Пословицы о боге и вере

Девятая заповедь блаженства

«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Любящий Бога уподобляется Христу не только в праведной жизни, но и в самопожертвовании, мученическом подвиге за веру. «И даром Божиим это называется, апостол пишет: «Это дано было нам от Бога, чтобы не только во Христа веровать, но и за Него страдать». Это делает человека общником страстям Христовым и уподобляет святым, претерпевшим скорби за имя Его», — наставляет преподобный Нил Сорский. 

Праведник, победив свою греховность, поднялся по ступеням добродетелей, стал сосудом Божиим избранным, уподобился Христу. Святая радость появляется у праведников, у победителей зла. «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

«Праведен муж весь день ликует», — говорит народ. Радость о Господе сияет в душе праведников любящих Бога, которая придает им силу и смелость и желание делать добро ради Христа. «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь», (Флп. 4:4).

Простым языком говоря, радость о Господе — это радость от того, что Бог самый лучший и любимый. Увидев, что в мире происходит несправедливость и зло, святой человек вспоминает о Боге и думает, что у Бога не так, что у Бога все правдиво и справедливо, что Бог добрый и любящий. И что законы Господни самые лучшие. И если жить праведной жизнью, можно попасть в рай к Богу и пребывать всегда с Ним. От этого в душе появляется светлая радость. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:12). 

«На этом свете помучимся, на том порадуемся.

Праведен муж весь день ликует.

Кто с ангелами ликует, тому завес праздник.

У Бога всегда праздник.

Доброму человеку — что день, то и праздник.

Добро сотворить — себя увеселить.

Ори, да Бога моли; паши, ни о чем не тужи!

Подумаешь — горе; а раздумаешь — воля Господня.

Он его бранит, а Бог его хранит.

Лучше нищий правдивый, чем тысячник лживый.

Сам потерпи, а другого не обидь.

Лучше в обиде быть, нежели в обидчиках.

Больше той любви не бывает, как друг за друга умирает.

Не бойся никого, кроме (или: только) Бога одного.

Человек (или: Кто) с лихостию, а Бог с милостию.

У Бога выслужишь, у людей никогда (о неблагодарности).

Коли не людям в честь, так Богу в славу.

На весь мир и сам Бог не угодит.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

За добро Бог плательщик.

Кто добро творит, того Бог благословит.

В небо приходящим отказу не бывает.

У Бога для праведных места много.

С верой нигде не пропадешь.

Без веры живут на этом свете, а на том не проживешь.

Бог терпел да и нам велел.

За неблагодарных Бог благодарит».

Восьмая заповедь блаженства

«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».

От любви к Богу, христианин желает жить праведно. Жизнь во Христе сподвигает верующего отказываться от греховных дел, обличать порочных и призывать их к покаянию. Правдивая душа не терпит неправды и бывает гонима в среде грешников, которые не хотят, чтобы открылись их темные дела. «Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). 

Праведный человек отказывается грешить, а старается делать добро, помогать нуждающимся, быть непорочным, говорить правду и поступать по любви Христовой. Праведная жизнь становится обличением жизни порочной и праведника стараются очернить, причинить ему вред и изгнать. «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12).

«Хороша святая правда — да в люди не годится.

Правда груба, да Богу люба. Правда гневна, да Богу мила.

Правдой жить — от людей отбыть; неправдой жить — Бога прогневить.

Простота святая, да ее ж и на зубы подымают.

Тьма свету не любит — злой доброго не терпит.

Правду говорить — себе досадить.

Правду говорить — никому не угодить.

Правда по миру ходит. Правдой жить — ничего не нажить.

Без правды не жить, да и о правде не жить.

С кривдою жить больно, с правдою тошно.

Правде нигде нет места.

За правдивую погудку смычком по лыку бьют.

Неправдою свет пройдешь, да назад не воротишься.

Правда в лаптях; а кривда, хоть и в кривых, да в сапогах.

Правда не на миру стоит, а по миру ходит (т. е. не начальствует).

Спорила правда с кривдой да притомных не стало (т. е. свидетелей).

Всякая неправда грех.

В Боге нет неправды.

Вся неправда от лукавого.

Правду погубишь, и сам с нею пропадешь.

Сказать, да не солгать. Как бы сказать, не солгать.

И наша правда, и ваша правда, а кто же Богу ответ даст?

Правда суда не боится. Правда бессудна (или: несудима). На правду нет суда.

За правду не судись; скинь шапку, да поклонись!

На правде ничего не возьмешь. На правде взятки гладки.

Правда — кус моленый, неправда — проклятой.

От правды некуда деваться.

Перед тобой, что перед попом. Как на духу всю правду выскажу. Как перед Богом, во всем признаюсь.

Хороша правда-матка, да не перед людьми, а перед Богом.

Бог правду видит, да не скоро скажет.

Праведное (или: Правда) на огне не горит, на воде не тонет.

Правда тяжело золота, а на воде всплывает.

Правда — елей, везде наверх всплывает. Правда, что масло.

Правда сама себя очистит.

Правда сама себя хвалит и величает (или: честит).

Придет пора, что правда скажется (или: перетянет).

Правда старше старосты.

Правды некуда девать.

Как ни крой, швы наружу выйдут.

Ложь стоит до правды. Рать стоит до мира, ложь до правды.

Пропадай кривда, выходи правда наружу!

На правду слов немного. Правда не речиста.

На правду нет слов (т. е. сама высказывается).

На правду мало слов: либо да, либо нет.

Стыдно сказать, а грех утаить.

Сказать не велят, утаить нельзя.

Правда есть, так правда и будет.

Правды не переспоришь (или: не проведешь, не переможешь).

Как ни хитри, а правды не перехитришь.

Правда прямо идет, а с нею не разминешься.

Правда прямо идет, а ни обойти ее, ни объехать.

Правда, что шило в мешке — не утаишь.

Все минется, одна правда останется.

Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет.

Какова резва не будь ложь, а от правды не уйдет».

За сон и пьянство: кара за непочтение

Еще один тип ситуаций, где святые могли проявить суровый нрав, — случаи, когда человек относился к ним неуважительно. Тогда святые шли на довольно жесткие меры, чтобы указать на ошибку наглецам, а заодно и окружающим. Жития не скупятся на страшные детали, чтобы произвести на читателя впечатление и внушить ему трепет перед образом святого.

Изучая источники, можно заметить, насколько широко их составители понимали непочтение к святым. Например, характерный эпизод мы находим в том же житии Леонтия Ростовского: эти события произошли спустя много лет после его смерти, когда Леонтий уже был канонизирован. Однажды в день его памяти случилось чудо — ночью святой восстал из гробницы, церковь, где он покоился, наполнилась благоуханием, в ней зазвучало ангельское пение. К утру свеча у гробницы, зажженная ангелами, продолжала гореть. После службы один из служителей церкви захотел ее погасить и тут же был наказан: он оглох и онемел, его руки и ноги перестали двигаться. Клирик выздоровел лишь после того, как раскаялся во всех своих грехах.

Впрочем, за непочтение святые не всегда посылали болезнь — иногда достаточно было проигнорировать просьбы человека. Такая судьба ждала хромого мальчика, который посетил гробницу святого Томаса Бекета в надежде исцелиться. Чтобы обратиться к святому, юноша должен был лечь на плиту, накрывающую гробницу, — это был традиционный способ исцеления у могилы святого. Увы, лежа на плите, уставший мальчик вскоре уснул. Томас Бекет явился ему во сне, осыпал больного проклятиями за дерзость, а затем заявил, что отказывается даровать ему здоровье.

Святые карали христиан не только за неуважение лично к ним, но и за нарушение правил, установленных церковью. Например, житие Мартина Турского рассказывает о женщине, которая, вопреки запрету, работала в воскресенье. Ее рука окоченела, и пальцы не отрывались от ладони до тех пор, пока нарушительница не явилась в церковь и не поклялась никогда больше не трудиться в святой день.

Верующие могли пострадать и за небрежное отношение к церковным праздникам. Такой случай описан в Волоколамском патерике, сборнике рассказов о служителях Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря. Однажды компания соседей-мирян собралась как следует отметить день апостолов Петра и Павла. Приятели наварили медовухи, и одному из них в голову пришла идея начать праздновать еще до службы в церкви. Изрядно выпив, он увидел человека с черной бородой и заметной лысиной, «взором страшного». Незнакомец ударил медовара по щеке, да так сильно, что у того вылетели пять зубов и пьяница долго «лежал как мертвый», практически полностью парализованный.

Еле придя в себя, он рассказал о случившемся близким, и те по описанию страшного человека догадались, что это был сам апостол Павел — его принято изображать бородатым и практически лысым. Несчастный пьяница так и не выздоровел, и родные отвезли его в монастырь, где тот умер через год.

Пословицы о молитве

Хлеб-соль величай (т. е. молись после еды). Славите бога, так слава и вам! Не скажешь аминь, так и выпить не дадим. Божье забудешь, и своего не получишь. На божье посягать – свое потерять. Напади бог, нападут и добрые люди. «Господи, помилуй!» – не грех говорить и не тяжело носить. «Господи, помилуй!» – не тяжело говорить и легко носить. Наше дело: «Помилуй, бог!», а живет и: «Закрой, Христос!» Буди имя господне благословенно отныне и до века! Молитва места не ищет. Коротка молитва «Отче наш», да спасает. Аминь человека спасает. Прости, господи, прегрешения мои! С нами крестная сила! С нами бог и все святые его. Наше место свято! Не встанет свеча перед богом, а встанет душа. Богу молиться – не вовсе разориться (т. е. надо заняться и мирским). Пению время, а молитве час. Хлеб ест, а креститься не умеет. Молись, а злых дел берегись! Богу молись, а в делах не плошись! Богу молись, а добра-ума держись! Богу молись, а к берегу гребись! Молитва – полпути к богу (или: ко спасению). Молись иконе да будь в покое! Кто перекрестясь работает, тому божья помощь. Богу молиться – вперед пригодится. Перейти крест – грех на душу (т. е. пройти впереди молящегося). Кто без крестов (т. е. без тельного креста), тот не Христов. Без креста и молитвы не будут ловитвы. С молитвой в устах, с работой в руках. Не торопись, сперва богу помолись! Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где богу молятся! Одно трости: господи, прости! Одно знай: господи, помилуй и отыми и подай! Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы. Пораньше просыпайся, да за бога хватайся! Знают и чудотворцы, что мы не богомольцы.

Восьмая заповедь

«Не кради».

Воры Царствия Божия не наследуют, поэтому и предупреждает Господь о том, чтобы люди не крали. Господь повелел зарабатывать хлеб свой в поте лица: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19).

«Дай вору хоть золотую гору — воровать не перестанет (прибавка: а честного хоть засыпь золотом, не тронет).

Украсть — в беду попасть.

Ни от каменя плода, ни от вора добра.

Вор ворует, а мир горюет.

Лучше по миру сбирать, чем чужое брать.

И вор Богу молится (прибавка: да черт молитву его перехватывает).

Лучше попросить ради Христа, чем отнять из-за куста.

Вор ворует не для прибыли, а для гибели.

Воры не родом ведутся, а кого бес свяжет.

Что самому воровать, что вору стремянки держать — все одно.

Вор и сытый, и обутый, и одетый украдет.

Заработанный ломоть лучше краденого каравая.

Трудовая копейка до веку живет.

Тому худа не отбыть, кто привык неправдой жить.

Лучше торговать, нежели воровать.

Лучше с убытком торговать, чем с барышом воровать.

Воровское стяжанье впрок не пойдет.

И с умом воровать — беды не миновать.

Один вор всему миру разоренье.

В душу вьется, а в карман лезет.

Волк по утробе вор, а человек по зависти».

Русские пословицы и поговорки о вере

Русские пословицы и поговорки о вере

Здесь собраны подлинные пословицы и поговорки русского народа о вере христианской и в первую очередь о её носителях – попах и прочих «духовных» особах, наглядно показывающие реальное отношение русских людей или, как учат церковники, якобы, «христолюбивой Руси» к представителям веры христовой. Они изобличают основные можно сказать «архетипические» качества «духовных особ» – алчность, похотливость, двуличность и др. Также здесь собраны поговорки, показывающие отношение русского народа к христианскому богу и христианским обычаям. Хочется заметить, что всё это является подлинным народным творчеством и служит явным опровержением одного из постулатов церковной пропаганды а именно того утверждения что, якобы, народ русский сразу принял византийское православие «всем сердцем». Монастыри В монастыре что в омуте – сверху гладко, внутри гадко. В монастыре что в лавке – всё за деньги. Монастырщина что барщина. Попы, богословы, пророки, церковь Поп на дороге – недобрая встреча. За деньги и ленивый поп молебен пропоёт. Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт. Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал. У попа товар – ад и рай, что хочешь, то и выбирай. Поп и рай за деньги продавал. И чёрт под старость в попы пошёл. Поп в церковь идёт – о девках думает, поп в трапезу ковыляет – о рюмочке помышляет. Четки на руке, а девки на уме. Напал, что поп на бабу. Отец Тит и в Великий пост блудит. Поп втихомолочку нашёл себе богомолочку. Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь. Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает. Чем чёрт попа хуже? Одному ведь служат. Дни попа в молитве, а ночи в кабаках. Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили. Отец Кирьян и в Великий пост пьян. Поп да черти одной шерсти. Поп и Богу норовит за чужой счёт угодить. У «честных» отцов не найдёшь концов. Поп смирен духом, да велик брюхом. Дьякон, дьякон, не всё бы ты вякал! Ешь, медведь, попа и барина – обои не надобны. Из ста попов – девяносто девять дураков. «Кто идёт?» – «Чёрт». – «Ладно, лишь бы не поп». Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром. Мужик плачет – а поп пляшет. Поп что клоп – людскую кровь пьёт. Попу да вору всё впору. Попу да вору дай хоть золота гору – им всё мало. Поп тот, кто и с живого и с мёртвого дерёт. С попом водится – что в крапиву садится. С попом хлеб-соль не води – только встреть, да проводи. Не страшно женится, страшно к попу приступится. Весы – не попова душа, не обманут. Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма. Завистлив, что поповские глаза. У попа глаза шире брюха. В поповский карман с головой спрячешься. Поповские карманы – бездонная бочка. Из поповского рукава мужику семеро штанов выходят. Поповское брюхо из семи овчин сшито. У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел. От татя отобьюсь, а от попа не отмолюсь. Поп из тех чинов, что дрались из-за блинов. Ряса просит мяса. Попа и дурака в один угол сажают. У всякого попишки свои тёмные делишки. Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех. Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса. Нет пророка без порока. Хорош богослов: поёт с чужих слов. Тихо кадит, да вонько несёт. Стоит ад попами да дьяконами. Хоть церковь и близко, да ходить в неё склизко. Хоть и три попа – а заросла в церковь тропа. Не строй семь церквей, роди да пристрой семь детей. Христианский бог Чужой Бог хуже своего лешего. Какова вера, таков у ней и Бог. Каков Бог такова ему и свеча. Без Бога широка дорога. За Богом пойдёшь, ничего не найдёшь. Бог Богом, а люди людьми. Паши не для Иисуса, а ради хлеба куса. Бог не велит хвостом шевелить, а только кончиком. Божбой прав не будешь. Святой Боже пахать не поможет. Деньга не только попа купит, но и Бога обманет. За деньги и Бога можно купить. У них денежка и на Небеса путь открывает. Вольно Богу и рога приставить. Что Богу дали то, считай, уже потеряли. Вот тебе, Боже, что нам негоже. Где страх, там и Бог. Богу молись, но доброго ума держись. Не тому Богу попы наши молятся. Взять Боженьку за ноженьку, да и об пол. Раньше без богов не до порога, не за порог, а теперь и без Бога широка дорога. Бог да поп тогда хорош, пока разум плох, а с ясным умом и без них проживём. Знают про то и чудотворцы, что мы – не богомольцы. Бог пристанет – и попа приставит. Христианские обычаи Аминем квашни не замесишь. Аминем лихого не избудешь. С камня лык не надерёшь, Аминем от беса не отбудешь. Хоть молебен отпет, да проку нет. Измолился в нитку, а всё нет прибытку. Хоть церковь и близко, да ходить склизко. Часто кадят – не успеешь кланяться. Будто Тарас, да нос не как у нас (об изображениях «святых» на иконах) И без кропила и кадила Земля добро нам уродила.

Пятая заповедь

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле».

Господь Бог заповедует, чтобы дети почитали родителей и исполняющих эту заповедь награждает благами, а нарушающих эту заповедь строго наказывает. 

Эта заповедь распространяется не только на родителей по плоти и родственную семью, но и на большую христианскую семью — Церковь.

«Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит.

Родительское благословение на воде не тонет, на огне не горит.

Дети отца бьют, на себя запас пасут.

Старцу пакости не твори.

Чин чина почитай, и меньшой на край!

Яйца курицы не учат».

Пословицы о пятой заповеди

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой.. . Да не будет у тебя других богов, кроме Меня» . Эта заповедь предполагает веру в единого Бога, Творца всего мира . Этой заповеди соответствуют, на наш взгляд, следующие пословицы: Жить – Богу служить. Где любовь, тут и Бог. Бог – любовь. Милостив Бог, а я, по его милости, не убог. Ни отец до детей, как Бог до людей. Всяк про себя, а Господь про всех. С Богом пойдешь – до блага дойдешь. Под Богом ходишь – Божью волю носишь. Все в мире творится не нашим умом, а Божьим судом. Тот не унывает, кто на Бога уповает. Человек ходит, Бог водит. 2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» . Эта заповедь предполагает то, что человек не должен ни от чего зависеть: ни от своих вредных привычек, ни от людей, несущих дурной пример, ни от чужого мнения, то есть обладать внутренней свободой. Иллюстрируют эту заповедь, по нашему мнению, такие пословицы, как: Свободный человек ничего не боится. Глупая баба и песту молится. За Богом пойдешь, добрый путь найдешь. Кому Бог поможет, тот все сможет 3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» . Эта заповедь предполагает то, что человек не должен произносить имя Господа просто так, для красного словца. Пренебрежение к имени Божьему показывается не только словами, но и делами. Кроме того, эта заповедь учит бережному и внимательному отношению к всем своим словам. На наш взгляд, эта заповедь хорошо выражается в следующих пословицах: 1. Давши слово, держись. 2. Ради красного словца не пожалеешь отца. 3. Слово не воробей, вылетит — не поймаешь. 4. Что написано пером, того не вырубишь топором. 5. Не много слов, да много дела. 6. За собой слова не удержав, за людьми не удерживают. 7. Блюди хлеб на обед, а слово на ответ. 8. Быль не сказка: из неё слово не выкинешь. 9. Дела словом не заменишь. 10. Думай дважды, говори раз. 4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя.. . Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» . Эта заповедь предполагает то, что всю неделю, кроме седьмого дня, человек должен добросовестно работать, а в воскресенье — особо послужить Богу добрыми делами и молитвой. Интерпретацией этой заповеди, на наш взгляд, являются такие пословицы, как: 1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 2. По труду и честь. 3. Что потопаешь, то и полопаешь. 4. Без дела жить- только небо коптить. 5. Без труда и отдых не сладок. 6. Терпение и труд все перетрут. 7. Кто от своего труда питается, тот каждый день причащается. 8. Богу молись, а сам трудись! 9. Труд человека кормит, а лень портит. 10. Не хлебом живы, молитвою. 5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле» . Эта заповедь предполагает от детей уважения, покорности и послушания по отношению к родителям; учит почитанию старших младшими. Уважение и любовь к родителям раскрываются в пословицах. 1. На свете всё найдёшь, кроме отца и матери. 2. Ближе матери друга нет. 3. Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит. 4. Дитя хоть криво, да отцу, матери мило. 5. Живы родители — почитай, померли — поминай! 6. Поперёк батьке в пекло не суйся! 7. Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать. 8. Мать — святыня, с ней не спорят. 9. Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает. 10. Нет родителей — нет покровителей.

Третья заповедь блаженства

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Кротость происходит от любви к Богу. Кроткий человек любит образ Божий во всяком человеке и никого не хочет обидеть, всем желая добра. «Люблю того, кто не обидит никого», — говорят в народе.

Кротость — это христианская добродетель, которая проявляется в незлобии, дружелюбии, мирном, тихом и добром устроении духа, доверии промыслу Божьему, прощении, желании всем спасения. 

Кроткие люди скромны и не горделивы, они не гневаются и не отвечают злом за зло, а молятся о спасении всех и благословляют даже врагов своих. Пример кротости показал Христос: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29).

«Аще обрящеши кротость, одолееши мудрость.

Люблю того, кто не обидит никого.

Кроткое слово гнев побеждает.

Духом кротости, а не палкой по кости.

Мудрость змеина, незлобивость (или: кротость) голубина.

Милость (или: Кротость) смиряет.

Не ищи мудрости, ищи кротости!

Не гневи Бога ропотом, молись ему шепотом.

Бог люб — и в люди ведут.

Тише едешь — дальше будешь.

Утро вечера мудренее (т. е. подождем).

Дай всякому делу перебродить на своих дрожжах.

Не суйся, «ижица», наперед «аза». 

Говори: «Господи Исусе», а вперед не суйся!

Не суйся середа наперед четверга (или: пятницы).

Временем в горку, а временем в норку.

Живи смирнее, так всем будешь милее.

Жил бы тихо, да от людей лихо.

Кроткое слово гнев побеждает.

Живи так, чтоб ни от Бога греха, ни от людей стыда.

Кто гнев свой одолевает крепок бывает.

Господин гневу своему — господин всему.

Переложи гнев на милость!»

Пословицы и поговорки о вере, о Боге, о религии, о церкви

Не смотри на себя — соблазнишься, не смотри на людей — усомнишься, смотри на Христа — укрепишься. Бог даст денежку, а черт дырочку, и пойдет божья денежка в чертову дырочку. Богу — пятак, а в кабак — четвертак. Не скор Бог, да меток. Суда Божьего околицей не объедешь. Не стоит город без святого, селение без праведника. Дома спасайся, а в церковь ходи. Постись духом, а не брюхом! Не нужны нам праведники, нужны угодники (т. е. нам угождающие). Человек так, а Бог инак. Божьи невольники счастливы. Мы с печалью, а Бог с милостью. Он его бранит, а Бог его хранит. Он Бога бранит, а Бог его хранит. Жив Бог — жива душа моя. Ну, умная голова, разбирай божьи дела! Не нашим умом, а божьим судом. На весь мир и сам Бог не угодит. На Бога надейся, да и сам не плошай! Добрый (нужный) путь Бог правит. В небо приходящим отказу не бывает. Кто добро творит, тому Бог отплатит. Не слушай, где куры кудахчут, а слушай, где Богу молятся! Благословясь, не грех (т. е. дело, на которое могу посягнуть с молитвою, не грешное). Что бы ни пришло, все молись! Не для Бога молитва, а для убога. Богу хвала, а вам (а добрым людям) честь и слава. Свет в храмине от свечи, а в душе от молитвы. Хоть церковь и близко, да ходить склизко; а кабак далеконько, да хожу потихоньку. Вера животворит. У Бога милости много. (У Бога всего много.) Одолели черти святое место. Свято место пусто не бывает. Без веры Господь не избавит, без правды Господь не исправит. Согрешили попы за наши грехи (т. е. по нашим грехам и они грешат). Тяжело грехи носить. Грешному путь вначале широк, да после тесен. Беден бес, что у него Бога нет. Грехи любезны доводят до бездны. Грех сладок, человек падок. Бог любит праведника, а черт ябедника. Бог дает путь, а дьявол крюк. Бог путь, а черт крюк. Хвалится черт всем светом овладеть, а Бог ему не дал воли и над свиньей. Бес не пьет и не ест, а пакости деет (о высокомерных постниках). Всяк язык Бога хвалит. Всяк по-своему Бога хвалит. Все один Бог, что у нас, что у них (у иноверцев). У них вера хороша (говорят о народе, т. е. нравственность). И в аду люди живут. Бог велит всех знать (со всеми знаться). Виноватого Бог найдет. На людей, что на Бога; а на себя, что на черта (надежа, говорится в сердцах). Черт не возьмет его, а Богу не надо. Пока гром не грянет мужик не перекрестится. Заставь дурака Богу молиться он и лоб расшибет. Бог любит троицу. Где просто, там ангелов со сто. На тебе, Боже, что нам не гоже. Бог даст ребенка-даст и на ребенка. Бог — не Тимошка, видит немножко. Ни Богу свечка, ни черту кочерга. Яйца красят к Пасхе. Дорого яичко ко Христову дню. Бог не в силе, а в правде. С Богом хоть за море, а без Бога — ни до порога. Кто рано встает, тому Бог подает.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: