Пословицы и поговорки народов севера

Пословицы и поговорки азербайджанские

Пословицы азербайджанские

Будь слугой совести и хозяином воли.
Бог в дымоход ничего не забросит – сам заработай.
Главное, начни дело; кончится оно само собой.
Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял.
Дурень всех дураками считает.
Желай соседу двух коров, будешь при одной здоров.
Коль судьба – поднесут на подносе, не судьба – унесут из-под носа.
Кто есть хочет хлеб и мёд, лопату с заступом берёт.
Кто в детстве врал, тому и взрослому не поверят.
Кто плюёт против ветра – попадёт себе в лицо.
Кто не испытал невзгод, тому не видать приятной жизни.
Не верь тому, что слышишь, верь тому, что видишь.
Ни к чему смуглому мыло, дурному – совет.

Неудачник на охоту собрался – туман горы закрыл.
Разжуй слово, прежде чем изо рта его выплюнуть.
Уважай других, если хочешь, чтобы тебя уважали.


Что накрошишь в плошку, то и выловишь ложкой.
Чёрная весть быстрей разносится.
Чужого не трогай, своего не упускай.

Поговорки азербайджанские

Аппетит находится между зубами.
Верблюда под ковром не спрячешь.
Домашнего вора не поймаешь.
Для тощей лошади и хвост в тягость.
Жениться – не воды напиться.
Иглой могилу роет.
Куда лисица, туда и хвост.
Кашу маслом не испортишь.
Лес не без шакалов.
На что ветви, когда дерево сломано.
Не всё, что бело – снег.
Обжёгшись молоком, дует на простоквашу.
Орёл мух не ловит.
Поручили волку пасти барана.
Половник дорог к обеду.
У буйной коровы и телёнок буян.
У палки два конца.
Язык острее меча.

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям

В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек

Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации. Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

  • «Хвала и честь тем, кто помогает старшим».
  • «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни».
  • «По чужой лыжне не ходи».
  • «На зов о помощи иди, чего бы тебе это не стоило, особенно в тайге или на Амуре».

    Нанайская шаманка

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Пословицы и поговорки белорусские

Пословицы белорусские

Больному и мёд невкусен, а здоровый и камень ест.
Время как лошадь: не подгонишь, но и не приостановить.
Дитя и худенько, а отцу-матери миленько.
Не всегда слёзы правду скажут.
От людей спрячешься, а от совести – нет.
Откладывай безделье, да не откладывай дело.
С малыми детками – горе, а с большими – вдвое.
Свою хитрость раскрой – чужая перед тобой раскроется.
Скажи слово на ноготь, а добавят на локоть.
Хитрец говорит, как листом стелет, а сам за пазухой горячий камень держит.
Язык и в беде, и в добре может навредить.

Поговорки белорусские

В чужих руках пирог велик.
Волка не испугаешь овечьей шкурой.


Не время собак кормить, когда волк в стаде.
От мелющего языка плохая мука.
Плохому танцору и сапоги мешают.
Сладко было, да близко дно.
Сова не родит сокола.
Слепой слепому не поводырь.
Ты за чужим горшком, а чёрт за твоим мешком.
Упрямая коза волку на наживу.
Чужая клеть пирогами пахнет.
Шилом патоки не достанешь.
Языком молоть – не дрова колоть.

 Вот такие пословицы и поговорки были у народов нашей великой страны. Но знаете, поймал тут себя вот на какой мысли: конечно, у каждого народа есть свой колорит и традиции

И тем не менее, неважно — пословицы это грузинские или белорусские,  узбекские или армянские — все их объединяет одно: каждый человек ценит верность, доброту и порядочность, а высмеивает и презирает трусость, лживость, лень и предательство. 

И так в пословицах и поговорках абсолютно любого народа. Не верите? А вот посмотрите другие подборки поговорок народов бывшего СССР, и убедитесь сами!

Собака – не просто друг человека

Древнейшими религиями у нанайцев стали анимизм и шаманизм. Интересно, что даже сегодня многие их элементы присутствуют в обрядах и поверьях. Известная всем поговорка «Собака – друг человека» у этого народа приобретает особый смысл.

Познакомившись с некоторыми древними нанайскими легендами, я заметила, что собака – один из главных их персонажей. Что интересно, она выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.


Нанайцы – жители Дальнего Востока

Нередко и у шаманов были «особенные» собаки, что выполняли роль искателя и охранника потерянных душ. Кстати, у многих амурских племён есть подобная «собачья» культура, где четвероногий друг показан главным соратником человека. Нанайцы же отметили чуткость собак, способность их видеть и чувствовать то, что часто неподвластно человеку. И не забывайте, что нанайцы – народ охотников. А какой же охотник откажется от помощи верного пса?

Чукотский фольклор

Главный персонаж чукотских мифов и сказок – ворон.

Образ ворона, значимый для многих народов Севера, в чукотском фольклоре приобретает
характерные, только ему присущие черты, отличающие его и от ительменского Кутха, и
корякского Куткынекку. Чукотский ворон – это и безымянный творец, продалбливающий
клювом небесную твердь, и прародитель людей, и персонаж, который добывает огонь,
подобно Прометею – а также простак и шут в поучительных сказках о животных.

Представления о тесной связи природы и человека находят отражение в историях о браках
животных с людьми и перевоплощении людей в животных. Особенное распространение у
чукчей получили бытовые сказки.

Собрался старый волк со своей сестрой кочевать на другое место. В это время ворон и
горный баран приехали сватать его сестру.
– Пришли! – сказал волк гостям.
– Ага! – ответили оба жениха.
– Хорошо. Я кочевать собрался, вот вы мне и помогите.
Приехали они на новое место. Поставили ярангу. Волк и говорит:
– Сходи, ворон, в тундру, принеси дров, будем чай пить.

Чукотская сказка «Волк, ворон и горный баран»

Ительменский фольклор

По ительменским легендам, ворон Кутх сотворил животных, изобрел лодку, научил
людей ловить рыбу и первым начал шить теплую меховую одежду.

В ительменском фольклоре находят отражения верования, связанные с поклонением
духам-хозяевам: анимизм, тотемизм. Многих животных ительмены наделяли
человеческими качествами – в частности, бытовало представление о мышах как о особом
народе, состоявшем из нескольких племен. В народных сказках мыши хозяйственны и
сообразительны. Если ительмены находили мышиные запасы, то не трогали их: считалось,
что, не найдя еды, мыши покончат жизнь самоубийством.

Посмотрел Кутх в окно и увидел катающихся мышей. Ах, вот кто мне свет заслоняет! –
воскликнул Кутх, взял свои штаны и вышел на улицу. Подошел близко к мышам и сказал:
– Это вы здесь катаетесь? Ну-ка, я вас покатаю, внучата. Скатитесь вот сюда – в мои
штаны.

Ительменская сказка «Кутх и лиса»

Юкагирский фольклор

Юкагиры с особым почтением относились к лосям, диким оленям, медведям и другим
промысловым животным. А волков считали своими родичами и никогда на них не
охотились.

Исторический фольклор юкагиров предоставляет исследователям богатый материал для
изучения их прошлого: первых встречах с русскими, войнах с коряками, межродовых
отношениях. Интересны «исторические карты» юкагиров – сказки, в которых говорится,
что некоторые острова на Колыме или остроги Колымского нагорья когда-то были
людьми.

Удрал медведь на самую дальнюю льдину, в океан. Целую зиму там сидел, пятна черные
сводил. Шерсть новая отросла, белой стала. А нос так навсегда и остался черным. Сперва
медведь не понял, в чем дело: никого поймать не может! Все от него убегают! Потом
сообразил: звери его черный нос видят!
Юкагирская сказка «Отчего у белого медведя нос черный»

Собака – не просто друг человека

Древнейшими религиями у нанайцев стали анимизм и шаманизм. Интересно, что даже сегодня многие их элементы присутствуют в обрядах и поверьях. Известная всем поговорка «Собака – друг человека» у этого народа приобретает особый смысл.

Познакомившись с некоторыми древними нанайскими легендами, я заметила, что собака – один из главных их персонажей. Что интересно, она выступает не только сторожем или помощником, но и создателем мира. Например, Железная Собака представляет собой своеобразное женское божество, что стало прародителем многих народов, в том числе и нанайцев.


Нанайцы – жители Дальнего Востока

Нередко и у шаманов были «особенные» собаки, что выполняли роль искателя и охранника потерянных душ. Кстати, у многих амурских племён есть подобная «собачья» культура, где четвероногий друг показан главным соратником человека. Нанайцы же отметили чуткость собак, способность их видеть и чувствовать то, что часто неподвластно человеку. И не забывайте, что нанайцы – народ охотников. А какой же охотник откажется от помощи верного пса?

Пословицы и поговорки узбекские

Пословицы узбекские

Богатство не богатство, единство – богатство.
Дитя не заплачет, мать молока не даст.
Достаток объединяет, бедность разобщает.
Друг в лицо смотрит, а враг – вослед.
Если за едой не наелся, не наешься, облизывая посуду.
Идущий дорогу одолевает, сидящего думы одолевают.
Когда выбираешь ситец – смотри на длину, когда выбираешь невесту – смотри на мать.
Кто получит знания, тот не будет жить в нужде.
Куда сердце влечёт, туда путь недалёк.
Лучше попусту работать, чем вовсе не работать.
Над соседом не смейся, свою беду накличешь.
Не будь сильным, будь правым.
Неудачника и на верблюде собака укусит.

О содеянном сожалеть – себя не жалеть.
Плохие дни будут хорошими, дурные люди хорошими не будут.
Совершить хорошее дело никогда не поздно.
Узнаешь хорошие источники во время засухи, а хороших людей в беде.
Человек уважение в собственных руках держит.
Что найти суждено – на дороге лежит.
Чужое тело не ведает твоей боли.

Поговорки узбекские

Ворон ворону глаз не выклюет.
Где толсто – растянется, где тонко – порвётся.
Дыма без огня не бывает.
Кувшин разбивается только раз.
Капля по капле – море.
Коза – о жизни, мясник – о сале.
Луну подолом не закроешь.
Лягушка квакает в своё время.
По котлу и крышка.
Сказанного не проглотишь.
Смерть коня – пир для пса.
Собака лает – караван идёт.
Удрал от снега – попал под дождь.
У потерянного ножа ручка золотая.

Эвенкийский фольклор

О том, как у эвенков появились олени, рассказывает одна из народных сказок: по сюжету, животных им отдал добрый дух Хэвэки.

Эвенкийский фольклор условно делят на западный и восточный типы. Если в первом
распространены предания о межродовых войнах, то для второго характерны истории о
сватовстве главного героя. При этом у разных групп эвенков – свои эпические герои и
комические персонажи в бытовых сказках. Немало заимствований у соседних народов –
например, из русских или бурятских сказок. Популярны сказки о животных, среди
которых один из главных героев – медведь, которого эвенки считают своим прародителем.

Увидал медведь оленей и подумал про себя: «Вот удача мне привалила! Заберу я оленей.
Оленеводом стану, как люди бывают. Олени приплод давать будут. Мяса мне на всю
жизнь хватит. А пасти оленей – велика ли хитрость!»

Эвенкийская сказка «Как медведь оленеводом был»

С цифрой 2

Парочка – баран да ярочка.
Две собаки дерутся – третья не приставай.
Два века не изживёшь, две молодости не перейдёшь.
Два брата на медведя, а два свояка – на кисель.
Дважды молодым не бывать.
Два медведя в одной берлоге не улягутся.
Два горя вместе, третье пополам.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Два арбуза под подмышкой не уместишь.
Два раза послушай, один раз скажи.
Два сокола поссорятся – вороне корм перепадёт.
Два уха, один рот: сорок два раза послушай, один раз скажи.
Две половины – одно целое.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Два часа собирался, два часа умывался, час утирался, сутки одевался.
Как две капли воды.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Скупой платит дважды.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
Двух зайцев гонять — ни одного не поймать.
За одного битого двух небитых дают.
Из двух зол выбирают меньшее.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Два медведя в одной берлоге не уживутся.
Две пары сандалий сразу не наденешь
Двух правд не бывает.
За двух поработаешь — за трех поешь.
Где больше двух, там говорят вслух.
Старый брат как второй отец.
Где двое бранятся, тут третий не суйся.
Где двое стоят, тут третьему дела нет.
Два века не жить, а век — не тужить.
Два брата — на медведя, а два свояка — на кисель.
Два века не изживешь, две молодости не перейдешь.
Два дурака, да у каждого по два кулака.
Два Демида, а оба не видят.
Два дурака об одном уме.
Два гроша — куча хороша.
Два раза не умирать.
Два сапога — пара, и оба на левую ногу.
Дважды молоду не бывать.
Дважды в год лето не бывает.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Двое в поле воюют, а один и дома горюет.

Русские пословицы

Русские пословицы очень колоритны. В них заключена мудрость русского народа.Аппетит приходит во время еды.Чем глубже вникаешь к чему-либо, тем больше это узнаёшь.

Баба с возу – кобыле легче.Об уходе ненужного человека, не столь полезного чему-либо.

Беда не по лесу ходит, а по людям.Несчастья именно с людьми являются настоящей бедой, а не с тем, что их окружает.

Беда никогда не приходит одна.Она обязательно «прихватит» за собой минимум ещё одну.

Бедность не порок.Не стоит осуждать людей за бедность, поскольку не она является их отрицательным качеством.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.Ничто не может быть достигнуто без упорства и усилий.

Береги платье снову, а честь смолоду.О нормах поведения в обществе и т.п. А потеряв что-либо или изодрав, восстановить уже не удастся.

Бережёного Бог бережёт.Осторожному в своих поступках человеку легче избежать опасностей, неоправданных рисков. Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.Товары и услуги, дающиеся бесплатно, обычно даются нам с подвохом, неприятными последствиями.

Бог шельму метит.Злые деяния и прочие отрицательные качества не остаются безнаказанными.

Болтун – находка для шпиона.Если хвастаться людям о своём успехе, о возвышении своих дел, то найдутся завистники с попыткой утянуть вас обратно вниз. Подобно пословице Чем похвалишься, без того и останешься.

Большому кораблю – большое плавание.Человеку с большими способностями достаются большие возможности.

Будешь долго мучиться – что-нибудь получится.Действительно постаравшись в сложном деле, можно добиться хоть чего-то.

Бумага всё стерпит.Бумага, в отличие от людей, стерпит любую ложь, любую ошибку, написанную на ней.

В гостях хорошо, а дома лучше.Домашний уют, созданный своими руками или руками близкого человека, невозможно заменить никаким походом в гости.

В здоровом теле – здоровый дух.Сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное благосостояние.

В семье не без урода.В любой семье или коллективе всегда найдётся человек с отрицательными качествами.

В темноте все кошки серы.Внешность человека может быть обманчива, если не знать его душевного качества.

В тесноте, да не в обиде.Небольшое неудобство для всех будет лучше, чем более серьёзная проблема только у одного.

В тихом омуте черти водятся.В тихих и спокойных с виду людях часто скрывается сложная натура.

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.В чужом коллективе, обществе не стоит вести себя только по своим правилам и порядкам.

В чужом глазу соринку видим, а в своём бревна не замечаем.Ошибки и недостатки окружающих людей более заметны, в отличие от собственных.

Век живи, век учись, а дураком помрёшь.О невозможности знать всё, даже при постоянном и упорном наборе знаний.

Взялся за гуж – не говори, что не дюж.Взявшись за дело, доведи его до конца, несмотря на трудности.

Видна птица по полёту, а человек – по делам.О людях, которые своими делами, своей внешностью показывают окружающим свою натуру.

Вода камень точит.Даже незначительный труд, проявляющийся долго и настойчиво, даёт хорошие плоды.

Смотрите ВСЕ русские пословицы.

Мудрость предков

Меня искренне восхищает отношение нанайцев к своей культуре. Несмотря на свою малочисленность, этот народ стремится передавать рассказы, легенды, местный фольклор будущим поколениям

В воспитании детей особенное внимание уделяется рассмотрению общественных норм и законов, по которым должен жить человек

Вот только не стоит представлять себе скучные нравоучения или нотации. Нет, нанайцы, как и русские, – обладатели уникальной сокровищницы народной мудрости, содержащей массу пословиц и поговорок. Они учат добру, взаимопониманию, скромности и уважению к старшим людям. Приведу в пример некоторые из них:

  • «Хвала и честь тем, кто помогает старшим».
  • «Поклоны и уважение к старшим оборачиваются тебе счастьем и удачей в жизни».
  • «По чужой лыжне не ходи».
  • «На зов о помощи иди, чего бы тебе это не стоило, особенно в тайге или на Амуре».

    Нанайская шаманка

Нанайцы – народ, что сохранил свои традиции и даже старинные занятия, несмотря на смену веков и ритма жизни. Один этот факт вызывает невольное уважение к жителям тайги. На сегодня нанайцев насчитывается всего около 16 000 человек, однако они смело доказывают правильность утверждения, что многое в жизни познаётся совсем не в количестве, а в качестве.

Малыш в стружках

Старинные обряды и сегодня находят отражение в жизни нанайцев. Пожалуй, самое главное событие в жизни человека – рождение, что сопровождается особенными ритуалами. Появление ребёнка было большим праздником не только для семьи, где произошло пополнение, но и для всего поселения.

Если же на свет появлялись близнецы, радости не было предела. Нанайцы верили, что таких малышей посылают могущественные духи тайги и воды, что будут покровительствовать новорожденным. После рождения ребёнка его клали в колыбель, наполненную стружками черёмухи. По мнению нанайцев, это дерево священно, а потому защитит от злых духов малыша.

От себя замечу, что исследователи доказали уникальность свойств черёмухового дерева. Сок мелких стружек имеет антибактериальное действие. Выходит, древние нанайцы были абсолютно правы, ведь черёмуха и правда оберегала дитя от недугов. Рядом с домом, где произошло пополнение, нанайцы разжигают костёр из багульника. Этот народ верит, что ароматный дым этой травы отпугнёт недобрых духов от жилища.


Нанайское село Сикичи-Алян / Инна Кабанова / nazaccent.ru

Традиции нанайцев, связанные с Амуром

Не менее важным в жизни нанайцев были и сезонные праздники, посвящённые окончанию заготовки дров или удачному рыбному лову. Осенью, когда на реке Амур начинается путина, нанайцы стараются задобрить духов священной реки. Амур они называют Муэ Эднурни. Этот праздник получил имя «День Хозяина Амура». Жители нанайских поселений спешат к реке, чтобы поблагодарить за рыбу, что Амур преподнесёт им в этом сезоне.

Интересным обычаем в День Амура стало изготовление миниатюрных корабликов. Такое «судно» может приобрести или сделать любой желающий, после чего к кораблику следует прикрепить записку со своим желанием и кусочком еды для духов Амура.


День Хозяина Амура похож на ритуальное жертвоприношение духу моря на Сахалине / ujnosahalinsk.bezformata.com

Ненецкий фольклор

В фольклоре ненцев много загадок, тематика которых связана с повседневной жизнью:
природой тундры, кочевым бытом, повседневными занятиями.

У ненецкого фольклора две особенности – персонификация изложения (наряду с героями
действующим лицом становится и сам сказ, мынеко) и реалистический характер эпоса.
Благодаря этому предания становятся важным источником сведений об истории, быте,
обычаях и хозяйственной деятельности ненцев. Христианизация ненцев, начавшаяся в
XIX веке, существенно не повлияла на их верования, согласно которым весь окружающий
мир населен духами. Духи – хозяева местностей – главные действующие лица заговоров и
преданий, они играют важную роль в легендах и волшебных сказках.

Очень давно это было. Много лет тому назад солнце над ненецкой землей не скрывалось с
неба. Озера и реки тогда, словно вода в котле, кипели, столько в них было рыбы. От
берегов морей до самых лесов паслись оленьи стада… Голубых и белых песцов не
переловить было капканами. Каждой весной тучами налетали гуси, утки и лебеди. Весело
жилось ненцам в тундре.

Ненецкая сказка «Как могучий орел вернул ненцам солнце»

Селькупский фольклор

Добрым началом у селькупов считается Ном – творец, олицетворявший собой небо. Во
многих фольклорных преданиях содержатся отсылки к древним верованиям и культам.

В центре внимания сказок селькупов – отважный герой, который вступает в схватку со
злыми духами и всегда побеждает их. В сказках хвалят его доброту, щедрость,
уважительное отношение к старшим. Однако когда речь заходит о столкновении с врагом,
герой храбр и решителен.

Также во многих сказках находят отражения старинные верования, связанные с
анимистическими представлениями об окружающем мире.

Хозяйка огня пальцем до груди ее дотронулась – разом взметнулось пламя, загудел,
забушевал огонь в очаге. Только и видно было, как Хозяйка огня обхватила женщину
пламенными руками и вместе с искрами в дымовое отверстие унесла.
А старушка сказала:
– Из этого чума пойдет сказка-предание о том, как из живого сердца огонь зажегся.
Навеки запомнят селькупы, что в нашем стойбище случилось. Будут беречь огонь в очаге!
Селькупская сказка «Хозяйка огня»

Пословицы и поговорки армянские

Пословицы армянские

В воду не полезешь – плавать не научишься.
В году двенадцать месяцев и в каждом свои ягоды.
Виноватому всё кажется, что про него говорят.
Доброе слово дороже всех сокровищ мира.
Если человек захочет, гору на гору поставит.
Если осквернишь родник, откуда будешь пить воду?
Заработать легко, сберечь трудно.
И хорошее, и плохое у детей от отца с матерью.
Когда видишь, что вода не следует за тобою, последуй за нею.
Носи шапку так, как носят в городе, куда ты пришёл.


От дурного глаза даже камни трескаются.
Под прекрасной наружностью черти живут.
Плоха та шутка, в которой нет половины правды.
Собираешься кому-то яму копать – копай по своему росту.
Сотворив добро, хоть в воду кинь – оно не пропадёт.
Человек смотрит человеку в лицо, а Бог – в душу.

Поговорки армянские

Время дороже денег.
В чужой каше и зёрна крупнее.
Выше лба уши не растут.
Где худо, тут и порется.
Долг – огненная рубашка.
Долг платежом красен.
Дарёному коню в зубы не смотрят.
Дыму без огня не бывает.
Злой язык острее бритвы.
И волки сыты, и овцы целы.
И в чашу царя муха попадает.
Каждая курица свой насест хвалит.
Каждый горшок найдёт себе крышку.
Курдюк для овцы не груз.
Ложкой моря не исчерпать.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дети и родители
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: