Памятные вещи
Animaflora/ Getty Images
Очень часто после того, как умирает наш близкий человек, мы наследуем вещи и предметы, которыми когда-то он владел.
Это могут быть ювелирные изделия, мебель, одежда и другие предметы.
Когда вы чувствуете необходимость вдруг носить или использовать один из этих предметов, например, любимое кольцо покойной бабушки, знайте, в этот момент её душа с вами!
Все эти вещи и предметы, по сути, помогают поддерживать постоянную связь с умершие близкими. Это своего рода новый язык общения с духами.
Когда любимый человек уходит, необходимо научиться говорить на этом новом языке, и вам станет гораздо легче, вы будто бы притупляете боль от утраты.
Чтобы суметь распознать все эти знаки, безусловно, нужно иметь ясный, открытый ум и открытое сердце, потому что на самом деле существует множество способов общения духов с людьми.
Иногда вы можете сами инициировать это общение своими мыслями и действиями; не бойтесь просить их посылать вам знаки своего присутствия. Верьте в то, что они их пришлют и доверяйте своей интуиции, чтобы уметь распознать сигналы.
Но в каких же ситуациях душа умершего чаще всего связывается с человеком? Стоит сразу отметить, что это случается не так часто, как нам бы того хотелось, но всё же…
Игра с мячом десятки или десяты
Для игры с мячом «десятки» или второе её название «десяты» нужна небольшая площадка, стена, мяч и хотя бы два игрока.
Каждый игрок должен выполнить по десять упражнений. Примеры упражнений могут быть следующими:
1. Подбросить и ударить мяч об стену прямой ладонью один раз.
2. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
4. Четыре раза бросить мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
5. Пять раз, стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену.
6. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки.
7. Семь раз бросить мяч из-под левой ноги, ударяя его о стену, и от стены поймать мяч руками.
8. Восемь раз бросить мяч из-под правой ноги, ударяя о стену, а от стены поймать мяч руками.
9. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
Описанные выше упражнения к игре с мячом десяты приведены для примера, можно придумать свои упражнения и свою комбинацию заданий. После того как выполнены все десять заданий нужно сдать «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом запрещается смеяться и разговаривать.
Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся — мяч переходит к следующему по очереди игроку. По возвращению хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся, но с начала ошибочного упражнения. Т.е. если, например из семи необходимых заданий сделано было пять, а потом ошибка, то когда дойдет ход, нужно снова сделать все семь заданий. Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания и сдаст «экзамен». Как правило, на финальном этапе, т.е. при сдаче экзамена остальные игроки стараются активно мешать «экзаменующемуся», например, смешить его, или пугать, делая вид, что отбирают мяч. В общем, остальные игроки игры с мячом в десятку делают все, чтобы экзамен провалился.
Знаки на похоронах
Yolanda Perez/ Getty Images
По словам известного экстрасенса Джеймса Ван Прага (James Van Praagh), дух умершего часто посещает собственные похороны.
Он может бродить по комнате, пытаясь успокоить своих близких и подавая им знак, что с ним все в порядке.
Нередко странное поведение показывают домашние животные, в особенности кошки. Дело в том, что они действительно могут видеть духов
И если обратить внимание на поведение кошки во время похорон, можно понять, что она видит нечто странное.
Однако, по причине того, что люди сильно поглощены своим горем, эти признаки остаются незамеченными.
Цифры и числа
Black ice/ Pexels
Один парень рассказывал, что когда его отец умер, он был в полном отчаянии. Со временем он оправился от этой страшной потери и продолжил жить обычной жизнью.
Именно тогда он начал замечать нечто странное. Дело в том, что день рождения его отца был 5 июля (то есть, 5.07). Каждый раз, когда он смотрел на часы, они непременно показывали 5.07.
Однажды молодой человек разместил на канале YouTube ролик. Каково же было его удивление, когда казалось, что длительность этого видео составляет ровно 5 минут 7 секунд. Создавалось впечатление, что умерший отец парня пытался связаться с сыном.
Другая девушка рассказала, что её парень сделал ей предложение руки. Их свадьба была назначена на 23 августа. Но накануне свадьбы парень разбился на мотоцикле. Безутешная от горя невеста долго не могла смириться с потерей. А через некоторое время ей на глаза стала регулярно попадаться комбинация чисел 2308 (дата их несостоявшейся свадьбы).
Это могут быть повторяющие номера на машине или любые другие числа, которые начнут регулярно попадаться вам на глаза.
2. Описание игры
Играющие становятся в круг на расстоянии шага от водящего (центр круга может быть обозначен заранее, например, мелом). В руках водящего мяч. Подбрасывая мяч высоко вверх, водящий называет имя любого игрока. Тот, кого он назвал, должен выбежать в центр площадки и поймать мяч. Водящий занимает освободившееся место.
Если игрок ловит мяч, он становится водящим и описанные действия повторяются. Если мяч успевает коснуться земли, играющие разбегаются в разные стороны, пока он не поднимет мяч и не крикнет «Штандер!» (или «Стоп!»). В этом случае все замирают на том месте, где их застала команда, а он должен «осалить» кого-либо из играющих (попасть по нему мячом). Игроки при этом не имеют права покидать место, на котором остановились (увёртываться от мяча разрешается). Водящий также не имеет права покидать центр круга для броска.
Тот, в кого попали, становится ведущим или выбывает из игры по предварительной договорённости. Игра повторяется снова.
Музыка
Nejron/ Getty Images
Нередко после смерти близкого человека мы начинаем слышать музыку, которая тем или иным образом напоминает нам об ушедшем человеке.
Это может быть любимая песня умершего, или же мелодия, которая как-то связана с этим человеком.
Например, одна девушка рассказывает, что после того, как умерла её бабушка, внезапно повсюду раздавалась её любимая мелодия.
А однажды, когда внучка усопшей ехала в машине и включила свою любимую песню, внезапно она прервалась и вместо неё зазвучала та самая, любимая песня покойной бабушки.
Девушка переключила радио на другую частоту, но и там играла та же самая песня. Что же это, как не знак того, что дух любимой бабушки рядом?
Другая женщина также рассказывала удивительную историю о том, как после смерти дорогого супруга, она везде слышала его любимую песню, несмотря на то, что это мелодия была довольно редкой, и прежде её нечасто крутили по радио.
Анализ проведения подвижной игры в подготовительной группе
Организация подвижных игр с детьми — важная составляющая воспитательного процесса. Умение проанализировать игровую ситуацию поможет воспитателю скорректировать свою работу в данном направлении. При проведении анализа рассматриваются следующие аспекты организации игры:
- Время начала игры.
- Цели игры, их соответствие возрасту и подготовке детей.
- Количество участников.
- Кто является инициатором игры.
- Мотивация детей к игре.
- Объяснение новой игры воспитателем (повторение правил знакомой игры).
- Понимание и принятие детьми правил игры, их выполнение, причины нарушения правил.
- Распределение ролей в игре.
- Уровень выполнения детьми движений в игре.
- Уровень физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость).
- Выполнение этических норм поведения во время игры.
- Присутствие отрицательных качеств.
- Роль воспитателя.
- Окончание игры, подведение итогов.
- Количество повторений, длительность игры.
Педагог оценивает уровень выполнения дошкольниками движений в процессе игры
Педагог формулирует выводы, при необходимости обращается за рекомендациями. С целью повышения эффективности образовательного процесса по организации и проведению подвижных игр в ДОУ проводятся контрольные проверки, по результатам которых заполняются специальные карты оценки.
Таблица: карта оценки организации и проведения подвижных игр
Параметр | Аспект оценки | Баллы |
Подготовка к игре | Санитарно-гигиеническое состояние места занятия, спортивного оборудования, необходимого для проведения занятия | |
Подготовка педагога к игре | ||
Содержание игры | Планирование задач, их соответствие возрастным требованиям | |
Структура игры (вводная, основная и заключительная части) | ||
Наличие предварительного договора, игровых приёмов, обеспечивающих высокий интерес и быстрый сбор детей на игру | ||
Использование считалок при распределении ролей | ||
Воспитание физических и морально-волевых качеств дошкольного возраста в подвижной и спортивной игре, наличие индивидуальной работы с детьми в этом плане | ||
Обеспечение возрастания и снижения нагрузок на организм ребёнка в подвижной игре | ||
Деятельность детей | Отношение детей к выполнению заданий педагога: активность, самостоятельность, интерес | |
Реагирование на результаты своей деятельности | ||
Деятельность педагога | Правильность терминологии, культуры речи, объяснения способа действий | |
Предупреждение травматизма | ||
Подведение итогов | ||
|
||
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2016/07/15/karta-otsenki-organizatsii-podvizhnyh-i-sportivnyh-igr-v-rezhime |
Всем известна одна из проблем современного общества — излишнее увлечение молодёжи компьютерными играми. Нарицательным стал образ геймера — бледного молодого человека с плохой фигурой или страдающего ожирением. Просиживание свободного времени за экраном компьютера не только наносит вред здоровью, но и не даёт молодым людям научиться личностному общению, что, в свою очередь, ведёт к развитию синдрома одиночества, психологическим проблемам. Наиболее приемлемый выход — прививать подрастающему поколению желание вести здоровый образ жизни, заботиться о физическом здоровье. И начинается эта работа в самом раннем детстве. Я живу в деревне и мне уже за пятьдесят. Имея достаточно большой жизненный стаж, невольно отмечаешь разницу в поведении поколений. Если в своём детстве мы уходили с улицы только для того, чтобы поесть, и тут же бежали обратно для продолжения игр со своими друзьями, то сейчас даже в каникулярное время на улице довольно редко встретишь играющих детей. И я была очень тронута, когда этим летом услышала под окном игру «Штандер-стоп», забытую, но опять возродившуюся в детских развлечениях. Хочется сказать: «Мы научим детей жить по-новому, быть здоровыми и счастливыми. Нужно только над этим работать».
Научить ребёнка вести здоровый образ жизни, следить за физической формой, получать удовольствие от умения хорошо двигаться — одна из задач системы образования. Самые первые навыки закладываются в детском саду, поэтому большинство ребят подготовительной группы уже могут точно и правильно выполнять физические упражнения. Воспитатель должен помочь каждому ребёнку приобрести уверенность в своих силах, сформировать потребность в подвижных упражнениях, привить любовь к спортивным играм.
Какие слова произносить?
Существует несколько интерпретаций стихотворений и фраз, которые используют во время потехи. В варианте для детей подойдет классический задорный стишок про каравай.
«Ручеек» для повзрослевших ребят ведущий произносит любое четверостишье про ручеек. После этого стоящие парами говорят: «Ты быстрей пробегай, друга выбирай!».
У выбирающего есть своя фраза: «Я Машеньку (имя другого участника) найду/люблю и с собой заберу!». Малыши могут ее использовать.
Приветствуется создание новых правил. Для ребят, не успевших пробежать по коридору, придумайте шуточное наказание. Это может быть забавный танец, приседания или рассказ стихотворения.
Детство и юность
Родилась прабабушка Лена 24 декабря 1926 года и выросла в деревне Коммуна Усть-Таркского района. В семье было шестеро детей. Они рано потеряли мать. Мачеха, которую привёл отец, не стремилась детям заменить родную маму: она жестоко обращалась с детьми. Когда началась Великая Отечественная война, моей прабабушке, как и мне сейчас, было 15 лет. В начале войны дети осиротели: умерли и мачеха, и родной отец. Младших братьев Валю и Петю забрали в детский дом. Старшего брата война застала на дальнем востоке, он там проходил службу. Сестра Галина была отправлена работать в город Новосибирск на завод по производству боевых снарядов. Бабушка осталась одна. Но она не пала духом, и продолжая жить в одиночестве, трудилась на благо Родины.(Слева на право: баба Лена, её сестра Галина и подруга).
Почему так называется?
Версия потехи для малышей появилась раньше. Люди, проходящие сквозь ворота, держаться за руки и бегут в одну колонну. Их действия напоминают настоящий ручей.
Позднее появилась версия для повзрослевших участников. Они выстраиваются в коридор, который отдаленно напоминает русло. Пара бегущих ребятишек выступает в виде ручья.
Раньше ручейки за издаваемые ими звуки еще называли журчалочками. По этой причине потеха носит и второе название.
Наглядный пример игрового процесса представлен в видеоролике.
Забава не имеет временных ограничений. Играть можно на переменах, на прогулке в детском саду или лагере. Потеха подходит и для уличных развлечений, и для игры в помещении. Игровой настрой помогает ребенку расслабиться. Неосознанно малыш впитывает новую информацию, учится преодолевать страх публичных выступлений и делать выбор.
Источник
Игра с мячом лягушка
Игра с мячом «лягушка» это игра для детей и особенно она нравится девочкам. Для игры с мячом в лягушку понадобятся мяч и вертикальная стенка. Игроки в лягушку договариваются об очереди играющих. Дальше на стене намечается условная линия, это может быть линия стыка стеновых панелей, а может быть линия подоконника, лестницы и т.п. Ниже выбранной линии кидать мяч нельзя. Девочки выстраиваются в линию друг за другом, и первая из них кидает мяч не ниже упомянутой выше линии. Мяч ударяется о стенку, падает на землю, и в момент удара мяча о землю девочке нужно его перепрыгнуть.
Дальше мяч попадает в руки второму игроку в лягушку и все повторяется. Прыгнувший уходит и становится в конце очереди. Кто из игроков не смог перепрыгнуть мяч, тот получает в наказание одну букву из слова «л я г у ш к а». Сначала букву «л», потом «я» и т.д. Проигрывает в этой игре с мячом тот ребенок, кто раньше всех соберет слово «лягушка».
В процессе игры по договоренности линию можно поднять выше. Если у всех игроков получается прыгать через мяч при выбранном уровне линии, то игра становится скучной. Обычно, чем выше линия, тем сложнее и интереснее игра.
Электронные приборы перестают работать или вдруг включаются сами по себе
DAPA Images/ pixabay
Электрические приборы в доме являются одним из наиболее распространенных средств, с помощью которых дух может попытаться с вами общаться.
Например, радио в комнате неожиданно само включается или же перестраивается на другую частоту.
Души — это чистая энергия.
А поскольку электроника использует энергетические частоты, именно их умершие близкие выбирают для общения; и это особенно важно понимать, если вы хотите распознавать сигналы от наших родных.
Робертсон рассказывает случаи, из жизни своих клиентов. Например, один из них вдруг получил с запозданием электронное сообщение, которое умерший близкий человек написал некоторое время назад.
Другая женщина рассказывает, как получила от своего близкого голосовое сообщение, которое было записано им месяцем ранее.
Все эти и многие другие доказательства говорят о том, что души ушедших близких входят в контакт с этим миром.
Очень часто в комнате перестают работать часы.
Если вдруг так происходит, не стоит бояться. Помните, что духи приходят не для того, чтобы обидеть или причинять вам боль.
Вы можете быть напуганы происходящим, но они просто пытаются найти способ связаться с вами оттуда, где они сейчас находятся.
Необычные мысли
Иногда у вас могут возникнуть мысли, которые не кажутся вам вашими собственными, как будто бы у вас в голове происходит внутренний монолог, но он вам не принадлежит.
Если с вами случается что-то подобное, это также может быть признаком того, что ваш близкий родственник по-прежнему с вами.
Если вы чувствуете, что у вас в голове роятся странные, будто бы посторонние мысли, задумайтесь об этом, особенно, когда ваш внутренний монолог происходит как будто бы в стороне от вас.
Это общение часто происходит в форме ваших мыслей, ощущений и воспоминаний.
Дух может внушить вам какую-то мысль. Это может быть послание, которое непременно повеет любовью и уверенностью в том, что вы не одиноки.
Примерно то же самое происходит с нашими снами; наше подсознание на самом деле гораздо более интуитивно, чем сознание.
Когда любимый человек появляется у вас во сне, это еще один способ поприветствовать вас и сообщить вам, что он рядом.
Хитрости
Правил мало и это делает игру очень насыщенной. Так, когда водящий целиться в игрока мячом, тот может не уклоняться. Наоборот, поймав мяч быстро добежать до центра, крикнуть «штендер» и тут же засалить игрока, которого застала в врасплох такая тактика.
Для описанной манипуляции нужна ловкость, скорость и реакция, умение быстро оценить ситуацию. Например, для находящегося далеко от центра сорванца больше шансов поймать мяч, но меньше возможность добежать до отправной точки раньше, чем остальные сумеют отдалиться на безопасное расстояние.
Каждому из массовки приходится просчитывать варианты и решать ловить мяч, который в него бросают или пытаться увернуться.
Накал борьбы не спадает и потом: следующий игрок выкрикивает новое имя незамедлительно, чаще даже на лету ловя заветный снаряд. Люди старшего поколения, не понаслышке знакомые с игрой, советуют не рвать с места, а в первые секунды следить за обстановкой.
Если становится очевидным, что мяч поймают – лучше оставаться на месте, или отбегать недалеко. В противном же случае, когда снаряд наверняка коснется земли надо бежать.
Разбираясь в игре, читая к ней «инструкцию» словно смотришь чёрно-белое послевоенное видео и выцветшие бумажные фото. Видишь людей, отбросивших полки сумасшедших штандартенфюреров, растоптавших штандарты со свастиками и подаривших счастье и солнечное небо миллионам ребят.
Но еще более удивительно насколько эта давняя игра современно смотрится сейчас, в эпоху всеобщей цифровизации, рекламных штендеров и скребущих небо железобетонных конструкций. Видимо это потому, что все человеческое в нас бессмертно и вне времени.
Игра вышибалы
Игра для детей с мячом в вышибалы известна практически всем с самого детства. Если помните, то для игры в вышибалы необходима большая и ровная площадка и мячик. Играть в вышибалы можно компанией от трех человек и больше. Игра становится тем более интересной, чем больше людей принимает в ней участие, потому что в этом случае становится сложнее увернуться от мяча. Некоторые игроки сознательно прячутся за других игроков.
Играющие в игру вышибалы разделяются на, собственно, играющих двух вышибал. Два человека — вышибалы — выбираются считалкой и встают с двух противоположных сторон от играющих. Расстояние от одного вышибалы до другого зависит от размеров площадки и возраста детей, которые играют в игру. Остальные игроки — вышибаемые между вышибалами центре площадки. Цель вышибал перебрасывая друг другу мяч, попасть им в вышибаемых игроков. Игроки в игре вышибалы должны бегать и уворачиваться от мяча.
Игрок, в которого попали мячом, считается «выбитым» и выбывает из игры. Выбывшие игроки отходят в сторону от площадки и ждут окончания игры. Выбитого игрока могут «спасти» другие играющие. Для этого им надо поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету. Если мяч отскочил от земли, то ловить его нельзя. Если игрок поймал мяч от земли или мяч вывалился из его рук, пока он пытался его поймать, то такой игрок выбывает сам. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает, кому из выбывших игроков следует вернуться в игру. Когда в команде «вышибаемых» остался только один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае вышибаемая команда считается проигравшей и игра начинается заново.
Есть также несколько усложнений и классификаций бросков мяча:
1. «Свечка» — При броске «свечка» вышибала громко говорит «свечка» и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная «жизнь». Игрок может спасти уже выбывшего игрока. Если выбывших игроков несколько, то игрок, поймавший мяч, сам определяет, кого следует спасать.
2. «Бомба» — При броске мяча «бомбочка» вышибала громко кричит «бомба» и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока — он выбывает из игры. Передвигаться в момент падения мяча можно, не вставая с корточек.
3. «Ручеек» — При броске мяча «ручеек» вышибала громко кричит «ручеек» и катит мяч по земле посередине площадки. Пока мяч катится, все игроки должны успеть стать перед ним так, чтобы он прокатился между ногами. Кто не успел этого сделать, тот выбывает из этой игры.
4. «Макароны» При броске «макароны» вышибала кричит «макароны» и кидает мяч обычным способом. В этот момент все игроки обязаны остановиться на том месте, где они находились в момент броска, и двигаться волнообразно, прижав руки к туловищу. В кого мяч попадет, тот как обычно выбывает
При броске «макароны» важно, чтобы вышибала бросал мяч в момент объявления условия. Нельзя крикнуть «макароны», дождаться пока все замрут на месте, а потом кидать мяч
Так поступать нельзя и выбывание игроков в этом случае не зачитывается.
Пасьянс Ручеек – классическая вариация
В данном варианте пасьянса «Ручеек» применяют колоду, состоящую из 32, 36 или же 52 карт. Вначале самую верхнюю из карт с колоды следует перевернуть и положить на поверхность стола рубахой вниз, следующую – кладут рядышком, в таком же положении, выложив все имеющиеся и используемые карточки в колоде.
Когда в процессе раскладывания по позициям колоды, одна из карт заняла место с правой стороны от исходной, и ее масть соответствует исходному листу – ее стоит изъять из всего расклада. Когда же 2 из карт одинаковой масти легли через одну, по правилам пасьянса «Ручеек» убирается та, что легла с левой стороны. Когда же после изъятия той или иной карты сам расклад позволяет провести новое, такое же изъятие – его проводят, при этом само достоинство изымаемых карт не имеет в данном случае никакого значения.
Попытаемся рассмотреть расклад, который был проведен в описанном выше пасьянсе – в этом отношении не должна выкладываться 5-я карта, поскольку 4 должна по идее уже убраться, поскольку она легла с правой стороны от карточки одинаковой масти.
Далее выкладываем 5-ю карточку из колоды – валет пик – и при этом 10 пик лежит от него через одну и как следствие десятка убирается из расклада. После выкладывается следующая, идущая карта – король пик и он так же идет одной масти, что и карта, расположенная слева от него – ее убирают. Поскольку дальнейший переклад карт невозможен, по правилам пасьянса «Ручеек» нужно выложить следующую карточку из колоды и пасьянс «Ручеек» сошелся. В итоге раскладки всей колоды должно остаться 4 карточки, разных по своей масти.
Правила игры
Оговаривается или очерчивается площадка (круг, по периметру которого становятся игроки), отмечается центр (место водящего). Водящий выбирается с помощью считалки, жребия или любым иным способом и становится в центре.
Если участники игры плохо знакомы друг с другом, вместо имён используются номера (по количеству играющих).
Выкрикивать имя следует до того, как мяч брошен вверх. Кричать «Штандер!» водящий имеет право только когда он с мячом возвращается в центр круга.
Если участник, которого «осалили», ловит мяч, он имеет право тут же «осалить» мячом водящего или любого другого игрока. Долго задерживать мяч не разрешается.
Вариант С. Якуба, описанный в газете для классных руководителей, предполагает игру «на вылет»: каждый «осаленный» получает штрафное очко, а после трёх очков выбывает из игры. При этом даётся оговорка, что играть втроём или вчетвером уже трудно и не так интересно, поэтому автор советует играть до пяти-шести штрафных баллов, если участников меньше десяти.
Если водящий замешкался и остальные игроки успели убежать так далеко, что наверняка попасть в них мячом будет трудно, он может «передать руку» другому. Для этого водящий должен выбрать участника игры, стоящего ближе всех, и спросить его: «Берёшь руку?» Если тот согласен, водящий перебрасывает мяч ему. Все вновь разбегаются, а тот, кто ловит мяч, кричит «Штандер!» и «осаливает» оказавшегося рядом игрока. При этом если водящий неточно передаёт мяч и тот касается земли, водящему начисляется штрафное очко.
Жизнь в тылу
Многих мужчин забрали на службу, а потому рабочих рук стало не хватать. Нелёгок был труд женщин и детей в эти тяжёлые годы. Нормы выработки на полях, где трудились мальчики и девочки разных возрастов, были по истине огромными. С наступлением осени приходило время уборки урожая. Бабушка, пройдя краткосрочные курсы, работала водителем на комбайне. Рабочий день начинался очень рано – в 4 часа утра, а заканчивался поздним вечером. С наступлением зимы были сформированы рыболовецкие артели, состоящие из детей и женщин. Они занимались промыслом озёрной рыбы. Вручную долбили проруби, голыми руками тянули тяжёлые и обледенелые неводы с рыбой. За день на сильном жгучем морозе вся одежда «вставала колом», а руки просто белели от холода.Весной, по рассказам прабабушки, они при перегоне скота из соседних поселений, чтобы сохранить свою и без того хиленькую обувку, снимали её и босиком, по холодной весенней воде, переходили большие лужи. В годы войны приходилось и голодать, так как всю лучшую продукцию отправляли на фронт. Варили суп из лебеды или крапивы, собирали мороженую картошку. Работали, не жалея сил. Каждый стремился перевыполнить свой трудовой план. Не исключение и прабабушка. С первого дня войны Елена Яковлевна работала наравне со многими взрослыми. Я, как представитель молодого поколения, просто не могу представить то, насколько тяжела была жизнь в военное время, насколько трудно было работать в тылу. Для меня остаётся загадкой, откуда бабушка набиралась сил и как смогла пережить всё это. Возможно, той неведомой силой, помогавшей ей выжить, была вера в победу над фашизмом.