.
  • Твоими бы устами да мёд пить.
  • Тот не глуп, кто на слова скуп.
  • У дурака язык опаснее кинжала.
  • У плохих людей язык злодей.
  • У трезвого на уме, у пьяного на языке.
  • Умей сказать, умей и смолчать! Не все вслух да в голос.
  • Хороша верёвка длинная, а речь короткая.
  • Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.
  • Что в лицо сказано, со злом не связано.
  • Что написано пером, не вырубишь топором.
  • Язык говорит, а голова не ведает.
  • Язык голову кормит, он же и до беды доводит.
  • Язык мой, а речи не свои говорю.
  • Язык наш — враг наш.
  • Язык у сплетницы длиннее лестницы.

Пословицы и поговорки про русский язык помогут расширить кругозор и словарный запас, обогатить речь выразительными оборотами, воспитать социально ценные личностные качества. Народные изречения учат тому, что сказанное слово по своей силе не уступает полноценному действию – может обидеть, воодушевить, взбодрить или успокоить.

Пословицы и поговорки на тему «язык» будут восприниматься детьми легче при использовании сравнений с пережитым опытом. Рядом с ребёнком должен быть взрослый, который объяснит смысл того или иного выражения, приведёт конкретный пример из жизни. Чем глубже будет проведённый анализ, тем большее значение приобретёт для малыша предмет обсуждения.

Каждый ребёнок должен знать, какие слова будут уместны в той или иной жизненной ситуации. Это позволит ему выстраивать гармоничные взаимоотношения с окружающими в дальнейшем, правильно и грамотно излагать свои мысли, прогнозировать закономерные последствия и нести ответственность за сказанные слова.

«Речь красна слушанием»

Эта пословица учит нас тому, что важно не только уметь говорить, но и слушать. Хороша лишь та речь, которую слушают с интересом, которую запоминают

Язык – это, в первую очередь, средство общения, что и требует помнить эта пословица. И, если речь перенасыщена образами, слушать ее становится невозможно хотя сама по себе речь и кажется красивой. Так же и наоборот: если речь предельно суха и конкретна, слушать ее обычно скучно, и многие слова не достигают своей цели.

Поэтому подобрать грамотный баланс красивых слов и средств выразительности и смысла – задача обычно не из легких, и эту задачу необходимо научиться решать, чтобы речь была не только интересной и красивой, но и запоминающейся, а также наполненной смыслом. При этом речь не должна прерываться междометиями, она должна быть гладкой, чтобы слушать ее было действительно приятно.

Важным моментом, указанным в этой пословице, является также умение слушать

Искусство слушать – это умение одновременно и уделять внимание говорящему, не прерывая его, и вникать в его речь, и вычленять смысл, и запоминать то, о чем говорит собеседник, и реагировать на слова собеседника. Таким образом слушать – это не просто молчать, это действительно принимать участие в разговоре, и тот, чья речь заставляет его собеседников слушать, не отвлекаясь на свои мысли, и вникать в тему монолога собеседника, может считаться действительно хорошим оратором и мастером слова

Поговорки о языке и речи, слове для детей 1 класса

Поговорки для детей должны нести народную мудрость — буквальное или образное значение, фразеологизмы с логическим выводом:

  • По секрету всему свету.
  • Молчание — музыка для мудрого человека.
  • Разговор сокращает расстояние, пение облегчает ношу.
  • Перед пустыми скамьями трудно разговаривать.
  • Словами горю не поможешь.
  • Надо уметь и говорить, и слышать.
  • Праведники мало говорят и много делают.
  • Никто не глух, как человек, который не хочет слушать.
  • Произносить речь необдуманно — подобно стрельбе наобум.
  • Дай языку волю — заведет в неволю.
  • В закрытый рот муха не влетит.
  • Слышит звон, да не знает, откуда он.
  • Для красного словца не пожалеют ни матери, ни отца.
  • Хотя человек и нищий, а слово у него чистое.
  • Кто свое слово не соблюдает, тот сам себя презирает.

Китайские фразы учат рассудительности.

Их легко применить для объяснения ситуаций, происходящих в жизни:

  • Как только слова произнесены, их не догнать даже на лошади.
  • Один человек говорит неправду, десятки повторяют это как правду.
  • Хороший рассказчик может изобразить словами то, что не видит глаз.
  • Чтобы добиться успеха, посоветуйтесь с тремя стариками.
  • Мудрый не упрекнет глупого человека.
  • Медленно на словах, быстро на деле.
  • Не только тот, кто лучше всех умеет говорить, рассказывают самые интересные истории.
  • Не верьте человеку, который утверждает, что он честен; никогда не верьте излишнему дружелюбию.
  • Тихие реки украшаются цветочными берегами.

Греческие выражения точно передают мысль, в них отсутствует двусмысленность:

  • Что бы вы ни делали и что бы ни говорили, думайте.
  • Скажи мне, с кем ты общаешься; я скажу тебе, кто ты.
  • Покажи мне своего друга, позволь мне сказать тебе, кто ты.
  • Лесть заводит друзей, правда наживает врагов.
  • Лучше иметь добрую речь, чем серебро в мешочке.
  • Лучше поскользнуться ногой, чем плохим языком.
  • Он слушает одного, а судит двоих.
  • Мы разговариваем вместе, а понимаем по-своему.

Болгарские фразеологизмы содержат нравоучительный смысл:

  • Бей противника его же оружием.
  • Когда что-то хвалят, не спешите рано радоваться; когда что-то сильно почернело — не спешите отрицать это заранее.
  • Когда хвалите, ничего не теряете; когда проклинаете, ничего не получаете.
  • Осуждает перед вами других, будет осуждать вас перед другими.
  • Упрекают того, кто хвастается.

Венгерская народная мудрость заключена в небольших фразах:

  • Правду тоже формулируют в анекдоте.
  • Человек с нечистой совестью подозревает, что все о нем говорят.
  • Необязательно принимать на веру различную чушь.
  • Он потерял дар речи, как лесной орех скорлупу.
  • Ослик узнает на слух свою глупую речь.
  • Какова его жизнь, такова и его речь.
  • Сбежавший слуга, плохо отзывается о хозяине, каким бы он ни был.

Высказывания писателей о пословицах и поговорках. Доклад на тему:»Пословицы и поговорки в речи»

Пословица — коротенькая притча; сама же она говорит, что «голая речь не пословица». Это — суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот.

«От пословицы нет взносу», «ее обжаловать нельзя», приговор ее неотразим. и потому «На пословицу, что на дурака, и суда нет», «От пословицы не уйдешь», «Пословица ведется, как изба веником метется». Кто ее сочинил — не ведомо никому; но все ее знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором.

Издавна народ дорожил пословицей: «Пословица не на ветер молвится», «Без пословицы не проживешь». Что же такое пословица?

Пословица

— это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл, заключающее в себе законченную мысль, житейскую мудрость. Например: «Дело мастера боится», «Играй, да не заигрывайся».

Поговорка

отличается от пословицы тем, что она — часть суждения; поговорка — это яркое, меткое народное выражение. Например: «Легок на помине», «Чужими руками жар загребать», «За словом в карман не лезет».

Пословицы и поговорки создавались на протяжении сотен поколений. В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятия о чести: «Человек без родины — соловей без песни», «Честь дороже жизни», «За правое дело стой смело».

Темы пословиц и поговорок бесчисленны. В них говорится об учении, о знаниях, о семье, о трудолюбии и мастерстве: «Без муки нет науки», «Красна птица перьем, а человек ученьем», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Дело мастера боится», «Не надобен и клад, коли в семье лад», «Всякое дело человеком ставится, человеком и славится», «С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся» и т. д.

Пословицы и поговорки всегда имеют не только прямой, но и переносный смысл. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — это пословица не только о рыбной ловле, но и о любом труде. Сила и красота пословиц издавна признаны народом. «После дождика в четверг», — говорим мы о том, что произойдет неизвестно когда, а может, и не произойдет вовсе. Пословица по форме часто похожа на маленькое стихотворение: мы наблюдаем в ней ритм, иногда рифму.

А. С. Пушкин восторженно восклицал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Пословицы

Своя земля и в горсти мила. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Родина мать, умей за нее постоять.

Терпенье и труд все перетрут. Смотри дерево в плодах, а человека — в делах. Пашню пашут — руками не машут. Вешний день целый год кормит.

Грамоте учиться — вперед пригодится. Кто грамоте горазд — тому не пропасть. Повторенье — мать ученья.

Друзья познаются в беде. Самолюб никому не люб.

Доброе братство милее богатства. Старый друг лучше новых двух.

Вопросы и задания

  1. Чье высказывание о пословицах вас особенно заинтересовало? Приведите примеры ритма и рифмы в пословицах.
  2. Какие пословицы вам известны и какие из них вы используете в своей речи? По каким темам объединены пословицы в I, II, III, IV разделах? Раскройте их прямой и переносный смысл. Приведите пример ситуации, когда можно было бы использовать каждую из этих пословиц.
  3. Подготовьте рассказ: «Об отдыхе летом», «О моем друге», «Моя любимая книга» (на выбор) — с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему.

Пословицы и поговорки являются народным творчеством. Это короткие простые, но богатые по смыслу фразы, которые передаются от поколения к поколению. Восточные народы называют пословицы «цветом языка», «ненанизанными жемчужинами», итальянцы — «училищем народа», греки и римляне — «господствующими мнениями», испанцы — «врачевством души», а немцы — «уличной мудростью». В народном фольклоре, при всем его разнообразии и богатстве поэтических форм, трудно найти более любопытный жанр, чем пословица. Она была предметом пристального изучения в трудах учёных и всё-же во многом так и остаётся загадочным и непонятным явлением.

Пословицы о письменной речи и чтении

Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. Кто много читает, тот много знает. Не всякий, кто читает, в чтении силу знает. Читает — летает, да ничего не понимает. При нас читано, да не при нас писано. Не дочитав сказки, не бросай указки. Много читает, а дела не знает. От доски до доски прочел. Эко диво: поглядишь — чистенько; погладишь — гладехонько, а станешь читать — везде задевается. Не много читай, да много разумей. Вчитайся хорошенько — слюбится. Есть и читать вместе — память проглотить.

Худая грамота — человеку пагуба. Лучше печатного не скажешь. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Грамоте учиться — всегда пригодится. Без грамоты, как без свечки в потемках. Грамота — второй язык. Грамота — не болезнь, годы не уносит. Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Не красна книга письмом, красна умом. Испокон веков книга растит человека. Книга поможет в труде, выручит и в беде. Книга подобна воде, дорогу пробьет везде. Хорошая книга ярче звездочки светит. Книга твой друг, без нее, как без рук. Одна книга тысячи людей учит. С книгами знаться — ума набраться. Книга в деревне — что окно в избе. Ум без книги, что птица без крыльев. С книгой жить — век не тужить. Книги читать — не в ладоши играть. Книги читай, а дела не забывай. Книга книгой, а своим умом двигай. Хороша книга, да чтец плох. Книга хороша, да начетчики плохи. Учился читать да писать, а научился петь да плясать.

Азбука — к мудрости ступенька. Сперва аз да буки, а там и науки. Азбуки не знает, а читать садится. Смотрит в книгу, а видит фигу. Написал как курица набродила.

Поговорки про русский язык

Без русского языка не сколотишь и сапога. Русский язык сила слабого! Велик и могуч русский язык. Без русского языка не одолеешь самого опасного врага. Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком. Язык с Богом беседует.

Язык — стяг, дружину водит. Язык царствами ворочает. Язык языку весть подает. Язык до Киева доведет. Один говорит – красно, двое говорят – пестро. Мал язык, да всем телом владеет. Язык мал, великим человеком ворочает. Язык языку весть подает.

Язык хлебом кормит и дело портит. Язык один, и в будни и в праздник. Бог дал два уха, а один язык. Свой язык, своя и гово́ря (произношение, выговор). Языком плетет, что коклюшками. Языком кружева плетет. Лучше ногою запнуться, нежели языком. От языка не уйдешь. Язык везде достанет.

пословицы посвященные общению устному или письменному

SergeiRosin / 28 янв. 2014 г., 4:52:08

17. Стандартизованность, клишированность, унифицированность – черты, характерные в большей степени для а) публицистического стиля, б) научного стиля, в) официально-делового стиля, г) разговорного стиля, д) художественного стиля. 18. Для официальных документов характерно использование: а) речевых штампов, б) эмоционально-оценочной лексики, в) профессиональных слов, г) терминов, д) средств выразительности. 19. Продукт речевой деятельности – это а) речевая ситуация, б) дискурс, в) речевое взаимодействие, г) высказывание. 20. Определите, какие компоненты включает в себя речевое событие: а) приветствие, речевое общение, прощание, б) словесная речь и все, что ее сопровождает (жесты, мимика, движения и др.), условия, в которых происходит речевое общение, в) словесная речь и речевое равновесие, г) говорение, понимание и реакция. 21. Совместная мыслительная деятельность оратора и аудитории называется а) интеллектуальным сопереживанием, б) взаимоподдержкой, в) эмоциональным сопереживанием, г) контактом. 22. Построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому называется а) планом речи, б) началом речи, в) развертыванием речи, г) композицией речи. 23. К социально-политическому красноречию относятся: а) диспут, пресс-конференция, интервью, б) вузовская лекция, рассказ учителя, научный доклад, в) дипломатическая речь, митинговая речь, отчетный доклад, г) судебная речь, приветственная речь, проповедь. 24. В ораторской речи нежелательно употребление: а) жаргонизмов, б) фразеологизмов, в) сравнений, г) цитат, д) пословиц, поговорок, е) большого количества иноязычных слов. 25. Каким методам изложения материала соответствуют определения. Соотнесите понятие и определение. 1. Расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором. 2. Последовательное изложение одного вопроса за другим. 3. Изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в том или ином лице, предмете с течением времени. а) индуктивный метод, б) концентрический метод, в) метод аналогии, г) исторический метод, д) дедуктивный метод, е) ступенчатый метод. 26. Невербальными средствами общения являются: а) взгляд, жесты, голос, б) устная и письменная речь, в) только письменная речь, г) мимика, поза, дистанция, д) электронное сообщение, телефонный разговор, мобильное сообщение.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: